Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 29.07.2022 Дата публикации: 28.02.2023
М. В. Певная, А. Н. Тарасова, Д. Ф. Телепаева
Отказ учащейся молодежи от волонтерства: исследование и управленческие решения в его преодолении
Проблема и цель исследования. Организация воспитательной деятельности школьников и студентов в сфере образования - актуальная управленческая задача. В реализации этой задачи в рамках государственной политики многих стран важное место отводится волонтерской деятельности молодежи. Цель данной статьи - выявить факторы неучастия молодежи в волонтерских проектах и акциях и предложить управленческие решения, позволяющие совершенствовать воспитательную работу для активизации волонтерской активности школьников и студентов.
Методы. Статья написана по результатам исследовательских проектов, реализованных в Свердловской области (Российская Федерация) в 2020-2022 годах. Авторы анализируют данные количественного опроса учащейся молодежи региона (N = 1105, 2020 г.). Выборка квотная с ошибкой не более 3,5%. В основе выборки - квоты по полу, возрасту, уровню образования и месту проживания молодежи. Количественные данные дополняются данными 8-ми фокус-групп, проведенных со школьниками, студентами ссузов и вузов Свердловской области в 2022 году.
Результаты и обсуждение. В статье доказано, что выбор позиции участия или неучастия молодежи в волонтерской деятельности определяется предшествующим опытом этой активности. Выделены основные факторы: наличие опыта как такового (г=0,306; р<0,001), регулярность предшествующей волонтерской работы (г=0,4; р<0,001), уровень ответственности за то, что происходит в родном городе (г=0,290; р<0,001) и членство в молодежных организациях (г=0,379; р<0,001), которые значимы для всех возрастных групп молодежи. Для школьников дополнительно проявился фактор интереса и участия в городских мероприятиях, для студентов колледжей - интерес к политике, для студентов вузов - их материальная обеспеченность.
Заключение. По результатам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию условий для молодежного волонтерства в системе образования, в которых отражено, что партнерство образовательных учреждений с СОНКО важно для профилактики отказа молодежи от добровольчества и может обеспечить вариативность краткосрочных, но достаточно регулярных и хорошо организованных социальных проектов.
Ключевые слова: волонтерство молодежи, отказ от волонтерской деятельности, волонтерский менеджмент, воспитательная работа
Ссылка для цитирования:
Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф. Отказ учащейся молодежи от волонтерства: исследование и управленческие решения в его преодолении // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 690-707. сМ: 10.32744^.2023.1.41
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 29 July 2022 Published: 28 February 2023
M. V. PEVNAYA, A. N. TARASOVA, D. F. TELEPAEVA
Refusal of students from volunteering:
research and management decisions in overcoming
Problem and purpose of the study. The organization of educational activities of schoolchildren and students in the field of education is an urgent managerial task. In the implementation of this task, within the framework of the state policy of many countries, an important place is given to the volunteer activity of young people. The purpose of this article is to identify the factors of youth non-participation in volunteer projects and to propose management solutions that allow improving educational work by activating the volunteer activity of schoolchildren and students.
Methods. The article is based on the results of research projects implemented in the Sverdlovsk region (Russian Federation) in 2020-2022. The authors analyze data from a quantitative survey of students in the region (N = 1105, 2020). The sample is quota-based with an error of no more than 3,5%. The sample is based on quotas by gender, age, level of education and place of residence. Quantitative data are supplemented by data from 8 focus groups conducted with schoolchildren, students of colleges and universities in the Sverdlovsk region in 2022.
Results and discussion. The article proves that the choice of the position of participation or non-participation in volunteering is determined by the previous experience of volunteer activities. The main factors were identified: experience (r=0.306; p<0.001), regularity of previous volunteer work (r=0.4; p<0.001), level of responsibility for what happens in the hometown (r=0.290; p<0.001) and membership in youth organizations (r=0.379; p<0.001), which are significant for all age groups of young people. For schoolchildren, the factor of interest and participation in city events was additionally manifested, for college students it is an interest in politics, for university students it is their financial security.
Conclusion. Based on the results of the study, recommendations have been developed to improve the conditions for youth volunteering in the education system. It is proved that socially oriented non-profit organizations are better at preventing refusal from volunteering than educational institutions. To activate the volunteer participation of students, the variability of short-term, but fairly regular and well-organized social projects is important.
Keywords: youth volunteering, refusal to volunteer, volunteer management, educational work
For Reference:
Pevnaya, M. V., Tarasova, A. N., Telepaeva, D. F. (2023). Refusal of students from volunteering: research and management decisions in overcoming. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 690-707. doi: 10.32744/pse.2023.1.41
_Введение
еолонтерство молодежи появилось в поле международной политики благодаря инициативам Европейского союза с начала XXI века. В 2009 году была разработана «Молодежная стратегия ЕС», в которой в качестве приоритета обозначалась важность государственной поддержки молодежного участия для обеспечения вовлеченности молодого поколения в конструктивную общественную и политическую деятельность. В 2018 году Стратегия ЕС была уточнена на 2019-2027 годы, но волонтерская деятельность молодых граждан осталось в ней в числе основных практик молодёжной политики разных стран для вовлечения, соединения и расширения возможностей молодежи*. Преобразующая роль волонтерской деятельности именно молодых граждан разных стран в содействии реализации Целей устойчивого развития закреплена в Меморандуме, подписанном ЮНЕСКО и Программой Добровольцы ООН в 2022 году**. Продвижение молодежного волонтерства артикулируется как необходимый шаг в деле укрепления глобальной гражданственности, основ мира и устойчивого развития в кризисных условиях.
Г1 WWW
В связи с текущей кризисной ситуацией все практически во всех странах мира выше востребованность в обществе конструктивной общественной активности, взаимопомощи и инициативной или организованной социальной помощи нуждающимся людям. Особенно такой запрос вырос в период пандемии, когда многие россияне, в том числе молодежь стали добровольными помощниками не только своим родным и близким, но и соседям, малознакомым людям. Общественная активность стала повсеместно социально одобряемой, положительно к волонтерству сегодня относятся люди, демонстрирующие высокий уровень межличностного доверия, ответственность за происходящее вокруг. По данным мониторинга гражданского общества НИУ ВШЭ, с оптимизмом воспринимает общественно активную деятельность именно молодежь [2].
При активизации молодежного волонтерства его организация в образовательной среде российских школ, колледжей и вузов становится полноценным направлением воспитательной работы. С сентября 2019 года в РФ реализуется программа воспитания обучающихся. Школьники принимают участие в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий на уровне района, города, помогают пожилым людям. Вовлечение молодёжи в добровольчество и волонтерство - одна из ключевых задач федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Разработана и внедрена методика учета добровольческой деятельности в качестве индивидуальных достижений при поступлении на обучение по программах среднего профессионального и высшего образования. На базе образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, создано 252 добровольческие организации. Однако, приобретенный в подростковый или студенческий период волонтерский опыт, не всегда формирует у молодежи установку на социальное участие, потребности и запросы на конструктивное просоциальное поведение, связанное с благотворительностью, в том числе во-лонтерством, что характерно для целого ряда стран [4].
