ЮБИЛЕЙ ГЕОГРАФО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРГПУ
УДК 378.4(470.5)096:57
ББК Ч448.93(235.55)+ЕОр ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Абрамова Надежда Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 423; e-mail: [email protected]
Данилов Алексей Николаевич,
кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 426; e-mail: [email protected]
Дьяченко Александр Петрович,
доктор биологических наук, профессор, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 426; e-mail: [email protected]
Дьяченко Елена Александровна,
кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 426; e-mail: [email protected]
Мещеряков Павел Викторович,
кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 426; e-mail: [email protected]
Таршис Людмила Григорьевна,
доктор биологических наук, профессор, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 426; e-mail: [email protected]
ОТ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К КАФЕДРЕ
БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ: ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биологическое образование; биологические кафедры; история; биостанция; лаборатория прикладной ботаники; географо-биологический факультет; УрГПУ.
АННОТАЦИЯ. Описана совместная 80-летняя история географо-биологического факультета и кафедры биологии, экологии и методики их преподавания, обобщены и представлены главные достижения профессорско-преподавательского состава биологических кафедр на разных исторических этапах становления биологического образования в УрГПУ. В историческом контексте представлены произошедшие изменения в структурной организации системы биологического образования вуза, показан вклад в развитие научных биологических исследований 70-80-х годов факультетской биостанции и научно-исследовательской лаборатории. Отражены основные направления и результаты научно-методического и организационного сотрудничества коллектива кафедры с различными научно-исследовательскими институтами, вузами, учреждениями дополнительного образования школьников и добровольными научными обществами. Отмечено, что научно-методические исследования преподавателей, сотрудников и аспирантов всех биологических кафедр факультета всегда охватывали наиболее актуальные проблемы биологической науки, теории и методики обучения биологии и экологии. Практически все члены кафедры - организаторы и эксперты олимпиад, конкурсов, образовательных проектов, реализуемых сегодня в образовательном пространстве г. Екатеринбурга и Свердловской области. Названы приоритетные направления научных исследований сотрудников и преподавателей кафедры для разных этапов становления системы биологического образования в нашем вузе. Представлен современный коллектив кафедры как союз единомышленников, сохраняющий преемственность профессиональных знаний, практических умений, сберегающий и преумножающий сложившиеся за 80-летний период традиции в подготовке компетентных специалистов.
Abramova Nadezhda Leonidovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Danilov Alexey Nikolayevich,
Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
D'yachenko Alexandr Petrovich,
Doctor of Biology, Professor, Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
D'yachenko Elena Alexandrovna,
Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Meshcheryakov Pavel Viktorovich,
Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Tarshis Lyudmila Grigorievna,
Doctor of Biology, Professor, Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE WAY FROM DEPARTMENT OF NATURAL SCIENCES TO DEPARTMENT OF BIOLOGY, ECOLOGY AND METHODS OF TEACHING: FACTS, EVENTS AND PEOPLE
KEYWORDS: biological education; Departments of Biology; history; biostation; applied botany lab; Faculty of Geography and Biology; USPU.
ABSTRACT. This is an overview of the 80-year collaboration between the Faculty of Geography and Biology and the Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching. The paper highlights the main achievements of Professors and Lecturers at different stages of biological education development in the Ural State Pedagogical University (USPU). The changes in the structure in biological education in USPU are shown in historical aspect. The paper discusses the contribution of the biological station and the scientific laboratory of the faculty to the development of scientific biological researches in 1970-1980s. The main areas and results of the scientific and methodological collaboration of the staff with different scientific and research institutes, universities, additional educational establishments and voluntary scientific bodies are described. It is emphasized that the scientific and methodological works of the staff and post-graduates of all the biological departments of the faculty covered the most urgent issues of Biology, theory and methods of teaching Biology and Ecology. Almost all the lecturers of the Department are experts of contests and research projects held in Ekaterinburg and Sverdlovsk Region. The paper mentions the areas of research that lecturers of the Department dealt with at different stages of biological education development. Today the staff of the Department are a group of likeminded people who support the continuity of profession, theoretical knowledge, practical activity and traditions in teaching.
