УДК 338
отчетность об устойчивом развитии и обоснование инвестиционных решений
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению прикладных решений в области устойчивого развития. Обосновывается тезис о необходимости внедрения концепции устойчивого развития в деятельность компании. В частности, анализируется потенциал отчетности об устойчивом развитии в качестве инструмента для принятия инвестиционных решений. Особое внимание уделено вопросам практической значимости отчетности об устойчивом развитии для разработки стратегии компании.
В рамках настоящей работы рассмотрены основные причины интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компаний и публикации отчетности об устойчивом развитии; проведен SWOT-анализ концепции отчетности об устойчивом развитии; изучена статистика раскрытия показателей отчетности об устойчивом развитии в российских и зарубежных компаниях.
Ключевые слова: устойчивое развитие; отчетность об устойчивом развитии; нефинансовая отчетность; нефинансовые показатели.
Abstract. Current article contains a review of modern practices in terms of sustainable development principles. Authors consider the necessity of implementation of sustainable development in companies' business model. It also contains the analysis of sustainable development reporting, its potential for investment analysis and efficiency for practice needs.
The aims of this article are: to examine the main reasons of implementation sustainable development principles in companies business model and goals of sustainabledevelopment reporting; to perform SWOT-analysis of sustainability concept model; to examine a statistics of key performance indicators disclosure among Russian and foreign companies.
Keywords: sustainable development; sustainable development report; non-financial report; non-financial indicators.
Сегодня все большее компаний ищут новые пути максимизации стоимости бизнеса, повышения его стратегической и оперативной эффективности. Компании пытаются задействовать скрытые ресурсы, которые способствуют достижению стратегических целей. Среди такого рода ресурсов особо выделяют так называемые «нефинансовые» капиталы (социальный, интеллектуальный, природный и т.д.), за счет которых компания создает стоимость. Подходы, позволяющие измерять и, что самое главное, управлять данным типом ресурсов, зачастую базируются на фундаментальных концепциях. Одной из наиболее популярных на сегодняшний день концепций, активно используемых компаниями, является концепция устойчивого развития.
Концепция устойчивого развития с точки зрения бизнеса традиционно воспринимается в контексте корпоративной и социальной ответственности. Зачастую компании не различают эти понятия, что приводит к ошибочному пониманию сути концепции,
Научный руководитель: Ефимова О.В., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ».
Волков М.А.,
студент Финансового университета Н [email protected]
Козлова Е.А.,
студентка Финансового университета Н [email protected]
Лебедева Н.А.,
студентка Финансового университета
когда компании рассматривают устойчивое развитие исключительно как некое обязательство перед обществом, инструмент управления репутационными рисками, а также как принудительную меру, навязанную государством.
В действительности концепция устойчивого развития предполагает достижение стратегических целей компании, а также максимизацию положительного эффекта деятельности для внешних сторон. Концепция устойчивого развития, в самом общем виде, предполагает использование ресурсов (финансовых и нефинансовых) таким образом, чтобы не создавать их дефицит в будущем. Следовательно, в отличие от концепций корпоративной и социальной ответственности, устойчивое развитие базируется на рациональном использовании «ресурсов», а не только на максимизации полезности деятельности компаний для внешних сторон [1].
Многие компании уже успешно интегрировали принципы устойчивого развития в свою повседневную и перспективную деятельность. Более того, они публикуют так называемую «Отчетность об устойчивом развитии». Отчетность позволяет внешним пользователям оценить, насколько фирма следует принципам устойчивого развития, каковы ключевые показатели эффективности бизнеса, отследить события, происходившие с компанией, и т.д. Можно говорить о том, что данный вид отчетности расширяет горизонты анализа, позволяя оценить не только финансовую составляющую бизнеса, но и выявить ключевые факторы, влияющие на его результативность, т.е. оценить инвестиционную привлекательность бизнеса с новой, «скрытой» ранее стороны.
Целью настоящей работы является анализ отчетности об устойчивом развитии как информационно-аналитической базы для принятия инвестиционных решений. Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи.
• Проанализировать причины интеграции принципов устойчивого развития в деятельность компании и формирования отчетности об устойчивом развитии.
• Выявить сильные и слабые стороны отчетности об устойчивом развитии, а также возможности и угрозы, связанные с ее применением (SWO7"-анализ).
• Проанализировать статистику раскрытия показателей в отчетности об устойчивом развитии и определить причины полученных результатов.
