него можно отказаться, поскольку оно не является неизбежным и незаменимым (с. 69).
В связи с этим автору кажется недостаточным рассуждать только о незаменимости отношений, в том числе и этических. Нужно описывать и тело как драгоценный сосуд, благодаря которому отношения живы. Это отнюдь не свидетельствует о неизбежном кризисе отношения к человеку как величайшей ценности. Объявлять «что-то» нередуцируемым, как в случаях трансцендентального остатка «эго» (Э. Гуссерль), мира и его плоти (М. Мерло-Понти), Другого (Autrui) (Э. Левинас), события (М. Хайдеггер) или реляций, означает - открыть множественность нередуцируемого, оставляющего нестираемый след.
Однако нередуцируемость не означает неизбежность или необходимость. Напротив, их можно избежать. Если заботиться о драгоценном, содержащемся в теле, и приветствовать его, человеческое процветает, а если избегать его и пренебрегать им, то человек умрет из-за хрупкости своего тела и неспособности ухаживать за собой. Отношения, подтвержденные как нередуцируемые, в то же время не являются неопровержимыми. Ведь опровержимое -это все, что провоцирует свободу человека перед любым проявлением гуманности (с. 71).
И.М. Цибизова
2017.04.005. СОКОЛОВА М.Е. ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДО «ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОГНЯ». (Аналитический обзор).
Ключевые слова: инфосфера; ноосфера; библиосфера; гуманитарная библиография; ризома; солярный культ; арии; нести-нарство; Аркаим.
Александра Куманова, известная болгарская исследовательница инфосферы и других информационно-библиографических проблем, доктор наук, профессор Университета библиотековедения и информационных технологий УниБИТ (София), приложила много усилий для разработки широкого понимания информационной среды библиографии, связанной с гуманитарным знанием. Различным аспектам такого понимания посвящены ее многочисленные работы - монографии и учебники, которые благодаря их переводам
на русский язык и многочисленным рецензиям хорошо знакомы и российскому читателю.
Вообще российской культуре, информационно-библиографо-ведческой традиции, а также филологическо-семиотической и фи-лософско-информационной традиции Куманова обязана многим, тем более что она училась и стажировалась в России в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства (СПбГУКИ), часто бывает в России и сейчас, поддерживает творческие и научные связи с российскими учеными-гуманитариями и представителями библиографического и библиотечно-информационного сообщества.
В связи с юбилеем болгарской исследовательницы в Болгарии в 2016-2017 гг. усилиями ее коллег вышло несколько изданий, посвященных ее идеям.
Прежде всего это написанный самой Кумановой учебник-компендиум по общему библиографоведению «Интеграл гуманитарной библиографии в XXI веке (Генезис мировой универсальной библиографии), вышедший на русском языке в Софии в издательстве «За буквите-О писменехъ», 2017 год (1). Годом раньше, в 2016 г., в издательстве LAP LAMBERT Academic Publishing (Saarbrücken) вышло еще одно его издание1.
Издание имеет посвящение: «Посвящается светлой памяти Г. Шнейдера, Л.-Н. Мальклес, К.Р. Симона». Учебник выпущен к 75-летию публикации Т. Боровым библиографического путеводителя «Путь к книгам». Тем самым болгарская исследовательница отметила влияние этих выдающихся ученых-библиографов на формирование ее собственных идей.
Понятийный аппарат учебника по гуманитарной библиографии создан на основе ризомно-ретикулярной концепции библио-графоведения, которая разрабатывалась Александрой Кумановой на протяжении 20 лет и отражена в ряде других фундаментальных публикаций автора. Излагая свои ключевые идеи, автор создает широкую многостороннюю панораму информационного пространства, связанного с библиографией гуманитарного знания (1, с. 23-31).
1 Куманова А.В. Интеграл библиографии: Учебник-компендиум по общему библиографоведению / Общ. ред. Н. Василев. - Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2016. - 132 с.
Для Кумановой гуманитарная библиография - это вторично-документальный уровень никогда не прекращающегося широкомасштабного информационного моделирования единого многомерного и многоярусного информационного пространства связей между миром документов и миром читателей.
Под информационным моделированием подразумевается непрерывное движение информации - ее свертывание, создание, поиск, хранение, распространение, фильтрование, сжатие, структурирование информации и установление связей между информационными реалиями посредством библиографической деятельности (1, с. 25).