* European Youth Goals. Official website of the European Union. URL: https://ec.europa.eu/youth/policy/youth-strategy/evidence_ en (date of access: 03.11.2022)
** UNESCO. Official website. URL: https://www.unv.org/news/unv-and-unesco-reaffirm-partnership-through-memorandum-understanding (date of access: 03.11.2022)
Таким образом, организация воспитательной деятельности школьников и студентов в сфере образования - актуальная управленческая задача. В реализации этой задачи в рамках государственной образовательной политики РФ значимое место отводится волонтерской деятельности молодежи. Наряду с возрастающими общественными потребностями в добровольчестве и расширяющейся в молодежной среде популярностью волонтерского участия, важным видится осмысление как методологических подходов и тенденций современной социальной педагогики и образовательного менеджмента, так и социальной результативности такой молодежной активности [1].
Цель данной статьи - выявить факторы неучастия молодежи в волонтерских проектах и акциях и предложить управленческие решения, позволяющие совершенствовать воспитательную работу за счет активизации волонтерской активности школьников и студентов. Ключевой исследовательский вопрос связан с пониманием того, как возможно усовершенствовать работу с молодыми волонтерами в образовательных учреждениях, ориентируясь на характер добровольческой активности и намерения самой учащейся молодежи в отношении ее продолжения.
В исследовании проверяются следующие гипотезы:
Гипотеза 1. Среди факторов, определяющих готовность к волонтерскому участию или неучастию в добровольческой деятельности в будущем, наиболее значимыми являются наличие опыта, регулярность такого молодежного участия и организационные условия его реализации.
Гипотеза 2. Для школьников и студентов набор факторов, определяющих готовность к участию или неучастию в волонтерских проектах и акциях, будет одинаковым.
Гипотеза 3. В основе отказа молодых людей и девушек от волонтерского участия лежит дефицит осмысления значимости добровольчества на индивидуально-личностном уровне.
_Материалы и методы
Эмпирической базой работы послужили данные анкетного опроса молодежи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет, проведенного в 2020 году. Общий объем выборки - 1105 человек, при доверительной вероятности 0,95 ошибка по одному признаку составляет менее 3%. В исследовании приняли участие школьники 8-11 классов (402 человека), учащиеся средних профессиональных учебных заведений (308 человек) и студенты вузов (395 человек) из 81 муниципального образования Свердловской области. Выдержана квота по типу населенного пункта: среди опрошенных доля респондентов из областного центра (города-миллионника) - 35%, из больших городов с населением более 250 тысяч жителей - 12%, из городов с численностью жителей от 50 до 250 тысяч человек - 25% респондентов и еще 28% опрошенных являются жителями малых городов и поселков с населением менее 50 тысяч человек. В структуре выборки 47% юношей и 53% девушек, что соответствует структуре генеральной совокупности.
Для анализа данных использовались методы дескриптивного анализа (оценка линейных распределений и частотных таблиц сопряженности), корреляционный анализ (расчет коэффициента г-Спирмана), критерий х2-Пирсона. В качестве основного метода, позволившего выделить факторы неучастия молодежи в волонтерской деятельности, использовалась модель бинарной логистической регрессии.
В ходе исследования решалась задача поиска факторов неучастия в волонтерских проектах и акциях школьников и студентов, и исследовательский вопрос поставлен так: что влияет на готовность к участию или неучастию в волонтерской деятельности в будущем? Для ответа анализируется модель логистической регрессии, где в качестве зависимой переменной выступает готовность заниматься добровольческой деятельностью в дальнейшем (0=не планируют заниматься добровольчеством в будущем, 1=планируют). В качестве предикторов в модель включено 4 группы факторов: 1) социально-демографические характеристики (пол, статус (школьники, учащиеся колледжей и техникумов, студенты вузов), материальное положение, тип населенного пункта), 2) социокультурные и поведенческие характеристики (уровень социальной активности, интерес к городским мероприятиям, участие в городских мероприятиях, интерес к политике, членство в молодежных организациях), 3) ценностные характеристики (уровень ответственности за происходящее в своем родном городе, самооценка своих возможностей повлиять на изменение ситуации, уровень обобщенного доверия к людям), 4) характеристики опыта волонтерства (наличие или отсутствие опыта участия в добровольческой деятельности, регулярность участия, затраты времени в среднем за месяц на добровольную безвозмездную работу, характер участия). Для отбора наиболее значимых факторов использован пошаговый метод включения, при котором осуществляется пошаговое включение предикторов, оказывающих наибольшее воздействие на зависимую переменную (0,05 критерий на включение и 0,1 на исключение).
Данные количественного исследования дополнены результатами фокус-групповых интервью со школьниками, студентами ссузов и вузов, работающей молодежью из числа тех, кто, имеет определенный опыт волонтерской деятельности, но не видит себя в роли волонтера социальных и культурных городских проектов в настоящем и будущем (8 фокус-групп, 2022 г.). Для анализа было проведено тематическое кодирование, выделены особенности волонтерского опыта информантов, определен уровень их социальной компетентности, выявлены характеристики организации их последнего добровольческого участия, а также характер субъективной удовлетворённости этим опытом, особенности осмысления социальной значимости волонтерской деятельности для них самих, организаторов их труда, для других людей в целом.
Ограничения эмпирических исследований связаны с их региональным характером. Качественные фокус-группы в соответствии с задачами исследования охватили гомогенные общности информантов только по основному виду их образовательной занятости.
_Обзор литературы
Выделим основные аспекты в современных исследованиях добровольчества. Во-лонтерство как важная составляющая воспитательного процесса часто рассматривается зарубежными и российскими социологами. В работе E. S. White доказано, что семейная среда и традиции общественной активности родителей важны для волонтерского участия детей [25]. D. Haski-Leventhal, L. Meijs и L. Hustinx отмечают, что образовательные учреждения играют ключевую роль в развитии добровольчества наряду с государством и коммерческими структурами, помогая формировать просо-циальное поведение среди подрастающего поколения [18]. По мнению российских
исследователей, в университетской среде реализуется важная воспитательная функция в образовательном процессе молодежи благодаря организованным волонтерским проектам [5]. E. Barton и соавт. отмечают взаимосвязь полученного студентами во время обучения волонтерского опыта, гражданского ответственного поведения и карьерных перспектив студентов [8].
