Научная статья на тему 'От «Главенствующего брата» анахоретов — до предводителя монастыря. Грузинская традиция'

От «Главенствующего брата» анахоретов — до предводителя монастыря. Грузинская традиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИНСКАЯ АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДРЕВНЕЙШИЕ ФОРМЫ МОНАШЕСКОГО ЛЮБОМУДРИЯ / АНАХОРЕТЫ / ГЛАВЕНСТВУЮЩИЙ БРАТ / ЧИН ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВА / МОНАШЕСКИЙ ПОДВИГ / GEORGIAN HAGIOGRAPHIC LITERATURE / ANCIENT FORM OF MONASTIC PHYLOSOPHY / ANCHORITES / LEADING BROTHER / LEADERSHIP RANK / MONASTIC FEAT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Башелеишвили Лиана Отаровна

Статья посвящается анализу первохристианских форм монашеского любомудрия в памятниках древнегрузинской агиографической литературы, в частности, в корпусе «Житий тринадцати сирийских отцов» и в сочинении грузинского агиографа Гиорги Мерчуле «Житие святого Григόла Хандзтэли». В статье показано, как осваивают опыт горного отшельничества сирийских анахоретов подвизавшиеся в кельях насельники уже из Тао-Кларджетского пустынного града. Прослеживается постепенная трансформация статуса «главенствующего брата» анахоретов в предводителя монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From a “Leading Brother” of Anachorites to a Leader of Monastery. Georgian Tradition

This article analyses Epichristian forms of monastic phylosophy (of selfl ess devotion) in ancient Georgian hagiographic literary monuments, in particular, in the cycle “The Lives of the Thirteen Syrian Fathers”, and in the writing of Georgian hagiographer Giorgi Merchule “The Vita of Grigol Khandzteli”. This paper depicts lay brothers (novice) of Tao Klardjeti desert town, who, while mastering the experience of mountain seclusion of Syrian anchorites, pursued an occupation in the cells. This article traces gradual transformation of the status of “leading brother” of Anchorites into leader of monastery.

Текст научной работы на тему «От «Главенствующего брата» анахоретов — до предводителя монастыря. Грузинская традиция»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 4

Л.О. Башелеишвили

ОТ «ГЛАВЕНСТВУЮЩЕГО БРАТА» АНАХОРЕТОВ — ДО ПРЕДВОДИТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ. ГРУЗИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Статья посвящается анализу первохристианских форм монашеского любомудрия в памятниках древнегрузинской агиографической литературы, в частности, в корпусе «Житий тринадцати сирийских отцов» и в сочинении грузинского агиографа Гиорги Мерчуле «Житие святого Григола Хандзтэли». В статье показано, как осваивают опыт горного отшельничества сирийских анахоретов подвизавшиеся в кельях насельники уже из Тао-Кларджетского пустынного града. Прослеживается постепенная трансформация статуса «главенствующего брата» анахоретов в предводителя монастыря.

Ключевые слова: грузинская агиографическая литература, древнейшие формы монашеского любомудрия, анахореты, главенствующий брат, чин предводительства, монашеский подвиг.

This article analyses Epichristian forms of monastic phylosophy (of selfless devotion) in ancient Georgian hagiographic literary monuments, in particular, in the cycle "The Lives of the Thirteen Syrian Fathers", and in the writing of Georgian hagiographer Giorgi Merchule "The Vita of Grigol Khandzteli". This paper depicts lay brothers (novice) of Tao Klardjeti desert town, who, while mastering the experience of mountain seclusion of Syrian anchorites, pursued an occupation in the cells. This article traces gradual transformation of the status of "leading brother" of Anchorites into leader of monastery.

Key words: Georgian hagiographic literature, ancient form of monastic phylosophy, Anchorites, leading brother, leadership rank, monastic feat.

Христианский идеал подлинного и совершенного Бытия, основанного на евангельском учении, в IV в. приобретает новый импульс. В воцерковленном Pax Romana зарождается новое движение, и укрепляется осознание того, что быть последовательным христианином невозможно без полного отрешения от недостойного и ущербного бытия, в котором после грехопадения живет тварь.

Добровольное бегство и скитания в пустынях, житие в гротах и пещерах либо в затворе, как девы в городах, не были вызваны тяготами жизни в миру. Это было стремлением к сверхдолжному подвигу, который предполагал создание особенного строя лишь для подвижников. Зарожденное в Египте монашество почти сразу столкнулось с вызовом раздвоения монашеского пути.

В монастырях, основанных Антонием Великим (251-356), насельники жили под руководством одного наставника в отдельных кельях, когда почти в то же время в лаврах Пахомия Великого (ок. 292-346) предпочтение отдавалось киновии, т. е. общежительным монастырям. В поддержку киновии выступил и Вселенский Учитель, составитель «Аскетикона» (аскетических правил) и основатель общежительного монастыря в Понте, Василий Великий Каппадокийский (330-379).

В грузинской действительности роль культуры лингвы в эллинистический период выполнял наряду с греческим и арамейский язык с соответствующим культурным наполнением. И неудивительно, что монашеское движение приходит в Грузию из Сирии — из иудео-христианского мира с иудео-христианскими традициями. В грузинском словоупотреблении «сирийских отцов» принято называть «асури», т. е. сирины или ассирийцы, жители не только самой провинции Сирии, но и Междуречья в целом.

Приобретенные в Сирии монашеская культура и опыт пустили корни в картвельской ойкумене, но впоследствии подверглись нивелировке, и уже с конца VII в. мы можем говорить о противостоянии иудео-христианства и «эллинистического» (византийского) христианства в Грузии, которое заслуживает внимательного изучения. Выявить характерные черты духовной традиции Христианского Востока невозможно без учета этнической, географической и исторической окраски многих процессов.

Корпус жизнеописания так называемых тринадцати сирийских отцов дошел до нас в трех редакциях и, несмотря на следы литературной переработки, содержит ценнейшие сведения о подвижничестве прибывших из Междуречья в Картли учеников св. Симеона Столпника (Младшего). По мнению акад. К. Кекелидзе, они появились в Грузии поэтапно, с 30-х годов VI в., в столь драматичное время для Вселенской Церкви, когда Византия изменила толерантное отношение к монофизитству и начала гонения против них1.

Сирийские отцы заложили основы института монашества, завершая очередной этап евангелизации Картли2. «Мокцеваи Картлисаи» (IX) — «Обращение Картли» и «Житие царя Вахтанга Горгасали» историка Джуаншера, нарекают сирийских отцов «вторыми апостолами Грузии», имея в виду значимость их проповедей, вклад в

1 См.: БашелеишвилиЛ.О. Монофизиты, диофизиты и несториане в памятниках грузинской историографии «Обращение Картли» и «Житие Картли» // Ломоносовские чтения. Востоковедение: Научная конференция, апрель 2009 г.: Тезисы докладов. М.: ИСАА МГУ, 2009. С. 14-18.

2 Обращение Картли // Шатбердский сборник X века / Ред. Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 326 (на груз. яз.); см.: Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали // Картлис Цховреба (Житие Картли). Т. 1. Тбилиси, 1955. С. 307, 315 (на груз. яз.).

окончательную победу и укрепление христианства и «истиной веры». Заметим, что первый этап евангелизации завершился в первом веке и связан с проповедью апостола Андрея Первозванного в Грузии; второй этап — с подвижничеством св. Нино и объявлением христианства государственной религией в Картли (1-я четверть IV в.); третий этап — с деятельностью сирийских отцов и продолжением проповеди в горах Картли и на Северном Кавказе.

В картвелологии по сей день остается открытым вопрос, что заставило сирийских отцов покинуть Антиохию и переехать в Картли? Было ли это связано с кризисом халкидонизма в Сирии? По мнению акад. И. Джавахишвили, так называемые сирийские отцы были диофизитами и сирийцами по происхождению. Он исключает принадлежность сирийских отшельников к антихалкидонскому лагерю, поскольку после 150 лет конфессиональных споров в Грузии, в период их подвижничества побеждает «партия» диофизитов. Согласно И. Джавахишвили, историческая логика оказалась на стороне их диофизитства3.

