Алексей КАРАВАЕВ
ОТЧЕТНО-ВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПАРТИЙНОЙ ДЕМОКРАТИИ (на примере Алтайского края)
В статье раскрывается понятие отчетно-выборной кампании в политической партии; рассматривается процесс проведения отчетно-выборной кампании на примере Алтайского края.
The concept of report-and-election campaign of a political party is revealed in the article; the process of organization of a report-and-election campaign is considered on the example of Altai region.
Ключевые слова:
отчетно-выборная кампания, региональное отделение политической партии, внутрипартийная демократия; report-and-election campaign, regional department of political party, inner-party democracy.
Отчетно-выборная кампания играет большую роль в развитии внутрипартийной демократии политической партии, т.к. позволяет дать оценку работы организации и, прежде всего, ее руководства за определенный период времени. Одной из важнейших задач отчетно-выборных мероприятий партии является укрепление ее кадрового состава и потенциала.
В политической партии отчетно-выборная кампания — это система многоуровневых мероприятий: от местного до федерального уровня. На уровне региональной партийной организации можно говорить о 3 ступенях проведения отчетов и выборов: первичные отделения, местные отделения и региональное отделение партии.
Проведение отчетов и выборов позволяет решить большое число задач партийного строительства, таких как повышение мотивации партийного актива, обсуждение работы организации за отчетный период по различным направлениям, определение перспектив дальнейшего развития организации. И конечно, основной задачей является критическая оценка деятельности руководства за отчетный период. К руководству на уровне первичного отделения относится совет первичного отделения, секретарь первичного отделения; на уровне местного и регионального отделений — местный (региональный) политический совет, секретарь местного (регионального) отделения. Каждый член партии в ходе собрания или конференции может высказать свое мнение, и это происходит, если организация ведет реальную политическую, общественную деятельность, участвует в избирательных кампаниях, реализует социальные проекты в области культуры, спорта, помощи детям и др.
Отчетно-выборная кампания включает в себя период подготовки и период проведения. От периода подготовки зависит очень многое, т.к. быстро организовать и провести такое серьезное мероприятие не получится. Необходимо поэтапное принятие решений о проведении данных мероприятий по всей партийной вертикали: региональный политический совет (президиум) принимает реше-
КАРАВАЕВ
Алексей
Александрович — аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [email protected]
ние о проведении отчетов и выборов в региональном отделении партии только на основании решения президиума генерального совета партии; соответственно, местный политсовет принимает свое решение только после решения регионального политсовета. И только после этого исполнительные партийные органы в лице регионального и местных исполнительных комитетов начинают подготовку к проведению конференций и собраний. На этапе подготовки очень важна работа по уточнению численности и проведению сверки состоящих на учете членов партии, проверка своевременности, правильности и полноты уплаты членских взносов.
На отчетно-выборном собрании или конференции необходимо рассмотреть ряд вопросов: отчет руководящего органа организации, отчет контрольно-ревизионного органа организации, выборы секретаря, руководящих и контрольно-ревизионных органов организации, а также избрание делегата на конференцию вышестоящей партийной организации. Помимо обязательной повестки, обычно дополнительно рассматривается ряд других вопросов деятельности партийной организации, таких как работа общественных приемных партии, депутатских объединений, советов сторонников и др. По большому счету все структурные подразделения партии по каждому из направлений своей деятельности в том или ином виде должны представить на суд однопартийцев и общественности информацию о проделанной работе за отчетный период. Депутаты, главы различного уровня, избранные от партии должны проинформировать о том, как ими выполняется предвыборная программа партии.
Актуальность отчетов и выборов заключается и в том, что одна из важнейших проблем партийного строительства — это кадровая проблема, т.к. от того, какие люди будут находиться в руководстве парторганизации, напрямую зависит эффективность ее функционирования. В этой связи необходимо отметить, что профессиональная партийная работа дает перспективы для роста, а также занимает очень много сил и энергии и не ограничивается временными рамками, поэтому мобильность партийных кадров достаточно высока.
