УДК 930(476):272-9(476) «1917-1941»
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ (1917-1941 ГГ.)
С.Ф. ВЕРЕМЕЕВ
Белорусский государственный университет им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь
Католическая церковь является второй по численности религиозной организацией в современной Беларуси, оказывает значительное влияние на различные стороны жизни общества, поэтому изучение ее истории имеет большую научную и практическую значимость, может способствовать лучшему пониманию реалий сегодняшнего дня в конфессиональной сфере.
В историографии истории католической церкви на территории Беларуси указанного времени можно выделить два этапа: советский и современный (постсоветский).
Первые работы, в которых содержались попытки осмысления положения католической церкви в БССР, появляются в республике в 1920-е гг. [1]. Они носили антикатолическую направленность, в них костел и его доктрины, а также служители католического культа подвергались резкой критике. Работы 20-30-х гг. содержали незначительное количество фактического материала по католической церкви в БССР. По причине того, что значительное число католиков считало себя поляками, часть данных работ была издана на польском языке [2]. Приблизительно в тот же период появляются работы, в которых поднимался вопрос о положении католической церкви на территории Западной Беларуси, входившей тогда в состав польского государства. Отмечалось, что костел занимает сильные позиции в общественно-политической жизни региона, деятельность католического духовенства оценивалась крайне отрицательно. Так, М. Лучанин назвал его «чорнай ма-фiяй», которой был свойственен «выключны рэлтйны фанатызм i нацыянальны польсю шавшзм» [3, с. 39].
События ВОВ прервали рассмотрение положения католической церкви на территории Беларуси периода 1917-1941 гг. Во второй половине 1940-х гг. в БССР возобновляется осмысление истории католической церкви. В это время были изданы работы П.М. Кирюшина, в которых критиковалась деятельность католического духовенства [4]. Методологией всех работ советского времени по истории католической церкви был марксизм-ленинизм, идейные постулаты которого обусловили соответствующую интерпретацию исторических событий.
Постепенное возрастание исследовательского интереса к данному аспекту наблюдается начиная с середины 1950-х гг. В 1955 г. В.П. Пономаренко защитила кандидатскую диссертацию на тему «Католическая церковь Западной Белоруссии - орудие колониальной политики буржуазно-помещичьей Польши (1919 - 1939 гг.)» [5]. В течение 60-80-х гг. ХХ в. появился основной пласт научной литературы белорусских советских авторов, в которой рассматривались различные вопросы истории католической церкви в Беларуси 20-30-х гг. ХХ в. В частности, в работах В.Г. Докторова, Я.Н. Мараша, Е.С. Прокошиной, А.А. Круглова освещалось положение костела в БССР [6; 7; 8].
Белорусские советские исследователи подчеркивали наличие контрреволюционных настроений в среде католического духовенства в 1918 - начале 1920-х гг., обосновывали законность арестов некоторых его представителей властями в 1920-е гг. Так, в исследовании «Католицизм в Беларуси: традиционализм и приспособление» говорилось о том, что митрополит Э. Ропп и епископ Я. Цепляк были связаны с белогвардейцами, создавали контрреволюционную антисоветскую организацию [7, с.42-65]. Отрицалось наличие гонений на католическую церковь в БССР. Подобные заявления, звучащие за пределами СССР, А.А. Круглов в своей монографии назвал «извращениями» [8, с. 254]. Закрытие католических храмов объяснялось выполнением властями требований трудящихся. Католическое духовенство обвинялось в противодействии созданию колхозов, уплате налогов населением, нарушении советского законодательства о культах [6, с. 10-13]. А.А. Круг-лов, ссылаясь на советскую прессу, писал про факт шпионажа ксендза из Борисова в пользу Польши [8, с.254].
Среди научной литературы по истории католической церкви 1920-30-х гг. превалировали работы по Западной Беларуси. К данному аспекту обращались А.П. Курносов, Я.Н. Мараш, В.Г. Докторов, Н.Н. Гончаров, Н.В. Анципович, рассматривавшие его в рамках диссертационных исследований, монографий, научных статей, посвященных как непосредственно католической церк-16
ви, так и иным вопросам прошлого (вопросам атеизма, антирелигиозной борьбы) [9; 10; 6; 11; 12]. А.П. Курносов посвятил свое диссертационное исследование критике идеологической деятельности католической церкви в 1919-1939 гг. [9]. Также он стремился показать «роль католической церкви в угнетении трудящихся масс Западной Беларуси», ее участие «в подавлении революционного и национально-освободительного движения» [9, с.4].
