11. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. -Красноярск,1988.
12. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования (некоторые теоретические положения).-М.,1985.
А.Ю. Головин, докт. юрид. наук, декан юридического факультета ТулГУ,тел. 8(4872)35-55-85, E-mail:golovintula@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
BASIC FORENSIC CLASSIFICATION OF CRIMES A.Golovin
The article presents the author's perspective on basic forensic classification of crimes, highlighted its objects and elements.
Keywords: crime, classification, forensic classification of crimes, methods of crime investigation.
A.Y. Golovin, Doctor. jurid. Dean of the Faculty of Law TSU, Tel. 8 (4872) 35-55-85, Email: golovintula@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
УДК 378.147; 343.915; 351. 751
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере преподавания юридических дисциплин)
А.Ю. Г оловин,Т.А. Аристархова
Рассматривается использование методики преподавания юридических дисциплин как фактора профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, профилактика, противодействие, образовательное учреждение, учебный процесс
Распространение экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по расовым, национальным и политическим мотивам.
Более того, проявление экстремизма с каждым днем приобретает новые виды и характеристики. Например, в настоящее время в этих антиобщественных целях часто используются различные компьютерные социальные сети, другие коммуникационные технологии, потребителями которых в основной части выступает именно молодежь. [2, С.4]
40
Анализ экстремизма как негативного явления позволяет сделать вывод о том, что он является моделью агрессивного социально-политического общения, построенной на неравенстве его сторон и противопоставлении их интересов (по каким бы то ни было основаниям).
Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В.Ю. Голубовский определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп). [3, С.6]
А.Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. [4, С. 14]
Н.Н. Афанасьев дает определение экстремизма «как приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве. «Экстремизм есть изначальное отрицание всякого чувства меры. Он оперирует искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию». [1, С.231]
На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, базирующуюся на идеологической основе - отрицание всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам.
В условиях расширения масштабов экстремистской деятельности необходимо учитывать, что ликвидировать экстремизм только силами правоохранительной системы невозможно, нужны консолидированные усилия всех органов государственной власти, средств массовой информации, общественных и правозащитных организаций.
Причем, одна из главных ролей в данном процессе принадлежит образовательным учреждениям, в которых необходимо продолжать реализацию комплекса мер по предупреждению экстремистских проявлений среди студентов и учащихся.
Образовательное учреждение, в том числе вуз представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности
На сегодняшний день, приоритетные направления по противодействию проявлениям экстремизма и формированию толерантности можно сформулировать следующим образом:
- формирование у учащихся представление о понятии «толерантность»;
- развитие критического мышления, навыков групповой работы, формирование умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- воспитание терпимость к чужому мнению;
- создание условий для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
- создание условия для формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
В целом работа по профилактике экстремистских настроений учащейся молодежи в условиях обучения в ВУЗе направлена на достижение следующих целей:
- укоренение в сознание учащихся неприятия насилия;
- противодействие разложению коллектива по национальным признакам;
- формирование толерантного отношения к окружающим.
Задачами профилактической работы в ВУЗе являются:
1. Формирование у учащихся четкого представления о понятиях «толерантность», «экстремизм».
2. Формирование у студентов навыков толерантного сознания, доброжелательного отношения к людям другой национальности.
3. Развитие у учащихся способностей предупреждения конфликтов, а также их разрешения ненасильственными методами.
4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и навыков саморегуляции (умения контролировать свою речь и поступки).
Задача преподавателей специальных юридических дисциплин заключается не только в том, чтобы заложить в сознание будущих специалистов прочные знания, сформировать у них определенные навыки, но и в том, чтобы научить их профессионально мыслить, правильно оценивать складывающиеся на практике ситуации, самостоятельно принимать решения, заложить в их сознание потребность в самообразовании, в освоении новых знаний и умений. Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе, в том числе и при профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде, служит использование интерактивных методов преподавания.
Это связано с тем, что при применении данных методов студент является активным участником антиэкстремистской пропаганды. Кроме этого с помощью игрового метода на занятиях вовлекаются все учащихся.
По нашему мнению на семинарских занятиях по юридическим дисциплинам можно использовать следующие методы:
Конференции, круглые столы. Особое место в системе мер, направленных на популяризацию идей противодействия профилактики экстремизма занимают дискуссионные формы общения: научно-практические конференции, круглые столы, семинары. Причем проводить такие
мероприятия целесообразно с приглашением сотрудников правоохранительных органов.
Основными целями такого рода мероприятий являются:
- получение квалифицированной помощи специалистов, исследователей по определенной проблеме;
- обмен опытом в реализации программ, проектов в сфере противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде;
- выработка совместной системы мер по решению проблемы проявлений экстремизма в молодежной среде.
При этом необходимо одновременно привлекать представителей различных организаций, специалистов разного профиля для того, чтобы рассмотреть проблему с различных ракурсов.
Работа в малых группах. Основная цель воздействия выражается в формировании определенного, социально оправданного, понимания экстремизма и толерантности, в придании ему позитивного личностного смысла.
