УДК 81
Ж.И. МОЖНОВА1, А.Л. ЛАТУХИНА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ОТЧЕТ О ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Аннотация. 27 марта 2015г. на базе факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина при поддержке Региональных отделений Общероссийских общественных организаций «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» Нижегородской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин». Проблема эффективного использования интеграции в современном образовании стала ключевой в выступлениях докладчиков. Были рассмотрены различные вопросы преподавания филологических дисциплин: теоретические аспекты проблемы интеграции, использование интеграционных технологий в рамках введения ФГОС, применение интеграционных технологий при подготовке к ЕГЭ по литературе и русскому языку, методика интегративного культурологического комментария художественного текста.
Ключевые слова: интеграционные технологии, мультимедийные образовательные технологии, интегративный культурологический комментарий художественного текста, универсальные учебные действия, новый стандарт педагога.
Z.I. MOZHNOVA1, A.L. LATUHINA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
REPORT ON THE RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE «INTEGRATION OF TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF PHILOLOGICAL DISCIPLINES»
Abstract. On March 27, 2015 on the basis of faculty of the humanities of NSPU them. K. Minin with assistance of Regional offices of the Russian public organizations "Association of Teachers of Literature and Russian" and "Association of Teachers of Russian and Literature of the Higher School" of the Nizhny Novgorod Region there took place the Russian scientific and practical conference «Integration of technology in the teaching of philological disciplines». The problem of effective use of integration in modern education became key in speeches of speakers. Various questions of teaching philological disciplines were considered: theoretical aspects of a problem of integration, use of integration technologies within introduction of FGOS, application of integration technologies by preparation for Examination on literature and Russian, a technique of the integrative cultural comment a literary text.
Keywords: integration technologies, multimedia educational technology, integrative cultural commentary a literary text, universal educational actions, new standard of the teacher.
На факультете гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина 27 марта 2015г. при поддержке Региональных отделений Общероссийских общественных организаций «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» Нижегородской области состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин».
В конференции приняли участие преподаватели вузов, аспиранты, студенты, учителя школ Нижнего Новгорода, Минска, Москвы, Ярославля, а также учащиеся школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
С приветственным словом к участникам конференции выступили доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ им. К. Минина Н.М. Ильченко и доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи НГПУ им. К. Минина Н.Е. Петрова.
На пленарном заседании были прослушаны доклады д. пед. наук, проф. Н.Ю. Русовой («Интеграция в дидактике: причины и последствия»), д.фил. н., проф. Н.Е. Петровой («Интеграционные технологии в свете нового стандарта педагога»), посвященные теоретическим аспектам проблемы интеграции в современном филологическом образовании; доклады к.ф.н. доц. Т.И. Торопкиной («Методика подготовки к ЕГЭ по литературе») и учителя русского языка и литературы Е.А. Усенко («Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в рамках элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста»), представляющие трансляцию опыта подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе; а также доклады к.ф.н, доц. А.Л. Латухиной («Использование интеграционных технологий в моделировании уроков литературы в рамках ФГОС») и учителя русского языка и литературы В.В. Ростуновой («Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках языка и литературы»), посвященные внедрению ФГОС в средней школе.
Всего на конференции прозвучало более 30 докладов, затрагивающих самые разные аспекты современного филологического образования: интеграция словесности и ИКТ-технологий в школе, культурологический комментарий художественного текста, интеграционные технологии в системе подготовки учителей-словесников, развитие коммуникативных умений учащихся, специфика преподавания русской литературы в полиэтнических группах среднего профессионального образования.
Работой секций руководили д.ф.н., проф. Н.Е. Петрова, учитель русского языка и литературы В.В. Ростунова, к.ф.н., доц. Ж.И. Можнова, к.ф.н., доц. А.Л. Латухина, д.п.н., проф. Н.Ю. Русова, к.ф.н., доц. М.А. Маслова.
В рамках конференции прошел круглый стол для учащихся школ «Учитель русского языка и литературы: каким он должен быть?», на котором вызвали живую дискуссию вопросы о роли учителя в современной школе, о подготовке и оценке итогового сочинения по литературе, а также о том месте мультимедийных технологий, которые они должны занимать в современном образовании.
Преподаватели и студенты НГПУ им. К. Минина, а также учителя Нижнего Новгорода и Нижегородской области проявили интерес к конференции и были активными ее участниками.
На заключительном заседании говорилось о значительных научно-методических результатах конференции и целесообразности публикации сборника статей по итогам работы.
В сборнике по итогам конференции представлены статьи, в которых рассматриваются следующие проблемы: интеграционные технологии в свете нового стандарта педагога, использование интеграционных технологий в средней школе и вузе, интегративный культурологический комментарий художественного текста.
В статье «Интеграция в дидактике» профессор Н.Ю. Русова (НГПУ им. К. Минина) объясняет причины широкого распространения дидактической интеграции, некоторые негативные последствия этого и способы их минимизации.