Проблемы регулярности добровольчества и готовности молодых людей и девушек продолжать эту деятельность часто поднимаются в современных исследованиях. Доказано, что на отказ от добровольчества и на продолжение этой деятельности влияют разные факторы [23]. Ученые из Сингапура E. Beckman и соавт. отмечают, что наибольшее влияние на продолжение заниматься волонтерством оказывают такие факторы, как чувство принадлежности к сообществу, возможность личностного роста и положительный предыдущий опыт [10]. H. Cho, M. Y. K. Chen и C. Li, отказ от добровольческой деятельности объясняют прагматизмом и отсутствием какого-либо вознаграждения волонтерам за их работу [11]. На продолжение волонтерской деятельности существенное влияние оказывает последний полученный опыт и удовлетворенность тем, как он был организован [12]. J. Dunn и соавт. уточняют, что при всем прочем недостатки, проявляющиеся в организации работы с волонтерами, приводят к их отказу от дальнейшего участия [14].
Изучаются социально-демографические факторы, влияющие на волонтерскую активность. S. Compion и соавт. доказано, что возраст обучающихся напрямую влияет на регулярность и мотивацию их добровольческого опыта: студенты младших курсов мотивированы внешними причинами и своим окружением, а старшекурсники занимаются волонтерством более регулярно и чаще по альтруистическим причинам [13]. Британские исследователи А. Stride и соавт. констатируют, что гендерная составляющая в значительной степени влияет на роль и опыт волонтерства. Так, женщины чаще, чем мужчины, согласны продолжать своё участие в социальных проектах на добровольных началах [22].
Волонтеры, работающие в определенных некоммерческим организациям, как правило, делают это регулярно, в отличие от самостоятельных, эпизодических добровольцев [24]. При этом волонтеры с большим опытом участия тщательнее подходят к выбору организации, отсутствие которой может послужить причиной отказа от продолжения их деятельности в будущем [15]. S. Bauer и D. Lim выявлено, что на удержание волонтеров в организации существенное влияние оказывают коммуникационные факторы - отношение с руководителем, внутренняя коммуникация и публикации о деятельности волонтеров в социальных сетях [9].
И.А. Скалабан отмечает, что участие скорее выражается в членстве - формализованной принадлежности к социальной группе или организации. Членство объективно, оно предполагает признание других членов или внешней социальной среды, но не требует непременного участия или действия [6]. Не-членство не является непременно неучастием, поскольку не-членство может носить пассивный и активный характер. В последнем случае оно выражается в участии, направленном как на поддержку, так и в оппозицию [3]. Активное отвержение ценностей группы, ее негативная референтность могут стать основанием для протестного участия. Такие участники могут представлять для группы большую угрозу, чем антагонисты, которые никогда и не могли бы стать ее членами [7].
Волонтерство анализируется в контексте формирования просоциального поведения. Социологи S. Livi и соавт. изучили взаимосвязь просоциального поведения
индивидов и их готовность продолжать волонтерскую деятельность [19]. Одним из способов формирования просоциального поведения молодежи в настоящий период является волонтерство в формате онлайн [21].
Отказ от волонтерской деятельности связывается с потерей смысла этой деятельности. Неучастие появляется, если человек не видит, не осознает для себя новые смыслы деятельности (не в состоянии, никто не помог, нет условий и т.д.). Так, канадские социологи выявили, что молодые волонтеры видят смысл своей деятельности, осуществляя её преимущественно через некоммерческие организации, сотрудники которых им об этом расскажут. В то время как волонтеры среднего возраста наибольший смысл вкладывают в саму деятельность, независимо от формы ее осуществления - самостоятельно или через организацию [17]. По мнению J. Ferrer, ядром участия видится поворот от внутрисубъективных переживаний к событиям участия в трансперсональных и духовных явлениях. Для этого волонтер должен обладать готовностью усваивать и интерпретировать для себя эти смыслы [16]. S. Senses Ozyurt и N. Villicana Reyna в своем исследовании выявили, что отказ от волонтерства также проявляется, когда участие само по себе теряет смысл. Чаще всего это бывает при первичном, начальном опыте волонтерской деятельности [20].
_Результаты исследования
По данным опроса молодежи Свердловской области не включены в волонтерскую деятельность около трети респондентов, причем статистически значимых различий между школьниками, учащимися ссузов и студентами вузов нет (среди школьников отметили, что они никогда не занимались добровольческой деятельностью 35% опрошенных, среди учащихся ссузов - 34% и среди студентов - 32%). При этом отмечается риск роста неучастия среди молодежи, поскольку в будущем планируют заниматься волонтерством 56% опрошенных, а 44% не готовы к дальнейшему участию в добровольческой деятельности. Даже среди тех, кто уже имеет опыт участия, 32% опрошенных не готовы к продолжению этой деятельности (среди случайно участвующих эта доля еще выше - 50%). Рассмотрим с каким параметрами связана готовность заниматься добровольческой деятельностью в дальнейшем.
Группа социально-демографических характеристик. Из социально-демографических параметров наличие связи с готовностью к участию или неучастию в волонтерской работе в будущем проявилось с такими параметрами как: пол и материальное положение. Среди мужчин к числу не участвующих и отказывающихся относится каждый второй, среди женщин - 38%). Чаще демонстрируют отказ от участия молодые люди с низкой или, напротив, высокой самооценкой материального положения. Среди молодежи со средним уровнем достатка отказываются от дальнейшего участия 37-38% респондентов, в то время как среди бедных («денег не хватает даже на еду» и «денег хватает только на еду, покупка необходимых вещей, одежды затруднительна») и богатых («можем позволить себе дорогие покупки: машину, квартиру») 48-51% опрошенных. Комментируя почему они не планируют заниматься добровольчеством в будущем, молодые люди отмечали «плата, коммунарка, налоги, деньги не берутся из воздуха», «трудно работать за бесплатно, когда у самого денег нет», что свидетельствует о том, что самой молодежью её уровень материального положения воспринимается как серьезный фактор, препятствующий включению в волонтерство.
Готовность заниматься добровольческой деятельностью в дальнейшем оказалась не связана с такими характеристиками как образовательный статус (х2=2,756; р=0,252) и тип поселения (х2=2,124; р=0,547), т.е. ошибка >0,05. Так среди школьников, студентов ссузов и вузов отмечается примерно одинаковый уровень как текущего (не имеют опыта 32 и 35% соответственно), так и будущего (не планируют 40 и 45% соответственно) неучастия. Жители разных типов городов по численности населения также демонстрируют сходный уровень неучастия, расхождение в пределах ошибки выборки.
Группа социокультурных и поведенческих характеристик. Готовность к участию в волонтерской деятельности в будущем оказывается статистически значимо связана со всеми факторами, входящими в эту группу: уровнем социальной активности (х2=114,729; р<0,001), интересом к городским мероприятиям (х2=93,432; р<0,001), участием в городских мероприятиях (х2=54,101; р<0,001), интересом к политике (х2=25,482; р<0,001), членством в молодежных организациях (х2=173,265; р<0,001). Выше прочих связь, оцениваемая как умеренная, с фактором «членство в молодежных организациях» (г=0,379; р<0,001). Молодые люди, не состоящие ни в каких молодежных организациях чаще демонстрируют позицию неучастия: так среди них доля не планирующих заниматься волонтерством в будущем 58%, в то время как среди тех, кто оказался связан с какой-то молодежной организацией, лишь 18% отметили не готовность к последующему участию в волонтерской деятельности. Как слабо-умеренная отмечается связь с факторами «интерес к городским мероприятиям» (г=0,26; р<0,001) и «уровень социальной активности» (г=0,256; р<0,001). Как слабая - с «участием в городских мероприятиях» (г=0,182; р<0,001) и «интересом к политике» (г=0,148; р<0,001).