Стоит отметить, что проблема использования отчетности об устойчивом развитии для инвестиционной оценки все еще недостаточно изучена, в то время как существует немало работ, посвященных изучению самой концепции устойчивого развития,
внедрению основных ее принципов в деятельность компании и влиянию концепции на инвестиционную привлекательность фирмы.
Интеграция принципов устойчивого развития в качестве составляющей стратегии компании - довольно значимый с точки зрения стоимости компании шаг. Есть исследования, доказывающие значимость концепции устойчивого развития для компаний1. Есть практические инструменты, позволяющие измерить влияние изменения того или иного показателя устойчивого развития на финансовые результаты деятельности компании2 (Earnings beforein terestsand taxes, EBIT - операционная прибыль, Net Sales -чистая реализация и т.д.). Кроме того, есть гипотезы, которые связывают отдельные факторы устойчивого развития с волатильностью акций и рисками инвестирования в компанию. Эти связи доказывают, что концепция устойчивого развития напрямую связана со стоимостью компании. Следовательно, в качестве основного последствия интеграции принципов устойчивого развития можно рассматривать увеличение стоимости компании, причем посредством как улучшения результатов систематической деятельности компании, так и уменьшения рисков инвестирования в компанию [2].
Существует множество причин, в соответствии с которыми компании публикуют отчетность в области устойчивого развития. Среди наиболее распространенных следующие3:
• этические соображения;
• экономия затрат;
• экономические выгоды;
• усиление позиций на рынке;
• управление рисками;
• улучшение отношений с государственными органами;
• укрепление репутации бренда;
• укрепление отношений с поставщиками;
• мотивация персонала;
• инновации и обучение;
• доступ к капиталу или повышенной акционерной стоимости.
Стоит отметить, что наличие отчетности об устойчивом развитии не всегда говорит о существовании системы управления устойчивым развитием в организации. Некоторые компании публикуют отчетность об устойчивом развитии исключительно в целях пиара, повышая, таким образом, уровень прозрачности
1 Исследование КПМГ: A new vision of value.
2 Прикладное решение XEEV.xls в базе данных BloombergTerminal.
3 Исследование КПМГ: Отчетность Российских компаний в области устойчивого развития.
отчетности и доверия к компании. Причинами такого восприятия отчетности менеджментом компаний могут быть низкая заинтересованность собственников, а также сложность интеграции принципов устойчивого развития и построения стратегической модели с учетом данных факторов.
Тем не менее в качестве ключевого этапа на пути к устойчивому развитию следует рассматривать интеграцию принципов устойчивого развития в стратегическую модель компании. Это позволит улучшить качество отчетности об устойчивом развитии, повысив ее достоверность и глубину раскрытия показателей, а также позитивно скажется на стоимости компаний ввиду неоспоримого позитивного влияния факторов устойчивого развития на финансовые результаты и на риск инвестирования. Кроме того, управление факторами устойчивого развития является достаточно эффективной системой с точки зрения управления нефинансовыми и связанными финансовыми рисками, возникающими в результате хозяйственной деятельности компании.
Как уже было сказано, многие компании формируют отчет об устойчивом развитии, но в разной степени раскрывают те или иные показатели. Как свидетельствует практика, среди прочих преимущества имеют показатели, которые, во-первых, напрямую вытекают из бизнес-модели компаний и поэтому не требуют дополнительных расчетов. Во-вторых, такие показатели, очевидно, связаны со стоимостью компании либо с показателями прибыльности или доходности для инвесторов.
Так реализуется основная, согласно большинству опросов, задача предоставления отчетности в области устойчивого развития компаний -удорожание бренда. С одной стороны, тенденция выглядит весьма логично и положительно сказывается на самой компании. С другой стороны, игнорирование косвенных показателей, не связанных напрямую с генерированием прибыли,ведет к возникновению пробелов в модели устойчивого развития.
Главной проблемой, с которой сталкиваются компании при отображении различных групп нефинансовых показателей, является сложность их оценки [3]. Поэтому редкие компании отражают показатель «Понимание и описание существенных косвенных экономических воздействий, включая область влияния».
Анализ отчетов устойчивого развития российских и зарубежных компаний4 показал, что в целом процент раскрытия тех или иных данных говорит о том, что компании представляют основные показатели в полном объеме.
4 URL: Database.globalreporting.org/benchmark.
Проанализируем степень раскрытия показателей в разрезе следующих ключевых направлений, определяющих инвестиционную привлекательность компании: экономика; экология; взаимодействие с заинтересованными сторонами; социальная ответственность; инновации.