Знаковым для белорусской советской историографии явилось издание в 1983 г. монографии Я.Н. Мараша «Политика Ватикана и католической церкви в Западной Белоруссии (1918-1939)», явившейся первым специальным исследованием положения костела в Западной Беларуси [10]. В нем было уделено большое внимание анализу экономического положения католического духовенства, а также рассмотрению таких вопросов, как цели Ватикана в Беларуси, ревиндикация, роль католической печати, партии БХД, организации «Католическое действие».
Общую позицию белорусских советских исследователей в отношении католической церкви в Западной Беларуси можно свести к тезису о её реакционной, антинародной роли, защите ею интересов господствующих классов. В одном из трудов 1960-х гг. католическая церковь называлась «мощным орудием ополячивания и окатоличивания населения, социального и национального гнета в Западной Беларуси» [13, с.32].
Вопрос о положении католической церкви в Беларуси в период 1939-1941 гг. был рассмотрен в белорусской советской историографии фрагментарно. В работе И.О. Царюк говорилось о противодействии католических священнослужителей функционированию советских школ в те годы, проводимой коллективизации, отмечалось наличие большого интереса у местного населения к антирелигиозной пропаганде [14].
На рубеже 80-х - 90-х гг. ХХ в., вследствие общественно-политических перемен в стране, появляются статьи, в которых рассматриваются ранее вовсе не поднимаемые исследователями аспекты истории католической церкви в Беларуси. Так, в газете «Чырвоная змена» в 1989 г. была опубликована статья, в которой говорилось про аресты и расстрелы ксендзов в 1939-1941 гг., о чём открыто писать в предшествующие годы было немыслимо [15]. В августе 1992 г. в газете «Советская Белоруссия» вышла статья Т.С. Протько «Репрессированная вера», в которой признавался факт преследований и гонений на католическую церковь в БССР в 1920-30-е гг. [16].
В 1990-е гг. происходит радикальное изменение методологических основ отечественной исторической науки, марксистско-ленинская методология утрачивает свой монопольный статус. У исследователей появляется доступ к ранее неизвестным архивным документам, возможность обращения к опыту зарубежной историографии истории костёла, прежде всего польской. На протяжении 1990-2000-х гг. были изданы сборники документов, включавшие источники по истории католической церкви 1917-1941 гг., воспоминания [17]. Вопросы истории католической церкви на территории Беларуси рассматриваются с новых позиций.
Важной вехой в развитии отечественной историографии явилось появление в 1998 г. коллективного исследования «Канфесп на Беларуси [18]. В одном из его параграфов (автор - В.И. Новицкий) рассматривается политика советских властей в отношении католической церкви в 192030-е гг., ее ключевые моменты (репрессии в отношении ксендзов, антикатолические мероприятия властей и др.). В.И. Новицкий пришел к выводу, что до конца 1930-х гг. деятельность католической церкви в восточных районах БССР фактически была остановлена, а религиозная жизнь католиков продолжалась в условиях глубокого подполья. В исследовании было также рассмотрено положение католической церкви в Западной Беларуси [18, с. 199-216]. Основным содержанием религиозной политики польских властей было названо втягивание белорусского населения в сферу влияния католической церкви, что, по мнению В.И. Новицкого, создавало напряженность в межнациональных отношениях в регионе. Отмечалось, что из богослужебной жизни костела вытеснялся белорусский язык, что вызывало недовольство национально ориентированных ксендзов, были приведены факты вмешательства во внутреннюю жизнь католической церкви властей Польши, оказываемого ими давления на неугодных белорусских католических священнослужителей. В.И. Новицкий пришел к выводу, что в Западной Беларуси костел находился в иных, более благоприятных условиях, чем в БССР [18, с.204].
Дальнейшее изучение В.И. Новицким истории католической церкви в БССР рассматриваемого времени нашло свое отражение в соответствующих параграфах пятого тома обобщающего труда «Псторыя Беларуси» [19, с.249-260; 328-335]. Была описана позиция, занимаемая католическим духовенством по вопросу об изъятии церковных ценностей в 1922 г., впервые показана фактическая сторона вскрытия мощей св. Андрея Боболи. Также была затронута тема репрессий в отношении католического духовенства в 1930-е гг.
