ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Освоение преподавателями типов изменений профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии
Коновалова Людмила Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: konovalovali@mail.ru
Алибеков Илгар Бакирович,
адъюнкт 3 курса очной формы обучения, майор, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: Alibekov.1982@mail.ru
Чакурин Валерий Алексеевич,
преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, подполковник Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: vchakurin@mail.ru
В статье представлены результаты экспериментального исследования типов изменений в профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии. Исследование проведено в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации и Новосибирском военном институте имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации по 3 методикам: анкета «Самообразование курсантов», «Методика измерения состояний удовлетворённости курсантов занятиями по конкретному предмету» (Н.В. Кузьмина); «Методика определения педагогических (коммуникативных и организаторских) способностей» (Н.В. Кузьмина).
Исследование выполнено в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации и Новосибирском военном институте имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: преподаватель, курсант, типы изменений, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, учебная деятельность, самообразование.
о с
CJ
см см
Введение. Освоение преподавателями профессионально-педагогических изменений востребованы и актуальны в данной деятельности. Все варианты изменений мы покажем так, чтобы продемонстрировать, как в настоящие время в военных институтах войск национальной гвардии (ВНГ) внедряются типы изменений, которые позволяют корректировать содержание образования. Цели обучения и образовательные технологии при подготовке специалистов этих учебных заведениях.
Методология и методика исследования. Анализируя разные подходы учёных к концепции изменений, мы отобрали такие варианты педагогических изменений, которые соответствуют изменениям, происходящим во всех областях педагогики. В процессе педагогического проектирования нами апробированы различные варианты педагогических изменений в функционировании военных институтов ВНГ, вехой жизнедеятельности которых значится профессиональные компетенции преподавателей.
Мы полагаем, что изложенные в программе профессионально-педагогические изменения по освоению новых функций Пискуновой Е.В. [6, с. 188], будут использованы педагогами военных институтов ВНГ в их работе. Профессиональная компетентность основывается на углубленном изучении различных фундаментальных материалов связанных с данной деятельностью, освоения и применения на практике имеющего опыта в этой сфере. Педагогическая работа складывается из обучении и воспитании учащихся преподавателем, в результате которого обучающие получают персоналистическое, духовное и разностороннее развитие, которое служит фундаментом для дальнейшего саморазвития и самопознания[7].
Итогом теоретического анализа явилось выявление следующих типов изменений в профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии:
1. Дидактические типы изменений.
2. Типы социокультурного изменения в учебной работе обучающего по военным дисциплинам.
3. Типы управленческой деятельности преподавателя в процессе обучении военного института войск национальной гвардии.
4. Типы самообразования преподавателя и курсанта.
5. Типы контроля процесса обучения курсантов в усвоении знаний на практической стажировке в войсках.
Эмпирическое исследование представленных типов изменений проведено нами по нескольким методикам. В статье мы представим анализ результатов опроса по трем методикам:
1. Анкета «Самообразование студентов»;
2. «Способы измерения состояний удовлетворённости обучающих по предмету исследования» (методика Н.В. Кузьмина);
3. «Методика определения своих педагогических (коммуникативных и организаторских) способностей» (методика Н.В. Кузьмина);
Результаты
1. Анкета «Самообразование курсантов».
Цель данного экспериментального опроса - выявить, как курсанты пользуются видами самообразования. Рассматривая в трудах д.п.н. Береж-новой Л.Н. и к.п.н. Гупаловым М.М. вопросы самообразования учащихся, получающих образование в учебных заведениях военного пррофиля. Они обозначили, что переспективный подход к лич-ностности образования является автономное обучение. Автономное обучение - это успешное решение для получения образования людей разного возраста, без потери качества знаний за минимальное время обучения, имея возможность овладевать знаниями в любое время. Эта современное стремление отличается от классического образования большей важностью самостоятельности учащихся, повышением роли самообразования [1, с. 181].
