Освоенность степных приграничных территорий России
*
как аспект устойчивого развития страны
О.С. Руднева, к.г.н., Институт степи УрО РАН
В силу значительной протяжённости территории России высоки различия в освоенности регионов европейской и азиатской частей страны, регионов центральной части и периферии. Сложившаяся неоднородность экономического пространства России отражает разнообразие природно-ресурсных, геополитических, социально-экономических, национальных условий в различных частях страны.
Современное геополитическое положение России является уникальным. Она представляет собой естественный «евразийский коридор», находясь на торговых путях между интенсивно интегрирующейся Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время российская территория имеет потенциал становления интеграционных и транспортных коридоров, определяющих возможность и интенсивность экономических связей между странами и регионами.
Одной из наиболее острых проблем, стоящих сегодня перед Российской Федерацией, является преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных её территорий. Разрыв между российскими регионами по степени экономического развития и жизни населения на сегодняшний день достиг того уровня, который представляет для страны уже не только экономическую и социальную проблему, но и проблему
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 13 — 0541246 РГО_А «Интегральная оценка современного состояния и изменений природной среды степных регионов РФ на основе геоинформационного анализа и картографирования»
национальной безопасности, угрожая территориальной целостности российского государства.
Существующие количественные и качественные параметры экономического пространства — плотность, размещение, связанность, ёмкость, территориальные разрывы характеризуют основные направления использования территории [1].
В настоящее время территория степной зоны Российской Федерации является приграничной, что несёт изменения в векторе развития регионов. Прежде всего отмечается изменение численности населения. Вследствие снижения рождаемости и роста смертности в приграничных районах возникает угроза демографического кризиса.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения РФ, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 — 2005 гг. без учёта программ по улучшению здоровья, население России сократится к 2025 г. до 124,9 млн человек, более чем на 18% уменьшится численность женщин репродуктивного возраста. По последнему прогнозу ООН, к 2050 г. в России численность населения составит 116 млн человек при сегодняшних 143 млн [2].
Также серьёзную угрозу демографической безопасности России представляет снижение качества населения (совокупность свойств, характеризующих быстроту адаптации населения к изменяющимся социально-экономическим условиям). Среди характеристик качества населения, рассматриваемого как система, выделяются в первую очередь такие признаки, как состояние здоровья, уровень образования и квалификации.
После распада СССР в приграничных степных регионах России имели место активные демографи-
ческие процессы. В частности, увеличение уровня смертности, снижение рождаемости вследствие ухудшения социально-экономической обстановки в регионах и стране в целом. Также проходили динамичные миграционные процессы. Степные регионы России являлись буферной зоной, через которую шли двусторонние потоки через государственную границу.
Основными задачами обеспечения развития приграничных регионов являются:
1. Безопасность границ.
2. Демографическая безопасность.
3. Повышение бюджетной обеспеченности
регионов.
4. Повышение уровня жизни.
5. Экономическая безопасность.
6. Экологическая безопасность.
Степень освоенности территории отражает показатель плотности сельского населения, т.к. она формирует картину уровня благоприятности климатических условий, тип хозяйственного использования территории, обеспеченность социальной инфраструктурой. В этом отношении приграничные степные регионы развиты неравнозначно. Наименее территориально освоенной является Республика Калмыкия, плотность сельского населения здесь в 2 раза меньше, чем в целом по стране и составляет 2,1 чел/км2. Краснодарский край имеет наибольшее число сельских жителей на своей территории — 32,8 чел/км2 (рис. 1).
Несмотря на общую тенденцию снижения населения в степных регионах, не наблюдается образования демографической ямы. По сравнению с 1991 г. в целом по всем приграничным регионам отмечается незначительное изменение освоенности сельских территорий. Исключением являются Курганская, Воронежская и Омская области — здесь идёт стабильное снижение численности
2012 ^—1991
Рис. 2 - Индекс плотности сельского населения приграничных регионов степной зоны (1991 г. - 100%)
регионы степной зоны российской федерации
¿К&
15 и более (5) от 10 до 15 (3) от 5 до 10 (6) до 5 (3)
Алтайский край
Рис. 1 - Плотность сельского населения, 2010 г. [3]
сельского населения на протяжении последних 20 лет. В шести степных регионах с 1991 г. увеличилось число сельских жителей — в Краснодарском и Ставропольском краях, в республиках Адыгее и Башкортостане, в Оренбургской и Ростовской областях (рис. 2).
Помимо распределения населения диспропорции в развитии степных регионов также обусловлены развитием инфраструктуры.
Основными видами транспорта в России являются железнодорожный и автомобильный. При этом железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях. Динамично развивающийся автомобильный транспорт выполняет в основном перевозки на короткие и средние расстояния. Основным лимитирующим фактором его развития является отсутствие развитой сети автодорог высокого класса. Размещение железнодорожной и автомобильной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано как с огромными размерами территории, так и с большой территориальной дифференциацией в её заселённости и уровне освоенности [4].
О
О ^
.а X .а
Ю О
СП
го и
I-
и о
X I-
о
400 350 300 250 200 150 100 50 0
> > Л? Л? Л? Л^ А** Л? > Л?
