134
2017. Т. 27, вып. 6
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.1
Д.В. Татьянин, А.В. Мордвинов
ОТМЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2017 ГОДА
Отмена постановления о прекращении уголовного дела прокурором без надлежащего законодательного регулирования не обеспечивала защиту прав и законных интересов участников уголовного процесса. Неоднократное возобновление производства по уголовному делу создавало неопределенность правого статуса лица. Кроме того, процедура отмены постановления о прекращении уголовного дела имела длительный характер, обусловленный противоречиями в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Постановление Конституционного Суда РФ разрешило ряд вопросов, указав на необходимость законодательного урегулирования порядка отмены постановления о прекращении производства по уголовному делу, но остались без внимания некоторые вопросы процедуры принятия указанного решения. Предлагается в целях обеспечения защиты прав участников уголовного судопроизводства предусмотреть в ст. 213 УПК РФ положение об обязательном направлении копии постановления о прекращении уголовного дела прокурору в течение суток после принятия указанного решения. Отстаивается мнение о необходимости в целях обеспечения принятия своевременного решения об отмене постановления о прекращении уголовного дела предоставить право прокурору одновременно принимать решение о возобновлении производства по уголовному делу.
Ключевые слова: постановление, прекращение уголовного дела, прокурор, сроки, следователь, защита прав.
Защита прав и законных интересов участников уголовного процесса обеспечивается возможностью отмены и пересмотра незаконных и необоснованных решений, принятых следователем или дознавателем. Данное положение является неоспоримым, обеспечивающим достижение назначения уголовного судопроизводства. На недопустимость незаконной и необоснованной отмены постановления о прекращении уголовного дела обращается внимание и в п. 1.13 Приказа Генерального прокурора, в котором указано: «При рассмотрении вопросов, связанных с отменой решений о прекращении уголовных дел, исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав, и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Не допускать немотивированное возобновление производства по прекращенному уголовному делу, используя имеющиеся полномочия только в случае необходимости установления обстоятельств, без оценки которых невозможно обеспечить принятие законного процессуального решения, а также реабилитацию лица» 1.
В связи с этим особый интерес представляет положение Конституционного Суда РФ № 28-П от 14.11.2017 г., изложенное в п. 2, которым признано неконституционным положение ч. 1 ст. 214 УПК РФ в той мере, в которой позволяет прокурору «в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, - при сохранении баланса публично- и частноправовых интересов - эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования» 2.
Применение положения ч.1 ст. 214 УПК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с ч. 1 ст. 213 УПК РФ, согласно которой следователь направляет постановление о прекращении уголовного дела прокурору, при этом законодатель не указывает, в какие сроки должно быть оно направлено. Согласно ч. 1 ст. 214 УПК РФ прокурору дается 14 суток для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела с момента получения материалов уголовного дела. Однако, п. 1.10 Приказа Генерального прокурора РФ предусматривает, что проверка и изучение материалов всех
1 См.: Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ от 28 декабря 2016 г. № 826. URL: http://rulaws.ru.
2 См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко: Постановление Конституционного Суда РФ № 28-П от 14 ноября 2017 года. URL: http://ksrf.ru.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2017. Т. 27, вып. 6
прекращенных производством уголовных дел должны осуществляться в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления3.
Таким образом, следователь направляет прокурору рассматриваемое постановление в неустановленные законом сроки, а прокурор после его изучения по усмотрению может истребовать материалы уголовного дела для принятия последующего решения.
Несмотря на то что законодатель не установил сроки направления постановления о прекращении уголовного дела следователем прокурору, полагаем, что указанное постановление должно быть направлено незамедлительно после вынесения рассматриваемого решения. Данное положение вытекает из обязанности осуществления своевременного прокурорского надзора за законностью принятия решений. В целях исключения разночтения сроков направления прокурору копии постановления о прекращении уголовного дела следователем следует изложить ч. 1 ст. 213 УПК РФ в следующей редакции: «1. Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, руководителя следственного органа, которое в течение суток направляется прокурору... (далее по тексту)». Данное положение исключит несвоевременное предоставление рассматриваемых постановлений прокурору для проверки законности его принятия.
Основанием для истребования уголовного дела, прекращенного следователем или руководителем следственного органа, прокурором для решения вопроса об отмене постановления, является ходатайство заинтересованного лица либо усмотрение прокурора после изучения полученного постановления. Поскольку уголовное дело прекращено, то прокурор вправе истребовать уголовное дело без указания мотива. Законодатель не указывает сроки истребования прокурором материалов прекращенного уголовного дела и направления их следователем и руководителем следственного органа для его изучения прокурору. Учитывая, что, согласно ч. 1 ст. 221 УПК РФ, прокурор должен принять решение по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением в течение 10 суток, логично предположить, что изучить полученное от следователя или руководителя следственного органа постановление о прекращении уголовного дела следует в аналогичный срок.
По аналогии с ч. 4 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа по требованию (запросу) прокурора должен предоставить ему материалы прекращенного уголовного дела в течение пяти суток. Следует указанный срок закрепить в УПК РФ, что позволит установить определенные сроки исполнения запроса прокурора и принятия им последующего решения по изученному уголовному делу. Таким образом, прокурор сможет рассмотреть вопрос об отмене постановления следователя или руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела в течение 30 суток с момента его вынесения.
