Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 5 (415).
Философские науки. Вып. 48. С. 66-70.
УДК 101
ББК 87.6
ОТЧУЖДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Н. Н. Исаченко
Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Рассматривается отчуждение как социальный феномен и элемент цивилизационного развития, охватывающий все процессы жизнедеятельности человека. Подчёркивается, что с развитием информационно-коммуникативных технологий отчуждённый характер отношений человека и общества обостряется, появляются новые факторы его формирования. Отчуждённый характер отношений человека и общества способствует формированию деструктивности. Признаётся универсальность деструктив-ности, её амбивалентность. Предлагаются способы преодоления отчуждения.
Ключевые слова: информационное общество, отчуждение, утрата целостности, информационно-коммуникативные технологии, деструктивность.
Отчуждение как философская категория, эволюционировав в трудах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса, широко используется исследователями при анализе проблем общества. Фундаментальные исследования проблемы отчуждения были осуществлены К. Марксом, который признал, что отчуждение, как особенность капиталистического общества, проявляется в разрыве связей между социальным субъектом и продуктом его труда как средства его существования [4]. Чаще всего отчуждение рассматривается как способ существования социальных субъектов, при котором они перестают ощущать себя хозяевами собственной судьбы. Отчуждение — это процесс отдаления субъекта от общества, лишение результатов его деятельности. В философии «отчуждение» отождествляется с разъединением (дроблением) целого на части, отдаляющихся друг от друга. В культурологии отчуждение толкуется как жизненное явление, как естественный механизм, в процессе которого происходит обогащение культуры. Созданные автором произведения культуры, искусства, архитектуры, становясь достоянием народа, отчуждаются от автора. Богословская концепция связывает отчуждение с отчуждением души от тела и тела от души.
Особое внимание философы уделяли исследованию отчуждения, формирующегося в процессе разделения труда. Эта проблема актуальна и для современного общества, в котором развита частная собственность, наблюдается разделение труда, а труд утрачивает способность выражать творческие потенции человека. В процессе эксплуатации труд — товар — отделяется от рабочего, утрачивается им и присваивается владельцем средств
производства. Продукты труда (предметы) существуют вне зависимости от тех, кто их произвёл. По этой причине субъект, производящий продукт, относится к продукту своей деятельности как к чужому. Отчуждение социальных субъектов от продукта их деятельности способствует отчуждению его от других субъектов и от общества.
Современное информационное общество характеризуется активным внедрением и распространением новейших научно-технических разработок, компьютерных, информационно-коммуникативных технологий, развитием новых научных отраслей, что поднимает общество на новый уровень цивилизационного развития [3]. Внедрение высокопроизводительных машин с программным управлением, распространение Интернета позволили создать технологическую основу современного общества для развития интеллектуальных способностей человека [6]. Через доступ к неограниченному количеству информации социальные субъекты имеют возможность самосовершенствоваться, получать дистанционно образование, находить применение своим знаниям. «Экранная культура», активно распространяющаяся через Интернет, способствует формированию мышления, гармонизации внутреннего мира социальных субъектов. Информационная среда для людей с ограниченными возможностями создаёт условия их социальной адаптации, успешной социализации.
В информационном обществе информация обретает значимость ценности, темпы её роста становятся индикатором роста знания, показателем общественного прогресса. Знания и информация в современном обществе становятся промышленным продуктом, а их производство одним из видов
промышленности. Экономика, основанная на знаниях, способствует устойчивому развитию общества. Интеграция российского общества в мировое информационное сообщество оказывает положительное влияние на стабилизацию социально-экономического состояния. Благодаря внедрению новейших технологий постепенно устраняются противоречия между производством и потреблением, изменяются структура занятости, стандарты труда и отдыха [3].
Не отрицая наличия положительных результатов, следует признать, что развитие информационного общества имеет амбивалентную направленность. С одной стороны, общество выходит на новый уровень современных технологий, которые позволяют освободить людей от тяжёлого физического труда, поднять их уровень благосостояния, высвободить время для реализации творческих идей. С другой стороны, динамичность развития информационных технологий оказывает негативное воздействие на сознание и поведение социальных субъектов. Кроме того, с развитием информационно-коммуникативных технологий в современном обществе при доминировании информации и знаний отчуждённый характер отношений человека и действительности обостряется [4]. Информационно-сетевые технологии способствуют глобализации общества, создавая единое мировое информационное пространство, единую мировую экономику. Мировой рынок диктует свои требования, предопределяя производство конкретной продукции, лишая предприятия возможности принимать решение самостоятельно. Это способствует отчуждению рабочих и руководителей предприятий от результатов их деятельности.
