ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. № 5/6
С.М. Рудник
(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ОТ АВТОНОМИИ К НЕЗАВИСИМОСТИ:
ПОВОРОТ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КОАЛИЦИИ
«КОНВЕРГЕНЦИЯ И СОЮЗ» (КАТАЛОНИЯ)
в 2003-2012 гг.
В статье рассматривается поворот в политической стратегии ведущей политической силы Каталонии — коалиции «Конвергенция и Союз», по вопросу о политическом статусе Каталонии в 2003—2012 гг. Автор показывает характер изменений, на которые повлияли такие факторы, как решение Конституционного суда Испании по Автономному статуту Каталонии 2006 г. и набирающая популярность в каталонском обществе идея независимости от Испании.
Ключевые слова: Конвергенция и Союз, каталонский национализм, Автономный статут Каталонии 2006 г., Жорди Пужоль, Артур Мас, Жене-ралитат Каталонии.
The article consideres the turning point in the political strategy of the leading political force of Catalonia, Convergence and Union, on the issue of Catalonia's political status in 2003—2012. The author focuses on the character of changes influenced by the various factors, i.e. the decision of the Constitutional Court of Spain on the 2006 Statute of Autonomy of Catalonia and the growth of popularity of the idea of independence in the Catalan society.
Key words: Convergence and Union, Catalan nationalism, 2006 Statute of
Autonomy of Catalonia, Jordi Pujol, Artur Mas, Generalitat of Catalonia.
* * *
В начале XXI в. взаимоотношения центра и Каталонии, одного из самых динамично развивающихся автономных сообществ Испании, приобрели драматический характер: стороны перешли от обсуждения реформы автономного статуса к дискуссии о возможности отделения Каталонии от испанского государства. Кульминацией стало требование референдума о независимости Каталонии.
Решающее влияние на изменение политических настроений каталонцев оказала позиция ведущей политической силы Автономного сообщества — партийной коалиции «Конвергенция и Союз». Она была создана 19 сентября 1978 г., когда партии «Демо-
* Рудник Светлана Михайловна, тел.: 8-926-648-24-03; e-mail: svetkar.rus.91@ mail.ru
кратическая Конвергенция Каталонии» (ДКК, основана в 1974 г.) и «Демократический союз Каталонии» (ДСК, основана в 1931 г.) подписали пакт об объединении. С 1980 по 2003 г. коалиция доминировала в каталонском парламенте, а ее лидер Жорди Пужоль являлся президентом Женералитата (главой автономного правительства). Во время длительного президентства Пужоля оформились принципы взаимоотношений центра и автономии, сводившиеся к политике, которую он сам характеризовал выражением "peix al cove". Это означало: «Довольствоваться тем, что возможно получить на данный момент»1 (каталонскому выражению "peix al cove" близка по смыслу поговорка «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»). Это выражалось в политике лавирования, которая позволяла добиваться уступок в пользу автономии путем переговоров, пактов с партией-победительницей на выборах в Конгресс депутатов Испании (в случае, если у нее не было абсолютного большинства, необходимого для формирования правительства).
Цель данной статьи — выяснить, почему партия, которая ранее отстаивала принципы автономии и консенсуса с испанским правительством, в настоящее время активно выступает за независимость Каталонии. Для этого обратимся к одному из дискуссионных сюжетов современной испанской и каталонской истории — к принятию Автономного статута Каталонии2 2006 г.
Идея разработки нового Автономного статута Каталонии была высказана в 1999 г. Но она исходила не от КиС, так как в 1996— 2000 гг. коалиция была связана пактом с Народной партией Испании (НП), выступавшей против расширения автономии Каталонии3. Инициатива принадлежала Социалистической партии Каталонии (СПК) и ее лидеру Паскуалю Марагаллю. Она была поддержана каталонским парламентом, приступившим к разработке Автономного статута Каталонии в 2002 г.
В 2003 г. в КиС произошли перемены. С поста ее главы ушел Ж. Пужоль, его сменил Артур Мас-и-Гаварро, который в 2001—2003 гг. занимал должность заместителя председателя правительства4. Интересно, что этот пост5 Пужоль возродил, чтобы дать возможность
1 Pujol i Soley J. Años decisivos. Memorias (1993-2011). Barcelona, 2012. P. 84.
2 Далее — Статут Каталонии, Статут.
3 Proyectos de reforma estatutaria // El País. 16.03.2003. — URL: http://elpais.com/ diario/2003/03/16/espana/1047769212_850215.html
4 Jordi Pujol confirma el nombramiento de Artur Mas como 'conseller en cap' pese a la resistencia de Unió // El País. 3.01.2001. — URL: http://elpais.com/diario/2001/01/ 13/espana/979340416_850215.html
5 Должность conseller en cap была упразднена после Войны за испанское наследство в 1714 г.
проявить себя Артуру Масу, в котором видел своего верного последователя, способного отстаивать интересы коалиции6.
По мнению политолога В.М. Кутузовой7, именно с приходом А. Маса КиС начинает отходить от политики лавирования, что было свойственно коалиции времен Жорди Пужоля. Но произошел ли поворот в программной линии КиС и изменилась ее политическая тактика с приходом нового лидера?
