ОБЗОРЫ
УДК 021:316.77 ББК 78.37+60.56
DOI 10.20913/1815-3186-2019-2-77-82
ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ: ОТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК К КУЛЬТУРНЫМ СМЫСЛАМ
© Г. В. Варганова, 2019
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Рассматривается практика создания открытых пространств в публичных библиотеках зарубежных стран. Открытое пространство - это социальный феномен, имеющий ценностную нагрузку. Акцентируется роль открытых пространств в интеграции социальных практик членов местного сообщества, в формировании территориальной идентичности населения, общих ценностей и культурных смыслов. Подчеркивается необходимость использования в открытых пространствах широкого спектра традиционных и виртуальных технологий, а также укрепления сотрудничества с другими организациями социальной жизнедеятельности.
Роль открытых пространств заключается в социализации различных демографических групп населения, проживающих на одной территории, в создании условий для их успешной адаптации к динамично меняющемуся миру и воспроизводству социокультурного потенциала. Открытые пространства создают новые возможности для решения одной из наиболее сложных задач: они стимулируют социальную активность членов местного сообщества и формируют их культурные ценности. Тем самым открытые пространства вносят вклад в организацию взаимодействия между различными социальными группами, проживающими на территории, и в укрепление устойчивой структуры общества. Ключевые слова: публичная библиотека, местное сообщество, открытое пространство, социальные практики, культурные смыслы, интерактивные технологии
Для цитирования: Варганова Г. В. Открытые пространства в публичных библиотеках: от социальных практик к культурным смыслам // Библиосфера. 2019. № 2. С. 77-82. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-77-82.
Open spaces in public libraries: from social practices to cultural values G. V. Varganova
Saint-Petersburg Institute of Culture, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
THe article considers the practice of creating open spaces in public libraries of foreign countries. Open
space is a social phenomenon with a value load. THe author emphasizes the role of open spaces in
integrating social practices of the local community members, forming the territorial population identity,
common values and cultural meanings. THe paper highlights that it is necessary to use a wide range of
traditional and virtual technologies in open spaces, as well as to strengthen cooperation with other social
organizations.
THe role of open spaces is to socialize different demographic groups living at the same territory, to create conditions for their successful adaptation to the dynamically changing world and the socio-cultural potential reproduction. Open spaces create new opportunities for solving one of the most difficult task: they stimulate social activity of the local community members and form their cultural values. THus, open spaces contribute to organizing interaction between different social groups living at the territory and strengthening the society sustainable structure.
Keywords: public library, local community, open space, social practices, cultural values, interactive technologies
Citation: Varganova G. V. Open spaces in public libraries: from social practices to cultural values. Bibliosphere. 2019. № 2. P. 77-82. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-77-82.
Введение
Создание и функционирование открытых пространств в публичных библиотеках зарубежных стран стало ответом на назревшую социальную потребность, своевременно
воспринятую профессиональным сообществом.
Первые статьи в профессиональных журналах, отражающих проблемы создания и функционирования открытых пространств в публичных библиотеках США, относятся к 1980-1990-м гг. [13]. Несмотря на то что концепция предоставления
ОТ >-
ш
>
ОС
от
социальных услуг является базовой для библиотечного дела этой страны, идея о создании открытых пространств не сразу нашла положительный отклик со стороны библиотечного сообщества. В статьях, посвященных этой проблематике и опубликованных в 1990-х гг., чаще всего указывается, что такое направление работы вызывает непонимание библиотечных специалистов и оценивается ими как не имеющее отношения к профессии. Однако уже в 2000-х гг., по мере накопления опыта создания открытых пространств, наблюдается поворот библиотекарей к осознанию важности этой работы и понимание того, что библиотекари - социально ответственная профессиональная группа, призванная участвовать в жизни местного сообщества и помогать человеку реализовать себя в разных видах деятельности [6].
В последнее десятилетие в базе данных EBSCO наблюдается рост количества публикаций по этой теме на страницах профессиональных изданий многих стран мира, в том числе Великобритании, Канады, Финляндии, Дании и др. [5, 8, 10, 12]. Публичные библиотеки, накопившие опыт создания и организации работы в открытых пространствах, считают их моделью миропрожи-вания, миром повседневности, «ландшафтом» знаний и умений. При этом большая часть статей продолжает оставаться практико-ориенти-рованной, не выходящей за рамки эмпирического описания. Зарубежные авторы указывают, что теоретическое обобщение темы затруднено в связи с уникальностью и индивидуальностью каждого пространства, имеющего собственную «историю жизни» [4, 6].