К. Кекелидзе придерживался противоположного мнения. Он утверждал, что вышеуказанный корпус «житий» подвергся цензуре и редактированию на диофизитский лад. Этот уважаемый ученый считал сирийских отцов грузинами-монофизитами, которые бежали из Антиохии, где на них начались гонения4.

По мнению проф. преп. Григола Перадзе, сирийские отцы были диофизитами и этническими сирийцами. Они были вынуждены покинуть Сирию по причине репрессий. В доказательство своей гипотезы проф. Григол Перадзе цитирует жизнеописателя св. Шио Мгвимэли, что он, св. Шио «изучал грузинский язык четыре года», следовательно, заявляет ученый, он не был грузином, а в Грузию приехал с целью реализации своего идеала странничества5.

Сравнительно недавно была выдвинута еще одна гипотеза о несторианстве сирийских отцов Т. Мгалоблишвили. Учитывая исторический контекст, гипотеза имеет право на существование, но в указанных житиях трудно найти богословские обоснования либо другие факты для подтверждения несторианства сирийских отцов6.

3 См.: Джавахишвили И. История грузинского народа. Кн. I. Тбилиси, 1951. С. 351-357 (на груз. яз.)

4 См.: Кекелидзе К. К вопросу о прибытии в Картли тринадцати сирийских отцов // Вестн. Тбилис. ун-та. 1926. VI. С. 158-164 (на груз. яз.); Он же. История древнегрузинской литературы. Т. 1. Тбилиси, 1980. С. 533-540 (на груз. яз.); Он же. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 1. Тбилиси, 1956. С. 44-47 (на груз. и рус. яз.)

5 Feradze G. Die Anfange des Möchtums in Georgien. COtha. 1926. S. 6-40, 157,

6 Mgaloblishvili T. Ancient Christianity in the Caucasus. L., 1994. P. 13-14.

Согласно Католикосу Арсену II (965-980)7, жизнеописателю прп. старцев, получив благословение св. Симеона, ученики захотели реализовать свой идеал отвержения мира в местах, где их никто не знал, и поселились в безлюдных горах Картли8. Горное отшельничество «туройо авило» (сир) зародилось в Месопотамии, но и в Сирии пользовалось исключительной популярностью.

Агиограф «молчит» о вероучительных взглядах анахоретов, поскольку упоминание Симеона Столпника в качестве наставника более, чем красноречиво гласит о православии подвижников. Проблема определения антропологического идеала легендарных пустынников по сей день вызывает острые споры, так как существует тонкая трудноуловимая связь между религиозным мироощущением и аскетическим подвигом. Эта связь не лежит на поверхности, и обнаружить ее в «ветхих» безыскусно описанных житиях сирийских старцев означало бы ответить на вопрос, кем были на самом деле сирийские пустынники. Прибегнув к аскетической аналитике, некоторые исследователи попытались ответить на указанный выше богословский вопрос9. Считая пути делания святых старцев изуверскими, не исключениями, а проявлениями системы, пришли к выводу, что такое отношение к телу человека характерно именно для монофизитской аскетической доктрины в целом. Попытаемся иначе расставить акценты — для определения религиозного и богословского вышеуказанный кименический корпус житий малопригоден. В сочинениях преобладают сотериологические темы, подвиг и опыт святых старцев не переведены на язык богословских

7 Арсен II (955-980) — католикос Картли, которому принадлежат наиболее древние, так называемые кименные редакции прп. отцов Давида Гареджэли и Лу-кианэ (VI в., пам. седьмого мая после Вознесения); Иоанэ Зедазнэли (VI в., пам. седьмого мая) и его учеников; прп. Шио Мгвимэли и Евагрэ (VI в., пам. девятое мая; четвертого февраля). Критическое издание с использованием всех списков осуществил акад. И. Абуладзе в серии Памятники древнегрузинской литературы (ПДГАЛ) в четырех томах (т. 1. Тбилиси, 1963). На основе кименной редакции, неизвестный автор XII в. создает так называемые метафрастические версии жития Давида и Лукианэ Гареджэли, изданные И. Абуладзе в ПДГАЛ (т. 3. С. 170-207; 291-331); Житие прп. Иоанэ Зедазнэли сохранилось в четырех редакциях, кименной, двух метафрастических и синаксарной. Синаксарные редакции опубликованы в ПДГАЛ (т. 4. Тбилиси, 1968. С. 407-415).

8 В Грузии были известны все древнейшие формы монашеского любомудрия со времен зарождения иночества, в том числе горное отшельничество, поскольку многие грузинские анахореты были учениками Симеона Столпника, о чем красноречиво свидетельствуют жития прп. Симеона, а также его досточтимой матери Марфы. См.: Житие и деяние святого и блаженного отца Симеона Чудотворца, жившего на Дивной горе в окрестностях Антиохии и сиявшего как зарница на верхушке столпа // Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 7. Тбилиси, 1961. С. 8-13 (на груз. и рус. яз.): Проф. арх. Анатолий. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911.

9 См.: Башелеишвили Л.О. Принципы монастырской жизни по памятникам грузинской агиографической литературы. Тбилиси, 2001. С. 161-162 (на груз. яз.)

категорий. Иной интерпретации текстов не допускает заложенный в них потенциал.

Нельзя довести сочинения агиографов до уровня документов — памятники очень часто сопротивляются реконструкции их исторического фона. В них многое определяется предшествующей литературной традицией. Применение аскетической аналитики для ответа на богословский вопрос нам кажется не совсем оправданным, поскольку жизнеописания многих диофизитских отшельников тоже не лишены крайностей и отличаются ярко выраженным изуверским отношением к телу. Всему восточному монашеству был присущ дух волевого, сурового аскетического делания и в первую очередь — так называемым сирийским отцам.

Их было 13, они смогли основать монастыри и лавры и получили «фамилии» по месту их подвижничества: Иоанэ Зэдазнэли — основатель монастыря Зэдазнэли близ Мцхета. Давид Гареджэли, ученик Иоанэ Зедазнэли, основатель монастыря Мама Давити (груз. отец Давид) на горе Мтацминда (груз. Святая Гора) в Тбилиси, с его деятельностью связана история воздвижения тбилисского храма Кашвети (груз. Квашви — рожай камень), основатель лавры Давид-гареджи к юго-западу от Тбилиси, в провинции Кахети (древней Кухети). Шио Мгвимэли10 — основатель и настоятель Шиомгвимской лавры близ Мцхета, один из 13 сирийских отцов, гимнограф. Во второй половине VI в. погрузился в «колодезь». Исэ Цилкнэли (2-я половина VI в.; пам. 7 мая, 2 дек.) — епископ Цилканский, проповедовал христианство в горах Грузии, а также среди народов Северного Кавказа. Сведения сохранились в кименной редакции11 в «Житии преподобных отцов наших Шио и Евагрэ»12. Абибос Некресэли (рус. Авив. VI в. 30-60-е годы; пам. 29 нояб.) — епископ Некресский, страстотерпец, святой. Архетипическая версия жития преподобного обработана Католикосом Арсеном I (IX в.), который создал новую

10 Житие преподобных отцов наших Шио и Евагрэ. С. 217-229; «Житие чудотво-рения и святого и блаженного Шио страну Картли и обосновался в Саркинэ» (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был одним из учеников святого Иоанна Константинополя (метафрастическая редакция) // ПДГАЛ. Т. 3. Тбилиси, 1971. С. 107-170.

