УДК 371.485
Александр Тимофеевич Тутатчиков
Управление образования Ленинского района г. Челябинска
Сергей Григорьевич Молчанов Челябинский государственный педагогический университет
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ,
ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИИ СОЦИАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАМКАХДЕТСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙКОМПАНИИ 2012 ГОДА
В Г. КОПЕЙСКЕ
В статье обсуждается практика использования методик ОСС и ОС в рамках детской оздоровительной компании в городской муниципальной образовательной системе г. Копейска, а также анализируются возможности компаративного анализа индивидуальных и групповых экспертных позиций воспитанников для оценивания социализован-ности и эффективности социального вмешательства.
Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание, социальное вмешательство, социальный заказ, дельта увеличения/уменьшения выраженности позитивных социальных компетенций.
Социализация и образование - это два процесса, идущие параллельно и взаимно-ин-дуцирующие друг друга. При этом они не прекращаются, не прерываются никогда, а только, время от времени, занимают доминирующую позицию один по отношению к другому. Один как бы «притухает», а второй проявляется ярче.
Так, можно сказать, что процесс образования доминирует с 1 сентября по 31 мая для обучающихся в общеобразовательном учреждении или, если сказать мягче, имеет более высокую выраженность, по отношению к социализации. В летние месяцы он, как бы, «притухает» и начинается доминирование социализации. При этом можно заметить, что если образование имеет дискретный характер, то социализации недискретна.
Оба эти процесса разворачиваются независимо от воли и сознания взрослых, педагогов. Однако ускоряются при их вмешательстве. Это «социальное вмешательство» (Ж. Ладсу) может быть реализовано двумя глобальными способами: воспитание и обучение. Процесс социализации предполагает своим результатом социализованность, т. е. освоенность социальных компетенций; а образование - образованность, т. е. освоенность образовательных компетенций.
Таким образом, содержание образования можно определить как совокупность образовательных компетенций или совокупность знаний, умений и навыков, подлежащих освоению.
Это определение не противоречит тому, что зафиксировано в «Программе развития Российского образования на период до 2010 года» и в ряде других документов: ...цель образовательного учреждения - обеспечить освоение «знаний, умений и навыков, т. е. «ключевых» компетенций».
По аналогии можно определить и содержание социализации: это совокупность социальных компетенций
С целью определения социальных компетенций, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутри-
© А. Т. Тутатчиков, С. Г. Молчанов, 2012.
групповых компетенций, была проведена процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС) С. Г. Молчанова (3; 4). Эта методика (рис. 1) позволяет нам ответить на вопрос - ЧТО воспитывать?, т. е. позволяет определить содержание социализации. Таким образом, методика ОСС позволяет определить содержание социализации, причем в конкретной группе воспитанников, «здесь и сейчас».
Подчеркнем, что в современном социализационном процессе имеют место две лакуны: первая - не определено содержание социализации; вторая - отсутствие инструмента для оценивания социализованности, т.е. освоенности этого содержания (рис. 1).
Преподавание
Учение
Рис. 1.
На рис. 1 мы выделили в верхней линии - «воспитание» - эти две лакуны при помощи стрелок (крайние вверху, слева и справа).
И еще одна стрелка (вверху, посередине) и пониже нее два вопросительных знака фиксируют и то, что проблема воспитания является малоизученной, поскольку нет наименований деятельности педагога (воспитателя) и деятельности воспитанника. По аналогии с наименованиями деятельности педагога - «преподавание» - и деятельности обучающегося - «учение» - в «обучении»: нижняя линия (рис. 1). Но это предмет особого рассмотрения и исследования.
В экспертном оценивании принимали участие воспитанники детских оздоровительных лагерей г. Копейска (МОУ СОШ 32 (отряды № 1, 2,3,4); МОУ СОШ № 14 (отряд № 1); МОУ СОШ № 38, а также СЮТ; СДЮШОР по дзюдо; ЛЮБАВА; ДЕЛЬФИН) летом 2012 года.
Воспитанникам был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций [3. С. 23], из которых они должны были выбрать те, «которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (сверстнице)» (3; 4; 5).
Перечень социальных компетенций
Качества
Женские Универсальные Мужские
1 2 3
Верность Активность Основательно сть Агрессивность
Доверчивость Беззаботность Ответственно сть (конструктив.)
