Каракчиев Владислав Николаевич
ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛИСПОЛКОМОВ КОМИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ "ЮГЫД ТУЙ" ("СВЕТЛЫЙ ПУТЬ"))
В статье рассмотрена деятельность низовых органов власти Коми АО. Основным источником для написания работы стала областная газета "Югыд туй" ("Светлый путь"), издававшаяся в регионе в 1920-е гг. На страницах этого печатного издания освещались наиболее актуальные проблемы низовых органов власти, состояние волисполкомов, а также предложения по улучшению работы. В газете публиковались и нормативные документы, регулировавшие деятельность волисполкомов. Материалы представлены Национальной библиотекой Республики Коми.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -2729.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 115-118. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список литературы
1. Грифцов Б. А. Три мыслителя. М.: Саблина, 1911. 189 с.
2. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. 496 с.
3. Нелепин А. Л. Книга - это быть вместе. М.: Советская Россия, 1990. 40 с.
4. Розанов В. В. Метафизика христианства. М.: АСТ, 2000. 864 с.
5. Розанов В. В. О понимании: опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как целого знания. М.: Танаис, 1995. 804 с.
6. Розанов В. В. Собрание сочинений: в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 1. Опавшие листья. Короб первый. 542 с.
7. Розанов В. В. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Республика, 1994. Т. 1. Среди художников. 585 с.
8. Розанов В. В. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Республика, 2002. Т. 14. Возрождающийся Египет. Апокалипсическая секта (Хлысты и скопцы). Малые произведения 1909-1914 годов. 519 c.
9. Розанов В. В. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Республика, 2005. Т. 20. Загадки русской провокации. Статьи и очерки 1910 г. 538 с.
10. Розанов В. В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. 543 с.
THEME OF ART IN V. V. ROZANOV'S CREATIVE WORKS
Kalyakin Yurii Ivanovich
Minin University ura45ura@mail. ru
The research subject is V. V. Rozanov's views on the issue of relationship of art and religion. To understand how these spheres of human activity interact according to V. V. Rozanov, we suggest comparing them in the context of the thinker's anthropological ideas. The novelty of the work is in the argued view of the little known topic and its creative analysis. The problems touched upon in the article are urgent as they create a systemic vision of the philosopher's views in this sphere among readers.
Key words and phrases: art; creative work; God; religion; human being; sex; family; culture; self-knowledge.
УДК 94:342.5:930.2(470.13)«192» Исторические науки и археология
В статье рассмотрена деятельность низовых органов власти Коми АО. Основным источником для написания работы стала областная газета «Югыд туй» («Светлый путь»), издававшаяся в регионе в 1920-е гг. На страницах этого печатного издания освещались наиболее актуальные проблемы низовых органов власти, состояние волисполкомов, а также предложения по улучшению работы. В газете публиковались и нормативные документы, регулировавшие деятельность волисполкомов. Материалы представлены Национальной библиотекой Республики Коми.
Ключевые слова и фразы: волостные исполнительные комитеты; Коми автономная область; состояние аппарата власти; газета «Югыд туй» («Светлый путь»); деятельность органов власти.
Каракчиев Владислав Николаевич
Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук karakchiev. vlad@yandex. гы
ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛИСПОЛКОМОВ КОМИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1920-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ «ЮГЫД ТУЙ» («СВЕТЛЫЙ ПУТЬ»))
Волостные исполнительные комитеты Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (далее - во-лисполкомы, ВИКи) являлись исполнительными органами власти в волостях в 1920-е гг. В Коми крае большинство волисполкомов были образованы в 1918 г.
Коми автономная область была образована в 1921 г. Регион состоял из 4 уездов (Сысольский, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Ижмо-Печорский), в которые входило 100 волостей. Основной задачей волисполкомов являлось осуществление политики вышестоящих органов власти (Коми облисполкома, уисполкома), социально-экономическое и культурное развитие волостей. В 1929 г. Президиумом ВЦИК было принято постановление об установлении нового административно-территориального деления. В границах области вместо 95 волисполкомов, 40 сельсоветов и 4 уисполкомов было избрано 119 сельских Советов и 9 райисполкомов [23, д. 213, л. 38].
