Научная статья на тему 'Отношение британского бизнеса к проблеме безработицы в 1920-е гг'

Отношение британского бизнеса к проблеме безработицы в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / БЕЗРАБОТНЫЕ / БИЗНЕС / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / А. МОНД / ПЕРЕГОВОРЫ / ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОФСОЮЗЫ / РАБОЧИЕ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / A. MOND / BUSINESS / EMPLOYEES / EMPLOYERS / GREAT BRITAIN / INDUSTRY / MONDISM / NEGOTIATIONS / POLITICS / RATIONALIZATION / TRADE UNIONS / UNEMPLOYED / UNEMPLOYMENT / WORKERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Ольга Александровна

В истории Британии межвоенного периода проблема массовой безработицы, с которой стране тогда пришлось столкнуться впервые, занимает центральное место. Политики и экономисты безуспешно пытались найти средства, чтобы справиться с этим явлением. Не оставались в стороне и предприниматели. Так, в 1927-1930 гг. в рамках «переговоров Монда Тёрнера» они предложили свое видение ситуации и способы выхода из нее. В статье на основе многочисленных архивных материалов рассматривается позиция, которую занимали бизнесмены в ходе подготовки и обсуждения второго доклада этих переговоров, посвященного непосредственно безработице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unemloyment in Britain in 1920s: Employers' Approach

Unemployment occupies the central place in the British history of inter-war years. Politicians and economists tried to devise means to cope with the problem though without much success. Employers also paid attention to this social evil: in 1927-1930 some of them took part in the so called Mond-Turner talks and suggested their own ideas concerning unemployment. Based on extensive archival documents this article is aimed at analyzing the position taken by the employersgroup during the discussions and preparation of the second interim report of the talks, devoted to unemployment.

Текст научной работы на тему «Отношение британского бизнеса к проблеме безработицы в 1920-е гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 6

О.А. Иванова

(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки

исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ОТНОШЕНИЕ БРИТАНСКОГО БИЗНЕСА К ПРОБЛЕМЕ

БЕЗРАБОТИЦЫ в 1920-е гг.

В истории Британии межвоенного периода проблема массовой безработицы, с которой стране тогда пришлось столкнуться впервые, занимает центральное место. Политики и экономисты безуспешно пытались найти средства, чтобы справиться с этим явлением. Не оставались в стороне и предприниматели. Так, в 1927—1930 гг. в рамках «переговоров Монда — Тёрнера» они предложили свое видение ситуации и способы выхода из нее. В статье на основе многочисленных архивных материалов рассматривается позиция, которую занимали бизнесмены в ходе подготовки и обсуждения второго доклада этих переговоров, посвященного непосредственно безработице.

Ключевые слова: безработица, безработные, бизнес, Великобритания, занятость, А. Монд, переговоры, политика, предприниматели, промышленность, профсоюзы, рабочие, рационализация.

Unemployment occupies the central place in the British history of inter-war years. Politicians and economists tried to devise means to cope with the problem though without much success. Employers also paid attention to this social evil: in 1927—1930 some of them took part in the so called Mond—Turner talks and suggested their own ideas concerning unemployment. Based on extensive archival documents this article is aimed at analyzing the position taken by the employers' group during the discussions and preparation of the second interim report of the talks, devoted to unemployment.

Key words: business, employees, employers, Great Britain, industry, A. Mond, mondism, negotiations, politics, rationalization, trade unions, unemployed, unemployment, workers.

* * *

Начиная с весны 1921 г. на протяжении почти двух десятилетий в Великобритании постоянно насчитывалось не менее миллиона безработных, а временами их количество, по некоторым данным1, достигало отметки в два и даже в три миллиона. Столь массовая и длительная безработица была совершенно новым, невиданным до той поры явлением. Государство и его финансовая система оказались не подготовленными к такому развитию событий. Чтобы сгладить ситуацию и не допустить социального взрыва, огромные

* Иванова Ольга Александровна, e-mail: [email protected].

