Социология №1 2021
От Homo Neanderthalensis к Homo Existentialis
Кравченко Альберт Иванович,
доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ E-mail: kravchenkoai@mail.ru
Цель статьи - систематизировать разрозненные употребления термина Homo как научного термина и социокультурной метафоры в отечественной и зарубежной литературе, включая археологические, философские, социологические, исторические, лингвистические и прочие источники. Выяснилось, что обозначение социокультурных типов людей через родовидовую атрибуцию Homo чрезвычайно разнообразно и с трудом поддается систематизации. Между разными случаями отсутствует логико-методологическая связь и преемственность. Скорее это напоминает разрозненные креативные перфомансы.
Ключевые слова: Homo sapiens, Homo Neanderthalensis, Homo Zapiens, Homo Sofá, Homo microbis.
В философских и культурологических концепциях неоднократно предпринимались попытки смоделировать целостный облик человека через его атрибутивные свойства. Наиболее распространенным приемом надо считать употребление общеродового для людей термина Homo1 с теми или иными дополнениями, характеризующими пристрастия, характер деятельности, сферу существования, исторический период, принадлежность к социальному слою или социокультурному типу.
«Homo» имеет два основных значения: «человек» (например, homo sapiens) и «однородный», «то же самое» (например, гомология, гомогенный, гомогенизация, гомосексуальный в отличие от гетеро-). История у них разная. «Homo sapiens» происходит от латинского homo, означающего «человек»2, а «гомосексуальный» - от греческого бро- в смысле «такой же», «однородный»3.
Доисторическое развитие человечества представлено антропосоциоге-незом - исторически длительным процессом становления человека из биологического существа в социальное и культурное. Он представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). Классическая модель антропогенеза, т.е. биологической эволюции человека выглядит как линейная последовательность видов: Homo Spelaeus - человек пещерный, Homo habilis (человек умелый) - Homo Erectus (человек прямоходящий) - Homo Neanderthalensis (человек неандерталь-
1 Homo - род приматов, включая современных людей; род двуногих приматов, который включает современных людей и несколько вымерших форм, отличающихся большим мозгом и зависимостью от инструментов.
2 Отсюда тянется цепочка: Homo, Humanus, Humanism.
3 English Language & Usage Stack Exchange: https://english.stackexchange.com/questions
11
ский) Homo heidelbergensis (человек гей-дельбергский) - Homo Sapiens (человек разумный)4 - Homo Sapiens Sapiens (человек современный) с боковыми ответвлениями: Homo sapiens grimaldiensis, Homo aurignacensis hauseri, Homo fossilis proto-aethiopicus, Homo wadjakensis, Homo sapiens cro-magnonensis, Homo sapiens grimaldiensis, Homo drennani, Homo troglodytes, Homo galilensis, Homo sapiens rhodesiensis, Homo luzonensis, Homo tsaichangensis, Homo sapiens denisovan (или homo altaiensis - дени-совец), Homo cepranensis, Homo sapiens idaltu и Homo erectus sensu lato. Homo rudolfensis - вымерший вид рода Homo, переходное звено между Homo habilis и Homo erectus. Помимо доисторических разновидностей Homo выделяют региональные: Homo Aethiopicus, Homo Americanus, Homo Arabicus, Homo Australasicus, Homo Cafer, Homo Capensis, Homo Columbicus, Homo Drennani, Homo Grimaldii, Homo Hottentotus, Homo Hyperboreus, Homo Indicus, Homo Japeticus, Homo Melaninus, Homo Monstrosus, Homo Neptunianus, Homo Palestinus, Homo Patagonus, Homo Priscus, Homo Scythicus, Homo Sinicus, Homo Spelaeus. Homo Sapiens переходит в Homo Spiritalis, когда эволюция сменяется инволюцией, т.е. творение тела заменяется творением духа.
Homo Naledi - ископаемый вид людей трибы гоминини5. Обобщающим для них термином служит Homo Antecessor - нашим предшественником является вымерший род человеческий (или подвид), обитавший с 1,2 млн до 800 тыс. лет назад. Напротив, нашим современником является Homo Intellectus - человек ХХ1 века. В отличие от древних людей, живущих до нашей эры, он - продукт не биологической природы, а культуры, социали-
4 Человек получил название вида Homo sapiens, что означает «человек разумный», от Карла Линнея в 1758 г.
5 Впервые останки H. naledi были найдены
в 2013 году в Южно-Африканской Республике, местности «Колыбель человечества» в пещере под названием Восходящая звезда (англ.) русск. командой под руководством палеоантрополога Ли Бергера из Университета Витватерсранда в ЮАР.
