Научная статья на тему 'ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ: ОДНОДНЕВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-КВЕСТ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ В ОКРЕСТНОСТЯХ Д. РЫЖКОВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ: ОДНОДНЕВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-КВЕСТ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ В ОКРЕСТНОСТЯХ Д. РЫЖКОВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ-КВЕСТ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

В статье представлена разработка экспедиции-квеста по историческим местам в окрестностях д. Рыжково Жуковского района Калужской области. Приведены материалы экспедиции-квеста, включая карту и задание для школьников, описано ее проведение, а также приведены краткие описания исторических объектов, ставших локациями экспедиции-квеста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE STONE AGE TO THE SPACE AGE: A ONE DAY EXPEDITION QUEST TO HISTORICAL SITES IN THE VICINITY OF RYZHKOVO VILLAGE, KALUGA OBLAST

Thearticledescribesthedevelopmentofan expedition-quest on historical sites in the vicinity of Ryzhkovo village, Zhukovsky district, Kaluga oblast (region). The materials of the expedition are presented, including a map and a task for students. Also, the process of the quest is illustrated as well as brief descriptions of historical objects that were used as its locations.

Текст научной работы на тему «ОТ КАМЕННОГО ВЕКА ДО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ: ОДНОДНЕВНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ-КВЕСТ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ В ОКРЕСТНОСТЯХ Д. РЫЖКОВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»



Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

От каменного века до космической эры: однодневная экспедиция-квест по историческим местам в окрестностях д. Рыжково Калужской области

From the Stone Age to the Space Age: A One day Expedition quest to Historical Sites in the Vicinity of Ryzhkovo Village, Kaluga Oblast

Аннотация. В статье представлена разработка экспедиции-кве-ста по историческим местам в окрестностях д. Рыжково Жуковского района Калужской области. Приведены материалы экспе-диции-квеста, включая карту и задание для школьников, описано ее проведение, а также приведены краткие описания исторических объектов, ставших локациями экспедиции-квеста. Ключевые слова: экспедиция-квест, краеведение, исторический квест, семейное образование, Калужская область

Abstract.Thearticledescribesthedevelopmentofanexpedition-quest on historical sites in the vicinity of Ryzhkovo village, Zhukovsky district, Kaluga oblast (region). The materials of the expedition are presented, including a map and a task for students. Also, the process of the quest is illustrated as well as brief descriptions of historical objects that were used as its locations.

Keywords: expedition-quest, local lore, historical quest, family education, Kaluga oblast

Крайнова

Полина Олеговна,

аспирант, аналитик, преподаватель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Исследователь/Researcher», г. Москва

e-mail: po-krainova@ yandex.ru

Крайнова

Ольга Владимировна*

мама ученицы 6-го класса

* «Моя профессиональная деятельность никогда не была связана ни с образованием, ни с наукой. Я родилась в Москве и получила три высших образования - экономиста, юриста и управленца, 20 лет занимала руководящие должности разного уровня в банковской сфере.

А потом случился очередной декрет и жизнь в деревне. И вот уже больше 10 лет, как моя семья живет в деревне, а ребенок получает семейное образование. Уже шестой год, кроме роли мамы, у меня роль учителя, тьютора, методиста и даже вожатого и экскурсовода для моей дочери и ее друзей. Я вижу большой ресурс в семейном образовании, и стараюсь включать в лучшие практики в том числе и местных детей».

Polina

Kraynova,

Postgraduate Student, Analyst, Lecturer of Institute of Education, HSE University, Deputy Editor in Chief of the Researcher journal, Moscow

Olga

Kraynova,

Mother of a 6th grade student

Введение

Все набирающее популярность семейное образование требует от родителей более глубокого погружения в образовательный процесс и даже принятия на себя новых функций, которые весьма нелегко совмещать с родительской ролью. Нужно быть и методистом, и учителем, и даже исследователем: нужно осваивать ФГОСы и цифровые платформы, изучать современные подходы к обучению, помогать развивать мягкие навыки, уметь давать развивающую обратную связь.

Для нашей семьи основным преимуществом семейного образования была возможность организовать обучение через исследовательскую деятельность. При этом важно было, чтобы в нее были вовлечены все члены семьи — чтобы это было и пространство для совместной деятельности, и возможность показать ребенку, как обучение может быть интересным и увлекательным процессом для его взрослых, а не только рутинным выполнением домашних заданий.