В исследованиях Э.С. Ярмусика, В.В. Тугая, В.Н. Жука, И. А. Пушкина, А.Д. Лебедева рассматривалась политика советских властей в отношении католической церкви в БССР в 1920-30-е гг. и ее отдельные аспекты. Так, Э.С. Ярмусик в своей монографии отрицательно оценил советское законодательство о культах, проводимый советскими властями курс в отношении католической церкви в 1920-30-е гг. [20, с. 19-20]. Ученый рассматривал роль католического духовенства в национальных процессах в Западной Беларуси. Он отметил, что часть католических священников, с одной стороны, противодействовали полонизации, с другой - являлись сторонниками белорусси-зации и становления национального самосознания среди белорусов. Одной из причин господства в костёльной жизни польского языка Э.С. Ярмусик назвал влияние польского епископата.
Несколько иной подход присутствует в исследованиях В.В. Тугая, В.Н. Жука, И.А. Пушкина. Они рассматривали взаимоотношения советских властей и католической церкви в контексте проводимой национальной политики, положения национальных меньшинств в БССР. По мнению В.В. Тугая, до середины 1930-х гг. костел преследовался в равной мере с православной церковью, иудаизмом, исламом и другими конфессиями; антикатолическая пропаганда не была развернута в полном объеме среди национальных меньшинств по причине их глубокой религиозности. Как отметил В.В. Тугай, пропаганда атеизма не привела к увеличению числа его приверженцев. С начала 1930-х гг. в действиях властей репрессивные методы все более вытесняют пропагандистские, а в середине 1930-х гг. был взят курс на полное искоренение католицизма [21, с.538-539]. В свою очередь, В.Н. Жук определил политику советских властей в отношении костёла как «осторожную», отметив ее ужесточение в конце 1920-х гг. [22].
Исследователи сходятся во мнении, что, несмотря на проводимые властями антирелигиозные мероприятия, католики сохраняли довольно высокий уровень религиозности. И.А. Пушкин поставил под сомнение официально декларируемые в 1920-е гг. причины закрытия костёлов «по требованию общественных организаций» или «по просьбе населения». По его мнению, «общественная инициатива зачастую управлялась установками свыше» [23, с.69].
В статьях З. Антонович, А. Врублевского, В.М. Завальнюка, В.И. Новицкого, В.Н. Михнюка рассматриваются репрессии в отношении католического духовенства в БССР в 1920-30-е гг. [24]. Они признаются незаконными. В труде Л.У. Морякова приводятся сведения о репрессированных представителях католической церкви рассматриваемого времени [25]. Н.Е. Клепиков затронул вопросы об изъятии ценностей из католических храмов в БССР, антирелигиозных кампаниях среди католического населения, проследил судьбы некоторых костёлов на территории БССР [26].
А.Д. Лебедев впервые в отечественной историографии специально исследовал политику советской власти в отношении католической церкви в БССР в период 1919-1929 гг., что нашло свое воплощение в кандидатской диссертации [27]. Исследователь выделил и охарактеризовал основные этапы государственной политики в отношении костёла в БССР, проанализировал направления данной политики на каждом из этапов. В отличие от своих предшественников, А.Д. Лебедев, более детально рассмотрел проводимую властями атеистическую пропаганду в отношении католиков, влияние католической церкви на польскую национальную школу, религиозные настроения населения, судьбы духовенства и верующих.
Л.М. Лыч в своей статье проанализировал роль духовенства в белоруссизации костёла [28, с.77-81]. Он отметил, что в тот период в БССР не наблюдалось оживления деятельности ксендзов. Л.М. Лыч объяснил это тем, что прихода к власти большевиков «нацыянальна свядомыя» священнослужители выехали в Польшу, что значительно ослабило роль костёла в «духовном возрождении Беларуси» [28, с.78]. Относительно Западной Беларуси Л.М. Лыч отметил, что там борьба ксендзов за белоруссизацию костёла проходила в условиях жесткого террора со стороны духовных и светских властей. Вопросы истории католической церкви в рамках национально-культурных процессов в Западной Беларуси рассматривал А.Н. Вабищевич. Историк пришёл к выводу, что «пры падтрымцы дзяржауных структур рымска-каталщю касцёл разам з акаталiчваннем праводз^ i палашзацыю. Толью нешматлшя беларусюя каталщюя ксяндзы, штэл^енцыя рымска-каталщкага веравызнання займалюя абаронай нацыянальных, рэлтйна-асветнщюх правоу» [29, с.6]. Однако, по его мнению, белорусские ксендзы не могли изменить характер религиозной жизни из-за своей малочисленности. А.Н. Вабищевич выделил факторы, способствовавшие увеличению темпов «окатоличивания» [30, с. 441]. Культурно-просветительская деятельность белорусского католического духовенства в рассматриваемый период стала предметом специального исследования в статьях и кандидатской диссертации И.И. Третьяка [31]. Он констатировал, что «нацыяналь-на-культурная дзейнасць» ксендзов «у мiжваенны перыяд была абмежавана польскiмi дзяржаунымi i рэлiгiйнымi уладаш» [32, с. 44]. 18
Проблема ревиндикации рассматривалась в исследованиях А.Н. Загидулина, А.Г. Цымбала [33; 34]. Они сходятся во мнении, что ревиндикация поддерживалась властями Польши, способствовала полонизации белорусского населения. При этом А.Н. Загидулин отметил, что польское правительство видело и негативные стороны ревиндикации (обострение межконфессиональных отношений и недовольство православного населения), его отношение к ревиндикационным процессам характеризовалось изменчивостью и непоследовательностью [33, с. 12-13].
