источников, в связи с этим может распространяться фейк-ньюс и проводить деструктивную деятельность в обществе. В связи с пандемией все большее число граждан сталкиваются с сомнительными советами, непроверенными фактами и недостоверными данными, законодательство и правосознание масс требует изменений к подходам и восприятию, наказание или поощрение не способ решения подобных проблем, нужна системная организация мер противодействия как со стороны граждан, так и законодательных и исполнительных органов власти, прямые меры на вряд ли дадут высокие результаты, необходимо косвенно стимулировать все общество. Нет необходимости отказываться от технологий и мыслить консервативно, необходимо шагать в ногу со временем и регулярно расширять кругозор, социум и благоприятная окружающая обстановка станут способствовать развитию. Для прогресса требуется время и формирование компетенций для дальнейшего их применения на практике [1,с.168].
Таким образом, для гармоничного развития общества необходимы изменения и адаптация с момента введения инноваций.
Список использованной литературы:
1. Лутфуллин Ю Р. Управление изменениями как фактор развития культуры управления // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета СФ БашГУ / кол. авторов. Москва: РУСАЙНС, 2018. С.164-168.
2. Лутфуллин, Ю Р. Формирование и оценка развития экономического мышления и экономической культуры / Ю Р. Лутфуллин. - Текст: непосредственный // Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: сборник трудов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. 13-14 декабря 2018 года. - Минск: БГЭУ, 2019. - С. 5-10.
© Шафеева Э.И., 2021
УДК 338
Ялоза В.А.
преподаватель ВУНЦ ВВС ВВА, г. Воронеж, РФ
ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ БИЗНЕСА
Аннотация
В настоящее время многие российские компании испытывают значительные трудности с ведением бизнеса. Одна из причин такой ситуации - крайне низкая прозрачность деятельности этих организаций для всех заинтересованных сторон. Прозрачность компании и открытость для информации являются важными составляющими инвестиционной привлекательности компаний. Они позволяют как руководству, так и заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения.
Ключевые слова Отчетность, финансовая отчетность, интегрированная отчетность, отчетность об устойчивом развитии.
Концепция устойчивого развития компании не может быть эффективной без адекватной информационной прозрачности и готовности организаций делиться информацией о своей деятельности с внешними пользователями. В этом контексте необходимо определить, какие инструменты информационной прозрачности доступны для коммерческой деятельности и какой тип информации
раскрывается в каком случае.
На определенном этапе развития бизнеса прозрачность становится важным фактором успеха, поскольку формирует доверие к организации со стороны широкого круга заинтересованных сторон, от которых во многом и зависит ее будущее.
К наиболее распространенным формам раскрытия информации в Российской Федерации относятся формы государственной статистической отчетности, обязательные для публикации акционерными обществами публичного типа. [3, с. 38]
Эти формы раскрытия информации являются обязательными и в основном охватывают финансово-экономические аспекты деятельности организаций. К данным видам отчетностей относятся: Отчет о движении денежных средств, Отчет о финансовых результатах, Баланс. Однако, большая часть информации, относящаяся к различным видам деятельности, закрыта для внешних пользователей. Данные виды деятельности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные виды деятельности, содержащие закрытую для внешних пользователей информацию
Концепция устойчивого развития как раз и направлена на охват ранее конфиденциальной информации. В эту группу входят экологические отчеты, показывающие особенности управления природоохранной деятельностью, а также индикаторы отрицательного и положительного воздействия на окружающую среду соседних территорий. Социальные отчеты предоставляют информацию о ключевых социальных и экологических программах для поддержки сотрудников и неблагополучных сообществ, корпоративного управления и взаимоотношений с заинтересованными сторонами.