Вся история кафедры биологии, экологии и методики обучения УрГПУ неразрывно связана с географо-биологи-ческим факультетом (ГБФ), который в этом году отмечает свой солидный юбилей. Факультет был организован в ноябре 1936 г., но только в апреле 1942 г. была образована кафедра естествознания. Первым заведующим кафедрой стал Г. И. Роскин, д-р биол. наук, проф. (1942-1943), его сменили В. Г. Гепнер, д-р биол. наук, проф. (19431944), К. К. Полуяхтов, канд. биол. наук, доц. (1944-1953), Н. С. Спиридонова, канд. биол. наук, доц. (1953-1962). Эта кафедра, ставшая предшественницей всех биологических кафедр, обеспечивала преподавание биологических дисциплин как на географическом, так и на других факультетах вуза до сентября 1962 г. В это время кафедра естествознания была разделена на два самостоятельных структурных подразделения -кафедру ботаники и кафедру зоологии. На кафедре естествознания начинали работать преподаватели, продолжившие свою деятельность на вновь созданных в роли заведующих: кафедрой зоологии (доц. П. Ф. Не-доводиев), ботаники (доц. Н. С. Спиридонова). Они обеспечили в весьма непростые для биологической науки годы научное и организационно-методическое становление этих новых структурных подразделений факультета.
Создание новых кафедр позволило осуществлять более качественную подго-
товку учителей по специальности «География с дополнительной специальностью биология», которая была начата еще в 1959 г., а за факультетом с 1962 г. было закреплено название биолого-географического. Для вновь созданных кафедр 60-70-е гг. стали периодом активного наращивания методического обеспечения и материально-технической базы для проведения аудиторных занятий и полевых практик. В 1972 г. название факультета изменяется на геогра-фо-биологический. Именно в 80-х гг. на факультете появляется и активно функционирует биостанция (Сысертский район, д. Вьюхино), где не только проводятся летние учебные практики по основным дисциплинам кафедр, но и организуются стационарные и полустационарные наблюдения за биологическими и зоологическими объектами. По образному выражению проф. Ю. И. Новоженова, биостанция для преподавателей и студентов факультета была «натуралистической Меккой и биологическим раем», а время, проведенное на биостанции, превращало студентов-биологов в настоящих натуралистов.
Вместе с биостанцией в эти годы весьма эффективно функционирует и лаборатория прикладной ботаники, в которой под руководством научных сотрудников В. С. Седин-кина, О. А. Дощенниковой, П. В. Мещерякова и др. студенты ГБФ принимают реальное участие в выполнении хоздоговорных работ. За время существования лаборато-
© Абрамова Н. Л., Данилов А. Н., Дьяченко А. П., Дьяченко Е. А., Таршис Л. Г., 2016
рии были разработаны приемы управления продуктивностью растений в закрытом грунте, разработаны рекомендации по планированию и прогнозированию урожайности зерновых культур, выполнены работы по оценке свойств почв опытных участков. Научными руководителями договоров и лаборатории в разные годы были Ю. А. Тере-шин и Г. И. Таршис.
В 90-е гг. сложившаяся к тому времени на ГБФ система биологического образования претерпевает существенные трансформации. В 1991 г. был выполнен переход на подготовку специалистов по двум основным специальностям: «География с дополнительной специальностью биология» и «Биология с дополнительной специальностью география»; в этом же году происходит образование кафедры экологии и экологического образования, а в 1995 г. - введение дополнительной специальности «Экология». Таким образом, начиная с середины 90-х гг. на факультете функционирует три кафедры, обеспечивающие в комплексе биологическую подготовку студентов не только родного факультета, но и других подразделений вуза, где преподаватели читают курсы «Экология», «Биология», «Концепции современного естествознания», «Социальная экология» и др., обеспечивая экологизацию и биологизацию высшего образования.
