Научная статья на тему 'Освоение детьми качественной и количественной семантики параметрических прилагательных русского языка работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2. 1. 3/9368)'

Освоение детьми качественной и количественной семантики параметрических прилагательных русского языка работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2. 1. 3/9368) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДАЦИЯ / ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКА / КАЧЕСТВО / КОЛИЧЕСТВО / ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ / GRADATION / LANGUAGE ACQUISITION / QUALITY / QUANTITY / PARAMETRIC ADJECTIVES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пузанова Юлия Сергеевна

Статья посвящена процессу освоения детьми качественной и количественной семантики параметрических прилагательных. Семантическая бинарность описываемых единиц определяет возможность выражения количественного изменения качественного признака параметрических прилагательных с помощью различных языковых средств, освоение которых является одним из элементов процесса конструирования языка ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение детьми качественной и количественной семантики параметрических прилагательных русского языка работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2. 1. 3/9368)»

УДК 81’232

Ю.С. Пузанова

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор С.Н. Цейтлин

ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СЕМАНТИКИ ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа осуществлялась в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2.1.3/9368)

Статья посвящена процессу освоения детьми качественной и количественной семантики параметрических прилагательных. Семантическая бинарность описываемых единиц определяет возможность выражения количественного изменения качественного признака параметрических прилагательных с помощью различных языковых средств, освоение которых является одним из элементов процесса конструирования языка ребенком.

Градация, освоение языка, качество, количество, параметрические прилагательные.

The article is devoted to the process of acquisition of qualitative and quantitative semantics of parametric adjectives by children. The adjectives’ semantic binary explains their ability to express the qualitative changes of quantitative characteristic using different language facilities. Acquisition of these facilities is the element of language construction that every child does.

Gradation, language acquisition, quality, quantity, parametric adjectives.

Онтогенез речи является уникальным психолингвистическим феноменом становления и функционирования сложной речемыслительной системы, изменяющейся на протяжении всей жизни человека. Этот динамический процесс протекает в непосредственном взаимодействии всех составляющих компонентов психического развития и является фундаментом для формирования полноценного мышления и становления языковой личности. Одно из центральных положений современного функционально-конструктивистского подхода к онтогенезу речи заключается в том, что «каждый ребенок конструирует свою языковую систему, а не заимствует ее в готовом виде у взрослого путем имитации языковых единиц и конструкций» [4, с. 15]. Ребенок конструирует язык на основе инпута (обращенной к ребенку речи взрослых). Мощнейшей функциональной основой процесса освоения языка является потребность в коммуникации и совершенствовании ее форм. Совершая каждодневную сложнейшую работу, состоящую в категоризации языковых фактов, операций анализа, синтеза, сравнения и классификации, ребенок «выстраивает» индивидуальную языковую систему, совершенствуя ее до уровня полного владения языком.

Становление в онтогенезе речи слова как важнейшей номинативной единицы языка - это развивающийся динамический процесс, обусловленный деятельностным характером познания ребенком предметной и языковой действительности. Для исследования онтогенеза лексической системы, а именно, - адъективного словаря, особый интерес представляют параметрические прилагательные русского языка - качественно-количественные слова, представляющие собой уникальные семантически бинарные единицы. Язык отражает действительность, объекты реального и воображаемого мира в их параметрических характеристиках. Единицы рас-

сматриваемой нами группы параметрических прилагательных входят в число первых прилагательных, появляющихся в словаре ребенка. Немалую роль в этом играет их «эмпирийная» природа - сферой референции таких прилагательных являются объекты реальной действительности, окружающей ребенка -объекты, характеристики которых, ребенок может вычленить в результате предметной деятельности. Данное свойство является чрезвычайно значимым для процесса освоения параметрических прилагательных детьми, поскольку ребенок выражает в языке только то, что ему когнитивно доступно. Развитие мышления обеспечивает постепенное овладение все более сложными и абстрактными понятиями, заключенными в языке. Уровень аналитико-синтетической деятельности отражается на способности устанавливать и выражать различные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями, существующие в объективной действительности. Развитие когнитивных процессов детерминирует появление различных языковых структур, является регулятором темпа языкового развития [6, с. 156].

Параметрические прилагательные могут быть рассмотрены как языковая интерпретация важнейших понятийных категорий: качества и количества. Измеряя объекты, человек оценивает их характеристики и свойства в качественном и количественном отношении. Параметрические прилагательные формируют порядковую шкалу, крайние элементы которой представляют отношения контрарной антонимии: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий и др. Существенным свойством шкалы является ее динамический характер - возможность движения качественного признака в сторону нарастания и убывания, то есть шкала признака допускает многочленное градуирование - различные количественные проявления одного и того же качества. В

основе процесса градуирования, по мнению Э. Сепира, лежит шкала оценок типа «больше / меньше, чем».

