J Культура и образование
Отчет о встрече делегации IV Международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве» со специалистами департаментов высшего образования и культуры ЮНЕСКО.
6 октября 2010 года. Париж
Безусловный успех Парижского симпозиума определяется тем, что его участники провели важные встречи и переговоры в штаб-квартире ЮНЕСКО.
Делегаты Международного симпозиума были встречены в Штаб-квартире ЮНЕСКО председателем Исполнительного совета ЮНЕСКО, постоянным представителем Российской Федерации при ЮНЕСКО Элеонорой Валентиновной Митрофановой.
В связи с проведением в Париже I симпозиума были организованы встречи в департаменте образования и департаменте культуры.
На встрече в департаменте образования присутствовали: Р.Г. Абдулатипов - ректор Московского государственного университета культуры и искусств, А.Д. Жарков - заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУКИ. B.C. Садовская - директор Института дополнительного профессионального института МГУКИ,
В Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже участников Симпозиума принимает председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО, постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО Элеонора Валентиновна Митрофанова
■ ■■■■
Р.Р Юсупов - ректор Казанского государственного университета культуры и искусств, H.H. Ярошенко - заведующий кафедрой социально-культурной деятельности. Провел встречу руководитель департамента высшего образования Georges Haddad и специалисты этого департамента Anna Pavlovna Sidorenko, Mechtild Rossi er, «¡shore Rao, Stamenka Uvalic-Trumbic.
Ректор МГУКИ, профессор Р.Г. Абдулатипов рассказал о специфике подготовки специалистов в вузах культуры и искусств на постсоветском пространстве. Особо остановился на целях и задачах симпозиума «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве» (Россия), который проходил в Москве, Ханое (Вьетнам). Сеул (Южная Корея) и Париже (Франция). Подчеркивая интерес к симпозиуму, мадам Stamenka Uvalic-Trumbic рассказала о том, какую работу проводит департамент высшего образования в связи с реализацией Болонских соглашений.
Господин Georges Haddad говорил как бывший президент Сорбонны и как президент всех университетов Франции. Он подчеркнул, что как и в
Руководитель департамента высшего образования ЮНЕСКО Georges Haddad (справа) и Stamenka Uvalic-Trumbic, ведущий специалист этого департамента (в центре)
Симпозиум
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. и ее Штаб-квартира располагается в Париже, Франция. Организация располагает 37 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.
Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. Он вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации являются 188 государств.
Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважении справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии,
С целью осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:
• Перспективные исследования: какие формы образования, науки, культуры и коммуникации необходимы в завтрашнем мире?
• Продвижение, передача и обмен знаниями: опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание.
• Нормативная деятельность: подготовка и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций.
• Предоставление услуг экспертов: государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме технического сотрудничества.
• Обмен специализированной информацией.
Вид на Париж из окон штаб-квартиры ЮНЕСКО
России, так и в штаб-квартире ЮНЕСКО во Франции есть разделение между департаментами образования и культуры. В идеале, по его мнению, на встрече должны были присутствовать представители этих двух департаментов. Особое внимание он уделил созданию кафедр ЮНЕСКО в России и подчеркнул их роль в межкультурном диалоге, сотрудничестве различных стран в процессе подготовки кадров. Georges Haddad высказал предложение
Содействие культурному разнообразию можно рассматривать как приоритет ЮНЕСКО в области культуры. Для того чтобы культурное разнообразие было продуктивным, оно должно опираться на взаимный интерес людей друг к другу, принятие чужой культуры, на диалог и духовное взаимообогащение. Таковы краеугольные камни построения мира в умах и сердцах людей. Таким образом, именно человеческие взаимоотношения - залог богатства и разнообразия культур.
о подготовке проекта кафедры ЮНЕСКО при университете и об определении основных направлений сотрудничества вузов культуры и искусств с ЮНЕСКО. Он подчеркнул что не только признание дипломов и квалификаций специалистов является целью Болонских соглашений, их сверхзадача состоит в укреплении сотрудничества между странами, при этом особо важна культурная составляющая. Он также предложил при разработке проекта V симпозиума, который пройдет в Таджикистане, учитывать, что это событие находится под эгидой ЮНЕСКО. Было подчеркнуто, что миссия и роль ЮНЕСКО как раз и заключается в содействии в реализации таких проектов.
Р.Г. Абдулатипов подчеркнул, что к подготовке и проведению симпозиума будут привлечены вузы культуры и искусств не только стран СНГ но и всегс мирового сообщества. Для этого на симпозиуме, проходившем в данный момент в Париже, было принято решение о создании Международ ного клуба ректоров вузов культуры и искусств. Georges Haddad изложил порядок обращения в ЮНЕСКО через национальную комиссию с просьбой поддержать данный проект.
■ 1 1 Симпозиум
Вторая встреча состоялась в департаменте культуры была посвящена культуре и ее развитию. В беседе принял участие О.П Неретин, директор департамента образования и науки Министерства культуры Российской Федерации. Он рассказал, что в России работает более 50 институтов, университетов и академий, 300 колледжей, 5 тысяч детских школ культуры и искусств. В этой сети учатся более 1 млн, студентов. Она охватывает фольклорное чародное искусство, академическое искусство и другие направления. Большим достижением является региональная культура, представленная на местах самодеятельным творчеством. В вузах ведется также подготовка специалистов для библиотек и музеев Не считая школьных библиотек, в России работает 50 тыс. библиотек.