Группа ценностных характеристик. Все факторы данной группы (уровень ответственности за происходящее в своем родном городе (х2=103,143; р<0,001), самооценка своих возможностей повлиять на изменение ситуации (х2=59,788; р<0,001), уровень обобщенного доверия к людям (х2=38,554; р<0,001)) также оказываются статистически значимо связанными с готовностью заниматься волонтерской деятельностью в дальнейшем. С факторами «уровень ответственности за то, что происходит в родном городе» (г=0,290; р<0,001) и «уровнем самооценки своих возможностей повлиять на изменение ситуации» (г=0,209; р<0,001) наблюдается слабо-умеренная связь, а с «уровнем обобщенного доверия к людям» слабая (г=0,146; р<0,001). В целом чем ниже понимание своей ответственности за происходящее в городе, своих возможностей и доверия к людям, тем выше вероятность того, что молодой человек займет позицию неучастия.
Группа характеристик, отражающих предыдущий опыт волонтерства. Го -товность к участию в волонтерстве в будущем имеет статистически значимую умеренную связь с наличием опыта (г=0,306; р<0,001) и регулярностью (г=0,4; р<0,001) текущей волонтерской деятельности и слабо-умеренную со средними затратами времени на добровольную безвозмездную работу в месяц (г=0,236; р<0,001). Отмечается наличие связи с таким фактором как «организационный характер волонтерства», которая проверялась с помощью критерия хи-квадрат (х2=31,421; р<0,001). При волонтерской работе в одиночку, вероятность последующего неучастия резко возрастает (см. табл. 1). Доля отказывающихся от дальнейшего участия минимизируется, если работа осуществлялась через какую-либо общественную организацию.
Таблица 1
Участие в добровольческой деятельности в будущем и организационный характер волонтерской работы в прошлом (в % от опрошенных)
Планируете ли вы заниматься добровольчеством в будущем? Если Вам приходилось что-то за последний год делать, то укажите, пожалуйста, каким образом Вы это делали
в одиночку совместно с друзьями, знакомыми через учреждения культуры, образования, здравоохранения через общественную организацию
Нет 53 40 43 23
Да 47 60 57 77
Всего 100 100 100 100
Для оценки наиболее значимых факторов, определяющих будущее участие или неучастие в добровольческой деятельности построено три модели бинарной логистической регрессии по отдельным подвыборкам образовательного статуса (школьники, учащиеся ссузов и студенты вузов). В результате пошагового отбора предикторов, в качестве значимых выделено 8 факторов: членство в молодежной организации, уровень ответственности за то, что происходит в родном городе, регулярность участия, уровень интереса к городским мероприятиям, уровень участия в городских мероприятиях, пол, интерес к политике и материальное положение. Полученные параметры этих моделей показаны в таблице 2.
Таблица 2
Модели логистической регрессии в разрезе образовательного статуса: зависимая переменная - готовность заниматься добровольческой деятельностью
в будущем (0-нет, 1-да)
В Среднеквадратичная ошибка Знач. Ехр (В)
Школьники (процент правильных классификаций 79,6%)
Уровень интереса к городским мероприятиям 1,001 0,254 0,000 2,720
Членство в молодежной организации (база=нет) 0,986 0,341 0,004 2,682
Уровень ответственности за то, что происходит в родном городе 1,698 0,482 0,000 5,463
Регулярность участия (база= постоянно работаю как волонтер, практически 1 раз в месяц) 0,000
Да, время от времени участвую в волонтерских проектах (3-5 раз в год -0,890 0,442 0,044 0,411
Да, участвовал случайно 1-2 раза -1,332 0,376 0,000 0,264
Нет, никогда не приходилось -1,972 0,392 0,000 0,139
Уровень участия в городских мероприятиях -0,436 0,149 0,003 0,647
Учащиеся колледжей и техникумов (процент правильных классификаций 79,8%)
Членство в молодежной организации (база=нет) 1,176 0,442 0,008 3,242
Уровень ответственности за то, что происходит в родном городе 1,617 0,576 0,005 5,038
Регулярность участия (база= постоянно работаю как волонтер, практически 1 раз в месяц) 0,000
Да, время от времени участвую в волонтерских проектах (3-5 раз в год -0,805 0,820 0,326 0,447
Да, участвовал случайно 1-2 раза -2,692 0,819 0,001 0,068
Нет, никогда не приходилось -2,529 0,804 0,002 0,080
Пол (база=мужчина) 0,720 0,224 0,001 2,055
Интерес к политике (база= лично участвовал за последние два года в политической деятельности) 0,006
Внимательно слежу за информацией о политических событиях в России 1,272 0,875 0,146 3,567
Интересуюсь от случая к случаю 0,094 0,757 0,902 1,098
Не интересуюсь -0,928 0,765 0,225 0,395
Студенты вузов (процент правильных классификаций 73,5%)
Материальное положение (база= можем позволить себе покупку товаров длительного пользования) 0,004
Можем позволить себе покупку товаров длительного пользования 1,131 0,371 0,002 3,098
Денег хватает на еду и одежду, но недостаточно для покупки товаров длительного пользования 1,160 0,423 0,006 3,190
Денег хватает на еду, но покупка необходимых вещей (одежды) проблематична -,064 0,495 0,898 0,938
Денег не хватает даже на еду ,024 0,683 0,972 1,025
Уровень интереса к городским мероприятиям 0,309 0,105 0,003 1,363
Членство в молодежной организации (база=нет) 0,760 0,332 0,022 2,139
Уровень ответственности за то, что происходит в родном городе 1,210 0,427 0,005 3,352
Регулярность участия (база= постоянно работаю как волонтер, практически 1 раз в месяц) 0,000
Да, время от времени участвую в волонтерских проектах (3-5 раз в год -1,387 0,475 0,004 0,250
Да, участвовал случайно 1-2 раза -2,134 0,414 0,000 0,118
Нет, никогда не приходилось -2,537 0,425 0,000 0,079
Можно отметить, что в итоговую модель оказались отобраны факторы из всех 4 групп, что говорит о том, что позиция неучастия обуславливается комплексом условий, связанных как с поведенческими, так и ценностными характеристиками, а также условиями предыдущего опыта. Получился достаточно интересный результат. Выделенные основные факторы (наличие опыта и регулярность предшествующей волонтерской работы, уровень ответственности за то, что происходит в родном городе и членство в молодежных организациях) оказались включены во все три модели. Для школьников оказался значимым фактор интереса и участия в городских мероприятиях, причем влияние именно уровня интереса к городским мероприятиям для школьников оказывается даже выше, чем членство в молодежных организациях.