11 Кименная, или кименистическая, редакция (греч. кетепа — букв. «предлежащий») в грузинском словоупотреблении означает редакцию ветхих списков мученичества страстотерпцев, описанных очевидцами. Повесть, написанная очевидцем, для христианского самосознания тех времен имела огромную ценность, ибо осмысливалась как благочестивое свидетельствование и предание, обеспеченные творческим методом «истинного и неложного описания», противопоставляясь образному описанию, т. е. метафразированию, по образцу редакций Симеона Лагофета, к которому грузинские агиографы прибегнут позже под возрастающим давлением эстетических требований эпохи. См.: Башелеишвили Л.О. Грузинский агиографический памятник VIII века («Мученичество св. Або Тбилели» Иоанэ Сабанисдзе) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2006. № 4. С. 31.

12 ПДГАЛ. Т. 1. Тбилиси, 1963. С. 221-224.

редакцию мученичества Абибоса. Впоследствии Католикос Арсен II, переработав предыдущую редакцию, сохранил в тексте древнейшие пласты13. Антон Марткопэли14 (уединенный, ум. 623 г.; пам. 19 янв, 7 мая) — прибыл из города Эдессы, привез в Грузию нерукотворную икону Спасителя, основатель Марткопского монастыря, столпник. Тадеоз Степанцминдэли15 (VI в., 7 мая) — основатель монастыря Урбниси. Зенон Икалтоэли (VI в., память 7 мая) — основатель монастыря Икалто. Иосеб Алавэрдэли — (VI в.; пам. 7 мая) — основатель монастыря Алаверди в провинции Кахети16. Исидоре Самтавнэли (VI в.; пам. 7 мая) — основатель монастыря Самтависи17. Михаил Улумбоэли (VI в.; пам. 7 мая) — проповедовал в Северной Картли и Осетии; основатель монастыря на горе Улумбо. Пирос Бретэли18 (VI в.; пам. 7 мая) — проповедовал в Кахети, основатель монастыря в Брети. Степанэ Хирсэли19 (VI в., пам. 7 мая) — основатель монастыря Хирси в Кахети. Большинство из этих «фамилий» привязаны к местам свершения их подвига, и в конце VI в. становятся центрами новых епархий, сохраняя исключительную значимость для духовной жизни и по сей день.

В искусе и опыте отреченной жизни складывался и вырабатывался аскетический идеал Гареджских пустынников, идеал духовного становления и совершенствования. Как бы агиограф не утверждал, что он лишь описывает жизнь святых отцов, мы всегда должны помнить, что литературное произведение «никогда не является простой регистрацией событии» или «копией жизни», и комментатор должен помнить, что «толкуемый текст может противоречить историческим событиям и обстоятельствам», относящимся ко времени его создания. «Таким образом, изучение литературы отличается от исторического исследования, поскольку имеет дело не с документами, а с памятниками»20.

Исследуя подвиг святых старцев, становится очевидным, что они привезли в Грузию древнейшие формы монашеского любомудрия, которые давали им возможность реализовать свой антропологический максимализм в ином биоландшафте и в других климатических условиях.

13 Древние редакции книг жизни сирийских подвижников / Ред. И. Абуладзе. Тбилиси, 1955. С. 188-196. (на груз. яз.)

14 См.: Кирион (Садзаглов), еп. Жизнь и подвиги прп. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1892.

15 Древние редакции житий сирийских подвижников.

16 См.: Сабинин М. История грузинской церкви до конца VI в. СПб., 1877.

17 Древние редакции житий сирийских подвижников.

18 Там же.

19 Там же.

20 Мейр Вайс. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. М., 2001. С. 18.

Сирийские отшельники, подражая Иисусу Христу, желали пройти путь духовно-телесного преображения в этой мирской жизни, предвкушая в конце «неизрекаемые наслаждения и сладость Бога». Каждый из них в стремлении превзойти самого себя боролся с чувственными удовольствиями, умерщвляя свое тело, изнуряя и «удручая» его, игнорируя боль, голод, жажду, усталость, холод и капризы природы. Свершить подвиг, чуждый человеческой природе, выйти за грани возможного, например, кадить, положив угли на ладони, как святой Шио — в этих крайностях четко прослеживается сирийская аскетическая традиция, которая долгие годы вдохновляла грузинских агиографов.

Описанный Арсеном Католикосом подвиг некоторых отшельников явно носит признаки воскизма21, груз. шёгоагш, реже шёгоап (букв. «пасущийся, питающийся травою»); греч. Ро8хог — пастух; сир. га уау ^Ъа; у латинских авторов — ЯешоЬоШ, ЗагаЬайае22. Кроме восков, в сочинениях фигурируют груз. mesvete — столпник; груз. иёипап; греч. акогцптаг (букв. «неусыпающиеся»); груз. memgvime — сидящие в колодце, в пещере; груз. рате^И или рагесЫ; греч. цаvSpа (букв. «огороженное место, куда загоняют овец», так называемый овечий хлев). Вот так нарекают грузинские агиографы живущих в горах и в пещерах старцев.

Учитывая столь разнообразные формы любомудрия, возможно, предположить, как причащался сидящий в глубоком колодце св. Шио, который на определенном этапе своей жизни стал иёгтап (бодрствующий, неспящий) непрестанно молящимся исихатом, а Антон Мартмкопэли (уединенный) — столпником и безмолвствующим. Кто приносил им святые дары? Была ли такая практика ношения святых даров? Какие отношения были между восками в горах Картли?

Пасущиеся — один из видов первохристианского сурового анахоретизма. По мнению автора «Церковной истории» (книга VI, глава 33) Иеремии (Ермия) Созомена (ок. 400-450 гг.) и Ефрема Сирина (ум. ок. 373-379), свое начало воскизм получил в Сирийской церкви, в Месопотамии в IV в., во времена правления императора Валента (363-368).

Созомен поименно перечисляет девять восков, подвизавшихся у подножия горы Сигор, и отмечает, что они заложили основу новому роду любомудрия — воскизму. Согласно К. Кекелидзе, «любомудрие это не является "новым" для описываемого Созоменом времени, с другой стороны, вышеприведенные слова, можно понимать в том смысле, что перечисленные подвижники положили начало вос-кизму у себя на родине в Месопотамии, по отношению к которой

21 Вид первохристианского монашеского любомудрия.

22 Феодосий, арх. Палестинское монашество в ГУ-У! в. Киев, 1899. С. 47.

воскизм действительно является новым родом любомудрия, но до проникновения в Сирию он мог быть известен в другом виде»23. По утверждению ученого, начало воскизму было положено в Египте, не позже III в., и оттуда он перешел в другие страны. Об этом свидетельствуют обнаруженные грузинские версии житий египетских отшельников, в частности, «Житие и подвиги Нисимы, дочери царя Египетского, сделавшейся в пустыне настоятелем четырехсот святых отцов — пасущихся». В этом Житии, которое никак не укладывается в указанные Созоменом и Ефремом Сирином временные рамки, выступает целое собрание восков, настоятельницей которых является Нисима-Исидора.

Кто такие воски, и были ли у жизнеописателей сирийских отцов литературные модели, через которые они могли создать образы восков?

По сведениям Ефрема Сирина, который посвящает воскам восторженные строки, пасущиеся жили как в пустыне, так и в горах. Согласно Созомену, воски не имели жилища, не ели хлеба, вареной пищи, не пили вина, но, живя в горах, всегда славословили бога молитвами и песнями по уставу церкви, а во время трапезы брали серп и отправлялись бродить по горным склонам, «будто пасущиеся животные, и питались растениями»24.

Пасущийся преп. Лукианэ, ученик св. Давида Гарэджэли, питался диким сельдереем, но, когда от летнего зноя Картлийская пустыня выгорела, он был вынужден изменить систему питания. Из молока диких оленей отшельники готовили творог. Увидев страдания некоего старца, питавшегося травой, орошаемой горьким источником, св. Давид Гарэджэли совершает чудо, превратив горькую воду в сладкую. Отшельники жили в гротах и пещерах, отдаленных друг от друга, либо вдвоем, либо по одному; спали на голой земле и, согласно агиографу, ходили босые с обвязанными на голом теле козьими шкурами. Так они противостояли летнему зною и зимней стуже. Сирийские отцы жили строгими анахоретами, но появление множества новоначальных из местного населения вынуждает их изменить образ жизни. Прослеживается проникновение монашеских принципов Антония Великого, представляющих собой переходную ступень от строгого анахоретства к началам киновиального образа жизни.

