Научная статья на тему 'От медучилища к медуниверситету: история и современные проблемы подготовки сестринских кадров на Гродненщине'

От медучилища к медуниверситету: история и современные проблемы подготовки сестринских кадров на Гродненщине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ГРОДНЕНЩИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / NURSE / GRODNO REGION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хильмончик Н. Е.

В статье раскрывается история подготовки сестринских кадров во второй половине ХХ столетия на Гродненщине, в частности, история медицинского училища, история и современные проблемы сестринского образования на академическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM MEDICAL COLLEGE TO UNIVERSITY: HISTORY AND MODERN APPROACH TO TRAINING NURSES IN GRODNO REGION

The history of nurse training in the second half of XX century in Grodno Region, particularly the history of Grodno Medical College, history and current problems of nursing education on the academic level in Grodno Region are discussing in the article.

Текст научной работы на тему «От медучилища к медуниверситету: история и современные проблемы подготовки сестринских кадров на Гродненщине»

УДК 614.25 (476)

ОТ МЕДУЧИЛИЩА К МЕДУНИВЕРСИТЕТУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СЕСТРИНСКИХ КАДРОВ НА

ГРОДНЕНЩИНЕ

Н.Е. Хильмончик, ассистент

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГГМУ

В статье раскрывается история подготовки сестринских кадров во второй половине ХХ столетия на Гродненщине, в частности, история медицинского училища, история и современные проблемы сестринского образования на академическом уровне.

Ключевые слова: медицинская сестра, Гродненщи-на, образование

The history of nurse training in the second half of XX century in Grodno Region, particularly the history of Grodno Medical College, history and current problems of nursing education on the academic level in Grodno Region are discussing in the article.

Key words: nurse, Grodno Region, education.

ХИЛЬМОНЧИК Наталья Евгеньевна - ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

История Гродненского медицинского училища начинается с 1939 г., когда было объявлено об открытии на территории западных областей Белоруссии 6 медицинских школ, а именно: фельдшерско-акушерской в Гродно и Пинске, фармацевтической - в Белостоке, Барановичах, Слониме[3]. Вторая мировая война прервала становление среднего специализированного медицинского образования на Гродненщине. Лишь эпизодически в Слониме в эти тяжелые годы действовали курсы по подготовке среднего медицинского персонала.

После освобождения города Гродно в сентябре 1944 г. были открыты фельдшерско-акушерская и фармацевтическая школы. В течение первых двух лет работы школы не имели собственного помещения и учебно-материальной базы. В 1944/45 учебном году прием в школы осуществлялся на 1-й и 3-й курсы. На 3-й курс на основании справок зачислялись лица, не успевшие закончить обучение до войны. Прием в школу проводился по результатам испытаний или по документам, дающим право на поступление без экзаменов. Согласно Уставу школы (принят 6 июня 1945 г.) поступающие должны были сдавать экзамены по русскому или белорусскому языкам, арифметике, конституции. Все учащиеся вносили плату за обучение в

размере 150 рублей [1]. Срок обучения был трехгодичным. После окончания каждого курса учащимся выдавалось переводное свидетельство.

С 1948/49 учебного года фельдшерско-акушерская и фармацевтическая школы были объединены. В объединенной школе создано три отделения: фельдшерское, акушерское и фармацевтическое. В ней обучалось около 500 человек.

21 августа 1954 г. Гродненская объединенная фельдшерско-акушерская школа переименована в Гродненское медицинское училище, которое стало базовым для Слонимского, Новогрудского и Ош-мянского медицинских училищ. Прием в училище осуществлялся со сроком обучения три года на базе 7-летнего образования и с сокращенным сроком два года на базе 10-летнего образования. В 1954/ 55 году открыто вечернеее отделение по подготовке медицинских сестер. В группу без отрыва от работы набрано 34 человека.В 1961/62 году Гродненское медицинское училище сделало последний выпуск, подготовив с 1945 г., таким образом, 1819 средних медицинских работников. Согласно приказу Гродненского областного отдела здравоохранения №96 от 30 июня 1962 г. Гродненское медицинское училище переименовано в Же-лудокское и переведено в г.п. Желудок. 333 уча-

Журнал ГГМУ 2003 № 4

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

щихся направлены в Слонимское медицинское учи-лище[2].

Современный этап школьного сестринского образования связан с возобновлением и деятельностью Гродненского медицинского училища. В соответствии с решением исполкома Гродненского областного совета депутатов трудящихся от 26 ноября 1973 г. и приказом Министерства здравоохранения Белоруссии №14 от 21 января 1975 г. « О перводе Юратишковского медицинского училища» в июле 1975 г. в Гродно начала работу приемная комиссия Гродненского медицинского училища. 1 сентября 1975 г. Гродненское медицинское училище приняло 330 учащихся. В 1976 г. состоялся первый выпуск 32 фельдшеров и 65 медсестер. В 1977 г. сделан первый выпуск фельдшеров-лаборантов, а в 1979 г. - санитарных фельдшеров. Коллектив училища стремился удовлетворить запросы практического здравоохранения в необходимых специалистах. В 1979 г. открывается вечернее отделение по подготовке медицинских сестер, а в 1981 г. - курсы по переподготовке и повышению квалификации для средних медицинских работников области. В 2003 г. после аккредитации училищу присвоен статус колледжа.