Для учащихся средних профессиональных учебных заведений помимо трех основных факторов оказались также значимы пол и интерес к политике.
Для подвыборки студентов, помимо основных, оказался значим фактор самооценки материального положения, который хоть и попал в базовую модель, но оказался исключен из частных моделей для школьников и учащихся ссузов. Возможно, это связано с тем, что для студентов в большей степени актуализируется задача самообеспечения, чем для школьников или учащихся колледжей.
Анализ данных фокус-групповых исследований позволил выявить две траектории формирования отказа от волонтерского участия на субъективном уровне. В рамках первой траектории в процессе волонтерской деятельности молодые люди и девушки не понимают смысла своего добровольческого участия. Осознание личной заинтере-
сованности, пользы для самого волонтера не возникает в процессе их труда или не сохраняется после первого опыта добровольческого участия. В соответствии со второй стратегией - старшеклассники и студенты оказываются в ситуации, когда смысл своей волонтерской деятельности они теряют по целому ряду причин.
Непонимание смысла волонтерской деятельности как основание отказа проявляется и сохраняется в сознании молодежи со школьных лет, если к участию в социальных проектах их принуждают при этом, не объясняя должным образом, кому и зачем нужна их помощь как добровольцев. Как правило, молодежи не показывают и не дают возможность осознать пользу- конкретный результат своей деятельности, увидеть или услышать благодарность людей, которым была адресована эта помощь. Желание продолжать волонтерскую деятельность не формируется, так как школьники не всегда сами в состоянии сделать самооценку своих действий, при этом в таких условиях у них отсутствует эмоциональный ответ, который обеспечивает субъективную удовлетворенность молодых волонтеров. Приведем в подтверждение несколько высказываний информантов:
«Единственные волонтёрские движения, в которых я участвовал, были не по моей инициативе. Они были по инициативе школы. Мы собирали носочки для детей в детские дома. Ещё собирали крышки, пробки для переработки <...> Я не задумывался над тем, нравится ли мне этим заниматься, зачем это» (м., школьник, 17 лет, Екатеринбург).
«Я за это даже ничего особо не получил. Эта акция грянула как гром среди ясного неба, в принципе. Сказали нам, делайте. Особых эмоций каких-то я, наверное, не испытал, или я просто этого не помню» (м., школьник, 16 лет, Екатеринбург).
«Многие просто так и не знают, как это делать, или не задумывались об этом и им просто это всё в итоге не интересно» (ж., школьница, 16 лет, Н. Тагил).
«Нет желания. Не появилось таких вот эмоций, типа хочу и всё» (ж., школьница, 16 лет, Н. Тагил).
Смысл волонтерской деятельности школьники и студенты теряют из-за субъективной неудовлетворенности своим добровольческим опытом, а именно плохой организацией своего труда, отсутствием должной благодарности, содержанием своей деятельности либо благодаря объективным условиям изменения жизненной ситуации. Представим ряд высказываний участников групповых дискуссий:
«Какие-то локальные, небольшие мероприятия плохо организованы... В них участвовать не очень хочется. Вот люди подходят ответственно в уже больших мероприятиях. В них видишь, есть какая-то забота о тех же волонтерах, и ты не просто так сюда пришел. И можно извлечь какой-то опыт» (ж., 19 лет, студентка, Екатеринбург).
«Во время мероприятия была очень монотонная работа, я вроде в нем и поучаствовала, но какого-то удовлетворения не получила. Если устраивать работу разнообразно, то тогда будет ощущение какой-то наполненности и разнообразия» (ж., 19 лет, студентка, Екатеринбург).
«Последнее волонтёрское движение, в которое меня привели - это День здоровья. Там я очень устал. Домой пришёл ни в каком состоянии. И я для себя окончательно передумал ходить волонтёрить» (м., 18 лет, студент ссуза, Н. Тагил).
«Когда говорилось, что придет человек 10, а приходит 2. И тогда получается так, что приходится выполнять больше, чем рассчитано на двух человек. Из-за этого трудно» (м., студент, Екатеринбург).
Потеря молодежью смысла волонтерства во втором случае часто связана с изменением жизненной ситуации. В последней, по мнению учащейся молодежи для добровольчества не остается места, так как молодые люди и девушки оказываются не в состоянии осознать его пользу, определить возможности реализации добровольческого участия в своих новых жизненных условиях, увидеть в нем перспективу своего личного и профессионального развития. Волонтерство на определенном жизненном этапе обучения осознается многими как долг для других, не идентифицируется как что-то полезное для себя лично.
«Что касается большинства моих одногруппников, мы с ними занимались немного этим, но устали от всего этого. Мы часть своего долга выполнили перед техникумом. Обучение подходит к концу, и мы тоже завершаем эту работу» (м., студент ссуза, 18 лет, Н. Тагил).
«Мы старше становимся, появляются проблемы всякие. Поэтому и волонтёр-ством никто не хочет заниматься дальше. Да, конечно, волонтёрство может помочь с теми же баллами при поступлении в институт. Но лучше самому свою жизнь строить.» (м., студент ссуза, 18 лет, Екатеринбург).
«А когда уже в таком возрасте, еще если ты из другого города сожалеешь. Когда приезжаешь учиться в другой город и тратить свое время на волонтерство, проработав и ничего за это не получив, когда мог поработать и что-то получить, ну не хочется» (м, студент, 20 лет, Екатеринбург).
_Обсуждение результатов
Проведенные эмпирические исследования показали, что выбор позиции участия или неучастия определяется комплексом факторов. Один из ключевых - предшествующий опыт волонтерской деятельности. Наличие позитивного опыта участия и регулярное включение в волонтерскую работу являются основными характеристиками, обеспечивающими преодоление проблемы волонтерского неучастия в будущем молодежи. Именно этот опыт помогает школьникам и студентам понять смысл добровольческой деятельности и осознать пользу (конкретный результат) от своей деятельности. В предыдущих исследованиях по анализируемой тематике подчеркивалась важность положительного предыдущего опыта, сопряженного с групповой идентификацией волонтеров [10], с чувством удовлетворенности от волонтерского участия [12]. Однако негативный начальный опыт (при принуждении к участию, плохой организации) может сопровождаться и потерей смысла такой деятельности у молодых людей и девушек и приводить к отказу от дальнейшего участия [14], соответственно очень важно грамот-
но выстраивать работу с молодежью (особенно со школьниками, получающими первый опыт) в социальных проектах, чтобы ценность волонтерства только укреплялось в сознании молодых людей. В преодолении отказа от волонтерства в среде школьников большее значение играют качественные характеристики тех мероприятий, в которые молодежь оказывается вовлечена в качестве волонтеров. Хорошо организованные городские мероприятия, в которых школьники занимаются тем, что вызывает у них интерес важны для продолжения их волонтерства в будущем. И в этом отношении для популяризации волонтерской деятельности в молодежной среде значим организованный характер волонтерского труда через членство в молодежных организациях и опыт участия в проектах некоммерческого сектора в части СОНКО (где организация работы с волонтерами, как правило, поставлена лучше, чем в государственных и муниципальных учреждениях культуры, образования и социальной защиты). Данный вывод подтверждается как российскими [6], так и зарубежными авторами [24].
