Е.А.ЦУРГАНОВА* ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
Со времени своего основания в феврале 1972 г. Отдел литературоведения ИНИОН РАН ориентирован на решение двух важнейших задач, составляющих специфику ИНИОН как ведущего центра современной информационной культуры. Первая задача — анализ новейших тенденций в современной литературоведческой науке в России и за рубежом. Вторая задача, отличающая работу отдела от исследований отраслевых учреждений данного профиля, состоит в разработке методологических проблем реферативной деятельности как таковой.
На первом этапе работы отдела литературоведения второй задаче придавалось особое значение. Функционировал методологический семинар, где обсуждались цели и функции реферативных изданий. Информационная эффективность РЖ, РС, СО и АО определялась полнотой охвата источников, качеством информационных сообщений, оперативностью доведения информации до потребителя. В зависимости от содержания и формы источника было выделено четыре метода реферирования: 1) конспективный метод, когда информация подается конспективно в соответствии с композицией источника, по его основным рубрикам; 2) аспектный метод, когда источник имеет слишком широкую тематику, а референта интересует лишь определенный аспект; 3) фрагментарный метод, использующийся при реферировании больших по объему источников; 4) аналитический_метод, когда реферирование строится
* Цурганова Елена Алексеевна — кандидат филологических наук, зав. Отделом литературоведения ИНИОН РАН.
независимо от рубрикации источника по индивидуальному плану референта. В последние годы этому методу реферирования отдел отдает явное предпочтение. Появилось большое количество аналитических обзоров, использующих обширную библиографию (до 90 источников) и дающих глубокую ретроспекцию.
Важным аспектом методологической работы отдела литературоведения было и является внимание к языку реферативных изданий. При общем стремлении к максимальной лаконичности языка, отсутствию рассуждений, обсуждений и сопоставлений, редакционная деятельность сотрудников отдела была направлена на логическую завершенность текста, акцентирование коммуникативных цепочек, развивающих мысль, концепцию. Первые рефераты отдела часто выполняли не столько информативную функцию, когда потребитель зачастую избавляется от изучения первичного документа, а сигнальную, индикативную, когда реферат позволяет специалисту решить вопрос о целесообразности обращения к первоисточнику. Проблема возможности подобной замены тесно связана с объемом реферата и соответственно с проблемой коэффициента свертывания информации. Научившись в процессе первых лет работы идти по пути сокращения объемов рефератов за счет изъятия избыточной информации, снятия повторов, тавтологии, мы убедились вместе с тем, что количественный объем не должен повлечь за собой утраты основной информации. В последние годы рефераты стали более объемными и более информационно насыщенными. Особо отработаны методы предварительной информации, содержащей сведения о месте данного автора в науке, его концепциях, принадлежности к определенной школе, о методологии проводимых им исследований. Аналитические обзоры сейчас включают элементы более широкой оценки, чем это было ранее, когда использовался в основном лишь простейший способ отсылки к автору.
Анализ литературоведческого опыта в русле общих задач информатики позволил сделать нашу работу заметной и полезной для Института. Методологические статьи сотрудников отдела (Карельский А.В., Прохоров Е.И., Цурганова Е.А., Петрова Т.Г.) публиковались в соответствующих изданиях ИНИОН.
Основная задача отдела литературоведения на современном этапе — предоставлять специалистам и широкой научной обществен -ности комплексную достоверную научную информацию об основных
тенденциях в отечественной и зарубежной литературе и литературоведении.
Отдел работает по трем приоритетным направлениям в соответствии с постановлением Президиума РАН от 24 июля 1997 г. № 107: 1) история русской литературы от древности до современности; 2) история и современные проблемы мировой литературы; 3) теория, история и методология литературоведения.
По истории русской литературы были подготовлены сборники как методологического характера, так и посвященные отдельным писателям, связанные как правило, с юбилеями выдающихся русских писателей: "Н.Г.Чернышевский в современных зарубежных исследованиях" (1978), "Л.Н.Толстой и мировая литература" (1980), "Достоевский в современном литературоведении США" (1980), "Современные зарубежные исследования творчества Н.В.Гоголя" (1984), "Новые зарубежные исследования творчества А.П.Чехова" (1985), "Творчество М.А.Шолохова в советской и зарубежной критике" (1986), "М.М.Бахтин в зеркале критики. К 100-летию со дня рождения" (1995), "А.С.Пушкин. К 200-летию со дня рождения" (1999), "Комментарий В.В.Набокова к "Евгению Онегину" Пушкина" (1999).
Методологические проблемы литературоведения отражают эволюцию и динамику социальных процессов, происходящих в нашей стран, что и нашло отражение в информационных изданиях отдела. В изданиях доперестроечного периода плюрализму зарубежного литературоведения противопоставляется системный подход советской критики, которая утверждала, что объяснять художественное произведение максимально полно и исчерпывающе критик обязан с одной последовательно проведенной методологической позиции. Всякое игнорирование этого коренного требования научной методологии ведет якобы к упрощению и аспектному видению исследуемого явления. Такой позиции соответствовали: РС "Идеологическая борьба и современное литературоведение" (1975), РС "Проблемы социалистического реализма" (1978), "Социалистический реализм в зарубежном литературоведении" (1979), СО "Отражение социалистического образа жизни в художественной литературе" (1980) и др.