Во время предвыборной кампании 2003 г. Автономный статут Каталонии стал своеобразным «оружием» кандидатов и главным требованием предвыборных программ всех политических партий8.
Основные идеи КиС по реформе Автономного статута были изложены А. Масом на совете коалиции в Кардоне 31 марта 2003 г., а затем в выступлении перед избирателями в качестве кандидата в президенты Женералитата9.
Он постоянно обращался к проблеме реформы Статута Каталонии, используя следующие лозунги: «Наша дорога — это наш Статут» или «Новый Статут. Больше Каталонии»10. Новый Статут, по проекту КиС, должен определять Каталонию как суверенную нацию, гарантом которой выступает парламент. По мнению авторитетного историка С.П. Пожарской, признание Каталонии «нацией» означало бы предоставление ей полного суверенитета, равнозначного суверенитету всей Испании, а также ускорение процесса федерализации Испании11.
С другой стороны, КиС не ставила вопрос об отделении Каталонии от Испании. В своих выступлениях и проекте Артур Мас предлагал изменить рамки каталонского самоуправления: расширить автономию Каталонии и построить отношения между центром и Каталонией на федеративной основе12 (принцип «разделенного суверенитета»).
6 Jordi Pujol confirma a Artur Mas como su sucesor en pleno congreso de Convergén-cia // El País. 12.11.2000. — URL: http://elpais.com/diario/2000/11/12/espana/973983601_ 850215.html
7 Кутузова В.М. Роль умеренных националистических партий в политической системе Испании: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.
8 Единственная партия, которая не представила своего проекта Статута Каталонии во время предвыборной кампании 2003 г., — Народная партия Каталонии.
9 Bases per a nou Estatut nacional de Catalunya. — URL: http://www.convergencia. cat/media/127.pdf
10 La Vanguardia. 19.02.2003.
11 Пожарская С.П. Испания: долгий путь к государству автономий (1977-2007) // Испанский альманах. Вып. 2. М., 2010. С. 216.
12 Artur Mas propugna en Quebec la creación de una cartera de Relaciones Exteriores de la Generalitat // El País. 13.02.2003. — URL: http://elpais.com/diario/2003/02/18/ catalunya/1045534046_850215.html
Проект содержал требования об увеличении полномочий Жене-ралитата. Большое внимание уделялось двусторонним отношениям между Испанией и Каталонией, внешней политике Автономного сообщества. Ключевые требования были таковы: Женералитат должен участвовать в разрешении вопросов, которые являются компетенцией испанского государства, но могут затронуть самоуправление Каталонии.
Это касалось предоставления Женералитату компетенций в сборе и распределении налогов, управлении портами, аэропортами, автомобильными и железными дорогами, как пригородными, так и линиями дальнего следования, другими видами наземного транспорта, которые проходят по территории Каталонии. КиС требовала учреждения органов судебной власти, высшей инстанцией которых явился бы Верховный суд юстиции Каталонии. В проекте выдвигалось требование о присутствии представителей Каталонии (наряду с представителями от Испании) в международных организациях — ЮНЕСКО, Европейском Союзе, и об участии Женера-литата в подготовке международных договоров в том случае, если они будут затрагивать его компетенции.
Интересен и проект новой налоговой системы. А. Мас апеллировал к системе «экономических соглашений», которая существует в Стране Басков и Наварре. Согласно Конституции Испании, только эти автономные сообщества обладают правом самостоятельного взимания налогов в своем регионе и перечисления части суммы в общую государственную казну. Каталония же вошла в группу регионов с общим режимом налогообложения, который предусматривает налоги уступленные (те, которые взимает Женералитат) и налоги, которые взимает испанское государство и затем перечисляет установленную часть обратно в Каталонию.
По мнению КиС, Автономное сообщество отдавало в испанскую казну намного больше денежных средств, чем получало из нее13. В своей предвыборной программе КиС требовала расширить налоговые полномочия Женералитата: ввиду увеличивающегося дефицита бюджета КиС казалось необходимым, чтобы Женерали-тат взимал все налоги в Каталонии и отдавал государству столько, сколько оно потратило на регион, а также перечислял часть налоговых средств в Межрегиональный компенсационный фонд на нужды других автономных областей14.
Однако предвыборная программа и многочисленные выступления А. Маса не смогли убедить каталонский электорат: 16 ноября
13 La Vanguardia. 20.11.2003.
14 CiU. Programa Electoral 2003. Barcelona, 2003. P. 102.
2003 г. победу на парламентских выборах в Каталонии одержали социалисты, возглавляемые Паскуалем Марагаллем. Не набрав абсолютного большинства, СПК сформировала коалиционное трех-партийное правительство с участием левых каталонских партий, в том числе Левой республиканской партии (ЛРК)15.
КиС потеряла четвертую часть электората, что могло объясняться прошлым ее сотрудничеством с Народной партией Испании и отставкой популярного в Каталонии Жорди Пужоля. Впервые за 23 года лидер КиС покинул пост президента Женералитата, а сама коалиция впервые оказалась в оппозиции. Несмотря на это, блок получил 46 из 135 мест в парламенте Каталонии16 и имел значительный политический вес при принятии решений.
