Гагарин А.В.
ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается процесс освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей как смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся. В этой связи раскрываются специфические особенности природоориентированной деятельности учащихся, особенности психолого-педагогического обеспечения освоения учащимися эко-лого-ориентированных ценностей, а также приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об общей положительной тенденции, заключающейся в актуализации ориентации учащихся на глобальные и личностные эколого-ориентированные ценности.
Эколого-образовательный процесс в современных условиях должен быть нацелен на формирование экологического сознания учащихся, прежде всего экоцентрической и природоцентрической направленности. Важнейшим условием эффективного формирования структурных компонентов такого экологического сознания учащихся выступает природоориентированная деятельность учащихся. Активизация такой деятельности учащихся способствует выполнению следующих психолого-педагогических условий формирования экологического сознания:
- усвоение учащимися экологических знаний, формирование экологических представлений. осознание ими необходимости ответственного отношения к миру окружающей природы в процессе взаимодействия с ним и, соответственно, - получение личного опыта такого рода взаимодействия (в этом случае используются дидактические и практико-ориентированные методы экологического образования).
- развитие субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения учащегося к миру природы посредством субъектификации природных объектов в процессе непосредственного взаимодействия с ними; получение учащимся личностного опыта переживания и проживания единства с природными объектами (в этом случае используются методы1 экологической психопедагогики и экопсихологии развития);
- освоение учащимся эколого-ориентирован-ныгх ценностей, т. е. ценностей, ориентированных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием, и обусловливающих характер практического применения ими экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к природному миру и поведения в нем (в этом случае используются дидактические и практико-ориентированные методыг экологического образова-
ния, а также методыг экологической психопедагогики и экопсихологии развития).
Выполнение выделенных условий возможно только в рамках природоориентированной деятельности как деятельности, направленной на природу, которая тем самым в современном эколого-об-разовательном процессе должна выступать не просто как одна из важных форм (см. историко-педагогический анализ), но как движущая сила формирования экологического сознания учащихся и как ведущее условие данного процесса, реализуемое в процессе педагогической организации непосредственного взаимодействия учащихся с окружающим природным миром.
В то же время проведенный анализ подходов к формированию экологического сознания показал, что существуют различные способыг осуществления данного процесса, каждый из которых и в реальной практике каждый из них как правило направлен на приоритетное формирование того (тех) или иного (иных) компонентов экологического сознания (см. таблицу 1).
Как можно видеть из таблицы 1 реализация цели экологического образования должна воплощаться через комплексное использование различных методов и способов формирования экологического сознания, обеспечивающее комплексное формирование его компонентов; через систему эколого-ори-ентированныгх ценностей личности, отраженных в экологическом сознании в виде ценностным ориентаций, формирующихся при усвоении социального опыта и обнаруживающихся в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности; в структуре деятельности, тесно связанной с ее познавательными и волевыми сторонами; в своей системе образующих содержательную сторону направленности личности и выражающих внутреннюю основу ее отношений к действительности. В таблице 1 данный компонент экологического сознания представлен как системообразующий, что означает не его отождествление с другими компонентами, а символизирует как
смысловое ядро формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности учащихся - отражение действительного отношения личности к природным объектам, ради которых разворачивается ее природоориентированная деятельность, осознаваемого как «значение-для-меня» усваиваемыгх знаний, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы, ценности; практического опыта такой деятельности.
