Litera
Правильная ссылка на статью:
Чжао Ц. Освещение в СМИ миграционных вопросов в контексте китайской идеологии // Litera. 2024. № 8. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.8.71393 EDN: QEXLUV URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=71393
Освещение в СМИ миграционных вопросов в контексте китайской идеологии
Чжао Цинсун
кандидат политических наук аспирант; факультет журналистики 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Нахимова, 3к2, кв. 102
Статья из рубрики "Журналистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2024.8.71393
EDN:
QEXLUV
Дата направления статьи в редакцию:
02-08-2024
Дата публикации:
09-08-2024
rs
Аннотация: Основной целью исследования является анализ влияния китайской идеологии на подачу миграционных вопросов в СМИ. В рамках работы проведен контент-анализ 40 текстов китайских новостных изданий за период 2004-2024 годов. Выделены основные темы, такие как эмиграция из Китая, отток талантов, иммиграция в Китай, нелегальная иммиграция и эмиграция элит. Анализ показал, что освещение миграции в китайских СМИ тесно связано с государственной идеологией, основанной на марксизме с китайскими особенностями, коллективизме и абсолютном подчинении руководству Коммунистической партии Китая. Также большую роль играет новый китайский национализм, в том числе в рамках концепции «Китайской мечты». Важной составляющей медийной политики является система многократной проверки и самоцензуры материалов, что обеспечивает точность и согласованность информации. Исследование выявляет уникальные особенности китайской медийной политики в
контексте миграции и позволяет сравнить её с международными подходами. Автором статьи был проведен анализ текстов китайских новостных СМИ, анализ китайских документов, посвященных вопросами миграции, вопросам медиаполитики и вопросам идеологии. Использовались также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция. В целом, сейчас можно выделить несколько направлений работы СМИ, на которые журналистам необходимо обратить внимание при публикации материалов о миграции. Во-первых, с ростом популярности self-медиа (новые медиа, распространяемые на платформах социальных сетей) и усложнением проблем миграции под влиянием мультикультурализма, механизм проверки сообщений СМИ об иммиграции, основанный на китайской идеологии, необходимо значительно оптимизировать. Это позволит и дальше продвигать такие аспекты, как власть КПК, марксизм, коллективизм, китайский национализм и «Китайскую мечту», предоставляя читателям достоверную и идеологически выверенную информацию о миграционных процессах в стране, тем самым регулируя чувствительную для страны тему, позволяя избежать незапланированных сдвигов общественного мнения.
Ключевые слова:
миграция, Китай, медиа, идеология, китайские СМИ, китайская мечта, политика, КПК, тенденция, социальное отношение
Введение
На протяжении последних десятилетий освещение вопросов миграции является важной т емой в китайских СМИ. Миграция является важным аспектом как внутренней, так и внешн ей политики Китая. Начало ХХ! века охарактеризовались третьей волной миграции в Кит ае. У этой миграции, характерной для эры глобализации, были различные причины (экон омические, политические, семейные и прочее), однако так или иначе Китай в настоящее время является четвертой в мире страной по количеству мигрантов, проживающих за ру бежом. С другой стороны, по мере развития, Китай также столкнулся в определенной сте пени с кадровым голодом, и к 2020-ым гг. государством также были предприняты первые попытки создать программы привлечения иностранных талантов на работу и учебу в Кита е. Таким образом, сейчас такие темы, как эмиграция из Китая и иммиграция в Китай зани мают значительную часть материалов китайских СМИ. Понимание того, как китайские СМ И представляют миграционные вопросы, помогает анализировать, как государство испол ьзует медиа для реализации своей политики, включая миграционное законодательство, в опросы национальной безопасности и социальную интеграцию мигрантов.
При этом идеология является важной составляющей государственного режима Китая и и грает важную роль в функционировании китайского общества. Китайские СМИ играют ва жную роль в формировании и направлении общественного мнения. Освещение миграцио нных вопросов в рамках китайской идеологии позволяет государству контролировать дис курс и формировать патриотическое, националистическое или социалистическое восприя тие миграции среди населения.
Анализ того, как китайская идеология влияет на освещение миграционных вопросов в С МИ, предоставляет уникальную возможность для сравнения с подходами других стран. О н позволяет выявить особенности китайской медийной политики и её отличия от междуна родных стандартов.
Целью данного исследования является выявление влияния китайской идеологии на осве
щение в СМИ миграционных вопросов. Объектом исследования являются материалы кита йских СМИ о вопросах миграции в период последних 20 лет (2004-2024 гг.). Предметом и сследования является идеологический аспект освещения вопросов миграции в китайски х СМИ. Методология данного исследования включала в себя контент анализ текстов кита йских новостных СМИ, анализ китайских документов, посвященных вопросами миграции, вопросам медиаполитики и вопросам идеологии. Использовались также такие общенаучн ые методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция.