В условиях, когда КиС не была связана пактом с Народной партией17, а также после победы Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) на парламентских выборах 14 марта 2004 г., КиС стала принимать активнейшее участие в разработке Статута Каталонии. Тем более, что нового премьер-министра Испании Хосе-Луиса Родригеса Сапатеро в коалиции воспринимали как союзника, с которым можно обсуждать проект Статута. В свою очередь, лидер ИСРП заявлял о своей готовности рассматривать и решать проблемы взаимоотношений центра и автономий18.
Создание единого проекта Автономного статута для вынесения его на обсуждение в парламент Каталонии являлось самой главной проблемой для всех политических сил в Каталонии. В данной ситуации «Конвергенция и Союз» прибегла к политическому шантажу: КиС отказывалась голосовать за Статут, если в проект не будут внесены предложенные ею поправки, особенно те, которые касались финансовой системы Каталонии. А без поддержки депутатов от КиС проект Статута не мог быть принят, так как для этого требовалось 2/3 голосов от общего числа депутатов парламента Каталонии.
В результате длительных переговоров с представителями автономного правительства в апреле 2005 г. трехпартийная группировка согласилась включить в Статут пункт об «экономических соглаше-
15 Левой республиканской партии (ЛРК) и Каталонской инициативы — зеленые в коалиции с Объединенными и альтернативными левыми. Последняя партийная коалиция — преемница Объединенной социалистической партии Каталонии (PSUC).
16 Eleccions al Parlament 1980—2003. — URL: http://www.parlament.cat/composicio/ dades_electorals.pdf
17 На выборах 2000 г. Народная партия получила абсолютное большинство мест в Конгрессе депутатов и не нуждалась в такого рода соглашениях.
18 La Vanguardia. 27.02.2004.
ниях», и КиС заявила о своем участии в обсуждении Статута в пар-ламенте19.
В это же время КиС выразила свое несогласие с проектом правительства Каталонии. Замечания сводились к необходимости создания для Каталонии привилегированного налогового и финансового режима, а также учреждения Налогового агентства Каталонии, которое не должно быть полностью подконтрольно аналогичному органу Испании. Местным финансированием должен заниматься каталонский парламент, получать средства и определять критерии их распределения20.
Именно эти пункты обсуждались на дальнейших встречах между Артуром Масом и главой Женералитата Паскуалем Марагаллем. Было решено оставить формулировку, которую предлагало каталонское правительство: полномочия в сфере налогообложения должны быть разделены между Женералитатом и испанским госу-дарством21. Консенсус был достигнут за неделю до рассмотрения документа в парламенте Каталонии, которое проходило 28—30 сентября 2005 г.
На исход переговоров между КиС и Женералитатом стремился повлиять глава испанского правительства Х.-Л. Родригес Сапатеро. На встрече с А. Масом он пообещал, что Статут будет рассмотрен в испанских кортесах, несмотря на проекты новой каталонской финансовой системы, которые были предложены коалицией КиС. В свою очередь лидер КиС заявил о своей готовности к компромиссным решениям22.
30 сентября 2005 г. Автономный статут был одобрен каталонским парламентом. Однако дискуссия о его содержании была далека от завершения. В декабре испанское правительство представило свои поправки к проекту нового Статута, которые возмутили каталонские партии, в особенности КиС. Стало очевидно, что многие положения Статута могут быть изменены при обсуждении в кортесах.
Важнейшие поправки касались фундаментальных проблем — соответствия нового статуса Каталонии Конституции Испании; нового качества финансовых взаимоотношений Каталонии и испанского государства. Так, в статье 202 каталонского проекта было указано, что работа Смешанной комиссии по экономическим и налоговым вопросам с участием представителей испанского госу-
19 La Vanguardia. 30.04.2005.
20 La Vanguardia. 26.04.2005.
21 La Vanguardia. 13.09.2005.
22 La Vanguardia. 24.09.2005.
дарства и Женералитата должна основываться на принципах налогового равноправия, или билатеральности. По мнению правого крыла ИСРП и представителей Народной партии Испании юридическое закрепление такого принципа в сфере экономических отношений испанского государства и автономного сообщества противоречило Конституции, которая провозглашает принципы солидарности и равенства23.
Проект Статута провозглашал, что в случае возникновения разногласий «нормы Статута Каталонии являются приоритетными»24. Испанское правительство предлагало нейтральную формулировку, которая соответствовала действующим нормам Конституции: «Система финансирования не должна подразумевать ни ущемления, ни привилегированного положения Каталонии»25.
Проект правительства Испании принимал предложение о создании Налогового агентства Каталонии, но существенно ограничивал его полномочия: агентство должно было распоряжаться не всеми налогами, которые платят в Каталонии, а только теми, полномочия по которым были переданы ему испанским правительством. Еще одна поправка касалась порядка сбора налогов. Так, в проекте ИСРП указывалось, что будущая каталонская система финансирования и налогообложения не должна отличаться от общей для всей Испании (кроме Страны Басков, Сеуты и Мелильи и Канарских островов).
КиС отвергла поправки испанского правительства к проекту Статута. 29 декабря 2005 г. на совместном совещании делегатов от каталонских партий, ИСРП и испанского правительства представители блока отказались от дальнейших переговоров, заявив об их «абсурдности и бесполезности». Сама встреча не разрешила споров по наиболее существенным вопросам. Поэтому можно сказать, что на этом этапе согласие не было достигнуто26.