Кафедра ботаники на протяжении всех лет своего функционирования постоянно обеспечивала на ГБФ УрГПУ преподавание дисциплин биологического цикла: ботаники, физиологии растений, биогеографии, теоретических основ сельского хозяйства (теперь курса практической биологии), методики преподавания биологии и целого ряда других. Особенностью кафедры был всегда небольшой, но исключительно высококвалифицированный коллектив преподавателей, сотрудников и аспирантов. Были годы, когда на кафедре работало 4 профессора и 5 доцентов, хозяйственные и вопросы методического обеспечения учебного процесса обеспечивали двое заведующих кабинетами и один лаборант.
Кроме преподавательской деятельности члены кафедры всегда активно занимались научной и научно-методической работой. Научные интересы преподавателей и сотрудников кафедры охватывали широкий круг проблем современной биологии.
В мае 1981 г. Г. И. Таршис защитила докторскую диссертацию в области ризоло-гии - науки о подземных органах растений и подземной сфере фитоценозов. В 2000 г. в далекой Японии на VI Международном симпозиуме по корневым системам будет официально признана новая биологическая
наука - ризология, но за 20 лет до этого она уже была провозглашена на кафедре ботаники, был разработан и успешно апробирован курс лекций по ризологиии.
О международном признании научных исследований, выполненных на кафедре, свидетельствуют зарубежные публикации ее преподавателей Г. И. Таршис, Л. Г. Таршис, а также многочисленные приглашения участвовать в работе престижных международных симпозиумов и конгрессов, проводимых на территории США, Японии, Китая и т. д.
В 2000 г. А. П. Дьяченко успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Структура и история становления флоры листостебельных мхов Урала».
Научно-методические исследования преподавателей, сотрудников кафедры и аспирантов охватывают широкий круг актуальных проблем по теории и методике обучения биологии и региональной экологии. В 2000 г. по этому направлению преподавателями и соискателями кафедры Н. Г. Лаврентьевой, И. Г. Адодиной, С. В. Захаровой были защищены кандидатские диссертации.
Широкой известностью среди учащихся и учителей биологии и экологии учебных заведений Уральского региона пользуются научно-методические труды преподавателей кафедры. Среди них - справочник - определитель мхов (А. П. Дьяченко), определители лишайников Урала (К. А. Рябкова) и папоротников закрытого грунта (И. М. Скулкин).
Коллективом сотрудников кафедры (авторы - В. Н. Большаков, Г. И. Таршис, В. С. Безель, Л. Г. Таршис, С. В. Захарова) выпущен в свет учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ «Региональная экология» и пособие для учителя по этой же тематике. В 1998 г. было издано учебное пособие Л. Г. Таршис «Ландшафтное искусство и фитодизайн». В 2000 г. был опубликован энциклопедический справочник-словарь по биологии для школьников (Г. И. Таршис, Л. Г. Таршис). Среди интересных работ, выпущенных на кафедре, следует отметить методические разработки К. А. Рябковой (в соавт. с Е. С. Некрасовым), посвященные проведению учебных экскурсий в природные сообщества.
Кафедра в течение трех лет сотрудничала с группой экспертов фонда Помпиду (Совет Европы). В результате этого было разработано (адаптировано к нашим условиям) и подготовлено к печати учебное пособие Ричарда Айвса «Обучение детей и подростков жизненным навыкам», с помощью которого учителя смогут осуществлять профилактику детской наркомании.
Много лет проработали и внесли свой вклад в развитие и формирование имиджа
кафедры, факультета и вуза следующие преподаватели.
Г. И. Таршис - заведующий кафедрой ботаники, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Экологической академии и академик Международной Академии наук педагогического образования, крупнейший на Урале и в России ризолог. На факультете работала с 1964 г., читала курс ботаники, несколько спецкурсов, в т. ч. и по ризологии, автор 120 научных работ, в том числе 7 учебников и учебных пособий. Ею подготовлено 10 кандидатов биологических наук, более десяти лет была председателем диссертационного совета в УрГПУ и членом диссертационного совета в Институте экологии растений и животных (ИЭРиЖ).
В. С. Безель - доктор биологических наук, профессор кафедры (по совместительству), заведующий лабораторией экологической токсикологии в ИЭРиЖ УрО РАН.
К. А. Рябкова - профессор, кандидат биологических наук, известный на Урале и в России специалист по лишайникам.