Вопрос о положении католической церкви в Западной Беларуси в 1939-1941 гг. рассмотрел в своей статье В.А. Белозорович. Он привел факты антисоветской деятельности духовенства (призывы восстановить польское государство и др.) [35, с.163-167].
Л. Михайлик на основании собственных подсчетов оспаривает выводы советских историков об экономической мощи костёла. По ее мнению, земельные владения католического прихода были сравнимы «са звычайным тагачасным сярэднезаможным гаспадарствам» [36, с.122]. Следует отметить, что свойственных советской историографии оценок роли и деятельности католической церкви продолжает придерживаться Н.Н. Гончаров [37].
В современной белорусской историографии пересматриваются оценки деятельности партии БХД, отмечается ее положительная роль в национальных процессах в Западной Беларуси межвоенного периода. Так, Э.А. Мазько, посвятивший данному вопросу диссертационное исследование, писал про «значны унёсак у развщцё беларускай нацыянальнай iдэi у першай палове 20 ст.» со стороны БХД [38, с. 20]. В.И. Кривуть в своей монографии рассмотрел деятельность католических молодежных организаций на территории Западной Беларуси [39, с. 76-84]. Как отметил исследователь, Объединение польской молодёжи (ОПМ) - самая многочисленная молодежная организация во II Речи Посполитой, фактически участвовала в полонизации белорусской молодежи: ее культурно-просветительская работа в молодежной среде носила «полонизаторский и клерикальный характер» [39, с. 78].
Современными белорусскими исследователями к настоящему моменту создан внушительный пласт работ (научных публикаций, научно-популярных изданий), в которых в разной степени рассматривается история католической церкви в Беларуси 20-30-х гг. ХХ в. на региональном уровне, прослеживается судьба отдельных католических храмов (работы И. Пушкина, К. Карпекина, А. Лебедева, В. Васькова, И. Третьяка, А. Вашкевича, Д. Нореля, П. Романович и др.) [40]. Э.С. Яр-мусик предпринял специальное исследование значения католических монастырей в социальной и духовной жизни Беларуси, отметив их «значны уклад» в данную сферу [41].
На современном этапе развития белорусского общества предоставились возможности репрезентации собственной точки зрения касательно истории костёла со стороны представителей самой католической церкви, осуществляющих свое служение в Беларуси. В издании «Studia Theologica Grodnensia» были опубликованы статьи, в которых показывается благотворительная, воспитательная и образовательная деятельность католической церкви на землях Гродненщины, приводятся краткие сведения о некоторых приходах в межвоенный период [42].
В ряде работ содержится информация об известных представителях католической церкви рассматриваемого времени, относящихся к рассматриваемому времени. В 1999 г. вышло научно-популярное издание «Беларусюя рэлшйныя дзеячы», содержащее сведения о жизненном пути и деятельности известных католических священнослужителей 1920-30-х гг. [43]. В монографии В.М. Конона значительное место отведено личности ксендза А. Станкевича [44].
Таким образом, в белорусской историографии советского времени наибольшее число работ было посвящено истории католической церкви. В них проводилась мысль о контрреволюционной деятельности католического духовенства в БССР в 1920-30-е гг., его противодействии мероприятиям советских властей. Превалировали работы по вопросам истории католической церкви в Западной Беларуси указанного периода. Костёл репрезентировался в них как «орудие ополячивания и окатоличивания населения», как реакционная сила, защищавшая интересы господствующих классов. Большое внимание было сосредоточено на анализе его экономического положения, критике идеологической деятельности католического духовенства.
