Научная статья на тему 'Открытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы'

Открытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ / PORTFOLIO OF ACHIEVEMENTS / ОТКРЫТОCТЬ / OPENNESS / САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / "ЧАС ПОРТФОЛИО" / "HOUR OFPORTFOLIO" LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуренкова Елена Геннадьевна

Характеризуется открытое образовательное портфолио ученика начальной школы как форма комплексной оценки образовательных результатов. Автор описывает опыт разработки и реализации образовательного портфолио (его разделов, страниц), а также технологию проведения учебного занятия «Час портфолио», на котором дети могут по собственной инициативе создавать новые страницы в портфолио. Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся общаться». Приведены рекомендации педагогам для работы с детским открытым образовательным портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN EDUCATIONAL PORTFOLIO OF THE YONGER SCHOOLCHILD: FEATURES AND WAYS OF WORKING

The paper characterizes the open educational portfolio of elementary schoolchild as a form of complex assessment of educational outcomes. The author describes the experience in the development and implementation of educational portfolio (its sections, pages), as well as the technology of training sessions “Hour of portfolio”, where children can create new pages in the portfolio on its own initiative. Self initiative activities of students while working with the portfolio is shown on the example of the topic “Meet, it is me”, “Learn to communicate”. The recommendations for teachers about working with children’s open educational portfolio are given.

Текст научной работы на тему «Открытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы»

УДК 372.4

Е. Г. Гуренкова

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАБОТЫ

Характеризуется открытое образовательное портфолио ученика начальной школы как форма комплексной оценки образовательных результатов. Автор описывает опыт разработки и реализации образовательного портфолио (его разделов, страниц), а также технологию проведения учебного занятия «Час портфолио», на котором дети могут по собственной инициативе создавать новые страницы в портфолио. Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся общаться». Приведены рекомендации педагогам для работы с детским открытым образовательным портфолио.

Ключевые слова: портфолио, портфель достижений, открыто^ь, самооценка, « Час портфолио».

Сегодня в России усиливается понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания. Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создает для них основания быть успешными в любой деятельности. Этому способствует комплексный подход к оценке учебных и образовательных достижений школьников, в частности метод портфо-лио. В современной дидактике метод портфолио является одним из инновационных, перспективных и продуктивно направленных на повышение качества учебной деятельности школьников.

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, которая используется на всех уровнях образования: от школы до вуза. Она помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности. Портфолио - действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее [1]:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников, их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- отслеживать формирование исследовательских, коммуникативных, регулятивных и познавательных действий с учетом возрастных особенностей развития младшего школьника;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать активную позицию учащегося через проявление инициативы, собственной позиции, умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В последние годы с учетом требований ФГОС НОО стало обязательным в аспекте комплексной оценки образовательных результатов составление портфолио учеников («Пор-

тфель достижений»). Выделяют несколько видов портфолио ученика: портфолио документов (достижения, награды, дипломы, грамоты и т. д.); портфолио работ (творческие, проектные, конкурсные); портфолио отзывов (отзывы учителей о разных видах деятельности учащихся); комплексные портфолио, включающие все перечисленные виды. По степени самостоятельности ученика портфолио может быть: а) заданным или закрытым (его содержание и структура задается взрослым, и ребенок вынужден следовать этой норме) и б) свободным (открытым), когда ребенок непосредственно участвует не только в заполнении папки, но и в обсуждении ее структуры и содержания [2].

В настоящее время к оформлению и содержанию портфолио ученика начальной школы по ФГОС НОО не предъявляется жестких требований, хотя в некоторых УМК уже появляются образцы печатных портфолио ученика. С учетом современных технических возможностей портфолио может быть не только бумажным, но и электронным. В процессе его создания у ребенка появляются шансы продемонстрировать все свои таланты, составить такой проект, который будет отличаться от большинства других. Важно лишь помнить о том, что не следует давать портфолио название «Портфель моих достижений» и не начинать его с раздела, в котором представлены документы, доказывающие правдивость сведений.

В Школе совместной деятельности (МБОУ школа № 49 г. Томска), где реализуется инновационная образовательная программа «Построение открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе», мы составляем совместно с учащимися и родителями открытое образовательное портфолио [3]. Согласно принятому на основе совместных обсуждений с педагогами «Положению о ведении портфолио» определены его основные страницы: «Мой портрет» (информация об учащемся в свободной форме: фотография, общие сведения, чем увлекаюсь, моя семья, мои друзья); «Мой класс» (информация о классе: друзья, интересные события, традиции класса, участие ребенка в образовательных событиях); «Я - ученик» (предметные результаты по базовым учебным предметам и их динамика); «Учимся взаимодействовать» (метапредметные умения - исследовательские, проектные, коммуникативные УУД); «Свободная страница» (заполняется самим ребенком в свободной форме по его желанию). Остальные страницы педагог и дети придумывают сами.