А. П. Дьяченко - профессор, доктор биологических наук, известный бриолог — специалист по мхам, заведовавший кафедрой все последние годы.
На кафедре в разные годы работали кандидаты наук, доценты: Н. С. Спиридонова (зав. каф.), А. В. Коробейникова (декан ГБФ в 1963-66 гг.), М. А. Зайцева, З. Г. Щен-никова, А. Г. Фокина (декан ГБФ в 196670 гг.), Ю. А. Терешин (зав. каф.), И. М. Скулкин, Т. А. Комарова, Е. А. Гончарова, Л. Г. Таршис; зав. кабинетами: Н. А. Капустина, М. И. Лахтина.
Кафедра зоологии всегда была укомплектована высококвалифицированными преподавателями, которые в большинстве закончили биологический факультет Уральского государственного университета им.
A. М. Горького, а с конца 90-х гг. на кафедре начинают работать и выпускники ГБФ. На этапе становления кафедры (60-е гг.) на ней работали кандидаты наук, доценты и преподаватели: П. Ф. Недоводиев (разработал курс зоологии, изучал позвоночных Урала), Б. Н. Горбачев (занимался исследованиями энтомофауны), Л. Н. Харченко (интересовали вопросы экологии амфибий и рептилий), Г. П. Балакина, Г. В. Лошкарева. Именно в этот период кафедра зоологии взяла на себя методическое руководство секцией Юных натуралистов Свердловского дворца пионеров, а руководитель секции - Р. А. Малышев - преподавал на кафедре по совместительству. В дальнейшем в разные годы на кафедре преподавали доценты, кандидаты наук Е. С. Некрасов (был деканом в 1977-83 гг.),
B. Н. Амеличев, М. Н. Данилова, А. Н. Дани-
лов, Н. И. Останин, Т. Н. Филинкова, Н. В. Погодина, ст. преподаватели и ассистенты С. А. Моргунова, П. В. Окунев, А. А. Бердюги-на, В. Г. Конев, И. В. Синельникова. Долгие годы заведовала кабинетом зоологии Э. М. Степанович, а зав. кабинетом химии была Б. Н. Лушина.
Очень разнообразен был перечень дисциплин, преподаваемых на кафедре: зоология, генетика, теория эволюции, этология, цитология, микробиология, молекулярная биология, биохимия, общая и неорганическая химия, органическая химия и др. В 7080-е гг. силами преподавателей и студентов был создан учебный зоологический музей, насчитывающий в настоящее время несколько сотен единиц хранения. Он является излюбленным местом посещения на факультете студентами и школьниками.
Основным направлением научных исследований кафедры долгие годы была по-пуляционная экология животных в условиях глобального антропогенного воздействия. Значительная часть работ сотрудников кафедры была посвящена орнитологическим исследованиям (Е. С. Некрасов, В. С. Амеличев), теоретическим вопросам полиморфизма и популяционной фенетики (Ю. И. Новоженов). За время существования кафедры опубликован ряд фундаментальных фаунистических работ, учебных пособий по эволюции человека и социобио-логии, получивших признание не только у нас в стране, но и за ее пределами. Кафедрой зоологии в прошлом ежегодно проводились регулярные экспедиции по Уралу, позволившие собрать достаточно богатую энтомологическую коллекцию.
Кафедру в разные годы возглавляли: в 1963-73 гг. - П. Ф. Недоводиев, канд. биол. наук, доц. (заведовал кафедрой и одновременно до 1967 г. был заместителем ректора по учебной работе); с 1971 по 1986 г. -Ю. И. Новоженов, д-р биол. наук, проф.; с 1986 по 2000 г. - А. К. Назаров, канд. биол. наук, доц.; с 2000 по 2004 г. - Е. В. Колтунов, д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией леса Ботанического сада-института УрО РАН. Выпускник ГБФ, канд. биол. наук, доц. О. Л. Орлов заведовал кафедрой с 2004 по 2010 г. и уже вплоть до объединения с кафедрой ботаники, руководил кафедрой зоологии доц. А. Н. Данилов. Именно в этот период началось исследование фауны особо охраняемых природных территорий, активно развиваются появившиеся в начале 2000-х гг. на кафедре новые направления ее научной деятельности: изучение цитоге-нетических основ наследственности, генетика человека, биоэнергетика, палеонтологические исследования, к сотрудничеству активно привлекаются специалисты
ИЭРиЖ УрО РАН и Уральского государственного университета.