В современной белорусской историографии была достаточно подробно рассмотрена политика советских властей в отношении католической церкви в БССР в 1920-е гг. Признается сохранение влияния католической церкви на часть населения БССР. Белорусские ученые на современном этапе отмечают господствующий статус католической церкви в Западной Беларуси в 1921-1939 гг., в сравнении с другими конфессиями. Ряд проведенных исследований свидетельствует и о положительной роли части католического духовенства в национально-культурных процессах в Западной Беларуси 1920-30-х гг., что позволяет существенно скорректировать тезис советской историогра-
фии о его реакционной, антинародной позиции. Собственное видение истории костёла в Беларуси в 1920-30-е гг. предлагают белорусские католические исследователи. Остается практически неизученным вопрос о положении костёла в Беларуси в 1917-1919 гг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астроусш, Я. Тэрцыяры i каталщкая контррэвалюцыя / Я. Астроусш - Менск : Беларускае дзяржаунае выдавецтва, 1931. - 51 с.; Папа Пш XI i крыжовы паход ; пад рэд. 1.1. Шышлы. - Менск : Белдзяржвы-даунщтва, 1930. - 116 с.
2. Kukielko, J. Swi^ta katolickie ich pochodzenie i kontrrewolucyjna rola / Kukielko. - Moskwa-Charków-Minsk, 1930. - 100 s. ; Czudnowcew, M. Kto to s^ Rzymscy papieze / M. Czudnowcew. - Moskwa-Charków-Minsk : Centralne Wydawnictwo ludów ZSRR, 1930. - 20 s. ;Juchnewichówna, R. Kosciól, religia, kler / R. Juchnewichówna. - Minsk : Wydawnictwo panstwowe Bialorusi, 1925. - 119 s.
3. Лучанш, М. Заходняя Беларусь пад панаваннем Польшчы / М. Лучанiн. - Менск, Дзяржаунае выдавецтва Беларуси 1926. - 56 с.
4. Кирюшин, П.М. Антинародная роль реакционного католического духовенства: Публ. лекция, прочит. в июне 1948 г. в г. Пинске / П.М. Кирюшин. - Мн.: Изд-во Акад. наук Бел. ССР, 1948. - 30 с.; Кирюшин, П.М. Ватикан на службе реакции / П.М. Кирюшин: Изд-во Акад. наук Бел. ССР, 1950. . - Мн. - 165 с.
5. Пономаренко, В.П. Католическая церковь Западной Белоруссии - орудие колониальной политики буржуазно-помещичьей Польши (1919 - 1939 гг.) : автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук / В. П. Пономаренко; МГПУ им. В. И. Ленина. - Москва, 1955. - 15 с.
6. Доктарау, У.Г. Пад гатычньгш скляпеннжш касцёлау: (палиыка каталщызму у БССР) / У. Г. Доктарау. - Мшск : Беларусь, 1975. - 71 с.
7. Мараш, Я.Н. Католическая церковь в Белоруссии в послереволюционный период / Я.Н. Мараш, Е.С. Прокошина // Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление / Е.С. Прокошина [и др.]. -Минск : Наука и техника, 1987. - С. 42 -65
8. Круглов, А.А. Развитие атеизма в Белоруссии (1917-1987 гг.) / А.А. Круглов. - Минск.: Беларусь, 1989. - 367 с.
9. Курносов, А.П. Католическая церковь — идеологический защитник господства помещиков и буржуазии в Западной Белоруссии (1919—1939 гг.) : автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук / А. П. Курносов; АН БССР, Ин-т истории. - Минск, 1969. - 27 с.
10. Мараш, Я.Н. Политика Ватикана и католической церкви в Западной Белоруссии (1918-1939). - Мн.: Беларусь, 1983. - 96 с.
11. Гончаров, Н.Н. Борьба трудящихся Западной Белоруссии против религии и церкви (1921-1939): автореф. дис....канд. ист. наук: 07.00.02 / Н.Н. Гончаров; Вильн. гос. ун-т им. В. Капсукаса. - Вильнюс, 1987. -22 с.; Гончаров, Н.Н. Антиклерикальные выступления в Западной Белоруссии (1921-1939) // Весшк БДУ iмя У.1. Ленша. - 1986. - №1. - С.23-26; Гончаров, Н.Н. Борьба против клерикализации общественной жизни в Западной Белоруссии // 50 лет воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР в составе Союза ССР: тез. докладов и сообщений науч.-практ. конф. 25-26 окт.1989 г. - Гродно, 1989. - С.70-74
12. Анципович, Н.В. Свободомыслие и атеизм в Западной Белоруссии (1919-1939): дис..канд. филос. наук: 09.00.06 / Н.В. Анципович; АН БССР, Ин-т философии и права. - Минск, 1988. - 190 л.
