Научная статья на тему 'Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан'

Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зяббарова Е. Ю.

На современном этапе развития происходят значительные преобразования во всех сферах жизни и происходят они очень динамично. С 1 января с.г. в новых условиях межбюджетного регулирования в Республике Татарстан функционируют органы местного самоуправления 999 муниципалитетов (2 городских округа, 43 муниципальных района и 954 поселения), 987 из которых имеют собственные бюджеты. В период подготовки была проделана огромная кропотливая работа по анализу доходных и расходных возможностей каждого муниципалитета, создана модель межбюджетного регулирования, рассмотрено множество вариантов межбюджетных отношений, разработаны необходимые методические материалы для органов местного самоуправления по всем аспектам, в том числе и по регулированию межбюджетных отношений внутри муниципального района. Все это позволило Республике Татарстан уверенно вступить в 2006 год год муниципальной реформы, при этом обеспечить реализацию задачи, поставленной Президентом Республики Татарстан, сохранить сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы республики и заложить основы для дальнейшего развития. Формирование законодательства, регулирующего межбюджетные отношения, не завершено, поиск оптимальных путей перераспределения средств продолжается. В статье рассматривается ряд принципиальных моментов как в сфере взаимоотношений регионов с муниципалитетами, так и федерального бюджета с бюджетами субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан»

7(34) - 2006

Финансы региона

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Е.Ю. ЗЯББАРОВА, заместитель министра финансов Республики Татарстан

На современном этапе развития происходят значительные преобразования во всех сферах жизни, причем происходят они очень динамично. Финансовая система всегда являлась инерционной, тяготеющей к традиционности и мало подверженной внесению изменений. Кроме того, первые реакции на предлагаемые реформы в финансовой сфере зачастую бывают острыми и негативными. Но после ознакомления с положительными результатами реформ всегда возникают вопросы: почему это не было реализовано раньше и как можно было обходиться без этого?

С 1 января 2006 г. вступили в силу новые условия межбюджетного регулирования. В Республике Татарстан функционируют органы местного самоуправления 999 муниципалитетов (2 городских округа, 43 муниципальных района и 954 поселения), 987 из которых имеют собственные бюджеты.

Если вспоминать о том, как тщательно шла подготовка к этому событию, то можно отметить, что у нас в одном из первых регионов Российской Федерации была начата работа по созданию необходимой нормативной правовой базы в середине 2004 г., когда основополагающий Федеральный закон № 120 еще не был принят в окончательном варианте. Проделана огромная кропотливая работа по анализу доходных и расходных возможностей каждого муниципалитета, создана модель межбюджетного регулирования, рассмотрено множество вариантов межбюджетных отношений, разработаны необходимые методические материалы для органов местного самоуправления по всем аспектам, в том числе и по регулированию межбюджетных отношений внутри муниципального района. Отметим, что большинство задач реализовывалось в рамках действующего законодательства. В ряде случаев применялось законодательство переходного периода.

Все это позволило Республике Татарстан уверенно вступить в 2006 г. — год муниципальной реформы, и при этом обеспечить реализацию задачи, поставленной Президентом Республики Татарстан, — сохранить сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы республики и заложить основы для дальнейшего развития.

Формирование законодательства, регулирующего межбюджетные отношения, пока не завершено, поиск оптимальных путей перераспределения средств продолжается, и в Татарстане также ведется работа в этом направлении.

Необходимо особо остановиться на ряде принципиальных моментов как в сфере взаимоотношений регионов с муниципалитетами, так и федерального бюджета с бюджетами субъектов. Основой реформы федеративных отношений и местного самоуправления является четкое разграничение доходных источников и расходных обязательств. Негативным для бюджетной системы моментом становится появление полномочий, финансовое обеспечение которых является правом, а не обязанностью какого-либо из уровней власти. Такие «размытые» полномочия появились с принятием в самом конце 2005 г. Федерального закона № 199.

Хотелось бы верить, что времена ежегодного перераспределения полномочий между уровнями публичной власти ушли в прошлое. А в случае, если такое перераспределение будет происходить, то соответствующие нормативные правовые акты будут публиковаться до начала формирования бюджета, а вступать в силу — с нового финансового года. кроме того, перераспределение расходных обязательств обязательно должно сопровождаться и перераспределением доходных источников.

В Республике Татарстан также проводится работа по полному и четкому разграничению полномочий: у нас ни одно государственное полномочие

не передано муниципалитетам без соответствующего стопроцентного финансового обеспечения из фонда компенсаций.

Следующим актуальным для регионов вопросом является дальнейшее совершенствование методик предоставления трансфертов из федерального бюджета.

По нашему мнению, одним из направлений совершенствования является доработка механизма предоставления субсидий из федерального фонда софинансирования социальных расходов. Этот фонд является действенным инструментом влияния на качество выполнения регионами приоритетных для Российской Федерации в целом полномочий органов государственной власти субъектов. Вместе с тем считаем необходимым поставить задачу по уходу от действующих в настоящее время принципов распределения средств фонда софинансирования социальных расходов с учетом бюджетной обеспеченности регионов. Размер предоставляемых средств должен зависеть только от выполнения регионами заданных стандартов качества осуществления полномочий. Очевидно, что задачу корректировки бюджетной обеспеченности не следует решать через данный фонд, для этого существует федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации.

Основной задачей повышения эффективности межбюджетных отношений является создание стимулов для увеличения поступлений в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Однако в настоящее время решение данной задачи на федеральном уровне направлено исключительно на регионы, получающие дотации из федерального бюджета. Подходы к поддержке развития налоговой базы в субъектах должны быть расширены с учетом оказания стимулирующих мер для наиболее динамично развивающихся регионов. Реализация именно таких принципов позволит аккумулировать на федеральном уровне еще больше ресурсов, в том числе и для последующего перераспределения в системе межбюджетных отношений в пользу менее обеспеченных регионов. Данный подход может быть реализован через совершенствование механизма распределения федерального фонда регионального развития.