Главной задачей является формирование понимания экстремизма, уяснение его видов и основ противодействия его проявлению.
В соответствии с поставленными задачами работа в малых группах будет поделена на две части: собственно работа с понятием «экстремизм» и работа по первичному закреплению и формированию навыков определения понятия и елей профилактики проявлений экстремизма. При работе с понятием «экстремизм» могут быть использованы упражнения, способствующие логическому прояснению понятия и выражению собственной четкой позиции по отношению к нему.
Впоследствии наработанное понимание экстремизма может быть использовано для отработки навыков выявления факторов и причин проявлений экстремизма в молодежной среде, включающих в себя, в том числе, принятие особенностей внешнего вида и поведения других членов группы, терпимое отношение к особенностям их поведения, развитие у себя определенных личностных качеств, необходимых для толерантного общения.
В итоге работы в малых группах участники должны прийти к выводу, что понимание и принятие другого предполагает, прежде всего, принятие себя и других при наличии всех достоинств и недостатков, способности самостоятельно и конструктивно разрешать возникающие противоречия общения. Необходимо сформировать у учащихся понимание того, что нет такого жизненного явления, человека, которые характеризуются однозначно как позитивные или негативные.
Проведение деловых игр. Использование деловых игр должно способствовать выработке умения решать нестандартные задачи, а также воспитывать готовность работать с коллегами, уметь работать в группе (команде) специалистов. Еще одно преимущество игрового метода обучения -стимулирование самостоятельного принятия студентами, логически верных, аргументированных действий и решений. И, наконец, преимущество деловых
игр, которое необходимо рассмотреть применительно к процессу обучения студентов специальности «Юриспруденция» - повышение эффективности обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря ее глубокому анализу и, следовательно, правильному принятию решения. Введенные сценарием в конкретную ситуацию в условиях ограниченного времени, участники игры должны в полной мере проявить свои знания и профессиональные способности, научиться принимать решения в реальных ситуациях, овладеть навыками юридического анализа нормативно - правовых актов и принятие соответствующего решения.
Для вовлечения в игру как можно большего количества студентов можно проводить несколько ролевых игр одновременно; инструкторы могут посещать разные подгруппы и высказывать замечания только от случая к случаю. Кроме того, подгруппы можно сделать небольшими (4-10 студентов), так чтобы у каждого студента была возможность выступить хотя бы в одной роли, а также понаблюдать за работой коллег.
Оценку эффективности того или иного метода можно провести в форме опроса, анкетирования.
При этом следует сказать, что уже само проведение опроса способствует снижению уровня этноконфессиональной напряженности, заставляет думать и размышлять студентов.
Данные профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, помогут в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма.
Список литературы
1. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 1. С. 230 - 234.
2. Головин А.Ю., Давыдов В.О. Криминалистические технологии использования социальных компьютерных сетей в экстремистских целях. // Известия ТулГу. Экономические и юридические науки. Вып. 3 Ч.2. - Тула, 2012. - С.3-7
3. Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26 - 27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006.
4. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
А.Ю. Головин, докт. юрид. наук, декан юридического факультета ТулГУ,тел. 8(4872)35-55-85, E-mail: golovintula@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
Т.А. Аристархова, доцент кафедры правосудия и правоохранительной
деятельности ТулГУ, тел. 8(4872) 35-22-80, E-mail: tanya1483@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
SOME ASPECTS OF THE PREVENTION OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS (BY THE EXAMPLE OF TEACHING
LEGAL DISCIPLINES)
A.Y.Golovin, T.A. Aristarkhova This article discusses the use of methods of teaching legal disciplines as a factor of prevention of manifestations of extremism in the youth environment
Keywords: extremism, extremist activity, prevention, combating, educational institution, the educational process
A.Y. Golovin, Doctor. jurid. , Dean of the Faculty of Law TSU,Tel. 8 (4872) 35-55-85, Email: golovintula@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
T.A. Aristarhova, associate professor of justice and law enforcement TSU, tel. 8 (4872) 3522-80, E-mail: tanya1483@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
УДК 342.7
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН и их взаимодействию С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
А.Ю. Г оловин, А.Н. Морозова
В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности неправительственных правозащитных организаций по обеспечению культурных прав граждан и перспективные направления взаимодействия органов внутренних дел и неправительственных правозащитных организаций по обеспечению реализации указанных прав.
Ключевые слова: реализация культурных прав граждан, оказание правовой помощи, деятельность неправительственных правозащитных организаций, органы внутренних дел.
Конституция Российской Федерации возлагает ряд обязанностей по охране и защите культурных прав и свобод человека и гражданина на государство в лице его органов, в том числе и на органы внутренних дел. Однако для выполнения столь сложной функции необходимы усилия не только государства, но и общества и отдельно взятой личности. Сегодня в этой сфере активно действует ряд общественных организаций и особое место среди них занимают неправительственные правозащитные организации (далее
- НПО), которых на сегодняшний день в России насчитывается более 300 тыс. (официально зарегистрированных, причем из них активно действуют - более 100 тыс.) [1].