УДК 37
Борисова И.И.
магистрант кафедры эстрадно-джазового пения Музыкальный факультет Институт современного искусства (г. Москва, Россия)
ОСВОЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в работе представлен теоретический анализ исследования игры, как метода освоения джазового вокала детям дошкольного и младшего школьного возраста. В работе изложен теоретический материал по основным критериям джазовой музыки, а также проанализированы положительные аспекты, связанные с занятиями джазовым вокалом детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: игра, джаз, дошкольный возраст, младшие школьники, импровизация.
Джазовый вокал — это искусство сочетания голоса и музыкального инструмента, зародилось еще в начале XX века в США. Такой стиль пения был создан как разновидность джазовой музыки и получил огромную популярность в течение нескольких десятилетий. В настоящее время джазовое исполнение набрало довольно серьезную популярность как музыкальный жанр. Джазовый вокал привлекает к себе всё больше внимания. Особой популярностью он пользуются у молодого поколения. Но остается вопрос, касающийся детей. С какого возраста начинать петь джаз? Совместим ли джаз и дети?
Джаз позволяет развить не только мелодический, но и гармонический слух, а значит ребенок с самого детства начнет глубоко понимать музыку. Джаз - музыка непростая. И если с детства активно слушать такую сложную музыку,
можно развить свои музыкальные способности, это повлияет на более легкое запоминание любых мелодий в разных стилях. Развитый слух помогает ребенку петь гораздо чище и точнее. Таким образом на занятиях с детьми дошкольного возраста можно прослушивать небольшие джазовые произведения, а чтобы сохранить интерес, детям предлагается пофантазировать, придумать что напоминает тот или иной инструмент (животное, сказочный персонаж) [1].
Синкопа и ритмическая гибкость очень важные основополагающие джазового вокала. Синкопа — это игра с акцентами, которая позволяет украсить мелодию и придать ей более выразительный характер. Она заключается в том, что на первый план выносятся слабые ритмические элементы, и наоборот, скрываются сильные. Ритмическая гибкость предполагает свободное изменение темпа и ритма произнесения слов и фраз [4]. Изучение ритма и его вариаций можно начинать в любом возрасте и переходить от простого к сложному. Детям младшего школьного возраста подходят ритмические игры, где дети повторяют за педагогом, простукивая ритм и одновременно проговаривая разные по длительности слова, понятные ребенку.
Джаз для многих, это синоним импровизации. И развивая навык импровизации, ребенка можно научить мыслить свободно и нестандартно [5]. Бесценный опыт, который пригодится ему в будущем в очень многих сферах жизни. Как же развивать навык импровизации у детей? Для этого на занятиях можно использовать игру, когда педагог начинает петь или играть джазовую мелодию, а ученик продолжает, придумывая свою версию.
Не менее важной составляющей джазового вокала является скэт-импровизация, позволяющая проявить свою индивидуальность, выразить свои эмоции на музыкальном языке без привязки к конкретным текстам и их смысловой нагрузке [7]. Вокалист создает звуки, похожие на инструментальные — щелчки языка и т.д. Скэт - импровизация очень необычна и этим привлекает внимание детей [2]. Слыша ее, ученик обычно наивно полагает, что сможет легко овладеть данным навыком, сразу и без особых усилий сможет повторить и импровизировать голосом. Но, как правило, сталкиваясь с первыми
трудностями, дети очень быстро теряют интерес данному виду исполнения. В такие моменты важно сохранить желание ребёнка к самовыражению, помочь ему не потерять интерес к изучению. Наиболее приемлемым для младшего школьного возраста является подражательный метод по М.А. Фуксману [6]. Данный метод направлен на привлечение и удержание внимания детей. В работе с детьми важно использовать интерес к подражанию. Так отдельными звуками можно пробовать подражать ударным, духовым инструментам, используя характерные слоги. На занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно заниматься прослушиванием именно инструментальных джазовых композиций в непринужденной обстановке, позволив детям, например двигаться под эту музыку, а также попробовать услышать и узнать отдельные инструменты. А после этого представить себя этим инструментом.
