А. ^-. <^ролова
От рогатины и топоров до пожарных насосов
Основными способами ликвидации
пожаров были ломка деревянных строений на пути распространения огня и непосредственное заливание очага пожара водой. Для этих целей использовались вёдра, топоры, ломы, рогатины, багры, заступы, крючья, то есть обычные предметы быта городского и сельского населения того времени. В целях предотвращения распространения огня, стены и крыши, соседствующих с очагом пожара домов, покрывали лубами, мешковиной, брезентом, которые поливали водой.
Пожарные трубы можно было встретить в уездных городках при полиции или помещичьих усадьбах.
С введением земского страхования и развитием добровольческого организованного движения в деле пожаротушения, земства Псковской губернии (в отличие от других губерний), взяли на себя труд финансирования и оснащения пожарной техникой пожарные дружины и общества. Уездные земские управы делали запрос в губернскую Управу, и вопрос решался на губернском Собрании. Пожарные трубы выдавались бесплатно, главным образом, волостным правлениям, на базе которых создавались дружины, и частным лицам, являвшимися земскими страхователями, с условием оказания помощи населению в случае пожара в радиусе до 5 вёрст.
Население также не оставалось в стороне, проводило сборы денег на приобретение пожарного инвентаря. Например, сельское общество с. Ашево (Новоржевского уезда, ныне Бежаницкий район), желая купить для своей пожарной дружины трубу английского устройства у инженера-технолога Шварца в Петербурге, которая была практична для сельских просёлочных дорог и стоила 300 руб., со-
Фролова Любовь Александровна - ведущий методист Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ «3 отряд ОФПС по Псковской области»
брало сумму по подписке - 175 руб.; в 1868 г сделало запрос в губернское Собрание об ассигновании 200 руб. Деньги не сразу, но были отпущены.
Из отчётов пожарных обществ и дружин тех лет можно видеть, услугами каких фирм они пользовались, трубами и гудро-пультами каких систем и конструкторов: Алексеева, Кожина, Ф. Урлауб, Гуго Германа Мейера, Бурк-гарда, Густава Листа, системы «Челенж», фирмы «Ореол» и прочие.
В 1869 г. из Санкт-Петербурга в Псковскую губернскую Управу поступило заявление доверенного петербургского купца Суз-дальцева. Он предлагал уездным земским управам, «не желают ли они приобрести для селений своих уездов гидропульты изобретения инженера-механика Барановского, бывшие на испытании при С.-Петербургском пожарном депо и оказавшимися весьма удобными для первоначального тушения пожаров при помощи одного человека; гидропульт выкачивает 3,5 ведра в минуту, легок и имеет простую и прочную конструкцию, действует на расстоянии 7 сажень». Сначала, как и полагалось, были собраны отзывы из всех уездов о работе новинки. Они были разноречивы: новоржевские земцы после испытания гидропульта гласным Бороздиным заявили о совершенной его негодности и отказались от приобретения; Великолукское уездное земское собрание постановило «поручить Управе обратиться к Мировым посредникам с просьбой о содействии их к распространению гидропультов между волостями»; при испытании в Пскове, оказалось, что инструмент этот «весьма пригоден для городов и его полезно иметь домовладельцам для тушения утренних пожаров; в селениях же никакой пользы не принесёт».
В 1879 г. в очередном съезде губернского Собрания вышло постановление: «Уполномочить губернскую Управу отпускать суммы, назначенные на покупку пожарных труб в
уездные управы для непосредственного заготовления ими этих труб с отчётностью в расходе». То есть, каждая уездная управа вправе была выбрать фирму на своё усмотрение. Так, земцы Псковского уезда предпочитали заказывать трубы в Петербургском пожарном депо, т.к. трубы Лангензипена и Кожина по их мнению «оказались скоропортящимися и непригодными для действия в селениях». Связь с Петербургским пожарным депо была давняя, в середине 60-х гг. инженер-технолог Шварц помогал псковскому губернатору К.И. Палену оснащать пожарным оборудованием профессиональную пожарную команду и даже бывал в Пскове. Впоследствии псковские земцы всё чаще стали сотрудничать с фабрикой Ленгензипена.
В декабрьском съезде губернского Собрания 1883 г. был заслушан доклад страховой комиссии «Об огнегасительных снарядах», своеобразный отчёт деятельности псковских земцев за предыдущие годы по оснащению населения губернии пожарной техникой и поиску совершенных новинок в пожарном деле.
«К настоящему году имелось в губернии 189 огнегасительных помп, из них в уездах: в Псковском - 50; Порховском - 57; Островском
- 24; Опочецком - 7; Новоржевском -17; Великолукском - 12; Торопецком - 15; Холмском
- 7. В числе их имеются и испорченные, большей частью старой конструкции - 27 штук, которые по степени их испорченности не стоят починки, и потому губернская Управа полагает лучше поручить уездным управам продать их и просить губернское Собрание на это разрешение.
Последние три года пожарные инструменты Управа получает с фабрики Ланген-зипена в Петербурге, изготовляющей их преимущественно для сельского приспособления, то есть среднего размера (цилиндра в 2 5/8 в диаметре и 56 футов струя) с железным ящиком и железными колесами, ценой по 145 рублей каждая. Эти аппараты имеют усовершенствованный медный клапан, приспособленный к песчаной воде.
Пожарные аппараты размещены преимущественно в больших селениях и пригородных слободах и находятся под непосредственным надзором пожарных старост, а в
Псковском уезде в ведении сельских пожарных дружин.
На бывшей в сентябре этого года сельскохозяйственной выставке в Пскове, производились испытания, между прочим, и пожарных аппаратов. Губернская Управа, воспользовавшись этим случаем, а также тем, что ее член был экспертом в механическом отделении, приводит ниже весьма любопытную сравнительную таблицу испытания, весьма тщательно произведенного, пожарных труб, экспертированных на выставке фабрик Буркгард и Урлаубъ, Бренер, Дауглас и отдельно испытанных Лангензипе-на, Санкт-Петербургского пожарного депо, включив в эту таблицу для сравнения также московской фабрики Лист результаты, испытания которых заимствованы из отчета Полтавской губернской Управы. Из этой таблицы видно, что лучшими аппаратами среднего размера, пригодного для селений, ценой примерно 150 рублей, являются - Листа, Лангензипена и Петербургского пожарного депо, принимая в этом случае размеры, количество выбрасываемой воды в минуту на одного рабочего и дальность струи в соотношении размера диаметра выходного отверстия брандспойта и длина рукава. Из этих трех машин самая сильная - Листа, но она уступает другим двум более сложной конструкцией и неимением ящика. Труба пожарного депо одинаково сильна с трубой Лангензипена, но уступает размером ящика, удобством разборки и сборки и старой системой поршней и клапанов. Неудобство этих поршней состоит в том, что они покрыты кожаным фартуком стаканообразной формы, которые нельзя заменить в случае порчи, тогда как поршни Лангензипена имеют простой кожаный круг сверху и дорожки на самом поршне, на которые очень просто наматывается пакля, и потому исправление их доступно всякому крестьянину. Клапаны в машине Петербургского пожарного депо кожаные, легко портящиеся; в машине Лангензипена клапаны металлические американской системы и потому вечные. Кроме этого, воздушный колпан на машине пожарного депо меньше, и выкидной рукав короче машины Лангензипена; затем машина пожарного депо - на обыкновенных
деревянных с железными шинами колесами, труба же Лангензипена поставлена на железные колеса.
