5. Толочина (Демьянчук) О. Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: Иар8://п8ропЪа1.ги/уи2/ре(Задодю11е8к1е-паик1/НЬгагу/2013/01 /22/кеу8-1екИпо1одп-как-о(^гн2-¡ппоуа18юппукИ-те1о(Зоу.
6. Шабанова И. А., Ковалева С. В. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 57-61.
7. Фролов А. В., Бакаева Т. Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 750 с.
8. Фукс М. Л. Повышение мотивации студентов направления «Правозащитная деятельность» к изучению информатики и вычислительной техники // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 186-191.
References
1. Муаэое^уа О. А. Мо(и1аг аррпоасИ in Ыпе 1еасЫпд оf Ше (¡БарНпе «Рип(атеп1а1Б оf f sаfеty» [Modul'nyj podhod v prepodavanii discipliny "Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti"]. Available: http://kninpо.nu/аnkеtа/еtс.htm?id=565.
2. Саsеs: whаt аге аnd whеrе tо gеt thеm? [Kejsy: kakie byvajut i gde ih vzjat'?]. Pеrsоnnеl оf the enterprise [Kadry predprijatija]. 2006. № 12.
3. Rеflесtiоn in tеасhing [Refleksija v obuchenii]. Available: http://studоpеdiа.огg/7-124028.html.
4. Sudilоvskаyа N. N., Nikulnikоvа M. V. АррПсайоп оf сasе-mеthоd tесhnоlоgy in Ыпе tеасhing оf thе о^ей оf thе Bеlагusiаг Rаilwаy [Primenenie tehnologii kejs-metoda v prepodavanii predmeta BZhD]. Mоdеrn problems оf sсiеnсе and education [Primenenie tehnologii kejs-metoda vprepodavanii predmeta BZhD]. 2009. № 5. Available: http://www.sсiеnсе-еduсаtiоn.гu/ еn/агtiсlе/viеw?id=1803.
5. То!осЫп (Dеmyаnсhuk) О. G. Саsе tесhnоlоgy аs опе оf thе innоvаtivе mеthоds оf Ыпе еduсаtiоnаl еnviгоnmеnt [Kejs-tehnologii kak odin iz innovacionnyh metodov obrazovatel'noj sredy]. Available: https://nspогtаl.гu/vuz/pеdаgоgiсhеskiе-nаuki/ libгагy/2013/01/22/kеys-tеkhnоlоgii-kаk-оdin-iz-innоvаtsiоnnykh-mеtоdоv.
6. Shаbаnоvа I. А., Kоvаlеvа S.V. Training саsеs in thе tеасhing оf thе disсiplinе «Mеthоds оf t^diing сhеmistгy» [Uchebnye kejsy v prepodavanii discipliny "Metodika obuchenija himii"]. Bulletin оf Tomsk State Pedagogical University [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2015. № 11 (164). P. 57-61.
7. Frotov А. V., Bаkаеvа T. N. Sаfеty оf lifetime. Оссирайопа! sаfеty [Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. Ohrana truda]. Rostov-na-Donu: РЬюетх, 2008. 750 p.
8. Fux M. L. Inсгеаsе оf mоtivаtiоn оf studеnts оf Ыпе diгесtiоn "Humаn rights ас^^у" to thе study оf соmputег sсiеnсе аnd соmputег sсiеnсе [Povyshenie motivacii studentov napravlenija "Pravozashhitnaja dejatel'nost'" к izucheniju informatiki i vychislitel'noj tehniki]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2015. № 4 (20). P. 186-191.
УДК/uDC 331.548 Ю. Г. Волгин, И. П. Шлее
Y. Volgin, I. Shlee
отдельные вопросы разработки профессиональной пробы профессии «следователь, оперуполномоченный»
SELECTED questions OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TESTS PROFESSION OF AN INVESTIGATOR, OPERATIVE
Введение. В статье на основе практики профориентационной деятельности рассматриваются вопросы структуры профессиональной пробы, имеющей целью формирование осознанного и обоснованного выбора профессий следователя и оперуполномоченного. Проблеме профориентационной деятельности и профессиональной пробы посвящены труды И. В. Кузнецовой, С. И. Сергеева, Е. А. Никодимовой, В. Ф. Белова, И. Ю. Вершинина, И. А. Килиной, Н. Т. Рыловой.
Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительно-правового анализа, системного анализа. Использование данных методов позволяет комплексно охватить проблему и верно сформулировать общие требования к содержанию профессиональной пробы профессии «следователь, оперуполномоченный».