Анализ статистики раскрытия экономических показателей показывает, что для большинства компаний обнародование основной части сведений экономического характера не вызывает существенных затруднений. Показатели, которые характеризуют экономический фактор устойчивого развития, в среднем раскрывают 75% компаний. При этом раскрытие показателей, характеризующих специфические элементы отдельных отраслей, составляет 77%.Это незначительно выше, чем общая статистика. Отсюда можно сделать вывод, что отраслевые особенности никак не влияют на степень раскрытия данного рода показателей. В целом тенденция понятна: экономические показатели однородны для всех отраслей, а также не вызывает трудностей их количественная характеристика ввиду денежной оценки показателей.
концепция устойчивого развития предполагает достижение стратегических целей компании, а также максимизацию положительного эффекта деятельности для внешних сторон
В то же время следует указать на проблемы раскрытия более сложных показателей, в частности показателя «Понимание и описание существенных косвенных экономических воздействий, включая область влияния»: 48% компаний полностью раскрывают данный показатель; 10% раскрывают его лишь частично, а 42% не раскрывают вообще. Это объясняется сложным составом показателя: измерение косвенного влияния некоторых транзакций на экономику - довольно сложный процесс, который практически невозможен в отдельных отраслях. Однако в отраслях, где этот процесс легко применим, отражение подобного влияния не представляется проблемой. Как правило, компании, которые начали заниматься измерением подобных композитных показателей, доводят его отражение до совершенства, что также сказывается на распределении степени раскрытия.
Наиболее распространен данный показатель среди компаний финансового сектора, что также объяснимо: как правило, эти компании обладают довольно внушительным аналитическим аппаратом, поэтому анализ косвенных последствий финансового характера не является проблемным моментом.
В соответствии со статистикой раскрытия показателей большинство компаний отражают в отчетности данные о влиянии их деятельности на экологию, а также степень нивелирования этого воздействия. Наибольшее раскрытие наблюдается в таких сферах, как энергетика, химическая промышленность, металлургия, нефтегазовая отрасль. Это компании, деятельность которых может сказываться на состоянии окружающей среды наиболее негативно. Чаще всего в отчетах можно увидеть отражения показателя EN 16 «Косвенные энергетические выбросы парниковых газов», что объясняется особой важностью и актуальностью этой информации в последнее время в связи с вниманием общественности к воздействию на атмосферу. Также в большей степени раскрывается показатель EN 28 «Денежное значение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований» в силу нетрудоемкости сбора информации.
Главной проблемой, с которой сталкиваются компании при отображении различных групп нефинансовых показателей, является сложность
их оценки
Анализ в отраслевом разрезе показал: в авиационном секторе наиболее проработанным показателем является АО9 «Ежегодный ущерб окружающей среде на 10 000 полетов»; в энергетической сфере -Еи1 «Установленная мощность, в разбивке по виду используемой энергии и режиму регулирования»; в финансовой области - FS2 «Политики, содержащие определенные экологические и социальные компоненты, применительно к направлениям деятельности».
Наименьший процент раскрытия наблюдается по показателю FP13 «Общее количество случаев нарушения законодательства либо иных нормативных актов, касающихся транспортировки, содержания и процедуры убоя сухопутных и водных животных» в пищевой промышленности, что может быть обусловлено тем, что компании не считают столь значимой необходимость предоставлять эти данные.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами наиболее полно раскрывается в медиаотрасли, где 100% компаний отображают информацию о методах взаимодействия с аудиторией и результатах (MS6). Столь высокий процент объясняется тем, что для этого сектора главный способ получить прибыль - привлечь внимание публики. Отслеживание показателей
по работе с ней поможет составить представление о результативности (нерезультативности) деятельности компаний медиаотрасли.
Также активно отображаются показатели в финансовом секторе: «Описание политик, обеспечивающих добросовестный дизайн и продажу финансовых продуктов и услуг» ^15), «Инициативы, направленные на упрощение доступа лиц с ограниченными возможностями к финансовым услугам» ^14). Такие же данные предоставляются и некоммерческими организациями.
В целом компании раскрывают практически все показатели взаимодействия с заинтересованными сторонами. Наименьшее количество отражения (43%) наблюдается по отраслевому показателю Н1Я9 «Общее число случаев нарушений, затрагивающих права коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия»; по показателю Р1Я2 «Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся воздействия продукции и услуг на здоровье и безопасность, в разбивке по видам последствий» (47%), что может быть связано с трудоемкостью процесса сбора данных.
