Титов В. Ф. Отчуждение как фундаментальная предпосылка...
УДК 1 (091)
В.Ф. Титов
Отчуждение
как фундаментальная предпосылка развития социума
V.F. Titov
Alienation as fundamental precondition of society development
Аннотация. В отечественной философской литературе (прежде всего в советский период под воздействием марксизма) утвердилась точка зрения, в соответствии с которой без преодоления отчуждения результатов человеческой деятельности невозможно построить справедливое общество, "общество для всех". Автор статьи, опираясь на труды классиков мировой философской мысли, доказывает, что без отчуждения (передачи во всеобщее пользование достижений человеческого труда) развитие социума было бы невозможно.
Abstract. In the Russian philosophical literature (primarily in the Soviet period, under the influence of Marxism) there has been a view according to which without overcoming the alienation of human activities it is impossible to build a just society, "society for all". The author based on the works of the world philosophy classics argues that the development of a society without alienation (transfer into general use achievements of human labour) would be impossible.
Ключевые слова: социум, отчуждение, социальный прогресс, личность, опредмечивание человека, социальный институт, феноменология духа, марксизм, частная собственность, отчужденный труд
Key words: society, alienation, social progress, person, objectification of person, social institute, phenomenology of spirit, Marxism, private property, alienated labour
1. Введение
Категория "отчуждение" в мифологически-эмпирической форме появилась практически вместе с возникновением философии. Относительно же осмысления сущности отчуждения следует отметить, что общепринятой точки зрения по этому вопросу ни в отечественной, ни в зарубежной философии нет. Для подтверждения сказанного приведем две трактовки отчуждения. В Философском энциклопедическом словаре (1989) отчуждение определяется как "социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему". В Новой философской энциклопедии отчуждение характеризуется как «философская категория, а также понятие, используемое в социологии, психологии, праве. ... В философии категория "отчуждение" выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект воздействия» (Лапин, 2001).
Обобщая существующие рассуждения по этой теме, можно выявить три интерпретации отчуждения: 1) отчуждение как всякое опредмечивание человеческой деятельности, которая приобретает материальную или духовную форму и отделяется от человека; ее можно квалифицировать как глобальную (универсальную); 2) понимание под отчуждением овеществления субъекта, порабощения его результатами (материальными и духовными) его деятельности; ее можно обозначить как социальноэкономическую; 3) отождествление отчуждения с эмоционально-психическим состоянием человека, при котором ему свойственно осознание личной несвободы и манипуляции, управления его состоянием со стороны посторонних сил; данную интерпретацию можно назвать эмоционально-психологической.
Большинство отечественных обществоведов понимают под отчуждением социальный процесс, в результате которого итоги деятельности человека превращаются в самостоятельную силу, повелевающую им и враждебную ему. Основными предпосылками появления отчуждения считается относительное обособление индивидов в процессе их деятельности, разделение труда и возникновение частной собственности. Отчуждение проявляет себя прежде всего в господстве овеществленного труда над реальным трудом, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны тех социальных сил, которые находятся у власти. Отчуждение является исторически переходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и тесно увязано с фетишизацией социальных отношений (Философский., 1989).
В сознании человека отчуждение проявляет себя и экзистенциально. Это выражается в несоответствии желаний, ожиданий человека нормам, принципам, навязанным господствующими социальными структурами и воспринимаемым как чуждые и враждебные. Сюда также следует добавить чувства одиночества, неуверенности, беспокойства, становящиеся спутниками существования человека.
778
Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г.
стр. 778-782
2. История формирования понятия "отчуждение"
Анализируя генезис отчуждения, можно с полным основанием утверждать, что оно появляется уже в философской системе Платона и выступает в образе Демиурга - мировой бессмертной души. При этом природный мир, мир чувственных явлений есть не что иное, как отчужденная копия мира идей. Демиург сформировал его посредством отчуждения от самого себя.
Аристотель также рассматривал проблему отчуждения, выразившуюся в его понимании человека как "политического животного", а также в трактовке государства как института, в котором социальная жизнь проявляет себя отчужденной от естественных условий существования людей.
Не обходит вниманием проблему отчуждения и христианство. Однако следует признать, что ни античной, ни христианской философии, несмотря на заметные достижения, не удалось дать вербальное определение этому явлению.