Результаты заключаются в формировании общих требований к содержанию профессиональной пробы профессии «следователь, оперуполномоченный», которые учитывают ряд особенностей:
— основу данной профессиональной деятельности составляют несколько систем отношений: «оперуполномоченный — следователь», «следователь — подозреваемый», «следователь — свидетель», «оперуполномоченный — разрабатываемый» и так далее. Все типы отношений в предлагаемых обстоятельствках относятся к системе «человек — человек»;
— на исполнительском (практическом) этапе профессиональной пробы возможно выполнение заданий по следующим направлениям: технологическому — использование средств криминалистической техники; ситуационному — оценка тактической ситуации, складывающейся в процессе раскрытия и расследования преступлений; по функциональному — выполнение служебных обязанностей в соответствии с требованиями законодательства;
— целесообразно проводить профессиональную пробу профессии «следователь, оперуполномоченный» с учащимися 10-х классов средних общеобразовательных школ;
— профессиональные пробы должны включать в себя основные ключевые стадии уголовного судопроизводства.
Опыт профориентационной деятельности авторов статьи позволил сформулировать рекомендации по формированию содержания профессиональной пробы профессии «следователь, оперуполномоченный».
Заключение. Для того чтобы описанная авторами форма профориентационной деятельности позволила учащимся средней общеобразовательной школы испытать себя в качестве лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, а также оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, необходимо включение в ее содержание четырех основных взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блоков (циклов): основы уголовного права; основы уголовно-процессуального права; основы криминалистики; основы оперативно-розыскной деятельности.
Introduction. The article, based on the practice of career guidance, deals with the structure of a professional test, which aims to form an informed and reasonable choice of being an investigator and an operative. The works of I. V. Kuznetsova, S. I. Sergeeva, E. A. Nikodimova, V. F. Belova, I. Yu. Vershinina, I. A. Kilina, N. T. Rylova are devoted to the problems of vocational guidance and professional testing.
Materials and Methods. The research is conducted on the basis of methods of comparative legal analysis, the method of system analysis. The use of these methods makes it possible to cover the problem comprehensively and formulate the general requirements for the content of the professional test "Profession of an investigator, operative'' correctly.
Results. The results are the formation of general requirements for the content of the professional test of "Profession of an investigator, operative", which takes into account some secularities:
— the basis of this professional activity is formed by several systems of relations: "operative — investigator", "investigator — suspect", "investigator — witness", "operative — suspect" and so on, but they all belong to the "man — man" system;
— in the performing (practical) stage of the professional test, it is possible to perform assignments in the following areas: in technological — use of forensic equipment; in situational — assessment of the tactical situation that develops in the process of disclosure and investigation of crimes; in functional — performance of official duties, in accordance with the requirements of legislation;
— it is advisable to conduct a professional test "Professions of an investigator, operative" with pupils in 10th grade of secondary comprehensive schools;
— professional tests should include the main key stages of criminal proceedings.
The authors' practice in the implementation of vocational guidance has made it possible to formulate recommendations on the content formation of a professional test "Professions of an investigator, operative".
Conclusions. To allow students of the secondary comprehensive school to test themselves as persons conducting preliminary investigation of crimes, as well as operative-search support for the investigation process, it is necessary to include four main interrelated and mutually complementary blocks (cycles) in the content of a professional orientation form formulated by the authors: the basis of criminal law; the basis of criminal procedure law; the basics of forensics; bases of operative-search activity.
Ключевые слова: профессиональная проба, выбор профессии, следователь, оперуполномоченный.
Keywords: professional test, choice of a profession, investigator, detective.
Введение
Любой вид профессиональной деятельности, включая криминалистику, всегда носит практический характер и тем самым отличается от привычной для школьника учебной деятельности,
которая основана на усвоении материала. В подобных условиях, когда у обучающихся отсутствует опыт практической деятельности, выбор будущей профессии становится для них весьма сложной жизненной задачей. С целью осознанного выбора будущей профессии с обучающимися средних общеобразовательных учебных заведений ведется профориентационная работа.
В последнее время значительное внимание при профориентационной работе стало уделяться такой ее форме, как профессиональная проба. Характеризуя данную форму профориентационной деятельности, И. В. Кузнецова, С. И. Сергеев и Е. А. Никодимова отмечают, что «первая (ближне-срочная) цель профессиональных проб — обеспечить процесс профессионального выбора обучающихся объективным основанием, связанным с пробным опытом реализации «себя в профессии» и последующей оценкой успешности этого опыта. Результаты прохождения комплекса профессиональных проб представляют собой наиболее объективное и наглядное основание для профессионального выбора. Вторая (долгосрочная) цель профессиональных проб — создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере» [4, с. 2-3].