Вопросы китайской идеологии
Развитие человеческой цивилизации сопровождается изменениями социальной идеологи и. Являясь важной частью философской системы, идеология отражает основные концепц ии общества и представляет собой общее понимание людьми происходящего. Марксистск ая философия подчеркивает, что формирование и исчезновение идеологий в основном с опровождаются сменой эпох. По мере китаизации марксизма, в Китае постепенно форми ровалась идеология социализма с китайскими особенностями, и как важная часть социал ьной системы и социальных отношений, она обеспечивала систематическую поддержку в строительстве социализма с китайской спецификой. Ориентируясь на специфический про цесс китаизации марксизма, а также сочетая идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, ва жные идеи «Тройного представительства» Цзян Цзяменя, научный взгляд на развитие со циалистической мысли с китайскими особенностями Си Цзиньпина в новую эпоху, можно сказать, что китайская идеология, основанная на идеях марксизм-ленинизма, является у никальным философско-политическим феноменом, оказывающим важное влияние на все сферы жизни страны, в том числе и медиа.
К основным чертам китайской идеологии можно отнеси полное подчинение руководству КПК, поддержку марксизма и коллективизацию. Рассмотрим эти аспекты подробнее.
Китай имеет долгую пятитысячную историю. Новый этап развития Китая как государства начался во второй половине ХХ в., когда во главу страны встала Коммунистическая парт ия Китая. В этот период в целях обеспечения стабильного социально-экономического ра звития Китая и поддержания надлежащего общественного порядка по всей стране было сформировано идеологическое понимание абсолютного подчинения руководству партии. Согласно китайской идеологии, народ абсолютно доверяет партии, решительно подчиняе тся ее руководству и выполняет ее решения. При абсолютном подчинении руководству п артии она может разрешить застарелые социально-идеологические споры и сыграть чрез вычайно важную роль в стабилизации социальной среды.
Формирование китайской идеологии связано с интеграцией древней китайской культуры в идеологию марксизма. С китаизацией марксизма и под руководством Коммунистической партии Китая в исторической перспективе и экономическом измерении жизнь китайского народа значительно улучшилась. Таким образом, большинство в стране согласны с тем, что основные позиции марксизма в идеологии страны должны быть укреплены. За послед ние почти 100 лет марксистская мысль указала направление для достижения национальн ой независимости Китая, национального освобождения и социалистического строительст ва. Ключевым моментом является глубокая интеграция марксистской научной теории и к итайской социалистической практики, что подчеркивает руководящую позицию марксизм а в построении социализма с китайской спецификой. Таким образом, идеология страны п осле основания Нового Китая демонстрировала твердую приверженность марксизму. Ш-После 18-го Съезда КПК (2012 г.) Коммунистическая партия Китая взяла за основу маркс истскую мысль и увязала растущие потребности людей в лучшей жизни с низкой произво дительностью и несбалансированными механизмами распределения, что еще больше опр
еделило идеи развития, ориентированные на людей, и укрепило сплоченность. 20-ый съе зд КПК (2022 г.) в полной мере доказал роль марксизма в построении социализма с кита йской спецификой. За последние десять лет ситуация внутри страны и за рубежом претер пела значительные изменения, и китайская нация достигла значительного обновления. П оэтому приверженность марксизму как важной части социальной политики продолжает ос таваться важнейшей чертой китайской идеологии.
Социальная идеология - это проявление общественных отношений. С точки зрения нацио нального развития, политическая система не является абсолютным фактором влияния. Т акими факторами можно считать укрепление национальной сплоченности посредством ун ификации социальной идеологии, ключом к которой стало стремление сбалансировать вз аимосвязь между индивидуальными и коллективными интересами. Выбор между индивиду альными и коллективными интересами в рамках социальной идеологии определяет стаби льность социальной среды. Коллективные интересы превыше всего и являются символом целостности страны и нации. Поэтому, когда возникает противоречие между личными и к оллективными интересами, идеология диктует примат коллективных интересов. Таким обр азом, идеология, сформированная социализмом с китайской спецификой, обладает высо кой социальной ценностью, которая в основном проявляется в стабильности общественн ого порядка, а также способствует беспрепятственному выполнению важнейших государ ственных решений и снижению ненужного сопротивления. Это также является предпосыл кой для быстрого экономического развития Китая.