Именно в Сирии25 киновиальное монашество встретило самое большое сопротивление. В грузинской же действительности на-

23 Кекелидзе К. Эпизод из начальной истории египетского монашества // Этюды по истории... Т. 7. С. 87; см. также: Иеромонах Анатолий. Сирийское монашество во второй половине IV в. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. Июнь. С. 272.

24 Migne, PG. T. 67. Col. 1392-1393. русский перевод — Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1881. С. 455-456.

25 Иеромонах Анатолий. Указ. соч. С. 406.

стороженное отношение к киновии сохранилось практически до настоящего времени, что, естественно, не означает того, что в Грузии не было общежительных монастырей.

Отшельники Гареджской пустыни изредка общались друг с другом. Эти общения не носили системный характер, но дух первенства, духовного авторитета (они все были учениками прп. Иоанэ Зедазнэли) и предводительства ощущался. Согласно агиографам, духовную жизнь вновь сформированных градов контролировал дзмата мтавари — главенствующий над братьями. В «Житии св. Шио и Евагрэ» читаем, что когда св. Шио принимает решение «погрузиться в глубокий колодезь», он приказывает братьям выбрать одного отшельника, «который имел бы попечения о них»26. Неизвестно почему братья не выбрали себе предводителя, поскольку прп. Шио функциями mamasaxlisi (букв. «отец дома») облек Евагрэ, как самого опытного из его учеников. "Dzmata mtavaгi" — букв. «главенствующий над братьями», начальник, так определяет агиограф статус Евагрэ. Наставник, не советуясь с ним, принимает решение: «Не смогу я служить братьям», — возражает Евагрэ, но «святой Шио напоминает ему о добродетели послушания»27.

Прп. Давид Гареджэли, старец, живущий в безмолвии и уединении, основатель Гареджской пустыни и не только, в определенный период своей жизни выполнял функцию главенствующего брата. Агиограф пишет: «И тогда собрался святой отец и пастырь добрый Давид и каждодневно выходил он проведать братьев, живущих отдаленно, в одиночестве и безмолвии, и каждого утешал и укреплял и утверждал и благовещал об уготованном им царстве небесном»28.

Когда прп. Давид принимает решение хождения по святым местам Иерусалима, он не берет с собой своего духовного чада Лу-кианэ по той простой причине, что анахореты, живущие в горах и оставшиеся без его попечительства, «могут затеряться в поселениях и городах, и пасть от греховного вожделения и похоти и погубить душу свою, а Господь спросит с нас за их загубленные души»29. Лукианэ против своей воли остается и принимает послушание и обязанности «главенствующего брата». Трудно судить, какие функции были у главенствующего брата, кроме указанных, поскольку одежды особо у них не было, и пропитание они себе добывали в пустыне и в горах самостоятельно.

Комментируя сочинения с точки зрения функций главенствующего брата, становится очевидным, что анахореты в первую очередь убегали от мира вообще и от всего, что в мире. «Прежде всего, от

26 Житие преподобных отцов наших Шио и Евагрэ. С. 226.

27 Там же. С. 226.

28 Житие св. отцов Давида Гареджэли и Лукианэ // ПДГАЛ. Т. 1. С. 239.

29 Там же. С. 237.

мирского строя, от социальных связей, и жили вопреки законам "мирского града" (аутгяоАлтеиоцеВх)»30. Но они имеют меж собой иные связи, либо в пустынных градах, в иных градах, «противо-градах»31, в этих «анти-полисах» не царит анархия, наоборот, там иной чин и порядок, и пустынники держат друг друга в поле зрения, наставляют, обучают, утешают, строят и изредка встречаются. Так понимает содержание пустыни Г.В. Флоровский.

«Древнее монашество очень социально», ибо в пустыню уходят, чтобы строить там новое общество. «В этом социальном ино-бытии все своеобразие монашества и его исторический смысл»32 Так, сирийские отцы, пришедшие из отшельничества, основывают крупные монастырские центры, в которых монахи живут в скитах-пещерах по одному, а главенствующий брат постепенно трансформируется в настоятеля монастыря, и все это происходит в целях лучшей организации духовной жизни многочисленных новоначальных монахов. Такой статус-кво можно считать переходной ступенью от анахоретства к проживанию в кельях.

Преодолеть притягательность подвига сирийских отцов довольно трудно, поскольку они оформили священную географию не только старой столицы Мцхета и ее предградий, но и нового Тбилиси. Расположенная в Тбилиси святая гора Мтацминда связана с подвижничеством преп. отца Давида Гарэджэли. Храм Мамадавити (отец Давид), находящийся на этой горе, — сакральное место для картвелов по сей день. Топонимика, идиоматическая лексика, крылатые выражения, легенды и предания, связанные с сирийскими отцами, оставили огромный след в сознании грузинского народа.

Если бы сирийские отшельники были бы только мистиками, они никогда бы не смогли искоренить в горах Картли язычество и «подавить» огнепоклонство, окончательно и бесповоротно изменить конфессиональную ситуацию в пользу христианства. Сила личного примера святости и выдержки старцев вдохновляла многих новоначальных учеников. Проницательность преп. Иоанэ Зэдазнэли, воплотившаяся в выходе его и его учеников из затвора в целях проповедования веры Христовой среди язычников в городах и поселках — подвиг иного порядка, благодаря которому сирийские отцы завершают евангелизацию Картли.

Трансформировать иноческие правила удается лишь через два века в более отдаленной провинции Картли, "гешош quekanani", в Тао-Кларджети — в другом биоландшафте и в иных политических условиях под руководством преп. Григола Хандзтэли. Он медленно, но верно начнет обуздывать тягу к анахоретству.

30 Флоровский Г.В. Восточные отцы ^УШ веков. Париж, 1933. С. 141.

31 Там же.

32 Там же.

По сведениям агиографа Гиорги Мерчуле (X в.), в VIII в., прп. Григол Хандзтэли был блестяще образованным аристократом из феодального дома правителей эрисмтаваров Картли33. Он и трое его друзей уходят в свободные от арабов земли Тао-Кларджети34 — Тао-Кларджетскую пустыню. В данном контексте монашество становится не только социальной, но и политической силой. Грузия, опустошенная после походов Марвана ибн Мухаммада, того же «Мурвана глухого»35, нуждалась в импульсе иного, божественного происхождения. И, несомненно, строительство Тао-Кларджетской пустыни — впоследствии «грузинского Синая» — было актом поневоле и политическим, и религиозным, и социальным36.

Согласно Гиорги Мерчуле, в Кларджетской пустыне к этому времени не было даже мирян: тех, которые спаслись от арабов, уничтожил страшный мор, и в лесах Тао обитали только отшельники. «Некоторые из них были пасущимися и питались они травой и фруктами и дикими билями, а некоторые из пустынников были хлебоядными37, и их, видимо, поддерживал местный благотворитель. Если считать достоверными сведения Гиорги Мерчуле, до прихода св. Григола Хандзтели, в этой провинции не было киновиального монашества, подвизались только анахореты, жившие в горных пещерах и питавшиеся дарами природы, листьями и корнями деревьев.

В грузинской агиографии пространство пустыни предполагает определенную репрезентацию ландшафта. Житии 13 сирийских отцов позволяют реконструировать процесс освоения ландшафта и этапов сакрализации «безбожных» ущелий, таких как «ущелье дьявола»38, либо гротов и пещер. Агиографы оформляют «священную географию», где доколе не были видны следы деятельности человека ни в прямом, ни в переносном смысле. И в Тао-Кларджети,

33 См.: БашелеишвилиЛ.О. Грузинский агиографический памятник VIII века... С. 39-40.

