Научная статья на тему '«От Карпат до Дона» или «От Карпат до Камчатки»?: к изучению судеб русского населения Галиции (пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. 2-е изд. , доп. М. : имперская традиция, 2007. – 192 с. )'

«От Карпат до Дона» или «От Карпат до Камчатки»?: к изучению судеб русского населения Галиции (пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. 2-е изд. , доп. М. : имперская традиция, 2007. – 192 с. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
237
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Н.М. ПАШАЕВА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ГАЛИЧИНА (ВОСТОЧНАЯ ГАЛИЦИЯ) / БРЕСТСКАЯ УНИЯ / АВСТРИЯ / ПОЛЬША / УКРАИНА / РУССКОЕ МЕНЬШИНСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / N. PASHAEVA / GALICHINA (EASTERN GALICIA) / HISTORIOGRAPHY / UNION OF BREST-LITOVSK / AUSTRIA / POLAND / UKRAINE / RUSSIAN MINORITY / NATIONAL RIGHTS / POLITICAL STRUGGLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьев Кирилл Андреевич

В статье анализируется второе, дополненное, издание книги Н.М. Пашаевой «Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв.» (М., 2007), посвященной борьбе русского меньшинства в Австрии и Польше за свои национальные права. Книга рассматривается с точки зрения использованных источников, авторских подходов и оценок как первая попытка обобщения материала по истории русского населения Галиции. Отмечаются как недостатки, так и достоинства исследования. В целом книга оценивается как важный шаг в изучении этой исключительно актуальной и многообещающей темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“From the Carpathians to the Don?” or “From the Carpathians to the Kamchatka?”: On the studying of Galicia Russian population’s (Pashaeva N.M. Studies on the History of the Russian Movement in Galichina in XIX–XX centuries. M., 2007. 192 p.)

The article analyzes the second edition of N.M. Pashaeva’s book “Studies on the History of the Russian Movement in Galichina in XIX–XX centuries” (Moscow, 2007), which is devoted to the struggle of Russian minority in Austria and Poland to gain its national rights. This book is considered the first attempt at the generalization of the materials on the history of the Galician Russian population. The article focuses on the sources and the author’s approaches to the topic. Both merits and demerits of the study are pointed out. On the whole, the book is evaluated as a crucial step in the study of this extremely important and promising subject.

Текст научной работы на тему ««От Карпат до Дона» или «От Карпат до Камчатки»?: к изучению судеб русского населения Галиции (пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. 2-е изд. , доп. М. : имперская традиция, 2007. – 192 с. )»

У книжной полки

Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине ХІХ-ХХ вв. 2-е изд., доп. М.: Имперская традиция, 2007. - 192 с.

«ОТ КАРПАТ ДО ДОНА»

ИЛИ «ОТ КАРПАТ ДО КАМЧАТКИ»?:

К ИЗУЧЕНИЮ СУДЕБ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГАЛИЦИИ

Книга Н.М. Пашаевой - известного российского историка, ведущего научного сотрудника Государственной публичной исторической библиотеки России - за шесть лет выдержала два издания, будучи к тому же выложенной в Интернете. Факт этот говорит о многом. Такой успех исторического исследования возможен только в том случае, когда автор затрагивает тему, не просто почти не изучавшуюся прежде, но способную навести читателя на размышления об острых вопросах современности.

Соединить прошлое и настоящее Н.М. Пашаевой удалось благодаря уникальному материалу, оказавшемуся в ее распоряжении. Этот материал раскрывает историю борьбы русских людей за право называться русскими, борьбы, беспримерной по своей длительности и напряженности. На первый взгляд, такая борьба может показаться чем-то совсем невероятным (когда это русским не давали быть самими собой?), а уж тем более не имеющим никакого отношения к современности. Но если разобраться в том, как складывалась историческая судьба Г аличины, актуальность поставленной темы станет совершенно очевидной.

Небольшая территория практически в самом центре Европы, ныне поделенная между Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областями Украины, с относительно мягким климатом, богатыми почвами, обилием полезных ископаемых, Г аличина (или Восточная Г алиция) всегда была лакомым куском для разного рода завоевателей, полем кровавых сражений и дипломатических интриг. В Х-ХІ вв. она принадлежала Киевской Руси. С наступлением удельного периода на ее территории образовалось Галицко-Волынское княжество, которое, будучи серьезно ослаблено татаро-монгольским нашествием, в XIV в. перешло под власть Польши, а его жители - часть древнерусского этноса - стали подданными польского короля. Уже очень скоро галичане стали испытывать давление со стороны поляков и господствующей католической церкви. Когда же в XVI в. могу-

щество польского государства благодаря знаменитой Люблинской унии особенно усилилось, русские жители края стали подвергаться прямой полонизации. В 1596 г. была заключена Брестская уния, по которой православная церковь в Речи Посполитой должна была, при формальном сохранении восточного обряда, подчиниться Ватикану. Это вызвало серьезное недовольство православного населения, в середине XVII в. вылившееся в восстание под руководством Б. Хмельницкого. В результате территория нынешней Левобережной Украины присоединилась к России. А в течение последней трети XVIII в. одряхлевшая Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть древнерусских земель вошла в состав Российской империи, и лишь Галичина вплоть до Первой мировой войны оставалась в составе Австрийской (с 1867 г. - Австро-венгерской) империи.