Деревенская жизнь открывает большие возможности для проведения исследований в совершенно разных областях, особенно в последние годы с использованием современных технологий. При этом у родителя, отвечающего за образовательный процесс ребенка, находящегося на семейном обучении, есть задача соблюдать ФГОС и ежегодно проходить аттестации. И важно не превратиться в школу на дому, сохранить в первую очередь родительскую, а не учительскую роль для своего ребенка. И задача это непростая. Если до школы и в начальной школе достаточно было создать в доме развивающую среду — подобрать развивающие образовательные материалы, книги, фильмы и прочее, то к средней школе задача значительно усложняется. Причина этого как в увеличении количества школьных предметов и глубины изучения, так и в неизбежном снижении познавательного интереса у ребенка, перехода к подростковому возрасту, смене его ведущей деятельности, возрастающей необходимости социальных взаимодействий.

Главной стратегией для реализации наших целей в образовательном процессе мы выбрали построение изучения разных предметов через историю, как осевую науку. Но историю не совсем в классическом понимании, а, скорее, «истории» — истории выдающихся людей, значимых мест, важных идей. Даже изучение флоры и фауны через историю открытий, мифов или использования человеком тех или иных видов позволяет с интересом пройти программу средней школы.

И особенно для этого подходит краеведческий подход. Изучая местность в непосредственной близости к дому и углубляясь при этом во времена и эпохи, можно смещать фокус внимания с истории на географию, геологию и минералогию, биологию и литературу. Изучение предмета этих наук через знакомые

Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

ребенку объекты и места позволяет актуализировать внутренний интерес ребенка, делает образовательный процесс понятным и близким, не оторванным от окружающей его реальности.

В нашем случае была возможность опереться на труды талантливых односельчан, создавших фундамент краеведческих работ. Опираясь на работу, проделанную местным краеведом с почти сорокалетним стажем, Виктором Викторовичем Щеголевым, мы продолжаем собирать и изучать материалы по истории края. Материалов появляется все больше, и все больше людей интересуется своими корнями и историей мест проживания. Только за последние 10 лет краеведом-любителем В. В. Крайновым собрано более 4 томов информации о нашем крае, С. Саенко создан Телеграм-канал, где публикуются исторические документы и фотографии Тарутинской волости, ведется работа по установке информационных стендов в исторических местах в окрестностях Тарутина. Но по-прежнему очень мало кто из проживающих в настоящее время в нашей местности знаком с историей края. Это неудивительно, ведь непосредственно в исторических местах отсутствует какая-либо информация, а сами объекты чаще всего представляют собой в лучшем случае руины или пустыри, а в худшем случае — свалки мусора. Самыми осведомленными в вопросе краеведения оказываются любители с металлоискателями, что чаще ведет не к изучению, а к уничтожению культурного наследия.

Экспедиция-квест

Все это побудило начать работу по вовлечению местных детей в исследование родного края. Так родилась идея провести краеведческую экспедицию в форме квеста. Для этого в виде QR-кодов мы закодировали ссылки на облачное хранилище Яндекс-диска, где были размещены материалы по истории значимых мест нашего родного края. Распечатанные и зала-минированные QR-коды предварительно разместили в местах значимых исторических объектов (Рисунки 1-2).

Всего было семь таких объектов, расположенных не более чем в пяти километрах друг от друга. Это дало возможность провести экспе-дицию-квест на велосипедах. В экспедиции-квесте, прошедшей в июле 2022 года, принимали участие дети жителей деревни Рыжково и учащиеся 6-го класса МОУ «Куриловская гимназия».

Рисунок 2. QR-код на роднике в д. Рыжково

Рисунок 1. QR-коды, развешанные вблизи исторических объектов

Рисунок 3.1 и 3.2. Участники экспедиции: Соня Альбицкая, Ася Васильева, Леша Орехов, Катя Беляева, Света Ромашкина

В нашем распоряжении была карта топонимов местности, реконструированная В. В. Щеголевым, на которой мы отметили места поиска QR-кодов.

Задание, предложенное детям, было оформлено в виде таблицы, для того чтобы они самостоятельно и в краткой форме собрали и зафиксировали ключевую информацию об исторических объектах окрестностей: название, дата первого упоминания и наиболее яркие факты (люди, события). Ребята самостоятельно составляли маршрут велосипедной экспедиции, для того чтобы найти все места, отмеченные звездочками на предложенной карте (Рисунок 4), после чего искали QR-коды на месте. Для заполнения таблицы ребята погружались в материалы, расположенные по ссылкам, вычленяли ключевую информацию. Сопровождающие авторы дополнительно рассказывали о ярких моментах из истории места и показывали точное местоположение тех объектов, которые не сохранились.