34 В настоящее время край Тао-Кларджети входит в состав Турецкой Республики.

35 Халиф Абд ал-Малик (685-705) в целях подавления восстания в Закавказье прислал с войском своего брата Мухаммада ибн Марвана, прежде назначив его наместником халифа в Закавказье и в аль-Джазире. В 716 г. Марван попытался завоевать Эгриси (западную Грузию), разрушив все на своем пути, но так и не смог установить свой контроль. В 735-737 гг. двоюродный брат халифа ишама (724-743) Марван ибн Мухаммад с 120-тысячным войском вторгся в Закавказье и в течение двух лет подавлял восстания в Картли. Пережив все ужасы военных экспедиций «двух Мурванов» (груз. фонет. вар.), население покинуло насиженные места.

36 См.: Башелеишвили Л.О. Принципы монастырской жизни. С. 29-40.

37 Гиорги Мерчуле. Житие св. Григола Хандзтэли // ПДГАЛ ^-Х). Т. 1. С. 253.

38 Самые большие естественные пещеры находятся в «Монастырском ущелье», а также в ущелье Махаресхэви (букв. «благовествуй»). Пещеры Шиомгвимской обители расположены на 2,5-3 км, на высоте 150-200 м. Поднимались монахи при помощи веревок или веревочных лестниц. См.: Шиомгвиме. Тбилиси, 1956. С. 23.

согласно Мерчуле, не было ничего, кроме пещер, в которых «одинокая» свеча-сирота, зажженная анахоретом, освящала мрак (груз. udabno, в лексеме у-о циркумфикс, морфологический инвентарь для производства так называемых неимущественных имен, а дабн — это поселение, поселок, так удабно — место, где нет поселений). «Ибо подвизались они, долгие годы в пространстве пустыни в строгом уединении по одному, или по два отшельника, овцы из стада Христова, от неведомого зверя бежавшие, после прихода пастыря Григ0ла, приободрились»39. Предположительно анахореты Кларджетской пустыни, разделявшие принципы киновии, согласились подвизаться в Хандзийском монастыре, а некоторые, как Хуедиос, давший обет «до смерти самому служить себе в полном одиночестве», остались жить в пещерах и гротах.

Синонимом общежительного монаха в грузинском языке является mócese — букв. «живущий по чину, по правилам и канонам», поэтому после завершения строительства монастыря Хандзта, перед прп. Григ0лом Хандзтэли стал вопрос составления правил проживания, типика и письма к нему с комментариями. Естественно, Григ0л Хандзтэли пишет типик долго, собирая и изучая сведения, правила разных монастырей и зарубежных лавр. В первую очередь он вникал в формы монашеского любомудрия, которые у местных пустынников были ориентированы на биоландшафт указанного quekana (груз. край). «И блаженный сей, св. Григ0л, всех навещал и учился у них добрым нравам, от неких — молитвословие и пост, от иных — смиренномудрие и любовь, от некоторых — кротость и безгневливость, от других — бедность и возлежание на землю или как спать сидя, от иных — кротость и рукоделие в безмолвии и подобные этим добродетели, и наполненный такими духовными знаниями возвращался в место своего обитания»40. Суровые правила, присущие анахоретизму, такие как возлежание на голую землю, или «спать сидя», или заниматься рукоделием в темноте и молча, он не внес в типик Хандзтийского монастыря.

Если опередим события, то станет очевидно, что прп. Григол не был поклонником и особым почитателем иноземных правил. Он прекрасно сформулировал свою позицию на Джавахетском церковном собрании (вторая половина VIII в.) в вопросоответах с Гуарамом Мампали, представителем правящего дома Багратионов. Вместе с ним другие церковные чины, участники собора согласились со старцем, что нельзя слепо копировать чужие традиции, даже если они распространены в таких христианских центрах, как Иерусалим или Константинополь.

39 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 264.

40 Там же. С. 253.

Комментируя события указанного собора, проф. П. Ингороква замечает, что грузинское монашество считает себя в указанном историческом отрезке самодостаточным. «Грузинская теология, по их мнению, достигла зрелости, и утвержденным и отрегулированным правилам и канонам ничего хорошего не сможет дать чужой пример»41. Эта отчетливая позиция воплощена в коротком и ясном ответе старцев Гуараму Мампали: «... сказано — ноша размеренная, достаточная для лодки, если утяжелим ношу, лодку поглотит пучина, если облегчим ношу, то ее похитят ветра и волны»42. Будем довольствоваться тем, что есть, не следует внедрять добрые, но чужие традиции слепо. К времени Джавахетского церковного собора прп. старцу было почти сто лет, но по комментариям агиографа, он и в молодости не отличался страстью к подражанию. Напротив, построенные им лавры Тао-Кларджети «стали образом всего благостного для подражания отстроенных впоследствии обителей для отцов пустынников»43.

Получив от добрых друзей из Палестины типик лавры св. Саввы Освященного (439-532) и съездив в Константинополь с целью, чтобы воочию увидеть тамошние монастыри, прп. Григол составил правила иноческой жизни, учитывая, но, не перенимая слепо, все «увиденное и услышанное». Согласно Гиорги Мерчуле, монастырский устав, составленный прп. отцом, был продуманным, рассчитанным на проживание монашеской колонии высоко в горах и соблюдал срединные принципы во всем, т. е. отмежевался от крайностей.

Гарантом выполнения устава выступал пастырь — mamasaxlisi монастыря, т. е. сам прп. Григол Хандзтэли. После утверждения устава братством, согласно агиографу, предводитель нарушил его, привезя отроков Арсэна и Эфрэма в монастырь для воспитания. Заметим, что режим проживания братьев в Хандзта можно классифицировать как полуанахоретский, поскольку монахи проживали в 8етИ (кельях), отдаленных друг от друга, по одному человеку. Естественно, нахождение детей в пустыне вызвало «возмущение и ропот» среди поселенцев, и они почтительно, но твердо потребовали объяснения от mamasaxlisi. Отметив, что не берутся «обличить предводителя», поскольку считают «безупречными его дела помимо оного: «отроков этих ты привел в монастырь [и тем самым] ты сам нарушил утвержденные тобою же правила в посрамление нас в грядущие времена, хотя сердца наши спокойны касательно настоящего. Сие дело вне правил»44.

41 Ингороква П. Гиорги Мерчуле, грузинский писатель X века. Тбилиси, 1954. С. 27.

42 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 289.

43 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 249.

44 Там же. С. 271.

Следовательно, устав и письмо к нему, читали все братья, и в документе не было параграфа про детей, хотя в древнем иноческом уставе Пахомия Великого воспитание детей в монастыре не запрещалось с оговоркой: дети не должны жить с взрослыми, они должны проживать отдельным домом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ознакомление с уставом было обязательным условием приема в монастырь, чтобы в дальнейшем никто не оправдывал себя незнанием правил. В большинстве случаев такой параграф был занесен в саму монастырскую конституцию, как об этом гласит типик широко известного в Грузии духовного центра — Ваханского скита (XII в.): «... если какой-либо брат придет к нам и пожелает стать членом нашей братии и жить по нашему чину, пусть прочтет сие положение полностью, и, если он останется довольным (букв. "полным сердцем"), и с радостью примет правила эти, да подвяжется и живет с нами, а если не приемлет, то благословение и молитвы ему в путь»45. Следовательно, Хандзтийские монахи указали предводителю о недопустимости нарушения устава. Настоятель прп. Григол смотрел намного дальше, ибо его воспитанники сыграют впоследствии огромную роль как в церковной, так и в политической жизни в Грузии.