Женственность Беспечность Открытость ума Амбициозно сть
Жизнерадостность Бодрость Привлекательно сть Аналитично сть
Забота о людях Быстрота в Прямота Атлетичность
Застенчивость принятии решений Пунктуально сть Вера в себя
Инфантильно сть Великодушие Работоспособность Дух соревнования
Любовь к детям Во сприимчиво сть Развитая интуиция Индивидуализм
Мягкость Вспыльчиво сть Развитое Мужественно сть
Нежность Высокая мораль воображение Наличие
Нелюбовь к брани Готовность к Романтично сть собственной
(ругательствам) действию Светскость позиции
Очаровательность Гуманность Серьезность Напористость
Обаяние Демократично сть Скромность Независимо сть
Привязанность Дисциплини- Тактичность Сила
Сострадание рованность Терпеливость Сильная личность
Способность Доброта Терпимость Склонность вести за
утешать Живость (толерантность) собой
Теплота Задумчивость Трудолюбие Склонность к
Тихий голос Зрелость Убежденность доминированию
Умение понимать Импульсивно сть Уважительно сть Склонность к риску
других Искренность Уверенность в себе Способность к
Умение Искушенность Ум лидерству
сочувствовать Консервативность Умеренность Способность
Умение уступить Культурность Упорство защищать свои
Модность Честность взгляды
Надежность Чистоплотно сть Умение полагаться
Напряженно сть Чувство юмора только на свои силы
Необычность Шутливость
Неторопливо сть Широта взглядов
Общительно сть Экстравагантно сть
Оживленно сть Энергичность
Оптимизм Яркость
Опытность
Рис. 2
В предложенном перечне (рис. 2), отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому воспитаннику, как эксперту, следовало, «сложить» некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» «портреты», опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а, с другой стороны, на свои субъективные представления.
Заметим, кстати, что соотнесение избранных экспертом (воспитанником) субъективных представлений с общечеловеческими дает представление (информацию) о векторе социализации этого воспитанника. А соотнесение (его же) избранных субъективных представлений с избранными представлениями большинства экспертов ( воспитанников этой же группы) дает представление (информацию) о «разбросе» вектора отдельного эксперта (воспитанника) и векторагруппы (всех воспитанников).
Вектором социализации мы называем направление динамики социальных компетенций.
Далее на основе экспертной оценки (экспертами выступили воспитанники), был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения этих экспертов) компетенций, для формирования эталонного социального портрета личности а) мальчика и б) девочки. При этом речь идет о сверстниках и сверстницах.
Отбор групповых представлений осуществляется подсчетом количества выборов компетенций (качеств, т.е. слов из перечня (рис. 2), получивших наибольшее количество выборов. Иэто и есть вектор социализации группы.
Сейчас же мы остановимся на обсуждении данных полученных по методике ОСС С.Г. Молчанова (3; 4; 5) о наборах качеств, которые бы хотели видеть в своих сверстниках (-ицах) участники экспертного оценивания.
В экспертом оценивании (опросе) приняли участие группы экспертов: мальчики и девочки различных возрастов из семи ДОЛов (возраст: от 8 до 14 лет (см. табл. 1). Группы экспертов были сформированы по основанию: 1) гендерность (мальчики, девочки), 2) принадлежность к возрастной группе (табл. 1).
Таблица 1
Состав группы экспертов по полу и возрасту
№ п/п Группы Возраст Мальчики Девочки
1. МОУ СОШ №32
1.1.2. Отряд № 1 8-9 12 8
1.2. Отряд № 2 8-9 8 14
1.3. Отряд № 3 8-9 9 13
1.4. Отряд № 4 8-9 7 16
2. МОУ СОШ № 14 (отряд № 1) 8-9 8 12
3. МОУ СОШ №38 8-10 8 7
Итого 52 70
4. СЮТ 8-9 20 14
5. СДЮШОР по дзюдо 10-12 13 1
6. ЛЮБАВА 12-14 - 17
7. ДЕЛЬФИН 12-14 7 5
Итого 57 20
Первая итерация (всего) 109 90
Вторая итерация (всего) 57 20
В рамках настоящего исследования предполагалось проведение двух итераций. Первая итерация проводилась с применением методики отбора содержания социализации (ОСС). Вторая - с применением методики оценивания социализованности (ОС). В первой итерации принимало участие 109 экспертов (воспитанников); во второй - 57 (табл. 1) В рамках первой итерации (4; 5) задание было сформулировано следующим образом: «Отобрать из предложенного перечня (рис. 2) слова, фиксирующие позитивные социальные компетенции (качества), которыми должен (-на) обладать мальчик (девочка) и (или)
которые эксперту хотелось бы видеть в мальчике (девочке)». Таким образом, предполагалось собрать субъективные экспертные оценки каждого эксперта, и, суммировав их, объективизировать экспертную позицию каждой возрастной группы экспертов, отдельно, и всех групп экспертов, вместе, относительно социальных компетенций, которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (-ице).