Рисунок 4. Карта местности с отмеченными QR-кодами (раздаточный материал)

ш

Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

Задание, полученное участниками экспедиции-квеста «От каменного века до космической эры»

Заполните таблицу, указав название исторического объекта, время его первого упоминания (или расцвета) и связь с деталями/людьми/событиями. Подсказки вы можете найти в QR-кодах с пометкой «История этого места», расположенных на местах исторических объектов и помеченных на карте красными звездочками.

Название объекта Первое упоминание или расцвет Соедините объект и детали, связанные с ним Детали, события, люди, связанные с местом

1 Древнее городище М. А. Гурьянов, разгром немецкого штаба

2 Основание села Рвы, Гора на излучине рек, родник, клад, Часовня

3 Храм Столп огненный, исцеления, монастырь

4 Усадьба Петров С. Е., космос, спасение человечества

5 Деревня Ткацкая фабрика, Приказ сжечь

6 Землянка Аллеи, остров в сухом пруду, гроза

7 часть Петр I, ярмарки, карусель

Правильные ответы:

1. Древнее городище — Козлов Брод, Погост Покрова — 3000 лет до н. э. — Рвы, Гора на излучине рек, родник, клад, Часовня

2. Основание села — Рышково (Рыжково) — 1505 год — Столп огненный, исцеления, монастырь

3. Храм — Успения Пресвятой Богородицы, Рышковский — 1505 год — Столп огненный, исцеления, монастырь

4. Усадьба — Спасское — XVII век — Аллеи, остров в сухом пруду, гроза

5. Деревня — Чаплино — XIX век — Ткацкая фабрика, Приказ сжечь

6. Землянка — партизанская — 1941 год — М. А. Гурьянов, разгром немецкого штаба

7 ._часть — военная, Серпухов-15 — 1960-е — Петров С. Е., космос, спасение человечества

Исторические объекты, ставшие локациями экспедиции-квеста

1. Погост Покрова — Козлов Брод, 3000 до н. э.

Место древнего поселения людей, оно же погост Покрова, расположено на правом берегу реки Нары, сейчас местные называют это место «Темные ясли». На горе растет лес, сосны, посаженные в двадцатые годы прошлого столетия. Определить место погоста летом достаточно сложно: все заросло крапивой,

1 л

Рисунок 5. Заполненный лист с задани ем экспедиции-квеста

Рисунок 7. Участники экспедиции считывают QR-код у Козлова Брода

Рисунок 8. Участники экспедиции изучают архитектуру древнего городища

и только внимательный исследователь заметит земляные рвы, ограничивающие древнее городище.

Самые древние артефакты — обломок наконечника стрелы и белоглиняная фигурка медведя, найденные в 1997 году археологом М. В. Железняком, относятся к III тысячелетию до нашей эры. Прочие находки, а также архивные материалы относятся к периоду от XIII до XX веков. В грамоте Дмитрия Донского 1388 г. упоминается сбор дани в этом месте на «Козловом Броде». Из боровских переписных книг следует, что на погосте стояла церковь Покрова, разоренная в смутное время и восстановленная к середине XVII века (Рисунок 6). По данным экономических примечаний к атласу Калужской губернии 1782 г. описаны земли погоста и урожайность.

В 1820 году церковь была упразднена, утварь передана в Рыжковский храм, а на ее месте поставили часовню, внутри рва возле нее хоронили жителей окрестных деревень.

В 1925 г. часовня была разрушена [Щеголев, 2021].

Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

2. История о зарождении с. Рыжково и явлении чудодейственной иконы XVI века

Согласно «Сказанию о явленной и чудотворной иконе «Успение Божией Матери», в 1505 году зашел простолюдин Феофан в лес дремучий и увидел огненный столп от земли до неба, а на рябине увидал икону и дважды пытался взять образ, но тот «не дадеся ему». О чудесном явлении узнали в окрестных селах, к месту прибыл крестный ход, и несколько больных получили исцеление. Икону несколько раз приносили в Москву князю Василию III, но каждый раз на утро икона исчезала и обнаруживалась на месте, которое сейчас называется д. Рыжково. Поэтому и повелел Василий III заложить здесь «великокняжеский девичий монастырь и сельцо при нем» [Богословский, 1911; Архив стольника ... Безобразова, 2012].

3. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ярмарочная площадь в д. Рышково XVI-XXI вв.