Информационное пространство планеты, о котором идет речь, и где человек свободно вступает в любые информационно-коммуникативные взаимодействия, не имеет географических и административных границ. Оно едино и в этом качестве составляет основу гуманитарного универсума. В аспекте общепланетарного культурного универсума без географических границ информационное пространство именуется инфосферой. Если подчеркнуть аспект его наполненности разумом, то оно становится у Кумановой равнозначным понятию ноосферы, а в качестве семисферы оно связано с аспектом знака, значения, смысла.
Информационное пространство, о котором идет речь, структурировано по уровням. Библиографический или вторично-документальный уровень расположен над уровнями фактов и первичных документов и отражает их. Более высокими по отношению к нему рефлексивными уровнями являются уровни метасистем и их философских интерпретаций (1, с. 26).
Таким образом, библиографическая сфера, связанная с гуманитарным знанием, выполняет роль посредника между уровнями эмпирических явлений и их философско-метатеоретических обобщений. Она - информационный «проводник», сеть информационных связей и каналов, обеспечивающих единство универсума гуманитарного знания. Для того чтобы описать, каким образом устанавливаются эти связи, Куманова вводит понятие ретикулы. Это понятие дает возможность описать, как устанавливаются вертикально-решетчатые связи между различными структурными уровнями, с которыми связана библиографическая деятельность. Имеются в виду такие критерии и уровни классификации вторично-документальных библиографических источников, как докумен-
тальный, читательский, сущностной, видовой, функциональный, содержательный, организационный (1, с. 27).
Автором предложен собственный подход и основания историографии международной универсальной библиографии. Создавая картину развития мирового библиографического знания, Кума-нова использует постмодернистское понятие ризомы, которое дает возможность описать нелинейное становление и самоорганизацию ментальной структуры единого информационного пространства планеты (в том числе и мировой библиографической традиции) на ноосферном уровне. Ризомный подход применяется Кумановой к вторично-документальной сфере и к области концепций гуманитарного и гуманитарно-библиографического знания (1, с. 31-51).
В итоге перед нами развертывается картина мировой информационной библиографической ризомы как ноосферного геокосмического феномена - подвижного всеобъемлющего, единого, но многомерного и дифференцированного информационного пространства, состоящего из уже рассмотренных нами систематизированных снизу вверх уровней гуманитарных феноменов: информационных объектов (фактов); документов об этих объектах (фактах); библиографической информации об этих документах (вторично-документальных объектов); относящихся к ним метасистем и их философских интерпретаций.
Таким образом, ретикулярно-ризоматический подход к структурированию сферы вторично-документальных библиографических источников является одной из ключевых идей Кумановой. Опираясь на него, автор учебника предлагает картину генезиса мировой универсальной библиографии планеты (III в. до н.э. - ХХ1 в.) и воссоздает ее морфологию. При составлении данной хронологической классификации было использовано более чем 5000 первично и вторично документальных источников на 20 языках, вышедших в XVIII-XXI вв. В заключение Кумановой была построена модель архитектоники библиосферы в целом в виде библиографического синопсиса инфосферы и ноосферы (1, с. 51-65).
В связи с юбилеем Кумановой был также издан весьма объемистый (более 1700 страниц) - сборник «GLORIA BIBLIO-SPHERAE (Нить Ариадны)», для которого ученые из разных стран, связанные с болгарской исследовательницей научными и дружескими связями, написали свои статьи на различных языках (3).
Сборник открывается многочисленными поздравлениями со стороны различных учебных и научных структур (УниБИТ, Болгарской академии наук, Санкт-Петербургской арктической академии наук, Ноосферной общественной академии наук (Санкт-Петербург), болгарской Национальной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия и других библиотек и т.д.) и от коллег Кумановой из различных стран.
В сборнике также размещено интервью с юбиляром, в котором Куманова рассказала об истории своей семьи - нескольких поколений болгарских интеллектуалов, своем собственном духовном и профессиональном становлении, а также о встречах со многими уважаемыми коллегами (3, с. 39-120). В сборнике также размещены ее интервью с известными болгарскими и российскими специалистами в области информационно-библиотечных наук: Руджеро Гиляревским, Стояном Денчевым, Скотом Дж. Лойдом, Яковом Шрайбергом, Николаем Ярымовым (3, с. 1117-1179).
Остальные многочисленные статьи коллег Кумановой посвящены проблемам библиотек, библиотековедения и информационного пространства, различным информационным феноменам и процессам, истории книги и книжного дела, разнообразным духовно-гуманитарным проблемам, затронутым в творчестве Кумановой. Есть в сборнике раздел, где размещены и публикации, посвященные работам самого юбиляра.