Но, сознавая необходимость компромисса, 21 января 2006 г. А. Мас заключил соглашение по ряду спорных вопросов с Х.-Л. Са-патеро на встрече в Ла Монклоа (резиденции премьер-министра Испании). К февралю А. Масу и Х.-Л. Родригесу Сапатеро удалось договориться и по вопросу финансирования, эта формула вошла в окончательный вариант Статута Каталонии 2006 г.27
23 Конституция Королевства Испания (от 27 декабря 1978 г.). Ст. 138 // Конституции буржуазных государств. М., 2000. С. 201.
24 Proposta de reforma de l'Estatut d'autonomia de Catalunya // Butlletí Oficial del Parlament de Catalunya núm. 224 de 3/10/2005. Articulo 202. — URL: http://www. parlament-cat.net/activitat/bopc/07b224.pdf
25 Montanya O. Momento clave para el Estatut // Cambio 16. 2.01.2006. № 1.178. P. 16.
26 Cambio 16. 09.01.2006. № 1.779. P. 14.
27 La Vanguardia. 1.03.2006.
По проекту Маса—Сапатеро, испанское государство уступало Каталонии 50% налога на физических лиц, 58% налога на добавленную стоимость. В документе признавалось, что Каталония переживала дефицит финансирования инфраструктуры, и чтобы восполнить его, испанское правительство в течение семи лет обязывалось платить Каталонии сумму, эквивалентную доле регионального ВВП в ВВП Испании28.
Были утверждены положения, касающиеся идентичности Каталонии: возможность называть гимн и флаг Каталонии национальными, иметь национальную сборную по различным видам спорта (это вошло непосредственно в основную часть документа). Пакт предполагал сохранить формулировку, гласившую, что «Каталония является нацией», только в Преамбуле (в проекте парламента Каталонии этот термин фигурировал и в основном тексте документа).
Такие положения и вошли в Статут Каталонии, который был принят 10 мая 2006 г. испанскими кортесами, одобрен на референдуме в Каталонии 18 июня 2006 г., подписан королем 19 июля и на следующий день опубликован в «Вестнике государства» ("Boletín Oficial de Estado")29. 9 августа 2006 г., через 20 дней со дня опубликования, он вступил в силу.
Автономный статут Каталонии 2006 г. пересматривал целый ряд вопросов и был результатом больших уступок как со стороны испанского государства, так и каталонского правительства и партии КиС. Нельзя сказать, что расширение каталонской автономии ускорило федерализацию Испании, так как Каталония не получила статуса самостоятельного актора внутри испанского государства, как в экономическом плане (налоговая система после принятия Статута осталась старой: увеличилась лишь доля налогов, которыми каталонские власти могут распоряжаться самостоятельно), так и в политическом (термин «нация» остался лишь в Преамбуле, которая не обладает непосредственной юридической силой).
На этапе 2003—2006 гг. коалиция продолжала выступать за расширение автономии, а не за отделение от Испании. После ухода Жорди Пужоля КиС не поменяла своих политических принципов и манеры вести переговоры: она продолжала отстаивать свои интересы, переходя от открытого политического шантажа к компромиссным решениям, которые достигались на двусторонних встречах.
Переговоры между испанской и каталонской сторонами показали, что правящей партией «Конвергенция и Союз» воспринималась
28 Cambio 16. 6.02.2006. № 1.783. P. 10.
29 Ley Orgánica 6/2006, de 19 de julio, de reforma del Estatuto de Autonomía de Cataluña // Boletín Oficial de Estado. Núm. 172. 20/07/2006. — URL: https://www.boe. es/boe/dias/2006/07/20/pdfs/A27269-27310.pdf
как одна из влиятельнейших региональных политических сил. Как писал журналист газеты «Ла Вангуардия» Жорди Барбета: «В Мадриде всегда действуют три главные политические силы: ИСРП, Народная партия и КиС»30. Поэтому для ИСРП этот компромисс был не только решением вопроса о Статуте Каталонии, но и попыткой завоевать себе союзника в Генеральных кортесах.
Однако на этом дебаты, касающиеся Статута Каталонии, не закончились. 31 июля Народная партия направила в Конституционный суд Испании иск об обжаловании 114 из 223 статей принятого документа31 (он был повторным: первый был подан 2 ноября 2005 г. и отклонен Конституционным судом 16 марта 2006 г.). За ним последовали иски Народного защитника (он осуществляет защиту прав и свобод граждан Испании и может осуществлять надзор за органами государственной власти) и Автономных сообществ Мурсия, Арагон, Валенсия, Ла Риоха и Балеарские острова. Все они были приняты Конституционным судом к рассмотрению.
На фоне этих событий 1 ноября 2006 г. в Каталонии прошли внеочередные парламентские выборы. Социалистическая партия Каталонии не получила абсолютного большинства мест в парламенте, а КиС улучшила свои результаты (она получила 48 мест, СПК — 37). По этой причине социалистам пришлось снова прибегнуть к пакту с Левой республиканской партией и «Каталонской инициативой — зелеными». Президентом Женералитата стал лидер каталонских социалистов Хосе Монтилья: этот пост опять ускользнул от амбициозного А. Маса.