Все это наложило неизгладимый отпечаток на самосознание коренных жителей Г аличины. Не имея непосредственных контактов с жителями России, они по-прежнему считали себя русскими. Понятие «русский» («русин») долгое время было для галичан главным средством национальной самоидентификации и, что более важно, противостояния агрессивным замыслам поляков, которые и в изменившихся условиях делали все от себя зависящее, чтобы лишить их этнического лица. Впрочем, века изолированного существования привели к тому, что по своему быту, языку, фольклору, некоторым аспектам материальной культуры они стали весьма резко отличаться от своих восточных соплеменников. Даже жители областей, присоединенных к России, были уже настолько непохожи на ее титульный этнос, что получили наименование «малороссов», а затем все активнее стал распространяться термин «украинцы», ставший основой для провозглашения себя отдельным народом, заявления прав на полную государственную автономию, на Украину «в1д Карпат до Дона». Во второй половине XIX в. эти идеи стали проникать и в Г аличину, однако возобладать там они не смогли. Значительная часть местной общественности по-прежнему считала себя ответвлением единого русского народа «от Карпат до Камчатки», и противостояла теперь уже не только полякам, но и «украинцам».

После Первой мировой войны, в ходе которой Галичина на короткое время была занята русскими войсками, эти земли отошли к возрожденной Польше. А в 1939 г. в соответствии с секретными протоколами к пакту Молотова-Риббентропа стали частью СССР. Казалось бы, заветные мечты русских галичан осуществились, однако их родина вошла теперь в состав Украинской ССР, в их паспортах в графе «национальность» было записано «украинец».

В настоящее время территория Г аличины относится к независимой Украине, ее жители в подавляющем большинстве считают себя украинца-

ми, и лишь небольшая их часть помнит историю своего края и называет себя «русинами».

Потому-то столь значима монография Н.М. Пашаевой. История русского движения в Галичине может многое прояснить в тонкостях и противоречиях, которые пронизывали и пронизывают отношения Польши, Украины и России, уяснить исторические корни расстановки общественных сил на современной Украине. С удивлением для себя мы откроем, что не столь далекие предки многих нынешних украинцев безоговорочно относили себя к «русскому племени» и признавали своим литературным языком русский, который сейчас на Украине не считается государственным, хотя на нем говорит не менее четверти населения. Наконец, существенно расширится и круг понятий, непосредственно связанных с Г аличиной, которая до сих пор в нашем общественном сознании ассоциируется лишь с «одноименной» дивизией СС.

Не сказать, что монография Н.М. Пашаевой исчерпывает эту сложную и многогранную тему. Некоторые сюжеты в ней лишь едва обозначены, некоторые пропущены вообще, что в отдельных случаях приводит к односторонности оценок и трактовок. Сама исследовательница объясняет это труднодоступностью материалов из украинских архивов и библиотек, а также относительной скудостью библиотек и архивов московских (с. 7), что, как увидим мы ниже, не совсем соответствует действительности. Более веским оправданием могло бы стать то, что ее работа действительно представляет собой первую попытку обобщения материала, отражающего более чем столетнюю борьбу русинов за свои национальные права. Среди ее предшественников можно упомянуть лишь троих. В монографии украинского историка С.М. Трусевича «Суспільно-політичний рух у Східній Г аличині в 50-70-х роках XIX ст.» (Київ, 1978) основной акцент сделан на украинском движении в крае как «наиболее прогрессивном». В работах современных отечественных историков - статьях В.Н. Савченко (Восточная Галиция в 1914-1915 гг. (этносоциальные особенности и проблема присоединения к России) // Вопросы истории. 1996. № 11-12; и др.) и монографии А.Ю. Бахтуриной «Политика Российской империи в Восточной Галиции в годы Первой мировой войны» (М., 2000) - рассмотрены события 1914-1915 гг. Таким образом, несмотря на некоторые пробелы, книга Н.М. Пашаевой вполне пригодна для первоначального ознакомления с темой.