Социальная составляющая устойчивого развития относится к воздействию организации на социальные системы, в рамках которых она функционирует. Можно утверждать, что для каждой организации, независимо от того, к какой отрасли она принадлежит, одинаково важно следить за социальной средой, которую она создает и в которой ей приходится функционировать. Основные отличия заключаются в конкретных показателях, которые отражаются более или менее полно. Так, лидером по полноте раскрытия можно назвать показатель FS1 «Политики, содержащие определенные социальные компоненты, применительно к направлениям деятельности», его полноценно раскрывают 87% компаний. Высокая степень раскрытия может быть связана с тем, что этот показатель содержит тенденции социального развития компании, а значит, представляет заинтересованным сторонам социальную картину в целом.
На первых позициях также отраслевые показатели для энергетических компаний Еи15 «Процент численности персонала, показывающий, сколько сотрудников вступят в пенсионный возраст через 5 и 10 лет, в разбивке по категориям и регионам». Эти данные раскрывают 89% компаний. Показатель для металлургических компаний ММ4 «Количество забастовок, превышающих по длительности неделю, по странам» - 86% полного раскрытия. Эти результаты объясняются тем, что по данным показателям существует точная статистика. Кроме того, они важны для
определения социального климата и будущего трудового капитала компании.
Наибольшие проблемы у компаний вызывают показатели Еи8 «Доля сотрудников службы безопасности, прошедших обучение политикам и процедурам в отношении аспектов прав человека, связанным с осуществляемой деятельностью». Его не отражают 58% компаний. А отраслевой показатель С1ЯЕ7 «Количество переселенных либо уволенных сотрудников в результате закрытия проектов» - 67% строительных компаний. Возможно, причины в том, что компании не считают необходимым обучать сотрудников отдельных категорий социальным нормам либо для компании не представляется возможным собрать статистику по показателю, вычленив именно его влияние из множества социальных показателей.
Важность показателей инновационной и технологической эффективности объясняется возможностью роста стоимости от взаимодействия всех видов капитала компании. В данной категории рассматриваются мероприятия, связанные с улучшением характеристик оборудования,инвестициями в технологическую составляющую компании, которые приведут к созданию качественно новых продуктов и повышению прочих видов эффективности.
Лучше всего компаниям удалось отразить такие показатели, как MS3 «Действия, предпринятые для улучшения процесса создания ценности для общества»; так, в мультимедийном сегменте данный показатель отразили 89% компаний.
Энергетическим компаниям наиболее полно удалось отразить показатель Еи8 «Научные исследования и разработки и расходы на их проведение, нацеленные на обеспечение надежного снабжения электроэнергией и способствующие устойчивому развитию».
Хуже всего ситуация у фармацевтических компаний, которые редко отражают такие показатели, как FP10 «Политика и действия в отношении применения физических модификаций и использования анестетиков по породе и спецификации» (не раскрыт в 77% компаний); FP12 «Политика и действия в отношении применения гормонов роста, стимуляторов и т.д.». Их не стали отражать 68% компаний.
Приведенные выше выводы были сделаны по результатам анализа международного опыта. Но опыт в вопросах раскрытия данных об устойчивом развитии в России представляет не меньший интерес.
В этой связи возникла необходимость проведения сравнительного анализа российских и иностранных компаний по вопросам отражения в отчетах той или иной информации. Для анализа были выбраны нефтяная, металлургическая, энергетическая и хими-
ческая индустрии, и в каждой были взяты для оценки лидеры.
В рамках экономического блока российские компании в большей степени делают упор на финансовые показатели, хотя существует немалый объем нефинансовых данных, которые являются не менее существенными [4].
Также можно заметить, что как российские, так и иностранные компании отражают аспекты взаимодействия с государством, а именно объем финансирования и платежи компании в пользу государства, что не в полной мере характеризует степень поддержки со стороны государства. В качестве дополнительных сведений можно представить данные о налоговых льготах или прочих выгодах либо, наоборот, ограничениях.
для каждой организации, независимо от того, к какой отрасли она принадлежит, одинаково важно следить за социальной средой, которую она создает и в которой ей приходится функционировать
Многие иностранные компании, в частности Exxon Mobil, уделяют особое внимание деятельности в других странах, выделяя в отдельный показатель страны, участвующие в программе EITI (Extractive Industries Transparency Initiative, Инициатива прозрачности в добывающих отраслях).
