Научная статья на тему 'ОТМЕНЯЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАВЕТ ВЕТХИЙ?'

ОТМЕНЯЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАВЕТ ВЕТХИЙ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1239
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТМЕНЯЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАВЕТ ВЕТХИЙ?»

Иеромонах ГЕРМАН (Лытус), кандидат богословия, преподаватель сПдС

Отменяет ли Новый Завет Ветхий?

10 марта 2014 года секретарь Петербургского отделения «Партии прогресса» адвокат Аркадий Чаплыгин обратился в прокуратуры шести районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать Библию экстремистской литературой. В своем заявлении политик указал, что основанием для его обращения являются допущенные в Библии высказывания, которые якобы призывают к насилию над иноверцами, убийству и разрушению святилищ1. Цитаты, которые приводит А. Чаплыгин, в основном взяты из Ветхого Завета. В то же время он признается в глубоком почтении к этическому учению Христа, выраженному в Нагорной проповеди2. Таким

1 Подробнее об иске и реакции на него см.: Резолюция кафедры би-блеистики по обвинению Библии в экстремизме // http://bible-spbda.info/ researches/20140311-extremism-of-the-bible/20140311-extremism-of-the-bible. html; Партия Навального дистанцировалась от предложения активиста проверить Библию на экстремизм // http://sobesednik.ru/novosti-dnya/20140311-chlen-partii-progressa-arkadiy-chaplygin-potreboval-priznat; Легойда В. Нельзя проверять Библию на экстремизм // http://www.rg.ru/2014/03/12/bibliya-site-anons.html; В РПЦ предложили не проверять древние религиозные тексты на экстремизм // http://www.newsru.com/arch/religy/28apr2012/reltexte.html; В РПЦ заявили о неприкосновенности Библии // http://mirvam.org/2014/03/13/ в-рпц-заявили-о-неприкосновенности-би/; Всемирный Христианский Совет вступился за Библию // http://miгvam.org/2014/03/l6/всемирный-христианский-совет-вступи/; В Петербурге потребовали запретить Библию // http://mirvam. org/2014/03/11/в-петербурге-потребовали-запретить-би/

2 Однако он привел цитату из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И обратился к читателям с вопросом: что это, если не отрицание семейных ценностей?

образом, А. Чаплыгин пытается отделить Ветхий Завет от Нового.

Как ни странно, подобное представление — о том, что Ветхий Завет не связан с Новым, — встречает поддержку среди некоторых христиан. Нередко Ветхий Завет и вовсе не рекомендуют читать. А ведь именно ветхозаветные книги и есть то Писание, о котором так возвышенно говорят Христос и апостолы, именно оно поставляется во главу угла ищущим спасения. Между тем бытует мнение, что Ветхий Завет отменен и не нужен для христиан, или еще более дикие представления о том, что Бог Ветхого Завета — это «злой и жестокий бог», не имеющий никакого отношения к Богу Нового Завета.

В данной статье будут рассмотрены эти заблуждения и показано, Кто есть Бог Ветхого Завета и как Христос и святые апостолы относились к Ветхому Завету. Нами будут представлены некоторые тезисы и приведены аргументы в пользу того, что и Ветхий и Новый Завет есть единое Божественное Откровение.

Презрение к Ветхому Завету — характерная черта многих древних еретиков3, поэтому существование подобной практики и оправдывающих ее мнений — очень тревожный симптом. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть список ересей у преподобного Иоанна Дамаскина: «Валенти-ниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет... Архонтики... отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кер-дона... он отвергает воскресение мертвых и Ветхий Завет. Маркиониты... [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нем. Севириане... подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет.

3 См.: Максимов Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет // Православие и современность. 2008. № 7 (http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5550_ neinteresniy_vethiy_zavet).

Манихеи... Ветхий Завет и глаголавшего в нем Бога хулят» (О ста ересях вкратце. 31, 40-42, 45, 66)4.

Итак, первый тезис — единство Ветхого и Нового Завета.