Руководство КиС испытывало затруднения с адаптацией к новым условиям. В своей предвыборной программе 2006 г. коалиция предлагала бороться за развитие положений Статута, за установление мультилингвизма в Испанском государстве и т.п., не выдвигая
32
никаких радикальных проектов32.
Другим свидетельством внутренних колебаний и трудностей в выработке новой политической тактики стали разногласия внутри коалиции. Обе входившие в нее партии вырабатывали программы действий на случай неблагоприятного решения суда. Сторонники Маса (ДКК) выступали за противодействие решению, сторонники Дурана (ДСК) — за поиски компромисса.
30 La Vanguardia. 2.03.2003.
31 Recurso del PP núm. 8045-2006 contra inconstitucionalidad contra los preceptos que más adelante se determinarán del nuevo Estatuto de Autonomía de Cataluña, aprobado por Ley Orgánica 6/2006, de 19 de julio // El Mundo. — URL: http://estaticos.el-mundo.es/documentos/2006/07/31/recurso.pdf. P. 407.
32 CiU. Programa Electoral 2006. Barcelona. 2006.
ДКК решила, как выразился Артур Мас, «переиздать катала-низм»33, иными словами, сблизиться с крайне националистически настроенной частью каталонского общества. По мнению возглавляющего Демократический союз Каталонии Жозепа Дурана-и-Ллейды, Мас сделал этот шаг, чтобы не потерять лидерство в изменившихся условиях34.
Под «переизданием каталанизма» подразумевалась, в частности, идея о том, что Каталония должна выносить собственные решения в отношении инфраструктуры, железных дорог, налогов и собственных приоритетов (так называемое «право решать», dret a decidir).
ДКК в лице А. Маса отвергало любые изменения Статута Каталонии в результате решения Конституционного суда, так как такой вердикт противоречил бы волеизъявлению большинства населения Каталонии. Если Конституционный суд внесет изменения в Статут, А. Мас предлагал, чтобы КиС инициировала проведение референдума относительно решения Конституционного суда35.
В этом случае обозначились внутренние разногласия в коалиции «Конвергенция и Союз»: часть коалиции, Демократический союз Каталонии в лице Дурана-и-Ллейды, выразила несогласие с предложениями ДКК и А. Маса. Дуран заявил: «Настанет тот момент, когда нужно будет всем вместе сесть за стол переговоров и не допускать ошибок прошлого. Будет важно всем вместе проанализировать то не самое благоприятное положение Каталонии, которое последует за решением Конституционного суда»36. Подобные разногласия выливались в кризисы коалиции, нередко угрожавшие ее распаду, например, в июне 2007 г. было объявлено о возможном разрыве коалиции и о предложении представить разные списки кандидатов от ДКК и ДСК на предстоящих выборах37. Но до распада дело не дошло.
В марте 2008 г. Демократическая конвергенция Каталонии и Левая республиканская партия подписали манифест «Платформа о праве решать» (Plataforma per dret de decidir), в котором говорилось о проведении референдума по решению суда, если оно существенно затронет Статут. Но уже к сентябрю 2009 г. все эти инициативы перестали интересовать политиков: Артур Мас заявил, что
33 Изначально каталанизм означал движение за сохранение каталонской идентичности, традиций и языка. Сравнивая два понятия — «каталанизм» и «каталонский национализм», многие каталонские исследователи разделяют их (Balcells González A. Breve historia del nacionalismo catalán. Madrid, 2004. P. 8).
34 La Vanguardia. 27.03.2007.
35 La Vanguardia. 23.04.2008.
36 La Vanguardia. 6.05.2008.
37 La Vanguardia. 19.06.2007.
ему «немного наскучило» рассматривать вопросы, связанные со Статутом, и «главное сейчас — это преодолеть кризис и поднять экономику Каталонии»38. Этот поворот можно было объяснить не только экономическим кризисом, который начался в 2008 г., но и стремлением избежать внутренних разногласий в коалиции.
Решение Конституционного суда заставило себя ждать 4 года. Многие политики и журналисты указывали на огромную зависимость судей от двух основных испанских партий (НП и ИСРП), что справедливо: кандидатуры 10 судей из 12 предлагаются конгрессом депутатов (4 судьи), сенатом (4 судьи), правительством (2 судьи)39. Таким образом, это давало предлог многим каталонским политикам обвинять Конституционный суд в предвзятости, аргументируя это негласным делением судей на «прогрессистов» и «консерваторов», или приверженцев соответственно ИСРП и НП.
Конституционный суд одобрил 90% положений Автономного статута, однако признал неконституционными принципиально важные для Каталонии статьи, касающиеся расширения статуса каталонского языка, Совета юстиции Каталонии как собственного каталонского органа судебной власти и т.п.40 Решение Конституционного суда закрыло вопрос о возможности развития испанской системы по пути обретения больших полномочий автономными сообществами. Сам факт вынесения вердикта в отношении текста, одобренного жителями Каталонии, вызвал возмущение каталонской общественности.
Таким образом, решение Конституционного суда имело эффект разорвавшейся бомбы. Многие каталонские избиратели начали склоняться к радикальной националистической позиции, что привело к росту популярности ЛРК, которая традиционно выступала за независимость Каталонии.