По итогам первой итерации были получены следующие данные (табл. 2): мы приводим их ниже в виде таблицы.
Таблица 2
№ п/п Группы Мальчики Девочки
1. МОУ СОШ № 32
1.1.2. Отряд № 1 Атлетичность Вера в себя Дух соревнования Независимость Сила Способность к лидерству Напористость Умение полагаться на свои силы Склонность вести за собой Мужественность Верность Женственность Нежность Обаяние Застенчивость Мягкость Теплота Способность утешать Привязанность Любовь к детям
1.2. Отряд № 2 Мужественность Сила Вера в себя Напористость Независимость Дух соревнования Сильная личность Агрессивность (контстр.) Атлетичность Умение полагаться на свои силы Верность Доверчивость Женственность Забота о людях Любовь к детям Нежность Обаяние Теплота Жизнерадостность застенчивость
1.3. Отряд № 3 Атлетичность Умение полагаться на свои силы Вера в себя Дух соревнования Индивидуализм Мужественность Независимость Напористость Сила Склонность к риску Доверчивость Любовь к детям Верность Жизнерадостность Забота о людях Нежность Женственность Мягкость Обаяние Тихий голос
№ п/п Группы Мальчики Девочки
1.4. Отряд № 4 Сила Вера в себя Муже ственно сть Напористость Сильная личность Дух соревнования Агрессивность (констр.)\ Аналитично сть Независимость Склонность вести за собой Любовь к детям Забота о людях Женственность Нежность Жизнерадостность Доверчивость Верность Мягкость Теплота Застенчивость
2. МОУ СОШ № 14 (отряд №1) Мужественность Вера в себя Сила Ум Бодрость Доброта Честность Энергичность Трудолюбие Дух соревнования Верность Женственность Жизнерадостность Нежность Умение понимать других Доверчивость Теплота Доброта Ум Умение сочувствовать
3. МОУ СОШ №38 Сила Мужественность Склонность вести за собой Доброта Сильная личность Ум Активность Бодрость Готовность к действию Честность Умение понимать других Умение уступить Забота о людях Нежность Доброта Искренность Ум Честность Шутливость Чувство юмора
Всего экспертов 52 70
4. СЮТ Верность Доброта Ум Любовь к детям Муже ственно сть Забота о людях Сила Вера в себя Активность Нежность Верность Доброта Ум Любовь к детям Мужественность Забота о людях Сила Вера в себя Активность Нежность
№ п/п Группы Мальчики Девочки
5. СДЮШОР по дзюдо Сила Женственность Мягкость Активность Бодрость Доверчивость Нежность Общительность Ум Вера в себя Сила Женственность Мягкость Активность Бодрость Доверчивость Нежность Общительность Ум Вера в себя
6. ЛЮБАВА Нет данных, т.к. в этом ДОЛе были только девочки. Верность Умение понимать других Теплота Ум Умение сочувствовать Любовь к детям Нежность Общительно сть Оптимизм Умение уступить
7. ДЕЛЬФИН Уверенность в себе Сила Мужественность Агрессивность (констр.) Умение полагаться на свои силы Доброты Способность к лидерству Активность Чувство юмора Честность Верность Умение понимать других Теплота Ум Умение сочувствовать Любовь к детям Нежность Общительно сть Оптимизм Умение уступить
Всего экспертов 57 20
Первая итерация 109 90
Вторая итерация 57 20
В рамках первой итерации мы получили информацию (табл. 2) о конкретных векторах желаемой социализации, которые выразились в наибольшем количестве выборов для «мужского портрета» следующих компетенций: «мужественность», «атлетичность», «сила» и т.д.; для «женского портрета» - «женственность», «верность», «мягкость», «теплота» и т. д. При этом можно видеть, что в разных группах воспитанников эти качества (социальные компетенции) заняли различные места в иерархии.