Осознание школьниками и студентами уровня своей ответственности за то, что происходит в родном городе еще один важный фактор волонтерского участия молодежи в любых его направлениях. Высокий уровень ответственности как ценностная характеристика облегчает последующее включение человека в волонтерскую деятельность и осознание важности этой деятельности в своей жизни. При этом для любых возрастных групп молодежи, как школьников, так и студентов, важно понимать, какой результат стал следствием их добровольческого труда, кому они помогают, видеть этих людей, получить благодарность на уровне эмоций. Формирование в сознании молодежи связки между их добровольческими усилиями и полученным результатом укрепляет самооценку своих возможностей повлиять на ситуацию и помогает преодолеть проблему неучастия в будущем.
Еще одним фактором, определяющим готовность включаться или не включаться в добровольческую деятельность, является интерес к политике. Наиболее значим этот фактор для студентов колледжей. На наш взгляд, отсутствие интереса к политике свидетельствует о равнодушии молодых людей к тому, что происходит в обществе, концентрации на себе и своих проблемах, а наличие такого интереса, наоборот, характеризует открытость. Наличие интереса к политике становится основой для формирования гражданского ответственного поведения, а то в свою очередь является необходимой базой для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность.
Для студентов вузов актуализируется запрос на материальное обеспечение своей жизнедеятельности. При смене уровня образования (поступление после школы или ссуза в вуз) происходит потеря смысла волонтерской деятельности на уровне личностного осознания, проявляется неспособность студентов как увидеть новые условия для своего добровольческого участия, так и осознать пользу волонтерства для своего развития при наличии новых жизненных ориентиров. На этом этапе важно показать студентам, что участие в волонтерских проектах позитивно скажется на их карьерных перспективах, а соответственно и на материальной обеспеченности.
Таким образом, для молодежи (как школьникам, так и студентам) важна хорошая организация их труда, профессиональное сопровождение, учет их интересов и возможностей, благодарность за их труд, общение как с другими волонтерами, так и с организаторами их деятельности.
По результатам проведенного исследования для активизации волонтерского участия школьников и студентов в процессе воспитательной работы в образовательных организациях можно предложить следующие рекомендации.
Опыт просоциальной деятельности формируется со школы, поэтому важно, чтобы мероприятия и социальные проекты, в которых школьники участвовали как добровольцы, были хорошо организованы и вызывали у них живой интерес. Планирование такой работы может включать организацию общешкольного обсуждения плана благотворительных акций и социально значимых школьних мероприятий, привлечение к сбору творческих идей не только педагогов и школьников, но и родителей. В благотворительных проектах обязательно должно уделяться внимание тому, как школьников и студентов информируют о филантропических инициативах, насколько благодаря этому представлению становится понятен и доступен каждому конкретный результат его личного волонтерского участия. Важно объяснять и разъяснять для кого что-либо полезное и безвозмездное делают ребята, например, конкретизировать тех, кто получает собранные и сделанные ребятами вещи, запуская в школьной газете или на сайте фоторепортажи, записывая видеоролики тех, кто благодарен за помощь и участие школьников.
Волонтерские проекты, в которых предлагается поучаствовать школьникам и студентам, должны быть вариативны и регулярны. При этом крайне важно, чтобы практически все в школе получили хоть какой-то реальный опыт волонтерского участия. С учетом учебной и дополнительной занятости современных подростков лучше в план мероприятий включать на регулярной основе короткие акции и мероприятия, чем разрабатывать и заявлять сложные и затратные по временным ресурсам социальные проекты, требующие ответственности и серьезного погружения. При таких условиях любой студент или школьник сможет научиться видеть в социокультурной сфере то, что ему интересно.
Отдельного внимания организаторов детско-юношеского и молодежного волон-терства заслуживает специальная работа как с мотивацией молодых волонтеров, так и с осознанием ими такого важного личностного качества как ответственность. Это достижимо в процессе организации групповой рефлексии при подготовке проектов и после их проведения, когда обсуждаются общие результаты проведённого мероприятия, проекта или акции и личные достижения каждого волонтера.
Опыт школьного волонтерства должен получать свое развитие в вузе и ссузе за счет включения студентов в те проекты, которые смогут принести им лично пользу как будущим профессионалам и специалистам в разных сферах деятельности.
Вне зависимости от типа учебного заведения должны быть созданы условия для включения учащихся в различные молодежные организации и объединения, проработана система стимулирования и мотивации учащихся. Опыт организационного общественного участия не только формирует культуру гражданственности в молодежной среде, но и обеспечивает реальную информированность молодежи о своих социальных возможностях, в том числе и волонтерского участия, а также о тех ресурсах, которые сегодня для этой активности повсеместно предоставляются государством, бизнесом, университетами и колледжами.
Рекомендуется открывать учебные заведения для сотрудничества с социально ориентированными некоммерческими организациями, специализирующимися на работе с детьми и молодежью. В колледжах и вузах возможно организовывать профессиональные стажировки на базе СОНКО, достаточно результативно в этом плане и проектное обучение. Именно общественники способны профессионально сопровождать просоциальную молодежную активность, обеспечивая разнообразие социального предложения, новизну и качество проектов для волонтерского участия мо-
лодежи, в некотором смысле снимая дополнительную нагрузку с педагогов. Научить чему-то, помочь проникнуться волонтерством могут только специалисты, сами непосредственно работающие в данной сфере. Без знакомства школьников и студентов с различными общественными организациями своего города, с их яркими социальными и культурными проектами, в уходе от типовых, скучных, замкнутых только на школе или колледже проектов, определённо, не обойтись.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить факторы неучастия молодежи в волонтерских проектах и акциях и по его результатам разработать рекомендации по совершенствованию условий для молодежного волонтерства в системе образования, ориентированные на социальных педагогов и специалистов по социальной работе с молодежью, а также и на руководителей общеобразовательных учреждений, колледжей и университетов. Изложенные авторами управленческие решения должны позволить улучшить организацию воспитательной работы, активизировав волонтерское участие молодых россиян. Две заявленные гипотезы нашли свое подтверждение. Третья - подтвердилась частично. Было доказано, что готовность молодежи к волонтерской деятельности связана с опытом, регулярностью волонтёрского труда, а также специально созданными для этого в учебных заведениях организационными условиями. Качественной характеристикой отказа от волонтерства действительно является недопонимание молодыми людьми и девушками смыслов добровольческой деятельности, ее ресурсности не только для общества, но и для самого волонтера как личности. При наличии общих для всех возрастных групп молодежи факторов, определяющих готовность к участию в волонтерской деятельности в будущем, для студентов как более старшего возрастного сообщества проявляются свои факторы, во многом обусловленные социальной природой взросления, изменением статуса, потребностями самообеспечения. В теоретическом плане нашло свое подтверждение то, что для формирования культуры волонтерства молодежи важна не самоорганизация, а хорошее организационное начало. Доля отказывающихся от дальнейшего волонтерского участия в молодежной среде минимизируется, если школьников и студентов организованно вовлекают в социальные проекты и акции. Новизна полученных данных заключается в том, что именно СОНКО лучше профилактируют отказ от добровольчества, чем учреждения образования. Заявленная в статье проблематика достаточно перспективна в части дальнейшей научной разработки педагогических методик организации социально-психологического сопровождения молодых волонтеров в социальных проектах, расширения и конкретизации организационных решений по информированию молодежи, расширению социального партнерства учебных заведений и СОНКО.