Первый номер областной газеты «Югыд туй» («Светлый путь») увидел свет 15 июля 1921 г. До этого она выходила под другим названием. В 1918 г. она именовалась «Зырянская жизнь», в первой половине 1921 г. -«Удж» («Работа»). Издание являлось органом облисполкома и обкома РКП(б) Коми АО. Через областную газету облисполком издавал постановления для учреждений, организаций и нижестоящих органов власти
(УИК, ВИК, сельсоветы). Тираж газеты варьировался от 1200 до 3200 экземпляров. Издание выходило на русском и на коми языках (на коми - в октябре-декабре 1928 г. и в 1929 г.). На страницах областной газеты публиковались статьи о социально-экономическом и культурном состоянии региона. Редактором газеты в то время был Виктор Алексеевич Савин (1888-1943), коми драматург, писатель и поэт.
Опубликованные в областной газете материалы о низовых органах власти Коми АО за 1920-е гг. можно условно разделить на несколько направлений: выявление проблем в работе ВИКов, предложения по улучшению работы, публикация нормативных документов, регулирующих деятельность волисполкомов, а также освещение материалов о состоянии низового аппарата власти.
Благодаря статьям в областной газете «Югыд туй» («Светлый путь») вышестоящие органы власти и местное население могли узнать о трудностях в работе низовых органов власти. В первой половине 1920-х гг. деятельность волисполкомов характеризовалась серьезными недостатками. Например, в областной газете писалось в 1923 г., что качество работы в Выльгортском ВИКе (Сысольский уезд) находилось в тяжелом состоянии. Председатель и его заместитель не выполняли служебных обязанностей. Секретарь и два делопроизводителя-подростка не выходили на работу. Весь архив (около 50 пудов) был продан, дела раскурены и расхищены. Волостной съезд Советов никаких распоряжений относительно ВИКа не делал и средств на содержание не выдавал [4]. Служащие Большелугского ВИКа (Усть-Куломский уезд) не соблюдали график работы, постановления волостного съезда ВИКом не реализовывались [1]. Авторитетом состав исполкома Зеленецкой волости (Сысольский уезд) среди населения не пользовался [8]. Председатель ВИКа Кибры (Сысольский уезд) редко появлялся на рабочем месте. Культурно-просветительская деятельность в волости не проводилась [11]. По данным итогов обследований областной рабоче-крестьянской инспекции инициативу ВИКи в работе проявляли мало. Причиной назывались неподготовленность и несвоевременная оплата труда служащим, слабая постановка делопроизводства. Усложняло работу отсутствие средств на канцелярские и почтово-телеграфные расходы [5]. В одной из статей газеты отмечалось, что члены Летского ВИКа (Сысольский уезд) злоупотребляли алкоголем, были замечены случаи грубого отношения к посетителям волисполкома [9]. Отмечен инцидент, когда председатель ВИКа Турубанов пришел на спектакль в состоянии алкогольного опьянения, скандалил и обращался к публике: «я - местная власть, что захочу, то и сделаю...». Спектакль был отложен [18]. К председателю Айкинского ВИКа (Усть-Вымский уезд) И. И. Калимову в один из праздников обращался с вопросами гражданин И. М. Калимов, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Вместо ответа председатель ВИКа ударил И. М. Калимова в лицо [20]. Во время одного из праздников в Подъельске (Усть-Куломский уезд) было совершено избиение членов ВИКа. Обвинялись граждане Подъельска (7 человек). Преступники были приговорены к 3 годам лишения свободы - 1 чел., 1 году - 4 чел., условно на год - 2 чел. [7].
По поводу непростой ситуации в низовых органах власти была издана статья, подписанная членами Богородского ВИКа (Усть-Куломский уезд). В ней говорилось о том, что ВИК является главным государственным винтиком и ни одно государственное учреждение без него существовать не может. Все распоряжения властей проводились в жизнь через ВИК. По мнению членов Богородского ВИКа, в исполкоме должны быть люди высокого ума, с железной энергией и преданные делу душой и телом. Многие волисполкомы, судя по разным циркулярам областных учреждений, «бездействовали». В статье отмечено, что ВИКи работали, но не могли справиться из-за отсутствия технических работников, незначительного штата и низкой зарплаты служащих [6].