Машины Буркгард, Урлауб и Бренер признаны экспертной комиссией негодными для приспособления их к земскому делу и имеют много недостатков, что видно из протокола комиссии.
По отзывам уездных управ, кроме Псковской, трубы Лангензипена признаны годными и вполне отвечающими требованию сельской пожарной трубы. Псковская уездная Управа находит лучшими трубы пожарного депо и ходатайствует перед губернским Собранием о снабжении её этими машинами. Такое мнение Псковской Управы составилось, надо полагать, вследствие отзыва пожарных старост, привыкшим к машинам пожарного депо и недружелюбно смотрящих на всё новое, тем более, что машины Лангензипена, как новые, туже ходят старых пожарного депо. Это подтверждается и тем, что последние две трубы фабрики Лангензипена испытаны членами губернской Управы совместно с членом уездной Управы и агентом, и оказались во всех отношениях весьма хорошими.
Последняя комиссия совместно с губернской Управой, придя к убеждению, что 189 пожарных машин на всю губернию или 13343 селения составляют слишком незначительную силу против огня, ходатайствует об ассигновании на следующий год суммы на приобретение машин по возможности до 5000 р. с условием покрыть этот расход суммами будущих лет с целью, чтобы разом усилить состав огнегасительных аппаратов, полагая, что, чем раньше будет сделано, тем будет выгоднее, как для страхового дела, так и для населения. Также полезно будет сделать выбор фабрики для заказа машин губернским Собранием или же поручить это особо избранной комиссии».
В 1885 г. в распоряжении губернского земства было уже 218 труб на сумму 14989 руб. Из доклада следовало: «Трубы заготавливаются в последние 5 лет в Санкт-Петербурге на фабрике Лангензипен, где в течение этого периода вырабатывалась система труб с участием члена Управы, заведующего страховой частью в смысле применения их к упо-
треблению в сельском поселении, то есть, возможно, большего упрощения разборки и сборки их и исправлений в случае порчи, а равно и в смысле силы действия и прочности механизма.
Усовершенствование таким образом сельских пожарных машин доведено до возможной степени и по сравнении их с прежними, изготовлявшимися на фабрике Кожина и в С.-Петербургском пожарном депо, эти машины отличаются большей силой действия, прочностью конструкции, несколько большим размером, легкостью и несложностью в разборке и сборке, что особенно важно при обращении с ними крестьян. Особенность этих машин заключается в усовершенствованном медном клапане, не подвергающемся ни порче ни засорению; в самом простом и скором извлечении его из машины и удобном поршне в смысле исправления его при ослаблении долгого употребления; кроме того, в устройстве цилиндров такой конструкции, что машина после действия не оставляет в себе воды, которая при замерзании разрывает цилиндры.
На изготовление пожарных труб в текущем году для 7 уездов ассигновано было 2000 рублей и 2400 рублей - для Псковского уезда с условием не отпускать денег в течение последующих лет, пока отпущенная сумма на трубы не сравняется с суммой нормального ассигнования.
Сумма на заготовление труб распределяется по уездам пропорционально оклада страхового сбора так: Островскому - 580р. 89 к., Порховскому - 721 р. 3 к., Опочецкому - 215 р. 24 к., Новоржевскому - 226р. 20 к., Великолукскому - 142 р. 96 к., Холмскому - 55 р. 99 к., Торопецкому - 57 р. 69 к.
Последнее заготовление пожарных труб на текущий год было исполнено как и прежде губернской Управой, но для 5 уездов, кроме Псковского, Великолукского и Опочец-кого, которые пожелали сами получить деньги на трубы для заказа непосредственно.
По уездам отправлены: в Порховский -
4 трубы, Островский - 3 трубы, Новоржевский - 2 трубы, Холмский и Торопецкий -по 1 трубе. Все они осмотрены и испытаны уездными управами и признаны отлично действующими и в полной исправности.
Псковская уездная Управа получила 8 труб из С.-Петербургского пожарного депо и 2 трубы ценою в 210рублей заказала на фабрике Лангензипена.
Великолукская Управа приобрела одну трубу под названием «Русская пожарная труба» фабрики Буркгард и Урлаубъ с медными цилиндрами 3 % дюйма, чугунным воздушным колпаком без ящика, в 109 р. 75 к. и один переносной горизонтальный пожарный и нагнетающий насос в 95 рублей.
Опочецкая Управа ещё не приобрела
труб.
Губернская Управа, озабочиваясь лучшим и более правильным снабжением губернии огнегасительными снарядами, желала бы большего однообразия их усовершенствованной конструкции во всех уездах, чем произвольным выбором систем; просило рассмотреть Собрание вопрос насколько удобно и полезно заготовление труб уездными управами на полученные вместо них деньги.
Основанием для возбуждения этого вопроса губернская Управа полагает:
1. Уездные управы приобретают пожарные трубы произвольных систем и фирм, не приспособленных и неусовершенствованных для назначения. Так, например, Великолукская Управа выписывает машины фабрики Буркгард и Урлаубъ, признанные комиссиею сельско-промышленной выставки в Пскове, бывшей в 1883 году, негодными для сельского населения и плохими по прочности и конструкции. Комиссия эта имела в своем личном составе компетентных специалистов, как например, господина Королева, бывшего директора Московской земледельческой академии, губернского земского техника, агентов страхования и пожарных старост Псковского уезда.