Отношения Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органичная связь выражены в известном латинском двустишии, которое приписывается блаженному Августину: «Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet», то есть «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается» (Вопрос 73 на Исход)5. Церковное Предание, consensus patrum и богослужение устанавливают тесную связь обоих Заветов как составляющих «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин)6.

Древний учитель Церкви Климент Александрийский говорит о единстве Ветхого и Нового Заветов, которое зиждется на том, что «Бог обоих Заветов один и тот же» (Строма-ты. II, 6). Более того, тот же автор, подчеркивая такое единство, иногда даже говорит об «одном спасительном Завете», который от сотворения мира дошел до нас, хотя и был он различным в разных поколениях и эпохах, поскольку этот Завет даровался «от Единого Бога через Единого Господа» (Строматы. VI, 13)7.

Следует заметить, что новозаветное благовестие о спасении всегда возвещалось в ветхозаветном контексте8. Христианство не воспринималось как «новая» религия, но как

4 Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Т. I. СПб.: Издание Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1913. С. 127, 129, 132-133.

5 Цит. по: Остроумов М.А. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893, С. 146.

6 Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 г.) // Альфа и Омега. 1994. № 2. С. 23.

7 Цит. по: Сидоров А.И. Подход Климента Александрийского к Священному Писанию и Церковному Преданию // http://www.sinai.spb.ru/ cor/kliment/sid_kliment.html

8 См.: ФлоровскийГ., прот. Ветхий Завет и Отцы Церкви // Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. С. 245.

новая жизнь Ветхого Завета. Книги Нового Завета были естественным образом включены в состав Библии и составили с Писанием Ветхого Завета единое целое.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Все Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведет естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI, 3)9.

Итак, если Христос — главное и основное Лицо Священного Писания, тогда Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждает: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос... В Священном Писании содержатся разные вещи. Но все сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа»10. Климент Александрийский пишет, что «вера во Христа и ведение Евангелия есть истолкование и исполнение закона» (Строматы. VI, 21)11. На основании этого можно заключить, что Христос — начало, центр и завершение православного толкования Писания.

Из этого принципа следует, что при чтении Ветхого Завета необходимо искать указание на Христа. Такое чтение полностью находится в русле православной традиции. Например, священномученик Ириней Лионский пишет: «Если кто станет внимательно читать Писания (святой Ири-ней имел в виду именно Ветхий Завет.— Авт.), то найдет в них речь о Христе и предызображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т. е. в мире, — ибо село есть мир (Мф. 13, 38), — а сокровище, скрытое в Писаниях, есть Христос, Который изображался посредством

9 Симеон Новый Богослов. Творения. Т. I. М., 1892. С. 67-68.

10 Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. СПб., 1913. С. 720.

11 Цит. по: Сидоров А.И. Указ. соч.

образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей. IV, 26, 1)12.

Второй тезис — Бог Ветхого Завета есть Бог Нового. Святые отцы, говоря, что Ветхий Завет есть христианская книга, подтверждали это тем, что рассматривали всякое явление Бога в истории Израиля как действия не Бога Отца, а Бога Сына13. О таком понимании свидетельствует православное богослужение. Например, иудеев через Красное море провел Христос: «Коня и всадника в море Чермное. Христос истрясе, Израиля же спасе» (Воскресный ирмос 5 гласа, песнь 1).

Во II веке появилась ересь Маркиона, которая проводила резкое различие между Ветхим и Новым Заветом и утверждала, что эти два Завета ведут свое начало от разных Богов. По их мнению, Новый Завет содержит в себе новое учение, противоположное учению ветхозаветному и отменяющее его. Учение Маркиона немедленно встретило сильный отпор со стороны церковных писателей. В полемике против Маркиона богословы подробно раскрывали, что Новый Завет не отменяет Ветхого; наоборот, весь Новый Завет уже предсказан в Ветхом. «Пророки знали Новый Завет и возвещали его» (Против ересей. IV, 9, 3)14. «Читайте, — пишет святой Ириней Лионский, — внимательнее данное нам апостолами Евангелие и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими» (Против ересей. IV, 34, 1)15.