В статье «Несколько слов о ВИК», изданной в 1922 г., отмечалось, что ВИКи Коми АО были совершенно расшатаны. Главной причиной называлось отсутствие средств и подготовленных работников. Центром было предусмотрено содержание за счет госбюджета одного председателя ВИКа, но фактически денег по назначению не поступало. Второй причиной слабости ВИКов указывался низкий уровень подготовленности работников. Меры по улучшению работоспособности ВИКов автором предлагались такие: 1) сокращение штата ВИКа; 2) повышение политической и технической подготовки секретаря ВИКа через его отправку на обучение в совпартшколу; 3) урегулирование предоставления ВИКами разного рода сведений [15].
Отмечен случай, когда через областную газету один из ВИКов (Шешкинский ВИК, Сысольский уезд) поблагодарил жителей деревни Граддор за своевременные выплаты налогов, поставив их в пример для всех населенных пунктов области. «Им хорошо, исполкому приятно и государству польза» [13].
В одной из статей указывалось, что основной и важнейшей задачей ВИКов являлось укрепление сельского хозяйства, повышение его доходности. Не менее важным считалось развитие выдачи кредитов крестьянству. Задача волисполкома заключалась в правильном распределении семенной ссуды среди нуждающегося крестьянства. ВИКи и сельсоветы должны были способствовать установлению рабочих отношений между населением и агрономом [3].
В статьях отмечалось, что секции при ВИКах могли быть стимулом для оживления советской работы. Но во многих ВИКах организованные секции не проявляли активности или еще не были созданы. Сложность заключалась в том, что в работе секций отсутствовала плановость, наличествовали неравномерная нагрузка на членов ВИКа, недостаточная посещаемость членами заседаний секций. Замечалось отсутствие контроля как со стороны ВИКов, так и самих членов секций над проведением того или иного постановления в жизнь [16].
В областной газете публиковались нормативные документы, касающиеся деятельности ВИКов. В 1924 г. были напечатаны права и обязанности волисполкомов и сельсоветов. В круг ведения ВИКов и сельсоветов по обслуживанию населения входили следующие вопросы: 1) с/х; 2) кооперативный; 3) просвещения; 4) административный; 5) финансово-налоговый; 6) помощи населению; 7) благоустройства и здравоохранения. ВИКи и сельсоветы имели право требовать от предприятий отчета о ведении хозяйства, расходовании
средств и др. Руководители организаций были обязаны представлять отчет о своей работе на волостных съездах и конференциях, сельских сходах. На ВИКи возлагались обязанности по организации показательных агрономических и случных пунктов, ферм, садов, питомников, общественных семенных запасов, складов зерна и т.п. Также они должны были учитывать запашки, посевы, семена, инвентарь и т.п.
В круг обязанностей ВИКов и сельсоветов по вопросу народного образования входили: а) организация в селениях изб-читален, народных домов; б) устройство школ для взрослых и подростков; в) забота об учреждениях дошкольного и внешкольного образования, включая ремонт зданий, освещение, отопление, содержание учительского персонала, снабжение учебными пособиями и т.д. Особое внимание ВИКами и сельсоветами должно было быть обращено на проведение учета военнообязанных, установление льгот призываемым в ряды Красной Армии, борьбу с дезертирством и т.д. Также они должны были помогать бедноте и среднему классу разбираться в законоположениях и вести борьбу с кулаками и бывшими помещиками и т.д. В числе задач по облуживанию населения на ВИКи и сельсоветы возлагались: регистрация актов гражданского состояния, ведение подворных списков, а также учет населения и хозяйств и др. Большой работой являлось оказание содействия представителям ведомств и учреждений. ВИК составлял волостной бюджет, вел учет всех доходных и расходных статей.
В области организации общественной взаимопомощи наличествовали следующие функции: а) организация комитетов общественной взаимопомощи и руководство их деятельностью; б) забота о пополнении средств комитетов взаимопомощи; в) наблюдение за правильным выделением ссуд населению; г) организация с/х помощи в виде обработки участков семей красноармейцев и разоренных хозяйств. В вопросах благоустройства они должны были осуществлять: а) заботу об исправном состоянии и ремонте мостов, грунтовых и шоссейных дорог и др.; б) наблюдение за исправностью пожарных машин и принятие противопожарных мер вообще; в) организацию электростанций, мельниц, ремонтных мастерских, прокатных пунктов т.п.