Отчуждение как обычное понятие, а затем как философская категория начинает формироваться в основном в Новое время. Справедливости ради следует отметить приоритет Н. Макиавелли в формировании представлений об отчуждении. Именно он за полтора столетия до Т. Гоббса утверждал, что возникновение государства (отчуждаемого от людей социального института) обусловлено эгоистическими устремлениями человека и необходимостью их насильственного усмирения.
Существенный вклад в осмысление отчуждения принадлежит теоретикам "Общественного договора". Они впервые выдвинули и частично обосновали новаторскую идею о взаимосвязи отчуждения и общественного развития - идею об обратном воздействии социальных институтов и общественных отношений. Эти институты, как известно, являются результатом деятельности людей. Впоследствии они становятся относительно самостоятельными и оказываются способными самым разрушительным образом действовать на их создателей, т.е. людей (Нарский, 1963).
Эта идея в большей или меньшей степени обоснованности представлена в работах всех крупнейших мыслителей ХУП-ХУШ вв. Т. Гоббс, исследовавший вопрос о становлении общества и государства, считал, что передача прав личности общественному организму, являющаяся прямой основой становления государственности, в конечном итоге приводит к тому, что новый социальный институт подчиняет личность своей воле, лишает ее свободы действий. Этот процесс представляет собой проявление воли, но одновременно с этим и проявление социальной необходимости и закономерности.
Значительный интерес при исследовании этой проблемы представляют идеи Ж.-Ж. Руссо, который, как известно, глубоко и эмоционально анализировал вопрос о противоречивом развитии человечества, о негативном влиянии его достижений на человека. Руссо неоднократно отмечал, что европейская история дает немало примеров, подтверждающих использование экономических и социальных достижений против людей. Так, государство, возникнув благодаря договоренности между людьми с целью облегчить условия их существования и сформировавшись как социально-политический институт, при определенных условиях может выродиться в деспотию и стать орудием угнетения людей (Руссо, 1969). Как видим, становление государства ведет к отчуждению прав (в том числе свободы) каждого человека. Преодоление состояния отчуждения Руссо видел в "реставрации" никогда не существовавшей патриархальной республики (главным условием существования которой якобы было имущественное равенство людей) или же посредством возвращения к естественному (природному) состоянию людей.
Большинство известных французских мыслителей XVIII в. в основном трактовали отчуждение так же, как и Руссо. Однако выход из состояния отчуждения они предлагали другой. К. Гельвеций отмечал, что политические и социальные институты, сформировавшиеся благодаря общественному договору, выступают как чуждая людям сила, разъединяющая, сталкивающая и обрекающая их на страдания. Выход из этого античеловеческого состояния французский мыслитель видел в ликвидации абсолютистской королевской власти, поскольку именно она выступает гарантом сословного неравенства, поддерживает произвол и насилие и всячески препятствует установлению "разумного и справедливого" строя ("царства разума").
3. Концепция отчуждения в философии Г. Гегеля
В догегелевский период осмысление отчуждения характеризовалось отсутствием его вербальнофилософской и сущностной концептуализации. Вместе с тем был выдвинут ряд идей, которые в дальнейшем сыграли позитивную роль и способствовали более глубокому исследованию отчуждения. К ним следует отнести идею о воздействии созданных человеком социальных институтов на его деятельность. Получил развитие анализ конкретных проявлений отчуждения в реальной жизни (прежде всего политической), и постепенно начало формироваться понимание тесной взаимосвязи между отчуждением и процессом общественного развития.
779
Титов В. Ф. Отчуждение как фундаментальная предпосылка...
Первой теоретической системой, в рамках которой отчуждение получило всестороннее (для своего времени) толкование, является гегелевская концепция. Г. Гегель придал категории отчуждения присущие ей изначально целостность и всеобщность. У Гегеля отчуждение без всякого преувеличения становится важнейшей категорией, с помощью которой формируется его идеалистическая философская система. Используя ее, Гегель демонстрирует путь развития мирового духа. Одним из подтверждений этого являются гегелевские слова о том, что "мир этого духа распадается на два мира: первый есть мир действительности или мир самого отчужденного духа, а второй есть мир, который дух, поднимаясь над первым, сооружает себя в эфире чистого сознания" (Гегель, 1959). В "Феноменологии духа" Гегель достаточно убедительно и исчерпывающе показывает процесс порождения природы духом и возвращения обратно к природе от философии духа. Отчуждая себя от самого себя, дух образует свое инобытие, которое выступает в трех ипостасях: 1) возникновении природы из духа; 2) воссоздании духом общества, человеческой истории, социально-политических институтов; 3) воспроизведении человеческого духа в продуктах труда и человеческой деятельности в целом. Как видим, сущность отчуждения трактуется Гегелем предельно широко. Это не что иное, как опредмечивание человеческого сознания, объективация мыслительной деятельности и, наконец, превращение идеального в объективную реальность (Копнин, 1966).
