Народный ТРОЕКТ
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ социальная компетентность ученика сельской школы
Татьяна Николаевна Немирич,
директор школы села Кулиш Чунского района Иркутской области, лауреат Международного конкурса им. А.С. Макаренко 2010 года
В условиях рыночной экономики происходит коренной поворот в сознании школьников к новым социально-экономическим категориям, понятиям и смыслам, ценностям жизни, народным и трудовым традициям, обычаям. Сегодня, к сожалению, школьники мало заняты производственным трудом сельскохозяйственной направленности. Это связано с падением социальной ценности, престижа труда в сельском хозяйстве. Нынешняя финансово-экономическая обстановка резко и не в лучшую сторону изменила морально-психологическую атмосферу, материальную и духовную жизнь села.
• производственный сельскохозяйственный труд • дисциплина труда
• престиж труда в сельском хозяйстве • социальные ценности
В
оспитательные возможности труда определяются системой межличностных отношений, складывающихся между производителями в процессе
совместной трудовой деятельности. Участие в производственном труде
Т.Н. Немирич. От чего зависит социальная компетентность ученика сельской школы
в школе, на предприятии служит основным способом познания общественных отношений, средством самореализации и самовоспитания.
Производсгвенный труд воспитывает, если он хорошо организован
В совместной деятельности формируется чувство взаимной ответственности, вырабатывается способность сообща ставить цели, взвешивать их реальность, планировать работу. Организованный труд приучает старшеклассников к сознательной самодисциплине, которая воспитывается не приказом, не страхом наказаний, а самой сущностью коллективного труда. А.С. Макаренко на практике показал воспитательные возможности трудовой деятельности, включив своих воспитанников в производство.
Исходя из того, что создание определённого типа поведения — это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений, А.С. Макаренко разработал и внедрил целостную систему воспитательных методов, обеспечивающих оптимальное достижение конечных результатов. Организация самоуправления, соревнования, оригинальный подход к формированию и развитию коллектива — всё это в тесной взаимосвязи с производственным трудом обеспечивало успех дела.
Производственный труд занимает важное место в жизни старшеклассников. Производственный труд — наиболее выраженная форма коллективной общественно полезной деятельности, тесно объединяющая всех участников, включающихся в разнообразную систему взаимоотношений, взаимосвязей.
Производственный труд ставит подростка в реальные условия материального производства, показывая ему на практике всю совокупность связей между вещами и явлениями, которые и определяют диалектику
жизни. Новое для школьника положение работника существенно влияет на психологию подрастающего человека, создавая сложное переплетение отношений ответственной зависимости и взаимного контроля, формируя коллективистские качества личности. Участие в производственном коллективном труде ставит подростка в новую для него позицию действительно равноправного члена общества, что дополняется чувством радости, удовлетворения от создания материального продукта, необходимого для общества, воспитывая и желание трудиться, и любовь к труду, формируя моральную готовность подростков к будущей производственной деятельности.
Сельскохозяйственный
производственный труд
Сельская школа не может полноценно существовать в отрыве от сельскохозяйственного производства: сами условия её работы предполагают тесную связь с производственными коллективами на территории сельского округа. От трудового воспитания и обучения сельских школьников зависит будущее села, его трудовые ресурсы. К сожалению, в современных условиях разрушена традиционная система взаимоотношений сельской школы с сельскохозяйственными предприятиями, школа вынуждена самостоятельно включаться в производство, создавая на своей территории подсобные хозяйства. Нужны не какие-то особые школы, построенные и оснащённые по последнему слову науки и техники, а школы, отражающие реалии тех условий и обстановки, в которых живут сельские дети и подростки. Такой подход может всесторонне выявить особенности социализации старшеклассников.
В центре воспитательной работы — сознательное отношение к труду: включая старшеклассников в производственный труд, мы получаем своеобразный индикатор уровня социализации воспитанников.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
В сельскохозяйственном производственном труде совместно со взрослыми срабатывают такие важные формы влияния, как подражание, взаимопомощь, соревнование. Но старшеклассники нередко с трудом «вписываются» в новые условия общественных отношений, поскольку не готовы к этому: это следствие целого ряда недостатков в учебно-воспитательной работе, хаотично организованного производственного труда. Ребята должны понимать цель своего труда, его необходимость для общества, только тогда деятельность становится активной и свободной.
Сегодня из-за сложного экономического положения многие предприятия отказываются
иметь дело с подростками. Министерст во труда и занятости предоставляет рабочие места для подростков 14—18 лет с минимальной зарплатой во время летних каникул; оплачиваемые рабочие места для старшеклассников создаются центрами труда и занятости в каждом районе.
Сегодняшние подростки сельской школы — это завтрашняя главная сельхоз-производительная сила аграрного сектора, его дальнейший подъём и темпы развития зависят от подготовки нового поколения. НО
Д
ЕТСКОЕ
Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственных, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.
Одна из самых сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как выявить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.
Главный редактор Ерегина Т.Н.
Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальных подписчиков 71981 для организаций