1 Garside W.R. British Unemployment, 1919—1939: A Study in Public Policy. Cambridge, 1990. P. 5.

средства тратились на поддержание тех, кто был выброшен на биржу труда. Неудивительно, что безработица стала одним из ключевых вопросов в социальной и экономической истории страны в межвоенный период — об этом свидетельствуют, в частности, материалы парламентских дебатов, отчеты правительственных комиссий, предвыборные манифесты политических партий и многочисленные статьи в прессе. Крупные бизнесмены и профсоюзные лидеры также обращались к проблеме занятости, особенно в связи со становившейся все более популярной идеей рационализации производства, грозившей дополнительным сокращением рабочих мест.

Пожалуй, самым ярким примером подобного обращения для 1920-х гг. с целью найти оптимальное решение и выработать общую позицию служит Конференция по проблемам реорганизации промышленности и производственных отношений, чаще упоминаемая в историографии как переговоры Монда — Тёрнера (1927—1930)2. В ноябре 1927 г. группа влиятельных предпринимателей во главе с А. Мондом3 обратилась к руководству Британского конгресса тред-юнионов (БКТ)4 с предложением обсудить сложившуюся ситуацию. За этим последовала серия встреч, в ходе которых бизнесменам и представителям профсоюзов удалось обменяться мнениями по широкому кругу вопросов — таких как трудовые конфликты, признание тред-юнионов, рационализация производства — и прийти к соглашениям, опубликованным позднее в совместных докладах5. Один из этих докладов был полностью посвящен проблеме безра-

2 Непосредственно конференции были посвящены лишь две статьи: McDonald G.W., Gospel H.F. The Mond—Turner Talks, 1927—1933: A Study in Industrial Cooperation // The Historical Journal. 1973. Vfol. 16. N 4; Gospel H.F. Employers' Labour Policy: A Study of the Mond—Turner Talks, 1927—1933 // Business History. 1979. Vol. XXI. N 2. Однако, как ни удивительно, их авторы опирались на документы предпринимательских организаций, не участвовавших в конференции. Значительное место отводилось переговорам в исследовании более общего характера (Charles R. The Development of Industrial Relations in Britain, 1911—1939. L., 1973). Отечественные историки также обращались к сюжетам, связанным с переговорами Монда — Тёрнера, но их интересовала прежде всего позиция профсоюзов (Алпатова Г.М. Политика «промышленного партнерства» и рабочий класс // Рабочее движение в Великобритании XIX—XX вв. М., 1979; Шакиров Р.С. «Социальное партнерство» в межвоенной Британии: на примере мондизма (1927—1931 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1989).

3 Альфред Монд (1868—1930) — руководитель крупнейшей химической компании «Imperial Chemical Industries», Ltd (ICI), политический деятель, в 1916—1922 гг. входил в правительство.

4 Президентом БКТ в том году был руководитель Национального профсоюза рабочих текстильной промышленности Бенджамин Тёрнер (1863—1942). Вместе с А. Мондом он стал сопредседателем на переговорах.

5 Подробнее об итогах переговоров, о затронутых в них сюжетах и об участниках дискуссий см.: Иванова О.А. Позиция британских предпринимателей на переговорах Монда — Тёрнера (1927—1930) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2009. № 3.

ботицы6 и стал своего рода манифестом крупных промышленников и профсоюзных деятелей.

Естественно, позиции участников переговоров в опубликованном докладе были изрядно «приглажены», тем интереснее попытаться заглянуть за кулисы и подробнее рассмотреть переговорный процесс. К тому же едва ли возможно было бы выявить точку зрения представителей бизнеса только из коллективного документа, в составлении которого принимали участие и представители БКТ.

Обширный комплекс материалов конференции хранится в настоящее время в составе архива БКТ в Уорвикском университете. Это протоколы заседаний, переписка бизнесменов и профсоюзных лидеров, проекты резолюций, различные меморандумы. Среди них имеются бумаги с шифром «R.G.». Есть основания полагать, что эти бумаги принадлежат предпринимателям, поскольку они называли себя «representative group of employers» (представительной группой)7. Все эти документы дают возможность реконструировать позицию крупных промышленников по вопросу о безработице и способах борьбы с ней, что, безусловно, важно, учитывая постоянно возраставшую роль бизнеса в британской политике 1920-х гг.