В Китае все сферы жизни общества подчиняются государственной идеологии, в том числ е это касается и сферы медиа. Так, в 2017 г. государственным управлением по делам пе чати, издательского дела, радио, кино и телевидения были опубликованы идеологически е указания для новых медиа. Основной задачей медиа, согласно данному документу, явл яется придерживание согласованной государством ориентации общественного мнения, а ктивное освещение общей ситуации в партии и стране, продвижение национальной идео логии, распространение «позитивной энергии» и создание благоприятной атмосферы в о бществе. Данный документ призывает бороться с пошлостью и кликбейтом в СМИ («непри стойности, пропаганда азартных игр, насилия и другие тексты, аудио- и видео материалы и фотографии, которые угрожают общественной морали и нарушают национальные закон
ы и нормативные акты, публиковаться не должны»^2!), противостоять распространению в сех видов вредной и ложной информации («поиск истины на основе фактов»), подвергат ь тексты многократным проверкам на достоверность и оригинальность, использовать лите ратурный язык, не применять кричащие кликбейтные заголовки, избегать искажения фак тов, усилить управление сетевой деятельностью в соответствии с национальным законод ательством, усилить надзор и управление и запретить аутсорсинг, аренду или передачу б изнеса по сбору новостей и редактированию веб-сайтов и веб-каналов. Документа также предлагает продолжить внедрение системы идеологической ответственности за тексты и другие медиа-материалы, уточнить предмет ответственности авторов, распределить управ ленческие обязанности по всем аспектам закупок, сбора и распределения информации, а также создать и усовершенствовать систему подотчетности. В отношении тех, кто публи кует новостные репортажи в нарушение закона и нормативных актов, должны быть прове дены серьезные расследования в отношении обязанностей пишущих репортеров, ответст венных редакторов, директоров отделов, дежурных главных редакторов и другого связа нного с ними персонала в соответствии с законом и нормативными актами.
Важным элементом китайской идеологической политики в области СМИ является концепц ия «Три рецензии и три корректуры» (Н'ф'.Нх). Это традиционная система в области изда тельского дела. В частности она включает предварительное рецензирование (предварит
ельное рецензирование содержания, структуры и логики текста), рецензирование (углуб ленный анализ содержания, стиля и формата текстов, прошедших предварительное реце нзирование), окончательное рецензирование (окончательный контроль качества и оценк а рисков текста), начальную корректуру ( вычитка языка и формата текста), повторную п роверку (углубленная корректура грамматики, стиля и формата текстов, прошедших пред варительную проверку), окончательную вычитку (окончательная проверка на предмет то чности и полноты). Благодаря многократному просмотру и корректуре обеспечивается то чность, последовательность и объективность контента. Корректура по нескольким ссылка м значительно сокращает количество ошибок, вызванных пропусками или неточностями. Также проверка по этой системе повышает доверие читателей к текстам. Таким образом, тексты китайских СМИ должны подвергаться многократным проверками, которые включаю т в себя, в том числе, многократную самоцензуру.
Анализ материалов СМИ
В рамках настоящего исследования было проанализировано 40 текстов китайских СМИ, к ачающихся миграционных вопросов, во временном диапазоне с 2004 по 2024 гг. С моме нта образования Нового Китая китайские СМИ публиковали различные репортажи по воп росам иммиграции. Ранее материалы СМИ сводились к публикации сухих фактов, сегодня же освещение вопросов миграции в китайских СМИ больше не ограничивается цифрами, а постепенно изучите влияние проблем миграций на общество и их решение, расширив о
свещение событий в СМИ и внедрив инновационные методы освещения событий в СМИ-3
] Благодаря разнообразным медиа-платформам актуальные проблемы иммиграции своевр
еменно и точно освещаются во всех сферах жизни.-4-
По результатам исследования данные тексты можно разделить по следующим основным т ематическим направлениям: эмиграция из Китая (30%), отток талантов (17%), иммиграци я в Китай (17%), нелегальная иммиграция (27%), эмиграция элит (9%).
Освещение иммиграционных проблем китайскими СМИ отражает отношение страны к ним. Поэтому анализ тем и характер их освещения может указать на наиболее актуальные для китайского общества проблемы. Как мы можем видеть из приведенного количественного анализа, наиболее частыми темами являются вопросы эмиграции из Китая и нелегальная . иммиграция (как из Китая, так и в Китай). Статьи о китайской эмиграции обсуждают при чины иммиграции из Китая, сложности интеграции как китайцев за рубежом, рекитаизаци ю китайских иммигрантов за рубежом и в том числе их возращение на родину. Важной те нденцией здесь является очеловечивание эмигрантов из Китая. Как минимум в нескольк их статьях приводятся интервью с реальными мигрантами, где рассказываются конкретны е кейсы, раскрывающие как причины эмиграции, так и сложности в интеграции в общест во новой страны проживания. Такое отношение может быть связано с национальной иде ологией большого Китая, в рамках которой все проживающие за границей китайцы, даже утратившие китайское гражданство, остаются частью китайской нации и объектом интере са государства. Не смотря возможные негативные последствия подобной эмиграции, нап ример, отток капитала и талантов, данная ситуация не рассматривается как проблема дл я китайского общества, а, скорее, как его черта. Особенно концепция большого Китая п роявляется в рамках материалов о миграции сна Тайвань. В данных статьях используетс я риторика, описывающая ситуацию как «Атмосферу одной семьи по обе стороны пролив а» -И
Стоит отметить, что тенденция показывать китайских эмигрантов не как «предателей роди ны», а скорее как «блудных сыновей» выражается также и в отражении причин эмиграци
и китайцев. Ни в одной статье политические причины не были указаны как причины для переезда из Китая. Основными указанными причинами указываются экономические (раб ота, стоимость жизни), социальные (безопасность и социальная защищенность), образов ательные и семейные, но не политические. Это также позволяет во-первых избежать кос венной критики политики КПК, и, во-вторых, позволяет не отторгать китайских эмигранто в от китайского общества. Таким образом, все мигрировавшее население в рамках нацио нальной идеологии продолжает рассматриваться как часть китайской нации. В настоящее время политика в отношении зарубежных китайцев проводится под лозунгом «консолиди ровать сердца, объединять умы, развивать возможности для возрождения великой китай ской нации»^6!. «Пекин активно проводит патриотическое воспитание молодого поколени я зарубежных китайцев. Для развития родственных чувств к Китаю у детей зарубежных к итайцев, в особенности тех, кто родился за границей, правительство Китая регулярно ор ганизует специальные туристические поездки под лозунгом «Приобщение к китайским ко
рням».» [7] Кроме того, развивая китайскую диаспору за рубежом, Китай также стремитс я формировать китайское лобби, что позволит обеспечивать проведение благоприятной для Китая политики. Данный аспект политики и идеологии находит полное отражение в м атериалах СМИ о миграции, поскольку в них создается единой китайской нации по обе ст ороны океана.