Важное место в системе показателей компаний занимают вложения в продвижение товара, в инновационные программы. Например, General Electric отражает непосредственно сумму инвестиций и сумму прибыли от вложенных средств. Российская компания «Росатом» отражает, помимо инвестиций, количество патентов, полезных моделей, которыми владеет; количество поданных заявок на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности; долю инновационной продукции в выручке. Такое подробное раскрытие информации об инновационной деятельности компании позволяет увидеть ее реальную активность.
В социальной сфере в связи с особенностью деятельности анализируемых компаний важны показатели травматизма на производстве, что отражается в отчетах иностранных и российских компаний. Помимо этого, российские компании отражают показатели обучения вопросам промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды и готовности к чрезвычайным ситуациям, a также непосредственно объем затрат на охрану труда и обеспечение промышленной безопасности.
Особый акцент в отчетности иностранных компаний делается на повышении квалификации персонала: отражаются затраты и количество работников, прошедших обучение [5]. Российские компании не уделяют этому особого внимания, тем самым упуская важный фактор развития.
ИGE и «Росатом» выделяют показатель численности работников. При этом, характеризуя структуру персонала, иностранные компании делают акцент на национальный и половой признаки, в то время как российские компании уделяют больше внимания возрастной структуре, выделяя отдельно количество студентов, молодых специалистов и т.д.
Интересная практика отмечена у GeneralElectric, которая особое внимание уделяет сведениям о количестве волонтеров, участвующих в тех или иных проектах, a также степени их участия. Показатель характеризует отношение общества к деятельности компании.
В рамках экологического сектора многие компании в большинстве случаев отражают показатели, характеризующие выработку вредных веществ в процессе производства. При этом иностранные компании предоставляют более детализированные данные о вредных веществах. Большое внимание российские компании уделяют энергопотреблению и использованию воды. Однако было бы неплохо отражать и меры по снижению электропотребления.
Составление отчетов об устойчивом развитии является относительно новой практикой, особенно для российских компаний. Перед тем как принять решение о разработке такого отчета, компании стоит провести соответствующее исследование, которое позволило бы ей увидеть преимущества и проблемы составления отчета.
Наиболее эффективным инструментом для этого можно назвать SWOT-анализ, который предполагает выявление факторов внутренней и внешней среды организации, деля их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Аналитику необходимо определить возможные факторы, распределить их по четырем категориям и заключить, что компания может приобрести и потерять в результате составления отчетов по устойчивому развитию. Рассмотрим анализ перечисленных факторов более подробно [6].
Strength (S). сильные стороны
Самым серьезным преимуществом, которое может получить компания, является повышение ее стоимости через удорожание бренда и укрепление ре-
путации. Во-первых, все заинтересованные стороны видят в отчете об устойчивом развитии ответственное отношение компании к обществу и окружающей среде,а не только нацеленность на собственную экономическую эффективность, на что стейкхолде-ры откликаются уважением и доверием к бизнесу. Во-вторых, общество осознает вред, который в силу объективных и субъективных причин наносится окружающей среде, и стремится снизить воздействие на природу доступными средствами, в том числе путем потребления экологичной продукции. Если на рынке появляется компания, которая может предложить «зеленые» товары, она становится узнаваемой, стоимость бренда такой компании растет.
Другой сильной стороной устойчивого развития можно назвать экономию затрат, когда компания через глобальную цель снижения потребления ресурсов снижает собственные расходы на эти нужды. Возможны ситуации, когда необходимо единовременно нести большие расходы, но, в конечном счете, они способствуют росту эффективности деятельности. Так, например, инвестируя в обучение сотрудников, в перспективе можно получить рост производительности труда и более высокую результативность.
Наконец, развиваясь устойчиво, компания может более обоснованно выстраивать стратегию деятельности и достигать намеченных целей.
Weaknesses (W). слабые стороны
Основные проблемы, с которыми сталкивается компания, применяя концепцию устойчивого развития, возникают, как правило, именно на этапе формирования отчетности. Чаще всего это связано с отсутствием возможности или навыков сбора первичной информации, ее обработки, анализа и представления в отчете. Так бывает, когда системы сбора данных не налажены должным образом, не автоматизированы, разрознены по связанным процессам, отсутствует понимание значимости показателей. Некоторые отчеты об устойчивом развитии громоздки и неэффективны, содержат много незначимой информации, из которой сложно сделать выводы и составить целостную картину [7].