Одной из ключевых позиций в партийной организации в большинстве крупных
муниципальных образований является руководитель исполкома местной партийной ячейки. Руководитель местного исполкома — это человек с высшим образованием (85%, по данным на 01.05.2007 в Алтайском РО партии). Средний возраст работников — 44—45 лет (от 44% до 45% числа работающих в отчетный период). Очень мало молодежи. Число молодых людей до 30 лет составляло от 8 до 4 чел. (от 10,5% до 6,0%). Есть среди них и работающие пенсионеры — от 7 до 3 чел. (от 9,2% до 4,5%).
Как правило, руководитель местного исполкома является членом местного политсовета и заместителем секретаря местного отделения, который является политическим лидером организации. Количественный состав местных политсоветов существенно различается, это зависит в первую очередь от численности местного отделения.
В 2012 г. очень ярко прошла отчетновыборная кампания партии «Единая Россия». Она была беспрецедентно продолжительной (6 мес.), и ее основным вдохновителем был председатель партии Д.А. Медведев. Кампания была проведена в соответствии с изменениями, внесенными в устав партии на съезде в мае 2012 г., которые были приняты для повышения уровня внутрипартийной демократии. Главными посылами кампании стали обновление партии и развитие внутрипартийной демократии.
До 2012 г. избрание секретаря первичного, местного и регионального отделений партии происходило на безальтернативной основе, т.е. вышестоящая партийная организация предлагала нижестоящей кандидатуру для избрания, естественно, проведя с ней предварительные консультации. Это в большинстве своем позволяло гарантировать избрание согласованных кандидатур, хотя и тогда были случаи, когда в ходе тайного голосования члены избранного политсовета отказывали в поддержке согласованному кандидату. В этом случае вышестоящая партийная организация повторно рассматривала вопрос о секретаре данного местного отделения. На уровне первичных отделений такие случае тоже бывали, но не по причине отказа однопартийцев в поддержке, а в связи со сложностью подбора кандидатур для занятия поста секретаря первич-
ного отделения. После внесения изменений в устав партии голосование по руководителю партийной организации любого уровня должно быть обязательно тайным, на альтернативной основе, и кандидатуры могут быть предложены любым членом, делегатом конференции.
Другой новеллой, которая также влияет на развитие внутрипартийной демократии, является введение квоты для представителей местных и первичных отделений, избираемых в состав Генерального совета партии, — они должны составлять не менее 20% общего числа его членов. А в региональный и местный политсоветы должно быть избрано не менее 30% представителей первичных отделений партии.
Еще одной очень важной нормой, закрепленной в уставе партии, является то, что теперь каждый год (а сроки избрания всех руководящих органов партии теперь унифицированы — 5 лет) они подлежат обновлению (ротации) на 10% общего числа членов.
Секретарь Алтайского РО партии «Единая Россия» Б.А. Трофимов так подвел итоги отчетно-выборной кампании: «Все местные отделения Алтайского края провели у себя отчетно-выборные конференции и переизбрали или избрали новых секретарей. Все выборы были альтернативными и проходили в четком соответствии с инструкциями ЦИКа. Из 1 285 секретарей первичек 355 были избраны впервые, это 27%. В местных отделениях был впервые избран 21 секретарь. 49 секретарей были избраны повторно»1.
Качественный состав избранных в 2012 г. партийных органов2:
• в региональном политсовете: женщины — 18 чел.(16%), молодежь до 30 лет — 6 чел. (5%), главы муниципальных образований — 11 чел. (10%), депутаты ЗС — 31 чел. (27%), депутаты муниципальных образований — 27 чел. (23%), представители бизнеса — 16 чел. (14%), руководители предприятий — 9 чел. (8%), служащие — 45 чел. (39%), работники
1 Трофимов: Настоящая политика делается на местах // Алтайское региональное отделение партии «Единая Россия»; http://er.ru/news/2012/12/14/ trofimov-nastoyashaya-politika-delaetsya-na-mestah/ (дата обращения 10.03.2013).
2 АРО партии «Единая Россия» // Алтайское региональное отделение партии «Единая Россия»; http://altai-ter.er.ru/ (дата обращения 19.12.2012).
