УДК 111 U.D.C. 111
ОТ МИФА АЛХИМИИ К НЬЮТОНОВСКОЙ НАУКЕ
Статья посвящена истории развития феномена алхимии, трансформации алхимических знаний в научные открытия И. Ньютона. В тексте дается характеристика основных типов алхимии, приводятся доказательства причастности И. Ньютона к оккультной науке. Целью исследования яляется рассмотрение влияния философской концепции алхимии на развитие оснований и принципов ньютоновской науки.
Ключевые слова: алхимия, трансмутация, И. Ньютон, ньютоновская наука.
Традиционно алхимия считается оккультной наукой, полной мистики и тайн, не слишком почитаемой ни религией, ни наукой. Алхимики искали одного и того же: счастья, вечной молодости или сказочного богатства. Так, например, в период алхимии осуществлялся поиск эликсира долголетия, универсального растворителя, философского камня, необходимого для осуществления трансмутации металлов в золото и серебро.
Период алхимии длился более тысячи лет, за это время было накоплено богатое наследие алхимических трактатов и рукописей. Дошедшие до наших дней источники представляют интерес не только для историков, ведь алхимия играет весьма значительную роль в процессе становления рационального познания, современных наук, формирования научного знания. Анализ феномена алхимии позволяет проиллюстрировать эволюцию человеческого мышления в период перелома, коренных изменений в философии, естествознании, культуре. Кроме того, это период становления науки Нового времени, период «научной революции» [10].
Наивысшего развития алхимия достигла в трех основных своих типах: в греко-египетском, арабском и западноевропейском. Выделение этих типов в структуре алхимических исследований обусловлено прежде всего особым пониманием целей и предмета в каждом из них [5, с. 31-45].
Родиной алхимии был Египет. В Египет, в частности в Александрийскую школу, греки передали свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самой колыбели алхимии имелась высокоразвитая ремесленная химия, сосредоточенная вокруг храмов. Все рецепты и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых, они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; это соединение породило новую науку - кИетоа [8, с. 20-23].
Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы. Именно в них сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов соответ-
A. M. 5eflttu6aeBO A. M. Belgibaeva
FROM THE MYTH OF ALCHEMY TO THE NEWTON SCIENCE
The article is devoted to the development history of the phenomenon of alchemy and to the transformation of the alchemical knowledge into the scientific discoveries of Isaac Newton. The text characterizes the main types of alchemy, provides evidence that linksl. Newton to the occult science. The objective of the research is to consider the influence of the philosophical concept of alchemy on the development of the bases and principles of the Newtonian science.
Key words: alchemy, transmutation, Newton, Newtonian science.
ствовала определенная планета и день недели. Египетскими алхимиками было открыто явление амальгирования металлов, усовершенствован способ извлечения металлов из руд [5, с. 33-37; 8, с. 22].
Необходимо также отметить, что в системе знания александрийской эпохи алхимия в качестве особой деятельности обособляется как герметическое искусство - от имени Гермеса Трисмегиста [10].
Целью арабской алхимии была великая трансформация, великое открытие, великое превращение, но, несмотря на поставленные грандиозные задачи, труды арабских алхимиков носили практический характер, обогащали экспериментальное знание о простых веществах, их трансформациях и смесях. Именно во время арабского этапа были созданы основные теории алхимии, разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов: ими выделены сурьма, мышьяк, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины. После XII в. по ряду причин (как внутренних, так и внешних) арабская алхимия начала приходить в упадок. Центр научной мысли переместился в Европу [8, с. 23-27; 9].
В Западной Европе возрождение алхимии началось в XI в., в эпоху Крестовых походов. Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией имели место весьма существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась в полуподпольном положении. Мистические течения в европейской алхимии занимали значительное место, особенно мистическая связь алхимии с астрологией. Зачастую даже факты не признавались, если они противоречили идеям мистической природы. Ал-
в
Гуманитарные исследования • 2013 • № 1
химики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки. Общее число задач было равно семи:
1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum).
2. Создание гомункулуса.
3. Приготовление алкагеста - универсального растворителя.
4. Палигенез или восстановление растений из пепла.
5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) - магической субстанции, одно из свойств которой - способность растворять золото.
6. Извлечение квинтэссенции.
7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершенного средства для излечения [8, с. 27-31].
Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. По мнению М. Джуа, в этот период происходит зарождение экспериментальной химии, фундамент которой был заложен алхимиками в поисках философского камня [5, с. 31].
Одним из сторонников «алхимической философии» был великий английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, автор важнейших экспериментальных работ по оптике Исаак Ньютон. Известен тот факт, что ученый жил почти тайной жизнью, о которой мало что известно. И. Ньютон занимался алхимией и посвятил этому занятию 30 лет жизни, хотя и не оставил после себя химических трудов [3, с. 143-148].