Под влиянием таких изменений КиС также начала пересматривать свои ориентиры. Даже видный деятель умеренного крыла коалиции, который никогда открыто не высказывался по этому вопросу, Ж.А. Дуран-и-Ллейда заметил: «Вы ошибаетесь, если думаете, что все останется по-прежнему. Если вы будете (имеются в виду испанские власти. — С.Р.) также обращаться с Каталонией, в конце концов здесь еще больше разовьется идея, что независимость от Испании — единственное решение всех проблем»41.
38 La Vanguardia. 1.09.2009.
39 Конституция Королевства Испания (от 27 декабря 1978 г.). Ст. 159 // Конституции буржуазных государств. С. 209.
40 STC 031/2010 de 28 de junio 2010 // BOE núm 172 de 16/06/2010. Sec. TC. Suplemento Tribunal Constitucional. — URL: http://www.boe.es/boe/dias/2010/07/16/ pdfs/BOE-A-2010-11409.pdf
41 LVG Barcelona. 15.07.2010.
Таким образом, именно после решения Конституционного суда, устранившего из документа те положения, за которые всегда боролась «Конвергенция и Союз», происходит радикализация позиции КиС. Последнее также можно объяснить ростом популярности радикальных каталонских националистов, на фоне общего разочарования в испанских властях и роста сепаратистских настроений в каталонском обществе. Отсюда стремление КиС в преддверии выборов в каталонский парламент 2010 г. отвоевать тех избирателей, которые начали склоняться к независимости, или же часть радикальных националистов, поддерживающих ЛРК.
Однако в этот период КиС еще не сделала окончательный выбор в пользу независимости Каталонии. Коалиция не стала обращаться к тезису о независимости Каталонии в предвыборной кампании 2010 г. Чтобы упрочить свое положение, КиС на первое место поставила не столько развитие дальнейшей автономии Каталонии и ее возможной независимости, сколько развитие экономики и принятие мер по преодолению экономического кризиса. Вместе с тем в своих рассуждениях о кризисе Артур Мас постоянно апеллировал к «экономическим соглашениям» — фискальной модели, которой не удалось добиться получить в процессе переговоров по Автономному статуту Каталонии42.
Выбор в пользу «экономических соглашений» был сделан потому, что электорат КиС был еще далек от восприятия радикальных заявлений о разрыве отношений Каталонии с Испанией. Занимая радикальные позиции, КиС легко могла потерять часть сторонников на ноябрьских выборах в 2010 г.
А. Мас продемонстрировал, что КиС является сторонницей «экономических соглашений» и потому, что среди избирателей любой каталонской партии найдутся сторонники этого предложения. (Среди избирателей ЛРК поддержку ей оказали бы 96% опрошенных, КиС — 74%, и даже сторонники Народной партии Каталонии — 37%43.) Такой ход оказался стратегически верным: по предварительному опросу компании «Метроскопия», популярность коалиции «Конвергенция и Союз» выросла, а у каталонских социалистов, главных ее соперников на каталонских выборах, — снизи-лась44. Эти данные подтвердились на выборах в каталонский парламент 25 ноября 2010 г., когда КиС удалось одержать победу, получив 62 мест в парламенте (СПК получила 28 мест, НП — 18,
42 CiU. Programa electoral 2010. Barcelona, 2010.
43 La Vanguardia. 23.11.2010.
44 El sondeo de "Metroscopia" para "El Pais"// El Pais. 4.07.2010.
Каталонская инициатива — зеленые вместе с Объединенными левыми — 10 мест и ЛРК — 10 мест)45.
В середине 2011 г. возник еще один конфликт, связанный с поправкой к Конституции Испании, касающейся ограничения дефицита государственного бюджета. К такой мере правительство ИСРП прибегло в спешке — без широкого обсуждения в кортесах, уложившись в два дня. Согласно этой поправке, специальный закон должен установить максимальный процент дефицита бюджета в зависимости от уровня ВВП. Превышать установленный максимум можно будет лишь в случае природных катастроф, экономической рецессии или в ситуации, когда может быть нанесен ущерб социальной и экономической стабильности государства. КиС же, как и некоторые другие региональные партии, выступала за то, чтобы автономные сообщества имели право принимать окончательные решения о наивысшем уровне дефицита бюджета46. Таким образом, поправка к Конституции еще более ограничивала полномочия автономных сообществ47. По этой причине представители КиС воздержались от голосования по поправке.
С приходом к власти в Испании в ноябре 2011 г. Народной партии, получившей на выборах в конгресс абсолютное большинство мест, достижение консенсуса и каких-либо уступок для Каталонии в финансовой и налоговой сфере стало практически невозможно: НП изначально была противником увеличения полномочий Каталонии. Интересно было отношение к происходящему Жорди Пу-жоля, который уже в марте 2012 г. в испанской телевизионной программе «Спасенные» ("Salvados") заметил, что, если референдум о независимости Каталонии провели бы в момент его интервью, он проголосовал бы «за», хотя «пару лет назад ответ был бы противоположным»48. Однако в другом интервью, на радиостанции «Кадена Сер», Ж. Пужоль дипломатично ушел от резких высказываний, заметив, что «отделение от Испании вполне возможно, но трудно осуществимо»49.