Статья «Интеграционные технологии в свете нового стандарта педагога» профессора Н.Е.Петровой (НГПУ им. К. Минина) посвящена анализу факторов, обусловливающих интеграционный характер профессиональной деятельности учителя русского языка в средней школе. Автор статьи считает неправомерным отсутствие в стандарте педагога такого трудового действия, как обучение основам теории русского языка; констатирует некоторую
сниженность эксплицированных там требований к собственно лингвистическим знаниям учителя и подчеркивает необходимость таких знаний для успешного преподавания русского языка в средней школе.
Доцент Е.С. Романичева (Москва, ГОУ ВПО МГПУ) обосновывает необходимость обучения школьников работе с текстами новой природы в рамках образовательного процесса и определяет условия, при которых работа с такими текстами будет успешной.
В статье «Развитие коммуникативных умений учащихся: анализ изображения коммуникативной ситуации в произведениях и иллюстрации к нему» доцент Ю. А. Филонова (Ярославль, ЯРГПУ) показывает, как использование интеграционных технологий на уроках литературы способствует обогащению представлений школьников о диалоге и развивает их речевые навыки.
Проблемам внедрения ФГОС в практику преподавания русского языка и литературы посвящена статья доцента А.Л. Латухиной (НГПУ им. К. Минина) о проектировании уроков литературы с использованием интеграционных технологий с учетом формирования УУД (универсальных учебных действий), а также статья учителя русского языка и литературы В.В. Ростуновой (Нижний Новгород) о самостоятельной деятельности учащихся как основе современного образования.
В статье доцента Е.А. Гутиной (НГПУ им. К. Минина) представлена методика анализа художественного концепта, основанная на принципах филологического анализа текста. Автор статьи показывает, как раскрывается содержание и индивидуально-авторская специфика концепта в процессе последовательного применения приемов лексико-семантического анализа к художественному тексту.
Исследованию методического потенциала концепта и возможности его практического использования при анализе художественного текста на уроках литературы посвящает свою статью учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Нижнего Новгорода Л.В.Смирнова.
Статья заведующего учебно-методическим отделом Нижегородского государственного инженерно-экономического института Н.Г. Перевозчиковой посвящена осмыслению важнейших приемов введения литературно-краеведческого материала на уроке русской литературы в полиэтничных группах средних профессиональных учебных заведений.
Профессор М.П. Жигалова (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина») в статье «Берлинские страницы жизни и творчества В. В. Маяковского: филологический и дидактический контекст» предлагает дидактический сценарий занятий в поликультурной образовательной среде.
Вопросы, связанные с развитием интеграционных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин в средней школе и в вузе, стали объектом внимания в статьях Н.В. Курылевой (НГПУ им. К. Минина), Н. В. Шолиной (НГПУ им. К. Минина), Е.А.Толикиной (Нижегородский государственный инженерно-экономический университет).
Проблема интеграционного культурологического комментария художественного текста нашла отражение и в статьях Ж. И. Можновой (НГПУ им. К. Минина), Д. М. Шевцовой (НГПУ им. К.Минина), Т. Е. Дряхловой (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 55), Л.А.Страховой (Нижний Новгород, МБОУ СОШ № 35), Ю. А. Алексеевой и Ю. А. Мантуровой ( Нижний Новгород, МБОУ гимназия № 1).
Примером интеграции словесности и ИКТ-технологий Л. М. Бормотина (Нижний Новгород, МБОУ лицей № 8) считает классную компьютерную газету. В своей статье учитель доказывает, что развитие понимания деятельности СМИ способствует формированию у учащихся широты кругозора, развитию интеллекта, готовит их к активной общественной и профессиональной деятельности.
Проблема литературного творчества в практике преподавания культуры речи стала объектом внимания доцента Л. Н. Бересневой (НГПУ им. К. Минина). Автор раскрывает возможности использования текстов, созданных в жанре хокку, в процессе развития письменной речи студентов, активизации экспрессивных и изобразительных возможностей их словаря.
Методические разработки интеграционных уроков, сопровождающихся мультимедийными презентациями, представили учителя Килемарской средней общеобразовательной школы (Республика Марий Эл) Т. П. Лаптева и М. Н. Петухов, а также педагог дополнительного образования О.В. Маркевич (Москва).
Материалы, изложенные в статьях участников конференции, характеризуются ярко выраженной практической направленностью и могут найти достойное применение в педагогической практике образовательных учреждений всех видов и уровней.
© Можнова Ж.И., Латухина А.Л., 2015
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Можнова Жанна Игоревна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: zmozhnova@mail. га
Латухина Анна Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Mozhnova Zhanna Igorevna - PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian language and culture speech, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: zmozhnova@mail. ru
Latuhina Anna Leonidovna - PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian and foreign Philology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: alatuhina@yandex. ru