Отличительной особенностью открытого образовательного портфолио, в котором ведущую роль в выборе содержания страниц возьмет на себя ученик, а педагог станет организатором и помощником, является фиксация образовательных результатов учащихся в любой деятельности, где ребенок смог проявить себя и отметить собственную успешность. На страницах портфолио учащиеся отслеживают не только уровень образовательных результатов, но степень участия в различного уровня мероприятиях, фиксируют их значимость для себя. Рассматривая страницы портфолио учеников Школы совместной деятельности, можно проследить, какими технологиями пользуется учитель, на что он обращает внимание во внеурочной деятельности, как организуются внеклассные мероприятия. Другими словами, можно увидеть индивидуально каждого педагога как организатора совместной образовательной деятельности и ребенка как ее значимого и влиятельного участника (Г. Н. Прозументова, С. И. Поздеева). Много внимания уделяем личностному росту каждого ребенка, отслеживаем проблемы во взаимоотношениях между учащимися, создавая новые страницы. В нашей школе появился урок (занятие) по формированию портфолио, который называется «Час портфолио». На этом занятии не наполняем папки детей готовыми листами, а сами в процессе совместных обсуждений создаем новые странички.

Приемы работы с детским открытым образовательным портфолио

1. Организация совместной деятельности по работе с конкретной страницей портфолио.

Раздел «Знакомьтесь - это Я». В данном возрасте ученикам всегда интересно знать, что о них думают не только взрослые, но и сверстники. Полезно увидеть себя со стороны. Один из разделов детского образовательного портфолио включает страничку «Что говорят обо мне другие». После того как ученики подписали свою страничку, в классе организуется «круговорот», который включает следующие этапы.

1 этап. Знакомство со страничкой. Каждый ученик получает страничку своего одноклассника, его задача - написать несколько предложений об однокласснике, а в конце подписаться. Всем было интересно узнать, что о них могут написать ребята, поэтому заранее обговорили, что писать нужно в культурной форме, описать сначала положительные моменты, а уж потом, если захочется, можно писать о недостатках. Дети с увлечением работали на страничке одноклассника, некоторые испытывали трудности в формулировке (учитель помогал), кто-то не мог высказать свое мнение о человеке и переходил на описание внешности. В итоге получились тексты, которые мы зачитали вслух. Задача на данном этапе заключалась в том, чтобы узнать, о ком идет речь. Желающих прочитать свой текст оказалось много.

2 этап. Что я думаю о своем однокласснике? Поскольку дети с увлечением работали над заполнением странички портфолио «Знакомьтесь - это я», у меня появилась идея продолжить работу. Задача учеников на этом этапе работы заключалась в написании текста об однокласснике, но на этом этапе подписываться было не нужно. Ученики с увлечением написали тексты (пробный опыт у них уже был), заслушали и обсудили тексты других. Озвучивание текстов организовали следующим образом: всем вернули листы портфолио, дети ознакомились с текстами, которые написали о них одноклассники, и желающие их зачитывали. После прочтения текста вслух ученики делали устные комментарии: с чем согласны, чему хотели бы возразить, некоторые благодарили авторов текстов за добрые слова. Например, Алена Е. написала о своем соседе по парте: «В нашем классе есть хороший мальчик. Он очень внимательный, всегда помогает девочкам. С ним интересно работать в группе. Он много знает про планеты и другие космические тела. Мне приятно общаться с таким человеком». Если автор текста хотел, то только тогда он озвучивал свое имя, а мог остаться в тайне.

3 этап. Хочу еще раз написать о своем однокласснике. Работа привлекла внимание учеников, интерес нарастал. Ученикам хотелось еще работать со страничкой. Тогда мы все вместе решили написать каждому еще раз. На этом этапе работы каждый выбирал, кому он хотел написать и право подписи. Эти тексты оказались самыми интересными и содержательными. Например, Виталик Л. написал: «У меня есть в классе друзья. Я хочу написать об одном из них. Это мальчик, он учится в классе с первого года, а я со второго. Все думают, что он молчун, а я знаю его как весельчака. С ним мы проводим много времени. Мой друг рассказывает интересные истории, много читает книг про исторические события. А еще, наверно, никто и не догадывается, что он только с виду маленький, а на самом деле он сильный. Мой друг ходит на бокс». Зачитывать получившиеся тексты могли и авторы, и те, о ком писали. Завершающим этапом по данному разделу стало написание текста рассуждения на одну из тем: «Какой я ученик второго класса» или «Мои достижения во втором классе».

2. Организация совместной деятельности по созданию новой страницы портфолио.

На «Часе портфолио» много время уделяем беседам, затрагиваем личные темы, проводим совместные рефлексивные минутки, обсуждаем, вносим предложения, планируем

дальнейшие совместные действия. Во время одной из таких бесед затронули тему общения и решили создать соответствующую страницу.

Создание новой странички «Я учусь общаться»

В результате совместного обсуждения вышли на то, что мы должны учиться общаться. Предлагаю ученикам бланк в качестве проекта страницы, разделенный на две колонки, и разрезные карточки, на которых написаны определенные действия. Учащимся необходимо распределить их на группы относительно своего умения общаться. К карточкам можно добавить свои предложения.