Другое направление текстов, связанное с тенденцией оттока талантов из страны, не мож ет не волновать китайское общество. Однако, в рамках политики распространения благо приятной информации данная тема, хотя и часто поднимается в СМИ, освещается очень а ккуратно. Так, например, отмечается, что «Нет так называемого "масштабного оттока тал антов" <...> Масштабы и темпы миграции населения нашей страны невелики, и междунар одный обмен кадрами еще предстоит скорее усилить, чем ограничить. <...> Данные такж е показывают, что 70% иностранных студентов в нашей стране вернулись домой для ее р
азвития.»-^. Как видно из данного текста, материалы СМИ направлены на то, чтобы сниз ить градус общественной озабоченности проблемой оттока кадров. В рамках государстве нной идеологии СМИ не должны подвергать сомнению государственную политику, котора я в настоящее время не противодействует китайской эмиграции. Массовый отток населен ия также указывал бы на проблемы в китайском обществе, что также противоречило бы г осударственной идеологии «Китайской мечты» (ФН^,«Китайская мечта о возрождении в еликой нации», действующий лозунг КНР и социально-политический курс). Более того, та кже СМИ не должны создавать чрезмерное волнение общества и подвергать риску обще ственную безопасность.
Здесь можно привести в пример скандал 2013 г., когда в СМИ просочилась информация, что в 2013 г. из страны эмигрировало 9,3 миллиона человек. Данная информация, в дал ьнейшем растиражированная китайскими СМИ, содержала искажение фактов, случайное или преднамеренное: на самом деле 9,3 миллиона человек - это общее количество мигр антов китайского происхождения в мире к 2013 г., а не только за 2013 г. В дальнейшем большое количество СМИ принялось за опровержения этих материалов, на стабилизацию проявившего напряженность и озабоченность этим вопросом китайского общества были потрачены значительные ресурсы. В том числе и по причине этого скандала после 2013 г . к материалам СМИ о вопросах миграции стало уделяться повышенное внимание в аспек те проверки достоверности и вычитке материалов.
Таким образом, освещение в СМИ проблемы оттока талантливых кадров как правило сво дится к «тушению» общественной обеспокоенности по данному вопросу. СМИ придержив аются распространения благоприятных для общества новостей и не прибегают к острым т емам, спорной статистике, алармистской риторике и кричащим заголовкам.
Схожей, мнее популярной, однако периодически встречающейся в медиа темой является проблема оттока капитала за границу. Здесь риторика более выразительная. В то время как отток кадров может в перспективе сыграть на руку правительству Китая и китайскому обществу (например, посредством создания китайского лобби), отток капитала уже не мо жет служить благоприятному развитию страны. Поэтому ряд СМИ указывает на то, что «л юди, которые стали богатыми в первую очередь благодаря реформам и политике партии, а также связанные с государственным капиталом, не должны иммигрировать, как только они получат прибыль. Правительство должно установить ограничения на них и отток бога тства, а также призвать их выполнять свои обязанности по содействию общему процвета
нию общества».-9- Как видно из данного высказывания, оно полностью подчиняется кита йской идеологии в вопросах превалирования коллективных, общественных интересов на д индивидуальными. Хотя отношение о миграции элит в китайских СМИ разнится, концепц ия превалирования общественных интересов над индивидуальными занимает ключевую позицию в текстах. Например, в статье, которая оправдывает эмиграцию экономических элит, отмечается: «несмотря на то, что многие бизнесмены уже иммигрировали, они по-п режнему усердно работают в стране и на самом деле не покидают Китай окончательно. М
ногие люди даже активно занимаются благотворительностью.»-10- Таким образом, важны м аспектом здесь является факт участия гражданина в жизни страны. В рамках освещени я вопросов миграции в Китае часто используется мотив коллективного блага, возвышаю щийся над индивидуальным благом. Это важнейшая черта современной китайской идеол огии, ведущая происхождение от марксизма.
