А.В. Лубенков,
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь
О.Ч. Яковицкий,
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь
А.Н. Бочкарев,
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЬЯНСТВУ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
SOME ASPECTS OF COMBATING HARD DRINKING IN PUBLIC PLACES: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS
В статье авторы поднимают отдельные проблемные вопросы противодействия органов внутренних дел Республики Беларусь пьянству в общественных местах. Разработаны теоретические положения, направленные на совершенствование правового регулирования общественных отношений, складывающихся при противодействии пьянству. Обоснованы предложения по изменению и дополнению части 1 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь.
The article focuses on urgent issues of the Belarus ’ law enforcement bodies combating hard drinking at public places. The authors provide theoretical grounds directed at improving legal regulations of public relations to combat hard drinking. There are suggestions of changing and amending Part 1 Article 17.3 of the Administrative Law of the Republic of Belarus.
Человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, — потенциальный правонарушитель и потенциаль -ная жертва. Это уже давно стало аксиомой: почти 40% всех правонарушений совершаются ли -цами в состоянии алкогольного опьянения, они частые виновники дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, в том числе на производстве.
Нельзя недооценивать усилия руководства нашей страны по противодействию пьянству. Примером тому может служить принятая Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011—2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 556. В рамках реализации данной программы неоднократно вносились соответствующие изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; приняты: Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, регламентирующий отдельные вопросы процедуры противодействия указанному негативно -му социальному явлению; Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», в соответствии с которым ОВД зани -мают центральное место в ряду государственных органов, ответственных за организацию и проведение данной работы.
В то же время заложенные в административ -ном законодательстве Республики Беларусь, в частности ст. 17.3 КоАП, подходы к против одей -
ствию ОВД указанному злу, как представляется, не совсем соответствуют общетеоретическим и конституционно -правовым принципам. Это не позволяет в полной мере реализовать имеющийся в данных правовых нормах потенциал. Так, отсутствие законодательного определения термина «распитие алкоголя» позволяет сотрудни-кам ОВД толковать его исходя из личных субъективных предположений: в одном случае как результат, в другом — процесс или состояние, что вызывает негодование у правозащитников и отдельных граждан нашей страны. Как следст-вие, существенно снижается уровень доверия населения ОВД, ухудшается эффективность го -сударственной деятельности по управлению социальными процессами, а в конечном итоге под -рывается авторитет государственной власти в целом. Особого внимания требует уяснение сущности понятия «предназначенные для рас -пития алкоголя места». Нуждаются в уточнении и иные положения указанной статьи.
Эти и многие другие обстоятельства обусловливают необходимость разработки теорети-ческих положений и предложений, направлен -ных на совершенствование правового регулирования общественных отношений, складывающих -ся при реализации правовых норм, закрепленных в части 1 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь.
Следует отметить, что ретроспективный анализ проблемы противодействия пьянству в общественных местах (к сожалению, объем на -стоящей публикации не позволяет привести в ней все данные) показывает, что развитие тео -ретико-правовых взглядов на проблему проти -
водействия пьянству и их нормативное закреп -ление осуществлялись параллельно и в эволю -ционно-прогрессивном направлении. Это происходило от простых форм (ограничения либо полного запрета оборота алкоголя) к более сложным (выделению видов алкоголя, способов его производства, мест, времени и обстоятельств его реализации и употребления), отра -жающим уровень развития общественного пра -восознания и законодательной техники (напри -мер, использование бланкетных диспозиций правовых норм, отсылающих к другим нормативным правовым актам).
Диспозиция части 1 ст. 17.3 КоАП Респуб -лики Беларусь закрепляет объективные сторо-ны двух составов административных правона-рушений:
1) распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков;
2) появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность.
Квалификация противоправных деяний по второму составу особых трудностей на практике не вызывает. Реализация же правовых норм, закрепляющих первый состав рассматриваемого административного правонарушения, вызывает определенные трудности.