Григол Хандзтэли разъяснил монахам, что нарушение устава с его стороны было вызвано «не телесными причинами», поскольку «ангел приказал ему», что Арсэн и Эфрэм должны воспитываться вдали от мирской суеты, подобно Ефрему Сирину и Арсену Римлянину. Он клятвенно обещал всем, что в будущем никто не нарушит устав, кроме случаев, указанных выше. «Если кто-нибудь посмеет посягнуть на типик», пусть «будет наказан до второго пришествия славного Владыки нашего Господа и Бога», что является довольно суровым предупреждением для всех на грядущие времена.

В житии св. Григола Хандзтэли еще один эпизод, который свидетельствует о грубом нарушении устава. Имеется в виду бегство из Хандзта сподвижников преп. Григола Тэодорэ и Христэпорэ с немногочисленной группой монахов. «Без спроса и разрешения отца», аввы (сир. отец), амба (груз. фонет. вар.), никто не мог покинуть монастырь. Такой уход квалифицировался как серьезный проступок в типике Ваханского скита. Молниеносная реакция прп. Григола Хандзтэли, поиск «заблудших овец» и путь, который он прошел ради этого, более, чем красноречиво свидетельствуют о серьезности нарушения устава. В иноческие правила Пахомия Великого специально занесен пункт касательно настоятеля, который предписывает ему в течение трех часов принять решение и идти на поиск «заблудших»

45 Типик Ваханского скита (XIII в.). Изд. Л. Мусхелишвили. Тбилиси, 1939. С. 89-90.

или «беглых» монахов как добрый пастырь, в противном случае «Господь и главный авва спросят вину с него»46.

Согласно Гиорги Мерчуле, «когда узнал блаженный Григол об уходе Тэодорэ и Христэпорэ, сильно опечалился, и, взяв собой четырех братьев, направился на поиск агнцев избранных пастырь сей добрый»47. Очевидно, что прп. Григол поступает в соответствии с древними правилами касательно чина настоятеля. Агиограф смягчает тяжесть вины беглых братьев и пишет: «И когда они увидели отца Григола, со слезами на глазах пали на колени, а святой тот, поднял их с любовью и благодарил Христа за то, что смог найти их. Братья те, в душе своей ожидали святого того, ибо они также радовались встрече друг с другом и собранию вместе»48.

Тэодорэ и Христэпорэ второй раз также ушли из монастыря без спроса, и, согласно агиографу, предводитель уже обвинил их в нарушении устава. Типики известных грузинских духовных центров, Ваханского и Петрицонского (в Болгарии) монастырей (XII в.), такой поступок квалифицировали как наглость, а за это выдворяли из обители. Есть предположение, что блаженный Григол воспринял бы подобным образом аналогичные поступки других братьев, но только не Тэодорэ и Христэпорэ. Он к ним и епископу Саба Ишхнэ-ли с детства питал особые чувства: их объединяло как телесное, так и духовное родство, а также долгий путь совместных усилий и подвигов. Хотя, по «Аскетикону» Василия Великого, неуставные отношения не должны иметь место в монастыре.

Согласно иноческим правилам и предписаниям, настоятель должен определить как вину, так и прощения для конкретного проступка, поскольку он msajuli (судья). Сообразно действует Григол Хандзтэли и выслушивает аргументы Тэодорэ и Христэпорэ. «Святой отец, простите нас, поскольку по этой причине был исход наш из Хандзта, чтобы виден был плод [усердий наших] и доля наша во вновь отстроенных монастырях». Настоятель четко определяет свою позицию: «... намерения ваши добрые, по воле Божьей, сделайте меня соучастником ваших усердий, ибо я не препятствую добру»49.

Покинуть монастырь в случае даже безотлагательного, срочного дела считалось тяжелым проступком и сурово каралось. «Пусть никто из братьев не позволит себе без спроса и разрешения настоятеля выйти за ограду монастыря, не по причине нужд монастырских, или не по силе служения, а если прислучится что-либо безотлагательное и срочное дело с кем-нибудь из монахов, пусть идет, доложит на-

46 Древние иноческие уставы, собранные св. Феофаном Затворником. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994. С. 152.

47 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 267.

48 Там же. С. 279.

49 Там же. С. 279.

стоятелю и выпросит отлучку и получит благословение от него»50. Предводитель следил за всем происходящим в монастыре и принимал соответствующие решения.

Сочинение Гиорги Мерчуле содержит эпизод, который проясняет правила раздела ёеёа monasteгi (монастыря матери) по долям, что входило в обязанности предводителя. Согласно агиографу, Хандзта, отстроенная в честь св. Георгия, считалась матерью всех монастырей, основанных позже. Когда Григол Хандзтэли завершил строительство Шатбердского храма в честь Пречистой и Пресвятой Богородицы, споспешевствованием Баграта Курапалата Багратиони Тэодорэ и Христэпорэ исполнили свою давнюю мечту и основали монастыри Недзви и Квирике-цминда.

Хандзтийское братство, объединенное духовным руководством одного учителя и наставника, стало перед вызовом раздела, так как Тэодорэ и Христэпорэ требовали «свою долю» опытных монахов-старцев. Согласно агиографу, прп. Григол взял за образец семейно-гражданское право, действовавшее в то время в Грузии, и по аналогии с ним провел процедуру деления. Монастырь Хандзта он определил как «старшего сына», который остается в семье, и львиной долей имущества обладает именно он. Настоятель отобрал 13 опытных монахов по принципу «старшинства», а всех остальных разделил на три равные группы. С итогом раздела согласились не все, поскольку Эфрэм и Арсэн, воспитанники Тэодорэ и Христэпорэ, «достались» предводителю. Прп. Григол посчитался с чувствами своих соратников и вернул Тэодорэ Эфрэма, будущего епископа Ацкурского. А с Арсэном он не захотел расстаться и «обменял» его на другого монаха. Впоследствии Арсэн стал католикосом Картли, войдя в историю Грузии под именем Арсена Великого. Процесс раздела был напряженным, но Григол Хандзтэли мудро устранил все противоречия и утвердил руководство касательно ёеёа monasteгi, после чего организация совместной жизни в Кларджетской пустыне получила большую определенность. Анализируя сочинение, можно сделать выводы, что прп. Григол не любил импровизацию и приучал братьев к мерной жизни и суровой дисциплине надзора (его снисходительность к некоторым соратникам имеет свое обоснование).

Причиной многих зол и бесчинств прп. Григол считал «болезнь, недуги» привилегий51. Об этом повествуют все древние иноческие уставы и советуют предводителям перед Богом и братьями соблюсти принцип равенства в еде и одеждах.

Согласно Гиорги Мерчуле, прп. Григол так наставлял отца Басили, будущего настоятеля монастыря Хандзта: «. когда ты находишься в монастыре, довольствуйся общей трапезой, для под-

50 Типик Ваханского скита. С. 74.

51 Древние иноческие уставы. С. 152.

держания тела, а когда ты будешь вне стен монастыря, для утешения плоти хватит тебе [то, что найдешь в пути]»52. Отец Басили всю жизнь помнил про наставления святого старца и строго соблюдал его завет. Он прошел путь от пастуха мулов до игумена и, уже будучи игуменом, всегда ел то, что готовил стряпчий для общей трапезы.

«Надобно, для сохранения мира и согласия в монастыре и среди братии, чтоб одинаково для всех готовили трапезу и подавали поровну и хлеб, и вино, и варево, и пусть старшинствующие братья по причине чревоугодия и ненасытности своей, не становятся преградой для всех остальных во всем и да каждый довольствуется всеобщей евлогией»53. В монашеском мире все разделяли справедливость такого подхода.

Под uxucesi (букв. «старейшина, старший») агиограф подразумевает так называемый utavades dzmata ктсЫН (букв. «сонм главенствующих братьев»), т. е. mamasxlisi, dekanosi (дьякон), kandelaki (осветитель), memchre (начинающий псалмопения, определитель гласа). Дьякону подчинялись священники монастыря и псаломщики. Он следил за чином богослужения, приглашал братьев на литургию, бил в било. Помощником дьякона был memchre. Предводитель следил за тем, чтобы рядовые монахи, так называемые mciri — странники не противопоставляли себя «главенствующим братьям». Mamasaxlisi не допускал никаких послаблений и привилегий ни в трапезной, ни при распределении одежды.