Аргументы зарубежных специалистов в пользу индивидуальности каждого открытого пространства следует принять. Однако изучение проблематики в социальном контексте позволяет автору статьи утверждать, что особенности каждого открытого пространства определяются теми культурными смыслами, которые вкладывают в них библиотекари и социальные группы, проживающие на определенной территории и различающиеся по расовым, национальным признакам, возрасту, полу, профессии, мировоззренческим, религиозным, политическим предпочтениям.
1. Территория как фактор формирования социальной идентичности и культурных смыслов местного сообщества
Ключевое значение при создании открытых пространств имеет территория (регион), обслуживаемая библиотекой, и ее особенности: исторические, социальные и социально-демографические, экономические, культурные. Именно они во многом предопределяют потребности населения и реа-
лизуемые в открытых пространствах социальные практики/виды деятельности.
Проживание и взаимодействие людей на одной и той же территории создает основу для возникновения устойчивых внешних и внутренних связей и взаимозависимостей, общих ценностей и интересов, определяющих особенности территории и ее структуру. Социальное пространство наполняется смыслами. Не случайно П. Бурдье указывал, что разные социальные группы реализуют свои социальные и территориальные практики в своих сообществах, воспроизводя опыт и традиции [1, с. 55].
П. А. Сорокин подчеркивает значимость складывающейся в социальном пространстве системы внутригрупповых и межгрупповых отношений индивидов, которая несет ценностную нагрузку [3].
Открытые пространства создают возможности для взаимодействия и интеграции деятельности многих представителей разных социальных групп, объединенных определенной территорией (местом проживания). Они становятся факторами формирования территориальной идентичности и культурных смыслов, разделяемых местным сообществом, обеспечивают восприятие и освоение особенностей территории как социального пространства.
Вхождение человека в группы, организованные в открытом пространстве публичной библиотеки, способствует его успешной интеграции в местное сообщество. В ходе коммуникации, сопутствующей реализации социальных практик, человек не только воздействует на взгляды и мысли других людей, но и подвергается их влиянию, испытывает чувство личной сопричастности к происходящему. Осознание себя членом местного сообщества обусловливает, что существование местного сообщества и происходящие в нем изменения приобретают для человека личностный смысл. Несмотря на несхожесть психологических и социально-демографических особенностей представителей местного сообщества, проживающих на одной территории, несовпадение их потребностей и предпочтительных видов деятельности, в открытых пространствах библиотеки они формируют общие практики и общее понимание ценностей местного сообщества [7, 8].
2. Принципы создания открытых пространств в публичных библиотеках
Основными принципами создания открытых пространств являются открытость, доступность и солидарность.
Открытость и доступность предполагают наличие равных возможностей для разных
групп населения в удовлетворении потребностей реализации интересующих их социальных практик на базе публичной библиотеки. В этой связи необходимо создание условий по обеспечению доступности для населения всего спектра информационных ресурсов и услуг библиотеки. При этом возможности библиотек в разных странах могут различаться. Так, в США это в том числе доступ к базам данных вакансий территории, к электронному правительству1.
В публичных библиотеках Австралии к 2020 г. планируется предоставление услуг в сфере здравоохранения, торговли и телекоммуникаций2.
Солидарность заключается в готовности библиотеки идти навстречу социальным группам, проживающим на территории. Но при разработке программ групповых мероприятий следует учитывать, что представители одной и той же группы (например, фрилансеры, гражданские активисты, мигранты) могут иметь разнонаправленные интересы и испытывать потребность в реализации разных социальных практик. Солидарность требует принимать во внимание интересы как групп, так и отдельных индивидов, что проявляется в наличии программ массовых, групповых и индивидуальных мероприятий.