На основе обобщения результатов проведенного философско-психологического и научно-педагогического анализа изучаемой проблемы, а также анализа психологических и педагогических подходов к экологическому образованию, в главе выделены специфические (сущ-ностныге) особенности характерные для природоориентированной деятельности учащихся как условия эффективного освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей, и, соответственно формирования экологического сознания. Такого рода деятельность - это деятельность:
- направленная на мир природыг (объект природоориентированной деятельности), т. е. необходимо осуществляется учащимися в условиях естественного природного и специально для этого созданного (экологизированного) окружения и в процессе непосредственного (пси-
Таблица 1. Особенности формирования экологического сознания
№ МЕТОДЫ формирования экологического сознания СПОСОБЫ формирования экологического сознания ТИП форми- руемого экологи- ческого сознания КОМПОНЕНТЫ формируемого экологического сознания
1. Методы экологического образования Дидак- тические Трансляция (перенос, передача) экологических знаний и представлений от педагога к учащемуся Антро- поцен- триче- ский Экологические знания, умения, навыки ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
Практико- ориенти- рованные Включение учащихся в практическое, гума-нистически-ориенти-рованное взаимодействие с природой Эко- центри- ческий Личностный опыт практической при-родоориентированной деятельности
3. Методы экологической психопедагогики Психолого-педагоги-ческая коррекция и развитие субъективного отношения к природным объектам Эко- центри- ческий Субъективное отношение человека к природным объектам
4. Методы экопсихологии развития Рефлексия (самосознание и расширение) экологического сознания Приро- до- центри- ческий Личностный опыт переживания и проживания единства с природными объектами
хологического и физического) взаимодействия с конкретными объектами живой и неживой природы (предмет природоориентированной деятельности);
- объединяющая деятельности особенные, представляющие совокупность действий, вызываемых одним мотивом, например природоориентированная деятельность игровая, трудовая, общественная, исследовательская, природоохранительная и др.; при этом уровень таких деятельностей четко отделяется от уровня действий (мотив может удовлетворяться набором разных действий, а действие может побуждаться разными мотивами);
- непосредственно связанная с деятельностью детской, т. е. предполагает активное взаимодействие учащегося с внешним природным миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики; в ходе такой деятельности за счет «подстраивания» ее к разным, в том числе социально моделируемым, условиям происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры, изменение которой обусловливается онтогенетическим развитием психики учащегося1;
- совместная (коллективная) в ее первичной форме, имеющая коллективного субъекта (учащиеся и педагоги), на основе которой возникает индивидуальная деятельность многих субъектов, осуществляемая в результате интериоризации;
- непосредственно связанная с творчеством (творческой деятельностью) - психическим процессом создания новых ценностей, т. е. деятельность, в результате которой возможно создание новых материальных и духовных ценностей и в психологическом плане: а) предполагающая наличие у ее субъектов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью; б) способствующая раскрытию и расширению созидательных возможностей ее субъектов через развитие творческого воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также через предоставление условий для удовлетворения потребности личности в самореализации;
- непосредственно связанная с процессами учения и усвоения в которую включен как ее компонент и результат процесс учения (в частности овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в струк-
1 Так, для возрастных рамок, охваченных диссертационным исследованием, характерно формирование трудовой (отработка сложных по своей структуре навыков); продуктивной (существенный фактор развития познавательных процессов); изобразительной (соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов) деятельности.
туре формирования экологического сознания), но при этом не отождествляемая с учебной дея-тельностью2;
- специально организованная, т. е. осуществляется не стихийно, а при условии ее теоретического освоения педагогом, внедрения в реальной практике и управления ее реализацией.
Эффективность освоения учащимися экологоориентированных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на ее:
- признаках: генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе; перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности учащегося; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения учащимися эко-лого-ориентированных ценностей - целями, содержанием, формами, методами); целенаправленности (процесс преемственности управляется деятельностью педагога); интерактивной связи (воздействие учащихся друг на друга в процессе преемственности); избирательности (удержание и развитие лучшего в освоении учащимися эколого-ориентиро-ванных ценностей);
- типах (по вертикали - основывается на реальном уровне развития личности, но ориентируется на доступный уровень такого развития; горизонтали - опирается на сформированные показатели компонентов освоения эколого-ориентированных ценностей в процессе их совершенствования);
- особенностях, вытекающих из обновленных целей и задач экологического образования в современных условиях; из системной природы процесса освоения эколого-ориентированных ценностей, отражающей и предполагающей учет преемственности в ее компонентах; а также взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимообогащения содержания, форм и методов; из различных уровней освоения эколого-ориентированных ценностей, отражающих необходимость их учета в преемственности на уровне личности учащихся различных возрастных групп.
В нашем исследовании в рамках технологической части модели природоориентированной деятельности учащихся как условия формирования экологического сознания:
1) на основе сущностной характеристики процесса освоения учащимися эколого-ориентирован-ных ценностей и с учетом особенностей преемственности в его осуществлении спроектирована схема реализации указанного процесса, включающая следующие взаимодействующие между собой и взаимобуславливающие друг друга компоненты:
- индивидуально-личностныгй (субъектно-объектная позиция личности учащегося);
- целесодержательныгй («сквозной» для двух других компонентов, обусловлен целью экологического образования и определяется содержанием эколого-ориентированных ценностей; конкретизируется педагогом с учетом индивидуальноличностных особенностей учащихся, включая уровень освоения ими эколого-ориентированных ценностей, а также общефедеральных, регионально-социально-природных и регионально-экологических факторов);
- организационно-результативныгй (предполагает реализацию системы психолого-педагогическо-го управления реализацией процесса освоения эко-лого-ориентированных ценностей со стороны педагога и самоконтроль учащихся, оценку достигнутых результатов педагогом и самими учащимися);
2) определены основные пути осуществления преемственности в процессе освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей:
- учет возрастных особенностей учащихся,
- осуществление преемственности в условиях коллектива учащихся,
- реализация индивидуального подхода к учащимся в освоении эколого-ориентированных ценностей.