С 1505 года жизнь в Рыжково (ранее — Рышково) продолжается непрерывно. Церковь, руины которой видны и сейчас (Рисунок 10), построили в 1680-1686 годах. Считается, что в то же время Н. К. Нарышкина привозила в этот храм будущего императора Петра I, сама она регулярно жертвовала храму. Прихожане верили, что благодаря чудодейственной иконе и храму село обходят многие беды: поляки в смутное время, французы при Наполеоне, эпидемии чумы и холеры.

В конце XIX века Рыжково — уже большое село, куда съезжаются на ярмарки из окрестностей от Боровска до Серпухова, в центре площади (где сейчас пустырь) стоят каменные торговые лавки, карусель и даже чайная [Поселянин, 2002; Списокъ, 1899].

4. Усадьба Спасское, XVII век

В XVII веке встречаются первые упоминания о А. И. Безобразове, заложившем усадьбу Спасское и построившем церковь. В XVIII веке при новом хозяине М. П. Волконском достраивается колокольня к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, строится грот в парке (Рисунки 12-13). Местные жители говорят, что грот имел двери с двух сторон, чтобы барыня в нем пряталась от грозы. Эти объекты можно увидеть и сегодня. Грот, вросший в землю, виден с дороги, а в церкви заканчиваются реставрационные работы. От остальной части усадьбы мало что осталось — полуразрушенное строение и парк, частично застроенный дачами. Но если внимательно изучить парк, можно увидеть остатки липовых аллей, очертания пруда с островком и рвов.

Рисунок 9. Чудотворная икона «Успение Божией Матери»

Рисунок 10. Развалины храма Успения Пресвятой Богородицы в д. Рыжково

Рисунок 11. Фотография храма Успения Пресвятой Богородицы, начало XX века

Рисунок 12. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Рисунок 13. Грот бывшей усадьбы Спасское

Рисунок 14. Участники экс-педиции-квеста на месте деревни Чаплино

Рисунок 15. Пароль -Родина, Л. С. Самойлов и Б. П. Скорбин

5. Чаплино

На высокой живописной горе, омываемой с двух сторон рекой Нарой, сейчас находится помойка. А еще в начале XX века здесь стояла деревня из 17 домов. В Чаплино была ткацкая фабрика, принадлежавшая Н. В. Горшкову. На ней изготовлялись льняные и холщовые ткани удивительной тонкости, а во время первой мировой войны — марля для нужд фронта. Работать на фабрику приходили из соседних деревень, а в 30-е годы водили школьников на экскурсии.

В 1941 году деревня была сожжена по приказу советского правительства, чтобы не дать закрепиться немцам на выгодной позиции. После войны деревня не была восстановлена [Ксенофонтова, 2001].

6. Партизанская землянка, середина ХХ века

В октябре-декабре 1941 г. в лесу, в двух км от д. Рыжково находилась партизанская база. О подвигах партизан в Угодско-Заводском районе (ныне Жуковский) Л. С. Самойловым и Б. П. Скорбиным написана книга «Пароль Родина» (Рисунок 15). Среди подвигов партизанского отряда — операция по разгрому немецкого штаба. Всего за 1 час 10 минут, несмотря на то что немцев было в городе до 4 тысяч, а партизан лишь до 300 человек, партизаны истребили до 600 гитлеровцев, потеряв со своей стороны 18 человек убитыми и 8 ранеными [Самойлов, Скорбин, 1959].

Командиром партизанского отряда был председатель Угодско-Заводского райисполкома Михаил Алексеевич Гурьянов, зверски замученный фашистами, но не сдавший расположение лагеря (Рисунок 16). Его именем назван колхоз, а в г. Жуков (бывший Угодский Завод), где он был казнен, стоит памятник. В 70-е годы на месте землянки силами жителей были установлены памятные знаки, землянка была укреплена. Здесь принимали школьников в пионеры. В настоящее время стены землянки обрушились, табличка утрачена.

7. Военный городок Курилово (Серпухов-15)

Бывший закрытый военный городок, строительство которого начато в 60-х годах. Военная часть, находящаяся здесь, входила в кольцо противовоздушной обороны Москвы. Сейчас отсюда ведется управление спутниками серии «Космос», которые следят за запусками стратегических ракет [Серпухов-15].

Здесь 26 сентября 1983 года Петров Станислав Евграфович предотвратил ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США [40 минут до Третьей мировой; Тот, который не нажал, 2004]. По этим событиям снят фильм «Человек, который спас мир», вышедший в 2014 году.