зации, образования и глобальной информационной цивилизации, которые должны изменить смысл и цель жизни в трудной социально-психологической ситуация и огромном потоке гетерогенной информации. Его аналог - Homo Informaticus - новый тип «человека информационного», не мыслящего себя без современных компьютерных технологий и гаджетов, человека, активно использующего их во всех сферах повседневной жизни. Homo Sociologicus (Homo soziologikus) - социологический человек, точнее, идеальная модель человека, поведение которого в значительной степени задается окружающим его обществом в процессе социализации. Человек, мыслящий мир социологически, но не обязательно профессиональный социолог. Homo Zapiens - человек с телевизионным пультом в руках - можно перевести еще и как хомо цапинг - человек хватающий, загребущий6. Его еще называют La Generación Digital. Это не о жадности, а о всеобщем, тотальном потребительстве того, что человеку суют корпорации, в том числе СМИ. Но в таком случае хомо цапинг и хомо запиенс - это жители платоновской пещеры, узники потребительского общества. Другая метафора для него - ди-ванодав, диванный эксперт - человек, вечно лежащий на диване и получающий свои знания из телепередач. Своеобразные диванные знания. Заппинг-это новая форма технозависимости, наряду с компьютерной зависимостью. Одно из значений zap - клац, клац. Так клацают пультом.
Феномен Homo Zapiens В. Пелевин описал в своем романе «Поколение П», где он раскрывает идейные ценности, модели поведения и ориентации российской молодежи 1990-х годов. Рубежная эпоха перехода от социализма к капитализму породила специфический тип дезориентированного поколения, когда низы не желали жить по-старо-
6 Слово «заппинг» образовано по аналогии с шопингом - другим видом навязчивого времяпрепровождения. Заппинг или зэппинг, (от англ. zapping, channel zapping) - практика переключения каналов телевизора на дистанционном пульте.
12
му, а верхи не умели руководить по-новому. Эпоха бездумного потребления материальных благ в виде дешевого китайского ширпотреба, раскрепощения дремавшего подсознания, время неумеренной телевизионной рекламы и засилья иностранных фильмов, доверчивого восхищения перед всем западным и подростковой нетерпимости к идеалам советского прошлого и породила первое постсоветское поколение -новых русских. Они пришли на смену другому известному поколенческому феномену - Homo Soveticus. Теперь это Homo Novus (Homo Noeticus).
Иначе человека биологического в литературе оформляют как Homo Naturalis, а социального - Homo Socialis. Соответственно, духовно-личностную модель именуют Homo Existentialis7. Помимо того разные авторы и разные социолого-философские школы выделяют такие модели, как Homo Religiosus, Homo Criticus, Homo Esteticus, Homo Politicus, Homo Economicus, Homo Magi, Homo Humanus, Homo Positivus (О. Конт), Homo Sociologicus, Homo Culturologicus, Homo Necans, Homo Satanicus, Homo Authenticus, Homo Essentialis, Homo Faber (человек деятельный), Homo Insciens (человек неумелый), Homo Moralis, Homo Normalis,
7 Google Переводчик переводит homo existentialis почему-то как гомосексуальность.
Homo Juridicus, Homo Musicus, Homo Paradoksum, Homo Bellus, Homo Adam, Homo Omnibus, Homo Prorsus, Homo Globalis, Homo Digitalis, Homo Mobilis, Homo Fidelis, Homo Gusticus, Homo Appiens, Homo Zappiens, Homo Socioeconomicus, Homo Addictus (человек зависимый), Homo Parasitus, Homo Cromaticus, E-Homo, Homo Divinus, Homo Reversus, Homo Dance, Homo Retis, Homo Erraticus, Homo Incognitus, Homo Cogitans (человек познающий), Homo Credens (человек верующий), Homo Altaiensis, Homo Liber (человек свободный), Homo Amoris, Homo Scriptum (человек написанный), Homo Agressius, Homo Algus, Homo Maximus, Homo Economicus Sisyphus, Homo Viator, Homo Mysterious, Homo Cinematicus, Homo Ferus (человек одичавший, феномен «Маугли»), Homo Confusus (человек растерянный), Homo Creator (человек творящий), Homo Agens (человек действующий), Homo Certandi (человек конкурирующий), Homo Vivens (человек живущий), Homo Modernis, Homo Mercator, Homo Stultus, Homo Rationales, Homo Mathematicus, Homo Symbolicus (человек символический), Homo Intellectus, Homo Islamicus, Homo Suspense, Homo Postsoveticus, Homo Pragmaticus, Homo Creans, Homo Eroteticus, Homo Metaphysics. Homo Ensophicus - человек далекого будущего, воплощающий мистический гно-сис, эзотерические знания и универсальность вселенной. Это своеобразная метафора из сферы социальной мифологии. Homo Esoterikos - существо не отдаленного будущего, а наш современник, свихнувшийся на всякого рода эзотерической литературе, экстрасенсах, НЛО и потусторонних мирах. Потребность в мистическом часто удовлетворяют не традиционные религии, а новые секты и новые религии. New Age - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. За этим скрывается широкий спектр в виде эзотерических ярмарок и семинаров, духовных практик, эзоте-
13
рических книг, продуктов и услуг, а также собственная философия жизни.