Еще одна важная тема, освещающаяся в китайских новостях, это проблема нелегальной миграции. Здесь позиция Китая однозначна негативна, как в вопросах нелегальной мигр ации в Китай, так и из Китая. Большое внимание посвящено борьбе с мафиозной организ ацией «змеиные головы», занимающейся незаконным перемещением людей через грани цу. Во всех статьях подчеркивается верховенство закона и обязанность всех жителей Ки тая следовать ему. Говоря об идеологии борьбы с нелегальной миграцией, отмечаются «
коллективизация, интернационализация и разведывательная деятельность» --11- (поиск д остоверной информации). Также большой упор делается на мнение партийного руководст ва, что подчеркивает на верховенство власти КПК. Например, в статьях нередко встреча ются цитаты партийных чиновников, а цитата «Китайское правительство придерживается принципа открытости внешнему миру, гарантирует и поощряет нормальные обмены между китайским и иностранным персоналом в соответствии с законом, защищает законные пра ва и интересы въезжающего и выезжающего персонала, решительно выступает против к онтрабанды и борется с незаконной и преступной деятельностью, организованной с цель ю контрабанды, и контрабандным провозом в соответствии с законодательством Китая. Н ациональная иммиграционная администрация будет продолжать осуществлять практическ ое сотрудничество правоохранительных органов с соответствующими национальными ком петентными ведомствами на основе равенства и взаимного уважения и совместно поддер живать нормальный порядок перемещения международного персонала и расширять обме
ны» и вовсе кочует из статьи в статью в практически неизмененном виде множество раз. Также большую часть текстов занимают цитаты Си Цзиньпина, касающиеся будущего управления безопасностью в стране, в том числе и вопросами незаконной миграции. Все это указывает на то, что при освещении такой важной темы, как миграция, СМИ стараютс я придерживаться официальной позиции партии и именно ее доносить до читателей. Это также является частью стратегии влияния идеологии страны на материалы СМИ.
Последняя тема, часто встречающаяся в материалах новостных изданий, это иммиграция иностранцев в Китай. В Китае последнее время крайне озабочены привлечением таланто
в из-за рубежа. Отмечается, что «В последние годы китайское правительство предприня ло усилия по корректировке своей политики управления иммиграцией, чтобы способство вать нормальному притоку людей». Однако при этом многократно подчеркиваются два те зиса, а именно, то, что привлекаются исключительно редкие, необходимые для развития Китая таланты, и то, что речь идет исключительно о легальной иммиграции. Большое кол ичество материалов подчеркивает, что речь идет в первую очередь именно о высококлас сных специалистах. Например, право на ПМЖ предлагается предоставлять «лауреатам и звестных наград, профессорам и исследователям из всемирно известных университетов и научно-исследовательских институтов, высшему руководству и техническому персоналу всемирно известных предприятий и финансовых учреждений, а также иностранцам, внес шим значительный и выдающийся вклад в экономическое и научно-исследовательское р азвитие Китая». Таким образом, не смотря на декларируемую «открытость», Китай остает ся достаточно закрытой для иностранной иммиграции страной, что можно увязать с идео логией китайского национализма. Как отмечаетД.В. Кузнецов «совершенно очевидным я вляется тот факт, что в последнее время в Китае наблюдается рост национализма, приче м наибольшее распространение идеи китайского национализма получили среди представ ителей молодого поколения граждан КНР. Отчасти эти процессы контролируются властям и КНР, которые в значительной степени заинтересованы в том, чтобы жители страны име
ли определенные идеологические ориентиры, придерживались их в своих взглядах» I!2!. Таким образом, в современном Китае национализм составляет важную часть современно й идеологии, основанной на идеях китаецентричности. Здесь можно обратить внимание н а на идеологическую концепцию «китайской мечты», суть которой заключается в возрож дении китайской нации. В рамках этой концепции и возвращение потомков китайских миг рантов на родину, и привлечение высококлассных зарубежных специалистов видится как механизм по укреплению и развитию политических и экономических сил Китая.
Таким образом, как очевидно из анализа выбранных текстов, материалы китайских СМИ, касающиеся миграционных вопросов, глубоко идеологизированы и отражают основные и нтересы правительства. Освещение проблем иммиграции в соответствии с китайской иде ологией направлено на то, чтобы сформировать образ миграции как явления, которое сл ужит экономическому развитию страны. При освещении вопросов иммиграции в средства х массовой информации наблюдается сильная тенденция подчеркивать, что коллективны е интересы превыше всего. Средства массовой информации в Китае контролируют ситуац ию с общественным мнением в вопросах миграции, гарантируя, неизменность обществен
ного мнения Исходя из влияния средств массовой информации на общественное мн ение, при освещении вопросов иммиграции противоречия в идеологической сфере сводя тся к минимуму, что обеспечивается многочисленными и многократными системами прове рки и самоцензуры текстов.
