УДК 332
Аджиенко Всеволод Леонидович
доктор медицинских наук, директор Пятигорского медико-фармацевтического
института - филиала Волгоградского государственного медицинского
университета Минздрава России
Говердовская Елена Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой гуманитарных
дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института -
филиала Волгоградского государственного
медицинского университета Минздрава России
Vsevolod L. Adzhiyenko
the doctor of medical sciences, the director
of Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute -
branch of the Volgograd state medical university of Ministry of Health of Russia
milena.555@mail .ru
Elena V. Goverdovskaya
the doctor of pedagogical sciences, professor,
the head of the department of humanitarian
disciplines and bioethics of Pyatigorsk
medico-pharmaceutical institute - branch of the
Volgograd state medical university of Ministry of Health of Russia
milena.555@mail .ru
ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ДО СЕРТИФИКАЦИИ СМК
FROM QUALITY MANAGEMENT SYSTEM INTRODUCTION
TO ITS CERTIFICATION
Аннотация. Одним из слагаемых успешной деятельности любой структуры, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь уровня качества, удовлетворяющего требования всех заинтересованных сторон, можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной третьей стороной системой менеджмента качества (СМК). В статье проанализирована деятельность Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России по внедрению стандарта серии ИСО в течение 2012-2014 учебного года.
Ключевые слова: система менеджмента качества, вуз, модель, результативность, анализ, процессы системы менеджмента качества
Annotation. One of composed successful activity of any structure, including educational, is quality of results of its activity. To reach the level of quality meeting requirements of all interested parties, it is possible by means of created, introduced and certified by the third party the quality management system (QMS). In article activity of Pyatigorsk medico-pharmaceutical institute - GBOU VPO branch to VOLGGM Minzdrava of Russia on introduction of the standard of the ISO series within 2012-2014 academic years is analysed.
Keywords: quality management system, higher education institution, model, productivity, analysis, quality management system processes
Начало XXI века ознаменовано активным вхождением России в мировое образовательное сообщество. Актуальным стал вопрос признания качества российского образования за рубежом. Одним из инструментов подтверждения уровня предлагаемых образовательных услуг стала сертификация СМК вуза. Э. Деминг говорил: «Вы не обязаны внедрять у себя систему качества, поскольку выживание - дело добровольное» [3].
Качество образовательного процесса всегда находилось в поле зрения исследователей проблем образования. Однако специальные исследования, рассматривающие качество образовательного процесса, стали интенсивно проводиться лишь с начала 1990-х годов в рамках теории и методики профессионального образования. Одной из первых значительных работ, в которой была раскрыта понятийно-терминологическая основа проблемы качества образования, стала монография, подготовленная в
Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов «Качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход». Исходная категория качества понималась авторами как «сложная философская, системная, экономическая и социальная категория, раскрываемая через систему определений, отражающих единство системно-структурного и ценностно-прагматического аспектов. Если первая составляющая этого понятия ("качество") является философской категорией и имеет достаточно определенный научный понятийный объем, то термин "образование" не имеет однозначного толкования. А ведь именно этот компонент влияет на полное понимание терминологического словосочетания. Являясь фундаментальным в педагогике, понятие «образование» привлекало и привлекает ученых различных направлений этой науки. Исследователи рассматривают образование с различных педагогических позиций, дают ему различные определения (Б.С. Гершунский, Б.П. Есипов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.Т. Огородников, Ю.В. Сенько, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.). Согласно этим определениям, образование выступает как процесс, вид деятельности, цель, результат, средство, ценность и т.д., т.е. является многоаспектным понятием. Мы разделяем мнение В.Я. Синенко, который считает, что необходима классификация элементов образования, и предлагает выстроить несколько классификаций образования с позиций:
1) учебно-воспитательного аспекта: полученные знания, умения и навыки; приобретенная воспитанность; развитые личностные качества; сформированное мировоззрение; социализация;
2) аксиологически-целевого аспекта на: а) государственном уровне -нормативно-правовая основа образовательной сферы; императивы к образовательной сфере нравственно-эстетические; социально-политические и идеологические; научно-технические; экономические; экологические; здоровьесберегающие; б) личностном уровне - внутренняя мотивационная составляющая; внешняя мотивационная составляющая; средство для становления личности;
3) процессуально-деятельностного аспекта: организационные формы педагогического процесса; средства учебно-воспитательного процесса; педагогические технологии; система целеполагания; проектирование и планирование учебно-воспитательной деятельности; трансформация научных знаний в содержание образовательных областей; интеграция содержания образовательных областей; выбор оптимальных организационных форм, методов и средств учебно-воспитательной деятельности (в том числе и компьютерных, и здоровьесберегающих); реализация учебно-воспитательной деятельности на уроке и во внеурочное время; рефлексия учебно-воспитательной деятельности; управленческие технологии;