Как психологический процесс градуирование непосредственно связано с операциями оценки и сравнения (которые, нужно заметить, являются базовыми для качественных прилагательных). При прагматическом анализе оценка неотделима от сравнения -для того, чтобы определить что-то как длинное, нам необходимо оценить его по параметру длины, далее сравнить с «нормой» (срединным элементом шкалы), определив в соответствии с которым положение на шкале, наконец, можно назвать объект длинным, таким образом, любая оценка имплицитно содержит сравнение [5, с. 49 - 54]. Семантическое пространство признака, названного параметрическими прилагательными, задается антонимическими парами - бинарными оппозициями, члены имеют тождественный компонент значения, однако интерпретация этого базового значения в семантике каждого из антонимов противоположна.

В общем виде процесс освоения детьми семантической противоположности параметрических прилагательных, выраженных антонимами, представляет собой движение от этапа, на котором ребенок абсолютно не различает антонимы, через промежуточные этапы, характеризующиеся специфическим проявлением лексической антонимии, к этапу «нормативного» употребления пар параметрических прилагательных. Факт смешения антонимов детьми на ранних этапах освоения прилагательных отмечали зарубежные и отечественные исследователи детской речи (E.V. Clark, D. Slobin, М. Д. Воейкова, С.Н. Цейтлин и др.), а его существование вполне объясняет теория семантических признаков E.V. Clark: подобное использование антонимов детьми является выражением той стадии освоения семантической структуры этих прилагательных, на которой компонент значения, различающий полярные элементы шкалы, еще не усвоен ребенком [7, с. 269]. На основе общего компонента значения «характеристика величины, размера» параметрические прилагательные объединяются в одну тематическую область (поэтому они используются именно для характеристики размера объекта, а не цвета, скажем, или температуры), но из-за того, что дифференциальная сема полярной характеристики еще не освоена, прилагательные используются синонимично. Проявляется эта особенность в речи не у всех детей, у многих эта ступень освоения семантики параметрических прилагательных проходит до их появления в активном словаре, и поэтому вербально не выражена.

Помимо выделения положительной и отрицательной зоны неоднородность шкалы проявляется в существовании нейтральной зоны, представляющей некое равновесие признаков, расположенных на шкале, соотносимое с представлением о среднем количестве признака, которым должен обладать объект. Естественно считать, что говорящие хорошо представляют среднюю величину объекта того или иного класса: она мыслится как величина типичного

представителя данного класса, т.е. величина прототипа. В некоторых случаях сведения о величине объекта являются компонентами лексического значения, в других - «частью «наивной энциклопедии», т.е. наших обиходных знаний об окружающем мире» [3, с. 116]. Для семантики параметрических прилагательных важно не только указание на «норму» при сравнении, но и на степень отклонения от нее. Так, большой отклоняется от «нормы» больше, чем крупный; маленький - больше, чем небольшой (т.е. маленький камешек меньше чем небольшой камешек). Рассматриваемые параметрические прилагательные (небольшой, невысокий и др.) имеют значение «противоположности с оттенком умеренности», называемое также «значением неострого контраста». Более точно это значение можно сформулировать в терминах теории лингвистических моделей «Смысл -Текст»: неА = «относительно Anti А», т.е. небольшой = «относительно маленький», невысокий = «относительно низкий» и т.п. [2, с. 43].

Ценные наблюдения над семантикой и синтаксисом прилагательных со значением неострого контраста содержатся в работе Ю.Д. Апресяна. В отличие от соответствующих прилагательных со значением острого контраста и «отрицательных» прилагательных, они

1) не образуют степеней сравнения (ср. меньше, неинтереснее при невозможности *небольше);

2) не сочетаются с наречиями, имеющими значение очень большой степени (ср. *необыкновенно <необычайно> невысокий <небольшой>);

3) плохо сочетаются с наречиями типа отчасти, частично, почти (ср. почти низкий <неинтересный> при затруднительности * почти невысокий <неглубокий>).

Некоторые из этих особенностей, в частности, вторая и третья, непосредственно определяется спецификой их значений. *Необыкновенно невысокий и другие подобные сочетания невозможны потому, что, с учетом сказанного выше, их значение должно иметь вид «необыкновенно относительно Р», а «необыкновенно» и «относительно» - взаимно исключающие друг друга предикаты. *Почти невысокий невозможно потому, что почти предполагает близость к пределу (в данном случае - полюсу), а невысокий обозначает точку шкалы, достаточно далекую от предела (полюса) [1, с. 306 - 315].

