ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 101-104.
УДК 266(57) С.В. Голубцов
ОТДЕЛЕНИЯ И МИССИОНЕРСКИЕ СТАНЫ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В XIX В.
Рассматривается становление и динамика роста Алтайской миссии, формирование её станов и миссионерских отделений, прививание навыка осёдлой жизни новокрещёным.
Ключевые слова: архимандрит Макарий, Алтайская миссия, миссионерский стан, православие в Сибири.
До XIX в. миссионерство в Сибири носило бессистемный нерегулярный характер, возникшая ситуация привела к массовому возврату в язычество крещёных инородцев, что, в свою очередь, послужило толчком к возрождению миссионерского дела в Сибири. В 1828 г. для просвещения светом православия жителей Сибири Святейший синод учредил в Тобольской епархии специальную миссию, поручив тобольскому архиепископу, преосвящённому Евгению (Казанцеву) найти из числа духовенства епархии наиболее подходящих для миссионерской деятельности людей [1]. Эта миссия, основанная по Высочайшему повелению 15 декабря 1828 г., была открыта в 1830 г. архимандритом Макарием [2].
Основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий, в миру Михаил Яковлевич Глухарёв, родился 8 ноября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Отец его, священник Введенской соборной церкви Иаков и мать Агапия Глухарёвы вели скромную и благочестивую христианскую жизнь, за что пользовались любовью современников. Отец Иаков первоначально сам занимался образованием своего сына и настолько подготовил его, что восьмилетнего Михаила приняли в 3-й класс Вяземского духовного училища, из которого перевели в Смоленскую духовную семинарию. В 1813 г. он закончил семинарию и через год был направлен начальством в Петербургскую духовную академию. В 1817 г. Михаил Яковлевич блестяще закончил академию со степенью магистра богословия [3]. После этого он занимал административные должности в различных духовных учебных заведениях, где принял монашество и сан священника. Аскетически настроенный, монах четыре года подвизался в Глинской пустыни под началом настоятеля старца Филарета. В 1829 г., откликнувшись на призыв Тобольского архиепископа Евгения, иеромонах Макарий стал тобольским миссионером [4]. Первый выезд в Горный Алтай состоялся в августе 1830 г., а уже 7 сентября было совершено первое крещение в Улале: был крещён юный инородец Элеска с наречением имени Иоанн. День первого крещения принято считать днём рождения Алтайской духовной миссии [1, с. 39]. 23 мая 1831 г. о. Макарий прибыл в селение Майма, где основал первый миссионерский стан. На праздник Вознесения в походной церкви здесь была отслужена первая литургия. За 14 лет служения архимандрита Макария в должности начальника миссии были открыты три миссионерских стана: в Майме (1831), Улале (1834) и Мьюте (1839) [1, с. 42-43]. Селение Майма состояло из 10-ти домов давно крещёных инородцев и находилось в 90 верстах к югу от Бийска [3, с. 39].
Что же являл собой миссионерский стан архимандрита Макария? Он включал в себя помещение для походной церкви, где совершалось богослужение, и несколько деревянных изб для проживания миссионера и причетников. Алтарная часть богослужебного дома отделялась от остального помещения походным иконостасом [1, с. 50]. При миссии был заведён огород, возделывал который бывший украинский крестьянин Пётр
© С.В. Голубцов, 2014
Терентьевич Лисицкий, знавший земледелие и огородничество, а также хозяйственную часть [3, с. 39-40].
Архимандрит Макарий большое значение придавал устроению осёдлого быта новокрещёных. С этой целью он сам с помощью книг, различных пособий по хлебопашеству и огородничеству и при содействии опытного в этом деле старца Петра изучал оптимальные способы возделывания земли. Получив навыки, архимандрит Макарий лично учил новокрещёных высаживать овощи и ухаживать за огородом [3, с. 50]. Благодаря предпринятым усилиям жители селений Майма, Улала, Верхний и Нижний Карагужи, где селились новокрещёные, проявились как способные ученики русского сельского хозяйства [3, с. 50].
Деревянный дом, в котором жил архимандрит Макарий, состоял из двух комнат, разделённых сенями; в одной комнате жил он сам, в другой - сотрудники миссии [3, с. 54].
