Научная статья на тему 'Отдельные вопросы применения налоговых льгот'

Отдельные вопросы применения налоговых льгот Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ордынская Елена Валерьевна, Греньков Владимир Валерьевич

Статья посвящена наиболее актуальным вопросам применения налоговых льгот, оценки их эффективности, перспективам формирования налоговой политики Российской Федерации в отношении упорядочения использования налоговых льгот в отдельных сферах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы применения налоговых льгот»

1ч

€рдмлшшя Шлема 3&але£м>еёма Щммьтё сЙмфими^ Шале£ёьеёим,

Фтдел&нме ёоп^юсм, п^шлиемемил Фшложёыоо

льгот

^гет-ЗК-м^

(Г^

^рмиец-нм^

Статья посвящена наиболее актуальным вопросам применения налоговых льгот, оценки их эффективности, перспективам формирования налоговой политики Российской Федерации в отношении упорядочения использования налоговых льгот в отдельных сферах экономики.

Налоговые льготы, налоговая политика, налоговое администрирование, качество жизни, социально значимые отрасли экономики

настоящее время в Российской Федерации проводится активная государственная социальная политика. Реализуются приоритетные национальные проекты в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор. Одной из важнейших задач современной экономики России является повышение качества жизни российских граждан. Указанное многоаспектное явление в первую очередь определяется исторически обусловленным типом жизнедеятельности общества, входящих в него слоев населения, формируется под влиянием множества факторов, изучение которых позволяет более детально и глубоко обосновать его динамику и перспективы развития в условиях трансформирующейся экономической системы. Повышение качества жизни населения невозможно без кардинального инновационного преобразования экономики в целом. Современное состояние российского общества характеризуется углубляющимся социальным расслоением, ростом разрыва в уровне благосостояния различных социальных групп. В указанной ситуации значительно возрастает роль социальной политики на всех уровнях государственного управления и особенно в социально-ориентированных отраслях, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, общественного транспорта, а также в области производства продуктов питания.

Особую важность в современной ситуации приобретают вопросы общественного регулирования распределения доходов, реализуемого посредством использования государством различных регулирующих инструментов и в первую очередь через систему налогообложения и ценообразования [1]. Наиболее эффективным инструментом воздействия на поддержание и развитие организаций социально-ориентированных сфер экономики является налоговая политика. Главная задача любого государства, решаемая в целях обеспечения социально и политически приемлемого компромисса, заключается в определении мер, способных видоизменить распределение доходов в политически желательном направлении [2]. Используя этот рычаг, государство может восстановить экономическую эффективность и обеспечить приемлемый компромисс между экономической эффективностью и справедливым с точки зрения общества распределением доходов [3].

Снижая налоговое давление на рыночные субъекты в сферах, ориентированных на нужды человека, можно добиться увеличения чистого дохода в данных отраслях и их возможностей по увеличению выпуска продукции, а также увеличить их привлекательность для инвестирования, а следовательно, и достижение положительной экономической динамики. С помощью налогообложения необходимо содействовать снижению себестоимости продукции на социально значимые товары (работы, услуги) с целью повышения рентабельности хозяйствующих субъектов и доступности продукции для населения.

Кроме того, налогообложение как важный инструмент современного государства призвано

воздействовать на различные сферы жизни населения, имея своей конечной целью повышение благосостояния общества не только в разрезе доступности материальных благ, но и с позиции комфорта проживания на территории государства, включая его регионы. Для большинства экономически развитых стран одной из глобальных целей является не просто экономический рост, а именно повышение качества жизни проживающего населения. Таким образом, высокий уровень качества жизни населения - это основная цель любого экономически развитого государства.

Принято полагать, что большое разнообразие преференций и льгот в налоговом законодательстве страны свидетельствует о его высоком уровне социально-экономического развития, достойном материальном положении трудящихся, а также о том, что государство максимально следует принципу справедливости и соразмерности налогового бремени, сложившемуся в целом в экономике и для различных групп налогоплательщиков.

Связь налогообложения и качества жизни населения очевидна. В жизнедеятельности любого общества материальное положение отдельного его члена определяется не только его индивидуальным доходом, но и доходом предприятия, фирмы, домохозяйства, членом которого он является. Доход индивидуума состоит из заработной платы, пенсий, пособий, доходов от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, процентов, дивидендов, доходов от собственности и прочих денежных доходов, а также стоимости продукции произведенной и реализованной за вычетом стоимости товаров и услуг, затраченных на ее изготовление. Все эти составляющие являются объектами налогообложения тем или иным налогом, которые поступают в бюджетную систему государства.