Согласно одному из документов БКТ, предложение включить данную проблему в программу переговоров исходило от профсоюзных лидеров8. На самом же деле, выступая 12 января 1928 г. перед участниками конференции, первым обратил внимание присутствующих на уровень безработицы в стране и призвал приложить все усилия для его снижения А. Монд9. И не удивительно: бизнесмен и ранее неоднократно писал об этом в статьях10, а в 1922 г. возглавил правительственную комиссию по безработице и подготовил собственный план борьбы с этим общественным недугом. Впрочем, проект А. Монда тогда не вызвал энтузиазма у его коллег в правительстве. Конференция дала ему возможность вновь

6 Conference on Industrial Reorganisation and Industrial Relations. Interim Joint Report on Unemployment, Adopted by the Full Joint Conference, March 12th, 1929. L., 1929 (далее — Report on Unemployment. 12.III.1929). Тем не менее, как ни парадоксально, обсуждение на переговорах проблемы безработицы в историографии едва упоминается.

7 Подробнее см.: Иванова О.А. Указ. соч. С. 49—50.

8 Modern Records Centre, University of Warwick (далее — MRC). MSS.292/262/1: Trades Union Congress General Council. Industrial Committee. Suggestions for the Agenda to be Submitted to Joint Sub-Committee Meetings with Employers' Group.

9 MRC. MSS.292/262/18: Notes on the Joint Conference between the Representative Group of Employers and the General Council of the Trades Union Congress. 12 January 1928 (R.G./M.1). P. 7.

10 См., напр.: Mond A. The Remedy for Unemployment. Get the Workers Back to Work! Llanelly [1925], а также ряд статей в его сборнике (Mond A. Industry and Politics. L., 1927).

озвучить свои предложения, которые легли в основу первого меморандума по проблеме безработицы, представленного от имени предпринимателей11.

Данный меморандум в значительной степени повторял многие идеи А. Монда, изложенные в его статьях. Структура документа была использована для последующих проектов доклада по безработице, подготовленных в ходе дискуссий. В меморандуме содержался анализ ситуации, исследовались причины столь высокого уровня безработицы в стране, критиковались меры, принимаемые правительством для борьбы с этой проблемой, и предлагался ряд решений, которые могли бы изменить существующее положение.

Центральное место в документе занимал упомянутый план Монда. Руководитель крупнейшего британского химического концерна, наряду с другими предпринимателями, был обеспокоен тем, что в условиях, когда промышленность страны нуждалась в помощи, крупные суммы денег тратились на непродуктивные цели — в том числе, на различные пособия12. Монд считал, что эти деньги можно было бы использовать иначе, а именно часть средств, выплачиваемых безработным, направлять на создание дополнительных рабочих мест.

Люди, получавшие пособие, могли бы добровольно отказаться от него в обмен на работу с зарплатой по согласованным с профсоюзами тарифам. В свою очередь предприятия, готовые взять дополнительное количество рабочих, получали бы субсидию в виде 75% от суммы пособий тех, кого они нанимали. Предусматривался регулярный пересчет размера денежных выплат в зависимости от снижения числа безработных в отрасли, и при достижении допустимого уровня безработицы действие схемы автоматически прекращалось. Для контроля за выполнением всех условий, обозначенных в проекте, предлагалось создать специальную комиссию из представителей государства, предпринимателей и рабочих (т.е. всех трех сторон, вносивших деньги в Фонд страхования по безработице)13.

План Монда вызвал множество критических замечаний со стороны представителей БКТ, которые считали, что данный проект призван помочь не столько безработным, сколько предпринимателям, притом таким, которые не сумели добиться эффективного

11 MRC. MSS.292/262/27: General Memorandum on Unemployment (R.G./M.105) (далее — Memorandum on Unemployment).

12 Mond A. Industry and Politics. P. 93; MRC. MSS.292/262/28: Minutes of the Thirteenth Joint Committee Meeting of Representative Group of Employers and the General Council of the Trades Union Congress, 8 November 1928 (R.G./M.111) (далее —

13th Meeting. 8.XI.1928). P. 3.