Так, опрос сотрудников полка патрульнопостовой службы милиции и службы участковых инспекторов милиции ГУВД Мингорисполкома, УВД Могоблисполкома как категорий сотрудни -ков органов внутренних дел, которые наиболее часто сталкиваются с данными правонарушениями, показал, что квалификация деяний граж -дан как «распитие алкогольных, слабоалкоголь -ных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных на -питков» трактуется сотрудниками исходя из личных субъективных предположений.
Как поясняют данные должностные лица, они квалифицируют рассматриваемое правонарушение как оконченное с момента откупоривания емкости с алкогольными напитками, разлива алкоголя в стаканы и т .п., потому что в законодательстве термин «распитие» не раскрывается.
Указанные выше обстоятельства обуслов-ливают необходимость научного подхода к ре -шению обозначенной проблемы. Анализ обще -известных особенностей стадий совершения правонарушения, справочной литературы, а также словаря Ожегова, в котором термин «распивать» трактуется как «принимать, проглаты-вать вино, спиртной напиток» [5. — С. 660],
позволяет с достаточно высокой степенью на -учной обоснованности утверждать, что ни от -купоривание емкости со спиртным, ни разлив спиртного в стаканы состава оконченного пра -вонарушения распития алкоголя в обществен -ном месте не образуют. Данные действия мож -но рассматривать лишь в качестве приготовле -ния к распитию алкогольных напитков, а в от -дельных случаях, с учетом всех обстоятельств, как покушение на распитие, но за эти действия КоАП Республики Беларусь ответственности не предусматривает. Следовательно, привлечение граждан к административной ответственности за подобные действия как за оконченное право -нарушение является не совсем верным.
Существует и другая сторона обозначенной проблемы. Так, одним из основных моментов негативного отношения населения к милиции является, как поясняют граждане, «бездеятель -ность сотрудников ОВД», приводя примеры которой, они довольно часто называют случаи недолжного реагирования на их сообщения о правонарушениях. Чаще всего это связано с реагированием на сообщения о распитии алкоголя, например во дворах домов. Как правило, зая-вившие граждане сообщают, что конкретного выпивания тем или иным лицом спиртного они не видели, но видели в их руках бутылку, стакан и т .п. Как показывает практика, в данных случаях сотрудники ОВД, ссылаясь на отсутствие достоверных и достаточных доказательств распития алкоголя в общественном месте, требуют данных граждан просто удалиться, что, естественно, вы -зывает негодование у заявителей, порождает правовой нигилизм.
Следует понимать, что государство и, в первую очередь, такой его правоохранительный орган, как ОВД, не должны допускать того, чтобы какое-либо опасное для общества явление (правонарушение) начало совершаться, и только после этого реализовывать соответствующие меры, направленные на его ликвидацию. Подобный подход был бы не только неоправданным с точки зрения действующего законодательства, но и социально нежелательным. А если принять во внимание, что на практике застичь правонарушителей непосредственно во время выпивания алкогольного напитка в общественном месте практически невозможно, то представляется це -лесообразным в КоАП Республики Беларусь вве -сти ответственность за покушение на распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Представляется не совсем верным закрепле -ние в диспозиции рассматриваемой нормы термина «предназначенные для распития алкоголя и пива места» при обозначении баров, ресторанов, палаток, площадок со столиками и т.п. Предна -значение данных мест обусловливается потребностью человека в отдыхе, приеме пищи и т.п. В свою очередь, отдых и прием пищи в данных
местах может сопровождаться приемом алкоголя, но говорить о том, что прямое назначение указанных выше мест — распитие алкоголя и пива, некорректно. В данной ситуации путем лицензирования государство всего лишь разрешает реализовывать и употреблять алкоголь и пиво в тех или иных местах. Представляется, что именно это обстоятельство и должно быть отражено в рассматриваемой правовой норме.