V СЕРГЕЙ КОРСУН
От Пьера Бурдье в научный лексикон вошел термин Homo Academicus. Известный российский социолог Ю.А. Левада проследил особенности и динамику homo soveticus, опираясь на данные эмпирических исследований. Этот термин отражает значительный исторический отрезок времени, который мы называем советской эпохой. Кроме того, в литературе встречаются такие термины, как Homo Numericus, Ecce Homo8, Homo homo sapiens sapiens, Homo sapiens sapienti (человек разумный разумнейший), Homo Telespectators, Homo swinging (человек свингующий), homo dancius (человек танцующий), Homo Excelsior, Homo multifarius, Homo Lesbien, Homo viator (человек странствующий), Homo Reciprocans, Homo Peregrinus, Homo Dei, Homo Absolventus, Homo Ergaster, Homo Ecumenicus, Homo-electronicus, Homo Vulgaris (человек обыкновенный, заурядный), Homo Ambulans (человек идущий), Zombie Economicus, Homo Academicus, Homo floresiensis, Homo Aestheticus, Homo soziologikus, Homo aethiopicus, Homo americanus, Homo arabicus, Homo Clausus (человек замкнутый), Homo Aequalis, Homo Civicus, Homo australasicus, Homo cafer, Homo capensis, Homo columbicus, Homo drennani, Homo grimaldii, Homo
8 Ecce Homo - изображение Христа в терновом венце; Се человек!
hottentotus, Homo totus, Homo loquens, Homo hyperboreus, Homo indicus, Homo japeticus, Homo helmei, Homo sapientissimus, Homo Futurus, Homo commodum, Homo melaninus, Homo monstrosus, Homo Reflectus, Homo neptunianus, Homo palestinus, Homo Curiosum (человек любознательный), Homo Loquax (человек говорящий), Homo georgicus, Homo Sedens, Homo Deus, Homo patagonus, Homo priscus, Homo scythicus, Homo sinicus, Homo spelaeus, Homo troglodytes, Homo wadjakensis, Homo sapiens vulgaris (гопник обыкновенный), Homo sapiens cro-magnonensis, Homo sapiens grimaldiensis, Homo zwischens (человек колеблющийся), Homo significans (человек, создающий значения), Homo fossilis proto-aethiopicus, Homo fossilis protoaethiopicus, Homo sapiens cromagnonensis, Homo Gay, Homo Etaticus, Homo insipiens (человек неразумный), Homo unus, Homo amphibolos (человек двусмысленный), Homo nonstopus, Homo Hardcoreus, Homo Adapticus, Homo Transformaticus, Homo Superior, Homo Zwischens (человек колеблющийся), Homo Docilis, Homo Laborans, Homo Medius, «Homo-nuclear» и т.д. Homo Magicus - другое название для эльфов. Magicus Extremos - название для коллективного колдовства нескольких магов, призванного усиливать действие заклинаний. Следуя данным мировой мифологии, "первых" людей, живших до космической катастрофы, относят к Homo Magicus. Другие значения: Homo Magicus - человек, верящий в магическое и/или обладающий донаучным мышлением, его аналог, Homo Credulus - легковерный человек.
Homo Eventus (человек событийный) олицетворяет индивидуальную последовательность «собранных воедино событий», которая полностью определяет личность и индивидуальное бытие человека. Homo Tenetur - человек обязанный, противоположность человеку событийному, как подвижное противоположно статичному. С самого рождения человек кому-то должен и чем-то обязан - своим рождением, воспитани-
14
ем,образованием, деньгами,карьерой, работой, жизнью, Богу, судьбе и счастливому случаю. Так он и живет в вечном долгу. Обязанный человек - это тот, кого недобровольно заставили что-либо делать, что ему не очень или совсем не нравится, поэтому он стремится избавится от неприятной ноши. У него нет сильной внутренней мотивации, чтобы он исполнял свои обязанности, например, воинскую службу или тяжелую работу, нужны внешние стимулы - зарплата, выслуга лет, льготы, награды. Совестливость здесь ни при чем. Обязанность - часть его социального статуса.