13. Революционный путь Компартии Западной Белоруссии (1921—1939 гг.) / [А. Н. Мацко и др.]. -Минск : Беларусь, 1966. - 401 c.
14. Царюк, И.О. КПБ - организатор культурного строительства в Западных областях Белоруссии : 19391955 гг. / И.О. Царюк. - Минск. : Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 1969. - 198
15. Чырвоная змена», 1989, 16 верасня
16. Протько, Т. Репрессированная вера / Т. Протько //Савецкая Беларусь. 1992. 8-14 августа.
17. Калмыкова, А. Ад! Где твоя победа? Тюремный дневник епископа Слосканса [продолжение] / А. Калмыкова // Истина и жизнь. Католический вестник. - 1994. - № 12. - С. 38-47; Канвэер сьмерщ: Дакумен-ты. Сьведчаньш. Успамшы. / Укладальшк i аутар камэнтарау 1гар Кузьняцоу. - Менск : Наша Шва, 1997. -366 с.; Рэабштацыя. Зборшк дакументау i нарматыуных актау па рэабштацып ахвярау палиычных рэпрэаяу 1920-1980-х гадоу у Беларуа / Укл. i аутар каментарыяу А. Дзярновiч. - Мшск : Athenaeum, 2001. - Т. III. -178 с.; Барадзюля, Я. Дваццаць пяць гадоу турмы, лагерау i ссылк (Злачынства i пакаранне ХХ стагоддзя) / Я. Барадзюля // Наша вера [Электронный ресурс]. - 1995. - № 1. - Режим доступа: http://media.catholic.by/nv/n1 /art4.htm. - Дата доступа : 19.04.2012.
18. Канфесй на Беларуа : (Канец XVIII-XX ст.) / Грыгор'ева В.В., Завальнюк У.М.,Навщш У.1.,Фшатава А.М. - Мн. : Экаперспектыва, 1998. - 340 с.
19. Навщш У. Барацьба з рэлiгiяй / У. Навщш // Псторыя Беларуа: У 6 т. Т. 5. Беларусь у 1917-1945 гг. / А. Вабiшчэвiч [i шш.] - Мшск : Экаперспектыва, 2006. - С. 249-260; Навщш, У. Разгром рэлшйных ар-гашзацый // Псторыя Беларуа: У 6 т. Т. 5. Беларусь у 1917-1945 гг. / А. Вабiшчэвiч [i шш.] - Мшск : Экаперспектыва, 2006. - С. 328-335
20. Ярмусик, Э.С. Католический костел в Белоруссии в годы Второй мировой войны (1939-1945) / Э.С. Ярмусик. - Гродно : ГрГУ, 2002. - 240 с.
21. Тугай, У. Дзяржауная нацыянальная палпыка у БССР // Псторыя беларускай дзяржаунасщ у канцы Х
- пачатку ХХ ст. У 2 кн. Кн.1 А.А. Каваленя i шш.; рэдкал.: А.А. Каваленя i шш.; Нац. акад. навук Беларусi, 1н-т гiсторыi. - Мiнск, Беларус.навука, 2011. - с.533-543
22. Жук, В.Н. Польское национальное меньшинство в БССР (1921-1939 гг.): автореф. дисс....канд. ист. наук : 07.00.02 / В.Н. Жук ; Национальная академия наук Беларуси, Институт истории. - Мшск, 2009. - 24 с.
23. Пушкш, 1.А. Нацыянальныя меншасщ у грамадска-палггычным i культурным жыцщ. 20-я гады ХХ ст.: аутарэф. дыс.канд. iст. навук: 07.00.02 / 1.А. Пушк1н; НАН Беларусi, 1н-т псторьп. - Мiнск, 2002. - 21 с.
24. Антановiч, З. Лесы каталщкага духавенства на Беларусi 1917-1939 гг.: Асноуныя аспекты даследа-вання / З. Антановiч // Беларуска-польск1я арх1вали: стан i перспектывы : матэрыялы другой беларуска-польскай канферэнцыi арх1вютау, Мiнск. 10-11 кастрычшка 2001 г. / НА РБ ; рэдкал.: К.1. Козак [i iнш.]. -Мшск, 2003. - С. 216-221; Врублевский, А. Государство и церковь в Белоруссии в межвоенный период (1917-1941) / А. Врублевский // Репрессивная политика советской власти в Беларуси [Электронный ресурс].