3. Программы открытых пространств как ответ на социальные вызовы
Во многих публичных библиотеках США, Великобритании, стран Северной Европы выполнение принятого решения о создании открытого пространства начинается с разработки программы исследования с использованием опросного метода, направленного на то, чтобы «услышать местное сообщество» [5, с. 11]. Первоначально изучается мнение пользователей библиотеки, а затем - населения территории о потребностях, социальных практиках/видах деятельности, которыми бы они хотели заниматься в библиотеке. Результаты опроса ранжируются, определяются потенциально приоритетные векторы в работе открытого пространства, которые оцениваются руководством и попечительским советом библиотеки с точки зрения финансовых, временных, трудовых затрат.
При разработке проектов и программ, реализуемых публичными библиотеками в открытых пространствах, адресные группы могут выделяться на основе национального, религиозного, возрастного, гендерного, профессиональ-
1 Public Library Association: strategic plan, 2018-2022. URL: http://www.ala.org/pla/about/mission/strategicplan (дата обращения: 11.03.2019).
2 National and state libraries of Australia: strategic plan, 2018-
2020. URL: https://www.nsla.org.au/sites/default/files/documents/nsla. strategic-plan-2018-2020.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
ного и других критериев. Множественность востребованных у представителей местного сообщества социальных практик предполагает деление открытого пространства на сегменты (зоны, пространства, места), обеспечивающие комфортное взаимодействие людей. Сегментация открытых пространств и их дизайн являются проблемами, активно обсуждаемыми профессиональным сообществом. Подходы к выделению отдельных зон в открытых пространствах различаются как в разных странах, так и в разных библиотеках и зависят, прежде всего, от особенностей территории, потребностей и интересов населения. Так, могут выделяться следующие зоны: а) активности; б) приватности; в) индивидуальных занятий; г) коллективных занятий; д) массовых мероприятий. В публичных библиотеках стран Северной Европы выделяют: а) место для встреч; б) место для обучения; в) место для чтения.
4. Традиционные форматы работы с местным сообществом
Функции зон открытого пространства определяются потребностями местного сообщества. В ряде публичных библиотек совокупность мероприятий, проводимых в открытых пространствах, называют деятельностью по формированию гражданской научной грамотности населения, являющейся, по мнению специалистов, понятием более высокого порядка, чем информационная грамотность. Гражданская научная грамотность включает в себя в качестве органических составляющих информационную, научную, правовую, финансовую, историческую грамотности, обеспечивающие адаптацию населения к динамике социума [9].
В открытых пространствах используются традиционные форматы работы с населением, укорененные в деятельности библиотек, а также новые, ранее не использовавшиеся, совокупность которых позволяет отвечать на запросы населения, учитывая их индивидуальный, групповой и массовый характер3 [13].
Примечательно, что, независимо от характера проводимых мероприятий, обязательно организуются экскурсии по библиотеке, в ходе которых участников знакомят с ее историей и ролью в развитии местного сообщества, что укрепляет культурно-территориальную идентичность.
В поле зрения также состав и структура фонда, _ ___û
3 CL
National and state libraries of Australia: Strategie plan, 2018-2020. о
URL: https://www.nsla.org.au/sites/default/files/doeuments/nsla.strategie- CO plan-2018-2020.pdf (дата обращения: 11.03.2019); Publie Library q Association: strategic plan, 2018-2022. URL: http://www.ala.org/pla/about/ mission/strategicplan (дата обращения: 11.03.2019); Strategie plan, 2017/2018. URL: https://lianza.org. nz/sites/StrategiePlan.pdf (дата обращения: 11.03.2019). 79
ОТ >-
ш
>
ОС
от
электронные ресурсы как основные источники удовлетворения запросов населения.
Большое внимание уделяется семье как социальному институту. При этом разрабатываются мероприятия, в которых участвуют только члены отдельной/ых семьи/ей, а также такие, которые предполагают включение семьи в совместную деятельность с другими участниками открытого пространства - представителями других социальных групп.
В фокусе программ открытых пространств -форматы, предполагающие укрепление связи между поколениями на основе совместного вида деятельности подростков и взрослых. Так, могут создаваться книги, виртуальные выставки, базы данных по изучению истории жизни иммигрантов как части культуры страны, музеи личных документов известных деятелей науки, культуры, искусства, чья жизнь и творчество связаны с территорией, и др. Настольные игры, организация тематических конкурсов по собиранию пазлов и игре в шарады являются эффективным инструментом укрепления межпоколенческого взаимопонимания [2].
Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками с ограничениями жизнедеятельности. Предлагаемые им программы, как правило, направлены на приобретение компе-тентностей, необходимых для социализации, адаптации к жизни в обществе и раскрытия потенциальных способностей. Стратегические и рабочие планы открытых пространств, касающиеся этой группы населения, начинаются со слова «научить»: научить писать литературные произведения; научить сочинять музыку и играть на музыкальных инструментах; научить изобразительным и художественным видам искусства. Большое внимание уделяется обучению безопасной работе на компьютере, программированию, созданию и ведению блога, YouTube-канала и др.
Люди «золотого» возраста организуются в клубы, в которых обсуждают прочитанные книги, театральные постановки, документальные и художественные фильмы, создают семейные фотоальбомы, открытки к праздникам, маски и книжки-игрушки, ремонтируют книги из публичной и домашней библиотек. Большой популярностью пользуются настольные и компьютерные игры, обучение ландшафтному и цветочному дизайну и др.
5. Инновационные форматы работы с местным сообществом
Создание открытых пространств привело к появлению в публичных библиотеках новых, ранее не использовавшихся форматов.
Проведенный нами анализ показал, что некоторые форматы связаны со сложившимися на территории социальными и профессиональными практиками, обусловленными историческими, природными, экономическими особенностями. В открытых пространствах выделяются зоны, в которых жители могут заниматься росписью по тканям, гравировкой по камню, металлу, изготовлением моделей мостов, кораблей из дерева и др.
Часть населения заинтересована в приобретении студии звукозаписи (студенты, фрилансеры), другие хотят видеть в библиотеках специальные программы для конструирования и моделирования одежды, головных уборов (так, в США популярны ковбойские шляпы, шляпы периода гражданской войны Севера и Юга), сумок.
Очевидно, что предоставление населению таких услуг требует больших финансовых инвестиций. Однако при наличии запроса со стороны населения публичные библиотеки приобретают (чаще всего за счет спонсоров) специальное оборудование, устанавливают предварительную очередность в листе ожидания, в котором указывается, придет ли записавшийся один или с семьей/ детьми/друзьями.
Библиотекари, имеющие такой опыт работы, отмечают, что он вызывает у них фрустрацию. Достаточно часто записавшиеся не умеют работать в специальных программах и на специальном оборудовании. Несмотря на наличие инструкций/плакатов/буклетов, в том числе и по технике безопасности, они ждут помощи от библиотекаря. В этой связи отмечу, что не следует считать единственно верной получившую распространение на страницах нашей профессиональной печати и неоднократно высказанную на конференциях мысль, что от библиотеки, создавшей открытое пространство, требуется только предоставление доступа к нему представителей местного сообщества, «а они сами найдут, чем заняться».
Заключение
Таким образом, анализ зарубежной литературы показывает, что можно выделить два основных этапа социализации открытых пространств в публичных библиотеках. На первом этапе оценка открытого пространства осуществляется только читателями библиотеки. На втором этапе происходит общественное признание открытого пространства уже со стороны не только читателей, но и местного сообщества в целом.
Открытые пространства библиотек обеспечивают социализацию различных групп, входящих в местное сообщество, создают условия
для воспроизводства их социокультурного потенциала и успешной адаптации к динамично меняющемуся миру. Они стимулируют социальную активность, формируют ценностно-моти-вационную структуру личности, готовой нести ответственность за развитие местного сообщества. Тем самым открытые пространства в силу реализуемых ими программ обеспечивают переход от социальных практик к культурным смыслам, укрепляют устойчивость местного общества и систему базовых ценностей.
Важной задачей является поиск мотиваци-онных механизмов, позволяющих публичной библиотеке заинтересовать местное сообщество в продуктивной деятельности на ее базе, регулярно проводить мониторинг ожиданий
населения, оперативно корректировать планы развития открытых пространств. Публичным библиотекам следует более активно устанавливать связи с организациями других сфер социальной жизни, так как без их помощи не всегда возможен оптимальный ответ на запросы населения. Особое значение имеет координация деятельности с волонтерскими движениями, профессиональными ассоциациями и объединениями. Важнейшим каналом финансирования деятельности, организуемой в открытых пространствах, остается фандрайзинг. Ключевой проблемой, приобретающей остроту в связи с открытыми пространствами, становится проблема повышения профессиональной компетенции библиотечных специалистов. ■
Список источников
1. Бурдье П. Социология социального пространства. Москва : Алетейя, 2007. 288 с.