Распространение новейших информационно-коммуникативных технологий в современном обществе способствует разобщённости субъектов, ведёт к оторванности от мира. Нарастанию отчуждения способствуют разделение труда, дифференциация общества, частная собственность, а также информация, приводящая к деформации ценностей, моральных принципов.
Погружение социальных субъектов в мир компьютеров, роботов «превращает их в часть гигантской машины, не способной чувствовать» добро, боль [8. С. 143], что постепенно отчуждает его от собственной сущности. Внедрение и распространение новейших информационных, компьютерных технологий продуцируют отчуждение от культуры, от общества, от природы, от самого человека.
Субъектом отчуждения является индивид, испытывающий чувство бессилия, духовную изоляцию, оторванность от общественной системы ценностей и культуры, что приводит к одиночеству. Субъектом отчуждения является индивид, существование которого отличается от условий существования других субъектов. Отчуждённый индивид противопоставляется обществу и рассматривается как «чужой». Духовная изоляция, оторванность от культуры приводят к духовному кризису, к одиночеству, к аутодеструкции.
Информационные сети, охватив почти всех жителей планеты, распространяя одинаковую информацию, способствуют стандартизации языка, унификации сознания, что ведёт к снижению интеллектуального уровня субъектов. Негативная информация, распространяющаяся на сайтах, воздействуя на сознание субъектов, нивелирует морально-этические принципы, способствует выработке негативных мировоззренческих установок, ведёт к отчуждению человека от нравственного начала. Одним из факторов отчуждения в современном обществе является интернет-зависимость, которая ведёт к социальной изоляции субъектов. Виртуальный мир, в котором насилие воспринимается как норма, закрепляясь в сознании, переносится в реальность, приводя к деструктив-ности. Ориентация на прагматические и гедонистические установки отрывает современное поколение от духовных традиций, накопленных поколениями людей, от культуры своего народа. Отчуждение от культуры, отрицание общественных норм и принципов способствуют формированию маргинальной культуры, попкультуры, массовой культуры [2].
С развитием информационно-коммуникативных технологий появляются новые факторы, способствующие формированию отчуждения. Информационные сети создают условия для творческих проявлений. Сайты, порталы, мессенджеры, профили являются продуктами творчества пользователей сетей. Созданные автором произведения (клипы, стихи, видеоролики), попадая в сеть, отчуждаются от него с молниеносной скоростью, становясь общедоступным источником информации. Проблема идентификации личности могла бы решиться посредством такого инструмента, как собственный профиль в сети. Профиль представляет собой совокупность различных элементов, продуктов: фото, видео, текстовых файлов, изречений. Но и они принадлежат автору совсем недолго. Они отчуждаются от автора после того, как
он «поделится» их содержанием с другими пользователями сетей. Пользователи, как посредники, отбирают информацию, концентрируют её у себя или распространяют по всей сети. Но при этом имя автора может быть не отчуждено от продукта деятельности. Имя может дублироваться при помощи кнопки «поделиться». Но продукт творческой деятельности автора, отчуждаясь от него, начинает жить самостоятельной жизнью. В этой ситуации отчуждение выполняет созидательную творческую функции. Отчуждаясь от автора, продукты творческой деятельности — музыка, литературные произведения, фото, научные работы — формируя культурный пласт, становятся общедоступными, оказывая положительное влияние на развитие личности, прикасающейся к этим произведениям. Единственная проблема заключается в том, что не все авторы, создавая свои произведения, ориентируются на общечеловеческие принципы, на нормы, установленные в обществе. Некоторые сайты, форумы содержат информацию, несущую негативный посыл, деструктивную направленность.
Информационное пространство плохо контролируется соответствующими структурами, поэтому социальные сети используются для распространения идей радикального национализма, экстремизма, религиозного фундаментализма [9]. Субъект, потерявший смысл жизни, может попасть под влияние этих идей, изменить своё мировоззрение и может быть готовым к вступлению в экстремистские группы. С распространением информационных сетей и компьютерных технологий появились новые виды преступлений в сфере информационных технологий (взломы серверов, несанкционированный доступ к информации).
Базируясь на новейших технологиях, современное общество оказалось неспособным устранить социальную дифференциацию, количество очень богатых и очень бедных увеличивается, что не способствует устранению отчуждения. В информационно-сетевом обществе отчуждение возникает на основе различий в способности ориентироваться в компьютерных технологиях, в возможности использовать информацию, знания в целях самообразования, саморазвития. Это обусловлено социальной дифференциацией, лишающей возможность иметь компьютер и доступ к информационным сетям. Эта проблема актуальна для некоторых отдалённых от центра регионов России и населения многих сёл, уровень жизни которых весьма низок.