Единственным видимым результатом этого многолетнего увлечения стало серьёзное отравление Ньютона в 1691 году. При эксгумации тела Ньютона в его организме было обнаружено опасное для здоровья содержание ртути. О причастности ученого к оккультной науке свидетельствует его частная библиотека с каталогом, насчитывающим 1896 томов, среди которых около сотни книг по химии и алхимии. До наших дней сохранены некоторые черновые рукописи Ньютона. Основная часть рукописей представляет собой алхимические заметки [3, с. 143-146].
Точная дата начала проявления у Ньютона интереса к алхимии неизвестна. Но советский физик, интересовавшийся научной деятельностью И. Ньютона, С. И. Вавилов пишет: «Склонность к занятиям химией и алхимией, которым Ньютон посвящал впоследствии очень много времени, могла зародиться в обстановке жизни у аптекаря Клэрка в Грэнтэме. От аптеки XVII в. до алхимической лаборатории расстояние было небольшое» [3, с. 143].
Рассматривая сохранившиеся рукописи Ньютона, можно утверждать, что вторая половина 60-х гг. XVII в. стала тем временем, когда он приступил к изучению трудов алхимиков древности. У Ньютона есть рукопись, которую исследователи относят к 1667 г., в ней он делится своими взглядами на материю и химические превращения, составляет химический словарь, включающий порядка 7000 слов. Она еще не содержит в себе никаких алхимических данных. Однако вторая рукопись, датированная 1669 г., содержит первые попытки Ньютона упорядочить разрозненные и отры-
вочные сведения, взятые из алхимических работ. В письмах Локку, а также в «Оптике» и в мемуаре «О природе кислот» ученый уже использует химическую терминологию. Но данные факты до сих пор не позволяют в полной мере судить о Ньютоне как об алхимике, создается лишь впечатление о сугубо эмпирической работе. С. И. Вавилов предполагает, если признать, что основная идея алхимии - мысль о многообразии превращений вещества, о возможности трансмутаций металлов и элементов вообще, то можно смело говорить о Ньютоне-алхимике, так как с этой идеей у него мы встречаемся всюду, в частности, и трансмутация металлов не казалась для него принципиально исключенной. Но нельзя говорить о Ньютоне как о человеке, применяющем магические заклинания к химическим операциям, опирающемся только на традицию старых книг, рукописей и легенд и лишенного критической мысли и чутья естествоиспытателя [3, с. 145]. Всё же научная революция породила современных ученых-экспериментаторов, сила которых -в эксперименте, становящемся все более строгим благодаря новым измерительным приборам, все более и более точным [2, с. 152].
В записях Ньютона описаны такие опыты, как извлечения металлической ртути из различных соединений, рецепты сурьмяных сплавов, сведения о низкотемпературных сплавах. Записаны опыты с действием сулемы на сурьму и серебро, отмечается выделение тепла при смешении купоросного масла с водой или спиртом, приводится рецепт легкоплавкого металла, который должен плавиться на солнце. Много записей содержат сведения об экспериментах с сурьмяными сплавами.
Ньютон верил в трансмутацию, т. е. в возможность превращения одного металла в другой. В связи с этим примечательны его «размышления» о золоте и ртути.
Золото состоит из взаимно притягивающихся частиц, сумму их назовем первым соединением, а сумму этих сумм вторым и т. д. Ртуть и царская водка могут проходить через поры между частицами последнего соединения, но не через иные. Если бы растворитель мог проходить через другие соединения, иначе, если бы можно было разделить частицы золота первого и второго соединений, то золото сделалось бы жидким и текучим. Если бы золото могло бродить, то оно могло бы быть превращено в какое-нибудь другое тело (цит. по: [3, с. 150]).
Мысль Ньютона на современный язык можно перевести так: для разрушения атомов золота надо найти способ разделения наиболее тесно сближенных частиц, из которых атом составлен. Эта мысль вполне правильна. Современный физик знает, что для разрушения атома золота надо разрушить его ядро, т. е. то, что Ньютон называет «первым соединением» [3, с. 151].
В течение трёх десятилетий ученый занимался алхимическими исследованиями и изучал алхимические труды Средневековья и древности, но сам он ни одной печатной строкой не обмолвился о своих алхимических занятиях; все сведения почерпнуты из рукописей и писем.