Курсанты в военных институтах войск национальной гвардии получили различные знания и развили свои способности, чтобы иметь возможность проявлять свою профессиональную компетентность. Но могут ли они и готовы ли они к саморазвитию и самопознанию, к личностному росту в общественной среде, как воспринимают бывшие курсанты окружающую их действительность. Определенные задачи были проанализированы в нашем исследовании, осуществленном с курсантами 3 курса командного факультета СПВИ ВНГ и для курсантов 3 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности НВИ ВНГ. В исследовании СПВИ ВНГ - 54 респондентов с 3 курса факультета морально-психологического обеспечения, а в НВИ ВНГ - 45 респондентов с 3 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности.
Рассмотрим результаты анкетирование курсантов, в СПВИ ВНГ - 25% обучающихся осознают, истинное значение самообразования и считают его самопознанием, и приобретением знаний во многих областях науки. 65% учащихся предполагают только самостоятельное рассмотрение некоторых предметов, 10% затрудняются что-то сказать поэтому вопросу. Курсанты 3 курса СПВИ ВНГ утверждают, что самообразование неиз-
бежно, только шесть учащихся еще не смогли понять важность этой задачи и три курсанта отказались от самообразования. Уделять много внимания на самообразование готовы четыре курсанта из всех опрошенных, остальные готовы потратить только два или три часа своего личного времени. Главным ресурсом самообразования для курсантов значится всемирная информационная сеть, книги, библиотека, личностное развитие. Почти все курсанты умеют организовывать и планировать свою самостоятельную работу, при этом способами и приёмами самостоятельной работы владеют большинство курсантов, однако значительной части анкетируемых курсантов, почти 50% сложнее удаётся решать профессиональные задачи и осуществлять самоконтроль выполненной самостоятельной работы. Поддержка в самообразовании необходима значительному большинству курсантов, освоить самообразование хотят 53% курсантов, которые принимали участие в анкетировании, 20% - не испытывают желания, 27% - не знают что сказать. 9 вопрос анкеты показал значимую картину - участвующие в анкетировании курсанты 3 курса сориентированы на обучение или работу по профессии. Анкетирование показало, что 70% курсантов 3 курса СПВИ ВНГ -согласны на самообразование, но при этом 30% курсантов из числа опрошенных показывают высокий уровень самооценки (табл. 1).
Таблица 1. Распределение социальных факторов по степени их влияния на отношение курсантов к самообразовательной деятельности
№ п/п Социальные факторы % курсантов
1 Что такое самообразование и определяют его понятие 25%
2 Самостоятельное рассмотрение некоторых предметов, вопросов или самостоятельное обучение 65%
3 Не знают что сказать 10%
Итого: 100% опрошенных
4 Научиться самообразованию хотят 53%
5 Не хотят 20%
6 Затрудняются ответить 27%
Итого: 100% опрошенных
Анализ анкет в НВИ ВНГ выявил, что 40% обучающихся осознают, истинное значение самообразования и считают его самопознанием, и приобретением знаний во многих областях науки. 48% предполагают самостоятельное рассмотрение некоторых предметов, вопросов или самостоятельное обучение, 12% затрудняются что-то сказать. Курсанты 3 курса НВИ ВНГ признаются в том, что самообразование неизбежно, кроме трех человек, которые не определились с важностью этого вопроса и 1 курсант отказался от самообразования. Уделять много внимания на самообразование готовы шесть человек из всех опро-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
шенных, остальные готовы потратить только два или три часа своего личного времени. Главным ресурсом самообразования для курсантов является Интернет. Почти все курсанты умеют организовывать и планировать свою самостоятельную работу, и осуществляют самоконтроль выполненной самостоятельной работы. Поддержка в самообразовании необходима большинству курсантов, освоить самообразование ощущают потребность 70% принимаемых участие в анкетировании учащихся, 15% - не испытывают желание, 15% -не могут дать ответ. Анкетирование показало, что 85% курсантов 3 курса НВИ ВНГ - согласны приступить к самообразованию, при этом 15% опрошенных показывают высокий уровень самооценки (табл. 2).