Псковская Управа приобрела 8 труб из Петербургского пожарного депо по 130 рублей. Машины эти действительно хорошей и прочной работы, но значительно меньше размером против машин, заказанных губернской Управой ценою в 135 рублей, не имеют усовершенствований в конструкции, через это весьма трудны в разборке, снабжены простыми клапанами и обыкновенными поршнями, с коромыслом, укрепленным на воздушном колпаке, через что вся сила дей-
ствия отражается на нём. Колпак красной меди, но очень тонок и легко вдавливается при ударе. После употребления этих труб остается вода в цилиндрах, подвергающая их порче в случае замерзания.
2. Отпускаемая некоторым управам сумма - незначительна, что невозможно приобрести порядочную трубу и деньги лежат годами до скопления большой суммы, или же выписывают трубы малых размеров, несостоятельных при тушении огня.
3. Заказ в одном месте большого числа машин на все уезды всегда выгоднее и с экономической стороны, так как при большом заказе можно заказать машины избранной конструкции и с желаемым приспособлением отдельных частей, что при покупке 1-2 машин это невозможно, так как такие трубы не заказываются, а покупаются или выписываются из числа наличного, уже готового комплекта фабрики или депо, и трубы получаются какие есть, а не какие желательно иметь. Так машины от Буркгард и Урлаубъ не производятся ими, а их получают из-за границы.
4. Заказ машин через губернскую Управу выгоднее ещё и тем, что по изготовлении их они осматриваются, испытываются членом Управы и принимаются им одним на все уезды, тогда как при покупке каждой управой отдельно такой порядок или соблюдается каждой управой отдельно, или трубу получают без предварительного осмотра.
5. При снабжении машинами губернской Управой, она имеет возможность регулировать суммы уездов распределением числа труб, через что не остаются деньги непроизводительными.
6. Едва ли можно признать правильным и практичным порядком, где одно учреждение распоряжается средствами другого без его участия».
Уповать только на земские трубы не приходилось, в среде крестьян находились свои умельцы. Так, в деревне Монылино Заборовской волости Псковского уезда проживал некий Михаил Семёнов, местный 21летний изобретатель крестьянского сельскохозяйственного оборудования. В одном из номеров «Вестника Псковского Губернского Земства» за 1887 г. о нём писали: «При-
- 40 -
смотревшись к земским пожарным трубам, сделал деревянную пожарную трубу с железными, как он называет, стаканами, где помещаются клапаны. Стаканы, или трубки, он нашёл у местного кузнеца в старом хламе. Брандсбойт - деревянный с железными гайками. Вода наливается в деревянный ящик и выбрасывается рукавом, подаренным ему волостным старшиною. Действия трубы весьма порядочно, по отзыву крестьян она вполне пригодна для тушения огня во время пожаров, а стоит, не считая рукава, не более
5 рублей. Изобретение это заслуживает полного внимания».
После покупки и распределения пожарных машин по уездам, наконец, пришло время проверить их содержание на местах. В 1887 г. специальный агент страхования занимался составлением общего свода статистических данных по Новоржевскому и Порховскому уездам. В разделе о пожарных трубах он доложил следующее по Новоржевскому уезду: «Пожарные машины содержатся исправно и часто осматриваются агентами, но расположены по уезду не совсем согласно необходимости в них некоторых волостей по числу пожаров. Так, например, в Захонской волости, в которой бывает самое большое число пожаров, нет ни одной пожарной машины, и только некоторые селения по окраине волости защищаются машинами Ашевского пожарного Общества. Между тем, машины есть в Аксеновской волости, где в некоторые годы не бывает ни одного пожара. Определить точно, где именно нужны пожарные машины, возможно, будет только по составлению страховой статистики». По Порховскому уезду: «Машины держатся в беспорядке. Например, в Заневе машина при осмотре оказалась в таком положении - в коробе сложены рукава и полный короб воды; машина стояла в чулане среди разного хлама и немудрено, что на дне короба на % аршин грязи с соломой и проросшей картофелью. На испытании машина, конечно, не действовала - рукава сгнили, поршни не забирали воды. Другой случай. Во время пожара в Сыркове у машины был сломан брандспойт и перерван забирной рукав. Агент при проверке актов обещал сообщить Управе об этом, но и через 11 месяцев машина стояла в таком же положении. Земская
пожарная машина в Сорокине Куровской волости - без колёс, поставлена на дворе прямо в навозе и наполнена помётом. На репетиции пришлось вымыть машину прежде, чем пустить в действие. В Сорокине на репетиции оказалось, что из трёх машин, одна починяется в уездной Управе больше года, у другой сгнили колёса и поршни. Последние годы во время пожаров сгорели в разных местах и пожарные машины: в Укрети, Ретне, Егольске. Машины расставлены без толку, в тех волостях, которые по числу пожаров занимают первое место, машин нет, например, Пожере-вицкая волость, а стоят там, где приходится один пожар в год на самую незначительную сумму. Дружин в уезде - две, но одна из них защищает только своё селение, потому что уездная Управа задержала награду за отличие на пожаре в соседнем селении. Кроме двух пожарных дружин, остальные пожарные машины не имеют распорядителей. Поэтому на пожар по большей части не возятся. Еголь-ское волостное правление предложило желающим взяться возить пожарные машины за плату 50 копеек за каждый случай, когда машина будет доставлена на пожар, и оказалось, что эта машина бывает на всех пожарах в 5-8 вёрст. На этот пример агенты не обратили внимания».
В отчёте за 1888 г. за Псковским губернским земством числилось 272 трубы.
До 1889 г. пожарные машины приобретались за счёт страхового капитала пропорционально окладам страховых платежей, после чего за отсутствием необходимых средств Псковское земство прекратило отпуск денег на машины (трубы), и предложило воспользоваться опытом других губерний: сельские общества должны сами покупать пожарные машины с выдачей им по желанию беспроцентной ссуды. Выход был найден в следующем. Чтобы избежать стихийности создания пожарных дружин и выявить действительно действующие, а не числящиеся на бумаге дружины, был разработан проект нормального устава сельским пожарным дружинам (1894 г.). В декабрьском съезде страховая комиссия постановила: а) губернской Управе открыть кредит в сумме 10000 руб. на покупку труб и пожарных брезентов в количестве, необходимом для снабжения ими по возмож-
ности всех дружин, устроенных на основании нормального устава; приобретённые трубы должны быть все одной конструкции; б) пожарные трубы выдавать по одной на дружину, если в ней не более 20 человек, если более - то по усмотрению губернской Управы может быть выдано и более одной трубы; в) могут выдаваться и отдельным владельцам, строения которых застрахованы в земстве, с обязательной подпиской вывозить трубу на все пожары на 5-вёрстном расстоянии. Выдавать по представлениям уездных управ.