13 Memorandum on Unemployment. P. 65—70, 73—75.

функционирования своих предприятий, позволяя им сократить расходы. Большие сомнения вызывало и возможное злоупотребление субсидиями. Кроме того, поскольку взносы в Фонд страхования по безработице вносили предприниматели из разных отраслей промышленности, неизбежно возникал вопрос: каким предприятиям и из какой сферы необходима помощь в первую очередь14. Следует отметить, что, несмотря на отсутствие непосредственной критики проекта со стороны группы бизнесменов, они не выступили и в поддержку предложений Монда. В итоге постепенно этот пункт исчез из черновых вариантов доклада. В качестве альтернативного метода субсидирования промышленности во время депрессии участники конференции рекомендовали создать государственный фонд15.

Впрочем, Монд не рассматривал свою схему как панацею. Наряду с другими бизнесменами, он признавал, что не существует одного-единственного решения проблемы16 и предлагал подходить к сложившейся ситуации комплексно.

Среди причин массовой безработицы предприниматели и профсоюзные лидеры отмечали избыток рабочей силы, появившийся под действием различных факторов: роста населения, сокращения эмиграционных потоков и модернизации производства17. Одним из способов изменения существующего положения некоторые бизнесмены считали поощрение эмиграции, прежде всего в рамках Британской империи. В частности, сторонниками этой идеи были сам А. Монд и один из лидеров мукомольной отрасли А.Э. Хам-фриз. Для желающих покинуть страну они предложили провести капитализацию взносов в Фонд страхования по безработице, чтобы переселенцы могли использовать эти деньги для обустройства на новом месте. Оба предпринимателя считали, что взносы в Фонд тормозят эмиграционные процессы, так как рабочим жаль расставаться со средствами, вложенными ими в страховую систему у себя на родине18. Несмотря на то, что представители БКТ не видели

14 MRC. MSS.292/262/26: Trades Union Congress General Council. Industrial Committee. Unemployment. Employers' Memorandum. General Criticism. P. 3—4.

15 Report on Unemployment. 12.III.1929. P. 8.

16 Memorandum on Unemployment. P. 52; MRC. MSS.292/262/28: Minutes of the Fifteenth Joint Committee Meeting of the Representative Group of Employers and The General Council of the Trades Union Congress, 6 December 1928 (R.G./M.125) (далее — 15th Meeting. 6.XII.1928). P. 12.

17 Memorandum on Unemployment. P. 26—29; MRC. MSS.292/262/28: Industrial Conference. Joint Committee of the Representative Group of Employers and the Trades Union Congress General Council. Precis of Discussion on Unemployment on 22 November 1928 (далее — Discussion on Unemployment, 22.XI.1928). P. 12; 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 4.

18 Mond A. Industry and Politics. P. 94; Discussion on Unemployment. 22.XI.1928. P. 12—13.

в эмиграции эффективного средства, предложение вошло в итоговый вариант совместного доклада.

В то же время известный промышленник и политик лорд Уир утверждал, что гораздо важнее найти для британцев работу на родине, например в сфере сельского хозяйства, которое могло бы предоставить множество дополнительных рабочих мест19. Сходной точки зрения придерживался и текстильный фабрикант Ф.В. Уилли, предлагавший организовать совместные переговоры представителей профсоюзов, предпринимательских организаций и сельскохозяйственных рабочих20. При поддержке профсоюзных лидеров пункт о роли сельского хозяйства также был включен в итоговый доклад конференции21.

Участники переговоров были обеспокоены количеством безработных среди молодого трудоспособного населения и тем, что люди пожилого возраста неохотно покидали свои рабочие места из-за недостаточной пенсии22. В качестве основного источника средств для увеличения пенсий и бизнесмены, и представители профсоюзов предлагали использовать Фонд страхования по безработице. Помимо этого, предприниматели в своем меморандуме отмечали, что некоторые компании самостоятельно учредили пенсионные фонды, и призывали остальных последовать такому при-меру23. Они также считали крайне желательным снижение пенсионного возраста с 65 до 60 лет, чтобы рабочие места освобождались быстрее24. Понимая, что нельзя законодательно принудить рабочего оставить производство, участники конференции сходились на том, что решение не столько в простом увеличении размеров выплат, сколько в том, чтобы на повышенные пенсии могли претендовать только те, кто больше не работает25. Все эти предложения были приняты и отражены впоследствии в конечном варианте совместного доклада.

В ходе обсуждения проблемы занятости участникам переговоров вновь пришлось вернуться к вопросам рационализации произ-

19 13th Meeting, 8.XI.1928. P. 2—3.