Таблица 2. Распределение социальных факторов по степени их влияния на отношение курсантов к самообразовательной деятельности
№ п/п Социальные факторы % курсантов
1 Что такое самообразование и определяют его понятие 40%
2 Самостоятельное рассмотрение некоторых предметов, дисциплины или самостоятельное обучение 48%
3 Не знают что сказать 12%
Итого: 100% опрошенных
4 Научиться самообразованию хотят 70%
5 Не хотят 15%
6 Затрудняются ответить 15%
Итого: 100% опрошенных
Таким образом, мы пытаемся передать курсантам знаниям и навыки в профессиональной компетентности, но курсант, шагнувший в самостоятельную жизнь не может понять всей важности образовательной возможности. В настоящее время эта дилема очевидна, из чего можно заключить что видна брешь в методах обучения курсанта, дипломированного специалиста и профессионала.
Исходя из вышесказанного одной из главных проблем, которые необходимо решить учебным заведениям, включая и педагогов военных институтов разных дисциплин, является правильная организация самостоятельной работы курсантов.
Нужно отметить, что профессиональная организованность - приобретение практичное, и иногда обязательное для выпускников учебных заведений. Вырабатывание этого навыка происходит на этапе обучения. Формирование профессиональной мобильности студентов, значится их саморазвитие в процессе обучения и получения о новых навыков и умений. Одна из главных задач Ы педагога основывается на обучении и воспитании учащихся, в результате которого обучающие получают персоналистическое, духовное и разносто-г роннее развитие, которое служит фундаментом
для дальнейшего саморазвития и самопознания, так необходимые специалисту с хорошей профессиональной мобильностью.
2. «Методика измерения состояний удовлетворённости курсантов занятиями по конкретному предмету» (методика Н.В. Кузьмина). Было опрошено в СПВи ВНГ - 54 курсанта с 4 курса факультета морально-психологического обеспечения, а в НВИ ВНГ - 46 курсантов 4 курса с факультета правового обеспечения национальной безопасности.
Анализ показал, что курсанты 4 курса факультета МПО в СПВИ ВНГ отметили удовлетворённость по следующим предметам - это автомобильная подготовка, морально-психологическое обеспечение служебной деятельности, огневая подготовка, психологическое обеспечение служебной деятельности, политология, правоохранительные органы, психология личности, физическая подготовка, социология, тактико служеб-но-боевого применения, философия. 70% курсантам занятия очень нравятся, 20% курсантов отметили. Что занятия скорее нравятся, чем не нравятся и 10% курсантов отметили такие предметы, как МПО СД - 1 курсант отметил, что относится к предмету безразлично и 2 курсанта отметили, что предмет скорее не нравится, чем нравятся; психологическое обеспечение служебной деятельности - отметили 2 курсанта, что предмет скорее нравится, чем не нравятся; правоохранительные органы - отметили 2 курсанта, что предмет скорее нравится, чем не нравятся и философия - отметил 1 курсант, что предмет скорее нравится, чем не нравится. Таким образом, можно сказать, что курсанты 4 курса факультета МПО СД СПВИ ВНГ уверены, что есть у них способности к учебной деятельности и получению знаний. Системой работы по названным дисциплинам курсанты удовлетворены, в них привлекает следующее: нет переутомления; знания дают интеллектуальную нагрузку; работа дает возможность заниматься любым делом; получают метод самосовершенствования; стиль руководства преподавателя; формируется уверенность в своих силах и возможность постоянного творчества. Курсантов не привлекает система работы, в таких дисциплинах, как морально-психологическое обеспечение СД, огневая подготовка и психологическое обеспечение служебной деятельности: порядок работы не способствует достижения цели. Обучение провоцирует переутомление и усталость; учеба тормозит мыслительный процесс, не несет никакой интеллектуальной нагрузки, невозможность заниматься любимым делом, занятия вызывают физическое переутомление, невозможно самосовершенствоваться.