В 1896 г. Псковская губернская Управа с целью выбора наиболее подходящей для деревень конструкции, провела сравнительное испытание пожарных труб заводов: Ланген-зипен и Ко , Густава Листа, Ф. Урлауб и Гуго Герман Мейер и остановилась на трубах Лан-гензипена с чугунными колпаками диаметром цилиндров в 3 У дюйма, так как трубы эти, оказавшиеся равными по производительности с трубами Листа (тех же размеров), были
значительно дешевле последних. Заказ труб дружинам можно было произвести лишь по получении уставов, утвержденных МВД и по выяснении, в зависимости от этого, количества требующихся труб.
В 1897 г. заводу Лангензипен было заказано 75 пожарных труб на сумму 6675 руб., завод сделал 20 % скидку в виду оптовой покупки, и уже до 1 ноября дружинам их выдали: Псковскому уезду - 22 трубы, Островскому уезду - 2, Опочецкому уезду - 4, Новоржевскому - 2, Великолукскому - 3, Холмскому - 1, Порховскому - 23. В Порховский уезд с целью удобства доставку приостановили до открытия Псково-Бологовской железной дороги. Кроме того, в виду большого количества труб, превышающее число пожарных дружин, подписавших устав, Управа нашла возможность продать 7 труб частным лицам: в Псковский уезд - 1, Опочецкий уезд - 1, Великолукский уезд - 2, Порховский уезд - 4 и ещё одну трубу в Псковский уезд - крестьянскому обществу.
Таблица 1897 г.
Уезд Число дружин Число труб в ПД Число труб без ПД
Псковский 83 83 -
Островский 5 12 21
Опочецкий 4 5 22
Новоржевский 4 8 5
Великолукский 3 4 13
Торопецкий - - 17
Холмский 1 2 2
Порховский 40 47 24
Всего 140 161 104
В 1898 г. от завода Лангензипен закупили 29 пожарных труб, из которых бесплатно выдали в пожарные дружины Порховского уезда - 6 штук, продали 8 труб, остальные поместили для запаса в уездные земские управы и сельскохозяйственные склады всех уездов. В 1899 г. закупили 13 пожарных труб, из них выдали бесплатно в пожарные дружины Псковского уезда - 6 и Опочецкого уезда
- 2, продали 3 трубы, остальные поместили на хранение в склады уездных управ.
Продажа пожарного оборудования частным лицам была связана с ростом количества пожарных дружин, и раздача бесплатно потеряла свой смысл, т.к. без организованной рабочей силы прежняя акция имела меньшее
значение. Поэтому трубы, щиты и пр. выдавались только дружинам гасителей. В связи с этим примечателен пример: 5 июня 1899 г. губернская управа выслала Опочецкой управе по её требованию новый выкидной рукав для пожарной трубы, находившейся на пустоши Князеве Велейской волости у А.Ф. Ле-шенкова. 11 января 1900 г. Опочецкая Управа вновь попросила новый рукав, т.к. прежний пришел в ветхость. На место выехал страховой агент с целью выяснения, почему рукав быстро пришёл в негодность. Оказалось, что рукав тёк по всей длине, во многих местах был зашит, хотя труба вывозилась с новым рукавом на пожар всего один раз (в июле 1899 г.). Помещалась труба в доме рабочих,
которыми, вероятно, и была испорчена. Признав небрежность Лешенкова, трубу забрали, чтобы передать при надобности в какую-либо пожарную дружину. Лешенков пытался жаловаться в губернское Собрание, просил новую трубу (прежняя находилась у него с 1872 г.), но ему отказали согласно постановлению от 13 декабря 1897 г., запрещавшему выдавать новые трубы частным лицам (ранее же выданные, в случае исполнения принятых на себя обязанностей могли оставлять
«впредь до обветшания»). Или иной пример
1910 г.: члену Холмской уездной управы И.П. Калитину, владевшему трубой в течение 12 лет, предложили вернуть трубу или уплатить её стоимость. Потом вынесли более снисходительное решение: «Пожарную машину у И.П. Калитина оставить, если он даст губернскому Управлению обязательство хранить её в исправности и вывозить на тушение пожаров в районе 5 вёрст, в противном случае -отобрать».
Количество пожарных дружин и пожарных труб в Псковской губернии
на 1 ноября 1900 г.
Уезд Число ПД В том числе, разреш-х на основ. норм. устава Число пож-ных труб в ПД (земских и частных) Число пунктов с пож. трубами без ПД Число труб в них
Псковский 100 79* 93 земских 8 общ. и част. 1 1
Островский 13 10 20 земских 11 15
Опочецкий 6 4 12 земских 18 20
Новоржевский 5 1 8 земских 1 частная 3 3
Великолукский 3 - 4 земские 2 обществ. 12 13
Торопецкий - - - 16 16
Холмский 1 1 2 земские 4 4
Порховский 62 56 67 земские 20 20
Всего 190 151 206 земских 11 общ. и част. 84 92 земские
При таком количестве пожарных труб, соответственно, уже назрел вопрос об их плановом и организованном ремонте в случае неисправности. Губернская управа посчитала, что наем постоянного мастера вызвал бы большие расходы на его содержание и разъезды, а при значительных повреждениях трубы всё же пришлось бы перевозить в город в приспособленную для починки мастерскую. Поэтому губернская Управа просила уездные управы «договориться с одной из местных слесарных мастерских о немедленной, в случае требования, посылке мастера для ремонта трубы на месте, или же, если потребуется провоз трубы в мастерскую, то договориться о возможно коротком сроке ремонта, за соблюдением которого необходимо следить, так как в настоящее время замечается, что труба из починки не возвращается в течение нескольких месяцев».
В Острове в виде опыта разрешили передать осмотр и мелкую починку пожарных труб земскому монтёру, и если он окажется знающим мастером, оплачивать его труд по 10 руб. в месяц за счёт сумм на пособие пожарным дружинам. Порховское уездное земское Собрание предложило производить ремонт пожарных труб частным лицам на страховые суммы, если они вывозят их на пожары.
С ростом числа пожарных дружин появилась необходимость составления перечня обязательного инвентаря, который дружина должна была иметь. Например, опочецкие земцы, при написании проекта «Правил о дружинах земских пожарных гасителей» в 1888 г., предложили следующий набор: 2 пожарные машины (трубы), багровый ход, состоящий из 2 багров, 2 вил, 1 кошки с верёвкой, 1 лома, 1 лестницы в две сажени длиной, 2 щитов, 2 бочки в 20 вёдер на четырёхколёс-
ном ходу каждая. Вероятно, приходили предложения из других уездов.