Согласно агиографу, Григол Хандзтэли сам себя считал «mciri» — странником, а «Хандзта — местом своего странничества». Его справедливость была гарантией спокойной и безропотной жизни в монастырях как для простых иноков, так и для «сонма главенствующих». Прп. отец в перспективе допускал изменения устава сообразно времени и новым обстоятельствам, но он препятствовал наносящим ущерб духовной жизни новшествам, допускавшим праздность, безделье, умаление значения духовного становления, «облегчения монашеского труда». По мнению старца, «больше всего гнев Господа вызывает праздность и множество послаблений»54.

Еще при жизни прп. Григола появились опасные тенденции для духовной жизни. Согласно Мерчуле, некоторые исихасты — «безмолвствующие» требовали от предводителя разрешение устроить eguter (молельный дом, место) в своей келье. Богословское измерение литургии, умаление значения храмового действа в пользу личной молитвы, неизбежно вело к ереси. Эту проблему, опасную для православия в целом, прекрасно осознавал преподобный отец. Монашеская среда должна была оставаться верной сакраменталь-

52 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 319.

53 Типик Ваханского скита. С. 68.

54 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 311.

ному или литургическому пониманию церкви. Прп. Григол, отказав просителю, дал ему такие объяснения: «. если не будет желания народа, по указанной причине, в большую церковь никто не пойдет, и, когда дьякон будет бить в било и приглашать на богослужение, не все священники направятся туда, а останутся в своих егутэрах и наравне с большой церковью будут просить пожертвования у людей, а дьякону постоянно придется упрашивать их, чтоб они пришли в церковь, да еще провели богослужение»55.

Преодолеть поголовное стремление подвизаться в ските было настолько сильным, что через два века после подвижничества сирийских отцов Кларджетскому главному авве приходится бороться за киновию, за литургическое понимание церкви. Сам авва Григол к киновии шел постепенно, хотя Хандзта долгое время был монастырем отшельнического типа.

К концу своего жизненного пути преп. Григол Хандзтэли утвердил новое чиноположение касательно перехода монахов из Хандзта в Шатбердскую обитель, и наоборот. Со времен Халкидонского собора (451 г., правило 4) для перехода из одного монастыря в другой требовалось разрешение епископа города: «.монахи должны оставаться в том месте, где они дали обет пребывать, т. е. в монастыре, где они и приняли монашество»56. Вообще постоянное пребывание монашествующих в одном монастыре «связано с обетом послушания, который не исключает и изъятия из этого принципа»57.

Завещание великого старца Шатбердским братьям было простым: «.все другие правила для духовной жизни и спасения и божественный чин установлены мною изначально, держитесь крепко за них во веки веков»58. Если опередить события, станет очевидным, что время внесло свои коррективы в устав Григола Хандзтэли и в период подвизания самого агиографа в монастыре Хандзта осталась «лишь капля» от старых канонов.

Архимандрит — главный авва Кларджетского града

Стихийное строительство Тао-Кларджэтского пустынного града завершается, когда в Кларджетский град по приглашению Григола Хандзтэли прибыли куропалаты из правящего дома Багратионов. Они осмотрели «город монахов», «земное войско Христово» и включили пустыню в церковно-политическую структуру царства, признав Григола Хандзтэли архимандритом. Строительство монастырей без

55 Там же. С. 308.

56 Во время пострига, согласно восточной традиции, постригаемому задается следующий вопрос: «пребудеши ли в монастыре и послушании до твоего издыхания?» // Большой Требник. М., 1842. Л. 74.

57 Архиепископ Петр (Люилье). Правила первых четырех Вселенских соборов. М., 2005. С. 356-357.

58 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 310.

ведома епископа ближайшего города было запрещено указанным выше четвертым правилом Халкидонского собора.

К приходу «богопомазанных» гостей Кларджетский град объединял 12 лавр (греч. лавра — сельская улочка, подход). Первенцем была Хандзта, и все позднее отстроенные монастыри функционировали по подобию этой обители. Блаженный старец сам управлял своим любимым монастырем Шатбэрди, а в Гуанатлэс Вани был назначен настоятель.

Мидзнадзорскую обитель построил старец Давид, а игуменом Цкаростави стал преп. Илларион Цкароставэли. Женский монастырь в Мэрэ, обновленный матерью Тэбронией, оставался на ее попечении. В то же время были построены Даба, Джмэрки, Парэхи, Долискана и Бэрта.

Так главный авва пустыни Григол Хандзтэли более 70 лет руководил духовной жизнью всего Кларджетского града. В обязанности главного аввы входила координация действий всех лавр. Перед престольными праздниками из года в год преп. Григол приглашал к себе всех предводителей монастырей «во все дни блаженных и святых отцов в монастыре Хандзта справляли окончание мясопустной недели, принимали канон перед великим постом и после этого возвращались восвояси». Завершение пасхального цикла отмечали большой совместной трапезой.

Гиорги Мерчуле в свое сочинение вносит эпизод про Опизскую обитель и ее настоятеля, в котором хорошо отражены правовые границы полномочий архимандрита пустыни. Опизская обитель к этому времени имела почти 200-летнюю традицию, ибо была основана царем Грузии Вахтангом Горгасали (умер в 502 г.). В этом монастыре начинают подвизаться «беглые достославные» из столицы: сам Григол Хандзтэли и трое его сподвижников под руководством амба Гиорги. Со временем Опиза оказалась в духовной орбите Клар-джетского града, и настоятель приходил на собрание игуменов, но не получал от Григола Хандзтэли ни духовного учения, ни поручений, ни наставлений, что вызывало искреннюю досаду у предводителя. «Святой отче, по какой причине лишаете Вы меня духовного окормления?» — спрашивает он архимандрита. На что блаженный сей ответствует: «Опиза построена раньше всех этих пустынь. Не управляю я Опизой и не имею власти над ее предводителем»59.

Большие традиции этого монастыря побуждали преп. старца относиться к духовной автономии Опизы с глубоким уважением. Настоятелю пришлось потрудиться, чтобы уверить архимандрита в разумности и искренности его желания — получить наравне со всеми наставления, молитвы и духовные учения.

59 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 282.

Василий Великий в своем «Аскетиконе» не раз отмечает, что надо уважать иноческие правила других монастырей, их уставы, и пишет о недопустимости принуждения предводителя, «живущего другим монастырским уставом»60.

Преп. Григол как главный авва и наставник всего пустынного града участвовал в хиротонии епископа Анчи, ибо это была ближайшая епископия. Анчская кафедра осуществляла надзор над Клар-джетской пустыней согласно четвертому правилу Халкидонского собора. Указанный собор определил статус монашества и утвердил высшую власть епископа в случае противоречия между послушанием настоятелю монастыря и епископу. С V в. в Византийской империи епископы назначали экзархов для надзора над монахами и наблюдения за монастырями. Но пустыня также влияла на рукоположение епископа.