12 Ириней Лионский, свщмч. Творения. М., 1996. С. 386.

13 См.: Брек И., протопр. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов // Православие и Библия сегодня: Сб. статей. Киев: Центр православной книги, 2006. С. 161.

14 Ириней Лионский, свщ,мч. Указ. соч. С. 338.

15 Там же. С. 414.

Из этих слов можно сделать вывод, что в смысле учения Новый Завет по существу не дает ничего нового16. О том новом, что принес Христос, говорит священномученик Ири-ней Лионский: «Если у вас возникнет такая мысль, и скажете: что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека» (Против ересей. IV, 34, 1)17.

Что еще было открыто в новозаветные времена? Святитель Григорий Богослов говорит о том, что нам, христианам, была открыта тайна Пресвятой Троицы: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу» (Слово XXXI, О богословии пятое)18.

Также мы можем говорить о новых отношениях между человеком и Богом, отношениях сыновства. В Евангелии от Иоанна сказано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12-13). Именно о таких взаимоотношениях сказано у пророка Иеремии: Вот наступают дни,

16 См.: Иларион (Троицкий), свщмч. Без Церкви нет спасения. М.: Знамение, 1999. С. 3-4.

17 Ириней Лионский, свщмч. Указ. соч. С. 414.

18 Григорий Богослов, свт. Творения. Ч. 3. М., 1844. С. 103.

говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31, 31-34).

Третий тезис — Новый Завет не уничтожает Ветхий.

Чтобы составить правильное представление о важности Ветхого Завета для христианства, нужно рассмотреть две стороны в учении Христа. Во-первых, это Его замечания о Ветхом Завете, которые на первый взгляд кажутся негативными, и, во-вторых, Его позитивные утверждения о ценности ветхозаветного Откровения. Сначала обратимся к «негативным» замечаниям.

Многие христиане верят, что Господь наш Иисус Христос отверг Ветхий Завет, и обосновывают свое мнение стихами из Нагорной проповеди (см.: Мф. 5-7). Христос в этой проповеди затронул многие этические вопросы, и Его подход к ним оставляет у некоторых впечатление, что Он в самом деле противопоставил Свое учение учению Ветхого Завета.

Конечно, все христиане согласны в том, что во Христе Бог наиболее полно явил Себя и Его учение значительно глубже, чем учение Ветхого Завета. Он проник в самую его суть и расширил горизонты этических вопросов более чем кто-либо. Но, к сожалению, некоторые приходят к выводу, что взгляды Христа на убийство, прелюбодеяние, развод, клятву, мщение и любовь к врагам противоречат уче-

нию Ветхого Завета. Если это толкование близко к истине, то у нас есть все основания считать, что Христос пришел освободить Своих учеников от власти Ветхого Завета, в том числе и в сфере ветхозаветной нравственности. Но если задуматься о том, что же в действительности говорил Христос в Нагорной проповеди, то станет понятно, что это вовсе не так. И хотя Его Откровение глубже ветхозаветного, оно не противоречит учению Ветхого Завета. Напротив, Христос стремился утвердить его авторитет, исправив ошибочное понимание ветхозаветного учения.

Чтобы верно объяснить слова Христа, нужно понимать, что в Нагорной проповеди Он высказывает несогласие с тем, как толковали Ветхий Завет книжники и фарисеи. В Нагорной проповеди Христос противопоставляет Свое учение (которое с Ветхим Заветом полностью согласуется) тем традициям, которые книжники и фарисеи к Ветхому Завету добавили. Это подтверждают многие детали.

Христос говорит лишь о том, что люди слышали, и о том, что им сказано. Иными словами, Он ссылается на устную традицию, а не на Писания. О Ветхом Завете Христос и апостолы говорили как о письменном слове Божьем — о том, что можно прочесть, что «написано» или «сказано у пророков», то есть в записанном Откровении. И нигде в Новом Завете Иисус не опровергает ничего из того, о чем говорил: «написано». Но в Нагорной проповеди Он опроверг «сказанное». Иными словами, Христос противопоставил Свое учение — учению фарисеев и книжников. Он отверг устную традицию учителей Израиля, а не Ветхий Завет. Вот почему в Нагорной проповеди Он ссылается на то, что «сказано», а не «написано»19.