В декабрьском съезде Псковского губернского Собрания 1900 г. губернская Управа доложила о собранных сведениях для составления нормального комплекта пожарных инструментов для сельских пожарных дружин. Согласно отчёту 1909 г. он был следующим: «Пожарные дружины, действующие на основании утверждённого устава и имеющие удовлетворительные помещения для хранения пожарного обоза, получают пособия от земства первоначально на оборудование обоза: 1 пожарную трубу, 1 брезент, 1 четырёхколёсные лемега на железных осях, 1 бочку не двухколёсном ходу, 2 саней, 4 топора, 4 парусиновых ведра, 3 багра и 1 лом».
В 1909 г. расходы на покупку пожарных труб составили 4985 руб. 38 коп.; в 1910 г. в смету внесли 12 тыс. руб.; в 1911 г. земцы сделали запрос на 6000 руб.
На вооружении городских пожарных обществ можно было встретить паровые пожарные машины: в 1900 г. таковая поступила в Порховское ВПО; вероятно, в 1907 г. -в Островское ВПО; в 1914 г. - в Опочецкое ВПО; в Великих Луках вопрос о необходимости приобретения паровой машины рассматривался в заседании городской Думы в январе 1905 г.; Псковское ВПО вышло с ходатайством о пособии на покупку паровой машины в 1906 г. (первый неудачный опыт приобретения псковичами паровой машины от петербургского механика М. Клифуса для полицейской пожарной команды относится к 1867 г.).
* * *
Другой пожарный предмет, который также вызывал живой интерес у земцев - был щит, обработанный огнеупорной жидкостью «Антипиръ». В 1882 г. было заказано 9 таких щитов, из которых 3 парусиновые, 3 из па-кленых жгутов и 3 мочальных, но получили
только 4 щита, их губернская Управа передала для испытания: один - в Псковскую уездную Управу, другой - в Великолукскую Управу и два - в Псковское пожарное Общество. Ответы получили от Псковского ВПО: «Ещё не имели случая испытать его несгораемость, но при употреблении он удобен и легок»; от Псковской уездной Управы: «Щит оказался весьма практичным по своей легкости и прочности и лучше войлочных щитов». Псковская уездная Управа сразу вышла с ходатайством заготовить 48 щитов, т.е. для всех дружин, имевшихся в тот год в Псковском уезде.
В 1885 г. для всех уездов Псковской губернии было изготовлено 60 огнеупорных предохранительных брезентовых щитов, которые не только превосходили войлочные своей прочностью, легкостью и удобством в употреблении, но и стоили вдвое дешевле. Они не горели, а лишь медленно обугливались. «Если такие щиты со временем оправдают свое назначение, - высказали свое мнение земцы, - то нельзя будет не признать громадную их пользу в страховом и пожарном деле и даже большую, чем от пожарных труб, ибо, как известно, тушение пожара в крестьянских селениях с соломенными крышами весьма трудно и прекращение пожара зависит главным образом от спасения соседних с горящим строений, для чего лучшим средством и служат щиты».
Надо заметить, что в эти годы «Анти-пиръ» становился популярным. Например, в 1887 г. страховой агент Август Августович Гессе, имевший свой магазинчик в доме Герасимова по улице Сергиевской (ныне Октябрьский проспект, 12), дал объявление в «Псковский городской листок» о продаже следующей новинки: «Антипиръ - новые химические патроны-гасители химического завода Трислеръ, Гааръ и Комп., самое верное и простое средство тушить образующиеся пожары, необходимы в каждой квартире».
.Поступление труб и щитов в уезды Псковской губернии.
Уезд 1885 1886
труб щитов труб щитов
Псковский 60 24 61 40
Порховский 55 10 80 31
Торопецкий 21 2 21 2
Опочецкий 8 5 11 18
Новоржевский 22 6 24 17
Холмский 10 3 11 3
Великолукский 11 7 13 14
Островский 31 8 43 24
Итого 218 65 264 149
В 1887 г. заготовили 30 щитов, из которых поступили в уезды: Порховский - 6, Псковский - 6, Островский - 6, Опочецкий
- 6, Новоржевский - 3, Великолукский - 3. В 1897 г. на сэкономленные от покупки труб деньги были заказаны огнеупорные щиты в количестве 75 штук заводу «Реддавей и Ко» в Москве размерами 7х7 аршин ценой (с уступкой 10% против прейс-куранта) по 16 руб. за каждый, всего на 1157 руб. 62 коп. Также были выписаны для образца 2 щита разного качества (1 водо- и огнеупорный, другой - огнеупорный, но не водоупорный), за который уплатили 46 руб. 28 коп. На следующий год губернская Управа просила открыть новый кредит до 4 тыс. руб.
В 1900 г. на покупку труб и брезентов истратили 3973 р. 62 к.; на 1901 год в смету внесли 10 тыс. руб.; на 1902 год сделали запрос на 5 тыс. руб.
* * *
Ещё один пожарный предмет, который требовал испытаний, чтобы не истратить напрасно деньги - это пожарные рукава.
На вооружении псковских пожарных можно было встретить кожаные, пеньковые, резиновые, гуттаперчевые рукава.
И всё же, если говорить о предпочтениях псковских земцев, то следует упомянуть Псковский уезд, в котором наиболее была развита сеть пожарных дружин, для которых, соответственно, требовалось большое количество рукавов. Так, в 1884 г. Псковское уездное Собрание сделало запрос на 45 резиновых рукавов, считая их прочнее пеньковых, которые, по их мнению, ломались. Губерн-
ская Управа высказала совершенно противоположное мнение: резиновые рукава летом без употребления пересыхают и ломаются, а зимой подвержены тому же - «при использовании их в морозы, что не может случиться с пеньковыми». Да и по цене резиновые были дороже пеньковых почти на 2 руб. 50 коп. за аршин. Поэтому остановились на пеньковых. В 1886 г. предпочтение было отдано гуттаперчевым рукавам к пожарным трубам, «хотя более дорогих, но значительно выигрывающих прочностью, тем более, если таковые будут обшиты парусиной».
* * *
В начале ХХ в. широкое применение получили гидропульты. В 1894 г. псковские земцы сделали закупку 22 гидропультов для образца. И, хотя они предназначались исключительно «как первая домашняя мера для тушения только что показавшегося огня до прибытия пожарных», уездные управы и страховые агенты охотно их приобретали. Например, в 1901 г. Порховская управа раздала населению крупных селений 35 гидропультов и получила отзывы: «Агентами страхования была выяснена большая польза на пожарах гидропультов, высланных в виде образца в наиболее крупные селения, вследствие чего съезд признал необходимым ходатайствовать перед губернским земским Собранием о заведении за счет страхового капитала таких гидропультов для всех более крупных селений, размером в 30 и более дворов, так как при малой стоимости этих гидропультов, не требующих при том никаких приспособлений по их доставке к месту пожара и по
хранению, оказываемая ими польза при первых же пожарах в селениях, в которых будут находиться такие гидропульты, окупит несомненно, а в большинстве случаев во много раз превзойдет их стоимость (составляющую всего около 20 рублей)».