Как располагался первый миссионерский стан, отчётливо прослеживается из плана землеотвода стана в 1830 г. и описания, представленного в труде протоиерея Георгия Крейдуна [5]. Площадь стана составляла около 1 га, он был обнесён оградой, внутри которой располагался дом миссионера, а также дом, в котором жил толмач с семьёй, состоявший из двух изб под одной кровлей. Избы включали в себя две комнаты, разделённые сенями. Вне территории стана было ещё два дома, используемые для проживания новокрещёных без жилья. Благодаря старанию архимандрита Макария и благотворительности купца М.Е. Шебалина в Майме в 1843 г. началось строительство храма - первого каменного здания Горного Алтая (в перестроенном виде здание сохранилось до наших дней) [1, с. 49-50]. В 1840 г. в миссию прибыла девица София де Вальмон, основавшая в Майме небольшую девичью школу [2, с. 337]. В своём доме она устраивала для женщин публичные чтения книг духовно-нравственного содержания.
До 1835 г. в Майме находился главный стан Алтайской миссии, затем он был переведён в Улалу [6]. В этом селении только четыре семьи алтайцев были христианскими [3, с. 43], и жители встретили архимандрита Макария враждебно, но затем, по прошествии времени полюбили его, и в течение 1835-1836 гг. крестились все.
Улалинский стан был основан о. Мака-рием при впадении реки Улалы в Майму. В 1835 г. здесь был построен дом, где разместилась миссия с походной церковью [7]. В 1834 г. в 130 верстах к югу от Улалы было основано селение Мьюта, заселённое одними новокрещёными алтайцами, [3, с. 50]. В дальнейшем в 1847 г. иеромонахом Акакием (в миру Артемий Григорьевич Левицкий) здесь был устроен миссионерский стан [8]. В
1838 г. архимандрит завёл больницу-богадельню, куда принимал бездомных и тяжело больных. Язычники охотно шли к Макарию лечиться, и многие из них крестились [3, с. 51]. В том же году православные христиане, жившие в селе Улала, построили деревянную церковь размером десять с половиной метров в длину и пять с половиной метров в ширину. Освящён этот первый храм Горного Алтая был в честь Всемилостивого Спаса: такой антиминс находился в миссии [3, с. 39].
Найденный в государственном архиве Алтайского края план Улалинского улуса в 1844 г. и другие исторические свидетельства позволили протоиерею Георгию Крей-дуну воспроизвести планировку Улалинско-го миссионерского стана во времена деятельности архимандрита Макария [5, с. 197]. В стане находились небольшая церковь и три дома. Два из них служили жильём для миссионеров (один с баней перенесён из Маймы в 1842 г., второй построен для сотрудников миссии в том же 1842 г.), в третьем, выстроенном в 1839 г., находилась миссионерская школа [5, с. 198]. Вот как описывает Улалинский миссионерский стан в своих воспоминаниях мыютинский миссионер: «Церковь маленькая, низенькая, с походным иконостасом, колокольни при ней не было, колокола размещались на боковом крыльце, самый большой колокол весил 5 пудов» [9]. «Миссионерских построек мало, да и те ветхие и тесные: дом начальника миссии, другой небольшой домик, где жил миссионер священник, и училищный корпус, в нём помещались училище, учитель и все другие служащие» [10]. В 1877 г. в селении Улали было открыто благотворительное сельское попечительство, преобразованное в 1884 г. в приходское [11].
До перенесения в 1879 г. Алтайской миссии в г. Бийск Улалинский стан был главным станом духовной миссии [12]. В 1893 г. Улала являлась одним из станов Алтайской миссии, доминантой стана была величественная церковь, построенная вместо церкви, возведённой ещё архимандритом Макарием и сгоревшей в 1871 г. Справа от неё располагалось здание детского приюта, который содержался на средства миссии, напротив ниже - дом священника миссионера, слева ниже церкви - дом начальника миссии, ещё левее - центральное миссионерское училище с иконописным отделением и пансионом для учеников. В этом же здании размещалась типография Алтайской миссии; кроме того, при миссии существовали больница, свечной завод и женский общежительный монастырь, при нём - школа для девочек-инородок [12, с. 1029]. На начальном этапе деятельности Алтайской духовной миссии миссионерский стан состоял из нескольких построек, в которых размещались походная церковь и по-
Отделения и миссионерские станы Алтайской духовной миссии в XIX в.