Глубокий и всесторонний анализ Гегелем отчуждения приводит его к постановке и изучению такой фундаментальной проблемы как труд, которая впоследствии становится основополагающей в его концепции отчуждения. Труд, согласно Гегелю, творит человека и самопорождает человеческое общество. Немецкий мыслитель вслед за Адамом Смитом раскрывает главный источник становления человеческого общества - труд. Вместе с тем, отмечает Гегель, труд, формируя социальный мир, превращает его в отчужденную от человека субстанцию, которая к тому же противостоит ему и господствует над ним. Нелишним будет напомнить, что Гегель рассматривает труд абстрактно, как чисто духовную деятельность, но выводы, которые он делает, конечно же, являются величайшим вкладом в понимание процесса становления человеческого общества. Общественная жизнь, как видим, является результатом деятельности субъекта. Последний живет и работает для того, чтобы удовлетворить повседневные потребности. Обеспечивая свои запросы, индивид одновременно кое-что делает для других. Аналогичным образом поступают и другие индивиды. Итогом подобной не осознаваемой полностью индивидами деятельности является создание продукта, вещи, в которых нуждаются все или же абсолютное большинство. Это общее, созданное различными индивидами, уже не подвластно отдельным индивидам. Получается, что индивидуальная, эгоистическая и корыстная деятельность человека способствует созданию целого, всеобщего, которое приобретает объективный, независимый от отдельного человека характер и начинает диктовать индивиду свои условия. В конечном итоге получается, что человек, ставя перед собой определенные цели и достигая их, на выходе имеет нечто такое, чего он никоим образом не планировал получить.
Оценив вклад Гегеля в развитие учения об отчуждении и проанализировав роль отчуждения в его философской концепции, можно сделать следующие выводы. Гегель рассматривает отчуждение как отрицательное, но необходимое свойство мирового духа. Его отрицательность проявляется главным образом в наличии негативной стороны труда, в пагубном воздействии на человеческое бытие разделения труда, а также в том, что результаты деятельности людей становятся чуждыми им и даже властвуют над ними.
Позитивным моментом, а если быть более точным, гениальным вкладом Гегеля в изучение проблемы отчуждения является установление связи отчуждения с развитием. Отчуждение, как об этом уже упоминалось раньше, трактуется Гегелем как отрицательный, но необходимый момент развития.
В этом качестве отчуждение проявляет себя на любом из этапов саморазвития Абсолютной идеи и Абсолютного духа в любой из сфер их проявления. Так, появление природы и общества из Духа происходит благодаря отчуждению. Формирование человека как социального существа происходит, согласно Гегелю, только при помощи отчуждения, т. е. выделения и постепенного выхода человека из мира животных. Получается, что ради социального прогресса человек должен отрешиться, выйти из того состояния, каким его создала природа. Важнейшую роль, как это уже отмечалось раньше, играет труд. Однако труд выполняет двойственную роль. С одной стороны, труд формирует человека и окружающую его социальную структуру, но одновременно с этим превращает социальную среду в отчужденную. К сказанному следует добавить, что отчуждение, по Гегелю, является не только необходимой, но закономерной и противоречивой фазой исторического развития.
4. Марксизм о проблеме отчуждения
Дальнейший вклад в развитие учения об отчуждении и его роли в человеческом прогрессе был сделан марксистской философией. Основоположники марксизма (прежде всего К. Маркс) разработали концепцию отчуждения, хотя и не такую детализированную и объемную, какую представил Гегель. Ее принципиальное отличие заключается в том, что отчуждение рассматривается как реально существующий в обществе феномен, содержание которого определяется взаимоотношениями между
780
Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г.