Поскольку во всех приведенных выше ДОЛах методика ОСС была проведена не совсем корректно, то данные, полученные по итогам обработки полученных сведений могут представлять интерес только с точки зрения отобранного содержания социализации. Это означает, что воспитатели (педагоги и руководители) этих учреждений получили информацию о том, на какие «мишени» должна была ориентироваться их воспитательная работа. Т. е. «заказчик» - в нашем случае это конкретная группа мальчиков и (или)
девочек - назвал основные референтные компетенции, увеличение выраженности которых была бы для него («заказчика») желательной.
Только в ДОЛах «ЛЮБАВА» и «ДЕЛЬФИН» была проведена корректно и методика ОСС, и методика ОС, поэтому дальнейшее обсуждение будет опираться на данные, полученные в этих двух учреждениях.
Девочки (воспитанницы: 12-14 лет): итоги выбора социальных компетенций -«женский портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)
Качества референтные для воспитанниц: ДОЛ «ЛЮБАВА»
Мальчики Девочки
НЕТ Верность
Умение понимать других
Теплота
Ум
Умение сочувствовать Любовь к детям Нежность Общительно сть Оптимизм Умение уступить
Рис. 3
Отметим, что в ДОЛе «ЛЮБАВА» была только группа из 17 девочек, поэтому в рис. 3 представлены только «женские» компетенции. Это сводный перечень наиболее часто повторившихся «выборов» этих 17-ти девочек ДОЛа «ЛЮБАВА». Участие девочек в экспертном оценивании показало, что у них есть проблема в понимании смыслов многих слов, обозначающих позитивные социальные компетенции (качества), например, таких как: «инфантилизм», «очаровательность», «беззаботность», «беспечность», «высокая мораль», «развитая интуиция», «терпимость», «экстравагантность», «амбициозность». Из перечня женских, по преимуществу, качеств девочки выбрали только пять: «верность» (77 %) и «теплота» (75%), «любовь к детям» (73 %) «нежность» (69 %), «умение уступить» (67 %) (рис 2, столб. 1). Все остальные «выборы» - из перечня универсальных (рис. 2., столб. 2).
При этом, ими не отмечаются такие женские качества как: «умение сочувствовать», «умение понимать других», «способность утешать», «мягкость», «очаровательность» и др., хотя они есть в перечне (рис. 2., столб. 1).
Но, как бы там ни было, мы ответили на первый вопрос: каким хотят видеть содержание и вектор социализации девочки конкретного ДОЛа «ЛЮБАВА» (рис. 4). Таким образом, педагоги получили информацию о содержании и направлении их социализаци-онного вектора.
И, если автосоциализационная деятельность воспитанниц ДОЛа «ЛЮБАВА» ориентирована на «верность», «умение понимать других», «теплоту» и т. д. (рис. 3), то это и есть содержание социализации, которое должно быть поддержано социализатор-ской деятельностью (воспитательной, как мы ее называем по устаревающей традиции) педагогов ируководителейучреждения.
Преподавание
Учение
Рис. 4
Таким образом, определение содержания социализации выглядит уже не как абстрактное определение того, какие социальные компетенции мы, педагоги и взрослые, руководители государства и политики, хотели бы видеть в подрастающих поколениях, в данном случае в девочках 12-14 лет, а, как конкретный социальный заказ этой группы девочек, «здесь и сейчас». Девочек г. Копейска, из ДОЛа «ЛЮБАВА», летом 2012 года: единство действия, времени и места. Мы подчеркиваем это, чтобы сделать понятным, что воспитывать нужно здесь и сейчас, а не с учетом будущей перспективы (прожектерство), и не с запаздыванием (ретардация), а исходя из реального, конкретного актуального социального заказа.
Таким образом, методика ОСС позволяет собрать реальную, актуальную информацию о желаемом («здесь и сейчас») состоянии объекта «социализованность» (рис. 5).
Методика отбора содержания социализации(ОСС)
позволяет ответитьнавопросЧТО?:
• Сформировать и сформулировать социальный заказ в виде перечня позитивных социальных компетенций;
• Учесть принцип ГЕНДЕРНОСТИ;
• Обеспечить индивидуализацию воздействия.
Рис. 5
После этого, использование методики оценивания социализованности (ОС) мы получаем информацию о выраженности социальных компетенций у каждой воспитанницы ДОЛа «ЛЮБАВА» (рис. 6).
Мы получили информацию, что выросла выраженность именно «женских» компетенций. В целом дельта У составила 0,576471. Таким образом, методика ОС позволяет нам получить информацию не о количественных, но о качественных изменениях социализованности.