4) комплексного аспекта: образовательные учреждения различного типа и их хозяйство; материальные средства обучения-воспитания; содержание обучения-воспитания; научно-методологическая компонента учебно-воспитательного процесса; информационные технологии; кадры для реализации учебно-воспитательного процесса; технологии управления в системе образования и его кадровое обеспечение; нормативно-правовая основа образовательной деятельности [4]. Таким образом, отмечает В.Я. Синенко, необходимо говорить о качестве того или иного элемента образования с позиций того или иного аспекта. К примеру, с позиций аксиологически-целевого аспекта - о качестве нормативно-правовой образовательной сферы, о качестве внутренней мотивации учащихся (студентов), о качестве реализации того или иного императива к образовательной сфере и т.д. С позиций учебно-воспитательного аспекта можно оценивать качество полученных учащимися (студентами) знаний, умений и навыков, качество приобретенной воспитанности, развитых личностных качеств, сформированности мировоззрения, качество вхождения человека в социум (качество социализации) и т.д. Качество реализации тех или иных организационных форм, качество средств учебно-воспитательного процесса, педагогических технологий, реализации учебно-воспитательной деятельности, ее рефлексии оценивается с позиций процессуально-деятельностного аспекта. Безусловно, оценка качества образования в учебном заведении в рамках разработанной внутренней системы менеджмента качества (СМК) с комплексных позиций является наиболее полной.
Реорганизованный в 2012 году Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России - приступил к практическому решению задач создания эффективной внутривузовской системы менеджмента качества в начале 2012-2013 учебного года ( в Пятигорской государственной фармацевтической академии была начата работа по созданию системы менеджмента качества). Процесс внедрения СМК проходил через решение следующих основных проблем: отсутствие системы регулярного менеджмента, недостаточное обеспечение прозрачности деятельности вуза; стратегия ориентации на запросы потребителя находилась на этапе освоения; рассмотрение процесса совершенствования управления качеством как очередной программы, имеющей свое начало и конец. Рабочей группой был проведен тщательный анализ показателей проверки вуза комиссией Обрнадзора, критериев государственной аккредитации, опыта создания СМК в других вузах, сравнительное исследование различных моделей систем менеджмента качества в учреждениях профобразования: Модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001); Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования; Модель премии Правительства РФ в области качества; Модель премии конкурса Министерства образования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" 2003 г.; Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды); Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU); Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group); Модель национальной американской премии по качеству "Baldrige National Quality Award" в области образования; Модель эталонного тестирования для Австралийских университетов и др. В результате было выяснено следующее: преимуществами СМК на основе ISO 9001:2008, является то, что в стандарте четко определены минимальные системные требования; стандарт может служить основой для создания интегрированной системы менеджмента организацией; создание СМК является отправной точкой для дальнейшего совершенствования всех сфер деятельности вуза. И что самое главное - ISO 9001:2008 лишь определяет требования к системе менеджмента качества, но не дает рекомендации по их выполнению.
В 2012-2013 гг. была проделана работа по подготовке необходимой документации: были определены миссия, поставлены цели в области качества, описаны документированные процедуры и т.д.
Отличительной особенностью формирования системы стала активная позиция руководства в данном вопросе, значительно способствующая собственно процессу внедрению системы: вопросы менеджмента качества рассматриваются на заседаниях и совещаниях всех уровней от ученого совета до заседания кафедр; на Советах по качеству вуза присутствовали ответственные по качеству, владельцы всех процессов. Была решена главная задача - не отделять СМК от основной деятельности вуза, а
интегрировать ее во все разделы работы: учебную, научную, методическую, воспитательную и пр.
Мы ожидали следующих конкурентных преимуществ от введения СМК: процессы СМК (особенно образовательные) будут стабильны и воспроизводимы; результаты образовательных процессов полностью удовлетворят запросы и ожидания потребителей; будут учтены потребности всех заинтересованных сторон, что окажет влияние на окружающую среду; основное внимание будет уделено деятельности по предотвращению проблем, а не исправлению недостатков; произойдет улучшение дисциплины (исполнительской и трудовой); повысятся доходы; снизятся затраты; будут установлены критерии оценки, методы измерения и мониторинга процессов; определены структура документации и записей; произойдет обеспечение ресурсами (люди, финансы, информация, материалы, инфраструктура, производственная среда); проведение анализа СМК будет происходить на основе достоверной информации; произойдет улучшение всех процессов. Уполномоченные по качеству стали проводниками Политики в области качества во всех структурных подразделениях ПМФИ.