стр. 778-782
людьми в процессе их совместной деятельности. К этому следует добавить, что свое учение К. Маркс и Ф. Энгельс создавали в значительной степени на основе критического переосмысления идей об отчуждении, высказанных Г. Гегелем, Л. Фейербахом и представителями классической буржуазной политэкономии (главным образом Адамом Смитом). Мы не ставим задачу проанализировать марксистскую концепцию отчуждения. Нас интересуют идеи марксизма только о роли отчуждения в развитии социума.
Новшеством, внесенным марксизмом в изучение отчуждения, является открытие и исследование им взаимодействия и взаимовлияния отчуждения и частной собственности. Поэтому совсем неудивительно, что частная собственность во всех формах проявления является главным объектом исследования. В отличие от предшественников, занимавшихся этой проблемой и рассматривавших любую экономическую категорию, в том числе и собственность, как вечную и неизменную, Маркс приходит к другим выводам. Он рассматривает собственность как продукт длительного исторического развития, имеющую различные формы (частная собственность при рабовладельческом строе и при капитализме - это не одно и то же). После того как она исчерпает свой позитивный ресурс, при определенных исторических условиях возможна ее ликвидация. Согласно Марксу, частная собственность появляется на определенном этапе исторического развития. Непременным условием ее возникновения является отчужденный труд, который исторически ей предшествует. Отчужденный труд также имеет соответствующие предпосылки для своего появления (социальное разделение труда). Таким образом, между отчужденным трудом и частной собственностью существует тесная взаимосвязь и определенная степень зависимости. Отчужденный труд стимулирует формирование частной собственности, а последняя в свою очередь усиливает отчуждение людей друг от друга.
Сущность (природа) отчужденного труда, согласно Марксу, заключается в том, что предмет труда противостоит труду как чуждое существо (Маркс, 1974). При капитализме Маркс выделяет четыре формы отчужденного состояния человека: 1) отчуждение рабочего от произведенного им товара; 2) отчуждение человека от его собственной сущности; 3) отчуждение человека от его родовой жизни; 4) отчуждение человека от человека.
Выясняя специфику частной собственности и формы ее проявления в условиях капитализма, Маркс приходит к заключению, что она представляет собой эксплуатацию человека человеком особого вида. А поскольку частная собственность в известном смысле является порождением отчужденного труда, то, следовательно, отчужденный труд и частная собственность имеют исторически ограниченный период своего существования.
Не только продукты труда, но и чисто человеческая деятельность превращаются в определенную самостоятельную силу, подавляющую человека и противостоящую ему. Отчуждение проявляет себя и в отношениях с другими людьми. В данном контексте оно выступает как определенное общественное отношение. В итоге получается, что человек оказывается отчужденным от произведенного им продукта, от осуществляемой им деятельности, а также от своей родовой жизни. В совокупности это ведет к тому, что он оказывается отчужденным и от другого человека (рабочий и капиталист являются антагонистами по отношению друг к другу; рабочий и рабочий, капиталист и капиталист выступают как конкуренты) (Маркс, 1974).
Категория отчуждения в марксизме выступает в основном для негативной характеристики капитализма (однако его роль значительно шире). В связи с этим большое внимание уделяется вопросу о преодолении отчуждения. Решение этой проблемы основоположники марксизма увязывают с упразднением частной собственности. Осознание отчуждения, считают они, еще недостаточно для его снятия. Последнее возможно лишь революционно-практическим путем - через освободительную борьбу рабочего класса, в процессе которой пролетариат преодолевает ограниченность буржуазного общества, проявляющую себя в противостоянии людей и их разъединении.
Следует отметить, что Маркс, хотя не так подробно и объемно, как Гегель, отмечал позитивную роль отчуждения в историческом развитии. Он особенно выделял роль отчуждения на ранних этапах человеческой истории, считая, что развивать родовые силы людей и конкретного человека можно было только в форме отчуждения (Маркс, 1974).
Таким образом, основоположники марксизма видят источники отчуждения в экономической сфере. Фундаментом отчуждения выступает отчужденный труд, порождающий производные формы отчуждения в таких областях, как политика, религия, идеология. Если упразднить отчуждение в сфере общественного производства, включающего в себя как материальное, так и духовное, а это становится возможным посредством ликвидации частной собственности, то общественное производство перестает продуцировать экономическое и духовное отчуждение и становится источником духовного единения людей. Этот вывод Маркс подкрепляет следующим высказыванием: "Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д., суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону. Поэтому положительное упразднение частной собственности, как присвоение человеческой жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, то есть возвращения человека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человеческому, то есть общественному бытию" (Маркс, 1974).