Годовой отчет позволяет компании раскрыть разные аспекты своей деятельности и предоставить нужную информацию различным аудиториям (стейкхолдерам). В годовом отчете компания рассказывает не только об операционных и финансовых результатах деятельности, но освещает корпоративное управление и управление рисками, бизнес-модель и стратегию, вопросы управления персоналом, охраны окружающей среды. [5, с.45]
Важным трендом последних лет в содержательной части отчетов становится улучшение раскрытия информации по вопросам устойчивого развития. Имеется ввиду освещение деятельности компании по взаимодействию с внешней средой и различным заинтересованными сторонами, в том числе раскрытие информации о социальной политике и управлении персоналом, об охране окружающей среды, о вкладе в экономику и работе с поставщиками и клиентами. Это важная часть корпоративной истории долгое время отсутствовала в раскрытии российскими компаниями (или раскрывалась некачественно) во времена предъявления требований только к финансовой отчетности. [1, с. 129]
На развитых рынках (в Европе в особенности) именно нефинансовая информация пользуется сегодня повышенным спросом у инвесторов и прочих стейкхолдеров (т.е. лиц, заинтересованных в разработке продукта или проекта), поскольку именно здесь, как оказалось, могут скрываться значительные риски, ранее никем не принимаемые в расчет.
Отчеты об устойчивом развитии объединяют основные элементы социальных и экологических отчетов и предоставляют данные о взаимодействии с заинтересованными сторонами, инновациях и
энергоэффективности, управлении качеством кадровой политики и так далее. Все эти отчеты относятся к нефинансовой отчетности, однако основная база данных представлена в денежной форме, так как в ней показаны финансовые взносы по основным направлениям развития.
Интегрированные отчеты в виде годовых отчетов компаний занимают промежуточное положение между нефинансовой отчетностью и обязательной статистической отчетностью. Они также необходимы для публикации в Интернете. Однако конкретные данные компании определяются ею самостоятельно в соответствии с названиями разделов. Если компания не желает публиковать нефинансовую отчетность, на сайте будет опубликована некоторая информация: данные о руководителях, структуре управления, продукции. [2, с. 87]
Еще одной особой формой для раскрытия информации в России выступает публикация корпоративных практик, с помощью которых проводится обобщение делового опыта организаций, которые подписали Социальную хартию российского бизнеса. Подобные сборники регулярно публикуются Российским союзом промышленников и предпринимателей.
В наибольшей степени распространенным в российской практике так же выступаю отчеты в области устойчивого развития (SRG), рекомендации по составлению которых разработаны Всемирным Банком и Глобальной инициативой по отчетности ^М). Данная отчетность состоит из двух разделов - общая информация о компании и раскрытие информации по профессиональной сфере деятельности.
По нашему мнению, российскому бизнесу необходимо введение в обязательную практику составления интегрированной отчетности.
Суть интегрированной отчетности - это обобщение финансовой и нефинансовой информации, которая отражает способность компании создавать и поддерживать стоимость в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Интегрированная отчетность должна содержать все важные данные о стратегии, корпоративном управлении, показателях эффективности и перспективах организации, которые отражают экономическую, социальную и экологическую среду. Кроме того, этот отчет должен содержать четкое и краткое объяснение того, как компания осуществляет управление качеством и формирует свою стоимость. [4, с. 38]
Для реализации таких принципов, обеспечивающих качество интегрированной отчетности, как достоверность и полнота, в организации должны быть «созданы и активно развиваться такие управленческие системы, как система корпоративной отчетности, система взаимодействия с заинтересованными сторонами и др.».
Исходя из этого, следует, что большая часть финансовой информации, необходимой для интегрированного отчета, уже находится в главной бухгалтерской книге и отчетности. В результате, теперь необходимо внести корректировки в средства контроля, чтобы получить нефинансовую информацию в системе управленческого учета, что позволит компаниям предоставлять более прозрачную информацию о своей деятельности.
Список использованной литературы:
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: КноРус, 2009. - 688 с.
2. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / под редакцией М.В. Косолаповой, В.А. Свободина. - М.: Дашков и КО, 2011. - 472 с.
3. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под ред. Н.А. Казакова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 466 с.
4. Сарафанова О.П. Ценообразование: учеб. пособие / О.П. Сарафанова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА, 2009. - 80 с.Попова Р.Г. Финансы предприятий: учеб. пособие / под ред. Р.Г. Поповой. - СПб.: Питер, 2010. - 208 с.
5. Чопозова А.И. Методика финансового анализа: теория и практика: учеб. пособие / А.И. Чопозова, И.А. Демченко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 136 с.
6. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: учеб. пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 342 с.
© Ялоза В.А., 2021