Специалисты отмечают необычайную пластичность биологической организации человека, особое анатомическое строение, отличающее его от животных: прямая походка, размеры черепной коробки, полушарий мозга, строение рук и т.д., способность человека производить орудия труда, добывать огонь. Действительно, только человек обладает традицией и языком, высшими эмоциями, способностью думать, отрицать, считать, планировать, рисовать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в самом широком смысле слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, плакать и смеяться, обладать юмором, познавать, опредмечивать свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее и создавать новое, не существовавшее ранее. Homo sportivus eroticus - сексуальной революции в конце 1960-х годов подняла на щит физическую привлекательность профессиональных спортсменов. И вот совсем недавнее лингвистическое изобретение - Homo Sofá, человек диванный, диванодав, любитель пассивного досуга.
Сегодня смоделированное спортивное тело приобрело самостоятельную терминологию. Г.В. Горнова предложила ввести в научный обиход новое атрибутивное определение Homo Urbanus (человек городской) - «животное городское», естественной средой обитания
которого является антропогенный ландшафт города, скученность и спешка которого порождает у этого «животного» страх, тошноту, агрессию и торможение [1-4]. Черты человека городского Цицерон и Квинтиллиан в свое время связывали со словом «urbanitas», от которого Цицерон образовал неологизм «humanitas». Отличительной чертой горожанина античные риторы считали воспитанную способность к иронии, само понятие иронии связывалось ими непосредственно с образом столичного города [5]. Удивительно, но и сегодня термин употребляется не только в научном, но и ироничном смысле: Homo Urbanus - это примат, обитающий в искусственных высотных пещерогнёздах, у которого доля времени, проведенная на почве и под открытым небом ничтожно мала; Homo Urbanus как новый вид гоминид; Homo Urbanus - горожане, особенно жители мегаполисов, дети 21 века (Д. Шарко).
Homo Sacer (лат. homo sacer - священный человек) - понятие римского права; человек, получивший статус преступника, изгнанника: его может убить любой человек, но его нельзя принести в жертву в религиозном ритуале, дабы не обесценить священнодействие. Это человек, исключенный из всех гражданских прав, в то время как его жизнь считается «святой» в негативном смысле. После долгих лет забвения к этому образу обратился в своем творчестве Джорджо Агамбен - видный итальянский философ, последователь идей Мартина Хайдеггера, Вальтера Бень-ямина, Жака Деррида, Мишеля Фуко, Ханны Арендт, Карла Шмитта. В его произведениях [6-8] Homo sacer - теоретическая модель или метафора человека, низведенного до предельно низкого статуса биополитического существа, лишенного всех прав, в том числе права требовать справедливости по отношению к себе. Нечто вроде представителя касты неприкасаемых в Индии.
Начиная с 2005 г. В.А. Плешаков разрабатывает теорию киберсоциали-зации человека с позиции социальной педагогики и психологии, в рамках ин-
15
шм
1л finen J
тегративной концепции педагогики и психологии жизненного пути личности (психовозрастной онтологии). В книге «Киберсоциализация Человека: От Homo Sapiens^ до Homo Cyberus^» [9] киберсоциализация рассматривается им как особый вид социализации человека. Для того чтобы стать Homo Cyberus, надо, не зависимо от возраста, быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, иметь электронную почту и сотовый (мобильный) телефон, свой персональный сайт и вести свой блог, а еще лучше - уметь зарабатывать в интернете. Проект киберсоциализации получил государственную поддержку и активно позиционируется в Интернете9.
В книге «Homo Hierarchicus» [10] Луи Дюмон рассматривает основные понятия кастовой системы, историю индийских варново-кастовых институтов, исследует вопросы касты и разделения труда, кастовой регламентации брака, контактов и отношения к пище, проблем управления в касте, отношения неприкасаемости, отречения и многие другие вопросы истории и становления и современного своеобразия кастовой системы. В другой своей работе «Homo Equalis» [11], парной антитезе первой книге, Луи Дюмон продолжает проблему равенства и неравенства в обществе, полагая, что Homo Hierarchicus и Homo Equalis cуществуют не только в каждом обществе, но и в каждом человеке, поскольку у слуг есть своя иерархия, которая воспроизводит иерархию хозяев [12]. Французский антрополог рассматривает ценностный контраст между Индией и Западом, в котором первый представляет Homo Hierarchicus, а последний - Homo Equalis.