103
мещение для ночлега. В Майминском стане имелся молитвенный дом, в Улалинском -небольшая церковь.
Итак, к середине XIX в. сформировалась основная структура миссионерского стана: центром стана являлся храм или молитвенный дом, обязательным было наличие школы и дома миссионера. По этому принципу были обустроены Майминсий стан (основан в 1831 г.), Улалинский (1834), Мьютинский (1839), Чемальский (1849), Макарьевский (1855). В 1858 г. Святейшим синодом был установлен штат миссии. Штатных станов было 6: Улалинский, Чемальский, Мьютинский, Черно-Ануйский, Макарьевский, Кузнецкий [9, с. 13]. В «Православном обозрении» за 1872 год сообщается, что при всех станах Алтайской миссии имелись школы для инородческих детей [13]. Позднее в миссионерских станах стали устраивать больницы и сиротские приюты [5, с. 196].
По мере усиления евангельской проповеди среди язычников количество станов постоянно росло; так, в 1862 г. в Алтайской миссии было 8 станов, в них располагались 8 деревянных церквей, 12 домов для миссии с прислугой, 7 учебных заведений [14]; в 1864 г. существовало 8 станов с 11 церквами и 10 школами для обучения инородцев [15]. Образовано 32 селения из кочевых новокрещёных инородцев, в штате миссии состояло 9 миссионеров [16]; в 1868 г. - 10 миссионерских станов с 11 церквами и 10 школами для обучения инородцев [17].
По мере расширения деятельности в миссии возникла новая территориальная структурная единица - отделение. В каждом отделении могло находиться несколько церквей и молитвенных домов, например, в Улалинском - 8, Чемальском - 4, Мьютин-ском - 3 [18] и т. д. В дальнейшем по-прежнему наблюдается рост числа отделений и станов миссии. В 1881 г. насчитывалось 11 отделений, из них два в Кузнецком округе (Кондомское и Мрасское) и девять в Бий-ском (Мьютинское, Улалинское, Чемальское, Черно-Ануйское, Урсульское, Катандинское, Чолышманское, Кебезенское и Макарьев-ское), также было разрешено открыть новое отделение в Семипалатинской области среди киргизов. Миссия имела 32 церкви и молитвенных дома, 18 школ (в том числе центральное училище), больницу и детский приют в Улале [19].
В сентябре 1882 г. в Семипалатинской области была открыта новая противому-сульманская миссия. В ведении миссии открылось три новых отделения: Котандин-ское, Чолымшанское и Мрасское [20]. В 1884 г. в ведении Алтайской миссии находилось 32 церкви и молитвенных дома [18]. В 1885 г. станов было 11, школ - 35 [21]. В 1886 г. было 11 станов Алтайской миссии и 1 стан Киргизской миссии, не считая центрального Бийского; всех школ в миссии
было 28 [22]. В 1887 г. имелось 12 станов Алтайской и один Киргизской миссии, церквей и молитвенных домов - 34, школ -28 [23]. В 1888 г. - 12 станов, 30 школ [24]. В 1889 г. - один стан Киргизской миссии и 12 станов Алтайской миссии (Улалинский, Чемальский, Кебезенский, Чолышманский, Макарьевский, Кондомский, Мрасский, Ур-сульский, Мьютинский, Черно-Ануйский, Урсульский, Катандинский) [25]. В 1890 г. в ведении Киргизской миссии были открыты два стана - Большенарымский и Долонский. В Кузнецком округе открыто новое - Бачат-ское - отделение Алтайской миссии с назначением пребывания миссионера в Улусе Че-лукоевском [25]. В 1891 г. церквей и молитвенных домов было 46, школ - 32. В этом году кроме существующего приходского попечительства в Улале было открыто ещё четыре: в Кебезенском, Чемальском, Урсуль-ском, Черно-Ануйском станах [26]. Киргизская миссия состояла из трёх станов: Бу-конского, Большенарымского и Долонского
[26]. В 1897 г. было 15 станов и 45 школ
[27]. В 1908 г. - 22 стана, резиденция начальника миссии и катехизаторское училище, 318 селений, 35 церквей и 38 молитвенных домов, 59 школ [28].