В связи с реформированием здравоохранения возрастает роль медицинской сестры, повышаются требования к профессиональной сестринской деятельности. На организацию сестринского дела оказывает влияние целый комплекс факторов, в частности:

- ухудшение показателей общественного здоровья, а именно рост общей и накопленной заболеваемости, в том числе заболеваемости по всем классам, увеличение уровней смертности и инвалидности, постарение населения;

- социальный стресс, обнищание значительной части населения, удорожание врачебной помощи, обострение экологических проблем;

- осознание обществом значимости человеческой личности и, следовательно, права и важности формирования оптимальных параметров жизнедеятельности.

Между тем Республика Беларусь и Гродненская область остается регионом, где традиционно проводилась подготовка медицинских сестер только вспомогательного уровня - помощника и слепого исполнителя воли врача. В 2002 г. в Республике Беларусь соотношение количества врачей и медсестер составляет 1 : 2,8, тогда как в развитых странах оно достигает 1 : 6-8-10. При этом меди-

цинские сестры профессионально компетентны.

В решении данной проблемы важное место занимает реструктуризация профессионального сестринского образования, перед которой стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг. На совершенствование профессионального образования и обеспечение качества сестринской помощи населению направлено формирование государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров. Принятая в Беларуси система включает четыре профессионально-образовательных уровня: базовый уровень в колледжах и училищах; повышенный уровень в колледжах - Минск, Пинск, Гродно, Брест; высшее сестринское образование в вузах -Гродно; послевузовское образование - интернатура, ординатура и аспирантура.

В условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности особое значение отводится высшему сестринскому образованию. В 1991 г. открыто первое и единственное дневное отделение медицинских сестер с высшим образованием в Гродненском государственном медицинском институте. В 1996 г. введена заочная форма обучения. В 1995 г. впервые в Беларуси «армия» медицинских работников пополнилось новыми молодыми специалистами - медицинскими сестрами с высшим образованием.

В связи с реструктуризацией коечного фонда возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента. Сокращение объемов и длительности госпитализации должно предусматривать интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестринского персонала.

Особое внимание необходимо уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней. Однако отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют потреб-

ность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала декларированной и нереализованной.

Со слов исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе Дороти Холл, «многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука». «Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринское дело не получило такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами» [4]. На наш взгляд, медицинская сестра с высшим образованием должна быть хорошо образованным профессионалом, чей уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствовался бы всеми коллегами и кого считали бы равным партнером в медицинской «бригаде».

Основой практической деятельности медсестры является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно, работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации ее работы.

Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения следует отнести к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела.

Литература

1. Государственный архив Гродненской области (ГАГО), ф.738, оп.1, д.1

2. ГАГО, ф.738, оп.1, д.99

3. И.А. Новиков. Здравоохранение в Западных областях БССР // Советская Белоруссия. - 1940. - 4 сентября

4. Jane Salvage. Развитие сестринского дела. ВОЗ. Европейское региональное бюро. Копенгаген, 1996 г. - С.15-16.

Новая литература, изданная в 2003 году в Гродненском государственном медицинском университете

1. Воронец В. И. Русско-белорусский медицинский словарь. - Гродно: ГГМУ, 2003. - 98 с.

2. Гарелик П.В., Макшанов И.Я., Мармыш Г.Г. Хирургические болезни. - Гродно: Изд-во ГГМУ, 2003. - 267 с.

3. Гельберг И.С., Вольф С.В., Савицкий С.Э., Авласенко В.С., Пигалкова Н.Н., Шевчук Д.В. Фтизиатрия: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. - Гродно, 2003. - 170 с.

4. Гордеев Я.Я., Шамова Т.М. Синдромологическая неврология / Гродненский государственный медицинский университет. - Гродно, 2003. - 363 с.

5. Гуляй П.Д. Кожные и венерические болезни: Учебное пособие - Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2003. - 182 с.

6. Жандаров К. Н. Курс лекций по хирургическим болезням: Учебное пособие для студентов лечебно-профилактических факультетов медицинских вузов. - Гродно, 2003. - Ч. 1. - 151 с.

7. Климович И.И. Свободные аминокислоты и их производные плазмы крови у больных лёгочной и сосудистой патологией: Проблемы патогенеза и лечения. - Гродно, 2003. - 146 с.

8. Ковальчук В.И. Неотложная абдоминальная детская хирургия: Учебное пособие. - Гродно: ГГМУ, 2003. - 208 с.

9. Мармыш Г.Г., Макшанов И.Я. Болезни оперированного желудка: вопросы патогенеза, профилактики и лечения. - Гродно, 2003. - 291 с.

10. Нечипоренко Н.А., Гресь А.А., Доста Н.И., Угляница К.Н. Рак предстательной железы. - Гродно, 2003 - 131 с.

11. Тищенко Е.М. Здравоохранение Белоруссии в Х1Х-ХХ веках: Монография. - Гродно, 2003. - 269 с.

По вопросам приобретения обращаться по адресу:

230015, г Гродно, ул. Горького, 80, каб. 212. e-mail: info@grsmu. by

v^ —У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.