Наталья Ульянова
технодром биометрия
ЛИЧИКО!
Суровые охранники как непременный атрибут пропускного режима, неспешно
проверяющие документы методом «тройного сличения» (лицо — фото на документе — лицо), рискуют со временем остаться не у дел. Биометрическая разработка компании Artec Group делает это в разы быстрее. Система «узнаёт» людей прямо на ходу с помощью технологии трехмерного сканирования лица. Причем новая прическа, солнечные очки, отросшая борода
и усы ей не помехи.
У главы компании Artec Group известного венчурного инвестора Артема Юхина это настоящий «пунктик»: по его мнению, системы безопасности могут быть по-настоящему надежны, только если они удобны. В идеале они вообще должны работать незаметно для «авторизованных» лиц — и становиться непреодолимым препятствием для «неавторизованных». Чем меньше человеку требуется совершать действий, чтобы пройти идентификацию (приложить палец или карточку к сканеру, припасть к окуляру), — тем лучше. «Можно придумывать сколь угодно сложные пароли для компьютера, — проводит аналогию Артем Юхин, — но их
не запомнить! Поэтому пользователи будут их вывешивать в открытом доступе, записав на бумажке и прикрепив к монитору Если система неудобна, она априори ненадежна».
Проблема современного рынка систем безопасности, с точки зрения технологического предпринимателя, заключается в том, что он заполнен не только простыми неэффективными решениями, но и слишком сложными, «неудобными» продуктами. Однако если при входе в аэропорт или офисный центр образуется столпотворение — это верный признак того, что рано или поздно система безопасности даст сбой.
В этом смысле идея разработчиков Artec близка к идеальным
представлениям о биометрических продуктах: «своих» «Бродвей 3D» определяет на расстоянии и быстро. Его физическое воплощение — металлическая стела высотой чуть больше метра. В стелу вмонтирована 3D-камера, которая начинает снимать приближающегося человека за два метра. «Это похоже на спортивную съемку — 15 кадров в секунду, — объясняет детали Юхин. — Вспышка находится за красным фильтром, поэтому никто даже не замечает, что она работает. Компьютер обрабатывает трехмерные снимки, сверяет их с изображениями из базы данных, а заодно пополняет базу новыми изображениями человека, с каждым разом увеличивая степень достоверности распознавания».
V
С 3D-сканированием Артем Юхин и его партнер и однокашник по МГТУ имени Баумана Андрей Климов работают давно. В конце 1990-х они изобрели технологию 3D-распознавания лица, задав тем самым новое направление в международной биометрии. До ее появления в «большой биометрике» было всего два основных направления — распознавание людей по отпечаткам пальцев и по радужной оболочке глаза. Разработка российских ученых вызвала большой ажиотаж и позволила привлечь в их стар-тап А4 Vision в общей сложности $30 млн инвестиций. Компания благополучно вывела на международный рынок несколько коммерческих продуктов, а в 2007 году была продана стратегическому инвестору — канадскому разработчику сканеров для отпечатков пальцев Bioscrypt. Но перед завершением сделки Артем Юхин «продавил» одну идею, очень важную как для рынка в целом, так и для своих будущих биометрических проектов. «В результате долгих споров на совете директоров мы решили сделать технологию открытой, — говорит он. — Я понимал, что в этой области — довольно специфической и вертикальной — невозможно широко и много продавать, не имея общедоступного стандарта. Заказчики никогда не будут ориентироваться на системы, которые принадлежат только одной фирме. В итоге мы сделали технологию открытой, по сути, превратив 3Б-биометрику в международный стандарт. С тех пор ее можно считать одной из трех «больших биометрик».
Выйдя из проекта, Артем и его партнеры позволили себе отвлечься на другой рынок — 3D-сканеров. С одной стороны, для того чтобы отдохнуть от довольно специфической области систем безопасности, с другой — потому что технологии явным образом пересекались и можно было применить наработанный опыт.
За время своего продуктивного отдыха основатели теперь уже компании Artec Group успели изобрести и наладить серийное производство первого в мире портативного 3Б-сканера. Однако и поиски в биометрике не прекращались, тем более
что точный сенсор, изобретенный для 3D-сканера, и технология быстрой 3D-съемки очень подходили для биометрического направления. «Идея сделать новый продукт в области биометрии, — подытоживает Юхин, — появилась задолго до того, как мы о ней объявили. Скорее мы искусственно сдерживали развитие нашего прежнего направления. Дело в том, что для развития новой компании мы решили не привлекать внешних инвестиций».
В своей новой разработке Юхин и команда во многом отталкивались от тех недостатков, которые сами же находили в своей предыдущей биометрической технологии. «Надо признать, пользоваться ей было не слишком удобно, — считает сейчас предприниматель. — Для того чтобы система тебя узнала, требовалось смотреть строго прямо перед собой, «попасть» в очень ограниченное поле на маленьком дисплее устройства, что вызывало особенные трудности у людей высокого и низкого роста. На это приходилось тратить время. Нам же хотелось сделать так, чтобы процесс распознавания перестал быть неудобной процедурой».
Критиков идеи 3D-биометрики в то время было хоть отбавляй. Если уж человек нет-нет да и обознается, то чего ждать от сканера и компьютера? Особенно если человек отпустил усы или пришел на работу в очках: в этом случае старая система упорно отказывалась его узнавать.
