УДК 1(091)
От человека-машины Декарта до манифеста киборгов
Н. П. Кнэхт
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
В исследовании причин и путей преодоления классического антропоцентризма, связанного как с драматическим опытом минувшего века, так и с развитием новейших технологий, автор выделяет места разрыва границ между человеческим и нечеловеческим, животно-человеческим и машиной. Прослеживается ретроспектива исторических представлений о человеческой телесности — от картезианского тела-механизма до современного конструкта — киборга — гибрида машины и организма, социального конструкта. Автор обозначает проблему поиска нового места для человека внутри природных и предметных связей, где человеку отводится не главная роль.
Ключевые слова: Декарт; постмодернизм; киборг; презентация тела; границы человеческого.
Постмодернизм как культурная доминанта эпохи обязывает нас переосмыслить всю политику знания. Большинство научных моделей, призванных описать бытие современного мира, не поспевают за быстро изменяющейся реальностью. В свое время Декарт заложил основы новой европейской рациональности, в которой человек считался целью и центром мироздания. Сегодня возникло понятие «постсовременность» как результат попыток отразить состояние человечества в эпоху антропологического кризиса. Осмысление человеческой телесности нуждается в изменении. Тело человека — это постоянно производимый культурный конструкт. В каждую историческую эпоху наблюдаемы попытки установить власть над человеческим телом, контролировать его. В системе картезианской философии, под лозунгом «Осознавая, что я существую, я контролирую всё», зарождается представление о человеческом теле как механизме, как машине.
© Кнэхт Н. П.
Именно с философии Декарта началась репрезентация физического тела, что послужило фундаментом физиологии как науки. Кровавые парадоксы истории, войны, неразумные тенденции: печи Освенцима, фабрики массового уничтожения людей, экологические катастрофы, вызванные отрицательными факторами НТП, когда рационализированное научное знание принимает форму безумия перед Богом, — в развитии цивилизации в конце IX и начале XX в. обнажили феномен тела искалеченного, с нарушенной целостностью. Проблема восстановления тела, компенсации утраченной телесности получила новый импульс в Новейшее время. Это искусственное протезирование, пересадка органов, инкорпорирование микроэлементов. Стирается граница между биологическим и небиологическим, что обусловливает появление ряда серьезных вызовов философии. Новейшие технологии привели к созданию цифрового, виртуального тела. В докибернетическую
Кнэхт Н. П.
эпоху машины не были самодвижущимися и самоуправляемыми. Современные машины миниатюрны, всепроника-ющи и невидимы. В XXI в. рушится еще одна граница — между биологическим и технологическим. Информационные артефакты становятся акторами, изменяющими нашу реальность. Появляется конструкт — киборг — гибрид организма и машины, творение социальной реальности, а равно и литературы [1]. Падение многих привычных границ разрушает основы, структурирующие человеческую самость. В этих условиях работа Декарта «Рассуждения о методе» [2] может послужить ориентиром для выработки критериальных обоснований человеческой безопасности.
Литература
1. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг. / Пер. с англ. А. Гараджи // Тендерная теория и искусство: антология: 1970—2000 / Под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М.: РОССПЭН, 2005. С. 322—377.
2. Декарт Р. Рассуждения о методе: с прил.: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия» / Ред., пер., статьи и коммент. Г. Г. Слюсарева, А. П. Юшкевича. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 656 с. (Классики науки).
Кнэхт Наталья Петровна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ.
E-mail: [email protected]