Л» ° ^ # ¡/V / *>Ф Регион
* {V "
^■2011
Рис. 3 - Динамика плотности автомобильных дорог, км/тыс. км2
•1990
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение. Связывая территории, обеспечивая массовые перевозки грузов и пассажиров, доступ к ресурсам, они определяют возможности развития субъектов Российской Федерации. Поэтому главная опасность дорожной проблемы в том, что она накладывает серьёзные ограничения на экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных её регионов.
Основной функцией приграничных регионов является обеспечение транспортной связанности сопредельных государств. С 1990 г. во всех степных регионах отмечается усиление инфраструктуры — увеличилась плотность автомобильных дорог, но темпы его различны. Диапазон индекса колеблется от 1,5 (Саратовская, Оренбургская обл., Республика Калмыкия) до 3 (Алтайский, Краснодарский края, Республика Адыгея) (рис. 3).
В целом показатель густоты автомобильных дорог в регионах России значительно отстаёт от величины в экономически развитых странах. Прежде всего это обусловлено большой протяжённостью
страны с востока на запад, значительными экономическими проблемами, вызванными переходом на новую политико-экономическую систему. Белгородская, Самарская области, Краснодарский край и Республика Адыгея являются наиболее инфраструктурно обеспеченными (рис. 4).
Таким образом, при анализе освоенности территории степных регионов с 1990 — 1991 гг. выявлена асимметрия в развитии, что определяет возникновение социально-экономических рисков на территории российского приграничья (рис. 5, 6). Особого внимания заслуживают регионы Сибири и Республика Калмыкия, значительно уступающие по показателям освоенности территории регионам Южного и Центрального федеральных округов. Регионы Южного федерального округа значительно отдалены от всех остальных степных регионов, что вызывает асимметричность в развитии всего степного приграничья. Это связано с особенностью формирования промышленного сектора экономики и сферы занятости большинства населения.
РЕГИОНЫ СТЕПНОЙ зоны РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ставропольский край
Оренбургская Ре спублика область Калмыкия
Челябинская область
Плотность автомобильных дорог в 1990 году, км/тыс.кв. км ^ 150 и более (2) от 100 до 150 (5) от 50 до 100 (7) до 50 (3)
Алтайский край
Белгородская область
РЕГИОНЫ СТЕПНОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ставропольский Республика Оренбургская край Калмыкия область
Плотность автомобильных дорог в 1990 году, км/тыс.кв. км ^ 250 и более (4) от 150 до 250 (5) от 50 до 150 (7)
до 50 (1)
Алтайский край
Рис. 4 - Густота автодорог в степных регионах РФ, 1990 и 2011 гг. [3]
5
х
Ф ^
Ф и та х
О и
■О
Ф и
U О X I-
о
35
30
25
20
15
10
Кра снодара ий
• край Р-к а Адыгея •
Белгор одская Вороне жская
обл асть • 1 ! обл; сть
Р-к а Башкор Ростовс • тостан кая об-ть С • амарская об-ть
О/ Новоси В лская об-бирская с злгоград ть б- ' ская об-т И Оренбург Сара t Алтг 1 екая об-т товская о йский кр ь б-ть ай
ть Р-ка • Курга Калмыки Челя некая обл я бинская о асть б-1Ь
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
Густота автодорог, км/тыс. км2
Рис. 5 - Группировка степных регионов по уровню освоенности территории, 1991 г.
ф
X
ф
^
ф
и та х
О О и
■О
Ф и
■О I-U О X I-
о
35
30
25
20
15
10
0
• Краснодарски край й
Респу блика Адыгея
Бел ородская об- ь
РостоЕ ская об-ть • Воронежск ф я об-ть
Р-ка Б; • шкортостан марская об-т ь
Орен Омская об-т1 Челябинская о( >ургская об-ть ' ^ Волгогр адская об-ть V Алтайски й край
Новос Р-ка К •■Саратове урганская об-ибирская об-ть алмыкия ая об-ть ть
0
100
200 300 400
Густота автодорог, км/тыс. км2
Рис. 6 - Группировка степных регионов по уровню освоенности территории, 2011 г.
500
600
5
0
5
В настоящее время остро стоит проблема выбора приоритетов. Сырьевая направленность экономики способствовала возникновению и последующему повышению асимметрии в развитии регионов. Но
помимо отраслевого кризиса в степных регионах присутствует и дестабилизация территориальной структуры. Подавляющая часть страны имеет низкий уровень инфраструктурной обустроенно-
сти, который в большинстве случаев и определяет региональные контрасты.
Литература
1. Жукова А.А. Уровень освоенности территории как база устойчивого развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 42. С. 50 — 55.
2. Смагин Б.И., Неуймин С.К. Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты: научное издание.
Мичуринск: Издательство Мичуринского государственного аграрного университета, 2007. 124 с.
3. Государственный комитет статистики. URL: http: www.gks. ru/ (дата обращения: 30.03.2014 г.)
4. Демографическая политика в России: от размышлений к действию / Доклад ООН. М., 2008. 79 с.