А.П. Андруник, В.П. Черданцев и М.В. Тронина [13] проследили историческую эволюцию моделей человека от Homo Naturalis до Homo Ludens. Антропосоциогенез можно представить как процесс высвобождения
9 Официальная страничка Киберсоциализация «ВКонтакте», посвященная феномену киберсоциа-
лизации человека. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vk.com/cybersocialization
Homo Sapiens, с которого и начинается собственно говоря общественно-производственная деятельность современного человека, из природного царства Homo Naturalis. Античное общество дало нам Homo politicus Аристотеля. Появление монотеистических религий, духовная опора на великие Книги Бытия - Библию и Коран - послужило культурной и идеологической платформой становления Homo Moralis. Эпоха Возрождения подняла его на уровень Homo Esteticus. «Обращение к античному наследию и расцвет живописи, архитектуры, скульптуры, литературы, театра, музыки, бурное развитие науки и великие географические открытия, постепенное ослабление религиозного фактора и разделение светской и церковной сфер влияния в обществе - таковы основные черты ренессансной культуры. В XVI в. она достигла пика и превратилась в общеевропейское явление, создав условия для обновления христианства и развития капитализма.
Рождение «человека экономического» (Homo Economicus) и эпохи Нового времени (1640-1870) состоялось во многом благодаря Реформации, идейными вдохновителями которой были М. Лютер (1483-1546), Ж. Кальвин (1509-1564), У. Цвингли (1484-1531), Т. Мюнцер (ок. 1490-1525)» [13]. Завершение эпохи индустриального общества в ХХ веке и переход в конце ХХ века к постиндустриальному обществу принесло человечеству удовлетворение от материальных благ и неудовлетворение обострением духовных проблем. Появляется Homo existentialis, который «испытывает одиночество, страх, неудовлетворенность или становится объектом зависти, лицемерия, насилия и лжи... Сумеет ли человек XXI в. сохранить и приумножить в себе доброе начало, стать подлинным гуманистом (Homo humanus), стремящимся к разрешению противоречий ненасильственными средствами и уважающим права окружающих? Какой из двух ипостасей (Homo amoris или Homo agressius) - отдаст предпочтение «человек играющий» (Homo ludens)?» [13].
Fl
_ L* НйСЙ.Д
16
В экономической теории Homo Economicus изображает людей как последовательно рациональных и узко корыстных агентов, которые обычно преследуют свои субъективно определенные цели оптимально. Как правило, Homo Economicus пытается максимизировать полезность как потребитель и прибыль как производитель. На смену модели Homo Economicus, наиболее обстоятельное обоснование которой дано в работах А. Смита и Д. Ри-кардо, приходит Homo Symbolicus, определяемый как социальный актор, сформированный культурой. Термин Homo Symbolicus впервые прозвучал у Э. Кассирера - представителя неокантианской школы философии. Кас-сирер утверждал, что все сферы человеческого существования символичны. К. Маркс предложил свой подход при создании модели поведения человека - Homo Faber. Он исходил из того, что капитализм, основанный на частной собственности, отчуждает человека от средств производства и его труд превращается в источник средств для существования [14]. В современной постиндустриальной экономике центральной фигурой становится креативный человек, а в качестве модели поведения выступает новая модель творческого человека - «homo creativus», которую содержательно определил английский экономист Дж. Фостер в работе «Эволюционная макроэкономика» [15]. В последние годы наряду с человеком экономическим предполагается также существование Homo Reciprocans (человек обменивающийся), склонного скорее к кооперации, нежели к конкуренции, Zombie Economicus - метафора, изображающая экономическую систему как немыслимого монстра, а также Homo Transformaticus, который является носителем некроэкономи-ки. По мнению В. Папавы, глобальный финансовый кризис опасен превращением Homo Transformaticus в Zombie Economicus [16].
Современная антропология квалифицирует человека как Homo Sapiens. После чего западноевропейские фи-
лософы, акцентируя свое внимание на том или ином аспекте человека и считая его главным, предпринимают дальнейшее дробление. Возникают новые наименования человека: Homo Ludens (человек играющий), Homo Negans (человек отрицающий), Homo Esperans (человек надеющийся), Homo Paciens (человек страдающий). Р. Да-рендорф, используя термин Аристотеля "человек политический", разработал следующую типологию личности: Homo Faber - в традиционном обществе "человек трудящийся", Homo Consumer -потребитель, сформированный современным массовым обществом, Homo Universalis - человек, способный заниматься разными видами деятельности, Homo Soveticus - человек, зависящий от государства. Советская эпоха подарила социально-философской мысли две знаменитые модели - Homo Soveticus и Homo Socialisticus.