Олег Петрович Неретин подчеркнул, что самым крупным университетом культуры и искусств в Российской Федерации является МГУКИ, Организованные по инициативе этого университета симпозиумы вузов культуры и искусств стали большим международным событием, которые получили признание
вузовской общественности. Следующий симпозиум будет проведен в Таджикистане, по тематике он будет соответствовать содержанию работы ЮНЕСКО.
О.П. Неретин выразил надежду на поддержку ЮНЕСКО в развитии образовательных программ вузов культуры и искусств, создании крупных проектов по сохранению культурного наследия, инициатив по сохранению куль.тур-ного разнообразия.
I
Культура и образование
Встреча е Департаменте культуры ЮНЕСКО
Более того, было подчеркнуто, что предложенный проект отвечает требованиям ЮНЕСКО, гуманистическая цель которой и состоит в том, чтобы объединить не только культуру и образование, но и науку
В обсуждении приняла участие МесМЛс! Розз1ег Она отметила, что Россия очень много делает по сохранению культурного наследия, в чем она убедилась лично в 2005 году при посещении университетов Казани и Москвы. В эту деятельность активно включены вузы Восточной Германии Ирландии (Дублин), Италии (Турин), Китая и других стран. Университеты играют большую роль в программах ЮНЕСКО. Это только один из примеров деятельности
В А. Ремизе
Философская 6„шня сада ЮНЕСКО (Париж)
Из сада камней -В философскую вертикаль.
Роденовски скручиваюсь В мыслительную спираль И слышу шуршание времени, 3 ••уки пространства, дыхание зелени,
Стук сердец от аланов до инке Голос р&ки ш Ярославской глубинке. Звон родников и жужжание пчел, Пгчню акыно1 и скрип аеретел, Маму с/ >ю, как будто жг /ю, Вмесi с отцом. И coi ем молодую -
Слышу себа. И осходит мой ум К истинам дальним и к капищам дум. О, философия, дай вдохновенья, Вынеси знание в иде реченья, В форме молчания, в жанре звучания,
Чудом создания, кодом страдания И ниспошли ключ з прозрения двырь -Что надо д\ ють потом и теперь? Как и ¡ести злого смысле теченье? Думаю в сжатом до боли стремлении Но только гул раздается от стен Видно и башня провалена в плен Планов, прожоктав, программ и слоне с.
Мудрость пока нь > илась окрест Слышу шептание / »вмени ю >: Истина знает, где бур^т любовь, Там, где пребудет она ■ обретешь, Сразу дорогу -гуда не найдешь.
ЮНЕСКО. Но речь идет не только о материальном, но и о духовном наследии. Хотелось бы больше работать в этом направлении, отметила М. Rossier. Поэтому то, что во МГ/КИ создан факультет народного художественного творчества следует считать настоящим успехом.
Участники встречи в Департаменте культуры ЮНЕСКО
В России есть огромное количество народных промыслов, с которыми ЮНЕСКО работает. Проходят конкурсы и олимпиады под эгидой ЮНЕСКО, Университет мог бы найти свое место в процессе развития культуры в России.
Р.Г. Абдулатипов обратил внимание на то, что университет имеет весьма обширные программы подготовки специалистов для индустрии культуры, в том числе и для народных промыслов, создает гончарные мастерские, внедряет новые технологии. По его мнению, гдной из тем обсуждения может стать тем а раз-ития культурной индустрии, но в этих вопросах университет нуждается з поддержке. Университету важно обмениваться с сотрудниками ЮНЕСКО информацией о мероприятиях, проводимых: под эгидой ЮНЕСКО, Так, например, актуальной темой является создание электрон-м>ах книг, но это очень дорогой проект. Особое внимание в таких учебниках следует уделить ^"^ерактивным программам. Представляется, что такое направление могло бы стать совместным проектом МГУКИ - ЮНЕСКО.
Эту позицию поддержал ректор КазГУКИ, р.Р Юсупов, подчеркнув роль университетов жизни государства, национального и регионального сообществ Казань, где получил о эю прописку университет, возглавляемый Э.Р, Юсуповым, многонациональный город,
который с успехом выполняет функцию поддержания национальных меньшинств России В год Универсиады - 2013 он предпожил добавить культурно-образоватепьную составляющую и провести симпозиум вузов культуры и искусств в Казани.
Включение участников IV международного симпозиума в многоуровневый диалог с руководите лями департаментов и ведущими специалистами ЮНЕСКО в сфере образования и культуры - важный этап интеграции вузов культуры и искусств в мировое образовательное пространство.
В.А, Ремизов
Из Парижа Москве <идн е
Из Парижа она родней. И березы в Моем с л "в, Купола у нр'< золотей
Но а Париже дома кружевные, Но в Париже платыны паря -И проспекты его ■ лучевые, И оульварь/ г огнях гор г.
А Москва вм равно мшюь Хот шумн( -) и проч I наряд. И Парижа оне посильнее, И «Бистро^ помнят наших ребят.
Из Парижа спешу в Россию До свидания, гопловский град, Но грдом мне кивнет рассеянно, Но сог( ть отчий дом моня рад.
И, I ;ыхая московский воздух, И Париж вспоминаю не щщруг. Он красив. Но душою > - русский И парижский мне юздух • сух.