Влияние философской концепции алхимии не могло не повлиять на развитие ньютоновской науки. Почти во всех исследованиях, посвященных философии науки, утверж-
дается, что европейская научная рациональность появилась на свет в трудах Галилея и нашла свое развитие в так называемой ньютоно-картезианской парадигме. До недавнего времени считалось, что именно в трудах Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница была предложена рациональная концепция мира, абсолютно противоположная предшествующему средневековому христианско-теологическому мышлению. В эту эпоху был создан новый образ Вселенной, в которой частицы движутся в соответствии с вечными и неизменными законами, а события и процессы в материальном мире являют собой цепь взаимосвязанных причин и следствий. В таком мире уже нет места Богу, который однажды запустил механизм, и теперь тот не нуждается в его вмешательстве. Эти идеи прослеживались и в философии Декарта, но для Ньютона такой подход казался абсолютно неприемлемым [7, с. 19-24, 182-185]. В своем диссертационном исследовании С. И. Жаринов предполагает, что основной причиной отказа Ньютона от такой модели явилось не столько теологические идеи ученого, сколько волновавшая его проблема возникновения жизни. Несомненно, Ньютон был человеком выдающимся и не мог ограничиться лишь теми проблемами, которые в рамках современной науки традиционно подчеркивают его роль как творца классической механики и оптики; для него необходимо было найти такой язык или метод, который охватил бы всю совокупность явлений существующего мира. Ньютон, в отличие от Декарта, предположил, что пассивные материальные частицы не способны так себя организовать, чтобы создать некие жизненные формы. Этими частицами, по Ньютону, управлял некий божественный промысел, некий скрытый дух, присутствующий во всех элементах. Этот дух Ньютон еще называл «витальным посредником» (Vital agent), или «вегетативным духом». Это был тайный дух жизни, суть которого и собирался познать Ньютон через алхимию [6, с. 232].
Эти знания повлияли на научные воззрения ученого.
Рассмотрим гравитацию, природе которой Ньютон так и не смог дать удовлетворившего его объяснения. Как пишет С. Грофф, «в ньютоновской системе тяготение - довольно таинственная сущность. Оно представляется неотъемлемым атрибутом тех самых тел, на которые действует: это действие осуществляется мгновенно, независимо от расстояния» [6, с. 233]. Гегель, комментируя учение Ньютона о природе гравитации, отмечает: «Если на вопрос, почему такой-то человек идет в город, указывается как на основание, что город имеет притягательную силу, влекущую его туда, то такого рода ответ, санкционированный в науках, считается вздорным. - Лейбниц упрекал ньютонову силу притяжения в том, что она такое же скрытое качество, каким пользовались для объяснения схоластики» [4, с. 58].
Некоторые из современных историков науки пошли еще дальше: они утверждают, что закон всемирного тяготения -это в большей мере достижение химика или даже алхимика. По этому поводу С. Е. Жаринов приводит высказывание И. Пригожина и И. Стенгерса: «Ньютоновское всемирное тяготение «анимировало» материю, становилось своего рода активным началом, и, в более строгом смысле, пре-
вращало всю деятельность природы в наследницу тех самых сил, которые алхимик Ньютон наблюдал и использовал в своей лаборатории, - сил “трансмутации”, “сродства”, способствующих или препятствующих образованию каждой новой комбинации материи» [6, 233-234].
Еще одно из доказательств влияния алхимии на ньютоновскую науку это присущий концепции Ньютона витализм. На основе принципа витализма и осуществляется непрерывная трансмутация всех элементов материального мира. Но витализм, трансмутация, медиатор - все эти термины пришли к нам из алхимии. Однако не только алхимическая традиция прослеживается в общей научной концепции мира Исаака Ньютона. Ньютон стремился к философскому и теологическому осмыслению оснований и принципов механики. Как справедливо отмечает А. Койре, именно понятия абсолютных времени и пространства у Ньютона имеют философско-теологическую подоплеку [7, с. 19-21].
Ньютоновский подход к объяснению природы явлений прослеживается в работах ученых последующих поколений. Так, например, Ампер критично комментирует объяснение электромагнитных явлений Эрстедом, для которого характерен декартовский идеал научности. Ампер считает излишним привлечение натурфилософских представлений при объяснении опытных данных. По его мнению, необходимо говорить о стиле и методе исследования, а не о каком-либо конкретном явлении. Согласно Амперу, необходимо «начать с наблюдения фактов, изменять по возможности сопутствующие им условия, сопровождая эту первоначальную работу точными измерениями, чтобы вывести общие законы, основанные всецело на опыте, и, в свою очередь, вывести их этих законов, независимо от каких-либо предположений о природе сил, вызывающих эти явления, математическое выражение этих сил, т. е. вывести представляющую их формулу, - вот путь, которым следовал Ньютон» [1, с. 10].
Личности, подобные Ньютону, всегда стремились к обобщению, к целостному видению мира, и в этом стремлении Ньютона алхимия и теология стали той опорой, которая позволяла расширить круг научных интересов и придавала смелость в постановке научных проблем.