Сводный протокол степени выраженности основных и гендерных качеств у воспитанниц ДОЛа «ЛЮБАВА»(17 оцениваемых)
Качества личности Имена девочек
Начало смены Конец смены Дельта У Гендерные качества
Верность 6,0 6,4 0,4 0,4
Умение понимать других 5,3 6,16 0,86 0,86
теплота 5,3 6,19 0,89 0,89
Ум 5,4 6,11 0,71
Умение сочуствовать 6,01 6,12 0,11 0,11
Любовь к детям 4,9 6,34 1,44 1,44
Нежность 5,7 6,39 0,69 0,69
Общительность 5,6 6,19 0,49
Оптимизм 6,02 6,17 0,15
Умение уступить 5,9 5,91 0,01 0,01
Среднее значение выраженности качеств в группе 5,694118 6,2705588 0, 576471
Рис. 6
Ведь социализованность можно представить, как объект содержащий одновременно и хорошее, и плохое. Педагогу важно увеличивать хорошее. Его задача - не сформировать качество. Это невозможно, но можно задать вектор движения. А векторов-то всего два: позитивный и негативный. Педагог не формирует, но задает вектор движения. Поэтому его «вмешательство» в социализацию будет адекватным, если оно не опережает (прожективное) и не запаздывает (ретардантное), а актуализирует имеющиеся векторы социализации и а) «провоцирует», «эвоцирует» (А. де Лагардери), актуализирует ранее накопленные представления о позитивных социальных компетенциях и мультиплицирует их, б) увеличивает количество представлений о возможных позитивных способах поведения и в) «провоцирует», актуализирует позитивные действия (поступки) воспитанника.
Степень выраженности основных гендерных качеств у воспитанника К.
Рис. 7
На рис. 7 можно видеть, что педагогу (в сочетании с другими факторами влияния) удалось спровоцировать увеличение количества поступков, в которых проявились компетенции - «дух соревнования», «независимость», «мужество», которые и были отмече-
ны сверстниками (-ицами) в их экспертных оценках, и объективизированы с помощью методики ОС.
Таким образом, мы получили ответ на вопрос, как измерить социализованность или выраженность позитивных социальных компетенций (рис. 8). Предъявляя эту информацию воспитаннику, мы актуализируем в его сознании понимание себя глазами сверстников. Мы можем сказать ему: «Совершай поступки, в которых проявляет себя то или иное качество по отношению к твоим сверстникам и сверстницам и тогда оценка выраженности этих качеств у тебя в глазах тебя окружающих будет расти, увеличиваться. Тем комфортнее ты будешь чувствовать себя в этой референтной для тебя группе. Веди себя по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы и они себя вели по отношению к тебе».
И поскольку речь все время идет о качествах позитивных и мы говорим: «Они у тебя есть! Но их выраженность ты можешь «нарастить», «увеличить», постольку никакого негатива в воспитаннике не возникает. Как это, например, неизбежно возникает, когда педагог указывает воспитаннику только на его негативные компетенции. А. С. Макаренко говорил, что к воспитаннику нужно «подходить с позитивной гипотезой».
Преподавание
Учение
Рис. 8
Рис. 8 показывает, что проблема измерения социализованности решена на уровне инструментального обеспечения. Лакуна «заполнена» новацией, инновацией, прошла экспертизу и может стать традицией в измерении социализованности. Ведь управлять - это, прежде всего, измерять (Ж. Ладсу). Методика ОС дает нам и воспитаннику объективизированную информацию о состоянии объекта оценивания - «социализованность конкретного воспитанника (ицы)» - на основе метода экспертных оценок. Для получения достоверной информации о состоянии объекта нам достаточно и 5 экспертных оценок. В нашем случае их было 17, что делает инструмент - методика ОС - необходимым и достаточным для получения достоверной оценки.
Таким образом, методика ОС (рис. 9), отличается следующими основными признаками.
Методика оценивания социализованности детей (подростков, юношей (девушек)
позволяет ответить на вопрос КАКОВ?:
• Оценить выраженность каждой компетенции у каждого обучающегося (воспитанника (-ицы);
• Объективизированное^ оценивания достигается за счет реализации принципа реципрокности.
Рис. 9
Таким образом, мы обсудили технологию оценивания и формирования позитивных социальных компетенций, которая состоит из двух последовательных процедур и воплощена в двух методиках: ОСС и ОС.