45 Cambio 16. 23.12.2010. P. 10.
46 La reforma constitucional de PP y PSOE sale con el desplante del resto // El País. 2.09.2011. — URL: http://politica.elpais.com/politica/2011/09/01/actualidad/1314908434_ 185525.html
47 Sánchez Barrilao J.F. La crisis de la deuda soberana y el artículo 135 de la Constitución Española // Boletín Mexicano de Derecho Comparado, nueva serie, año XLVI, núm 137. Mayo-agosto 2013. P. 693.
48 Salvados. Jordi Pujol ¿adiós España? 05.03.2012. Temporada 5. Capítulo 21. — URL: http://www.atresplayer.com/television/programas/salvados/temporada-5/_2012030500410. html
49 Hoy por Hoy. 5.11.2012. — URL: http://cadenaser.com/emisora/2012/11/05/radio_ barcelona/1352076614_850215.html
Идея «экономических соглашений» была похоронена на встрече Артура Маса с новым премьер-министром Испании Мариано Ра-хоем 20 сентября 2012 г. Отказ Народной партии от «экономических соглашений» для Каталонии и неспособность правящей испанской партии предложить свои варианты стимулировала радикализацию позиций «Конвергенции и Союза». Совещание А. Маса с М. Рахоем совпало с ростом популярности идеи независимости в каталонском обществе, что стало очевидным во время празднования Дня Каталонии 11 сентября 2012 г. В этот день в Барселоне прошла акция «Манифестация за независимость», организованная Национальной Ассамблеей Каталонии (общественная организация, созданная в 2011 г.). Согласно данным каталонской полиции, в ней участвовало около 1,5 млн человек — больше, чем в аналогичных демонстрациях прошлых лет.
Эти события побудили парламент Каталонии принять решение о досрочных выборах. По их результатам каталонские политики надеялись определить, действительно ли большинство каталонцев готовы голосовать за самоопределение и отделение от Испании, и выработать свою политическую стратегию50.
Изучение выступлений Артура Маса и предвыборной программы КиС 2012 г. показывает, что на волне общественного движения за независимость Каталонии правящая коалиция «Конвергенция и Союз» окончательно меняет свой курс. «Грядущие выборы 25 ноября обещают быть историческими. Настанет час, когда Каталония начнет путь к независимости. Спустя 30 лет после установления демократии стало ясно, что Каталонии нет места в Испании»51, — говорилось во введении предвыборной программы 2012 г. Примечательно, что во всем документе все реже употреблялось слово «государство» по отношению к Испании, как это принято в каталонской традиции и юриспруденции последнего десятилетия. В программе поднимались вопросы о кризисе «государства автономий», той административно-территориальной системы, которая сформировалась в конце 70-х — начале 80-х гг.; Испанию обвиняли в недостаточном финансировании Каталонии и отсутствии уважения к каталонской идентичности. При этом КиС утверждала, что отделение от Испании не нанесет ущерба каталонской экономике: «Способность к быстрому росту и привлекательность для иностранных инвесторов — это те факторы, которые помогут смотреть на
50 El Parlament aprova la celebració d'un referéndum d'autodeterminació // Vilaweb. 27.09.2012 // Vilaweb. — URL: http://www.vilaweb.cat/noticia/4043353/20120927/parlament-aprova-celebracio-referendum-dautodeterminacio.html
51 CiU. Programa electoral 2012. Barcelona, 2012. P. 5.
наше будущее с надеждой и оптимизмом»52. Также КиС сравнивала экономические показатели Каталонии с такими странами, как Чехия, Дания, Финляндия, Ирландия и акцентировала внимание на том, что каждый год из Каталонии в испанскую казну уходят 16 млрд евро и не возвращаются в полном объеме. Таким образом, независимость позволит Каталонии самостоятельно распоряжаться своими налогами53.
Говоря о перспективах внешней политики независимой Каталонии, КиС заявляла о стремлении Каталонии остаться в Европейском союзе, не рассматривая возможности отрицательной реакции со стороны ЕС: «Этот путь к собственному государству мы пройдем, вступая в диалог с испанским государством и Европейским союзом. Мы не ищем ни конфронтации, ни разрыва отношений. Мы хотим создать собственное государство в рамках ЕС и при этом сохранить тесные внешнеполитические связи с Испанией»54.
В своей предвыборной кампании КиС призывала голосовать за своих кандидатов, если в будущем их избиратели планируют проголосовать за независимость Каталонии. Вместе с тем, указывалось, что со стороны правительства Каталонии был уже сделан первый шаг к настоящему референдуму: 27 сентября 2012 г. вместе с резолюцией о проведении выборов большинством голосов в каталонском парламенте была принята резолюция о проведении референдума об изменении политического статуса Каталонии в 2012— 2016 гг. (до следующих выборов в каталонский парламент)55.
Несмотря на активность жителей Каталонии 11 сентября 2012 г. и обилие таких лозунгов, как «Независимость», «Объявим независимость сейчас», количество людей на демонстрациях такого рода не было равно количеству голосов избирателей, голосующих за независимость, — как заметил журналист испанской консервативной газеты «ABC»56.
По результатам выборов 25 ноября 2012 г. КиС получила 50 мест в каталонском парламенте, потеряв 12 мандатов по сравнению с 2010 г. Такой результат был очень низким для коалиции. Зато успеха добилась ЛРК, которая получила 21 место.