Система психолого-педагогического управления реализацией процесса освоения учащимися эколого-ориентированных ценностей предусматривает подсистему руководства их самовоспитанием как работой над собой по освоению эколо-
2 В данном случае необходимо следующее разъяснение. Учебная деятельность - «один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия» (Российская педагогическая энциклопедия. 1998. - Т. 2. - С. 478). В то же время, по С.Л. Рубинштейну, «существуют... два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М, 1989. - Т. 2.- С. 6). В предлагаемом диссертационном исследовании, учитывая его цели и задачи, такого рода (вторым) видом деятельности выступает природоориентированная деятельность учащихся, в которую включен как ее компонент и результат процесс учения (в частности овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в структуре формирования экологического сознания).
го-ориентированных ценностей. Данная подсистема отражает:
1) руководство теоретической подготовкой, включающей:
- раскрытие понятия «самовоспитание по освоению эколого-ориентированных ценностей»;
- значимость тех моральных качеств, которые хочет сформировать педагог и которые необходимо выработать учащемуся;
- описание структуры самовоспитания по освоению эколого-ориентированных ценностей с качественной характеристикой отдельных его звеньев, ознакомление с образцами такого рода самовоспитания и методами, включающими две группы: а) методы, характеризующие непосредственную деятельность самого учащегося (самоанализ, самооценка, самоубеждение, самоупражнение); б) методы педагогического воздействия (формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта), опосредующие методы первой группы и дающие возможность учащимся вырабатывать эффективные приемы и методы работы над собой;
2) руководство практической подготовкой, включающей:
- организацию такой природоориентированной деятельности, в которой познаются и отрабатываются моральные качества личности в сфере взаимоотношений в системе «Человек - Природа»;
- приучение учащихся к постоянным упражнениям, которые способствуют совершенствованию этих качеств, обучению приемам и способам работы над собой в данном направлении.
В рамках нашего исследования было проведено экспериментальное изучение особенностей влияния природоориентированной деятельности учащихся на эффективность освоения ими эколо-го-ориентированных ценностей. По результатам анализа полученных экспериментальных данных можно заключить, что включение учащихся в природоориентированную деятельность вызывает актуализацию ориентации учащихся в разной мере на эколого-ориентированные ценности. В связи с этим представим ряд основных результатов изучения уровней освоения учащимися эколого-ори-ентированных ценностей как смыслового ядра формирования экологического сознания в условиях природоориентированной деятельности.
Так, анализ экспериментальных данных, проведенный по когнитивному критерию, показал, что большой процент учащихся (87%), имея высокий
уровень натуралистической эрудиции, склонны к увлечению лишь неординарными, необычными фактами из мира природы.
Выявление рейтинга качества ряда культивируемых ценностей на выборке учащихся 15-17 лет показало, что ориентация их актуализирована на:
а) глобальные эколого-ориентированные ценности: жизнь во всех ее проявлениях (34%), природа и гармония в ней (46%), сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, связанные с этим обычаи и традиции (51%), отношение к Земле как к уникальной экосистеме (47%), эколого- и природоориентированные науки (19%);
б) эколого-нравственные ценности (Природа как ценность, Родина как ценность): забота о фауне (31 %); забота о флоре (13%); бережное и разумное отношение к природе (41%), экологическая ответственность (23%); безопасность жизни (12%); ограничение загрязнения атмосферы (39%); ограничение разорения природы (35,5%); в) эколого-гу-манистические ценности (Человек как ценность): проблема ухудшения здоровья человека, вызванная неблагополучным состоянием окружающей природы (19%); человек как творец и созидатель, познающий и признающий законы природы (29,5%); человек как неотъемлемая часть природы (54,5%); взаимовыгодность отношений в системе «Человек - Природа» (19%); г) эколого-эс-тетические ценности (красота природы как ценность): красота природы как необходимое условие жизни человека (69%); экологизация (озеленение, насыщение природными объектами) квартиры, двора, микрорайона, города и т. д. (18%); красота ландшафта (27%), пения певчих птиц (14%); д) социопродуктивная природоориентированная деятельность как ценность: поддержание в чистоте территории проживания, района, города (11%), лесонасаждений, парков, скверов (7%); готовность выполнять игровую (27%), трудовую (4%), исследовательскую (17%), природоохранительную (17%), природоведческую (7%), краеведческую (9,5%), досуговую (54%), творческую (11%), оздоровительную (24%) природоориентированную деятельность; е) личностные ценности («Я» как ценность): любовь, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка в отношении к природе (44%); личная готовность понимать и охранять окружающий природный мир (17%), активная жизнедеятельность в гармонии с природой (36,5%), материальное благополучие в гармонии с природой (31%); духовное и физическое единство
с природой (19%); хорошее здоровье мое, моих близких и окружающих (31 %).