Следует учесть, что основанием истребования прекращенного уголовного дела может выступать жалоба заинтересованной стороны, которая может быть подана прокурору. В ч. 4 ст. 213 УПК РФ, предусматривающей обязанность направления копии постановления о прекращении уголовного дела заинтересованным лицам, не указаны их сроки. Заинтересованное лицо не всегда может самостоятельно решить, как ему следует поступить в конкретной ситуации, поэтому установить сроки на обжалование постановления о прекращении уголовного дела для заинтересованных лиц проблематично, так как следует учитывать и сроки получения им соответствующего постановления.
Отметим, что законодатель предоставил прокурору в ч. 1 ст. 214 УПК РФ право отменить постановление о прекращении уголовного дела, одновременно в п. 5.1 предоставлено право прокурору истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа, в том числе о прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ, однако в п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ не предусмотрено право прокурора отменять незаконные и необоснованные представления следователя и руководителя следственного органа; хотя в п. 15 указанной статьи предусмотрено право прокурора возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования.
В ч. 4 ст. 39 УПК РФ установлена обязанность руководителя следственного органа, в срок не позднее пяти суток, рассматривать требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и по результатам рассмотрения принимать решение об отмене незаконных или необоснованных решений. Если рассматривать указанные нормы во взаимосвязи, то следует обратить внимание на то, что прокурор вправе вынести постановление об отмене прекращения
3 См.: Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ от 28 декабря 2016 г. № 826. URL: http://rulaws.ru.
136
2017. Т. 27, вып. 6
Д.В. Татьянин, А.В. Мордвинов
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
уголовного дела следователя или руководителя следственного органа, но указанное постановление имеет формальный характер, поскольку оно не влечет возобновления производства по уголовному делу. Исходя из положений ч. 1 ст. 214 УПК РФ руководитель следственного органа, признав постановление следователя о прекращении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
Возобновить производство по прекращенному уголовному делу следователем уполномочен только руководитель следственного органа4. Таким образом, в одной норме указаны два субъекта (прокурор и руководитель следственного органа), имеющие право отменять постановление о прекращении уголовного дела следователя, но только один - руководитель следственного органа имеет на его возобновление. Отсюда следует, что прокурор направляет постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела следователем, руководителем следственного органа - руководителю следственного органа, а он, изучив указанное постановление, принимает решение о возобновлении производства по уголовному делу. Для рассмотрения постановления прокурора руководителю следственного органа дается 5 суток. Следует отметить, что в случае несогласия с постановлением прокурора, рассматривая во взаимосвязи положения ст. 39 и ст. 214 УПК РФ, прокурор может отстаивать свое мнение у руководителя вышестоящего следственного органа. Таким образом, увеличивается срок процедуры возобновления производства по уголовному делу, по которому отменено постановление следователя или руководителя следственного органа о прекращении уголовного дела.
Предлагаемый Конституционным Судом РФ один год для принятия прокурором решения об отмене постановления о прекращении уголовного дела представляется, с одной стороны, обоснованным, но, с другой стороны, возникает вопрос о возможности в течение указанного срока принимать неоднократные решения о возобновлении производства по прекращенному уголовному делу. Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, следует предусмотреть право прокурора только один раз в течение года после вынесения постановления о прекращении уголовного дела самостоятельно принимать решение о прекращении уголовного дела. Впоследствии, независимо от времени, которое прошло после принятия решения о прекращении уголовного дела, возобновление производства должно осуществляться в порядке, установленном в п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ5.
В целях обеспечения принятия своевременного решения об отмене постановления о прекращении уголовного дела необходимо предоставить право прокурору одновременно с отменой указанного постановления возможность принимать решение о возобновлении производства по уголовному делу. Данное предложение полностью отвечает целям деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве, позволяет своевременно и качественно решать вопросы проверки законности и обоснованности прекращения уголовных дел.
Поступила в редакцию 23.09.17
D.V. Tat'yanin, A.V. Mordvinov
CANCELLATION OF THE RESOLUTION ON THE TERMINATION OF CRIMINAL CASE IN THE LIGHT OF THE RESOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION OF NOVEMBER 14, 2017
Cancellation of the resolution on the termination of criminal case by the prosecutor without appropriate legislative regulation didn't promote protection of the rights and legitimate interests of participants of criminal trial. Numerous renewal of production on criminal case created uncertainty of the right status of the person. Besides, the procedure of cancellation of the resolution on the termination of criminal case had a long character caused by contradictions in the existing criminal procedure legislation. The resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation has resolved a number of questions, having indicated the need of legislative settlement of an order of cancellation of the resolution on cessation of production on criminal case, but some questions of the procedure of adoption of the specified decision have remained unaddressed. For ensuring protection of the rights of participants of criminal legal proceedings it is offered to provide in the article 213 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation the provision on the obligatory
4 См.: Уголовный процесс: учебник / под ред. В.С. Балакшина, Ю.В. Козубенко, А.Д. Прошлякова. М.: Инфо-тропик Медиа, 2016. С. 446.
5 См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко: Постановление Конституционного Суда РФ № 28-П от 14 ноября 2017 года. URL: http://ksrf.ru.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2017. Т. 27, вып. 6
direction of the copy of the resolution on the termination of criminal case to the prosecutor within a day after adoption of the specified decision. The authors assert their opinion on need for ensuring adoption of the timely decision on cancellation of the resolution on the termination of criminal case to grant the right to the prosecutor at the same time to make the decision on renewal of production on criminal case.
Keywords: resolution, termination of criminal case, prosecutor, terms, investigator, protection of the rights.
Татьянин Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент
Мордвинов Александр Вадимович, аспирант
Tat'yanin D.V.,
Candidate of Law, Associate Professor Mordvinov A.V., postgraduate student
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034