Своеобразный запрет на исследование противоречий в мировоззрении был недоступен самой художественной практикой. которая
намного опередила теоретическое познание. Ситуацию в литературе в период перестройки охарактеризовал Ю. Карякин: "Никогда еще на такой малой площади не появлялось — разом! — так много и такой литературы... никогда еще не было такой социально-художественной панорамы, такого скрещения разновременных лучей, такой полифонии голосов..." (Стоит ли наступать на грабли? — Знамя. — М., 1987. — № 9). Художественная литература, выполняя свою главную функцию — универсального познания мира, взяла на себя еще и функции политики, морали, истории, философии. Своеобразный "триптих", который составили появившиеся почти одновременно "Печальный детектив" (1985) Астафьева, "Пожар" (1985) Распутина и "Плаха" (1986) Айтматова обозначил конец "застоя" в отечественной прозе. Литературная критика ответила потоком информации, осмысляя происходящее в литературой практике. В отделе литературоведения достаточно оперативно были подготовлены издания, отражающие процессы перестройки, происходящие в отечественной литературоведческой науке: 1) СО "Новые тенденции в развитии советской литературы и литературной критики" (1989); 2) "Концепция человека в современной литературе. 1980-ые годы" (1990); 3) СО "Ленинское наследие и современность: проблемы литературной критики" (1990); 4) СО "Русская литературная критика начала ХХ века: современный взгляд" (1991). Руководитель работ — к.филол.наук А.А. Ревякина.
Здесь особо хотелось бы выделить коллективную монографию "Современный роман: опыт исследования" (М., 1990), где современный роман способствовавший формированию нового мышления, анализируется в контексте мировой литературы.
Проблемы истории мировой литературы нашли отражение в сборниках обзоров, освещающих главные периоды в становлении литературно-художественной мысли за рубежом: СО "Современные зарубежные исследования по романтизму" (1976), СО "Современные исследования по литературе средних веков и Возрождения" (1979), РС "Литература зарубежных социалистических стран в 60 — 70-е годы" (1977), библиографический указатель "Взаимосвязи и взаимодействие литератур мира". Ч. 1-3 (1979), "Реализм и модер-низм в литературах капиталистических стран Западной Европы, США и Японии" (1980), СО "Литература развивающихся стран" (1981), СО "Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII вв." (Вып. 1-2); АО "Мифология в японской и китайской
литературе (1984), "Великая французская революция и литература" (1989) и др.
С 1992 г. в Отделе литературоведения впервые в отечествен -ной науке стала проводиться работа по изучению литературы русского зарубежья. Исследуются "три волны" русской эмиграции, исторические и социально-политические причины их возникновения, литературные движения и их интеллектуальный контекст; философская проза, эссеистика, мемуары, политическая публицистика. Изучение русской литературной эмиграции проводится в соотнесении ее как с прошлым и настоящим России, так и с западным литературным миром, в котором эмиграция жила и продолжает жить. Исследуется деятельность основных культурных центров эмиграции, издательская деятельность. Культура — единственный общий знаменатель разных волн эмиграции, поэтому исследование литературы русского зарубежья в контексте мировой культуры — актуальная задача отечественной гуманитарной науки.
В отделе литературоведения ИНИОН РАН к настоящему моменту подготовлены семь томов "Энциклопедии русского зарубежья. 1918-1940". Первые три тома вышли отдельным изданием в из-ве РОССПЭН — Писатели русского зарубежья" (1997). Готовится к изданию очередной том. Руководитель работы — д. филол. наук А.Н.Николюкин.
Особый интерес для сотрудников отдела представляет работа по исследованию зарубежного литературоведения. Вторая половина ХХ века — это период общей интенсификации литературоведческих исследований на Западе. На путях литературной критики решаются важнейшие проблемы, раскрывающие духовную ситуацию современного мира.
Многочисленные литературно-критические школы западного литературоведения различаются по их приверженности к одному из двух типов построения теоретических концепций — к сциентистскому или к антропологическому. К первому направлению тяготеет структурализм, в известной мере "новая критика", некоторые школы, ориентирующиеся на неопозитивисткие доктрины; ко второму — относятся экзистенциалистская, феноменологическая, герменевтическая, мифологическая критика, "рецептивная эстетика". Течения и школы, ограниченные рамками первого направления, роднит их стремление придать своим концепциям форму точной науки и исключить из
сферы рассмотрения мировоззренческие, социальные и идеологические проблемы.
Сторонники второго направления считают, что произведение искусства не может быть постигнуто эмпирическим путем, оно может быть лишь интуитивно познано.
В рамках изучения теоретической литературоведческой мысли Запада были изданы следующие работы: «Современное зарубежное литературоведение. Служить Западной Европе и США. Концепции. Школ. Термины» (1996); «Зарубежное литературоведение 70—х годов. Направления, тенденции, проблемы (1984); «Современные зарубежные литературоведческие концепции (1983); «Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки» (1981); «Теории, школы, концепции: Худож. текст и контекст реальности» (1971); «Панорама современного буржуазного литературоведения и литературной критики»(1974).
В отделе литературоведения постоянно внимание к обновлению жанровых форм изданий ИНИОН. Большой удельный вес занимают справочно—информационные издания. Кроме "Энциклопедии русского зарубежья", энциклопедическим справочником являлся книга "Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины", справочник "Современные зарубежные литературоведы. Страны капитализма" (отв. ред. — А.Н.Николюкин, Е.А.Цурганова), а также пользующийся большим спросом и, очевидно, требующий переиздания справочник "Кто есть кто в русском литературоведении" (отв. ред. — А.Н.Николюкин).
Три издания Отдела литературоведения ИНИОН РАН получили гранты Российского гуманитарного научного фонда: "М.М.Бахтин в зеркале критики" (отв. ред. — Т.Г.Юрченко); "Энциклопедия русского зарубежья. 1918—1940" (отв. ред. — А.Н.Николюкин); "Современное зарубежное литературоведение. Концепции. Школы. Термины" (отв. ред. — Е.А.Цурганова).