Среди публикаций сборника заслуживают безусловного внимания статьи крупнейших российских ученых Р.С. Гиляревского, Г.Б. Здановича, А.В. Соколова.
Так, один из выдающихся специалистов в области информатики, научных и массовых коммуникаций в России посвятил свою статью «Публикационная активность как оценка научных достижений» неоднозначности последствий искусственной активизации публикационной деятельности в России (3, с. 292-303). Он считает, что совершенствование оценки результативности научной работы должно идти по пути разработки показателей, учитывающих всю систему научной деятельности, а не только ее исследовательской составляющей, которая в наше время является завершающим этапом, опирающимся на все предыдущие. А при формальной оценке продуктивности и / или эффективности научного труда лишь по числу опубликованных работ и / или полученных на них ссылок
допускается серьезная ошибка, тормозящая развитие науки (3, с. 301-302).
Российский археолог, исследовавший Аркаим, доктор исторических наук, зам. директора по научной работе заповедника «Аркаим» Геннадий Борисович Зданович посвятил свою статью трактовке представления о доме в «Ригведе» и его применению к археологии аркаимского жилища (3, с. 415-426).
Известный российский специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций Аркадий Васильевич Соколов посвятил две свои статьи «Библиография как инфраструктура библиоферы» (3, с. 849856) и «Четыре сферы бытия библиографии: библиосфера, доку-ментосфера, инфосфера, ноосфера» (3, с. 857-872) многочисленным проблемам современной библиографии.
В последнее десятилетие еще одним направлением в творчестве Кумановой стали проекты на основе приложения ее методологических разработок рассмотрения информационных процессов к различным культурно-историческим духовным явлениям. Первым из таких проектов стало изучение болгарского нестинарства, результаты исследования которого были изложены Кумановой в работе «Нестинариана»1.
Следующей работой в этом же русле стала «Арианика: ек-спедиция в Воттовара - Карелия и Аркаим - Урал: центрове на праевропейската цивилизация в Русия», написанная коллективом авторов - проф., д-р экон. наук Станко Денчев, проф., д-р полит. наук Александра Куманова, доцент, д-р Никола Казанский, ас., д-р Николай Василев. Книга стала результатом экспедиции болгарских ученых в Карелию (гора Воттовара) и на Южный Урал в Челябинскую область, организованной в августе 2015 г. ГУБИТ и Болгарской академией наук под патронажем Международной академии по информатизации при ООН. Целью этой поездки было проследить трансформацию и пути распространения арийского мифологического солярного культа на основе археологических находок в районе Воттовары в Карелии и на территории историко-культурного заповедника «Аркаим» на Южном Урале в России.
1 Куманова А.В. Нестинариана: История, фотомонография: Учебное пособие. - София: За буквите-О писменехъ, 2014. - 205 с.
Основной посылкой, из которой исходили болгарские ученые, было историческое единство и эволюционные связи предков ариев и славян - праариев и протославян в период «великого переселения народов», т.е. от 20 тыс. лет до 5 тыс. лет до н.э. В исследовании обосновывается распространение культа Солнца и всего религиозно-мифологического комплекса ариев в результате их переселения с Севера по всему земному шару, в том числе и в район Северной Месопотамии. Далее, уже из этого ареала культ огня проник и в Древний Иран, откуда - через Малую Азию - достиг Болгарии, где до сих пор в горах болгарской горной Странджи существует нестинарская община - маленькое демографическое сообщество, поддерживающее древнюю традицию огнепоклонничества.
Таким образом, предложенный в «Арианике» макро-истори-ческий обзор показывает маршруты распространение арктической духовности, религиозно-мифологического дискурса ариев - северного солярного культа света.
Написанная на основе полученных результатов «Арианика» представляет собой учебное пособие, основанное на междисциплинарном подходе, которое включает в себя описание археологических и других культурных артефактов, их мифологический, исторический и лингвистический анализ, а также обширные фотоматериалы и библиографический указатель литературы (кадастровую библиографическую карту проблематики экспедиции, XIX-XXI вв.) (2, 154).
Методологически и идейно книга стала продолжением предыдущего исследовательского проекта Кумановой, посвященного сохранившемуся болгарскому нестинарству. И там, и здесь методологией является концепция информационной среды, предложенная болгарскими учеными и прежде всего Станко Денчевым и Александрой Кумановой.