- 2007. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www.homoliber.org/Rp010107.html. - Дата доступа : 22.01.2011; Навщш, У. Рэпрэсп духавенства рымска-каталщкай царквы у БССР (20-30-я гады) / У. Навщш, У. Заваль-нюк // Палггычныя рэпрэси на Беларуа у XX стагоддзi : матэрыялы навукова-практычнай канферэнцып, Мiнск, 27-28 лютага 1998 г. / навук. рэд. Н.1. Стужынская. - Мiнск, 1998. - С. 97-105; Michniuk W. Z historii represji polityzcnych przeciwko polakom na Bialorusi w latach trzydziestych // Polska-Bialorus 1918-1945. Zbor studiow I materialow. Warshawa. - 1994. - S.112-120.
25. Маракоу, Л. Рэпрэсаваныя каталiцкiя духоуныя, кансэкраваныя i свецшя асобы Беларусi (1917-1964) / Л. Маракоу. - Мшск : Смэлтак, 2009. - 776 с.
26. Клеткау, М.Я. Антырэлтйная кампанiя i лес некаторых архиэктурных помшкау БССР у 1920-я гады / М.Я. Клеткау // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2008. - № 7. - С. 59-63
27. Лебедев, А.Д. Политика советской власти по отношению к римско-католической церкви в БССР (1919-1929 гг.): дисс....канд.ист.наук: 07.00.02 / А.Д. Лебедев; БГУ. - Минск, 2011. - 149 с.
28. Лыч, Л.М. Перамены у поглядах каталщкага духавенства на беларускую нацыянальную 1дэю (канец XIX — першыя дзесяцiгоддзi XX ст.) / Л. М. Лыч // Беларусь: государство, религия, общество: материалы Международной научно-практической конференции (Минск—Жировичи, 7 июня 2007 г.) / редкол.: В. Ан-тоник [и др.]; — С. 77—81. Беларусь: государство, религия, общество : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск - Жировичи, 7 июня 2007 г.) / Редкол. Антоник В. [и др.] ; НАН Беларуси, Ин-т истории, МДА им. Святителя Кирилла Туровского. - Минск : Белорусская наука, 2008. - с. 77-81.
29. Вабiшчэвiч, А.М. Нацыянальна-культурнае жыццё у Заходняй Беларуа (1921-1939 гг.) : аутарэф. дыс.... доктара пст. навук : 07.00.02 / А.М. Вабiшчэвiч ; БДУ, Мшск, 2010. - 52 с.
30. Вабiшчэвiч, А. Духоунае жыцце ва умовах палашзацып / А. Вабiшчэвiч // Псторыя Беларуа: у 6 т. -Т. 5. Беларусь у 1917-1945 гг. / А. Вабiшчэвiч [i шш.]; рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i шш.]. - Мшск: Эка-перспектыва, 2006. - С. 445-446
31. Трацяк, I.I Культурна-асветнщкая дзейнасць беларусшх каталщшх святароу (пачатак XX ст.-1939 г.) : аутарэф. дыс. канд. культуралогп : 24.00.02 / I.I. Трацяк; ГрДУ Гродна, 2000 - 20 с.
32. Трацяк, Я. Беларускае духавенства у першай палове ХХ ст. / Я. Трацяк // Беларуси пстарычны ча-сотс. - №2. - 1999. - С.41-48
33. Запдулш А.М. Нацыянальная i канфеаянальная палпыка польсшх улад у адносшах да беларускага насельнiцтва Заходняй Беларуа (1921-1939 гг.) : аутарэф. дысс....канд. пст. навук : 07.00.02 / А.М. Запдулш; НАН Беларуси, 1н-т псторыт - Мiнск, 2005. - 20 с.
34. Цымбал, А.Г. Рэвшдыкацыя праваслауных святынь у Заходняй Беларуа у мiжвaенны пер^гяд / А.Г. Цымбал // Религия и общество-3: актуальные проблемы современного религиоведения: сб. науч. тр. Могил. гос. ун-т им. А.А. Кулешова; под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. - Могилев, 2009. - с.310-313.