Джаз это практически всегда живое исполнение. На начальных этапах обучения, конечно можно заниматься и под фонограмму «минус», но очень важно научить ребенка взаимодействовать с музыкантами. Джазовому вокалисту необходимо быть частью музыкального коллектива. Как никакая другая музыка, джаз способствует социализации и учит быть более смелым и уверенным в себе человеком. Все эти качества помогут построить успешную карьеру не только в музыке, но и в других областях.
Джаз - это музыка в основном англоязычная, хотя, конечно существует огромное количество джазовых песен и на других языках, в том числе на русском. Желание ребенка со временем петь джазовые стандарты будет мотивировать его на изучение английского языка. Многие слова, фразы, грамматические конструкции будут запоминаться уже в процессе разучивания песен, что послужит хорошим подспорьем в освоении иностранного языка, улучшении произношения.
Джазовая музыка влияет на развитие памяти и работы мозга. Существует большое количество научных работ о том, как работает мозг музыканта, а также о преимуществах джазовой музыки для улучшения работы
мозга. Джазовые музыканты учатся слышать каждый инструмент ансамбля, запоминать не только витиеватые мелодии, но и сложные последовательности аккордов, транспонировать эти аккорды с ходу в другую тональность и придумывать на лету свои собственные мелодии, гармонии и ритмы.
Ребенок, серьезно занимающийся джазовым вокалом, со временем приобретает хорошую вокальную технику, безопасную для голоса. Непростые мелодии, исполняемые вживую, требуют от вокалиста развитого слуха и точного интонирования, которого можно добиться, только обладая хорошей вокальной техникой [3].
Есть мнение, что в джазе совсем недетские тексты. Однако, несмотря на то что в джазовой музыке и встречаются часто тексты о любви, это, как правило, очень добрые песни, в сравнении со многими популярными современными песнями, где поется отнюдь не о высоких, благородных чувствах романтичной души. Многие же джазовые песни можно посвятить любимой игрушке, папе, маме и друзьям. Есть также в джазе много песен нейтральных: про любовь к какому-то городу, музыке, всему миру. Есть, наконец, и просто детские песни с красивой, джазовой гармонией.
Таким образом джазовым вокалом можно заниматься не только с подростками, но и с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача педагога не отпугнуть, заинтересовать ученика в этой непростой, но безгранично интересной музыке как джаз, а в этом поможет игра, как основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. -192 с.;
2. Зайцева А.С. Содержание и структура образовательной модели обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения // Вестник МГУКИ. - 2012. - №1- с. 176-179;
3. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2000. - 304 с.;
4. Карягина А.В. Джазовый вокал [Текст]: Практическое пособие для начинающих: Учеб. пособие. - 3-е изд., - СПб.: Издательство Лань, Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2016. - 48 с.;
5. Корнев П.К. О вокальной импровизации в джазе: становление скэта // Вестник СПбГУКИ. - 2013. - №3 - с. 75-78. 10. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей [Текст] / Е.М. Малинина. - Л.: Музыка, 1967. - 87 с.;
6. Фуксман М. Метр и ритм: число и энергия. Статья 2// Сборник «Музыкальное образование». ФГОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова», 2011. С. 53-66;
7. Хромушин О.Н. Учебник джазовой импровизации для ДМШ. СПб. : Северный олень, 1998. 56 с
Borisova I.I.
Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)
MASTERING JA VOCALS IN CHILDREN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH PLAY ACTIVITIES
Abstract: the paper presents a theoretical analysis of the study of playing as a method of mastering ja vocals for children of preschool and primary school age. The paper presents theoretical material on the main criteria of ja music, as well as analyzes the positive aspects associated with ja vocal lessons for children ofpreschool and primary school age.
Keywords: game, ja, preschool age, elementary school students, improvisation.