В форме Homo Socialisticus термин был впервые употреблён в 1918 г. православным философом и социологом С.Н. Булгаковым в книге «На пиру богов» в отношении революционных солдат и матросов. Термин берёт своё начало с попыток большевиков создать «нового человека». Основатели советской системы неоднократно указывали, что для построения коммунизма потребуется создание «нового человека». В европейской советологии латинизированный вариант «советского человека» фигурировал в работах Клауса Менерта (1958) и Йозефа Новака, когда словосочетание («Homo Sowjeticus») попало в название книги (1962) [17]. Выражение Homo Sovieticus было популяризировано писателем и социологом А. Зиновьевым в книге «Гомо совети-кус» (1982) [18]. По мнению российского учёного-педагога Н.Д. Никандрова, выражение Homo Soveticus есть придуманное критиками советской власти оскорбительное название «нового человека», упоминавшегося классиками марксизма-ленинизма в качестве составляющей новой исторической общности, построение которой было декларировано в СССР («советский народ»)
17
шм
Li Epen J
[19]. По мнению российских философов А. Архангельского и А. Магуна, разочарование группы отечественных интеллектуалов, включая Зиновьева и Леваду, в советском проекте привело в 1970-е годы к крайне негативным последствиям: появлению элитизма у советской интеллигенции, возникновению антинароднического и антипопулистского пафоса («мы небожители, мы мыслим, а вокруг мрак и какие-то антропологические вырожденцы»). Несмотря на мыслимое отождествление себя с народом, позиция советских диссидентов являла собой притворство. Прикрываемая враждебность интеллигенции по отношению к народу послужила причиной последующего (в 1990-е годы) предательства [20].
В результате выражение «советский человек» официально использовавшееся советскими властями для подчёркивания положительных качеств, присущих гражданам СССР, превратилось у их идейных противников в негативный лейбл, олицетворявшей все самое плохое, что есть в человеке вообще и не только советском: безразличие к труду, воровство на работе, отсутствие инициативы и уклонение от ответственности, заниженные амбиции, безропотное подчинение властям, приспособленчество, готовность выполнять любые, даже безнравственные распоряжения, склонность к пьянству, подозрительность, лукавство. «Когда в 1989 году группа социологов во главе с Юрием Левадой начала изучать то, что они называли «советским человеком», искусственной конструкцией двойного мышления, патернализма, подозрительности и изоляционизма, они думали, что он исчезает. В течение следующих 20 лет они поняли, что Homo sovieticus мутировал и воспроизводил себя, приобретая по пути все новые характеристики, такие как цинизм и агрессия. Это не какое-то генетическое наследие, а результат институциональных ограничений и перекошенных экономических и моральных стимулов, распространяемых Кремлем» [21].
Таким образом, культурно-историческую эволюцию человечества можно проследить через смену базовых моделей рода Homo. Поначалу антропологическая смена парадигм постепенно приобрела смысл социокультурный, а позже -политико-идеологический. В обиходе употреблялось также близкое по смыслу Homo Soveticus слово «совок» - пейоративное жаргонное название советского человека, а также советской действительности в целом. Этот термин, появившийся в 1970-е годы среди фарцовщиков и в богемно диссидентствующей и артистической среде, стал затем прозвищем, даваемым приверженцам советского образа жизни, коммунистам, вообще людям, демонстрирующим признаки советского менталитета, предрассудков, выступающим тормозом на пути демократического транзита [22]. В конечном счете исследование концепций «советский человек», «новый советский человек» и Homo Sovieticus стало трендом в постсоветской гуманитаристике (Е. Чхаидзе).
По существу же произошло вот что. После октябрьской революции 1917 г. большевики хотели искоренить в народе те социальные язвы, патологии и духовные извращения, которые достались ему от царизма и русского капитализма. Первый служил олицетворением безудержного самодержавия, авторитаризма и косности, второй - погони за деньгами, коррупции, неприкрытого компрадорства русской буржуазии, продажности властей. Идеал нового советского человека рисовался в романтически-героических красках. Ни одно десятилетие он привлекал на стройки коммунизма и героический труд миллионы молодых сердец. Об этом и, к сожалению, только об этом писала официальная советская пресса. А в закоулках коммунальных квартир, в бараках и подворотнях таился совсем другой тип людей, с которыми боролась милиция, дружинники и общественность, кого считали «наследием буржуазного прошлого». Побороть их не удалось, они успешно сохранились до конца ХХ века, мимикрировав
RR
_ l* НпСй.Д
18
в достаточно благополучных пролетариев и так называемый плебс, которых чурался нормальный, по западному воспитанный средний класс и с которым почти перестала бороться, видя безуспешность своих попыток, советская власть. Именно эту часть подняли на щит борцы за права человека, составившие костяк диссидентского движения, а позже эстафету подхватила либеральная российская интеллигенция, создав и раздув миф о Homo Soveticus. Своей компрадорской сущности - преданности идеалам и политике западных стран - она не изменила с 1917 г. Только новое поколения пятой колонны воспитывалось не за собственный счет, а благодаря безвозмездной помощи советского государства.
