Я. Н. Николаенко
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Работа представлена кафедрой специальной психологии Института специальной педагогики и психологии.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент В. М. Сорокин
Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом. Иными словами, агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью может быть расценено как форма компенсации тревоги.
Ключевые слова: умственно отсталые подростки, отклоняющееся поведение.
Ya. Nikolayenko
DEVIANT BEHAVIOUR OF MENTALLY RETARDED TEENAGERS
The investigation into the reasons for mentally retarded children’s deviant behaviour showed that teenagers suffering from a light degree of mental retardation are more aggressive and at the same time more anxious than teenagers of their age with safe intellect. In other words, the aggressive behaviour of mentally retarded teenagers can be understood as a form of anxiety compensation.
Key words: mentally retarded teenagers, deviant behaviour.
Подростковый возраст является своеобразной группой риска возникновения поведенческих девиаций [3, с. 258; 5, с. 56; 7, с. 242]. Особый интерес к заявленной проблеме обусловлен широкой распространенность отклоняющихся форм поведения среди подростков с легкой степенью умственной отсталости [4, с. 254; 6, с. 4-14; 11, с. 37-38].
Патология эмоциональной сферы при умственной отсталости часто рассматривается как одна из основных причин возникновения стойких форм отклоняющегося поведения. Наиболее распространенными формами патологии эмоциональной сферы принято считать: повышенную аффективную возбудимость, агрессивность; эмоциональную лабильность/ригидность; слабую дифференци-рованность эмоций; недоразвитие высших эмоций: гностических, нравственных и др.
Существует немало теорий, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения у подростков с умственной отсталостью. К числу наиболее известных теорий принадлежит концепция Л. С. Выготского о единстве функционирования аффективной и интеллектуальной сферы [2, с. 233]. Согласно данной теории, становление личности умственно отсталого подростка изначально протекает в неблагоприятных (нарушенных) условиях. По этой причине расстройства эмоциональной и личностной сферы находятся в тесной взаимосвязи от степени нарушений интеллекта. В то же время в повседневной жизни степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуальных нарушений [11, с. 38].
Заслуживает также внимания теория «социального научения» [1, с. 115; 12, с. 75]. В рамках указанной теории агрессивное поведение человека, рассматривается как ориентированное на образец для подражания. Действительно, часто агрессивное поведение умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от сходного типа поведения, проецируемого со стороны ближайшего окружения: родителей, одноклассников [4, с. 255].
В то же время, несмотря на указанные трудности, сфера личности умственно отсталого подростка остается более сохранной по сравнению с уровнем развития познавательных процессов [9, с. 141].
Таким образом, выявление причинноследственных механизмов деформации личности подростков с легкой степенью умственной отсталости является одной из приоритетных задач коррекционной психологии и представляет собой превентивную меру отклоняющегося поведения.
Цель нашего исследования может быть определена как уточнение и расширение диапазона причин отклоняющихся форм поведения при умственной отсталости. С нашей точки зрения, ограниченный спектр поведенческих моделей в сочетании с нарушениями интеллекта создают предпосылки для формирования хронической ситуации фрустрации многих потребностей. Иными словами, отклоняющееся поведение умственно отсталого подростка следует рассматривать как форму псевдокомпенсации.
В нашем исследовании приняли участие 106 испытуемых в возрастном диапазоне от 13
до 16 лет. Экспериментальную группу составили 52 ученика школы УШ вида, контрольную -54 ученика общеобразовательной школы.
Исследование тревоги и компенсаторных стилей поведения осуществлялось при помощи цветового теста Люшера [10, с. 32]. Диагностика склонностей к агрессивному поведению определялась с помощью личностного опросника Басса-Дарки.
В начале рассмотрим полученные результаты по методике Басса-Дарки. Было выяснено, что подростки с легкой степенью умственной отсталости в большей степени склонны к агрессивному поведению, чем подростки с нормальным интеллектом (достоверность различий при р < 0,05). В частности, эта тенденция охватывает все формы агрессивного поведения, достигая максимальных различий в экспериментальной
группе, по параметрам «физическая», «вербальная агрессия» и «подозрительность» (рис.1).
Теперь рассмотрим полученные результаты по тесту Люшера. Анализ результатов в экспериментальной группе умственно отсталых подростков показал скрытую тревогу* в 87,2% случаев. В контрольной группе подростков этот показатель составил всего 67,7% (рис. 2). Иными словами, компенсаторный тип поведения** при умственной отсталости встречается достоверно чаще, при р < 0,05, чем при нормальном интеллектуальном развитии. Таким образом, наблюдается определенная зависимость между подавляемой тревогой и спецификой нарушений интеллекта. Эта специфика находит свое отражение в выборе компенсаторных форм поведения, а именно в виде усиления агрессивности.
Условные обозначения:
- умственно отсталые подростки
- подростки с нормальным интеллектом
ФА - физическая агрессия ВА - вербальная агрессия Р - раздражение П - подозрительность КА - косвенная агрессия
Рис. 1. Показатели интенсивности различных форм агрессивного поведения
(по методике Басса-Дарки)
30
25
20
15
10
5
0
□ 7-й выбор ■ 8-й выбор
С Сс 3 К Ж Ф Кк Ч
Условные обозначения:
С - серый Ж - желтый
Сс - синий Ф - фиолетовый
З - зеленый Кк - коричневый
К - красный Ч - черный
Рис. 2. Распределение предпочитаемых и отвергаемых цветов в контрольной группе подростков, %
Рассмотрим подробнее полученные результаты: первый и второй цвета в ряду предпочтений принято рассматривать как предпочитаемые цвета, отражающие цели и средства достижения целей, поставленных испытуемым [10, с. 32].