Можно сравнить, что говорило иудейское предание и что было написано в Ветхом Завете.

19 Об этом писали, например, блж. Иероним Стридонский и свт. Иоанн Златоуст.

Многие считают, что Христос расширил понятие «убийство» и включил в него ненависть. Традиции, распространенные среди иудеев времен Христа, оправдывали вражду, если она не вела к физическому убийству. Однако важно знать, что Ветхий Завет осуждал не только само убийство, но даже неприязнь и среди народа Божьего. Христос же опроверг это лжеучение и утвердил истину Ветхого Завета. Он совместил заповедь, которая запрещает убийство, с заповедью против ненависти и вражды.

В отношении прелюбодеяния есть мнение, что Христос расширил эту заповедь и включил в нее прелюбодеяние сердца. Но на самом деле Он не изменял ветхозаветных заповедей, поскольку Ветхий Завет требует не только воздерживаться от физического прелюбодеяния, но и говорит «не пожелай» — иными словами, запрещает прелюбодеяние в сердце. В Исх. 20, 17 написано: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Многие толкователи полагают, что и в отношении развода Христос не согласен с Ветхим Заветом. Однако нужно знать, что во времена Христа учителя Израиля верили, что ветхозаветный закон позволяет им разводиться с женой практически по любому поводу, лишь бы развод был надлежащим образом оформлен по закону. Но Ветхий Завет однозначно заявляет, что Богу развод неугоден. В Мал. 2, 16 Господь Бог говорит: Я ненавижу развод. К сожалению, в данном месте Синодальный перевод неверно передает смысл оригинала.

В Мф. 19, 3-9 Христос более подробно объясняет Свое учение о разводе. Он указывает, что Его учение исходит из Ветхого Завета, в частности из истории о сотворении Адама и Евы.

Также бытует представление, что Христос возражал против ветхозаветной практики клятвы. Однако во време-

на Христа считалось, что ложь позволительна, пока человек не поклялся. Господь опровергает это учение и настаивает на том, что Ветхий Завет запрещает ложь вообще, а не только ложные клятвы. В Притч. 6, 16-17 написано: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый... Поэтому Христос и говорит: да будет слово ваше: да, да; нет, нет (Мф. 5, 37).

Кроме того, укоренилось мнение, что Ветхий Завет одобряет мщение, а Христос его запретил. Ветхозаветное установление око за око, зуб за зуб, изложенное в Исх. 21, 24, служило руководством для судей в официальных судах Израиля. Судьи были призваны выносить справедливый приговор, в котором наказание должно соответствовать преступлению. Во времена Христа считалось, что заповедь око за око означает Божие позволение мстить: если кто-то вам причинил зло, вы имеете право поступить с ним так же. Однако это правило не предназначалось для использования в личных отношениях. Христос опровергает это заблуждение и утверждает чистое ветхозаветное учение, которое призывает проявлять в отношениях с людьми доброту и милосердие. В Лев. 19, 18 написано: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего... Я Господь.

И наконец, многие ошибочно полагают, что Ветхий Завет учит ненавидеть врагов. Некоторые учителя времен Христа на основании заповеди возлюби ближнего сделали вывод, что врагов можно ненавидеть. Но ничего подобного Ветхий Завет не говорит. Вот как учит поступать с врагами Книга Исход: Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему (Исх. 23, 4).

О положительном отношении Христа к ветхозаветным Писаниям свидетельствуют многие примеры: Он постоянно ссылается на Ветхий Завет как основу Своего учения; Он явил Свою славу, стоя на горе Преображения между Моисеем — законодателем и Илией — главным из пророков. Все

время Своего земного служения Христос был послушен всему учению Ветхого Завета.

Примеры положительного отношения Христа к Ветхому Завету можно найти и в самой Нагорной проповеди. Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 17-19).