В процессе распространения либерализма и ценностей постмодернизма термин Homo пополнил репертуар сленга и начал употребляться в пренебрежительно-оскорбительном смысле, например «гомосексуал» (homosexual)10, «гомик». Однако 26 июня 2015 года, когда Верховный суд страны вынес решение по делу «Обер-гефелл против Ходжеса», однополые браки были легализованы по всей территории США. ЛГБТ-сообщества стали не только равноправной со всеми прочими социокультурными группа. Возможность заключать гей-союз считается конституционным правом каждого гражданина во многих западных странах. Покровительство гомосексуализма является универсальной стратегией западных властей и приравнено к ведущим либеральным ценностям, которые обязаны защищать все западные правительства. Какая-либо дискредитация гомосексуализма законодательно запрещается и теперь жестко наказывается. Моральное и культурное отклонение превратилось в социальную норму, в своеобразный символ свободного общества. Быть гомосексуалистом стало также престижно, как быть героем или нобелевским лауреатом. Гомосексуалиста заменили на «геев» и «лесбийские
10 Первое известное использование гомосексуализма отмечено в 1891 г.
пары», которые описывают сексуально-романтическое влечение или активность только между мужчинами или только между женщинами, а также сокращением LGBT («лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры»). Гомофо-бия - иррациональный страх перед гомосексуализмом - в европейских официальных документах рассматривается в одном ряду с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом.
Homo microbis - человек как контейнер для микробов и биоты. Недавно Роберт Р. Данн из Университета штата Северная Каролина установил сложное эволюционное взаимодействие между развитием микробиомов и социальными структурами человека. Известно, какое огромное значение оказало изменение климата на человеческую цивилизацию еще в первобытные времена. Точно также эволюция мокрофлоры внутри и снаружи человека влияло не только на его здоровье, образ жизни, поведение и взаимодействие, но даже на социальную структуру общества. Оказалось, что микробиомные сообщества (кожные, кишечные, вагинальные, оральные) имеют очень сложную организацию, благодаря чему оказались более жизнестойкими, чем человеческие сообщества. совместное использование бактерий внутри совместно проживающих лиц может влиять на социальную структуру общества. Пандемия COVID-19, охватившая в 2020 г. более 50 млн человек, доказала это с ужасающей яркостью: во многих странах прекращена работа школ и учебных заведений, отменены общественные мероприятия, закрыты на карантин целые города, границы и развлекательные учреждения. Как выяснилось, сегмент ДНК современных людей, повинный в тяжёлом течении CoViD-19, очень похож на аналогичный участок в геноме Homo neanderthalensis. Впору говорить о новом цивилизационном типе людей - Homo covidus.
Литература
1. Горнова Г.В. Антиномии города: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011.
19
2. Горнова Г.В. «Человек городской» как объект изучения urban studies // Человек: философская рефлексия. Границы философских дискурсов: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Вып. 2. /отв. Ред. О.Л. Сытых. - Барнаул: ООО «Полиграф-Сервис», 2008. - с. 44-45.
3. Горнова Г.В. Переживание города как форма его культурного освоения // Социальное и культурное пространство Санкт-Петербурга. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 3233.
4. Горнова Г.В. HOMO URBANUS: Со-циобиологический аспект // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2010. - № 3 -С.17-19.
5. Мажуга В.И. Культурные идеалы античности в средневековой Европе. Город как их символ // Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986, с. 242.
6. Агамбен, Джорджо. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. -М.: «Европа», 2011.
7. Агамбен, Джорджо. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Изд-во «Европа», 2011.
8. Агамбен, Джорджо. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Изд-во «Европа», 2012.
9. Плешаков В.А. Киберсоциализа-ция Человека: От Homo Sapiens^ До Homo Cyberus^. М.: Прометей, 2012.
10. Дюмон Л. Homo hierarchicus. Опыт описания системы каст. М.: Евразия, 2001.
11. Дюмон Л. Homo equalis: Генезис и расцвет экономической идеологии: Пер. с фр. М., 2000.
12. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992.
13. Андруник А. П., Черданцев В.П., Тронина М.В. Современные пути повышения эффективности управления персоналом. Монография. -М., 2014.
14. Попов А.И. Создание новой модели развития: модернизация и условия перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. - 2012. -№ 4.
15. Foster J. Evolutionary macroeconomics. - London, 1987.
16. Papava, V. The Human Factor in the Modern Financial Crisis (December 2, 2012) // Bulletin of the Georgian National Academy of Sciences, Vol. 3, No. 3, 2009.