20 MRC. MSS.292/262/28: Minutes of the Sixteenth Joint Committee Meeting of the Representative Group of Employers and the General Council of the Trades Union Congress, 20 December 1928 (R.G./M.129). P. 23. Однако у этой идеи были и противники: так, руководитель крупной транспортной компании лорд Эшфилд, ссылаясь на независимый характер фермера, отнесся к ней довольно скептически (Ibidem).

21 Report on Unemployment. 12.III.1929. P. 12.

22 Mond A. Industry and Politics. P. 96; 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 12; Discussion on Unemployment. 22.XI.1928. P. 3—4, 8—9 etc.

23 Memorandum on Unemployment. P. 93. В частности известно, что подобные пенсионные фонды существовали на предприятиях А. Монда, лорда Эшфилда и в компании «Gas Light and Coke Co.», возглавляемой еще одним активным участником переговоров — Д. Милн-Уотсоном.

24 Ibidem.

25 15th Meeting. 6.XII.1928. P. 5, 16.

водства. Обе стороны признали, что столь необходимая британской промышленности модернизация так или иначе повлечет за собой сокращение рабочих мест. В ряде случаев это стало бы временным явлением26, но при существовавшем уровне безработицы любое усугубление ситуации казалось крайне опасным. Принятие в свое время резолюции о рационализации27 накладывало на профсоюзных лидеров определенные обязательства: признав необходимость переустройства промышленности, руководители тред-юнионов должны были теперь свести к минимуму его негативные последствия28.

Особенно много споров вызвал вопрос о том, кому надлежит предотвращать нежелательные эффекты рационализации. Некоторые участники конференции вслед за генеральным секретарем БКТ У. Ситрином полагали, что устранять последствия модернизации промышленности обязаны те, кто пожинают ее плоды, т.е. предприниматели29. Те, не отказываясь от своей ответственности, признавали ее лишь до той степени, до которой она не торпедировала эффективность производства. В частности, в их первом меморандуме, посвященном безработице, в качестве одной из мер рекомендовалось создать на предприятиях так называемый Фонд для компенсации рабочим, уволенным в ходе рационализации (Labour obsolescence fund). Средства для подобного фонда предлагалось накапливать путем регулярных отчислений из прибыли компании или при помощи специальных схем сокращения производственных расходов. Тем не менее составители меморандума подчеркивали, что такой фонд могут себе позволить в основном крупные фирмы и преимущественно в период экономического процветания30.

Другой точки зрения придерживались те, кто, вслед за А. Мон-дом и Д. Милн-Уотсоном, утверждали, что расходы на трудоустройство подвергшихся сокращению могут быть непосильными для одной компании. Поскольку переустройство промышленности — дело национального значения, государство обязано принимать на себя часть связанных с этим процессом трудностей31. Такую точку зрения разделял и один из профсоюзных лидеров Э. Бевин32. Лорд Эшфилд, однако, опасался, что попытка возложить подобную ответственность на государство приведет лишь к увеличению налогов и, как следствие, к еще большему бремени для промышленности33.

26 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 11, 15.

27 Conference on Industrial Reorganisation and Industrial Relations. Interim Joint Report Adopted by the Full Joint Conference on 4th July, 1928. L., 1928. P. 13.

28 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 9, 12, 14.

29 Ibid. P. 7—9, 13.

30 Memorandum on Unemployment. P. 94—94a.

31 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 8—9, 14.

32 Discussion on Unemployment. 22.XI.1928. P. 5, 14.

33 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 14.

Наиболее полно свою позицию по данному вопросу обозначил на заседании 22 ноября 1928 г. Д. Милн-Уотсон. Он четко разделил свои обязанности и как бизнесмена, и как гражданина, не скрывая, что первые для него более приоритетны. Будучи предпринимателем, свою главную задачу он видел в том, чтобы обеспечить эффективность собственной компании, даже несмотря на то, что это может повлечь за собой сокращение рабочих мест. При этом он считал необходимым либо искать пути открытия новых предприятий, чтобы трудоустроить уволенных, либо обеспечить их достойной пенсией. На этом, отмечал Милн-Уотсон, его возможности как предпринимателя исчерпываются, однако как гражданин он все же обязан попытаться найти решение проблемы. Среди допустимых мер Милн-Уотсон называл, в частности, организацию общественных работ и государственную материальную помощь34.