2. Варганова Г. В. Геймификация библиотечного пространства в зарубежных странах // Библиосфера. 2017. № 1. С. 93-95.
3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва : Политиздат, 1992. 543 с.
4. Barclay D. A. Space and social worth of public libraries // Public Library Quarterly. 2017. Vol 36, № 4. P. 267-273.
5. Gemma J. Designing libraries in the 21st century. London : Winston Churchhill Memorial Trust, 2016. 33 p.
6. Horrigan J. B. Libraries at the crossroads: the public is interested in new services and thinks libraries are important to communities // Pew Research Center. Internet & Technology. URL: http://www.pewinternet. org/2015/09/15/libraries-at-the-crossroads/ (дата обращения: 11.03.2019).
7. Huysmans F., Oomes M. Measuring the public library's societal value: а methodological research program // IFLA Journal. 2013. Vol. 39, № 2. P. 168-177.
8. Ibarra R. A place to belong: the library as prototype for context diversity. URL: http://www.ala. org/acrl/sites/ala.org.acrl/files/content/conferences/ pdf/ibarra05.pdf (дата обращения: 11.03.2019).
9. Miller S. Public understanding of science at the cross-roads // Public understanding of science. 2001. Vol. 10, № 1. P. 115-120.
10. Pateman J., Willement K. Developing community-led public libraries: evidence from the UK and Canada. New York : Routledge, 2013. 243 p.
11. Scott R. Public libraries in community building // Public Library Quarterly. 2011. Vol. 30, № 3. P. 191-227.
12. Weigand W. Part of our lives: people' history of the American public library. New York : Oxford Univ. Press, 2017. 317 p.
13. Zickur K. How Americans value public libraries in their communities // Pew Research Center. Internet & Technology. 2013. Dec. 15. URL: https://www. pewinternet.org/2013/12/11/how-americans-value-public-libraries-in-their-communities-2/ (дата обращения 11.03.2019).
References
1. Bourdieu P. Sotsiologiya sotsial'nogo prostran-stva [Sociology of social space]. Moscow, Aleteiya, 2007. 288 p. (In Russ.).
2. Varganova G. V. Gamification of library space in foreign libraries. Bibliosfera, 2017, 1, 93-95. (In Russ.).
3. Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Person. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat, 1992. 543 p. (In Russ.).
4. Barclay D. A. Space and social worth of public libraries. Public Library Quarterly, 2017, 36 (4), 267-273.
5. Gemma J. Designing libraries in the 21st century. London, Winston Churchhill Memorial Trust, 2016. 33 p.
6. Horrigan J. B. Libraries at the crossroads: the public is interested in new services and thinks libraries are important to communities. Pew Research Center. Internet & Technology, 2015, Sept. 15. URL: http://www.pewinterne.org/2015/09/15/libraries-at-the-crossroads (accessed 11.03.2019).
7. Huysmans F., Oomes M. Measuring the public library's societal value: a methodological research program. IFLA Journal, 2013, 39 (2), 168-177.
8. Ibarra R. A place to belong: the library as prototype for context diversity. URL: http://www.ala. org/acrl/sites/ala.org.acrl/files/content/conferences/ pdf/ibarra05.pdf (accessed 11.03.2019).
9. Miller S. Public understanding of science at the crossroads. Public Understanding of Science, 2001, 10 (1), 115-120.
_Q CL
О О
ш
о
10. Pateman J.,Willement K. Developing community-led public libraries: evidence from the UK and Canada. New York, Routledge, 2013. 243 p.
11. Scott R. Public libraries in community building. Public Library Quarterly, 2011, 30 (3), 191-227.
12. Weigand W. Part of our lives: people's history of the American public library. New York, Oxford Univ. Press, 2017. 317 p.
13. Zickur K. How Americans value public libraries in their communities. Pew Research Center. Internet & Technology, 2013, Dec. 15. URL: https:// www.pewinternet.org/2013/12/11/how-ameri-cans-value-public-libraries-in-their-communities-2/ (accessed 11.03.2019).
Материал поступил в редакцию 29.03.2019
Сведения об авторе: Варганова Галина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГИК
от >-
ш
>
ос
ZD ОТ