В декабрьском съезде 1902 г. губернское Собрание постановило: «Снабдить гидропультами все селения, имеющие 30 и более дворов (это примерно 500 селений); так как 100 гидропультов уже выданы уездным земствам, то вновь приобрести 400 гидропультов, на что и открыть губернской Управе кредит».
В следующем съезде представители Псковского уездного земского Собрания ходатайствовали перед губернским Собранием о снабжении гидропультами пожарных дружин, волостных правлений, вблизи которых нет дружин, а также предоставить возможность всем желающим покупать гидропульты по заготовительной цене из склада уездной Управы. Опочецкие земцы предложили уменьшить норму числа дворов. Предложения были одобрены, и страховая комиссия сделала заявление: «По ходатайствам Псковского и Опочецкого уездных Собраний о возможно большем распространении гидропультов, как целесообразных при тушении сельских пожаров, небольшой цене, комиссия полагает: установленный губернским Собранием размер селений в 30 и более дворов для выдачи в такие селения по 1 гидропульту, понизить до 20 дворов и ежегодно приобретать по 100 гидропультов для постепенного снабжения ими селений в 20 и более дворов. Кроме того, установить продажу гидропультов лицам, же-
лающим приобрести их по заготовительной цене, при посредстве уездных управ и имеющих при них сельскохозяйственных складов, и для этой цели открыть губернской Управе кредит на заказ и рассылку, куда потребуется, гидропультов в количестве 50 штук».
В 1907 г. Опочецкое земское собрание вышло с ходатайством о том, чтобы в каждую волость было выслано по 4 гидропульта для тех деревень, которые имеют не менее 15 дворов. Губернская управа вынуждена была отказать в просьбе, ввиду того, что не были обеспечены ещё селения, имеющие 20 и более дворов.
К началу 1909 г. были выданы 609 гидропультов, для рассылки заготовили ещё 52, и завод выполнял заказ в 48 единиц, то есть к концу года число гидропультов, распределенных по селениям, составило 709. Этого было недостаточно, так как селений, имеющих 20 и более дворов, в губернии в то время было 1885. Была необходимость ежегодно заказывать по 200 штук и тогда потребность в гидропультах могла бы быть удовлетворена в 3-4 года. Тем не менее, 1 февраля 1910 г. губернское Собрание постановило: выдавать по 2 гидропульта в селения свыше 60 дворов. Всего в период с 1900 по 1911 гг. Псковское земство закупило 1250 гидропультов. За последние три года суммы, затрачиваемые по этой статье, были: в 1909 г. на гидропульты истратили 1950 руб., в 1910 г. - 6300 руб.;
1911 г. - 3 тыс. руб. К концу 1912 г. гидропультами были обеспечены 1400 селений, а в 1913 г. их получили ещё 287 селений. К 1914 г. всех пожарных организаций и пунктов, которым земство оказало помощь, было следующим:
Уезд Пож. общество Пож. дружина Пункты, имеющие пож. машины Селения, имеющие гидропульты
Псковский 3 137 4 366
Островский 2 29 11 184
Опочецкий 3 53 17 103
Новоржевский 3 15 3 242
Великолукский 2 8 14 146
Торопецкий 1 2 15 53
Холмский 1 12 4 104
Порховский 4 129 15 489
Итого 19 385 83 1687
В 1914 г. Опочецкое земское собрание ходатайствовало о более широком распространении среди селений гидропультов, так как «они легки и удобны для пользования и при тушении пожаров оказываются незаменимыми». На совещании страховые агенты согласились с этим предложением и высказали пожелание о снабжении гидропультами всех селений, имеющих от 8-15 дворов, а также самих агентов страхования. Губернская Управа просила повременить, чтобы прежде удовлетворить селения в 20 и более дворов, и на 1914 г. выделить 4200 руб. на приобретение 200 гидропультов. В 1915 г. губернская Управа уже сама высказалась за расширение правила: выдавать по одному гидропульту в селения, имеющие не меньше 10 дворов.
* * *
К вопросу о выдаче пожарных машин не только пожарным дружинам, но и частным лицам, вернулись 13 декабря 1911 г. Губернская управа представила основные положения, которыми следовало бы руководствоваться при их выдаче: «Отпускать пожарные машины лицам и учреждениям, постройки которых застрахованы в земстве, в распоряжении которых имеется удовлетворительное помещение для хранения трубы в надлежащем порядке, достаточная рабочая сила и лошади для доставки трубы на окрестные пожары, и в соседстве которых, в районе до 5 верст от места нахождения трубы, имеется не менее 100 дворов, подлежащих обязательному страхованию,
о чем и представить подписку; возвратить полученную трубу в исправности по получении
о том требования от губернской Управы».
Страховая комиссия предложила изменения: а) обязательный выезд на пожары ограничить трехвёрстным районом от места нахождения трубы; б) условия нахождения в районе выездов не менее 100 дворов, подлежащих обязательному страхованию, дополнить словами, «или если в означенном районе имеются подлежащие обязательному страхованию постройки, застрахованные в сумме не менее 30 тысяч рублей»; в) дополнить, что трубы могут быть отпускаемы частным лицам и учреждениям лишь в те местности, которые не входят в район действия существующих пожарных организаций. Также комиссия предложила приостановить действие
документа до выяснения влияния пожарных труб на уменьшение пожарности.
По всей вероятности, эти изменения не были внесены, и на съезде в январе-феврале 1914 г. было заслушано следующее сообщение губернской Управы: «К числу противопожарных мероприятий, имеющих целью борьбу с сельскими пожарами, отнести устройство особых пунктов с пожарными трубами, выдаваемыми частным лицам и учреждениям. Придавая такого рода пунктам известное значение, как могущим, постепенно сосредотачивая около себя лучшую часть населения, вызвать к жизни новые противопожарные организации, губернская Управа просит губернское Собрание предоставить Управе отпускать пожарные машины лицам и учреждениям, постройки которых застрахованы в земстве и в распоряжении которых имеется удовлетворительное помещение для хранения труб в надлежащем порядке, достаточная рабочая сила и лошади для доставки труб на окрестные пожары, и в соседстве которых, в районе до 5 верст от местонахождения трубы, имеется не менее 100 дворов, подлежащих обязательному страхованию, но не имеется пожарной дружины. При наличности этих условий желающие получить пожарную трубу должны представить подписку в том, что они обязуются: а) хранить и содержать пожарную трубу в надлежащем порядке; б) доставлять её на все пожары в районе 5 верст от места нахождения трубы; в) возвратить пожарную трубу в исправном виде немедленно по получении о том требования губернской Управы».