Важнейшим звеном качественного межбюджетного регулирования является справедливая и полная оценка доходного потенциала муниципалитетов. Решению этой задачи во многом могло бы способствовать предоставление налоговыми органами информации о налогооблагаемой базе.

В случае введения в действие Федеральной налоговой службой Налогового паспорта муниципального образования поставленные вопросы частично будут сняты. В то же время было бы необходимым внести изменения по срокам предоставления налогового паспорта субъекта Российской Федерации. Так, Федеральной налоговой службой Налоговый паспорт региона за 2004 г. предоставлен лишь в марте 2006 г. Принимая во внимание необходимость и актуальность данной информации в период составления проекта бюджета, считаем целесообразным изменить сроки его предоставления по отчетному году — до 1 июня текущего.

Наши предложения по доработке отдельных показателей Налогового паспорта муниципального образования представлены в Министерство финансов России. Мы считаем, что должен быть расширен перечень показателей по региональным и местным налогам, а также закреплены сроки предоставления Налогового паспорта в финансовые органы до формирования бюджета.

Следующий вопрос в сфере доходов относится к налоговым льготам. Считаем, что необходимо исключить из федерального законодательства нормы, устанавливающие льготы по региональным и местным налогам. Либо, в случае их предоставления, обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов местных и региональных бюджетов. Так, по Республике Татарстан за 2004 г. общая сумма федеральных льгот по вышеуказанным налогам, без учета земельного налога, составила 3,3 млрд руб.

Сейчас, наверное, не осталось ни одного региона, где на первом плане не было бы реформирование общественных финансов. Реформа всколыхнула финансовые органы всех без исключения субъектов Федерации и показала возможность улучшать подходы в управлении не от случая к случаю в отдельных частях России, а системно, в едином русле, используя общий интеллектуальный потенциал, сосредоточенный на местах. Подтверждений того, что процесс развития не будет прекращен, достаточно много: это и заявления Правительства РФ, представителей субъектов Федерации, и, конечно же, главное документальное подтверждение — пакет поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, подготовленные Министерством финансов России.

Управление финансами в Республике Татарстан осуществляется в контексте общероссийских процессов. В настоящее время кристаллизуется проект полного перехода к принципам среднесроч-

ного финансового планирования. Правительство РФ своим примером показывает возможность реализации такого подхода. Среднесрочный план позволяет говорить о стабильности, повышает прозрачность планирования и помогает совершать действия по обеспечению преемственности годовых бюджетов.

В прошлом году в Республике Татарстан среднесрочный план готовился в свободном режиме, был впервые опробован порядок его составления. В этом году среднесрочный план должен получить более высокий статус, его подготовка будет осуществляться параллельно с бюджетом Республики Татарстан на 2007 г. Планируется перейти от ежегодно принимаемого постановления о разработке бюджета на очередной финансовый год к единому порядку на ряд лет, закрепляющему и детализирующему весь процесс подготовки бюджета. Раньше это было невозможно из-за нестабильности федерального законодательства и постоянно меняющегося распределения полномочий.

Следующим проектом, который имеет принципиальное значение в рамках разграничения полномочий, является бюджетирование, ориентированное на результат. Нормативные подходы позволяют оценить эффективность деятельности органов власти, качество и количество бюджетных услуг, предоставляемых населению. Во главу угла ставится не вопрос финансирования и содержания того или иного учреждения, а вопрос соответствия высоким стандартам и требованиям предоставляемых услуг населению и их достаточность.

И хотя в Республике Татарстан, в одном из немногих субъектов Федерации, стандарты, нормы и индикаторы для оценки деятельности властных структур и бюджетных учреждений используются уже с середины 1990-х гг., в настоящее время, с учетом опыта, перераспределения полномочий и мировых наработок есть необходимость совершенствовать и нашу систему показателей и стандартов. Существуют объективные требования по приведению ее в соответствие современным

условиям и запросам сегодняшнего дня. Мы намерены обновить регламенты анализа и мониторинга показателей.

В финансовой сфере они имеют большое значение, особенно при передаче межбюджетных трансфертов на реализацию государственных полномочий и обеспечение финансирования приоритетных социальных расходов. Сегодня в Республике Татарстан уже законодательно закреплено, что одним из условий предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов является обеспечение органами местного самоуправления при предоставлении социальных услуг их соответствия нормам, стандартам и принципам государственной политики.

К сожалению, в одной статье нет возможности подробно остановиться на всех новациях, которые позволят повысить эффективность управления общественными финансами. Отметим, что в ближайшей перспективе наиболее актуальными будут оставаться проекты по совершенствованию управления государственным и муниципальным долгом, управление активами, оптимизация бюджетных расходов и повышение информационного сопровождения процессов разработки, принятия и исполнения бюджетов.

На последней расширенной Коллегии Министерства финансов РФ вопросу дальнейшего развития было уделено большое внимание. Именно на те моменты, о которых говорилось выше, ставятся акценты на федеральном уровне, а это значит, что все это с течением времени получит статус обязательных процедур с закреплением требований по их осуществлению в Бюджетном кодексе РФ.

Таким образом, налицо активный процесс по выстраиванию стройной и прочной бюджетной системы России, задачами которой ставятся максимальная прозрачность, понятность и эффективность. Взаимодействие в реализации данных задач, обмен опытом и использование совместных идей и наработок позволят сделать процесс внедрения новаций быстрым и результативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.