«Инстаграм», как один из видов сетей, способствует формированию деструктивных состояний.
В «Инстаграме» пользователи выставляют видео, фото, рассказывая о том, как они проводят время, что едят, где отдыхают. Фиксация фрагментов красивой и беззаботной жизни обеспеченных людей, представителей бизнес-элиты простыми людьми увеличивает дистанцию между первыми и вторыми, формирует у последних ощущение безысходности, тщетности своего существования. Ощущение оторванности от общества усиливает формирование негативных эмоций и способствует деструктивности. Наличие форумов, чатов даёт возможность высказать свою позицию по любой проблеме. Но когда мнение отдельного субъекта не совпадает с мнением большинства, он ощущает свою оторванность от общества, что ещё больше отчуждает его от общества.
Итак, отчуждение как состояние личности выражается в противопоставлении себя продукту своей деятельности, людям, обществу, миру и духовным основам своего «Я». Отчуждение человека от общества сопровождается формированием эгоистической и индивидуалистической направленности. Отчуждение человека от человека приводит к кризису отношений, к разобщённости, порождающим утрату взаимных обязательств между людьми. Утрата субъектом подлинного «Я» отрывает его от своей сущности, приводит к разрушению аутентичности личности, к самоотчуждению и ауто-деструкции. Отчуждение от собственного «Я» сопровождается формированием чувства бессилия, «выключенности» из социальных связей, духовной изоляцией, формированием представлений о бессмысленности существования, ведёт к внутреннему духовному кризису, к аутодеструкции.
Отчуждение в современном обществе представляет собой системный процесс, приобретающий тотальный характер. Отчуждение—это социальный феномен, являющийся элементом (частью) цивили-зационного развития, который связан с проблемой человеческого существования и рассматривается во взаимосвязи с человеческой деятельностью. Процесс отчуждения приводит к разрыву традиционных общественных связей, к утрате духовной целостности общества, к трансформации ценностных установок, что создаёт благоприятную почву для проявления деструктивности, из чего следует, что отчуждение выступает «детерминантой деструктивных проявлений» [1. С. 162].
Согласно марксистской концепции, человек обладает потенциальной человечностью, которая при отсутствии возможности реализоваться через духовную деятельность способствует формиро-
ванию деструктивности. Отсутствие ощущения свободы и наличие других сдерживающих факторов развития человечности (плохие социальные условия) усиливают состояние отчуждённости, что «способствует формированию деструктивности» [7. С. 109]. К. Маркс одним из первых заговорил об универсальном характере деструктивности. На самом деле деструктивность амбивалентна. Человек как творец на протяжении всей своей истории преобразует мир. Преобразования всегда сопровождаются разрушениями (деструктивно-стью). Причиной деструкции является отчуждение, следовательно, отчуждение является источником творчества. Можно привести множество примеров, как уединяясь от общества, гении создавали свои шедевры.
Анализ проблемы отчуждения выводит нас на обобщение о том, что в современном обществе отчуждение становится одним из стержневых факторов общественной жизни. Информационное общество, используя технологические инновации, наделило социального субъекта возможностями для самореализации, но при этом и создало условия для новых форм отчуждения, которые детерминируют проявления деструкции. Чем выше уровень научно-технического прогресса, тем чаще результаты человеческой деятельности становятся человеку чуждыми. Особенностью отчуждения в современном обществе является то, что продуцирует её возникновение активное использование компьютеров и информационно-коммуникативных технологий. В информационно-сетевом обществе источником отчуждения является, частично или полностью, «обесчеловеченный» [5] субъект, утративший свою человеческую природу под воздействием техники. Поэтому необходимо к научно-техническим разработкам предъявлять
требования соблюдения гуманистического начала, не разрушающего человеческой природы.
Так как отчуждение является детерминантой деструктивных проявлений, что влечёт за собой различные девиантные и делинквентные проявления, возникает вопрос о возможности минимизации отчуждения. В экономической сфере проблема «отчуждённого труда» может решаться через внедрение новых технологий и гуманизацию производственного процесса. Современное общество выдвигает новые требования к созданию новых форм собственности, способных минимизировать отчуждение субъектов от продукта своей деятельности. В частности, речь идёт о необходимости создания предприятий, существующих на коллективных формах собственности. Это позволит «со-управленцам» вносить личный вклад в развитие производства, участвовать в творческом процессе, создавать продукты труда, не отчуждаясь от них.