Анализ проведенного исследования по методике Н.В. Кузьминой в НВИ ВНГ показал по таким предметам, как военная педагогика, военная топография, гражданское право, инженерное обеспечение, логика, медицинское обеспечение, огневая подготовка, морально-психологическое обеспе-
чение, правоохранительные органы, тактико слу-жебно-боевого применения и физическая подготовка. 90% курсантов занятие очень нравятся, 5% курсантов занятия скорее нравятся, чем не нравятся и 5% курсантов отметили такие предметы, как МПО СД - 1 курсант отметил, что занятия не нравится и 3 курсанта отметили, что предмет скорее не нравятся, чем нравятся.
Таким образом, курсанты 4 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности НВИ ВНГ уверены, что есть у них способности к учебной деятельности и получения знания. Системой работы преподавателей вышеперечисленных дисциплин они удовлетворены, однако, 6 курсантов воздержались от ответа. Курсанты отметили, что в этих дисциплинах привлекает следующее: система работы интенсивно продвигает к цели - овладению основами мастерства; знания дают интеллектуальную нагрузку; работа с данным преподавателем; возможность заниматься любым делом; получают метод самосовершенствования; стиль руководства преподавателя; формируется уверенность в своих силах и возможность постоянного творчества; знания не вызывают нервное переутомление. Учебная успеваемость большинства курсантов отличная и хорошая и только 2 курсанта отметили хорошая и удовлетворительная.
3. «Методика определения своих педагогических (коммуникативных и организаторских) способностей» (методика Н.В. Кузьмина). Организаторские способности - это умение четко и безошибочно подготовить, осуществлять и контролировать свою личную деятельность. Многим знающим педагогам, имеющим определенный опыт, знакомо ощущение времени. Это способность грамотно и безошибочно распланировать свою деятельность во времени, успевать в конкретные сроки.
Коммуникативные способности составляют одну из частей организаторских способностей. Эти способности можно охарактеризовать такими признаками: иметь навык находить общий язык с обучающими; способность применять индивидуальный подход к курсантам; строить с ними рациональные, с точки зрения педагогики, взаимоотношения; обладать педагогическим тактом. От степени присутствия этих способностей предопределяется успешность деятельности преподавателя и курсанта, непринужденное установления прямого общения педагога с обучающим и коллегами, а также мотивировать познавательный интерес, потребность к коллективной работе и т.д.
Нами было произведен анализ степени коммуникативно-организаторских способностей обучающихся на втором курсе факультета правового обеспечения нацбезопасности Новосибирского военного института войск национальной гвардии и второго курса командного факультета Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, обнаружить показатели и условия, содействующие их становлению.
Согласно методики профессора Н.В. Кузьминой существование и выражения организаторских и коммуникативных способностей обучающих можно оценивать последующим признакам:
- направленность личности
- подготовленность к работе
- общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум и др.);
- специфические свойства (организаторское чутьё, психологический ум, такт и др.);
- индивидуальные характеристики организаторских способностей (диапазон деятельности, стиль руководства и др.).
Нами было предпринято выявить организаторские способности у учащихся в образовательном процессе и реальной практике. Большинство курсантов изначально обладали организаторскими способностями. Студенты учебных заведений военного направления демонстрируют данные способности в образовательном процессе, но не все. Методика нахождения «коммуникативных и организаторских склонностей», способствует находить скрытые возможности студентов.
В исследовании приняли участие 43 курсанта второго курса факультета правового обеспечения национальной безопасности Новосибирского военного института и 52 курсанта второго курса командного факультета Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии.
Результаты эксперимента различных степеней возможностей коммуникативных склонностей по курсам и их процентное соотношение представлены в табл. 3.