Методология построена на основе взаимодействия многообразных информационных фондов, включающих различные информационные артефакты (археологические, исторические, мифологические, лингвистические), информационных технологий, соответствующих различным эпохам (и прежде всего огня - первой информационной технологии, служившей человеку для обозначения его связи с космосом), и интеракций во времени и пространстве (имеется в виду историография точек зрения на данный
предмет). Согласно данному методологическому подходу, любой духовный, культурный или информационный феномен может быть рассмотрен в проявлениях и взаимодействиях этих трех составных компонентов (2, с. 152).
Сама Куманова характеризует общий подход, использованный в данной книге, как культуролого-феноменологическое декодирование на базе новых археологических артефактов (2, с. 154).
В разделе «Воттоваара - Карелия» рассматривались археологические доказательства существования родины ариев в Карелии -в районе Северного полярного круга. Во втором разделе «Аркаим-Урал», опираясь на работы и идеи российского археолога Г. Б. Здановича, исследовавшего Аркаим, предложенную им научно-доказательную базу, авторы рассказали о воссозданном в результате масштабных археологических работ облике высокоразвитой духовной и материальной культуре «страны городов», существовавшей в уральских степях около Х1Х-ХУ1 вв. до н.э.
Таким образом, Аркаим является промежуточным звеном между мегалитической культурой Стоунхенджа и Воттовары и культурным посредником, способствующим переносу этих древних знаний в Шумер, Анатолию и Иран, что является подтверждением протоарийских корней славян. Аркаим - это символ духовного единства западной нордической культуры и восточной мудрости (2, с. 157-158).
Лингвистический аспект исследования был осуществлен доктором Николаем Василевым в сотрудничестве с филологами из Челябинска Леонидом Петровичем и Владиславом Леонидовичем Пи-сановыми, которые предложили идею предслоговой звуковой коммуникации. Такой подход дает возможность выявить связь славянского языка с языком праисторического человека, жившего на территории нынешней России (2, с. 156).
В процессе своего распространения по миру, получая выражение в различных практиках, связанных с огнем как символом солнца, солярный культ ариев, оставивших свои следы и в Аркаи-ме, развился в зороастризм и оказал влияние на христианство. Если рассматривать в этом контексте нестинарство, то нестинары являются жрецами Божественного огня, который не только не обжигает их, но просвещает и даже осеняет даром провидения (2, с. 160).
2017.04.006-009
Духовно-культурное значение Аркаима для современного человечества Александра Куманова видит в том, чтобы напоминать человеку о его изначальном космическом статусе и ноосферной миссии, призванной гармонично соотнести и проявить одну через другую духовную и материальную культуры (2, с. 159).
Список литературы
1. Куманова А.В. Интеграл библиографии в ХХ1 веке: (Генезис мировой универсальной библиографии): Учебник-компендиум по общему библиографоведе-нию: (Теория библиографической формы) / Общ. ред. Николай Василев. - София: За буквите - О писменехь, 2017. - 184 с.
2. Арианика: експедиция в Воттовара - Карелия и Аркаим - Урал: Центрове на праевропейската цивилизация в Русия. Протоарии и протославяни: (Културо-лого-феноменологично декодиране на митологичния, историческия и лингвис-тичния план): Учебно пособие по дисциплината «Нестинарство: Информаци-онни кодове на културното наследство» / Науч. ред. Николай Яръмов и др. -София: За буквите - О писменехъ, 2016. - 208 с.
3. GLORIA BIBLIOSPHERAE (Нить Ариадны): Исследования в честь акад. проф. Александры Кумановой: Юбилейный сборник по случаю 65-летия основания УниБИТ / Науч. ред. Стояна Денчева. - София, 2016. - 1774 с.
2017.04.006-009. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЖОНА Р.Р. ТОЛКИНА. (Сводный реферат).
2017.04.006. COOK S.J. The peace of Frodo: On the origin of an English mythology // Tolkien Studies / Ed. Bratman D., Drout M.D.C. -Morgantown: West Virginia univ. press, 2015. - Vol. 12. - P. 59-76.
2017.04.007. «The Hobbit» and Tolkien's mythology / Ed. Eden B.L. -Jefferson: McFarland & Company, 2014. - 236 p.
2017.04.008. Tolkien among the Moderns / Ed. Wood R.C. - Notre Dame: Univ. of Notre Dame press, 2015. - 312 p.
2017.04.009. Tolkien in the New Century / Ed. Croft J.B. et al. -Jefferson: McFarland & Company, 2014. - 268 p.
Ключевые слова: мифотворчество; гибридная мифология; нордическая традиция; скандинавская мифология; английская мифология; легендариум; карлики; краудсорсинг критики; модернизм; постмодернизм; нигилизм; ницшеанство; платонизм; Средиземье;