Святитель Иоанн Златоуст объясняет, как Христос исполнил закон: «Закон исполнил не в одном отношении, но в трояком. Во-первых, Он ни в чем не преступил его. Чтобы увериться, что Он исполнил весь закон, послушай, что Он говорит Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15). Равным образом и иудеям Он говорил: кто от вас обличает Мя о гресе (Ин. 8, 46); также ученикам Своим: грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничесо-же (Ин. 14, 30). Издревле и пророк предсказал о Нем, что Он греха не сотвори (Ис. 53, 9). Итак, вот первый способ, которым Он исполнил закон. Во-вторых, Он исполнил закон за нас. Поистине, достойно удивления, что Он не только Сам исполнил закон, но и нам даровал его исполнение, как то изъясняет Павел, говоря, что кончина закона Христос в правду всякому верующему (Рим. 10, 4), и что Он осудил грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих (Рим. 8, 3-4), и в другом месте: закон ли убо разоряем верою? Да не будет, но закон утверждаем (Рим. 3, 31). Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего однакож он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил Сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог

сделать посредством букв, то Сам Христос совершил чрез веру, — почему и говорит: не приидох разорити закон (Мф. 5, 17). Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его» (Беседы на Евангелие от Матфея. XVI, 2-3)20.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о «возвышении и восполнении» закона. В чем же оно заключается? Для примера рассмотрим, как Христос возвысил и восполнил заповедь о любви к ближнему. В Ветхом Завете говорится: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш] (Лев. 19, 18). В новозаветные времена шли споры среди иудеев о том, кто «ближний». Христос притчей о добром самаритянине показал, что ближний — это любой человек, нуждающийся в нас, вне зависимости от веры и национальности. Этим ближним может быть и наш враг, который также достоин нашей любви. В этом «возвышение» закона. А в Евангелии от Иоанна Господь «восполняет» закон, указывая, как надо любить ближнего: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Тем самым Христос расширяет рамки, делая ветхозаветную заповедь универсальной.

Христос знал, что книжники и фарисеи очень избирательно подходили к ветхозаветному учению. Поэтому Он наставляет Своих учеников следовать Писаниям Ветхого Завета в полной мере, а не только некоторым его частям. Он предостерегает, что судьба книжников и фарисеев не постигнет христиан лишь в том случае, если мы будем послушны ветхозаветному учению во всей полноте: Ибо, говорю вам,

20 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII. Кн. 1. СПб., 1901. С. 171-172.

если праведность ваша не превзойдет праведности книжни -ков и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное (Мф. 5, 20).

Обратимся теперь к свидетельству апостола Павла. Во-первых, исследуем те замечания апостола о ветхозаветном законе, которые производят впечатление негативных. А затем поразмыслим о его позитивных призывах соблюдать закон.

Мнение о том, что святой апостол Павел отрицательно относился к Ветхому Завету, обычно основывают на некоторых отрывках из его Посланий, например Гал. 3, 10-13: а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе.

Однако, внимательно исследуя контекст этих стихов, мы обнаружим, что апостол Павел — как и Христос — выступает против искажений Ветхого Завета, а не против него самого. Апостол серьезно предостерегал против неверного использования Писания. Он противостоит тем, кто для спасения полагается на дела закона, и опровергает тех, кто хочет быть оправданным по закону. Единственный путь спасения — это вера во Христа, Который взял наше проклятие на Себя.

Также апостол Павел говорит о том, что закон — это де-товодитель ко Христу, по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя (Гал. 3, 25). Святитель Иоанн Златоуст дает прекрасное объяснение этим словам: детоводитель «не противодействует учителю, но содействует ему, удерживая юного питомца от всякого порока и со всем тщанием приготовляя его к принятию учительских

уроков; а когда питомец приобретет навык, детоводитель наконец оставляет его. Вот почему он и говорит: по пришествии же веры, которая делает человека мужем совершенным, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Толкование на послание к Галатам, IV, 5)21. Из этих слов апостола и толкования святителя видно, что совершенным человека делает Евангелие, но оно не противоречит ветхозаветному закону, а дополняет его.