_Финансирование
Статья написана в рамках государственного задания. Проект FEUZ-2022-0026.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокова О.А., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А. Определение содержания конструкта «волонтерская деятельность» в образовательно-воспитательной практике: опыт теоретического осмысления и эмпирической реконструкции // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 400-421. DOI: 10.32744/ pse.2021.6.27
2. Мерсиянова И.В., Иванова Н.В. Трудно или легко быть общественно активным человеком во время пандемии? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 340-361. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1705
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва: Хранитель, 2006. 873 с.
4. Певная М.В., Шуклина Е.А., Черникова-Бука М. Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования) // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 101-113. DOI: 10.31857/S013216250018512-6
5. Рябцев А.А., Юдина Т.А., Черемшанов С.В., Папазян Г.С. Сочинский государственный университет - драйвер событийного волонтёрства в регионе // Высшее образование в России. 2018. № 27 (11). С. 108-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116
6. Скалабан И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 130-139.
7. Скалабан И.А. Участие и общественное участие как социологические категории // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 5. С. 44-59.
8. Barton E., Bates E.A., O'Donovan R. 'That extra sparkle': Students' experiences of volunteering and the impact on satisfaction and employability in higher education // Journal of further and Higher Education. 2019. Vol. 43, no. 4. P. 453-466. D0I:/10.1080/0309877X.2017.1365827
9. Bauer S., Lim D. Effect of communication practices on volunteer organization identification and retention // Sustainability (Switzerland). 2019. Vol. 11, no. 9. D0I:/10.3390/su11092467
10. Beckman E., Pan T., Kitterlin M., Cain L. Identifying motivating factors among college students that influence repeat participation among special event volunteers: The moderating role of class standing // International Journal of Event and Festival Management. 2021. Vol. 12, no. 2. P. 148-167. DOI: 10.1108/IJEFM-07-2020-004111. Cho H., Chen M.Y., Li C. Compulsory volunteer experience in Singapore: Personality, volunteer motivation, and continuance intention to volunteer // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. DOI: 10.1007/s11266-022-00461-y 12. Cho H., Wong Z.E., Chiu W. The Effect of Volunteer Management on Intention to Continue Volunteering: A Mediating Role of Job Satisfaction of Volunteers // SAGE Open. 2020. Vol. 10, no. 2. DOI:/10.1177%2F2158244020920588
11. Compion S., Cnaan R.A., Brudney J.L., Jeong B.G., Zhang C., Haski-Leventhal D. 'Young, fun, and free:' episodic volunteers in Ghana, South Africa and Tanzania // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. Vol. 33, no. 3. P. 443-458. DOI:/10.1007/s11266-021-00324-y
12. Dunn J., Scuffham P., Hyde M.K., Stein K. Designing Organizational Management Frameworks to Empower Episodic Volunteering // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2020. Vol. 33, P. 217228. DOI:/10.1007/s11266-020-00226-5
13. Einolf C., Cheryl Y. Super-Volunteers: who are they and how do we get one? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2018. Vol. 47, no. 4. P. 789-812. DOI:/10.1177/0899764018760400
14. Ferrer J. Revisioning transpersonal theory: a participatory vision of human spirituality. Albany, NY : SUNY Press, 2002. 299 p.
15. Fyffe I., Wister A. Age differences in Olympic volunteering experiences: an examination of generativity and meaning in life // Leisure Studies. 2016. Vol. 35, no. 5. P. 638-651. DOI:/10.1080/02614367.2014.994554
16. Haski-Leventhal D., Meijs L., Hustinx L. The Third-party Model: Enhancing Volunteering through Governments, Corporations and Educational Institutes // Journal of Social Policy. 2010. Vol. 39, no. 1. P. 139-158. DOI:/10.1017/ S0047279409990377
17. Livi S., De Cristofaro V., Theodorou A., Rullo M., Piccioli V., Pozzi M. When motivation is not enough: Effects of prosociality and organizational socialization in volunteers' intention to continue volunteering // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2020. Vol. 30, no. 3. P. 249-261. DOI: /10.1002/casp.2446
18. Senses Ozyurt S., Villicana Reyna N. Leadership Characteristics and Volunteer Retention in Nonprofit Organizations // The Journal of Nonprofit Education and Leadership. 2016. Vol. 6, no. 4. P. 350-374. https://doi.org/10.18666/ JNEL-2016-V6-I4-6521
19. Slattery P., Finnegan P., Vidgen R. Creating compassion: How volunteering websites encourage prosocial behavior // Information and Organization. 2019. Vol. 29, no. 1. P. 57-76. DOI:/10.1016/j.infoandorg.2019.02.001
20. Stride A., Fitzgerald H., Rankin-Wright A., Barnes L. The en/gendering of volunteering: "I've pretty much always noticed that the tail runner is always female" // Sport Management Review. 2020. Vol. 23, no. 3. P. 498-508. DOI:/10.1016/j.smr.2019.05.006
21. Stukas A.A., Hoye R., Nicholson M., Brown K.M., Aisbett L. Motivations to volunteer and their associations with volunteers' well-being // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2016. Vol. 45, no. 1. P. 112-132. D0l:10.1177/0899764014561122
22. Tan W.Q., Lopez V., Tam W.S., Goh Y.S. Exploring long-term volunteerism in a community family service center in Singapore: A focused ethnographic study // Health and Social Care in the Community. 2020. Vol. 28, no. 6. P. 20502059. https://doi.org/10.1111/hsc.13016
23. White E.S. Parent values, civic participation, and children's volunteering // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 127. P. 106-115. D0I:10.1016/j.childyouth.2021.106115
REFERENCES
1. Bokova O.A., Grigorieva I.V., Melnikova Y. A. Determination of the content of a construct "volunteer activity" in educational practice: the experience of theoretical comprehension and empirical reconstruction. Perspectives of Science and Education, 2021, vol. 54, no. 6, pp. 400-421. DOI: 10.32744/pse.2021.6.27 (In Russ.)