Что же нам дает использование этих методик, кроме того, что в них заложено. Возникает дополнительный эффект, который позволяет нам фиксировать в виде дельты У (дельты увеличения/уменьшения) выраженности социальных компетенций, но именно, позитивных. Таким образом, дельта У становится опосредованной оценкой эффективности, интенсивности педагогического вмешательства в процесс социализации и позволяет оценить его по так называемому «конечному результату».
Приведем в качестве примера (рис. 10) итоги взаимного оценивания выраженности позитивных социальных компетенций мальчиков, воспитанников ДОЛа «ДЕЛЬФИН» (лето 2012 г.).
Степень выраженности основных и гендерных качеств у воспитанников: ДОЛ «ДЕЛЬФИН» (7 оцениваемых)
Качества личности Имена мальчиков
Руслан Влад Костя Стас Никита Дима Володя Максим Всего
1. Уверенность в себе 6,5 5,1 4,2 4,1 3 5,2 6,8 5,8 40,9
2. Сила 7,1 5,8 3,9 2,7 3,9 6,9 6,2 6,2 43,0
3. Мужественность 6,6 4,8 3,4 3,9 3,3 6 6,3 6,2 40,4
4. Агрессивность (констр.) 4,3 6,2 5,3 5 3 5,1 6,7 6,6 44,0
5. Полагаться на свои силы 6,5 5,3 4,1 3,9 3,5 6,4 7 6,5 43,2
6. Доброта 5,4 4,7 3,2 3,7 4,1 5 5,5 4,5 36,1
7. Способность к лидерству 6,9 5,2 3,8 3,2 4,5 6,9 6,6 6,1 43,2
8. Активность 3,5 3,1 3,5 3 5,7 5,6 3,8 4,8 33,0
9. Чувство юмора 5,1 4,9 3,3 3,9 1,6 6,5 5,6 6,2 37,0
10. Честность 6,9 4,6 3,8 4,8 3,2 6,7 5,7 6,5 42,5
Всего 60,5 49,7 38,5 38,2 35,8 60,3 60,2 59,4 422,6
Среднее значение, полученное от деления суммы всех баллов на 10 6,05 5,97 4,85 3,82 3,58 6,03 6,02 5,94 42,26
Рейтинг обучающегося 1 5 6 7 8 2 3 4
Среднее значение выраженности качеств в группе Начало смены - 6,128571; Конец смены - 6, 142857
Рис. 10
Суммирование всех полученных числовых значений (рис. 10), отражающих выраженность всех качеств у каждого члена группы и их деление на количество членов группы позволило нам в начале и конце смены получить «средние значения выраженности всех 10 качеств» (социальных компетенций) у всех членов именно этой группы, «здесь и сейчас»: они составили (нижняя строка рис. 10) 6,128571 (начало смены) и 6,142857 (конец смены).
Таким образом, дельта У выраженности позитивных компетенций, во -первых, указывает нам на самое главное - произошло ли под влиянием педагогического вмешательства (в виде организации летней оздоровительной компании, в виде специально организованного процесса воспитания) изменение выраженности позитивных социальных компетенций; во-вторых, нам важно увидеть «вектор» дельты а) в сторону увеличения и б) в сторону уменьшения позитивной социальной компетентности; в-третьих, нам становится очевидной интенсивность педагогического вмешательства или эффективность педагогической деятельности педагогического персонала ДОЛа (рис. 11).
Оценивание дельты- У
(увеличения/уменьшения) (ДЕЛЬФИН)
Первый замер
• 6,128571
Следующий замер:
• 6,142857
Началоо смены •6,128571
Конец смены > •6,142857
• 0,014286
Дельта У
Дельта увеличения
(уменьшения)
+ 0, 014286
Рис. 11
На рис. 11 мы видим, что сравнения данных замеров (измерения) выраженности социальных компетенций в начале периода и в конце периода социального (педагогического) вмешательства позволяет нам установить дельту увеличения/уменьшения этой выраженности. Следовательно, можно сделать вывод об эффективности специально организованной воспитательной работы в этой группе воспитанников.
Собрав информацию из различных ДОЛов (образовательных учреждений) мы можем оценить эффективность воспитательной работы в каждом учреждении и сравнить учреждения между собой по основанию - увеличение позитивной социальной компетентности воспитанников в учреждении. Эта информация позволяет нам установить рейтинг каждого образовательного учреждения. Далее можно принимать управленческие решения относительно того, опыт какого учреждения подлежит изучению и тиражированию (рис. 12).