В Послании к Римлянам апостол говорит, что конец закона — Христос (Рим. 10, 4). В Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина сказано, что «апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. Таким образом, выражение конец закона правильнее заменить другим выражением: цель закона, как понимали это место и другие толкователи (свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Киррский, блж. Фе-офилакт Болгарский)... Но каким образом закон мог указывать на Христа как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами (см.: Рим. 3, 20). Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого апостол мог сказать, что Христос — цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, — закон дан для всех. И вот

21 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. Х. Кн. 2. СПб., 1904. С. 783.

Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона — оправдание человека»22.

Рассмотрим слова апостола, которые утверждают непреходящую власть и значимость Ветхого Завета для христиан.

Святой апостол Павел постоянно прибегает к Ветхому Завету. Множество цитат и ссылок на ветхозаветные Писания встречается в его Посланиях. Например, в Послании к Римлянам он говорит: А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15, 4). Согласно этим словам, Ветхий Завет совершенно необходим верующим, чтобы сохранялась и росла наша надежда.

Безусловно, самое ясное утверждение святого апостола Павла о значимости Ветхого Завета мы находим во Втором Послании к Тимофею: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16-17). Нужно понимать, он подразумевал именно Ветхий Завет. Он способен научить нас, обличить, исправить, наставить в праведности и приготовить ко всякому доброму делу. Одним словом, апостол Павел утверждает, что ветхозаветные Писания в христианской жизни незаменимы.

О том, что Ветхий Завет важен для христиан, свидетельствует количество ветхозаветных цитат в Новом Завете. Например, только в одном Евангелии от Матфея приведены две цитаты из Книги Бытия, 11 стихов из Книги Исход, три из Книги Левит, восемь из Второзакония, одна цитата

22 Розанов Н.П. Послание святого апостола Павла к Римлянам // http://azbyka.ш/otechшk/?Lopuhm/tolkovaja_ЫЫija_63=10

из Книги Судей, шесть стихов из Псалтири, девять из Книги пророка Исайи, два из Иеремии, три из Осии, один из Михея, два из Захарии и один из Малахии. Итого 49 цитат из 12 ветхозаветных книг. В Евангелии от Марка находится 15 ссылок, взятых из 13 книг; от Луки — 34 текста из 13 книг; от Иоанна — 11 ссылок из 6 книг. В четырех Евангелиях более 160 ссылок на Ветхий Завет.

Святой апостол Павел в своих Посланиях 17 раз цитирует Книгу Бытия, девять раз Книгу Исход, пять раз Книгу Левит, четыре раза Книгу Числа, 13 раз — Второзаконие, один раз Книгу Иисуса Навина, один раз Вторую книгу Царств и два раза Третью, один раз Книгу Иова, приводит 47 стихов из Псалтири, четыре стиха из Книги Притчей, 29 стихов из Книги пророка Исайи, восемь из Иеремии, один из Иезе-кииля, три из Осии, один из Иоиля, четыре из Аввакума, один из Аггея и два из Малахии. Итого у апостола Павла 153 цитаты из 19 ветхозаветных книг. Интересно, что в Посланиях к Коринфянам находится 53 изречения из Ветхого Завета. Иногда апостол выписывает оттуда целые цитаты. В Послании к Евреям — книге, состоящей всего из 13 глав, — имеется 85 ссылок. В Послании к Галатам — 16 текстов.

В Книге Откровение — 245 ссылок и упоминаний. И это касается только прямых цитат, если же учесть и косвенные отсылки на события Ветхого Завета, то таких параллелей и пересечений окажется на порядок больше23.

Однако неужели все, что есть в Ветхом Завете, обязательно для нас? Конечно же нет. Что-то так и осталось в Ветхом Завете, о чем мы можем даже сказать, что это отменено. Жертва Христа отменила для нас весь обрядовый закон: жертвоприношения, правила о чистоте и пище. И все же нужно правильно понимать эту отмену. Любая обрядовая заповедь кроме своей внешней формы несла и внутреннее

23 См.: МудиДЛ. Польза и наслаждение от изучения Библии // http:// www.blagovestnik.org/books/00068.htm

содержание. Например, в жертвоприношениях можно увидеть благодарность Богу. В заповедях о пище и телесной чистоте — призыв размышлять о том, как связана наша телесная и духовная жизнь. Вот это внутреннее содержание заповедей остается актуальным и в Новом Завете.