В то же время для юридически правильной квалификации данного правонарушения в на -стоящее время назрела необходимость законода -тельной конкретизации места совершения рассматриваемого противоправного деяния. Воз -можность совершения данного правонарушения законодатель связывает исключительно с «обществ енным местом».
На протяжении многих десятилетий учены-ми-административистами предпринимались по -пытки определить перечень объектов, которые определяются как общественные места.
Так, Д. Н. Бахрах пишет о том, что «под общественным местом следует понимать места общего пользования, а также помещения учреждений, предприятий, обслуживающих население. Это пляжи, улицы, привокзальные площади, во -кзалы, а также помещения и территории зрелищ -ных предприятий - стадионы, ипподромы, кино -театры и др.» [2. — С. 76].
С .С. Бородин, П.В. Иванов, Ф.Ф. Оськин различают три группы общественных мест: «места постоянного, периодического и разово -го пользования. Общественные места постоян -ного пользования — улицы, площади, скверы, бульвары; в населённых пунктах — работаю -щие круглосуточно учреждения, вокзалы, т.е. общественные места, доступ к которым открыт в любое время. К общественным местам пе-риодического пользования относятся помеще-ния и другие объекты учреждений, предпри-ятий и организаций, предназначенных для об -служивания населения в установленные часы работы: городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли и обще -ственного питания, бытового обслуживания, рынки, зрелищные учреждения, спортивные сооружения, пляжи и т. д. В период, когда эти объекты закрыты для посетителей и там отсут -ствуют люди, их нельзя рассматривать в каче -стве общественных мест. К общественным местам относят места разового пользования, в которых общение людей носит непостоянный, разовый, эпизодический характер. Например, луг, лес, участок степи во время проведения коллективного выезда на загородную прогулку или массового гуляния в праздничные дни. Эти места становятся общественными только во время нахождения в них людей» [3. — С. 55— 56].
А.П. Коренев высказал мнение, что «к об -щественным местам следует относить места общения людей в целях удовлетворения раз -личных жизненных потребностей, а также общественное место связывается с пребыванием в нём людей» [1. — С. 24].
Л.Л. Попов предложил следующую классификацию общественных мест: «общественные места постоянного пользования — улицы, пло -щади, скверы, транспортные магистрали и т.п.; общественные места временного пользования — магазины, театры, стадионы, транспортные сред -ства общего пользования, подъезд, лестничная площадка и т.д.; эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия и т. д.» [6. — С. 32].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что единое мнение о том, что считать общественным местом при распитии алкогольных на -питков, у ученых отсутствует. На законодатель -ном уровне данная проблема также не имеет од -нозначного решения.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, показывает, что законодатели таких стран как, например, Беларусь, Российская Федерация, Ка -захстан и Украина, идут по одному пути — оп -ределение перечня общественных мест, где сле -дует запретить распивать алкоголь, когда у уче-ных-административистов нет единого взгляда на данную проблему.
Принимая во внимание, что общественный порядок как сфера деятельности ОВД представ -ляет собой «совокупность складывающихся по -всеместно публичных общественных отношений как результат урегулированного социальными нормами общения людей» [4], представляется целесообразным в Республике Беларусь предпринять попытку изменить подход к определе-нию места совершения рассматриваемого правонарушения. Перейти от перечисления мест, где распивать алкоголь запрещено, к законодатель -ному закреплению мест, где это делать можно.
Для этого в качестве мест, где допускается потребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, определить:
- объекты общественного питания, где алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки или пиво реализуется в разлив (при наличии оборудованных мест), в том числе при проведении массовых мероприятий;
- жилые помещения, принадлежащие гражданам по праву собственности или пользования, в том числе приусадебные участки, находящиеся на них подсобные постройки, а также гаражи и автотранспорт;
- помещения предприятий общественного питания, арендуемые на время проведения определенных мероприятий, с обязательным указани -
ем о возможности распития алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в договоре аренды (если в обычном рабочем режиме работы предприятия реализация спиртного в разлив не пр едусмотр ена).