Очевидно, что ребенок не в состоянии изначально учитывать весь объем условий, накладываемых языком на функционирование данных прилагательных, что объясняет большое количество лексикосемантических инноваций. В результате семантических сдвигов появляются пары, которые воспринимаются ребенком в качестве антонимов: *Скамья длинная, полоска какая? - *Недлинная, маленькая* [Женя Г. (4,5,8)]. Очевидно, словообразовательная модель НЕ+прил. представляется ребенку более логичной, нежели выражение количественного проявления одного качества разными лексемами, предлагаемое языком. Особый интерес представляют детские словообразовательные инновации, вызванные

замещением антонима префиксальным прилагательным, образованным по модели (НЕ+прил.), где мотивирующим словом деривата является ПП. И если в приведенном нами примере прилагательное недлинный совпадает с существующим в нормативном языке, и вопрос о продуктивном или репродуктивном характере замены не может быть решен однозначно, то прилагательные типа *неузкий*, *некороткий*, *ненизкий, которые используют дети в речи, позволяют говорить о конструировании ребенком антонимов к известным лексемам.

Нельзя не отметить, что словообразовательные процессы имеют колоссальное значение в онтогенезе речи: во многих случаях имплицитный план выражения количественного изменения качественного признака, когда значение заключено в самой лексеме, дополняется эксплицитным - другими средствами, передающими ту же семантику (редупликацией, словообразовательными аффиксами, соединением нескольких способов выражения):

* Мне надо яблочко - большое-большое!* [Витя

О., 2; 8], *Эта хрюшка большая-пребольшая* [Лиза Е., 2; 1],*У тебя, как у клоуна, большие ботинки. Большущие-большущие!* [Лиза Е., 2; 3], - Это не таблеточка, это свечка, просто она маленькая. -*Малюсенькая она!* [Витя О., 2; 8].

Помимо словообразовательных возможностей, дети достаточно рано начинают использовать прилагательные огромный, громадный, крошечный для выражения количественного изменения признака: *Большой... огромный* (о грибе на картинке -большом в сравнении с нарисованными рядом маленькими грибками) [Лиза Е., 1; 11], *Крошечные пуговички* [Лиза Е., 2; 0], *Птицу показывали. Она большая, громадная.* [Женя Г., 2; 7].

Данные высказывания являются полифункцио-нальными и выражают не только семантику сравнения и градации как выражения большего или меньшего количественного проявления качества, но и прагматическую значимость количественного изменения признака - его интенсификацию.

Помимо основных лексических средств дети активно используют вспомогательные средства - гра-дуаторы: очень, совсем, самый, какой, немного: *Вилка маленькая совсем* [Лиза Е., 1; 10], *Рыба огромная. Рыба, какая огромная рыба!* [Лиза Е., 2;

2]. Использование градуаторов совсем и какая в приведенных примерах вполне возможно является воспроизведением услышанного, в то время как некоторые окказиональные образования наглядно отражают процесс конструирования и творческий характер освоения этих средств ребенком. «Утроение» по принципу редупликации наречия меры и степени очень для выражения градуальной семантики свидетельствует о конструировании на основе уже освоенной модели: *Мама, я тебе нарисую много машин: и большие, и маленькие, и очень-очень-очень маленькие!* [Витя О., 3; 10].

Достаточно сложным средством выражения срединного элемента градационной шкалы является отрицательная генетивная конструкция с наречием

очень, использование которой было отмечено в дневнике Жени Гвоздева: Вера спрашивает: А ты какой? Женя отвечает: * Не очень большой, не очень маленький* [Женя Г., 3; 2)], но в данном случае сложно судить о продуктивном либо репродуктивном характере высказывания - является ли данная конструкция повторением фрагмента инпута, либо результатом самостоятельного конструирования ребенком градационной шкалы. Совершенно очевидно, что результатом самостоятельного «лингвистического эксперимента» является выражение Лизы Е.: *Арбуз немножко громадненький* [Лиза Е, 3; 8].

Сочетая градуатор с уменьшительной семантикой с лексемой со значением высокой степени проявления признака и уменьшительно-ласкательным суффиксом, ребенок выражает и степень проявления признака, и прагматическую оценку, при этом семантическая противоположность используемых средств выражения создает трудности в определении описываемых размеров объекта.

Не имея возможности описать в данной статье все многообразие лексических средств выражения градуальной семантики, используемых в детской речи, мы лишь кратко остановимся на возможностях количественного изменения выражаемого признака, заложенных в грамматических свойствах слов - образовании степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры (степени сравнения) признака. Все три степени сравнения (положительная, сравнительная и превосходная) представляют градационную шкалу. Осваивая операции образования форм степеней сравнения, дети могут «попадать» в привычное употребление: *Карлсон думал, что деревья больше корабля. Но нет уж! Они маленькие, им надо еще подрасти.* [Витя О., 4; 2], но могут создавать и окказиональные сочетания *Папа самый большой, мама - самая средняя, а я - самая маленькая*[Аня С., 2; 6]. В последнем примере образование аналитической формы превосходной степени от прилагательного, маркирующего срединный элемент шкалы, созданной по модели образования данной формы от прилагательных, маркирующих полюсы шкалы размера, демонстрирует снятие существующего семантического запрета и конструирование формы по аналогии без учета семантических особенностей лексемы.