После предваряющего повествование краткого очерка истории Га-личины IX-XVШ вв. автор переходит к характеристике начального этапа русского движения - 30-40-м гг. XIX в. Основное внимание уделяется деятельности патриарха галицко-русского движения - Д.И. Зубрицкого, а также молодых «будителей» - Я.Ф. Головацкого, М.С. Шашкевича, И.Н. Ваги-левича: их фольклорным и этнографическим экспедициям, изданию сбор-

ников народных галицких песен, а главное, пропаганде русского языка и русской письменности. Надо, однако, отметить, что Н.М. Пашаева ограничивается лишь светскими сюжетами и не касается усилий, предпринимаемых главой Униатской церкви епископом Перемышльским Иоанном (Сне-гурским) для противодействия латинизации восточного обряда, прежде всего - создания учреждений для вспомоществования священнослужителей, а также бурс, учебных заведений для низшего клира. Эти меры укрепили материальное положение духовенства и подняли его образовательный уровень, что было чрезвычайно важно в условиях, когда над Униатской церковью нависла угроза полного вытеснения восточных обрядов и даже догматов и замены их «латинством».

Н.М. Пашаева подробно останавливается на событиях 1848 г., что вполне справедливо: «весна народов» в империи Габсбургов была важным рубежом в истории русского движения - временем, когда окончательно определились его основные формы, сложилась идеологическая и организационная база. Во многом этому способствовала значительная активизация поляков, попытавшихся добиться отделения Г алиции от Австрии. Осознав, чем грозит выход из-под контроля австрийской администрации, русины громко заявили о себе: наряду с польскими, по всему краю заработали русские рады, депутаты которых демонстрировали полную лояльность к имперским властям (даже назвались «рутенами», чтобы отграничить себя от россиян). В результате гегемонистские замыслы поляков не получили своего воплощения, а русины образовали свою матицу, народный дом, значительно расширился круг печатных изданий. Все это стало реальной основой развития русского движения во второй половине XIX в.

Н.М. Пашаева детально описывает основные его направления, причем особенно подробно останавливается на вероисповедной стороне, на движении «обрядовцев», пытавшихся отстоять православный обряд.

Большое значение, и с этим трудно не согласиться, автор придает расколу в рядах галицкого национального движения - разделению его в 1860-х гг. на «москвофилов» и «украинофилов», напряженной полемике между двумя лагерями об исторических судьбах и перспективах развития общей родины. Вместе с тем недостаточно исследованными представляются связи Галичины с Россией, становившиеся в тот период все более интенсивными. Во-первых, даже «украинофильство» пришло туда из российской части Украины, а в годы польского восстания 1863-1864 гг. имели место попытки использовать Галицию как плацдарм для готовящихся к соединению с поляками «украинских» частей. Во-вторых, нельзя согласиться с тезисом автора, что «судьбы русских галичан... гораздо меньше в ту пору интересовали и русскую дипломатию, и славянофилов, чем судьбы сербов или болгар» (с. 57). В ответ на статью Н.Г. Чернышевского «На-

циональная бестактность», в которой он осуждал антипольскую направленность русского движения и его конформизм по отношению к австрийской монархии, появилась весьма резкая рецензия историка-славис-та В.И. Ламанского, вступившегося за русинов; свое несогласие с этой позицией заявил и идеолог панславизма Н.Я. Данилевский.

Особо следует отметить деятельность В.И. Кельсиева, осенью 1866 г. объездившего Г аличину и Карпаты и по итогам экспедиции издавшего сборник «Галичина и Молдавия» (СПб., 1868). В статьях, вошедших в сборник, можно встретить детальное описание быта и нравов галицких русинов, их непростого положения, борьбы за свои национальные права.

Наконец, нельзя сказать, чтобы и русская дипломатия совершенно не интересовалась происходившим в Г алиции: информация об этнической ситуации в регионе, причем не только о реваншистских устремлениях поляков, но и о положении русских занимала важное место в секретных документах правительства.

Дав краткую характеристику наиболее значимым событиям 18701880-х гг., Н.М. Пашаева переходит к рассмотрению тенденций, обозначившихся на рубеже XIX-XX вв. - времени глубоких качественных изменений в русском движении, открывших фактически новый его этап. Во-первых, участились случаи перехода из униатства в православие. Во-вторых, все более глубокими и многосторонними становились связи с Россией, начало свою деятельность Г алицко-русское благотворительное общество, которое возглавлял граф В.А. Бобринский, многое сделавший для сближения русинов и россиян. Наконец, в-третьих, в самом русском движении произошел раскол: от него отделилась Русско-народная партия, члены которой полностью отождествляли себя с русским народом и придерживались радикальных, социально-революционных и социал-демократических идей. В этих условиях неизбежным стало нарастание вражды с украинофильским лагерем, резко усилившимся благодаря открытой поддержке австрийских властей, которые теперь всячески старались ослабить «русофильскую» партию.