Еще одной причиной, из-за которой руководство неохотно внедряет концепцию и готовит отчеты, является высокая стоимость подготовки отчетов. Для их составления необходимо собирать нефинансовую информацию, по объему в разы превышающую финансовую, практика получения которой хорошо отлажена и понятна. Для этого от компании требуется внедрение новых систем, привлечение сторонних специалистов и экспертов. Кроме того, чтобы повы-
сить достоверность отчета об устойчивом развитии в глазах стейкхолдеров, компания должна его заверить, что весьма затратно. Однако не стоит забывать, что, несмотря на высокую стоимость подготовки отчетности и длительный период окупаемости, полученные выгоды покроют все инвестиции и отдача будет продолжительной.
Opportunities (O). возможности
Результатом внедрения концепции устойчивого развития могут быть новые возможности, которые открываются перед компанией. Если говорить о сотрудниках, они чувствуют большее удовлетворение, работая в компании, которая о них заботится, предоставляет возможности карьерного роста, социальные гарантии, за счет чего снижается текучесть кадров и увеличивается производительность труда. Комплексное понимание бизнеса позволяет наладить взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Взаимодействие становится комплексным, ответственным и прозрачным. У компании появляется больше возможностей двигаться в верном направлении. Более того, бизнес, применяющий концепцию устойчивого развития, можно смело назвать более конкурентоспособным. Подготовка отчетности и следование принципам устойчивости выделяют компанию среди конкурентов. Это может заставить конкурентов устойчиво развиваться. Но тогда и компании придется двигаться дальше, внедрять новые технологии, чтобы быть на шаг впереди, что тоже своего рода конкуренция [8].
Наконец, у компании появляются шансы идентифицировать риски и возможности, связанные с устойчивым развитием. Отчеты содержат комплексную информацию о стратегии и целях бизнеса, процессах, создающих стоимость, что может открыть новые возможности по совершенствованию бизнеса и снижению рисков.
Threats (T). Угрозы
Как правило, угрозы, связанные с внедрением концепции устойчивого развития, возникают от неправильной расстановки приоритетов, нарушения базовых правил формирования отчетов и непонимания руководством, какие цели достигаются устойчиво развивающимися компаниями. Грамотно составленный отчет по устойчивому развитию должен содержать три направления - экономическую, экологическую и социальную эффективность. Если в отчете выделена лишь одна сторона, у пользователей от-
четности может сложиться впечатление, что активная деятельность ведется только по одному направлению. Либо компания не желает отражать информацию по ряду показателей в связи с неудовлетворительными результатами, либо в принципе не владеет методами составления отчета по устойчивому развитию - все это вызывает недоверие у стейкхолдеров.
Кроме того, в отчете необходимо ставить релевантные и достижимые цели. В противном случае компания может показаться излишне амбициозной, с завышенной оценкой или неэффективной, если цели не реализуются. При отражении достигнутых результатов важно, чтобы они были значимы и правдивы. Поскольку реальные успехи компании являются ключевыми компонентами отчета, стейкхолдеры в первую очередь обращают внимание именно на них. А если все результаты деятельности исключительно позитивные, доверие к информации может снизиться. В связи с этим в отчетах рекомендуется указывать, по каким направлениям у компании еще остаются проблемы, требующие решения. Зачастую любую негативную информацию в отчете можно развернуть в позитивную сторону, если показать, как компания планирует решать проблемы и какие ресурсы она для этого может задействовать.
Стратегический анализ позволяет глубоко изучить принципы устойчивого развития, оценить возможность их интеграции в стратегию компании, обеспечить рациональное использование практики составления отчетов об устойчивом развитии для мониторинга анализа и эффективности принимаемых решений.
литература
1. Аньшин В.М. Организация управления проектами с позиций концепции устойчивого развития / В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Сб. науч. трудов. Вып. 4. В 2ч. / Сост.: У.В. Ломакова. Ч. 1. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
2. Ефимова О.В. Стейкхолдерский подход к анализу устойчивого развития компании // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45. С. 41-52.
3. Международное исследование КПМГ «Отчетность в области устойчивого развития», 2011.
4. Отчетность российских компаний в области устойчивого развития // KPMG International Survey of Corporate Responsibility Reporting, 2011.
5. Официальный сайт Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative) Режим доступа: https://www.globalreporting. org/ (дата обращения: 02.12.2014).
6. Global corporate sustainability report // United Nations Global Compact, 2013.
7. GRI Sustainability Reporting Guidelines // Global Reporting Initiative.
8. The IIRC / Integrated reporting [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theiirc.org. (дата обращения: 05.12.2014)