Таблица 3. Сравнительные степенные показатели возможностей коммуникативных возможностей по курсам
Степень проявления 2 курс (факультет правового обеспечения НВИ ВНГ) 2 курс (командный факультет СПВИ ВНГ)
курсанты относ. знач. (%) курсанты относ. знач. (%)
Большая 10 23 7 15
Умеренная 9 21 12 23
Невысокая 24 56 33 62
Согласно таблицы 3, в двух учебных заведениях больше половины курсантов имеют невысокую степень возможностей коммуникативных склонностей (56% - на 2 курсе факультета правового обеспечения НВИ ВнГ и 62% - на 2 курсе командного факультета СПВИ ВНГ); умеренная степень: на 2 курсе командного факультета СПВИ ВНГ - 23%, на 2 курсе факультета правового обеспечения НВИ ВНГ - 21%; большая степень, в порядке убывания, имеют: на 2 курсе факультета правового обеспечения НВИ ВНГ - 23%, а на 2 курсе командного факультета СПВИ ВНГ - 15%.
Можно сделать вывод, что большая часть курсантов военных специальностей имеют невысокую степень коммуникативных склонностей.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
Результаты эксперимента по выявлению организаторских способностей по курсам и их процентное соотношение представлены в табл. 4.
Таблица 4. Сравнительные степенные показатели выявления организаторских способностей по курсам
Степень проявления 2 курс (факультет правового обеспечения НВИ ВНГ) 2 курс (командный факультет СПВИ ВНГ)
курсанты относ. знач. (%) курсанты относ. знач. (%)
Большая 8 18 3 7
Умеренная 9 21 14 26
Невысокая 26 61 35 67
о с
U
см см
Исходя из данных таблицы 4, невысокую степень проявления организаторских склонностей имеет более половины опрошенных на каждом курсе: на втором курсе (НВИ ВНГ) - 61% и на втором курсе (СПВИ ВНГ - 67%); показатели умеренной степени, в порядке убывания: второй курс (СПВИ ВНГ) - 26%, а после второй курс (НВИ ВНГ) - 21%; большую степень, в порядке убывания, имеют: второй курс (НВИ ВНГ) - 18%, а после второй курс (СПВИ ВНГ) - 7%.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что большая часть курсантов второго курса имеют невысокую степень организаторских способностей.
Анализируя результаты исследований, делаем выводы, что курсанты, обладающие невысокой степенью коммуникативных (60%) и организаторских (64%) возможностей, имеют следующими особенности. Они не нуждаются в общение, ощущают себя неуверенно в новом группе, выбирают одиночество, испытывают определенные проблемы при установлении связей с коллегами, боятся публичных выступлений, не могут себя найти в незнакомой обстановке; не выражают свою точку зрения, уклоняются от принятия решений, беспричинно обижаются, проявляют низкую активность в совместной работе.
Умеренная степень демонстрации коммуникативных (22%) и организаторских (24%) возможностей показывает, что студенты ищут контакт с людьми, не сужают круг своих знакомств, смело выражают своё мнение, планируют свою деятельность, но ресурсы этих возможностей не отличается стабильностью.
Курсанты, имеющие большую степень воплощения коммуникативных (27%) и организаторских (18%) возможностей обладают следующими характеристиками: они энергично добиваются успехов в организаторской и коммуникативной работе; быстро принимают нужные решения в сложных ситуациях; естественно вливаются в общество; отстаивают свою точку зрения и стремятся к принятию этого мнения сослуживцами.
Можно сделать следующие выводы: в процессе обучения в Новосибирском военном инсти-
туте имени генерала армии И.К. Яковлева ВНГ и Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте ВНГ РФ курсанты получают персонали-стическое, духовное и разностороннее развитие, которое служит фундаментом для дальнейшего саморазвития и самопознания, совершенствуются коммуникативные и организаторские способности. Однако сравнение полученных данных выявило высокий уровень, коммуникативных и организаторских способностей в Новосибирском военном институте и низкий уровень способностей курсантов в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации.