Согласно сочинению Мерчуле, чтобы хиротонисать епископа Анчели, пустыня должна была подготовить одобрительное письмо. Этот документ назывался ^т sacamebeli, т. е. чиноположение, письмо свидетельствования. Без указанного документа католикос не решался провести обряд «если у него нет согласия пустыни и письма истинного подтверждения от всех, он не пожелает рукоположить и настоловать епископа»61. Иное решение не одобрил бы совет, комментирует Гиорги Мерчуле. Очевидно, что роль пустыни в решении данного вопроса трудно переоценить. Документ согласия и свиде-тельствования составлял архимандрит. Вынужденные обстоятельства могли свести на нет действия всех вселенских канонов. Некому Цкири, дьякону из Тбилисси, мужу непорядочному и воспитанному в скитаниях по разным местам, фавориту тбилисского эмира Сахака Исмаила удалось при помощи разных махинаций и манипуляций без письма согласия Кларджетского града овладеть вдовствующей кафедрой Анчи. К тому времени все священники и дьяконы для церквей Кларджетской пустыни рукополагались епископом Анчели, а для тбилисского эмира контролировать указанную кафедру означало контролировать, так или иначе, свободный Тао-Кларджети. Восстановленному церковному порядку, отлаженному механизму взаимодействия епископства и пустыни опять угрожал разлад. Пустыня начала обличать беззаконие епископа, что естественно не возымело никакого воздействия. Кларджетский град обратился с письмом к католикосу Картли и потребовал дехиротонизации Цкири. Архимандрит созвал малый церковный собор в Анчи. Все тщательно подготовив, Григол Хандзтэли пригласил всех церковных чинов края. Он и мать Тэброния рассказали честному собранию о недо-

60 Древние иноческие уставы. С. 324.

61 Гиорги Мерчуле. Указ. соч. С. 303.

пустимости такого поведения епископа. Церковный собор посчитал рукоположение Цкири незаконным, и блаженный Григол вместе с матерью Тэбронией провели ритуал дехиротонисании и «разоблачения Цкири от священнических одежд». Краткая реплика агиографа звучит как вердикт: «И выплеснули это недостойное семя из лона церкви». Самовольное занятие архиерейской кафедры с точки зрения 15-го правила Никейского (325 г.) и 5-го правила Халкидонского соборов налагает на нарушителя отлучение от общения церковного. В соответствии с указанными правилами и поступает Анчское церковное собрание. «Выплеснуть» означает полное лишение церковного общения, а не только запрещение в священнослужении. Цкири, как учинитель бесчинства, по решению собрания также «извержен из клира», т. е. ему запрещают и священнодействие.

Так, архимандрит Кларджетского града имеет «полноту власти», «право». Он «поставляет», «назначает» игуменов, «направляет священников в монастыри», «учит», «наставляет», «обличает», «судит», «врачует», участвует в подготовке процесса хиротонии епископа, инициирует созвание местного собора, управляет финансовыми и хозяйственными делами, добывает средства и оформляет соглашения, касающиеся землевладений и пользования монастырями, судит те преступления, которые были совершены против монастырей, поскольку царские «искатели воров и взломщиков» не могли без разрешения архимандрита войти на территорию монастырей и судить преступников. Но, что важнее всего, главный авва пустыни сам подает пример великого аскетико-мистического подвига.

Вышерассмотренные сочинения грузинских агиографов дают нам возможность различить три основных вида первохристианского подвижничества: анахоретизм, или полное уединение; безмолвие в сообществе одного или двух братьев; пребывание в общежитии. Эти три основные формы подвижничества воплощены в древнейших формах монашеского любомудрия восков, акимитов, горных отшельников и столпников. Монашеская духовность сформировала институциональную иерархию в виде чина предводителя. Переход от главенствующего брата к предводителю монастыря произошел без особых потрясений, поскольку все грузинское монашество осталось верным сакраментальному и литургическому пониманию Церкви, избегая тем самым ереси и сектантства месалианского типа. Такой взгляд на литургию, четко сформулированный преп. Григолом Хан-дзтэли, сможет защитить грузинское монашество даже в тех драматических ситуациях, когда будут возникать явные конфликты между киновией и келиотством. Трансформация функции главенствующего брата анахоретов привела в итоге к возникновению сложного дисциплинарного надзора и чина предводительства пустыни.

Источники

Арсен Католикос. Житие и деяния св. Отца нашего Давида Гареджэли и Лу-кианэ // ПДГАЛ62. Т. 1. Тбилиси, 1963.

Арсен Католикос. Житие преподобных отцов наших Шио и Евагрэ // ПДГАЛ. Т. 1. Тбилиси, 1963.

Гиорги Мерчуле. Житие св. Григола Хандзтэли // ПДГАЛ. Т. 1. Тбилиси, 1963.

Джуаншер. Житие Вахтанга Горгасали // Картлис Цховреба (Житие Картли). Т. 1. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.).

Древние иноческие уставы, собранные св. Феофаном Затворником. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994.

Житие и деяние святого и блаженного отца Симеона Чудотворца, жившего на Дивной горе в окрестностях Антиохии и сиявшего как зарница на верхушке столпа // Кекелидзе К. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 7. Тбилиси, 1961 (на груз. и рус. яз.).

Житие Иоанэ Зэдазнэли и его учеников, которые просветили страну эту северную // ПДГАЛ. Т. 1. Тбилиси, 1963 (кименная ред.).

Житие отца нашего Онуфрия воска и прочих отшельников, которых видел Пафнутий // Кекелидзе К. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 7.

Житие прп. Иоанэ Зэдазнэли // ПДГАЛ. Т. 4. Тбилиси, 1963 (синаксарная ред.).

Житие чудотворения и святого и блаженного Шио, который был из Антиохии.

Междуречья, который прибыл в страну Картли и обосновался в Саркинэ» (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был одним из учеников святого Иоанна Константинополя (метафрастическая редакция) // ПДГАЛ. Т. 3. Тбилиси, 1971.

Обращение Картли // Шатбердский сборник X века / Ред. Б. Гигинеишвили,

Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.)

Типик Ваханского скита (XIII в.). Изд. Л. Мусхелишвили. Тбилиси, 1939.

Sozomen // Migne, PG. t. 67. col. 1392-1393. Русский перевод — Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1881.

Список литературы

Анатолий, проф. арх. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI в. Киев, 1911.

Башелеишвили Л.О. Принципы монастырской жизни по памятникам грузинской агиографической литературы. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.)

Башелеишвили Л.О. Грузинский агиографический памятник VIII века («Мученичество св. Або Тбилели» Иоанэ Сабанисдзе) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2006. № 4.

Башелеишвили Л.О. Монофизиты, диофизиты и несториане в памятниках грузинской историографии «Обращение Картли» и «Житие Картли» // Ло-

62 ПДГАЛ — Памятники древнегрузинской агиографической литературы: В 4 т. / Под ред. акад. И. Абуладзе.

моносовские чтения. Востоковедение: Научная конференция, апрель 2009 г.: Тезисы докладов. М., 2009.

Джавахишвили И. История грузинского народа. Кн. I. Тбилиси, 1951 (на груз. яз.)

Древние редакции книг жизни сирийских подвижников / Ред. И. Абуладзе. Тбилиси, 1955.

Иеромонах Анатолий. Сирийское монашество во второй половине IV в. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. Июнь.

Ингороква П. Гиорги Мерчуле, грузинский писатель X века. Тбилиси, 1954.

Кекелидзе К. История древнегрузинской литературы. Т. 1. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.)

Кекелидзе К. К вопросу о прибытии в Картли тринадцати сирийских отцов // Вестник Тбилисского Университета. VI. 1926 (на груз. яз.)

Кекелидзе К. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 1. Тбилиси, 1956. (на груз. и рус. яз.)

Кекелидзе К. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Т. 7. Тбилиси, 1961. (на груз. и рус. яз.)

Кирион (Садзаглов), еп. Жизнь и подвиги прп. Антония Столпника, чудотворца Марткопского. Тифлис, 1892.

Лобачевский С. Св. Антоний Великий. Одесса, 1906.

Мейр Вайс. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. М., 2001.

Петр (Люилье), арх. Правила первых четырех Вселенских соборов. М., 2005.

Сабинин М. История грузинской церкви до конца VI в. СПб., 1877.

Феодосий, арх. Палестинское монашество в IV-VI в. Киев, 1899.

Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1933.

Шиомгвиме. Тбилиси, 1956.

Feradze G. Die Anfange des Möchtums in Georgien. COtha, 1926.

Mgaloblishvili T. Ancient Christianity in the Caucasus. L., 1994.

Сведения об авторе: Башелеишвили Лиана Отаровна, канд. филол. наук,

ст. преподаватель кафедры иранской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: likamgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.