Крайнова Полина Олеговна, Крайнова Ольга Владимировна

Заключение

Таким образом, при минимальных материальных затратах удалось реализовать увлекательный образовательный проект, который в игровой форме позволил привлечь детей к исследованию истории родного края. Польза такого формата состояла в:

• обучении ориентированию на местности — ребятам было необходимо определить на карте свое местоположение, проложить маршрут до каждого объекта и найти его на местности;

• развитии навыков читательской грамотности — ребята читали статьи, из которых требовалось вычленить нужную и важную информацию, а в планах — чтение дополнительной, в том числе художественной литературы о родных местах;

• получении опыта использования гаджетов в образовательных целях — телефоны использовались для считывания QR-кодов, перехода по ссылкам и чтения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• пробуждении интереса к краеведению — ребята открыли для себя новый мир истории родного края, возник интерес и вопросы относительно знакомых мест;

• развитии патриотических чувств — узнав об известных односельчанах, создававших процветающие села, создающих объекты культурного наследия и героях, доблестно защищавших родину ценой своей жизни, ребята испытали чувство гордости и причастности;

• развитии физической культуры — веломаршрут в общей сложности составил около 15 километров;

• повышении культурного уровня — кроме полученных знаний, у ребят повысилась личная ответственность за родной край, каждому захотелось видеть не свалки, а восстановленные объекты.

Информационные таблички с QR-кодами продолжают информировать прохожих об истории места и, надеемся, сыграют свою роль в развитии интереса к родному краю. В дальнейшем наша активная группа взрослых и школьников планирует установить информационные таблички с фотографиями и описанием наиболее значимых мест.

Мы надеемся также, что данная статья внесет свой вклад в развитие краеведческого движения в нашем районе, привлечет внимание к уникальным историческим объектам и послужит вспомогательным материалом для проведения аналогичных экспедиций-квестов с учениками Куриловской гимназии и Тарутинской школы. ш

Рисунок 16. Михаил Алексеевич Гурьянов Источник:

https://xn-80apydf. хп--рЫ^1огу/'тШИ/ georgievskaya-lenta-bessmertie

ь

Литература:

Архив стольника ... Безобразова, 2012 — Архив стольника Андрея Ильича Безобразова. Ч. 1 / Изд. А. А. Новосельского, С. И. Коткова; сост. Л. Ф. Кузьмина, И. С. Филиппова; комм. А. А. Новосельский, О. В. Новохатко; ред. О. В. Новохатко. — М.: Памятники исторической мысли, 2012. С. 3-28.

Богословский, 1911 — Богословский П., священник. Сказание о явленной и чудотворной иконе «Успение Божией Матери», находящейся в храме с. Рышкова, Боровского уезда // Калужская старина. Т. 6. Калуга, 1911. Ст. 7. С. 7-13.

Ксенофонтова, 2001 — Ксенофонтова Ф. И. Милое Чаплино. — Москва: Горки, 2001.

Люди земли Боровской — Люди земли Боровской. Щеголев Виктор Викторович // Старый Боровск. Режим доступа: http://www.borovskold.ru/content.php?page=skevweiv_rus&id=83 (дата обращения: 01.11.2022).

Поселянин, 2002 — ПоселянинЕ. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон // М.: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002.

Самойлов, Скорбин, 1959 — Самойлов Л. С., Скорбин Б. П. Пароль — Родина. — Калуга: Кн. изд-во, 1959. С. 260.

Серпухов-15 — Серпухов-15 // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %^0%А1%^0%В5%^1%80%^0%^%^1%83%^1%85%^0%ВЕ%^0%В2-15 (дата обращения: 01.11.2022)

Списокъ, 1899 — Списокъ ярмарочныхъ пунктовъ въ Калужской губернш по уездам за 1899 годъ // Материалы Телеграм-канала «Тарутинская волость. История». Режим доступа: https://t. me/tarutinovolosthistory. (дата обращения: 01.11.2022)

Тот, который не нажал, 2004 — Тот, который не нажал // Московские новости № 15, 2004 Дата публикации: 23.04.2004. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20041107143821/ http://www.mn.ru/issue.php?2004-15-42 (дата обращения: 01.11.2022)

Щеголев, 2021 — Щеголев В. В. Погост Покрова. Место, известное людям палеолита. Погост Покрова — Козлов Брод Симсона? Современники называют это место «под Чаплино» и «Темные ясли» // 2021. С. 24

40 минут до Третьей мировой — 40 минут до Третьей мировой // Родина: эл. журнал. Дата публикации: 19.09.2017. Режим доступа: https://rg.ru/2017/09/19/rodina-stanislav-petrov.html (дата обращения: 01.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.