Основная цель проведения профессиональной пробы — формирование осознанного и обоснованного выбора в качестве будущей профессиональной деятельности борьбы с преступностью, что предполагает решение ряда задач. При определении таких задач представляется целесообразным взять за основу позицию И. Р. Сорокиной [5, с. 81 ]. При данном подходе можно выделить следующие задачи:
— накопление начальных специальных юридических знаний, овладение некоторыми умениями и навыками в рамках профессиональной деятельности лиц, проводящих предварительное расследование преступлений, а также лиц, осуществляющих оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования;
— осознание сущности и социальной значимости профессий следователя и оперуполномоченного;
— овладение задатками речевой профессиональной культуры юриста;
— формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности;
— формирование интереса и положительного отношения деятельности лиц, решающих задачи борьбы с преступностью;
— формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии следователя, оперуполномоченного.
Обращение к научным публикациям последних лет позволяет определиться с сущностью рассматриваемой нами формы профориентационной работы. Так, И. В. Кузнецова, С. И. Сергеев и Е. А. Никодимова под понятием «профессиональная проба» предлагают понимать практико-ориентированную форму «профориентационной работы, которая в настоящее время рассматривается как центральное звено в системе сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ и как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии» [4, с. 2]. В. Ф. Белов, И. Ю. Вершинин, И. А. Килина и Н. Т. Рылова предлагают под понятием «профессиональная проба» понимать «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору обучающимися профессии» [3, с. 7].
Методология
Для осознанного выбора будущей профессии юриста, чья деятельность связана с борьбой с преступностью, также должны проводиться профессиональные пробы профессий следователя, оперуполномоченного. Следует обозначить, что под данным термином в рассматриваемом нами контексте понимается профессиональная деятельность лиц, проводящих предварительное расследование преступлений и осуществляющих оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования. Речь идет о сознательном выборе профессии следователя и оперативного сотрудника.
Соответственно, профессиональная проба профессий «следователь», «оперуполномоченный», по нашему глубокому убеждению, должна представлять собой профессиональное испытание, моделирующее элементы профессиональной деятельности следователя и оперуполномоченного.
В формировании общих требований к содержанию рассматриваемой профессиональной пробы следует учитывать следующие особенности деятельности:
— основу профессиональной деятельности в рамках единой системы «человек — человек» составляют несколько систем отношений: «оперуполномоченный — следователь», «следова-
тель — подозреваемый», «следователь — свидетель», «оперуполномоченный — разрабатываемый» и т. д.;
— на исполнительском (практическом) этапе профессиональной пробы возможно выполнение заданий по следующим направлениям: технологическому — использование средств криминалистической техники; ситуационному — оценка тактической ситуации, складывающейся в процессе раскрытия и расследования преступлений; функциональному — выполнение служебных обязанностей в соответствии с требованиями законодательства;
— проводить профессиональную пробу «криминалист» с учащимися 10-х классов средних общеобразовательных школ;
— профессиональные пробы должны включать в себя основные ключевые стадии уголовного судопроизводства.
Результаты
Практика использования рассматриваемой формы профориентационной деятельности позволила авторам статьи сформулировать некоторые рекомендации по формированию содержания профессиональной пробы «следователь», «оперуполномоченный».
В структуре профессиональной пробы выделяются следующие блоки (циклы):
— основы уголовного права;
— основы уголовно-процессуального права;
— основы криминалистики;
— основы оперативно-розыскной деятельности.
Изучение основ уголовного права должно, с одной стороны, дать возможность обучающимся, проходящим профессиональные пробы, получить общее представление о данной отрасли права, а с другой — приобрести первичные навыки оценки конкретной ситуации, отнесения или неотнесения ее к преступлению и определения вида совершенного преступления.
В основах уголовно-процессуального права заложено общее представление об уголовном судопроизводстве, его стадиях и общих законодательно закрепленных правилах.
Криминалистика как наука дает основания для установления истины в судопроизводстве [1]. Следовательно, изучение отдельных тем блока «Основы криминалистики» позволит обучающимся получить реальное представление о деятельности правоохранительных органов, лиц, осуществляющих предварительное расследование. Выполнение практических заданий, связанных с применением средств криминалистической техники, проведением отдельных следственных действий и выстраиванием в целом процесса расследования, позволит школьникам в полной мере испытать себя в профессии следователя.
Вместе с тем результативность работы следователя зависит от надлежащей вспомогательной деятельности оперативных сотрудников, которые, используя силы и средства оперативно-розыскной деятельности, имеющей «разведывательно-поисковый характер», помогают раскрыть преступление [2, с. 18]. Изучая темы из блока «Основы оперативно-розыскной деятельности», обучающиеся получают представление о профессии оперуполномоченного.
Следует также обратить внимание на внутреннее формирование каждого из ранее указанных блоков (циклов). На основе опыта проведения профессиональных проб целесообразно сформулировать общие требования к содержанию блоков (циклов) без перечня тем.