Я учусь общаться

Уже умею Хочу научиться

Разрезной материал (карточки)

Интересоваться другими людьми Извиняться, если виноват

Быть хорошим слушателем Не повышать голос в споре

Критиковать осторожно Признать свою неправоту

Признать свою вину Доказывать свою точку зрения

Хвалить людей Уважать мнение другого человека

Сделать врага другом Договариваться с людьми

Учащиеся самостоятельно заполняют страницу, наклеивая выбранные ими карточки в соответствующие колонки таблицы, и представляют результаты работы (по желанию), остальные дети комментируют. Очень ярким моментом на уроке стало обсуждение соотнесения видения ученика о себе и одноклассников о нем. Некоторые дети стали после обсуждения переносить при помощи стрелок действия в другую колонку. Работа с подобными страницами не заканчивается на одном уроке. Учащиеся возвращаются, делают пометки, вносят изменения в содержание. Например, так представил свою страничку Алеша С.:

Уже умею Хочу научиться

Признать свою вину Не повышать голос в споре

Доказывать свою точку зрения Сделать врага другом

Быть хорошим слушателем

Извиняться, если виноват

Критиковать осторожно

Из представленного материала видно, чему ученик уже научился (по его мнению) и что предстоит еще освоить. Два умения он поставил посередине - это то, где есть уже определенные результаты. Через некоторое время мы вернемся и проанализируем эту страничку (стрелочками отметим изменения).

Интерес к подобным занятиям растет у детей от года к году. Если в первом и во втором классах, когда дети еще не умели писать, мы использовали знаки, цветопись, схемы, то к третьему классу у нас в портфолио появились рефлексивные тексты. Дети сами разрабатывают проекты новых страниц портфолио, выносят их на обсуждение, дорабатывают и запускают в класс. В классах востребована работа со страничкой «Хочу рассказать о...», почти

каждый урок есть ученики, которые дополняют свою свободную страничку. «Час портфолио» начинаем со свободной работы в папках. Папки с портфолио хранятся в кабинете, дети имеют к ним свободный доступ, могут демонстрировать друг другу, учителям, родителям. Часто добавляют материал из внеклассной жизни (грамоты, дипломы, награды, полученные вне школы), что подтверждает личностную заинтересованность в портфолио самих учеников.

Рекомендации для педагогов по ведению портфолио

1. Работу над формированием детского портфолио начинать с первых дней ребенка в школе (вложить результаты собеседования, первое знакомство со школой, результаты входных диагностик и т. д.).

2. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику.

3. Оформлять и собирать данные портфолио на занятиях по внеурочной деятельности (час портфолио). Таким образом можно полностью исключить влияние родителей на оценку ребенком своих достижений, навязывание взрослым способов оформления папки.

4. Помочь осознать ребенку, что составление портфолио - это не гонка за наградами и грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

5. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

6. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребенок должен понимать важность внешнего вида документа.

7. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех - наилучший стимул для дальнейшего развития.

Список литературы

1. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 32-36.

2. Поздеева С. И., Путинцева Е. Б. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85-89.

3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.

Гуренкова Е. Г., учитель начальных классов. МБОУ СОШ № 49.

Ул. Мокрушина, 10, Томск, Россия, 634045. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 29.08.2015.

E. G. Gurenkova

OPEN EDUCATIONAL PORTFOLIO OF THE YONGER SCHOOLCHILD: FEATURES AND WAYS OF WORKING

The paper characterizes the open educational portfolio of elementary schoolchild as a form of complex assessment of educational outcomes. The author describes the experience in the development and implementation of educational portfolio (its sections, pages), as well as the technology of training sessions "Hour of portfolio", where children can create new pages in the portfolio on its own initiative. Self initiative activities of students while working with

the portfolio is shown on the example of the topic "Meet, it is me", "Learn to communicate". The recommendations for teachers about working with children's open educational portfolio are given.

Key words: portfolio, portfolio of achievements, openness, self-assessment, "Hour of Portfolio " lesson.

References

1. Zagvozdkin V. K. Portfel' individual'nykh uchebnykh dostizheniy - nechto bol'sheye, chem prosto alternativnyy sposob otsenki [Individual portfolio of academic achievements more than just an alternative way of the assessment]. Shkolnye tekhnologii -School Technology, 2004, vol. 3, pp. 32-36 (in Russian).

2. Pozdeeva S. I., Putintseva E. B. Otkryitoye obrazovatel'noye portfolio uchenika nachal'noy shkoly [The open educational portfolio of primary schoolchildren]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 2 (4), pp. 85-89 (in Russian).

3. Pozdeeva S. I. Otkryitoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebenka: soderzhaniye, priznaki, rezultaty [Joint open action of teacher and student: the content, features, results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).

Gurenkova E. G. MBEI School number 49.

Ul. Mokrushina, 10, Tomsk, Russia, 634045. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.