— Ноу-хау «Бродвея» в том, — объясняет Юхин, — что оно проецирует на лицо человека определенный «узор», а считывание благодаря алгоритму ведется только по твердым тканям. Таким образом, устройство может узнавать человека и по фрагментам лица, и даже в случае, если человек по каким-либо причинам изменился внешне. Более того, так как мы используем широко-польную камеру, мы абсолютно избавились от сложности распознавания людей разного роста и освободили их от необходимости долго и прямо смотреть в устройство. Новая камера без труда распознает лицо, даже если человек смотрит в сторону.
Критиков идеи зd-би0metpиkи в свое время было хоть отбавляй. Если уж человек нет-нет да и обознается, то чего ждать от сканера и компьютера? Однако сейчас трехмерное распознавание лиц считается одной из трех технологий «большой биометрики»
Впрочем, больше всего Артему : Юхину нравится то, что система : не просто бесконтактна, но и мало- : заметна. «Еще задолго до выпуска ; «Бродвея» на рынок, — говорит ; предприниматель, — мы сдела- ; ли пробный вариант — повесили ! в своем офисе камеру на дверь. : Таким образом, чтобы выйти в ку- ; рилку или туалет, нужно было, ; чтобы дверь каждый раз тебя «уз- ; навала»... Сбоев не было. Притом ! что у нас есть сотрудники, ко- : торые иначе как бегом перемещаться не умеют. Но и им еще ; никогда не приходилось биться ; лбом в дверь: система всегда сра- ; батывает быстрее, открывая дверь ! «с первого взгляда» — буквально за одну секунду. Мысль использо- ; вать карточки или РЩ-коды для ; той же цели кажется нам идеей ; из далекого прошлого».
Сейчас через «Бродвей 3D», :
по подсчетам Юхина, проходит око- ;
V
«Бродвей 3D» определяет «своих» бесконтактно и на ходу. Вмонтированная 3D-kamepa начинает снимать приближающегося человека с расстояния в два метра в режиме спортивной фотосъемки; компьютер сверяет снимки с базой данных, а заодно пополняет базу новыми ракурсами, с каждым разом увеличивая степень достоверности распознавания
; ло 100 тысяч человек в день, если : суммировать по всем устройствам, : установленным в разных точках ; мира. Впрочем, международные ; продажи пока по-настоящему ; не стартовали: сеть дилеров начала ; формироваться только год назад. : До этого Artec два года обкатывала ; свою технологию на внутреннем ; рынке — более доступном для тех-I нической поддержки в случае сбо-; ев. Сейчас «Бродвей 3D» работает : в Эрмитаже, Кремле, в аэропортах : Норильска и Сочи, на предприяти-i ях Росатома, в Сбербанке и других ; компаниях. «Лишь поняв, что кли-; енты счастливы, мы решили выйти ; на международный рынок, — гово-: рит Артем. — Подобной стратегии : придерживаются многие японские I компании (среди которых уже есть I и наши клиенты): сначала они об; катывают свои модели в Японии, : а за границу выпускают не все : продукты».
; К моменту выхода на между; народный рынок подоспел и си; нергетический эффект от сосу; ществования двух направлений: : натренировавшись на ЭБ-сканерах, : компания прошла этап проб и оши-; бок в производстве и международ-I ных продажах, а также наладила ; производство в Люксембурге, ; где сейчас происходит сборка всей : продукции Artec, предназначенной i для внешнего рынка. Принцип по-
зиционирования был также выбран, исходя из опыта продвижения сканеров: цена в два-три раза ниже, чем у ближайших западных конкурентов.
Соперников же на биометрическом рынке пока немного, считают в компании, притом что основным разработчики называют свой же собственный продукт шестилетней давности. С одной стороны, это безусловный плюс, но есть здесь и минусы, связанные с неразвитостью рынка. На нем пока преобладают более дешевые системы, построенные на технологии NFC — с использованием пластиковых карт доступа, которые имеют обыкновение теряться и забываться.
— Футурологи предсказывали всплеск на рынке биометрики еще 10-15 лет назад, — говорит Юхин. — Однако за это время мало что произошло. Причина заключается в том, что этот рынок до сих пор развивается в дорогом сегменте, который сужает возможности бизнеса. Однако в ближайшие годы, я уверен, рынок действительно «выстрелит» — благодаря появлению устройств нового класса, предназначенных для нового круга клиентов. Прежде всего — для малого и среднего бизнеса, который нуждается в простых решениях, доступных пониманию
обычного техника, и который никогда не будет платить за такие продукты десятки тысяч долларов.
Что-то подобное Artec уже готовит и на своей технологической «кухне». Немного поколебавшись (не рановато ли?), Артем все-таки сообщает о почти готовом прототипе устройства, которое в компании между собой называют «домофоном»:
— Давно мечтал сделать удобный массовый биометрический продукт, рассчитанный не на полицейских, а на обычных людей. Представьте себе: к вам домой пришла помощница по хозяйству, а вы на работе. Устройство узнало ее и запрашивает вас: пустить? А вы даете ему команду с помощью приложения для смартфона. Или разносчик пиццы попадает в офисный центр, но пройти может только туда, куда его пустит система. Я и сам, лично в таком продукте заинтересован. Например, смогу в режиме реального времени смотреть, где сейчас находится нужный мне сотрудник — в Калифорнии, Люксембурге или на третьем этаже в российском офисе... Самая главная идея — сделать так, чтобы продукт был прикольный и чтобы пользоваться им хотелось не только руководителям департаментов безопасности на заводах и в банках, но и обычным людям. ■
48
бизнес-журнал апрель #4 2013