Выводы и рекомендации
Идеология накладывает свой отпечаток на то, что и как пишут китайские сми о миграции. В целом, говоря об идеологическом аспекте освещения в китайских СМИ вопросов иммиг рации, можно отметить, что он сочетает в себе как классическую марксистскую китайску ю идеологию, так и современные ее трактовки. Как уже отмечалось выше, к основным че ртам классической китайской идеологии можно отнеси верховенство власти КПК, маркси зма и превалирование общих интересов над частными. Кроме того, следует отдельно выд елить концепцию «Китайской мечты», введённую Си Цзиньпином.
В рамки «Китайской мечты» входит мечта о возрождении нации, своеобразное переосмы сление китайского национализма. Миграция - весьма чувствительная тема в контексте и
деологии «Китайской мечты». В рамках миграционных вопросов национализм играет важ ную роль в формировании дискурса СМИ. В рамках материалов СМИ необходимо создать привлекательный образ Китая, при этом не «демонизируя» мигрантов. По этой причине с татьи о миграции подчеркивают, что миграции способствуют экономическому развитию ст раны и не влияют на нее негативно. Кроме того, эмигрировавших китайцев СМИ продолж ают рассматривать как часть китайской нации, что крайне важно в рамках нового китайс кого национализма «Китайской мечты».
В рамках китайской идеологии необходимо показывать миграцию (как в страну, так и из страны) как всеобщее благо, минимально останавливаясь на проблемах, ее вызывающих . Поэтому можно сделать вывод, что наиболее ярко раскрывается такой идеологический аспект, как стремление к коллективизации и общему благу. Многократно подчеркивается , как миграция может благотворно послужить развитию страны, а осуждению предаются лишь те мигранты, которые либо делают это незаконно, либо выводят значительные сред ства за рубеж.
Аспект верховенства партийной власти проявляется не сколько в содержании текстов, ск олько в подходе к их написанию и редактированию. При написании статей журналисты тв ердо следуют указаниям партии в вопросах редактирования текстов и часто подвергают их самоцензуре. Согласно императиву партии, медиа должны направлять и формировать общественное мнение, и делать это строго в рамках марксистской идеологии и в едином ключе. Для этого производятся многочисленные проверки, особенно внимательным в сф ере материалов о миграции они стали после скандала 2013 г., когда в СМИ просочились недостоверные данные о количестве эмигрировавших из страны китайцев, чем значитель но взбудоражили общественное мнение и вызвали его негодование. Подобная нестабиль ность общественного мнения могла нанеси урон авторитету КПК, в связи с чем проверки были значительно ужесточены и подобных ситуаций более не повторялось.
В целом, сейчас можно выделить несколько направлений работы СМИ, на которые журна листам необходимо обратить внимание при публикации материалов о миграции. Во-первы х, с ростом популярности self-медиа (новые медиа, распространяемые на платформах со циальных сетей) и усложнением проблем миграции под влиянием мультикультурализма, м еханизм проверки сообщений СМИ об иммиграции, основанный на китайской идеологии, необходимо значительно оптимизировать. Так, необходимо внедрить механизмы множест венной проверки и динамической проверки. В контексте китайской идеологии сообщения СМИ по вопросам иммиграции должны проходить многоуровневую проверку. Во-первых, редакция должна самостоятельно проверять содержание; во-вторых, средства массовой информации должны не только просматривать редакционное содержание, но и проводить обзор связанных с ним репортажей и других медиа; наконец, компетентные новостные аг ентства должны рассматривать идеологическую подоплеку сообщений об миграции, опре деляя могут ли эти сообщения быть опубликованы в средствах массовой информации.
В контексте китайской идеологии влияние сообщений СМИ по вопросам миграции на общ ественное мнение является постоянным. Следовательно, для стабилизации общественног о порядка и обеспечения того, чтобы сообщения по вопросам миграции служили социаль ному развитию, на основе соблюдения многочисленных механизмов проверки необходим о также усовершенствовать механизм динамической проверки. Так называемый динамич еский анализ подразумевает тот факт, что соответствующие учреждения и персонал дол жны учитывать общественное мнение, вызванное соответствующими отчетами о миграции , в качестве ориентира в процессе идеологической проверки материалов об иммиграции.
Во-вторых, необходимо усилить контроль над так называемыми self-media, заставив блог
еров проверять свои тексты на идеологическое соответствие так же, как это делают про фессиональные журналисты. Вопросы иммиграции являются важной частью социальных проблем. Создатели селфи-медиа могут размышлять о связанных с иммиграцией проблем ах, но платформы должны усилить контроль за соответствующим контентом, особенно ког да речь идет об идеологических аспектах. Платформы Селфи-медиа должны внедрять сто ронние службы надзора и определять, есть ли нарушения в освещении иммиграции вопр осы, основанные на комментариях аудитории.