Такова была расстановка сил к началу Первой мировой войны, ставшей для русских галичан, пожалуй, самым тяжким испытанием. Временному воссоединению с Россией в монографии уделено сравнительно мало места, что вполне оправданно: этот сюжет уже анализировался в работах В.Н. Савченко и А.Ю. Бахтуриной. Основной же акцент Н.М. Пашаева сделала на репрессивных мерах имперского правительства в отношении русских галичан и, прежде всего, страшном концлагере Талергоф, где нашли смерть многие тысячи русинов. В отечественной историографии «Очерки» являются практически единственной работой, в которой повествуется о страшной трагедии русинов, именуемой также «Галицко-рус-

ской Голгофой». Вне всякого сомнения, тема талергофской трагедии должна стать одной из ведущих как в изучении истории галицко-русского движения, так и истории Первой мировой войны в целом.

Завершается монография очерком дальнейшей судьбы галицко-рус-ского движения. После распада габсбургской монархии Г алиция вошла в состав вновь образовавшейся Польши. Русины, и без того серьезно ослабленные репрессиями, оказались теперь лицом к лицу с могущественным противником. 1920-1930-е гг. стали одним из наиболее сложных периодов в истории русского движения. Поляки стремились максимально ограничить деятельность русских общественных организаций, свести на нет все, что было завоевано русинами за относительно благополучные годы существования в составе Австрийской империи. Не удивительно, что весть о присоединении к СССР осенью 1939 г. была воспринята в Галичине с радостью: русины уже неоднократно обращались к союзным властям с просьбой о принятии в состав Союза. Впрочем, эйфория оказалась недолгой. Воссоединение с «Москвой» парадоксальным образом означало конец не просто русского движения, но и вообще существования галицких русских как особой этнической группы. То, чего много веков безуспешно добивались поляки, сталинскому режиму удалось сделать всего за полто-ра-два года. Г аличина стала частью Украинской ССР, ее жители - «украинцами». Несогласные должны были либо смириться, либо покинуть страну: в противном случае их ждали суровые репрессии.

На этом Н.М. Пашаева и завершает в основном свое повествование, отметив, что русское движение в советский период приобрело очаговый характер, стало уделом отдельных личностей, поставивших своей целью сохранить и передать следующим поколениям традиции галицко-русской народной культуры. К сожалению, труд этих самоотверженных и мужественных людей - В.Р. Ваврика, Р. Д. Мировича и других - оказался почти напрасным: подавляющее большинство современных галичан называют себя не иначе, как «украинцами».

К основному тексту книги приложено второе издание брошюры «Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка», впервые вышедшей в 2003 г. В ней Н.М. Пашаева пытается подвергнуть анализу исторические корни вопроса о месте Униатской церкви в христианском мире - вопроса, в наши дни вновь ставшего весьма актуальным. Раскрыв историческую сущность унии и кратко охарактеризовав процесс ее введения в Галичине, автор показывает, что она была насильно навязана га-лицко-русскому народу и всегда вызывала у большей его части глубокое неприятие. Заявления некоторых современных украинских деятелей об унии как «вере отцов» в этой связи не имеют под собой исторических оснований.

Итак, даже столь краткий и поверхностный очерк истории русского движения, какой представлен в книге Н.М. Пашаевой, заставляет признать, что за внешней простотой и очевидностью таится масса трудностей и противоречий, ставящих под вопрос не только обыденные представления, но и оценки исследователей, а история региона, который современные россияне уже привыкли бездумно именовать «Западной Украиной», сложна и неоднозначна. Книга должна стать первым шагом на пути дальнейшего изучения темы, и оно, несомненно, даст еще немало интересных и неожиданных результатов.

К.А. Соловьев

Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей: Из истории Гражданской войны в Крыму. 2-е изд., испр. и доп. Симферополь: АнтиквА, 2008. -728 с.

КРЫМ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА БРАТЬЕВ ЗАРУБИНЫХ

Первое впечатление от прочитанной книги А.Г. и В.Г. Зарубиных -это ее энциклопедическая широта, добротность и непредвзятость повествования, основательность источниковой базы, добросовестность работы с источниками, глубина знания предмета исследования. Излагая события довольно короткого, но крайне насыщенного драматическими и трагическими событиям временного отрезка - Гражданской войны на территории Крымского полуострова, - авторы стремились не оставить в стороне ни одной проблемы, ни одного вопроса, ни одного сюжета, пусть даже частного, без которых картина борьбы между различными военнополитическими силами, описание и характеристика самих этих сил были бы неполными, с «белыми пятнами».

Стремление авторов к максимальной полноте грандиозного и чрезвычайно пестрого исторического полотна «крымской панорамы» Гражданской войны вывело авторов за формальные временные рамки. И это только придало книге еще большую ценность, еще больший «вес» в современной историографии Гражданской войны на территории бывшей Российской империи.

Но обо всем по порядку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.