Каждый предлагаемый нами блок (цикл) содержит ключевые темы, в достаточной мере раскрывающие значение каждой сферы юридической деятельности (уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической и оперативно-розыскной). В качестве рекомендуемых для различных блоков могут выступать:
1. Основы уголовного права (уголовно-правовой блок): понятие и признаки преступления. Состав преступления: понятие и элементы. Система уголовных наказаний. Преступления против жизни и здоровья. Преступления против собственности.
2. Основы уголовно-процессуального права: понятие и стадии уголовного судопроизводства. Стадия предварительного расследования. Рассмотрение дела в суде.
3. Основы криминалистики: понятие и роль криминалистики в расследовании и раскрытии преступлений. Отдельные разделы криминалистической техники. Общие вопросы криминалистической тактики. Методика расследования преступлений.
4. Основы оперативно-розыскной деятельности: сущность оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия.
Целесообразно выбрать такой вариант моделирования профессиональной деятельности лиц, проводящих предварительное расследование преступлений, а также лиц, осуществляющих оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, который предполагает ее изучение от начала деятельности до получения конечного результата.
Порядок рассмотрения тем в программе «Основы профессий следователя и оперуполномоченного» должен в полной мере воспроизводить уголовное судопроизводство: с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела до момента вынесения судебного решения. С этой целью тему «Система уголовных наказаний» целесообразно рассматривать непосредственно перед темой «Рассмотрение дела в суде». По этой же причине блок «Основы оперативно-розыскной деятельности» должен изучаться после тем криминалистического цикла.
Каждая из рассматриваемых тем должна включать в себя: доведение теоретических основ и положений законодательства; рассмотрение алгоритма применения на практике теоретических знаний и положений законодательства либо рассмотрение технологии применения средств криминалистической техники; собственно применение на практике изученного алгоритма.
Заключение
В завершении рассмотрения отдельных вопросов разработки профессиональной пробы следователя, оперуполномоченного следует отметить следующее.
1. Для того чтобы предлагаемая форма профориентационной деятельности позволила учащимся средней общеобразовательной школы испытать себя в качестве лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, а также оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, необходимо включение в ее содержание четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков (циклов): основы уголовного права; основы уголовно-процессуального права; основы криминалистики; основы оперативно-розыскной деятельности.
2. Порядок рассмотрения тем должен в полной мере воспроизводить весь процесс уголовного судопроизводства: с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела до момента вынесения судебного решения.
3. Каждая из рассматриваемых тем должна включать в себя: доведение теоретических основ и положений законодательства; рассмотрение алгоритма применения на практике теоретических знаний и положений законодательства либо рассмотрение технологии применения средств криминалистической техники; собственно применение на практике изученного алгоритма.
Литература
1. Криминалистика: учебник для вузов / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е.Р. Россинская. М. : НОРМА -ИНФРА-М, 2001. 990 с.
2. Волгин Ю. Г. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций. Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. 244 с.
3. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях : метод. рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова, И. Ю. Вершинин, В. Ф. Белов. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. 88 с.
4. Сергеев С. И., Кузнецова И. В., Никодимова Е. А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 6. С. 2-9.
5. Сорокина И. Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 79-84.
References
1. Averyanova Т. V., Belkin R. S., Korukhov Yu. G., Rossinskaya E. R. Forensic science [Kriminalistika] : a textbook for universities. Moscow: NORM - INFRA-M, 2001. 990 p. (In Russian).
2. Volgin Yu. G. Fundamentals of operational-search activity [Osnovy operativno-rozysknoj dejatel'nosti] : a course of lectures. Kemerovo: Kemerovo Institute (branch) of RGTEU, 2012. 244 p. (In Russian).
3. Kilina I. A., Rylova N. T., I. Vershinin Yu., Belov V. F. Organization of professional samples for high school students in professional educational organizations [Organizacija professional'nyh prob dlja starsheklassnikov v professional'nyh obrazovatel'nyh organizacijah] : methodical recommendations. Kemerovo: GBU DPO «KRIRPO», 2016. 88 p. (In Russian).
4. Sergeyev S. I., Kuznetsova I. V., Nikodimova E. A. Professional tests in questions and answers [Professional'nye proby v voprosah i otvetah]. Professional education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica]. 2016. № 6. P. 2-9. (In Russian).
5. Sorokina I. R. Professional test as one of the ways to organize vocational guidance in the system of additional education [Professional'naja proba kak odin iz sposobov organizacii proforientacii v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija]. Pedagogical Education in Russia [Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii]. 2013. № 5. P. 79-84. (In Russian).