Проблема отчуждения на общемировом уровне не искоренима, но частично она может быть решена при условии повышения уровня жизни людей, создания условий для гармоничного развития личности, при условии снижения социальной дифференциации. Так как, возникающее вследствие социальной дифференциации социальное неравенство часто становится источником социальных взрывов, на личностном уровне преодоление отчуждения возможно через включение в творческий процесс, а также через «преодоление собственных недостатков, пороков» [2. С. 1581]. В процессе преодоления отчуждения особую роль мы отводим философии, образованию, культуре, литературе, религии, которые способны заложить в сознание молодого поколения основы морали, нравственности, принципы гуманизма как фундамента духовной целостности общества.
Список литературы
1. Исаченко, Н. Н. Проблема деструктивности в современном российском обществе / Н. Н. Исаченко // Успехи соврем. науки. — 2017. — Т. 4, № 1. — С. 161-163.
2. Исаченко, Н. Н. Феномен социальной деструктивности / Н. Н. Исаченко // Политика и об-во. — 2016. — № 11. — С. 1576-1582.
3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М. : ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
4. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 42. — 512 с.
5. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе : пер. А. А. Юдина. — М. : Изд-во ACT, 2009. — 331 с.
6. Моисеев, Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н. Н. Моисеев. — URL: http://www.civisbook.ru
7. Фромм, Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Э. Фромм. — М., 2005. — 352 с.
8. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М. : ACT, 2003. — 603 с.
9. Ярославцева, Е. Человек в современной сетевой парадигме / Е. Ярославцева. — М. : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2011. — 352 с.
Сведения об авторе
Исаченко Надежда Николаевна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет. Тюмень, Россия. isachenkonadezhda@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 5 (415). Philosophy Sciences. Iss. 48. Pp. 66-70.
ALIENATION AS A SOCIAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY
N.N. Isachenko
Tyumen Industrial University. Tyumen, Russia. isachenkonadezhda@mail.ru
Alienation as a social phenomenon and an element of civilizational development covering all processes of human activity is considered. It is emphasized that with the development of information and communication technologies estranged character of relations between man and society is exacerbated, new factors of its formation are formed. It is proved that the active introduction of computers and information and communication technologies into the society produces the occurrence of alienation. In the information and network space formed "dehumanized" entity, which has lost its human nature under the influence of technology. The alienated nature of human-social relations contributes to the formation of destructiveness. The universality of de-structiveness and its ambivalence are recognized. The ways of overcoming alienation are offered.
Keywords: information society, alienation, loss of integrity, information and communication technologies, destructiveness.
References
1. Isachenko N.N. Problema destruktivnosti v sovremennom rossiyskom obshchestve [The problem of destructiveness in modern Russian society]. Uspekhi sovremennoy nauki [The success of modern science], 2017, vol. 4, no. 1, pp. 161-163. (In Russ.).
2. Isachenko N.N. Fenomen sotsial'noy destruktivnosti [The phenomenon of social destructiveness]. Poli-tika i obshchestvo [Politics and Society], 2016, no. 11, pp. 1576-1582. (In Russ.).
3. Kastel's M. Informatsionnaya ehpokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information age: economy, society and culture]. Moscow, 2000. 608 p. (In Russ.).
4. Marks K. Ekonomichesko-filosofskiye rukopisi 1844 goda [Economic and philosophical manuscripts of 1844]. Marks K., Ehngel's F. Sochineniya [Writings. Vol. 42]. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1974. 512 p. (In Russ.).
5. Markuze G. Odnomernyy chelovek [One-dimensional person]. Moscow, AST Publ., 2009. 331 p. (In Russ.).
6. Moiseyev N.N. Informatsionnoye obshchestvo: vozmozhnosti i real'nost' [Information society: opportunities and reality]. Available at: http://www.civisbook.ru (In Russ.).
7. Fromm E. Revolyutsiya nadezhdy. Izbavleniye ot illyuziy [Revolution of hope. Getting rid of illusions]. Moscow, 2005. 352 p. (In Russ.).
8. Hantington S. Stolknoveniye tsivilizatsiy [Clash of civilizations]. Moscow, AST Publ., 2003. 603 p. (In Russ.).
9. Yaroslavtseva E. Chelovek v sovremennoy setevoj paradigme [Man in the modern networked paradigm]. Moscow, Kanon+ Publ. : Reabilitaciya Publ., 2011. 352 p. (In Russ.).