Выводы. Таким образом, целью педагогического эксперимента явилось выявление и уточнение предполагаемых нами типов изменений профессионально-педагогической работы педагогов и курсантов дабы сформировать нормы продвижения и исследования в процессе профессионального военного образования. Принятие новых ценностей современного образования в профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного института войск национальной гвардии по достижению целей образования, потребует внедрение и реализации новых типов изменений в практической деятельности.
Литература
1. Бережнова Л.Н., Гупалов М.М. Самообразование курсантов в образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2014, № 10 (116), с. 181.
2. Краевский В.В. Учебное пособие. М.: Академия, «Общие основы педагогики», Москва, 2006.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Образование в Москве = «Виды корпоративного образования» [Электронный ресурс] http:// obrmos.ru/kur/kur_buss/Articles/kur_buss_corp_ obr.html - Дата обращения 17.12.2019 г.
5. Ожегов С.И.; под ред. проф. Л.И. Скворцова = Толковый словарь русского языка: ОК.100000 слов, терминов и фразеологических выражений - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2016, с. 371.
6. Пискунова Е.В. Учебное пособие = Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы, Спб, РГПУ, 2008, с. 188.
7. Понятие профессиональной педагогической деятельности [Электронный ресурс] -https:// infopedia.su/2xb1b1.html - Дата обращения 16.12.19 г.
8. Профессия-военный педагог (российский опыт) [Электронный ресурс]http://library.by/ portalus/modules/warcraft/readme.php?subact
ion=showfull&id=1443737035&archive=&start_ from=&ucat=&-UaTa обращения 17.12.19 г. 9. Шарухин А.П., Ермолов Е.М. = Педагогическое общение преподавателя Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010, № 1, с. 195.
mastering by teachers the types of changes in professional and pedagogical activity in the military institute of the national guard troops
Konovalova L.I., Аlibekov I.B., Chekurin V.A.
St. Petersburg military order of Zhukov Institute of national guard troops of the Russian Federation
The article presents the results of an experimental study of the types of changes in professional and pedagogical activity in the military Institute of the national guard troops. The study was conducted at the St. Petersburg military Institute of the order of Zhukov of the national guard of the Russian Federation and the Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation using 3 methods: questionnaire "self-Education of cadets", "Method of measuring cadets' satisfaction with classes on a specific subject" (N.V. Kuzmina); "Method of determining pedagogical (communicative and organizational) abilities" (N.V. Kuzmina).
Keywords; teacher, cadet, types of changes, professional activity, pedagogical activity, educational activity, self-education.
References
1. Berezhnova L.N., Gupalov M.M. Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and solutions // Scientific notes of the University. P. F. Lesgafta, 2014, No. 10 (116), p. 181.
2. Kraevsky V.V. Tutorial. M .: Academy, "General Fundamentals of Pedagogy", Moscow, 2006.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodjaspirov A. Yu. Teaching Dictionary: For Stud. higher and Wednesday textbook. institutions. - M.: Publishing Center "Academy", 2001.
4. Education in Moscow = "Types of Corporate Education" [Electronic resource] http://obrmos.ru/kur/kur_buss/Articles/kur_ buss_corp_obr.html - Date of treatment December 17, 2019
5. Ozhegov S.I .; under the editorship of prof. L.I. Skvortsova = Explanatory Dictionary of the Russian Language: OK. 100,000 words, terms and phraseological expressions - 28th ed., Rev. -M .: World and Education, 2016, p. 371.
6. Piskunova E.V. Textbook = Study of the socio-cultural condi-tionality of changes in the activities of a teacher of a modern school, St. Petersburg, Russian State Pedagogical University, 2008, p. 188.
7. The concept of professional pedagogical activity [Electronic resource] -https: //infopedia.su/2xb1b1.html - Date of treatment 16.12.19,
8. Profession-military teacher (Russian experience) [Electronic resource] http://library.by/portalus/modules/warcraft/readme. php?subaction=showfull&id=1443737035&archive=&start_ from=&ucat=&- Date of treatment 12/17/19.
9. Sharukhin A.P., Ermolov E.M. = Pedagogical communication of the teacher Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010, No. 1, p. 195.