бюджетной сферы — 38 чел. (33%), работники АПК - 7 чел. (6%);
• в местном политсовете: женщины — 207 чел. (30%), молодежь до 30 лет — 27 чел. (4%), главы муниципальных образований — 66 чел. (9,5%), депутаты ЗС — 5 чел. (0,72%), депутаты муниципальных образований — 174 чел. (25%), представители бизнеса — 88 чел. (13%), руководители предприятий — 94 чел. (13,5%), служащие
— 225 чел. (32,5%), работники бюджетной сферы — 149 чел. (21,5%), работники АПК
— 10 чел. (1,4%);
• среди секретарей местных отделений: женщины — 11 чел. (16%), молодежь до 30 лет — нет, главы муниципальных образований — 5 чел. (7%), депутаты ЗС — 1 чел. (1,4%), депутаты муниципальных образований — 18 чел. (26%), представители бизнеса — 15 чел. (22%), руководители предприятий — 3 чел. (3%), служащие — 35 чел. (51%), работники бюджетной сферы
— 10 чел. (14%), работники АПК — 1 чел. (1,4%);
• среди секретарей первичных отделений: женщины — 882 чел. (71%), молодежь до 30 лет — 90 чел. (7%), главы муниципальных образований — 56 чел. (4,5%), депутаты ЗС — нет, депутаты муниципальных образований — 130 чел. (10,4%), представители бизнеса — 120 чел. (9,6%), руководители предприятий — 100 чел. (8%), служащие — 365 чел. (29,3%), работники бюджетной сферы — 454 чел. (36,5%), работники АПК — 125 чел. (10%).
Из приведенного выше качественного анализа руководящего состава Алтайского регионального отделения партии «Единая Россия» можно сделать следующие выводы.
• Первичные отделения держатся преимущественно на плечах женщин, которые в большинстве своем являются муниципальными служащими и работниками бюджетной сферы.
• Местные отделения партии преимущественно возглавляют мужчины, которые являются служащими, депутатами или представителями бизнеса.
• Депутаты регионального парламента, за редким исключением, практически не участвуют в работе местных партийных организаций.
Очень важно, чтобы партийцы чувствовали заинтересованность и поддержку своей деятельности со стороны вышестоящих партийных структур и получали
информацию о решениях, принимаемых вышестоящими руководящими органами партии.
И очевидно, что требуется укрепление первичных и местных организаций авторитетными кадрами. Для «Единой России» такая задача может быть решена через стимулирование перехода на учет в первичные организации членов руководящих органов и депутатов. Это сделает организации на местах более авторитетными и эффективными, позволит быть не столь зависимыми от органов исполнительной власти1.
В ходе проведения отчетов и выборов в первичных отделениях возникает проблема недостаточной активности членов партии на собраниях. В этой связи необходимо отметить, что каждый член партии должен понимать смысл своего участия в организации. И очень важно, чтобы в любом структурном подразделении политической партии была команда
1 Чеснаков. Три задачи для «первички» // Алтайское региональное отделение партии «Единая Россия»; http://altai-ter.er.rU/news/2012/11/26/ chesnakov-tri-zadachi-dlya-pervichki/ (дата обращения 08.03.2013).
единомышленников, нацеленная на достижение результата. Мотивацией партийной деятельности может служить завоевание власти для решения социальноэкономических проблем общества. Поэтому внутри партийной организации должно быть выработано понимание, что делать и как делать, придя к власти.
Борьба за власть идет не только вовне, но и внутри партийной организации, тем более если партийная организация достаточно крупная по численности, пользуется поддержкой общества, ее представители занимают высокие посты в политической системе. Поэтому отчетно-выборная кампания является одним из средств решения проблемы внутрипартийной конкуренции, легитимации избранных руководителей. Для этого необходим открытый, понятный механизм избрания, ротации.
Развитие внутрипартийной конкуренции — очень непростая задача, тем более в партии власти. Но этого не нужно бояться, т.к. к руководству партийных ячеек различного уровня должны приходить наиболее способные, амбициозные и нацеленные на результат люди.