Рейтинг эколого-ориентированных ценностей показывает, что на первом месте в данной возрастной группе ценности эколого-эстетиче-ского характера, не требующие существенных волевых затрат, - наслаждение красотой природы (69% из числа опрошенных). Это может быть связано с тем, что учащиеся редко привлекаются к практической природоориентированной деятельности, и другими, в частности организационно-педагогическими, причинами, раскрытыми на стр. автореферата. Результаты рейтинга социопродуктивной природоориентированной деятельности как ценности подтверждают данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой (27% и 54%).
Высокий показатель характерен для ряда глобальных эколого-ориентированных ценностей (3451%) на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к эколого- и природоориентированным наукам (19%); а также для экологогуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» (54,5%) и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции (отношение к необходимости материального благополучия и активной жизнедеятельности в гармонии с природой, 31% и 36,5% соответственно). Данное обстоятельство может быть связано с малой ролью в освоении данных ценностей специально организованного экологического образования и ведущей ролью средств массовых коммуникаций (СМК) в формировании экологического сознания: экологическая проблематика глобального уровня (угроза планетарного кризиса) достаточно широко освещается. Об этом наглядно свидетельствуют данные социологического опроса учащихся об источниках получения ими экологической информации (из передач телевидения, радио - 63,6%; из газет и журналов - 45,5%; из специальной литературы - 13,6%; из бесед с сослуживцами и знакомыми - 22,7%; в процессе образования - 13,6%). При этом показательно отношение самих учащихся к тому, насколько достаточно внимание, которое уделяют средства массовой информации экологическим проблемам (достаточное - 9,1%; формальное- 13,6%; эпизодическое - 9,1%; недостаточное - 40,9%). Как видим, учащиеся ведущую роль в получении экологической информации отводят именно СМК, а не образовательному процессу в
школе или другом образовательном учреждении. Это в свою очередь свидетельствуют о малой личностной включенности учащихся в эколого-обра-зовательный процесс либо об отсутствии таковой.
В этой связи был реализован ряд экспериментальных моделей, направленных на включение учащихся в природоориентированную деятельность, в связи с чем были проведены всесторонние тестирования учащихся по определению уровня сфор-мированности их экологического сознания в соответствии с аксиологическим критерием. Сравнительный анализ результатов психологической диагностики, анкетирования и социологических опросов учащихся, а также бесед и интервью с педагогами с учетом данных, полученных по когнитивному, эмоционально-ценностному и мотивационно-отношенческому критериям, показал, что внедрение данных моделей способствовало эффективному комплексному формированию экологического сознания.
Установлено, что для учащихся разных возрастных групп в процессе внедрения экспериментальных моделей стало характерным: а) для экспериментальных групп - существенное увеличение числа учащихся, имеющих близкий к идеальному (от 11% до 21%), удовлетворительный (от 12% до 25%); уменьшилось число учащихся, имеющих достаточный (от 37% до 31%), недостаточный (от 29% до 18%), неудовлетворительный (от 11% до 5%) уровни сформированности экологического сознания; б) для контрольных групп существенного изменения данных показателей не отмечается -близкий к идеальному (12% и 13,5%), удовлетворительный (от 10% до 11,5%); достаточный (38% и 39,5%), недостаточный (30% и 28%), неудовлетворительный (от 9% до 8,5%) уровни сформиро-ванности экологического сознания. Приведенный анализ показал, что положительная динамика обусловлена комплексным развитием компонентов экологического сознания.
Тем самым можно говорить об общей положительной тенденции, заключающейся в актуализации ориентации учащихся на глобальные и личностные эколого-ориентированные ценности в условиях осуществляемой ими природоориентированной деятельности, и в связи с этим о существенном позитивном изменении динамики типологического распределения учащихся по группам в зависимости от уровня сформированности компонентов экологического сознания.