35. Белозорович, В. Роль религиозных конфессий в общественно-политической жизни Западной Беларуси (1939-1941 г.) // Культура Гродзенскага рэпёну: праблемы развщця ва умовах полiэтнiчнaгa сумежжа: Зб. навук. пр./ Адк. рэд. А.М. Пяткевiч. - Гродна: ГрДУ, 2003. - с.163-167
36. Мiхaйлiк, Л. Касцёл у межах сучаснай Гродзенскай дыяцэзп у м1жваенны перыяд (1921-1939) / Л. Мхайлж // Studia Theologica Grodnensia. Вып. II. - 2008. - с. 114-127.
37. Гончаров, Н.Н. Религиозный фактор в восточной стратегии польского государства в межвоенные годы // Заходт рэпён Белaрусi вачыма гiсторыкaУ i краязнауцау : зборнiк навук. артыкулау / Гродз. дзярж. унт; рэдкалепя: 1.П. Крэнь, У.1. Навщш, В.А. Белaзaровiч (адк. рэдактары) [i 1нш.]. - Гродна: ГрДУ, 2006. -С.336-340
38. Мазько, Э.А. Уплыу Беларускай Хрысщянскай Дэмaкрaтыi на фармаванне культурнай сiтуaцыi у Заходняй Бларуа у 20-30 гады XX стагоддзя : аутарэф. дыс. канд. пст. навук : 24.00.01 / Э.А. Мазько ; ГрДУ iмя Я.Купалы, Гродна : ГрДУ, 2003. - 21 с.
39. Кривуть, В.И. Молодежные организации на территории Западной Беларуси (1929-1939 гг.) / В.И. Кривуть. - Минск : Беларус. навука, 2009. - 254 с.
40. Васькоу, У. Католш на абшарах Пашзоуя 1 Севершчыны : псторыя Гомельскага дэканата / У. Вась-коу. - Мшск : Про Хрысто, 2012. - 359 с.; Траццяк, Я. Спробы беларуазацып каталщшх парафш на Гро-дзеншчыне (пач. ХХ ст. - 1939 г.) / Я. Траццяк // Культура Гродзенскага рэпёну: праблемы развщця ва умо-вах пол1этшчнага сумежжа: Зб. навук. пр./ Адк. рэд. А.М. Пяткев1ч. - Гродна: ГрДУ, 2003. - с.137-143; Кар-пек1н, К. Станов1шча каталщкай царквы на .Шёзншшчыне у 1919-1928 гг. / К. Карпекш // I Машеровские чтения. 2. Гуманитарные науки : материалы региональной научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 5 мая 2005 г. / Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова ; редкол.: И.Г. Михасев [и др.]. Витебск, 2005. - С. 154-156;
41. Ярмусж, Э.С. Рымска-каталщшя манастыры у сацыяльным 1 духоуным жыцщ Беларуа (30-я гг. ХХ ст. - пачатак ХХ1 ст.) / Э.С. Ярмуак // Весшк Гродз. ун-та. Сер.1. Псторыя. - 2009. - №1. - с.5-15.
42. Макарчик, И.. Религиозные объединения, организации и благотворительная деятельность гродненских францисканцев в 1919-1939 гг. / И. Макарчик // Studia Theologica Grodnensia. Зборшк навуковых арты-кулау. Вып.5. Гродна. Гродзенская дыяцэз1я Рымска-каталщкага Касцёла у Рэсп. Беларусь. 2011. - С.192-200; Макарчик, И. Приход святого Иакова Апостола в Цуденишках / И. Макарчик // Studia Theologica Grodnensia. Зборн1к навуков^1х артыкулау. Вып.4. - 2010. - С.173-179; М1хайл1к, Л. Дзейнасць катал1цк1х законау на тэрыторьп Гродзеншчыны у пер^1яд 1921-1939 / Л. М1хайл1к // Studia Theologica Grodnensia. III. -2009. - с.179-188.
43. Гарб1нск1, Ю. Беларуск1я рэл1г1йн^1я дзеячы XX ст. / Ю. Гарб1нск1 - Мшск : Беларуси кшгазбор, 1999. - 752 с.
44. Конан, У.М. Ксендз Адам Станкевiч i каталщкае адраджэнне у Беларусi / У.М. Конан. - Минск : Про Хрысто, 2003. - 128 с.
DOMESTIC HISTORIOGRAPHY HISTORY OF THE CATHOLIC CHURCH IN BELARUS (1917-1941)
S.F. VEREMEEV
Summary
This article analyzes the views of researchers Belarusian Soviet era and contemporary history at the Catholic Church in Belarus in 1917-1941 gg. Highlights key issues and areas of research in this area.
© Веремеев С.Ф. Поступила в редакцию 21 февраля 2014г.