На современном этапе экономического развития России вопросы о качестве и уровне жизни являются одними из наиболее острых в силу сложившихся определенных условий, а именно:

- низкий уровень доходов населения;

- высокая дифференциация доходов по различным группам населения и в различных сферах деятельности (например, задействованность в сфере нефтегазодобычи по уровню заработной платы предпочтительна работе в бюджетной сфере);

- проблема бедности населения;

- отсутствие необходимых жилищных условий;

- низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения;

- статус «стареющей нации» (в качестве примера, можно отметить, что стареющими считаются те страны, где доля населения старше 65 лет превысила 7%. В России в 2010 г. доля населения старше 65 лет составила по данным Мирового Банка, -13%)[4];

- снижение доступности и качества предоставляемых населению услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и других;

- неравномерность развития регионов и отсутствие стимулов к самостоятельному развитию регионов (система дотаций и субвенций);

- убыточность предприятий частного и государственного сектора (доля убыточных организаций в экономике по некоторым оценкам составляет около 30%);

- невозможность существования предприятий и организаций в сфере образования и науки, культуры, здравоохранения без государственной поддержки и другие проблемы.

Кроме того, существующая система налогообложения в целом не столь эффективна, поэтому собираемость налогов находится на достаточно низком уровне по сравнению с государствами с развитой рыночной экономикой. Соответственно общество ввиду неэффективности теряет денежные средства, которые можно было бы использовать для улучшения качества жизни населения. Эти потери связаны с такими факторами, как нарушение принципов налогообложения, высокий уровень коррупции (например, в рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия занимает 143 место из 182 возможных наравне с такими странами, как Уганда и Нигерия; в рейтинге Doing Business 2012 - 120 место из 183 стран данного списка; уровень доверия к власти в нашей стране составляет только 32%), и многими другими проблемами [5].

Сложившееся положение негативно отражается на доверии граждан к государству и государственным институтам, включая налогообложение. У налогоплательщиков изымается часть дохода в виде налогов, но лишь малая доля изъятого возвращается к налогоплательщикам в виде адресной поддержки, при строительстве организаций здравоохранения, культуры, образования, науки и других. Это свидетельствует о невысоком уровне государственного менедж-

мента, т.е. об отсутствии умения правильно распределять и перераспределять финансовые ресурсы бюджетной системы страны.

Кроме того, особого внимания заслуживает вопрос целесообразности и эффективности применения налоговых льгот и преференций. Так, в 2010 г., например, общая сумма выпадающих доходов федерального бюджета Российской Федерации от использования налоговых льгот составила в целом примерно 1 трлн руб. Очевидно, что существующая система льгот и преференций не обеспечивает достижения тех результатов, ради которых они были установлены.

Налоговые льготы - эр сфера прямого налогового воздействия на субъект налога; они устанавливаются с учетом особенностей отдельных видов налогов и назначения использования. Цели налогового льготирования изменяются со сменой приоритетов социально-экономической политики государства.

Льготы могут быть общими (для всех плательщиков) или специальными (для отдельных групп). Главное назначение налоговых льгот - стимулирование экономического подъема, в том числе развитие социально-ориентированных на обеспечение жизни человека видов экономической деятельности, также ресурсосбережения, охраны природы и других факторов. Создание налоговых преимуществ - это одно из основных свойств льгот, определяющих их содержание и назначение в бюджетно-налоговой практике. Применяя различные льготы, варьируя их размеры, государство может содействовать развитию определенных отраслей хозяйственного комплекса страны, оказывать влияние на темпы накопления капитала, структуру инвестиций, координируя с реальными экономическими тенденциями. Предоставляя налогоплательщикам те или иные преференции, государство усиливает воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов, в том числе в отдельных сферах экономической деятельности.

Очевидно, на сегодняшний день вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот является весьма актуальным. Данное положение нашло отражение в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.». Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к сокращению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого для бюджетной системы государства уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок. Кроме того, льготное налоговое регулирование нарушает основной принцип равенства налогообложения всех налогоплательщиков перед законом, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для субъектов хозяйствования в различных сферах экономики.

Налоговым законодательством Российской Федерации установлены многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с направлениями и формами деятельности предприятий и организаций, а также физических лиц. Налоговые льготы, применяемые в практике налогообложения, достаточно сложно систематизировать ввиду разновекторности и разнонаправленности применения налоговых преференций.