В 1990 г. ректором УрГПУ проф.
B. Д. Жаворонковым на основании решения Ученого Совета института от 17.05.1990 (протокол №9) был подписан приказ об организации кафедры экологии. Кафедра была создана с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса на ГБФ и в связи с экологизацией высшего педагогического образования. Она стала пятой по счету на ГБФ, кроме географических кафедр, кафедры ботаники и кафедры зоологии. Костяк кафедры в те далекие годы составили преподаватели, ранее работавшие на выше названных кафедрах: Г. П. Сикор-ская, К. Г. Силантьева, Е. С. Некрасов, П. В. Мещеряков, М. В. Полякова. В 1991 г. при кафедре был создан центр новых информационных технологий, включающий два компьютерных учебных класса. Сразу же появилась и должность инженера, которую заняла Т. Г. Хисматуллина, впоследствии проработавшая на кафедре около 15 лет. Одним из продуктов центра стал первый в стране учебник с программным компьютерным обеспечением «Основы экологии и природопользования» для учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ (авторы - В. Ф. Шолохович, А. Г. Гейн,
C. В. Комов, И. И. Данилина, Е. С. Некрасов). Данная книга была предназначена для изучения информатики на экологическом материале. Время шло, преподавательский состав кафедры пополнили ее выпускники - студенты, закончившие аспирантуру у профессора Г. П. Сикорской, - Т. В. Савельева и Н. Л. Абрамова.
Первым заведующим кафедрой экологии стал канд. биол. наук, доц. Е. С. Некрасов. Чуть позже на этом посту его сменила д-р пед. наук, проф. Г. П. Сикорская. Именно Г. П. Сикорская была инициатором открытия этой кафедры в вузе, разработала несколько концепций и моделей педагогических систем экологического образования студентов и школьников, представила теоретическую модель ноосферно-гуманисти-ческого педагогического образования. При ее активном участии кафедрой были реализованы крупные международные образовательные проекты.
В целом, история кафедры охватывает период в 20 лет. Ее создание совпало с политикой нашего государства, ориентированной на воспитание личности с экоцен-трическим сознанием, осознающей насущную необходимость охраны природы и осуществляющей защиту окружающей среды. В связи с данными установками была предпринята коррекция школьных дисциплин. Именно тогда предмет «Экология» вошел в
планы общеобразовательных школ. В стране появилась потребность в обучении будущих учителей экологии. За годы работы кафедры было подготовлено более 300 специалистов - учителей экологии. Дальнейшие тенденции трансформации экологического образования в образование для устойчивого развития привели не только к модернизации учебных планов и программ в школе, но и к изменениям в структуре кафедры. С 2004 г. кафедра экологии стала называться кафедрой экологии и экологического образования. Изменения на кафедре совпали с рекомендациями Федеральной целевой программы «Интеграция» и с новыми тенденциями в политике УрГПУ, связанными с переходом образования на двухуровневую подготовку студентов. Восемь лет с 2004 до 2012 гг. кафедра готовила бакалавров и магистров сначала естественнонаучного, а затем педагогического образования. Параллельно на кафедре реализовались две магистерские программы: «Экологическое образование» и «Экологическое образование в области дизайна среды». При кафедре также была открыта аспирантура по двум направлениям: «Экология» и «Методика экологического образования». В это время ряды преподавателей пополнились целой когортой совместителей - научных сотрудников ИЭРиЖ УрО РАН. Это, безусловно, сказалось на рейтинге кафедры. По показателям научной активности кафедр УрГПУ в рейтинге за 2005 г. кафедра экологии и экологического образования заняла первое место, в 2006 г. - второе, и далее в течение нескольких лет кафедра занимала места в первой десятке среди более чем 70 кафедр вуза.