Подводя итог, стоит отметить, что освоение параметрических прилагательных, с одной стороны, связано с когнитивными процессами и познавательной деятельностью ребенка в окружающем предметном и социальном мире. С другой стороны, определяется собственно языковым развитием ребенка: процессами распознавания и осмысления ребенком лексических единиц, воспринятых от взрослых, как уже готовых, выработанных языком специфических форм представления разнообразных знаний о мире, и освоением существующих системных отношений между этими единицами. Трудности освоения обусловлены возрастными особенностями детей, нехваткой когнитивного опыта анализа, обобщения и

категоризации, что, несомненно, отражается на речевом развитии. Так, одним из условий освоения параметрических прилагательных является способность ребенка к осознанию шкалы и градуированию. В семантике всех параметрических прилагательных заложено представление о шкале, и для характеристики объекта необходимо: иметь представление о шкале параметра, по которому будет характеризоваться объект, иметь представление о «норме», как средней, обычной степени выраженности признака и только потом отнести признак к определенному отрезку на шкале. Поскольку количественное изменение качественного признака может быть выражено на разных языковых уровнях, в процессе конструирования языка ребенком, ему предстоит освоить достаточно разнообразный репертуар средств выражения качественно-количественной семантики: словообразовательных, формообразовательных и лексических. Немаловажную роль в освоении параметрических прилагательных, несомненно, играет их частотность в инпуте. Особое внимание родителей к лексической наполненности речи ребенка, использование в речи, обращенной к ребенку, как можно большего числа разнообразных языковых средств является

благоприятным условием для развития лексикосемантической стороны речи.

Литература

1. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика: cинонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. - М., 1995.

2. Мельчук, И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл - Текст»: Семантика. Синтаксис / И.А. Мельчук. - М., 1999.

3. Рахилина, Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е.В. Рахилина. - М., 2000.

4. Семантические категории в детской речи / Я.Э. Ахапкина и др. - СПб., 2007.

5. Сепир, Э. Градуирование: семантическое исследование / Э. Сепир // Новое в зарубежной лингвистике.- М., 1985. Вып. 16. - С. 43 - 78.

6. Слобин, Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. Слобин // Психолингвистика / под общ. ред. А.М. Шахнаровича. - М, 1984. - С. 143 - 207.

7. Clark, E.V. On the child’s acquisition of antonyms in two semantic fields / E.V. Clark // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. - 1971. - № 10. - P. 266 - 275.

УДК 821.161.1

О.К. Страшкова

ПАРОДИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВОПЛОЩЕНИЯ САМОИРОНИИ В ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ОПЫТАХ Л. АНДРЕЕВА

Отношение художников Серебряного века к своим теоретическим построениям, к моделируемым формам и манифисти-руемым идеям отличалось самоиронией. Иронический тон задал предтеча символизма В. Соловьев. Ему следовали не только символисты, но и модернисты других школ. Драматургические произведения Леонида Андреева демонстрируют пародийную сущность иронической саморефлексии.

Ирония, пародия, драма «панпсихе», прототекст, метапоэтический.

The attitude of the Silvery Age artists to their theoretical construct, to modelling forms and manifesting ideas was notable for self-irony. The ironical tone was set by the forerunner (precursor) of symbolism V. Solovyev. He was followed not only by symbolists, but also by modernists of other schools. Leonid Andreev’s dramatic works demonstrate the parodic essence of ironical selfreflection.

Irony, parody, drama “panpsyche”, prototext, metapoetic.

Начало ХХ века, как известно, - период философских, эстетических, художественных экспериментов. Причем часто манифистируемые концепции разрушались в художественном тексте или, напротив, эксплицировали новые возможности их воплощения. Одним из репрезентативных способов осознания «несовпадений» теоретических схем с творческой практикой в эстетическом топосе начала ХХ в. была ирония, самоирония, пародия.

Символисты рассматривали иронию не как примирение, а как «сократическую веселость» (Ф. Ницше) человека «аполлонического». Предтеча символизма, самый «блестящий, холодный, стальной» (В.

Розанов) философ, кумир младосимволистов Владимир Соловьев в своих драматургических опытах демонстрировал тонкую ироническую саморефлексию, как бы намечая иронический и пародийный срез будущего самовыражения последователей. И откровенный его последователь Александр Блок, и своеобразный «модернистский» знаньевец Леонид Андреев пронизывали, насыщали свои драматургические произведения метапоэтической иронией, созвучной соловьевской. Разницу между человеком и животным ученый-поэт видел, прежде всего, в умении человека смеяться. В лекции 1875 г. он утверждал: «Поэзия вовсе не есть воспроизведение действитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.