В контрольной группе подростков предпочитаемыми цветами оказались красный (28,8%) и синий (17,7%) цвета (рис. 2).
Предпочтение красного цвета является характерной особенностью для нормального психического развития [8, с. 11-15]. Согласно интерпретации теста, подобное сочетание цветов свидетельствует о стремлении подростков контрольной группы к интенсивности переживаний, поиске объекта сердечной привязанности. Настойчивое желание наверстать упущенное, решительно преодолевать возникшие трудности создает потенциально благоприятные условия для разрешения фру-стрирующей ситуации.
Теперь рассмотрим специфику распределения отвергаемых цветов: последний и предпоследний цвета (седьмой и восьмой) в ряду цветовых предпочтений. Предполагается, что именно отвергаемые цвета отражают подавляемые свойства личности, несущие тревогу [10, с. 32].
Оказалось, что в контрольной группе подростков отвергаемыми цветами стали серый (26,6%) и черный (27,7%) (рис. 2). Подобный выбор цветов скорее обусловлен спецификой подростковой эмансипации, чем является следствием глубоких внутриличностных проблем. Подростковое стремление прожить жизнь сполна, попытка действовать в соответствии с собственными убеждениями и ценностями отчасти подавляется страхом одиночества и социального неодобрения. Центральный конфликт если и имеет место, то в форме подростковой борьбы с ограничениями и запретами, в виде требований свободы и независимости.
Сопоставим полученные данные с результатами экспериментальной группы подростков с умственной отсталостью. Предпочитаемыми цветами оказались черный (19,1%) и фиолетовый (17%) (рис. 3). Подобное сочетание цветов может быть интерпретировано как наличие конфликта между эмоциональной и рациональной сферами жизнедеятельности подростка. Возникшее противоречие умственно отсталый подросток пытается разрешить, имитируя поведение окружающих людей. Однако этот процесс затруднен в силу недоучета контекста имитируемых моделей поведения и ситуации их использования.
□ 1-й выбор ■ 2-й выбор
С Со 3 К Ж Ф Кк Ч
К Ж Ф Кк
Условные обозначения:
С - серый Сс - синий З - зеленый К - красный Ж - желтый Ф - фиолетовый Кк - коричневый Ч - черный
□ 7-й выбор ■ 8-й выбор
Рис. 3. Распределение предпочитаемых и отвергаемых цветов в экспериментальной группе подростков с легкой степенью умственной отсталости, %
В отличие от данных контрольной группы умственно отсталые подростки выбрали в качестве отвергаемых цветов коричневый
(27,6%) и черный (25,5%) (рис 3). Подобное сочетание цветов в данном случае рассматривается как своеобразная форма противоре-
чия: собственные желания входят в конфликт со стремлением к свободе и способами ее достижения. В результате намеченные цели оказываются заблокированными деструктивными способами их достижения.
Вкратце подведем основные итоги проведенного исследования. Во-первых, подростки с легкой степенью умственной отсталости оказались более агрессивными, чем их сверстники с сохранным интеллектом, и эта тенденция охватывает все формы агрессив-
ного поведения. Во-вторых, умственно отсталые подростки более тревожны, чем подростки контрольной группы, и эта тревожность имеет компенсаторную направленность в виде склонности к агрессивному поведению. Следовательно, эмоциональная и личностная сферы умственно отсталых подростков имеют такие специфические особенности, которые могут способствовать возникновению отклоняющихся форм поведения.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Согласно тесту Люшера, цвета, обозначенные номерами 1-4, считаются основными т. е. должны занимать 1-2-е места в цветовом ряду предпочтений. Появление любого основного цвета на последних трех местах в цветовом ряду интерпретируется как проявление скрытой тревоги [10, с. 32].
** Наличие тревоги в системе цветовых предпочтений является причиной трансформации средств достижения целей в компенсаторный тип поведения, т. е. тип поведения, вызывающий лишь временное облегчение, но не приводящий к действительному удовлетворению ущемленных потребностей [10, с. 33].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. М., 2000. 508 с.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. М., 1983. Т. 5. 368 с.
3. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.
4. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.
5. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.
6. Лебединская К. С. и др. Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) // Дефектология. 1980. № 2. С. 4-14.
7. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. 416 с.
8. Николаенко Н. Н., Островская М. И. Предпочтение цвета как показатель эмоциональноличностных характеристик (исследование в условиях переходящего угнетения правого или левого полушарий мозга) // Физиология человека. 1989. Т. 15. № 4. С. 11-15.
9. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. 141 с.
10. Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). СПб.: ГП «ИМАТОН» 2001. 32 с.
11. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477с.
12. Zillmann D. Arousal and aggression / Geen R.G., Donnerstein E, eds. // Aggression: Theoretical and Empirical Reviews. Vol. 1. NY., 1983 P. 75-102.