В разное время на кафедре трудились академик В. Н. Большаков, профессора В. Н. Безель, Ф. В. Кряжимский, В. Н. Ольш-ванг, доценты Л. А. Пустовалова, А. Ю. Беляев, О. Л. Орлов. В 2004 г. на заведование кафедрой из Ботанического сада УрО РАН пришла тогда еще кандидат биологических наук Л. Г. Таршис и из лицея № 116 - его завуч, кандидат педагогических наук С. В. Захарова, впоследствии ставшая доцентом и ведущим методистом кафедры экологии и экологического образования. Несколько позже, в 2007 г., с кафедры ботаники на кафедру экологии переходит проф. Г. И. Тар-шис. Она активно занялась процессом подготовки магистров и продолжила осуществлять руководство аспирантурой. К этому времени завершила обучение в аспирантуре ассистент кафедры Т. В. Ванюкова, и ей как молодому и талантливому педагогу было предложено включиться в работу по созданию новых УМК. С 2009 г. на должность специалиста по учебно-методической работе
на кафедру пришла В. Ф. Антонова. В течение нескольких лет на кафедре велась работа по созданию новых программ, направленных на углубленное изучение теоретических и прикладных проблем науки, ознакомление студентов с новейшими методами экспериментальных исследований. Преподаватели кафедры подготовили учебно-методическое пособие для студентов «Экологический практикум» (2009), сняли документальный фильм о ботаническом саде УрО РАН, на базе которого проходила полевая практика студентов, издали методические пособия по подготовке курсовых, ВКР и магистерских диссертаций. Одновременно с этим были разработаны новые элективные курсы, например: «Антропоэкология» (асс. Т. В. Ва-нюкова), «Природоохранные системы и сооружения» (канд. биол. наук, доц. П. В. Мещеряков), «Менеджмент в экологии» (канд. пед. наук, доц. Н. Л. Абрамова), «Экологическая анатомия растений» (д-р биол. наук, проф. Г. И. Таршис), «Экология в профильной школе» (канд. пед. наук, доц. С. В. Захарова), «Ландшафтная архитектура и фитодизайн» (д-р биол. наук, проф. Л. Г. Таршис), «Экология среды» и «Основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования» (в соавторстве Г. И. Таршис и Л. Г. Таршис). Несмотря на то что кафедра объединила научные кадры разных специальностей, основными направлениями научной деятельности ее коллектива долгие годы оставались две темы: «Исследование экологической пластичности видов в процессе их адаптации к условиям среды» и «Разработка принципов и методов экологизации содержания естественно-научного образования в школе и вузе». Показателями научной активности коллектива кафедры стали монографии и статьи ее сотрудников, опубликованные в России и за рубежом, посвященные материалам по анатомии и морфологии подземных органов растений (Л. Г. Таршис и Г. И Таршис), проблемам природопользования, экологии и охраны почв (П. В. Мещеряков), вопросам экологии животных (Е. С. Некрасов, О. Л. Орлов), социальной экологии и новациям в области методики экологического образования (Н. Л. Абрамова, С. В. Захарова). Следует отметить, что за 20-летний период существования кафедры ее преподаватели трудились не только на стационарной площадке УрГПУ, включавшей кроме ГБФ, еще 8 факультетов, но и в различных филиалах и представительствах вуза, среди которых дольше всего подготовка экологов осуществлялась в г. Каменск-Уральском и г. Асбесте. Конечно же, историю кафедры делают не только ее преподаватели, но и ученики, которых за это время было немало.
За годы обучения студенты кафедры ездили в экспедиции и на научные конференции, проходили педагогическую практику в базовых школах и работали в летних лагерях. Среди выпускников кафедры несколько десятков бакалавров и магистров - победителей областных и Всероссийских научных студенческих конференций и олимпиад, многие исследовательские студенческие работы опубликованы в материалах конференций разного ранга.