Итогом многочисленных дискуссий стало появление в докладе конференции пунктов о влиянии рационализации промышленности на уровень безработицы и связанных с этим мерах предосторожности. Особо подчеркивалось, что рационализация должна проводиться в тесном контакте с профсоюзами, дабы сократить ее негативные последствия. Там где возможно предлагалось создавать специальные Фонды для выплат компенсаций потерявшим работу35.

Также по инициативе предпринимателей в доклад вошли рекомендации, касающиеся стимулирования промышленности36 и размещения части производственных заказов внутри страны37. Представители бизнеса высказывали также предложение ввести коллективное страхование38 и протекционистские тарифы39, что, впрочем, не нашло отражения в итоговом варианте доклада.

Предполагалось, что этот документ — всего лишь попытка подвести некоторые итоги в обсуждении столь серьезной проблемы, обозначить возможные способы уменьшения ее актуальности40. Предприниматели и руководство БКТ намеревались продолжить дискуссии, но несколько месяцев спустя, по обоюдному согласию сторон, совместные заседания были приостановлены и, как оказалось позднее, — навсегда.

* * *

Несмотря на декларативный характер докладов, конференция позволила представителям бизнеса и профсоюзов наладить более

34 Ibid. P. 12; Discussion on Unemployment. 22.XI.1928. P. 16.

35 Report on Unemployment. 12.III.1929. P. 13—15.

36 13th Meeting. 8.XI.1928. P. 2; 15th Meeting. 6.XII.1928. P. 12, 18, 22—24.

37 15th Meeting. 6.XII.1928. P. 18—19, 22—24.

38 Discussion on Unemployment. 22.XI.1928. P. 8.

39 15th Meeting. 6.XII.1928. P. 18, 20.

40 Report on Unemployment. 12.III.1929. P. 3.

тесные и ровные взаимоотношения, обменяться мнениями по поводу волнующих их вопросов.

Предприниматели, как и руководители тред-юнионов, не оставались равнодушными к проблеме безработицы — настоящему бедствию того времени. Бизнесменов со свойственным им прагматизмом особенно беспокоили огромные суммы, которые непродуктивно тратились на пособия тем, кто не мог трудоустроиться, в то время как британская промышленность переживала не лучшие времена, страдая от конкуренции и сужения рынка сбыта своих товаров и также нуждаясь в государственной поддержке. Как уже было сказано, А. Монд даже разработал специальную схему, позволявшую перенаправить эти средства на создание дополнительных рабочих мест.

Однако приведенные выше примеры показывают, что среди предпринимателей не было абсолютного единства мнений о методах борьбы с безработицей. Наиболее отчетливо это проявилось в ходе обсуждения последствий рационализации производства. Д. Милн-Уотсону в этой связи пришлось обозначить внутреннюю дилемму, с которой сталкивается всякий руководитель предприятия, когда интересы бизнеса и общества вступают в противоречие.

Конечно, решение столь серьезной проблемы, каковой была безработица, находилось за пределами возможностей небольшой группы участников переговоров. Тем не менее они стремились выработать единую и взвешенную позицию, донести ее до более широкой аудитории и повлиять таким образом на правительство и парламент.

Список литературы

1. Алпатова Г.М. Политика «промышленного партнерства» и рабочий класс // Рабочее движение в Великобритании XIX—XX вв. М., 1979.

2. Иванова О.А. Позиция британских предпринимателей на переговорах Монда — Тёрнера (1927—1930) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2009. № 3.

3. Шакиров Р.С. «Социальное партнерство» в межвоенной Британии: на примере мондизма (1927—1931 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1989.

4. Charles R. The Development of Industrial Relations in Britain, 1911—1939. L., 1973.

5. Garside W.R.. British Unemployment, 1919—1939: A Study in Public Policy. Cambridge, 1990.

6. Gospel H.F. Employers' Labour Policy: A Study of the Mond—Turner Talks, 1927—1933 // Business History. 1979. Vol. XXI. N 2.

7. McDonald G.W., Gospel H.F. The Mond—Turner Talks, 1927—1933: A Study in Industrial Co-operation // The Historical Journal. 1973. Vol. 16. N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.