В-третьих, для контроля за идеологическим содержанием медиа в контексте сообщений о миграции необходимо применять современные технологии. Учитывая эту ситуацию, средс тва массовой информации, освещающие вопросы миграции, должны использовать интелл ектуальный метод контроля, то есть использовать платформы больших данных для контро ля общественного мнения, и создать модель общественного мнения в средствах массово й информации для освещения вопросов миграции. Когда общественное мнение значител ьно отличается от ожиданий, правительство должно использовать интеллектуальный мето д контроля. Платформы больших данных дадут раннее предупреждение и укажут на идео логически неверную направленность текстов, которая может вызвать возмущение общест венное мнения, а также предложит возможные стратегии преодоления. Стоит отметить, ч то, хотя интеллектуальный метод надзора, основанный на технологиях больших данных и искусственного интеллекта, улучшил качество контроля за сообщениями СМИ по вопроса м миграции, результаты контроля по-прежнему необходимо определять вручную, учитыва
я сложность и скрытность китайской идеологии I14!. С увеличением базы данных СМИ об миграции, а также с совершенствованием алгоритмов общественного мнения и идеологи ческого контроля интеллектуальные методы контроля постепенно заменят традиционный ручной контроль, что также является неизбежным результатом освещения иммиграции в СМИ в контексте китайской идеологии.
Данные направления изменений позволят совершенствовать механизм надзора над мате риалами СМИ о миграционных вопросах и позволят СМИ эффективнее влиять на обществ енное мнение в рамках китайской идеологии. Это позволит и дальше продвигать в матер иалах сми такие аспекты, как власть КПК, марксизм, коллективизм, китайский национали зм и «Китайскую мечту», предоставляя читателям достоверную и идеологически выверен ную информацию о миграционных процессах в стране, тем самым регулируя чувствительн ую для страны тему, позволяя избежать незапланированных сдвигов общественного мне ния.
Библиография
1. Чэнь Сюцин.Современные характеристики и вызовы идеологической безопасности нашей страны // Социолог. 2024. №1. C.173-181.
2. Национальная иммиграционная администрация провела пресс-конференцию, посвященную основной информационной сети иммиграционного управления в первом квартале 2024 года// Веб-сайт Национальной иммиграционной администрации, 18.04.2024
3. Е Цзыкун.Исследование международного сотрудничества в современном глобальном управлении миграцией. Народный университет общественной безопасности Китая, 2023.
4. Хань Сяофэн.Дубайский город драконов: новый ландшафт китайского общества зарубежных иммигрантов. Педагогический университет Шэньси, 2022 г.
5. Ли Хайфэн. Новые возможности в работе с хуацяо, открывшиеся после 17 съезда КПК // China Review News. 12.10.2007.
6. Анохина Е. С. Китайские диаспоры США и Канады и «Новая» китайская миграция. // Вестник Томского государственного университета. 2012. №355. С 51-54.
7. Академия социальных наук внесла уточнение: средний показатель иммиграции за последние три года составил всего 190 000 человек//Реор1е^ Day. 19.06.2014
8. Богатые спровоцировали волну иммиграции, опасаясь краха экономики Китая// szhgh.com . 02.11.2011
9. СМИ задавали вопросы о "третьей волне иммиграции" для жизни и иммиграции для детей// Газета CPPCC участвовала во взаимодействии. 31.12.2012 URL: https://www.chinanews.com/hr/2012/12-31/4450083.shtml (дата обращения: 10.07.2024 г.).
10. Управление въезда-выезда Министерства общественной безопасности представляет три характеристики нынешних нелегальных иммигрантов//Синьхуа. 21.11.2005// Газета CPPCC участвовала во взаимодействии. 31.12.2012 URL: https://www.gov.cn/jrzg/2005-11/21/content_104900.htm (дата обращения: 10.07.2024 г.).
11. В деятельности нелегальной иммиграции наметились новые тенденции, и представитель Национальной иммиграционной администрации выступил с заявлением // Актуальные новости. 07.02.2024 URL: https://baijiaha0.baidu.c0m/s?
id = 1803472807760014547&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 10.07.2024 г.).
12. Кузнецов, Д. В. Китайский национализм и внешнеполитическая составляющая массового сознания жителей КНР // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : Материалы IV международной научно-практической конференции, Благовещенск-Хэйхэ-Харбин, 14-19 мая 2014 года. 2014. С. 455-468.
13. Ван Южань.Средства массовой информации имеют ограниченное влияние на общественное мнение, связанное с иммиграцией // Китайский журнал социальных наук. 2021. №04.