В 2013 г. кафедра экологии и экологического образования, наряду с кафедрами ботаники и зоологии, трансформировалась в единую кафедру - биологии, экологии и методики их преподавания, которую возглавил проф. А. П. Дьяченко. Еще ранее, к нашему глубокому сожалению, экология перестала существовать как самостоятельный предмет в школах, но сотрудники кафедры экологии сохранили традиции и огромный опыт в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров по профилю «Экология» и успешно реализуют его в системе вузовских структур дополнительного образования студентов и школьников. По традиции кафедрой уделяется большое внимание исследовательской работе студентов, и одним из последних весомых достижений стала победа студентов на экологическом форуме стран СНГ (2013 г.)
В настоящее время коллектив кафедры возглавляет канд. пед. наук, доц. Н. Л. Абрамова. Она курирует инновационные площадки по экологическому и ноосферному образованию в Уральском регионе, является известным специалистом в области теории экологического образования и образования для устойчивого развития, членом Ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию РФ (Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации).
Приоритетными направлениями в кафедральных научных исследованиях стали «Изучение биоразнообразия Урала» и «Основные аспекты преподавания биологии и экологии в школе и вузе». В последние годы по этой проблематике издано несколько учебно-методических пособий («Экология города», 2015; «Основы почвоведения: полевая практика, практические работы и задания для самостоятельной работы», 2015; «Основы ризологии», 2016) и ряд статей в журналах, сборниках, рекомендованных ВАК РФ. Коллектив преподавателей продолжает активное сотрудничество с ФГБУН «Ботанический сад» УрО РАН, ИЭРиЖ УрО РАН, Российской академией образования, сотрудники кафедры также ведут научную работу в составе Российской экологической академии и Российской академии естество-
знания. Кафедра тесно взаимодействует с различными образовательными учреждениями г. Екатеринбурга и Свердловской области, преподаватели кафедры являются организаторами и экспертами многих региональных эколого-биологических конкурсов, олимпиад и научных практико-ориентированных проектов, реализованных в образовательном пространстве Урала, способствующих развитию экологической культуры подрастающего поколения.
Подводя итоги анализа истории кафедры, можно сделать вывод о том, что в
разные годы ее профессорско-преподавательским составом непрерывно осуществлялась большая работа по проведению научных исследований и подготовке научно-педагогических кадров. Современный коллектив кафедры - это союз единомышленников, который, живя настоящим, сберегает и приумножает традиции, сохраняет преемственность профессиональных знаний и практических умений преподавания дисциплин и уверенно смотрит в будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. 85 лет Уральскому государственному педагогическому университету. В ответе за учительское счастье. Екатеринбург : Форт Диалог-Исеть, 2015.
2. Материалы музея истории УрГПУ.
3. Народный учитель. 1986. № 13.
4. Уральский государственный педагогический университет. 1930-2010 гг. Екатеринбург, 2010.
5. Уральский государственный педагогический университет: летопись-хроника 2001-2005. Екатеринбург, 2005.
6. Уральский государственный педагогический университет: летопись-хроника 1930-2000 / сост. А. М. Лушникова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2000.
7. УрГПУ в биографиях. Екатеринбург, 2005.
8. Хроники Уральского государственного педагогического университета 2005-2008. Люди, События, Факты. Екатеринбург, 2008.
9. Шувалов Е. Л. Книга памяти : в 2 т. Т. 1, 2. Свердловск, 1991.
REFERENCES
1. 85 let Ural'skomu gosudarstvennomu pedagogicheskomu universitetu. V otvete za uchitel'skoe schast'e. Ekaterinburg : Fort Dialog-Iset', 2015.
2. Materialy muzeya istorii UrGPU.
3. Narodnyy uchitel'. 1986. № 13.
4. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. 1930-2010 gg. Ekaterinburg, 2010.
5. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: letopis'-khronika 2001-2005. Ekaterinburg, 2005.
6. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: letopis'-khronika 1930-2000 / sost. A. M. Lush-nikova. Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2000.
7. UrGPU v biografiyakh. Ekaterinburg, 2005.
8. Khroniki Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 2005-2008. Lyudi, Sobytiya, Fak-ty. Ekaterinburg, 2008.
9. Shuvalov E. L. Kniga pamyati : v 2 t. T. 1, 2. Sverdlovsk, 1991.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Г. П. Сикорская.