Фиксация Оценивание эффективности работы в ДОЛе
№№ п\п Наименован ие ДОЛа Начало смены Конец смены Дельта У Рейти нг
1. Дельфин 6,128571 6,142857 + 0,014228 2
2. Любава 5,694118 6,2705588 + 0,576471 1
Рис. 12
Таким образом, орган управления образования может с определенной (установленной им) периодичностью получать информацию о состоянии воспитательной работы в образовательном учреждении и сложившейся социокультурной среды в микрорайоне образовательного учреждения.
Эта информация может представлять интерес не только для органа управления образования, но и для органов управления культурой, молодежной политикой, правоохранительных органов (в частности, детской комнаты полиции) ит.д.
Итак, использование методики ОСС позволило нам ответить на вопрос, который волнует каждого педагога, начинающего воспитательную работу с детьми. Этот вопрос традиционно педагоги задают детям в начале лагерной смены: «Дети! А какие мероприятия вы хотели провести вместе со мной в этой смене?». Дети начинают что-то предлагать, соглашаться или не соглашаться друг с другом, спорить... В итоге, педагог все это выслушав, формирует план воспитательной работы, который представляет собой перечень мероприятий. Как они будут реализованы, на формирование каких социальных компетенций они повлияют. никто не знает.
Методика же ОСС предполагает, что вопрос, который формулируется в адрес детей выглядит принципиально по-новому: «Какие качества вы хотели бы, чтобы я (педагог) помог вам либо сформировать, либо увеличить степень их выраженности.?».
При этом методика ОСС позволяет провести различение в социальном заказе мальчиков и девочек, поскольку по ее итогам появляются два перечня качеств (социальных компетенций), которые условно можно назвать «мужской портрет» и «женский портрет».
И, наконец, по ее итогам можно видеть и то, на какие социальные компетенции ориентирован каждый ребенок (рис. 4), вектор его социализации.
При этом, некоторые предварительные выводы и суждения можно сделать уже сейчас:
1. Девочки выбирают больше собственно женских качеств для «женского портрета» и собственно мужских - для «мужского». Нам представляется, что это связано с тем, что они находятся в фертильном возрасте. И это один из факторов, предопределяющих такой выбор.
2. Воспитанники (-ицы), как девочки, так и мальчики, совсем не имеют или имеют неполные теоретические представления о некоторых социальных компетенциях (качествах личности), что означает, что педагогам следует в рамках социализационных занятий больше внимания уделять разъяснению и организации освоения смыслов позитивных социальных компетенций, качеств. Ведь чем больше у обучающихся представлений о той или иной социальной компетенции, тем больше их социальная компетентность.
3. И, наконец, в различных возрастных группах избираются различные наборы компетенций и для «мужского», и для «женского» «портретов». И это означает, что в отборе содержания социализации для каждой возрастной группы воспитанников существуют акценты, которые не могут быть оставлены без внимания со стороны воспитателей и педагогов в определении содержания воспитательных воздействий в рамках социализационных занятий.
Кроме того, мы можем фиксировать, что во всех группах экспертов (табл. 6, 11) относительно «женского портрета» совпадают четыре (40%) выбора социальных компетенций: «любовь к детям», «доброта», «надежность» и «забота о людях», а для мужского портрета пять (50 %) выборов: «надежность», «трудолюбие», «мужественность», «доброта» и «вера в себя». При этом «доброта» и «надежность» оказались важными универсальными компетенциями и для «женского» и для «мужского портретов».
Не эти ли социальные компетенции являются такими востребованными в сегодняшнем российском обществе и не являются ли они фундаментом для создания хорошей российской семьи.
Таким образом, методика ОСС С. Г. Молчанова позволяет зафиксировать позиции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) относительно референтных социальных компетенций. Следовательно, появляется возможность корректировать воспитательное воздействие педагогов, делать его более адекватным социальному заказу.
Список литературы
1. Закон РФ “Об образовании” [Текст] // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. 2-е изд. 104 с.
2. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева//Челябинский гуманитарий. -2009. -№2 (8). - С. 51-54.
3. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования. [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.
4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов : учебно-методическое пособие для классного руководителя. - Челябинск : Энциклопедия, 2010. - 36 с.
5. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов : учебно-методическое пособие для классного руководителя. - Челябинск : Энциклопедия, 2010. - 96 с.