Для указанной цели губернская Управа просила Собрание отпустить 500 руб., но в кредите было отказано. Более того, Собрание поручило Управе обследовать продуктивность машин, оставшихся ещё у частных лиц. Поручение выполняли страховые агенты, а Управа доложила: «Обследованы были далеко не все пункты, имеющие пожарные машины - всего лишь 41, в том числе с земскими машинами - только 19. Тогда как пунктов с земскими машинами имеется в губернии 68. Объясняется это тем, что страховые агенты не делали специальных выездов для обследования пунктов, а производили эту работу попутно, во время выездов по своим прямым обязанностям по страхованию.
Уезд Число пожарных машин В том числе принадле-жит Из них на окрестные пожары
У общест- венных учрежд-й У частных лиц Итого Земству Частным лицам и учрежд-м Выезжа- ют Не выезжают
Островский 1 14 15 15 - 15 -
Опочецкий - 3 3 1 2 1 2
Новоржевский 1 - 1 - 1 - 1
Великолукский 1 3 4 1 3 1 3
Торопецкий - 1 1 1 - 1 -
Холмский - 2 2 1 1 2 -
Порховский - 9 9 - 9 9 -
Псковский 3 3 6 - 6 6 -
Итого 6 35 41 19 22 35 6
В % 15 85 100 46 54 85 15
Но и приведенные в таблице данные достаточны для суждения о полезности машин у частных лиц и учреждений для окрестного населения. Из 41 машины на пожары выезжали 35, то есть 85 %, причем кроме земских, из которых выезжали все, на пожары направлялись и машины, принадлежащие частным лицам в количестве 16 из 22, или 73 %. Очевидно, что эти машины приносили пользу окрестному населению в деле тушения пожаров, и потому губернская Управа полагала необходимым отпустить особый кредит на покупку машин для выдачи их частным лицам и учреждениям. Имея в виду, что наибольшую пользу и в первую очередь машины принесут тому лицу или учреждению, у кого она будет находиться, губернская Управа посчитала необходимым материальное участие в покупке машины и просителя, в размере не меньше половины ее стоимости. Причем при выдаче машины должна отбираться расписка в обязательном выезде на пожары в окрестные селения на расстояние в окружности до 5 вёрст. Кроме того, губернская Управа полагала, что выдаче машины должно предшествовать обследование со стороны страхового агента полезности для окрестного населения предполагаемого пункта помещения машины».
И вновь губернская Управа просила 500 руб. на покупку пожарных машин для частных лиц и учреждений, а также утвердить «Правила».
Правила выдачи пожарных машин частным лицам и учреждениям
1. Частным лицам и учреждениям, постройки которых застрахованы в земстве и имеющим в своем распоряжении удовлетворительное помещение для хранения машины, выдается пожарная машина при условии внесения в губернскую Управу половины её стоимости.
2. Для получения машины необходимо подать прошение в губернскую Управу, при котором должно быть представлено заключение страхового агента о полезности для окрестного населения предполагаемого пункта помещения машины и о наличии указанных в первом пункте условий.
3. Желающие получить машину должны подписать обязательство по нижеследующей форме:
191... года...месяца.....дня.
Я, нижеподписавшийся..............
Выдал настоящую подписку........уезд-
ной Управе в том, что сего числа мною получены нижеследующие предметы, принадлежащие Псковскому губернскому земству: пожарная труба, фирмы ., системы ., с диаметром цилиндров ... дюйм;
гайки свертные медные, диаметром . дюйм . пар;
приемный рукав, диаметром . дюйм, длиною . аршин;
выкидной рукав, диаметром . дюйм, длиною . аршин;
запасный рукав, диаметром . дюйм, длиною .аршин.
Полученные мною предметы, обязуюсь хранить в ..., содержать в надлежащем порядке и доставлять в окрестные селения на расстояние до 5 вёрст в окружении.
Губернское Собрание утвердило «Правила» со следующими дополнениями: а) кроме машин выдавать и гидропульты; б) рассрочить на 2 года уплату, причитающейся с просителя половины стоимости машины.
На 1915 г. было ассигновано 500 руб., но, вследствие войны, никто ими не воспользовался.
В связи с войной поставка пожарного оборудования осложнилась, заказ 1916 г. вообще оказался не выполненным. Губернская управа заказала фирме «Густав Лист» шесть машин, но они были реквизированы военным ведомством прямо на фабрике. От вторичного изготовления заказа Управы фирма отказалась, за недостатком необходимых материалов. Такие же затруднения испытывались и при покупке частей к пожарным машинам, а также брезентов, топоров и прочего. С другой стороны, отсутствие на рынках губернии сортового железа почти совершенно исключили возможность изготовить на местах пожарные обозы.
На 1917 г. в смету на предмет покупки машин, гидропультов и другого пожарного оборудования кредиты не внесли, как для частных лиц, так и для пожарных дружин.
В обстановке войны очень кстати было предложение заведующего Петроградских курсов пожарных техников принять практиканта - пожарного инструктора, который мог
оказать помощь в обучении дружинников приемам правильного огнетушения, по обучению разборки и сборки пожарных машин, приведению в порядок пожарного инвентаря, по организации новых дружин и других работ, входящих в круг деятельности инструктора по противопожарным мероприятиям. В то же время, считая необходимым пригласить для Псковской губернии пожарного инструктора, Управа предложила Собранию учредить на курсах стипендию губернского земства для уроженца Псковской губернии с тем, чтобы стипендиат отслужил не менее трёх лет в Псковской губернии. На стипендию губернская Управа просила ассигновать 400 руб., составляющих плату за полный пансион, включая помещение, стол, обмундирование, учебные принадлежности и прочее.
При выборе кандидата первое отозвалось Порховское земство, представившее своего кандидата - сына надворного советника Павла Сергеевича Бучинского. В 1916 г. он стал слушателем 1 курса. На второй год его обучения было ассигновано еще 400 руб.