Развитие алхимии прослеживается в различных странах, так, например, в Египте, в странах, завоёванных арабами, в Испании, Италии, Франции, Германии, Англии алхимия оказала непосредственное влияние на формирование науки. Алхимики в поисках философского камня, эликсира долголетия, универсального растворителя стремились к достижению богатства и счастья. В процессе проводимых исследований они решали многие практические задачи, тем самым развивая естественные науки и закладывая фундамент для создания химии. Период алхимии, длившийся с III по XVI в., не мог не оказать влияние на научную деятельность Ньютона и его последователей. Это касается не только целенаправленного экспериментального метода естественно-научных исследований, предложенного Ньютоном и используемого до настоящего времени, но и ряда теоретических положений ньютоновской науки. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
10
Гуманитарные исследования • 2013 • № 1
1. Ампер А.-М. Электродинамика. СПб.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 492 с.
2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. 880 с.
3. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.: Наука, 1989. 272 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 248 с.
5. Джуа М. История химии. М.: Мир, 1975. 477 с.
6. Жаринов С.Е. Влияние герметической традиции на научные взгляды И. Ньютона // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 231-234.
УДК 13G.G2 U.D.C. 13G.G2
АНТИНОМИЧНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СИНЕРГИЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Статья посвящена рассмотрению одной из проблем русской культуры, а именно ее противоречивости и антино-мичности. Признавая, что на сегодняшний день существует множество теорий, по-разному раскрывающих характеристики и закономерности развития русской культуры, автор предлагает исследовать бинарную структуру русской культуры путем введения концепта синергии, одним из главных признаков которой является наличие согласованного взаимодействия противоположностей. Задачей статьи было обнаружение признаков синергийного взаимодействия в русской культуре. В статье проводится мысль, что практически все антиномии русской культуры являются следствием противоречивого влияния Запада и Востока, возникшего вследствие пограничного геополитического положения Ру-си-России. Это противоречия между христианством и язычеством, оседлым образом жизни и кочевым, культурой светской и духовной и др. Введение категории синергийно-го взаимодействия позволило взглянуть на противоречивость русской культуры как на закономерное явление, определяющее ее специфику и неповторимость.
Ключевые слова: антиномичность, синергия, синергий-ное взаимодействие, русская культура, противоречие, Запад - Восток.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что изучение истории отечественной культуры, усилия, направленные на ее постижение, могут дать современному человеку надежный ориентир для самореализации, для самоопределения. Особенно актуальным становится обращение к истории русской культуры, ее осмысление и переосмысление в связи с противоречивыми общественными процессами конца XX - начала XXI вв., многовекторным духовным развитием современной цивилизации. Поэтому проблемы,
7. Койре А. Очерки истории философской мысли. Влияние философских концепций на развитие научных теорий / пер. с фр. Я.А. Ляткера. М.: Прогресс, 1985. 281 с.
8. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 112 с.
9. Родиченков Ю.Ф. Эпистемологический анализ феномена поздней алхимии: автореф. ... дис. канд. филос. наук. М., 2009. 14 с.
10. Гусман Д. С. Алхимия // Электронный журнал «Человек без границ». 11^: http://www.manwb.ru/articles/science/ оІОсіепсе/а^ітіа (дата обращения: декабрь 2012).
© Бельгибаева А. М., 2013
Т. П. Берсенева T. P. Berseneva
ANTINOMICAL CHARACTER OF THE RUSSIAN CULTURE AS A MANIFESTATION OF SYNERGETIC INTERACTION
The article is devoted to one of the problems of the Russian culture, namely, its contradictory and antinomcal character. Admitting that today there are many theories,differently revealing the characteristics and regularities of the evolution of the Russian culture, the author proposes to examine the binary structure of the Russian culture by introducing the concept of synergy, one of the main characteristics of which is the coherent interaction of contrasts. Accordingly, the objective of this paper was to reveal the signs of the synergetic interaction in the Russian culture. In the articlethe idea is set that almost all of the antinomies of the Russian culture are the result of the contradictory influence of the West and the East, arisen as a result of the borderline geopolitical position of Russia. These are the contradictions between Christianity and paganism, sedentary and roving life, secular and spiritual culture, and others. The introduction of the category of synergetic interaction allowed to look at the inconsistency of the Russian culture as a natural phenomenon that determines its specificity and uniqueness.
Key words: antinomy, synergy, synergetic interaction, the Russian culture, contradiction, West - East.
связанные с возникновением, существованием и развитием русской культуры, находятся в центре внимания современной философии.
Существует множество теорий, в которых по-разному раскрываются фундаментальные характеристики и закономерности развития русской культуры. Но, несмотря на разнообразие концепций, почти все ученые сходятся в одном, признавая дискретный и катастрофичный характер развития русской культуры, загадочность и двойственность Рос-