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Развитие теоретико-правовых взглядов на проблему противодействия пьянству и их нор -мативное закрепление осуществлялись парал-лельно и в эволюционно -прогрессивном на -правлении. Это происходило от простых форм (ограничения либо полного запрета оборота алкоголя) к более сложным (выделению видов алкоголя, способов его производства, мест, времени и обстоятельств его реализации и упо -требления), отражающим уровень развития общественного правосознания и законодательной техники (например, использование бланкетных диспозиций правовых норм, отсылающих к дру -гим нормативным правовым актам).
2. В части 1 ст. 17.3 КоАП Республики Бела -русь заложен огромный потенциал противодей -ствия пьянству, реализовать который полностью можно путем совершенствования содержащейся в ней правовой нормы.
3. Норма части 1 ст. 17.3 КоАП, находится в противоречии с общетеоретическими и кон -ституционно-правовыми принципами юриди-ческой ответственности. В существующей редакции она допускает возможность субъектив -ного усмотрения как при определении момента окончания описываемого ею правонарушения (распитие алкоголя), так и при определении мест, где оно может быть совершено. В связи с этим предлагается:
1) изложить в новой редакции диспозицию части 1 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь: «Распитие либо покушение на распитие алко -гольных, слабоалкогольных напитков или пива вне мест, где это разрешено, либо появление в обществе в состоянии опьянения, оскорбляю -щем человеческое достоинство и нравствен -ность»;
2) дополнить ст. 17.3 КоАП следующими примечаниями: «Под покушением на распитие, указанным в части 1 ст. 17.3 настоящего Кодек -са, понимается открытие емкости с алкогольным, слабоалкогольным напитком или пивом либо его разлив для выпивания». «Место, где разрешено распивать алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво — объекты общественного пита -ния, где алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки или пиво реализуются в разлив (при наличии оборудованных мест), в том числе при проведении массовых мероприятий; жилые помещения, принадлежащие гражданам по праву собственности или пользования, в том числе приусадебные участки, находящиеся на них подсобные постройки, а также гаражи и автотранс -
порт; помещения предприятий общественного питания, арендуемые на время проведения определенных мероприятий, с обязательным указани -ем о возможности распития алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в договоре аренды (если в обычном рабочем режиме работы предприятия реализация спиртного в разлив не предусмотрена)».
Внесение в законодательство данных из -менений позволит унифицировать используе-мую в законодательстве терминологию и пра -воприменительную практику, создать гарантии безусловной реализации принципа справедли-вости административной ответственности при привлечении к ответственности за данное пра -вонарушение, что будет способствовать выве-дению служебной деятельности органов внут-ренних дел на новый качественный уровень и поднятию их авторитета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Административная деятельность ОВД: Общая часть: учебник / под ред. А. П. Коренева.
— 4-е изд. — М; 2003. — 234 с.
2. Административная ответственность граждан : уч. пособие / под ред. Д.Н. Бахраха. — Пермь, 1974. — 132 с.
3. Бородин С.С., Иванов П.В., Оськин Ф.Ф. Административная деятельность внутренних дел: словарь терминов и понятий / Серия «Учебники для вузов, специальная литература». — СПб.: Лань; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. — 96 с.
4. Лубенков А.В. Общественный порядок как сфера деятельности милиции и условие прогрессивного развития государства // Право -вые и социально -экономические аспекты раз -вития государства на современном этапе: сб. науч. тр. / Баранович. гос. ун-т; редкол.: В.И. Кочурко (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи: Бар -ГУ, 2007. — С. 142—145.
5. Ожегов С.И. и Шведова Н .Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразео -логических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Вино -градова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбу -ковник, 1999. — 944 с.
6. Попов Л.Л. Административное право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2005. — 320 с.