Качество подготовки специалиста как процесс синтезируется из следующих компонентов: качество потенциала абитуриента, качество рабочих программ преподаваемых учебных дисциплин, качество инфраструктуры, качество контрольных процедур, качество реализации программ преподавания учебных дисциплин. При этом задача системы управления качеством заключается в оказании влияния на каждый из этих компонентов с помощью мониторинга их действительных значений и проведения необходимых мероприятий для приближения их к оптимальным. Сбор и анализ показателей внутренней работы в Пятигорском медико-фармацевтическом институте - филиале ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России стал проводиться преимущественно на основе современных информационных технологий (внедрялся электронный документооборот, использовалась система электронного учета успеваемости, системы рейтингования подразделений и сотрудников стали неотъемлемой частью системы повышения результативности деятельности вуза). Кафедрами разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, стандарты практических знаний и умений, что подкреплено существенной модернизацией материально-технической базы для учебного процесса. В обучении взят курс на фундаментализацию и информатизацию образования, внедрение принципиально новых образовательных возможностей (аналитико-проектная исследовательская деятельность, преподавание предметов на французском языке).
Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной сфере осуществляется за счет развития уже имеющихся научных направлений, открытия новых проблемных лабораторий, эффективной грантовой политики для поддержания наиболее интересных проектов, внедрения системы рейтинга подразделений и сотрудников. Коль скоро качество образования определяется не только
количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, в вузе проводится разносторонняя воспитательная работа, создана эффективная инфраструктура студенческого самоуправления, внедрена программа именных стипендий и конкурсов, осуществляется мониторинг здоровья студентов и пропаганда здорового образа жизни. В вузе создан отдел по трудоустройству молодых, специалистов, который помогает выпускникам найти работу в соответствии с их склонностями и потребностями фармацевтической отрасли.
Рисунок 1.- Создание СК вуза: сроки и ресурсы
В вузе на основе требований международного стандарта ISO 9001:2008 разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, включающая пакет стратегических документов (сборник локальных актов, дорожная карта и др.), обеспечивающих управление образовательным процессом. Документы, официально предъявленные вузом, демонстрируют цели и перспективы его развития, подчеркивая тем самым его надежность в сфере предоставления образовательных услуг. Система менеджмента качества ПМФИ по модели, включающей в себя требования и рекомендации ИСО 9011:2008, Стандартов и Директив ENQA, типовой модели СК Рособрнадзора успешно прошла сертификационную проверку Ассоциацией по сертификации Русский регистр. Система признана соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001:2008 в отношении разработки и реализации профессиональных образовательных программ, научно-исследовательской, инновационной и международной деятельности; осуществления образовательного процесса по специальностям подготовки специалистов среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), по направлениям послевузовского образования (интернатура) и дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с лицензией и получила Сертификат соответствия системы менеджмента качества №13.1341.026 от 29 ноября 2013 г.
Система менеджмента качества упорядочила документацию, алгоритмы действия, что способствовало развитию планирования деятельности и анализу результатов образовательных услуг для завоевания признания потребителей. Конечно, эти задачи еще не полностью выполнены, но уверенные шаги в этом направлении сделаны.
Литература
3 мес.
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь -М: ИПК Издательство стандартов, 2001, -25с.
2. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир//Стандарты и качества.2001, №5-6, - С.49-60.
3. Деминг Э. Новая экономика//The new Economics for Industry, Government, Education. - М.:»Эксмо», 2006. - 208 с.
4. Синенко В.Я. Многоаспектность качества образования // Сибирский учитель. - 2002. - № 2. - С. 5.
Literature
1 . GOST P ISO of9000-2001 Quality management system. Basic provisions and the dictionary - M: IPK Standards Publishing House, 2001, - 25р.
2 . Adler YU.P. Eight principles which change the world//Standards and.2001, No. 5-6, - Р. 49-60.
3 . Deming E. New economy//The new Economics for Industry, Government, Education. - M.: "Eksmo", 2006. - 208pages.
4 . Sinenko V. Ya. Mnogoaspektnost of quality of education//Siberian teacher. - 2002 . - No. 2. - Page 5.