Исходя из положений действующего законодательства о налогах и сборах, существующие налоговые льготы, направленные на стимулирование развития социально значимых отраслей экономики, можно представить следующим образом.

Таблица 1

Социальные льготы, направленные на повышение качества жизни, в соответствии с НК РФ

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ст. 149, п. 2 пп. 15, п. 3 пп. 6,13 Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации; 1) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; 2) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры); 3) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, в том числе реализация билетов и программ; 4) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в установленном порядке Искусство и культура

Продолжение таблицы 1

ст. 149, п. 2пп. 4, 14 Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 1) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям; 2) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Образование

ст. 145.1 Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящей статье - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом. Наука

ст. 149 п. 2пп. 1,2, 3, 14.1,20, ст. 149 п. 3 пп.18 Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (Ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета); 3) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств; 4) реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; 5) услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; 6) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях; 7) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности Здравоохранение и спорт

ст. 149, п. 2 пп. 5 и ст. 149, п. 3 пп. 20 Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 1) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям; 2) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы Доходы населения

ст. 146 п. 2 и ст. 149, п. 2 пп. 3,7,10 и ст. 149, п. Зпп. 29 Не признаются объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация: 1) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; 2) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры); 3) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям; 4) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). 5) услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 6) услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; 7) услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких гравдан и их семей; Социальная защита

1 X

Продолжение таблицы 1

8) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности; 9) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе: работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. 10) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей гражда^ в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

ст.246.1 ист. 251 и ст. 284. п. 1.2, 5.1 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика для организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Не подлежит налогообложению доход в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», облагается налогом по налоговой ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Наука

ст. 284 п.1.2 Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% для организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Искусство и культура, образование, здравоохранение

ст. 284 п.1.1 К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НКРФ. Образование здравоохранение

ст. 251 Доходы, не подлежащие налогообложению в веде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования: - гранты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан; - средства бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; - пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации Жилищно-коммунальное хозяйство, образование, искусство, культура, наука, здравоохранение, экология

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

ст. 333.35 п. 2.1,2.2 Государственная пошлина не уплачивается за выдачу разрешения и приглашения на въезд на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", и прибывшему на территорию инновационного центра "Сколково". Наука

ст. 333.35 п. 9 От уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица - авторы культурных ценностей - за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей. Искусство и культура

ст. 333.36 От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений, а также за совершением нотариальных действий, при обращении в арбитражные суды освобождаются определенные категории граждан (пенсионеры, инвалиды I и II группы и др. категории). Социальная защита

ВОДНЫЙ НАЛОГ

ст. 333.9 п. 10 Не является объектом налогообложения использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей. Здравоохранение и спорт

ст. 333.9 Не признаются объектами налогообложения: - забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; - использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах Экология

ндпи

ст. 336 п. 2 Не признаются объектом налогообложения НДПИ полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение Искусство и культура

Продолжение тэблицы 1

ст. 342 Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче: - минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару). Здравоохранение и спорт

ст. 343.1 Сумму налога, исчисленного при добыче угля, можно уменьшить на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. Социальная защита

ст. 342, п. 1 Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых (фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке) Экология

СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСО В

ст. 333.3 п. 6, 7 Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования (в рамках лимитов). Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, еоли пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при: - рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов; - рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, устанавливаются в размере 15% от ставок сбора. Экология, наука, культура,

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

ст, 381 Освобождаются от налогообложения учреждения, единственными собственниками имуществу которых являются общероссийские общественные организации инвалидов используемого ими для достижения образовательных, культурных, научных, информационных и иных целей. Образование

ст. 381 Освобождаются от налогообложения имущество организации: - в отношении космических объектов; - имущество государственных научных центров; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"; - организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково Наука

ст. 381 п. 3, 6 Освобождаются от налогообложения: - религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; - организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0% Искусство и культура

ст. 381 Освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.

ст. 381 Освобождаются от налогообложения: - общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкулыурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; Социальная защита

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

ст. 358 Не являются объектами налогообложения самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. Здравоохранение

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

ст. 395 п. 10 Освобождаются от налогообложения: - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом; - учреждения, собственниками которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, - отношении земельных участков, используемых для осуществления научных целей, Наука

ст. 389, 395 Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Освобождаются от налогообложения: - религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; - организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; - физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов Искусство и культура

Окончание таблицы 1

ст. 391, 395,394 Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 ООО руб. на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков (Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации; инвалидов I, II групп; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны; физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан» и др. категорий) Освобождаются от налогообложения: - общероссийские общественные организации в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкуль-турно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, Социальная защита и условия труда

ст. 389 Освобождаются от налогообложения земельные участки из состава земель лесного фонда. Экология

В целом же, по данным Минфина России, в настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам [6].