17. Homo soveticus // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_ Soveticus (доступ 2017-07-11)
18. Гомо советикус // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / Авт.-сост. В. Серов. 2-е изд. М.: Локид-Пресс, 2005. с. 186.
19. Nikolai D. Nikandrov. Education and Citizenship in Post-Soviet Russia. // David Bridges (ed.), Education, Autonomy, and Democratic Citizenship: Philosophy in a Changing World. Routledge. 2-215 (1997).
20. Архангельский А., Магун А. Советская философская школа: опыт свободы URL: http://open-lib.ru/ dialogues/arkhangelskymagun (доступ 2017-07-11)
21. The long life of Homo sovieticus // The Economist, Dec 10th 2011
22. Кара-Мурза С.Г. «Совок» вспоминает. - М.: Эксмо, 2002.
FROM HOMO NEANDERTHALENSIS TO HOMO EXISTENTIALIS
Kravchenko A.I.
MSU
The purpose of the article is to systematize the scattered uses of the term Homo as a scientific term and sociocultural metaphor in domestic and foreign literature, including archaeological, philosophical, sociological, historical, linguistic and other sources. It turned out that the designation of sociocultural types of people through the generic attribution of Homo is extremely diverse and difficult to systematize. There is no logical and methodological connection and continuity between different cases. Rather, it resembles scattered creative performances.
Keywords: Homo sapiens, Homo Neanderthalen-sis, Homo Zapiens, Homo Sofa, Homo microbis.
20
References
1. Gornova G.V. Antinomies of the City: Monograph. - Omsk: Publishing house of OmG-PU, 2011.
2. Gornova G.V. "Urban man" as an object of urban studies // Man: philosophical reflection. The boundaries of philosophical discourses: materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference. Issue 2. / holes Ed. O.L. Well-fed. - Barnaul: LLC "PolygraphService", 2008. - p. 44-45.
3. Gornova G.V. Experience of the city as a form of its cultural development // Social and cultural space of St. Petersburg. - SPb.:
Publishing house of SPbSU, 2006.--S.
32-33.
4. Gornova G.V. HOMO URBANUS: Sociobio-logical Aspect // Theory and Practice of Social Development. - Krasnodar, 2010. - No. 3 - P. 17-19.
5. Mazhuga VI Cultural ideals of antiquity in medieval Europe. City as their symbol // Urban culture: the Middle Ages and the beginning of modern times. L., 1986, p. 242.
6. Agamben, Giorgio. Homo sacer. Sovereign power and naked life. - M.: "Europe", 2011.
7. Agamben, Giorgio. Homo sacer. State of emergency. M.: Publishing house "Europe", 2011.
8. Agamben, Giorgio. Homo sacer. What remains after Auschwitz: archive and witness. M.: Publishing house "Europe", 2012.
9. Pleshakov V.A. Cybersocialization of Man: From Homo Sapiens to Homo Cyberus. M.: Prometheus, 2012.
10. Dumont L. Homo hierarchicus. Experience in describing the caste system. M.: Eurasia, 2001.
11. Dumont L. Homo equalis: Genesis and flourishing of economic ideology: Per. with fr. M., 2000.
12. Karasik V.I. The language of social status. Moscow: Institute of Linguistics RAS; Volgo-gr. state ped. Institute, 1992.
13. Andrunik AP, Cherdantsev VP, Tronina MV Modern ways to improve the efficiency of personnel management. Monograph. -M., 2014.
14. Popov A.I. Creation of a new development model: modernization and conditions for the transition to an innovative economy // Izves-tia SPbUEF. - 2012. - No. 4.
15. Foster J. Evolutionary macroeconomics. -London, 1987.
16. Papava, V. The Human Factor in the Modern Financial Crisis (December 2, 2012) // Bulletin of the Georgian National Academy of Sciences, Vol. 3, No. 3, 2009.
17. Homo soveticus // Wikipedia URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Homo_Soveticus (accessed 2017-07-11)
18. Homo Sovieticus // Encyclopedic Dictionary of winged words and expressions / Avt.-comp. V. Serov. 2nd ed. M.: Lokid-Press, 2005. p. 186.
19. Nikolai D. Nikandrov. Education and Citizenship in Post-Soviet Russia. // David Bridges (ed.), Education, Autonomy, and Democratic Citizenship: Philosophy in a Changing World. Routledge. 2-215 (1997).
20. Arkhangelsky A., Magun A. Soviet philosophical school: the experience of freedom URL: http://open-lib.ru/dialogues/arkhangel-skymagun (accessed 2017-07-11)
21. The long life of Homo sovieticus // The Economist, Dec 10th 2011
22. Kara-Murza S.G. "Scoop" recalls. - M.: Eksmo, 2002.
21