781
Титов В. Ф. Отчуждение как фундаментальная предпосылка...
5. Заключение
Классическая европейская философия (и материалистическая, и идеалистическая) трактовала отчуждение как отрицательное явление, поскольку оно означало господство над людьми внешних по отношению к ним сил. Позитивное решение этой проблемы становилось возможным посредством упразднения отчуждения. Предметом нашего анализа было отчуждение в философских системах Гегеля и Маркса, поскольку именно в этих учениях оно получило наиболее глубокий анализ и осмысление. Следует отметить, что эти две философские системы объединяет и тот факт, что в них, сначала у Гегеля, а затем у Маркса, хотя и в меньшей степени, отчуждение рассматривается как важный фактор исторического развития.
По нашему мнению, имеются веские основания (более глубокое и объективное знание человеческой истории, по крайней мере, европейской) утверждать, что общественное явление, обозначаемое как отчуждение, неустранимо из общественной жизни. Отчуждение, как об этом уже было сказано неоднократно, является неотъемлемым свойством материальной и духовной деятельности человека. Кроме того, оно является важнейшим фактором исторического развития. Следовательно, отчуждение может быть устранено, а точнее, исчезнет само по себе лишь тогда, когда человек перестанет думать, творить, участвовать в социально-культурном процессе. В этой связи идеи и рассуждения о полной ликвидации отчуждения являются ошибочными. Можно говорить о минимизации отчуждения, ослаблении его негативного влияния на общество и отдельного человека, но ни в коей мере о его устранении.
Теоретическое значение категории отчуждения заключается в том, что при рассмотрении любых аспектов общественной жизни, производственных процессов, взаимоотношений между людьми необходимо учитывать позитивное (созидательное) и негативное (разрушительное) свойства отчуждения, его универсальную противоречивость.
Методологическая функция отчуждения состоит в прогнозировании и учете возникающих при любых формах взаимоотношений между людьми ситуаций (позитивных и негативных) и определении способов их нейтрализации.
Литература
Гегель Г. Феноменология духа. Энциклопедия философских наук. М.-Л., Мысль, т. IV, 440 с., 1959. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев, Наук. думка, с. 74, 1966.
Лапин Н.И. Отчуждение. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., Мысль, т. 3, с. 181-182, 2001. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Сочинения. М., Политиздат, т. 42, с. 41-174, 1974. Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса. М., Знание, с. 13, 1963.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука, с. 94, 95-96, 19б9.
Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М., Советская энциклопедия, с. 456, 1989.
References
Gegel G. Fenomenologiya duha. Entsiklopediya filosofskih nauk [Phenomenology of spirit. Encyclopedia of philosophy]. M.-L., Mysl, t. IV, 440 p., 1959.
Kopnin P.V. Vvedenie v marksistskuyu gnoseologiyu [Introduction to Marxist epistemology]. Kiev, Nauk. dumka, p. 74, 1966.
Lapin N.I. Otchuzhdenie. Novaya filosofskaya entsiklopediya [Alienation. New encyclopedia of philosophy]. V 4 t. M., Mysl, t. 3, p. 181-182, 2001.
Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda. Sochineniya [Economic and philosophic manuscripts of 1844. Works]. M., Politizdat, t. 42, p. 41-174, 1974.
Narskiy I.S. Otchuzhdenie i trud: po stranitsam proizvedeniy K. Marksa [Alienation and labour: the pages of the works of K. Marx]. M., Znanie, p. 13, 1963.
Russo Zh.-Zh. Traktaty [Treatises]. M., Nauka, p. 94, 95-96, 1969.
Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical encyclopedic dictionary]. Pod red. L.F. Ilicheva i dr. M., Sovetskaya entsiklopediya, p. 456, 1989.
Информация об авторе
Титов Владимир Федорович - философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра истории зарубежной философии, д-р филос. наук, профессор
Titov V.F. - Philosophical Faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University, Department of History of Foreign Philosophy, Dr of Philos. Sci., Professor
782