На практику в Псков губернская Управа приняла слушателя 2-го курса Я. Казаченко (на июль-август). В течение этих месяцев он обследовал в Псковском уезде 68 пожарных дружин и 2 ПД в Островском уезде, что составило 19 % общего количества пожарных дружин в Псковской губернии и 51 %
- количества пожарных дружин в Псковском уезде. Результаты были следующими: «Из 70 пожарных дружин - три оказались без пожарных машин, они сгорели во время пожаров, в остальных 67 дружинах имелось 81 пожарная машина. Из этого числа машин обнаружено:
Состояние машин Число машин %-ое отношение машин
В полной исправности, чистоте и смазанные. 19 23 %
В удовлетворительном состоянии. 40 50 %
В неудовлетворительном состоянии. 22 27 %
Итого: 81 100 %
Произведен ремонт на месте.
Описание ремонта Число машин %-ое отношение к числу всех машин
Смазано с частичной разборкой 32 37 %
Смазано с полной разборкой 16 20 %
Сделаны новые поршневые и цилиндровые прокладки 8 10 %
Сделаны новые перевязки медной проволокой рукавов 20 24 %
Исследования показали: из 70 пожарных дружин - одна совершенно прекратила свою деятельность; деятельных - 25 (или 36 %); полудеятельных - 29 (или 42 %); бездеятельных - 15 (или 22 %)».
Также инструктор Я. Казаченко по мере возможности собирал пожарные дружины и проводил испытания машин до и после приведения их в порядок. Тут же разъяснялись правила противопожарных мероприятий, права пожарных дружин, их обязанности, демонстрировались приёмы огнетушения и применения пожарных инструментов во время пожаров; старосты пожарных дружин и их помощники, дружинники знакомились с разборкой и сборкой пожарных машин, их смазкой
и прочее. Все проведённые работы практикантом были признаны Управой полезны «в деле более сознательного отношения дружин и населения к противопожарным мероприятиям, проводимым в жизнь губернским земством».
Губернская Управа предложила в будущем году вновь пригласить практиканта и запланировать на его содержание и разъезды 300 руб. (жалование 75 руб. в месяц и на разъезды 150 руб.).
* * *
В 1921 г. в отчёте Псковского губернского Экономического Совета были представлены следующие таблицы наличия пожарных организаций в Псковской губернии и их оснащённость.
Профессиональные пожарные команды Псковской губернии
Уезд Насе- ленные пункты ПК Состав команд и инвентаря
Чело- век Лоша- дей Авто- моби- лей Паро- вых ма- шин Руч-х пож. машин Бо- чек Обо- зов Бре- зен- тов Цент- робеж- ный насос
Пск-й Псков 1 62 17 4 3 10 14 19 4 1
Псков: интен- дант-ский гордок 1 8 4 1 16 26 8 1
Ост-й Остров 1 42 11 - 1 5 14 19 1 -
Выбор 1 16 1 - - 3 8 6 - -
Опч-й Опочка 1 19 7 - 1 6 8 11 2 1
С. Св. Горы 1 18 6 - - 4 6 8 2 -
Нов-й Новор- жев 1 21 5 - - 5 7 10 - -
С. Дух-ново 1 22 9* - - 3 4 4 - -
Михал- кинское 1 22 10* - - 3 6 3 - -
Гривен- ское 1 17 10* - - 2 2 5 - -
Ст. ж.д. Чихаче-во 1 12 8* - - 3 4 5 - -
В.Л.-й В. Луки 1 39 13 - 1 36 4 6 - -
Ново- соколь- нич-й 1 5 4 6 8 4
Тор-й Торо-пец 1 30 7 - - 7 13 12 1 -
Холм- ский Холм 1 16 6 - - 8 12 16 - -
Пор- хов-й Порхов 1 6 6 - 1 4 8 12 2 -
Сольцы 1 8 4 - - 16 26 8 - -
Итого 18 372 143** 4 8 139 173 163 12 3
* указанное количество лошадей не является инвентарём, а закреплено за командой от частных владельцев;
** в том числе частновладельческих - 52 лошади.
Сельские добровольческие дружины
Уезд Кол-во ПД Состав инвентаря дружин
Закреплено людей Закреплено лошадей частновлад-их Машин Бочек
Псковский 92 1800 368 112 100
Островский 24 624 201 39 50
Порховский 105 218 250 106 172
Великолукский 7 225 66 12 14
Новоржевский 30 975 187 50 46
Опочецкий 14 427 70 26 31
Холмский 8 79 31 16 21
Торопецкий 5 25 6 11 18
Итого 285 4373 959 342 432
Таким образом, из таблиц видно, что только профессиональная пожарная команда города Пскова была оснащена автомобилями. По описи на январь 1924 г. у Псковской городской пожарной команды числились: 1 автомобиль фирмы «Берлие», 1 автомобиль «Фиат»,
1 - «Паккард» (цистерна), 1 - «Паккард» (линейка), 1 - «Паккард» (грузовая), 1 - «Даймлер» (линейка), 1 - «Студебеккер» (легковой),
1 - «Уайт» (цистерна). В 30-ые гг. появились модели: АМО-ф-15, ГАЗ-АА и ЗИС. Наступало время перехода от конной тяги к автотяге.
Источники:
1. Вестник Псковского Губернского Земства. 1885, № 41, с. 653; № 42, с. 667. 1886, № 2, с.25; № 15, с.
231; № 41, с. 655. 1887, № 6, с. 204. 1888, № 21, с. 608; № 22, с. 622. 1889, № 4, с. 215, 252-253.
2. ГАПО, ф. 20, оп. 1, д. 2122, л. 29.
3. ГАПО, ф. 701, оп. 1, д. 8, л. 26.
4. ГАПО, ф. 128, оп. 1, д. 4, л. 13; д. 7, л. 31об., 41, 86; д. 9, л. 76; д. 11, л. 98; д. 12, л. 56.
5. Доклады Псковской губернской земской Управы и постановления Псковского губернского земского Собрания. 1869, 1870, 1879, 1883, 1885, 1890, 1892, 1894, 1896, 1897, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1907, 1910, 1911, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917. Разделы: «Журнал страховой комиссии», «Пожарные общества и дружины», «Остальные противопожарные мероприятия», «Ходатайства уездных управ», «Постановления губернского Собрания».
6. Отчёт Псковского Губернского Экономического Совета. 1921. Вып. 1, гл. IV, п. 29, таблицы № 4, 5.
Порхов. Испытание паровой пожарной машины на берегу Шелони. 1913 г.
Остров. Выезд паровой пожарной машины. 1918 г.
Псков. Городская профессиональная пожарная команда. 1924 г.