14. Е Байхэ. Русская лилия. Критический дискурсивный анализ новостных сообщений об "иммиграционном кризисе" в британских СМИ. Университет Ланьчжоу Цзяотон, 2021
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Все чаще в научных проектах появляются темы связанные с освещением и анализом действий СМИ Китая. Это не может не радовать, ибо объективность развития средств информации, форм регулирования общественного мнения является тем пределом, который так или иначе должен быть представлен широкой аудитории. Автор статьи отмечает, что «на протяжении последних десятилетий освещение вопросов миграции является важной темой в китайских СМИ. Миграция является важным аспектом как внутренней, так и внешней политики Китая. Начало XXI века охарактеризовались третьей волной миграции в Китае. У этой миграции, характерной для эры глобализации, были различные причины (экономические, политические, семейные и прочее), однако так или иначе Китай в настоящее время является четвертой в мире страной по количеству мигрантов, проживающих за рубежом. С другой стороны, по мере развития, Китай также столкнулся в определенной степени с кадровым голодом, и к 2020-ым гг. государством также были предприняты первые попытки создать программы привлечения иностранных талантов на работу и учебу в Китае». Пожалуй, с этим сложно не согласиться, признать данный факт очевидным. Цель и задачи исследования наукоемки: «целью данного исследования является выявление влияния китайской идеологии на освещение в СМИ миграционных вопросов. Объектом исследования являются материалы китайских СМИ о вопросах миграции в период последних 20 лет (2004-2024 гг.). Предметом исследования является идеологический аспект освещения вопросов
миграции в китайских СМИ. Методология данного исследования включала в себя контент анализ текстов китайских новостных СМИ, анализ китайских документов, посвященных вопросами миграции, вопросам медиаполитики и вопросам идеологии. Использовались также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция». В целом и методологическая база инверсивна, что позволяет провести анализ полновесно и целостно. Стиль работы соотносится с научным типом, серьезных недочетов не выявлено. Диалог с оппонентами / читателями выровнен: «Китай имеет долгую пятитысячную историю. Новый этап развития Китая как государства начался во второй половине ХХ в., когда во главу страны встала Коммунистическая партия Китая. В этот период в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития Китая и поддержания надлежащего общественного порядка по всей стране было сформировано идеологическое понимание абсолютного подчинения руководству партии. Согласно китайской идеологии, народ абсолютно доверяет партии, решительно подчиняется ее руководству и выполняет ее решения. При абсолютном подчинении руководству партии она может разрешить застарелые социально-идеологические споры и сыграть чрезвычайно важную роль в стабилизации социальной среды». Термины и понятия, которые используются в тексте статьи унифицированы: «В рамках настоящего исследования было проанализировано 40 текстов китайских СМИ, качающихся миграционных вопросов, во временном диапазоне с 2004 по 2024 гг. С момента образования Нового Китая китайские СМИ публиковали различные репортажи по вопросам иммиграции. Ранее материалы СМИ сводились к публикации сухих фактов, сегодня же освещение вопросов миграции в китайских СМИ больше не ограничивается цифрами, а постепенно изучите влияние проблем миграций на общество и их решение, расширив освещение событий в СМИ и внедрив инновационные методы освещения событий в СМИ.[3] Благодаря разнообразным медиа-платформам актуальные проблемы иммиграции своевременно и точно освещаются во всех сферах жизни[4]». Ссылки даются в формате издания, серьезная правка излишня. Считаю, что работа имеет должный логический ценз, вариатив связности имеет нужную магистраль: например, «Таким образом, освещение в СМИ проблемы оттока талантливых кадров как правило сводится к «тушению» общественной обеспокоенности по данному вопросу. СМИ придерживаются распространения благоприятных для общества новостей и не прибегают к острым темам, спорной статистике, алармистской риторике и кричащим заголовкам». Предел диалога мнений выходит на конструктивный уровень, отчасти он может быть продолжен: «Как отмечает Д.В. Кузнецов «совершенно очевидным является тот факт, что в последнее время в Китае наблюдается рост национализма, причем наибольшее распространение идеи китайского национализма получили среди представителей молодого поколения граждан КНР. Отчасти эти процессы контролируются властями КНР, которые в значительной степени заинтересованы в том, чтобы жители страны имели определенные идеологические ориентиры, придерживались их в своих взглядах». Считаю, что выводы по тексту серьезны, точны, обстоятельны: «Данные направления изменений позволят совершенствовать механизм надзора над материалами СМИ о миграционных вопросах и позволят СМИ эффективнее влиять на общественное мнение в рамках китайской идеологии. Это позволит и дальше продвигать в материалах СМИ такие аспекты, как власть КПК, марксизм, коллективизм, китайский национализм и «Китайскую мечту», предоставляя читателям достоверную и идеологически выверенную информацию о миграционных процессах в стране, тем самым регулируя чувствительную для страны тему, позволяя избежать незапланированных сдвигов общественного мнения». Автору удалось раскрыть заявленную тему, цель работы как таковая достигнута, фактические задачи исследования решены. Рецензируемая статья «Освещение в СМИ миграционных вопросов в контексте китайской