О такой отмене закона говорит апостол Павел в Кол. 2, 16-17; Гал. 3, 16-19; Евр. 10, 1. В Кол. 2, 16-17 пища, питье, праздники, новомесячия и субботы есть только тень будущего, а тело — во Христе. Апостол говорит, что все обрядовые постановления указывали на Христа, после же Пришествия они уже не нужны24. Более того, обрядовый закон не делал людей совершенными, как сказано в Евр. 10, 1: Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Совершенным человека делает Христос, Который одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10, 14). Закон назван «тенью» грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет (блж. Феофилакт Болгарский). Действие обрядового закона, который дан после по причине преступлений, окончится после пришествия семени (Гал. 3, 16-19). Святитель Феофан Затворник и блаженный Феофилакт Болгарский объясняют, что закон своими строгими запретами и карами являлся обузданием для иудеев25. Для христиан эти законы необязательны для исполнения, о чем говорит решение апостольского Собора: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15, 28).

24 См. толкования этого отрывка свт. Феофана Затворника и блж. Феофилакта.

25 См.: Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. М., 2005. С. 351-352; Феофилакт Болгарский, блж. Благовест-ник: В 3 кн. Кн. 3: Толкования на Послания святого апостола Павла. М., 2004. С. 405.

Подведем итоги и сделаем выводы. И Ветхий, и Новый Завет — нераздельные части сверхъестественного Божьего Откровения. У них одна задача, они содержат одно учение о нравственности и спасении и говорят об одном Христе. Господь наш Иисус Христос и святые апостолы призывают принимать Ветхий Завет как Божье слово, как руководство к жизни, изучать его и быть послушными всем его заповедям. Видно, что авторы Нового Завета утверждают непреходящую ценность Ветхого Завета для христианской жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Мы исповедуем единого Законодателя в Ветхом и Новом Завете, Который все устроил, как нужно было, и по различию самых времен постановил и два различных закона. Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую по-печительность и любовь» (Беседы на Евангелие от Матфея. XVI, 7)26.

Отношение между двумя Заветами — это отношение обетования и свершения27. Ветхозаветная история понимается как приготовление для принятия человечеством Божественного Мессии, новозаветная — как Пришествие Спасителя и исполнение всех обетований.

Источником этих двух частей Откровения является один и тот же Бог. Поскольку все Писание вдохновлено одним и тем же Духом и все оно есть слово Божье, существует фундаментальное единство и гармония между его разными частями. При всей контрастности существует и глубинное созвучие Ветхого и Нового Заветов. Новозаветное Откровение не может раскрыться без ветхозаветного. Покрывало, лежащее на Ветхом Завете, снимается во Христе (см.: 2 Кор. 3, 14). Можно сказать, что Ветхий Завет — это

26 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. VII. Кн. 1. СПб., 1901. С. 178.

27 См.: Юревич Д., прот., Неклюдов К.В., Петров А.Е. Герменевтика библейская // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 361.

не просто условные знаки, обозначающие путь к Новому Завету, не предисловие к нему, а напряженная духовная жизнь, возводящая человека к Евангелию28.

Для нас, христиан XXI века, Священное Писание Ветхого Завета остается великой ценностью, потому что в нем изложена неизменная и непреходящая открытая Богом истина о жизненной связи и личностных отношениях, которые Ему было угодно установить между Ним и человеком.

28 См.: ФастГ., прот. Экзегетическое руководство к изучению Ветхого Завета (предисловие к учебнику) // http://beebible.narod.ru/protoierej-gennadij-fast-ekzegeticheskoe-шkovodstvo-k-izucheшyu-vetxogo-zaveta-predislovie-k-uchebniku.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.