Несмотря на то что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.

Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 г. Министерством финансов Российской Федерации выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования [6]:

1) инвестиционная деятельность (354 млрд руб.)

- амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций до начала амортизации основных средств) -112 млрд руб. (налог на прибыль организаций);

- налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других -176 млрд руб.;

- предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации-51 млрд руб.;

- ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества -15 млрд руб.;

2) инновационная деятельность (12,2 млрд руб.)

- освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд руб.;

- освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд руб.;

- вычет расходов из базы налога на прибыль организаций с повышающим коэффициентом 1,5-0,5 млрд руб.

3) отраслевое развитие (252 млрд руб.)

- льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов (в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопрово-

дов, линий энергопередачи) -134 млрд руб.;

- нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей -15 млрд руб.;

- освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг-41 млрд руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд руб.;

- освобождение от НДС образовательных услуг - 33 млрд руб.

Из приведенных данных очевидно, что суммарное выражение налоговых льгот, применяемых в социально значимых сферах деятельности, значительно меньше, чем, например, суммы доходов бюджета, «выпадающих» вследствие применения налоговых каникул по НДПИ, льгот по налогу на имущество организаций в отношении имущества железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и т.д.

Также в современных условиях назрела настоятельная необходимость проведения систематизации и оценки действующих налоговых льгот, выявления основных проблем налогового администрирования в этой области, а также выделении налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства, внедрения инноваций и осуществления социально-ориентированной налоговой политики.

В первую очередь для достижения указанных целей необходимо разработать методики оценки эффективности применения налоговых льгот, которые позволят реально оценить конечный экономический и социальный эффект от их применения.

Кроме того, следует рассмотреть вопрос о возможной поэтапной отмене неэффективных налоговых льгот, в частности, по региональным и местным налогам.

Безусловно, принятие конкретных решений по вопросам сохранения тех или иных льгот, а также введения новых необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности. Однако представляется очевидным тот факт, что сокращение льгот следует производить не за счет сокращения социальной сферы, а за счет снижения необоснованных льгот налогоплательщиков, получающих необоснованно высокие рентные доходы. Необходимо осуществлять разработку новых налоговых механизмов стимулирования развития некоммерческого сектора, в особенности предоставляющего услуги социального характера. Кроме того, необходим пакет мер, направленных на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала.

Среди приоритетных направлении налогового стимулирования представляется целесообразным выделить такие, как развитие и совершенствование законодательства в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса.

Общей целью создания вышеуказанных налоговых механизмов является повышение эффективности налогообложения определенных категорий налогоплательщиков, достижение определенных результатов и целевых установок путем изменения порядка налогообложения и создания специальных налоговых условий для их достижения.

Введение налоговых льгот для определенной части налогоплательщиков - инвесторов в социальную сферу преследует цели как регулятивного и социального, так и стимулирующего характера. Как следствие, обеспечивается выравнивание условий деятельности субъектов налогообложения (налогоплательщиков), которые по ряду причин оказались в менее выгодном положении по сравнению с другими участниками. Такого рода механизмы призваны формировать стимулы для развития перспективных в экономике направлений деятельности определенных групп налогоплательщиков.

В целом же совершенствование налогового законодательства в целях расширения возможностей привлечения широкого круга инвесторов в социально значимые отрасли экономики видится не только важным способом наращивания человеческого капитала страны, но и способом улучшения перспектив ее социально-экономического развития.

Литература

[1] Ордынская Е.В. Повышение эффективности налогового контроля на стадиях отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и предпроверочного анализа. Автореф. к.э.н. - М, 2010. - С. 10-11.

[2] Allais M. Les conditions de L'efficacite dans L'economie. Centra studi e ricerche su problem! economico-sociali, Milano, 1967, p. 102.

[3] Allais M. Abondance ou misere. Propositions heterogenes pour le redressement de l'économie française. Editions politiques, économiques et sociales, Paris, 1964. p. 120.

[4] По данным официального сайта Всемирного банка: http://data.woi1dbank.org.

[5] Телетна Н.От нового срока Путина // РБК. - 2012. - №4. - С. 24,26.

[6] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015

годов. Проект доклада Минфина России/по данным официального сайта Минфина России www.minfin.ru

?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.