При подсчете всех голосов сторонники независимости (КиС — 50, ЛРК — 21, КНО (Кандидатура за народное объединение) — 3)
52 CiU. Programa electoral 2012. Barcelona, 2012. P. 24.
53 Ibid. P. 128.
54 Ibid. P. 13.
55 Butlletí Oficial del Parlament de Catalunya. Núm. 390. 2 octubre de 2012. — URL: http://www.parlament.cat/activitat/bopc/09b390.pdf
56 Elecciones catalanas 2012. Manifestaciones no son votos // ABC. 26.11.2012. — URL: http://www.abc.es/elecciones/catalanas/2012/abci-ventoso-analisis-cataluna-201211252318. html
получили 74 парламентских места, а противники (СПК — 20 мест, Каталонская инициатива — зеленые — 13, НП — 19, Гражданская партия Каталонии — 9) — 6157.
Не получив абсолютного большинства, КиС сформировала парламентскую коалицию с ЛРК, несмотря на некоторые разногласия по экономической политике в автономии, на которые указывали испанские журналисты, а также испанские и отечественные исследователи58. И одним из условий поддержки со стороны ЛРК была возможность Каталонии вынести решение о своем политическом статусе посредством референдума по вопросу об отделении от Испании, который планировался на 2014 г.
Таким образом, в 2003—2012 гг. радикализация взглядов КиС по вопросу о политическом статусе Каталонии происходила постепенно.
В период 2003—2006 гг. в политике КиС не произошло изменения политического вектора и тактики, несмотря на смену лидера: вместе с А. Масом коалиция выступала за расширение автономии Каталонии без отделения от Испании. При этом в общении с испанскими властями использовались все те же политические методы, что и при Пужоле — от шантажа до компромисса.
Рассмотрение Статута Каталонии на предмет его соответствия конституционным нормам уже после его принятия (2006—2010) пошатнуло привычную философию КиС и обострило противоречия внутри коалиции. ДКК во главе с А. Масом выступила за радикальные меры (открытое неприятие любого вердикта и созыв референдума по будущему решению Конституционного суда), ДСК с Дураном решил продолжать выступать за компромиссные решения.
Вердикт возмутил КиС не только из-за признания нелегитимными положений, за которые она всегда боролась; но и из-за самого факта вынесения решения в отношении текста, одобренного на референдуме каталонскими жителями.
Таким образом, решение Конституционного суда явилось мощнейшим фактором, повлиявшим на радикализацию КиС и отход ее от компромиссной политики. Исходя из разногласий внутри коалиции, можно сказать, что одержала победу более радикальная позиция ДКК, которая и стала определять общую тактику КиС.
В тот же период очевидным стало недовольство каталонского общества и рост популярности радикальной националистической
57 Eleccions al Parlament 1980—2003. — URL: http://www.parlament.cat/composicio/ dades_electorals.pdf
58 Хенкин С.М. Испания: испытание Каталонией // Портал «Перспективы». 14.01.2013. URL: http://www.perspeMvy.info/book/ispamja_ispytanije_katalomjej_2013-01-14.htm
партии ЛРК, которая активно призывала к референдуму по отделению от Испании еще с 2007—2008 гг. Таким образом, на позицию КиС повлияло стремление одержать победу на выборах в каталонский парламент. Поэтому перед выборами 2010 г. приоритетной задачей для КиС было привлечение нового электората и сохранение старого. Важным стратегическим шагом коалиции, которая привела ее к победе на выборах в парламент в 2010 г., была поддержка идеи «экономических соглашений», а не независимости Каталонии.
Окончательный поворот КиС к идее независимости Каталонии произошел в период с 2010 по 2012 г.
Приход к власти в Испании в 2011 г. Народной партии, которой многие каталонцы ставят в вину ее франкистское прошлое, только усугубил нараставшие противоречия между центром и Каталонией, как в политике, так и в обществе. На волне одного из самых крупных митингов в истории Каталонии и отказа Народной партии идти на уступки и предоставлять автономному сообществу привилегированную налоговую систему, КиС оставляет в прошлом политику пактов "peix al cove" Жорди Пужоля и уже в предвыборной кампании 2012 г. активно выступает за отделение Каталонии от Испании.
Список литературы
1. Кутузова В.М. Роль умеренных националистических партий в политической системе Испании: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.
2. Пожарская С.П. Испания: долгий путь к государству автономий (1977— 2007) // Испанский альманах. Вып. 2. М., 2010.
3. Хенкин С.М. Испания: испытание Каталонией // Портал «Перспективы». 14.01.2013. — URL: http://www.perspektivy.info/book/ispanija_ispytanije_ katalonijej_2013-01-14.htm
4. Balcells González A. Breve historia del nacionalismo catalán. Madrid, 2004.
5. Montanyà O. Momento clave para el Estatut // Cambio 16. 2.01.2006. № 1.178.
6. Pujol i Soley J. Años decisivos. Memorias (1993—2011). Barcelona, 2012.
7. Sánchez, Barrilao J.F. La crisis de la deuda soberana y el artículo 135 de la Constitución Española // Boletín Mexicano de Derecho Comparado. Nueva serie. Año XLVI, núm 137. Mayo-agosto 2013.
Поступила в редакцию 11 марта 2015 г.