Таким образом, основной административной и территориальной единицей Алтайской миссии являлось отделение. Каждое отделение состояло из миссионерского стана (центральнаой усадьбы резиденции миссионера) и различных поселений. Существовавшие поселения разнились составом жителей. Следует выделять миссионерские селения (в них преобладали инородцы), улусы (в них население состояло из крещёных и некрещёных, но без русских поселенцев), деревни (в них преобладало русское население или осёд-лые инородцы) и юрты некрещёных алтайцев и черновых татар [18]. В каждом отделении могло находиться несколько церквей и молитвенных домов, например, в 1884 г. в Ула-линском их было 8, Чемальском - 4, Мьютин-ском - 3 [18] и т. д.
Миссионерский стан в ходе истории миссии претерпевал изменения; изначально, ввиду скудности средств, имеющиеся здания носили многофункциональный характер: дом архимандрита Макария состоял из двух комнат, разделённых сенями, и кроме жилья, в соответствии с потребностями миссии, выполнял сразу несколько функций, являясь приёмной, училищем, кухней, библиотекой и даже аптекой. По мере развития заводились помещения, выполняющие специальную функцию в соответствии с характером пользования: богослужебное (храм или молитвенный дом), приют, училище и др. В стане находились (постоянно или временно) миссионер, диакон, псаломщики, учителя, переводчики и различные другие сотрудники в соответствии с направлением деятельности стана. Доми-
нантой стана, как правило, было богослужебное здание, кроме него в станах имелись школы, приюты, больницы, дома причта. При наличии достаточного участка заводились огороды, а иногда хозяйственные дворы для крупных домашних животных [5, с. 193]. Миссионерский огород, помимо того что давал овощи к столу сотрудников стана, являлся также учебной базой, на которой новокрещёных обучали навыкам огородничества. Со всей очевидностью ясно, что миссионерский стан, неся функцию развития религиозно-православного чувства, формировал у алтайцев навыки осёдлой жизни, прививал традиции русского образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крейдун Георгий, свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М., 2008. С. 36.
[2] Православное обозрение. 1864. Т. 15. С. 334.
[3] Архимандрит Макарий, основатель алтайской духовной миссии. СПб., 1892. С. 9-14.
[4] Миссиология : учебное пособие. Белгород, 2009. С. 99.
[5] Крейдун Ю. А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Барнаул, 2013. С. 194.
[6] Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М. 2007. С. 161.
[7] Прибавление к Церковным ведомостям. 1893. № 28. С. 1028-1029.
[8] Обозрение станов Алтайской духовной миссии в 1889 году // Томские епархиальные ведомости. 1889. № 20. С. 15.
[9] Воспоминания мыютинского миссионера // Томские епархиальные ведомости. 1893. № 5. С. 7.
[10] Широков Сергий свящ. Преподобный Макарий (Глухарёв). Апостол Алтая. М., 2008. С. 298.
[11] Томские епархиальные ведомости. 1889. № 6. С. 2.
[12] Прибавление к Церковным ведомостям. 1893. № 28. С. 1028-1029.
[13] Православное обозрение. М., 1872. С. 137.
[14] Православное обозрение. М., 1863. С. 192-193.
[15] Душеполезное чтение. М., 1864. Ч. 1. С. 121122.
[16] Странник духовный. 1864. С. 49.
[17] Православное обозрение. 1868. Т. 25. С. 142.
[18] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1884 год // Томские епархиальные ведомости. 1885. № 11. С. 1.
[19] Отчёт об Алтайской Духовной миссии за 1881 год // Томские епархиальные ведомости. 1882. С. 210-212.
[20] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1883 год // Томские епархиальные ведомости. 1884. № 6. С. 20.
[21] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1885 год // Томские епархиальные ведомости. 1886. № 5. С. 11.
[22] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1886 год // Томские епархиальные ведомости. 1887. № 17. С. 8.12.
[23] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1886 год // Томские епархиальные ведомости. 1888. № 17. С. 6-7.
[24] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год // Томские епархиальные ведомости. 1889. № 5. С. 2,15.
[25] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1889 год // Томские епархиальные ведомости. 1890. № 7. С. 1.
[26] Отчёт об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1891 год // Томские епархиальные ведомости. 1892. № 6. С. 13.
[27] Прибавление к Церковным ведомостям. 1898. № 25. С. 946.
[28] Миссионерское обозрение. 1908. № 5. С. 769770.