2. Mersianova I.V., Ivanova N.V. Is it difficult or easy to be an engaged citizen during the Pandemic outbreak? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2021, no. 2, pp. 340-361. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1705 (In Russ.)
3. Merton R. Social theory and social structure. Moscow, Guardian Publishing, 2006. 873 p.
4. Pevnaya M.V., Shuklina E.A., Cernicova-Buca M. Students' Participation in The Socio-Cultural Development of The City: Socio-Cultural Agency Issues (International Research Perspectives). Sociological Research, 2022, no. 5, pp. 101-113. DOI: 10.31857/S013216250018512-6 (In Russ.)
5. Ryabtsev A.A., Yudina T.A., Cheremshanov S.V., Papazyan G.S. Sochi State University as a Driver of Event Volunteering in the Region. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 11, pp. 108-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-2711-108-116 (In Russ.)
6. Skalaban I.A. Social, public and civic participation: to the problem of understanding concepts. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science, 2011, vol. 1, no. 13, pp. 130-139. (In Russ.)
7. Skalaban I.A. Participation and public participation as sociological categories. Theories and Problems of Political Studies, 2016, vol. 5, pp. 44-59. (In Russ.)
8. Barton E., Bates E.A., O'Donovan R. 'That extra sparkle': Students' experiences of volunteering and the impact on satisfaction and employability in higher education. Journal of further and Higher Education, 2019, vol. 43, no. 4, pp. 453-466. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1365827
9. Bauer S., Lim D. Effect of communication practices on volunteer organization identification and retention. Sustainability (Switzerland), 2019, vol. 11, no. 9. DOI: 10.3390/su11092467
10. Beckman E., Pan T., Kitterlin M., Cain L. Identifying motivating factors among college students that influence repeat participation among special event volunteers: The moderating role of class standing. International Journal of Event and Festival Management, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 148-167. DOI: 10.1108/IJEFM-07-2020-0041
11. Cho H., Chen M.Y., Li C. Compulsory volunteer experience in Singapore: Personality, volunteer motivation, and continuance intention to volunteer. VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2022. DOI: 10.1007/s11266-022-00461-y
12. Cho H., Wong Z.E., Chiu W. The Effect of Volunteer Management on Intention to Continue Volunteering: A Mediating Role of Job Satisfaction of Volunteers. SAGE Open, 2020, vol. 10, no. 2. DOI: 10.1177%2F2158244020920588
13. Compion S., Cnaan R.A., Brudney J.L., Jeong B.G., Zhang C., Haski-Leventhal D. 'Young, fun, and free:' episodic volunteers in Ghana, South Africa and Tanzania. VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2022, vol. 33, no. 3, pp. 443-458. DOI: 10.1007/s11266-021-00324-y
14. Dunn J., Scuffham P., Hyde M.K., Stein K. Designing Organizational Management Frameworks to Empower Episodic Volunteering. VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2020, vol. 33, pp. 217228. DOI: 10.1007/s11266-020-00226-5
15. Einolf C., Cheryl Y. Super-Volunteers: who are they and how do we get one? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2018, vol. 47, no. 4, pp. 789-812. DOI: 10.1177/0899764018760400
16. Ferrer J. Revisioning transpersonal theory: a participatory vision of human spirituality. Albany, NY: SUNY Press, 2002. 299 p.
17. Fyffe I., Wister A. Age differences in Olympic volunteering experiences: an examination of generativity and meaning in life. Leisure Studies, 2016, vol. 35, no. 5, pp. 638-651. DOI: 10.1080/02614367.2014.994554
18. Haski-Leventhal D., Meijs L., Hustinx L. The Third-party Model: Enhancing Volunteering through Governments, Corporations and Educational Institutes. Journal of Social Policy, 2010, vol. 39, no. 1, pp. 139-158. DOI: 10.1017/ S0047279409990377
19. Livi S., De Cristofaro V., Theodorou A., Rullo M., Piccioli V., Pozzi M. When motivation is not enough: Effects of prosociality and organizational socialization in volunteers' intention to continue volunteering. Journal of Community and Applied Social Psychology, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 249-261. DOI: 10.1002/casp.2446
20. Senses Ozyurt S., Villicana Reyna N. Leadership Characteristics and Volunteer Retention in Nonprofit Organizations.
The Journal of Nonprofit Education and Leadership, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 350-374. DOI: 10.18666/JNEL-2016-V6-I4-6521
21. Slattery P., Finnegan P., Vidgen R. Creating compassion: How volunteering websites encourage prosocial behavior. Information and Organization, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 57-76. DOI: 10.1016/j.infoandorg.2019.02.001
22. Stride A., Fitzgerald H., Rankin-Wright A., Barnes L. The en/gendering of volunteering: "I've pretty much always noticed that the tail runner is always female". Sport Management Review, 2020, vol. 23, no. 3, pp. 498-508. DOI: 10.1016/j.smr.2019.05.006
23. Stukas A.A., Hoye R., Nicholson M., Brown K.M., Aisbett L. Motivations to volunteer and their associations with volunteers' well-being. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2016, vol. 45, no. 1. pp. 112-132. DOI: 10.1177/0899764014561122
24. Tan W.Q., Lopez V., Tam W.S., Goh Y.S. Exploring long-term volunteerism in a community family service center in Singapore: A focused ethnographic study. Health and Social Care in the Community, 2020, vol. 28, no. 6, pp. 20502059. DOI: 10.1111/hsc.13016
25. White E.S. Parent values, civic participation, and children's volunteering. Children and Youth Services Review, 2021, vol. 127. pp. 106-115. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106115
Информация об авторах Певная Мария Владимировна
(Россия, Екатеринбург) Доктор социологических наук, доцент Зав. кафедрой Социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru ORCID ID: 0000-0003-3591-1181
Тарасова Анна Николаевна
(Россия, Екатеринбург) Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры Социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: a.n.tarasova@urfu.ru ORCID ID: 0000-0002-9448-2893
Телепаева Дарья Фёдоровна
(Россия, Екатеринбург) Кандидат социологических наук Доцент кафедры Социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина E-mail: daria.telepaeva@urfu.ru ORCID ID: 0000-0002-9940-8019
Information about the authors Maria V. Pevnaya
(Russia, Ekaterinburg) Dr. Sci. (Sociology), Associate Professor Head of the Sociology and Public Administration Technologies Department Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin E-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru ORCID ID: 0000-0003-3591-1181
Anna N. Tarasova
(Russia, Ekaterinburg) Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor Associate Professor of the Sociology and Public Administration Technologies Department Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin E-mail: a.n.tarasova@urfu.ru ORCID ID: 0000-0002-9448-2893
Daria F. Telepaeva
(Russia, Ekaterinburg) Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor of the Sociology and Public Administration Technologies Department
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin E-mail: daria.telepaeva@urfu.ru ORCID ID: 0000-0002-9940-8019