В области здравоохранения ВИКи и сельсоветами предполагалось: а) наблюдать за чистотой и санитарным состоянием сел и деревень; б) содействовать устройству общественных и домашних бань для населения; в) содействовать медицинскому персоналу, заботиться о местных лечебных заведениях в хозяйственном отношении: снабжать их топливом, освещением, продовольствием и т.п. [17].
В связи с изданием Положения о ВИКах от 16 октября 1924 г. низовым органам власти были предоставлены более широкие права. ВЦИК и СНК РСФСР постановили предоставить районным и волостным исполкомам право издавать обязательные постановления по следующим вопросам: а) принятие санитарных мер; б) организация и проведение мер общественной борьбы со стихийными бедствиями; в) принятие противопожарных мер; г) борьба с эпидемиями, вредителями; д) расквартирование проходящих войск и др. [14]. В 1926 г. Президиум ВЦИК утвердил изданием положение о ревизионных комиссиях при волостных и районных исполкомах. В нем указывалось, что ревизионные комиссии учреждаются в целях осуществления контроля со стороны широких масс за деятельностью волостных исполкомов в финансовой сфере [19]. В 1927 г. Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР принял постановление о разгрузке ВИКов и сельсоветов, количество книг и форм сократилось. Вместо 304 книг делопроизводства и форм отчетности оставалось 18 книг и 54 формы упрощенной отчетности [22].
В областной газете публиковались статьи, посвященные улучшению работы волисполкомов. Авторами являлись служащие ВИКов. Член Богородского ВИКа А. Ивашев предложил разгрузить ВИК от лишних работ. В первую очередь он упоминал о представлении вторых экземпляров поселенных списков налоговой инспекции, ведении кассового дневника по сельскохозяйственному налогу, перечня поступлений налогов и др. В. Козлов ратовал за твердое администрирование в волости, серьезное отношение к осуществлению обязательных постановлений. Один из секретарей высказал пожелание о более равномерном распределении обязанностей членов ВИКов [10]. Предлагалось введение карточной системы вместо подворных списков. На тот момент учет населения ВИКами велся по 3 книгам: подворным спискам, спискам избирателей, спискам трудоспособного населения. Автор статьи хотел упростить технику учета: на каждого человека составить особую карточку со всеми требующимися сведениями, разного цвета для мужчин и женщин. У лиц, имеющих избирательные права, левый уголок карточки отрезался, у лишенных прав - прокалывался. Для вновь прибывших и родившихся составлялись новые. Карточки умерших людей подлежали изъятию, а временно выбывших - ставились на ребро. Все карточки группировались по отдельным хозяйствам [21].
В 1928 г. вышла статья, где были опубликованы социальный, половой составы, партийность низового советского аппарата области за 1926-1928 гг. [12].
В статье «Волисполком - хозяин волости» в 1929 г. отмечалось, что ВИКам необходимо проводить четкую классовую линию. Автор статьи призывал ВИКи после прослушивания отчетов волостных учреждений указывать как на недостатки, так и положительные моменты, помогая развиваться учреждениям, а не только принимать информацию к сведению [2].
Таким образом, деятельность волисполкомов довольно широко освещалась в областной газете «Югыд туй» («Светлый путь»). Описание проблем низовых органов власти, предложения по улучшению работы, публикация нормативных документов, а также описание состояния низового аппарата власти во многом помогли волисполкомам Коми АО наладить в дальнейшем более эффективную работу.
Список литературы
1. Большелугский ВИК // Югыд туй. 1923. 20 сентября.
2. Волисполком - козяин волостьын // Югыд туй. 1929. 6 февраля.
3. Волисполкомы и сельское хозяйство // Югыд туй. 1924. 15 марта.
4. Выльгортский волисполком // Югыд туй. 1923. 30 мая.
5. Государственный аппарат в волостях // Югыд туй. 1924. 27 апреля.
6. Забытый ВИК // Югыд туй. 1923. 17 марта.
7. За избиение членов ВИК // Югыд туй. 1921. 21 сентября.
8. Зеленецкая волость // Югыд туй. 1924. 27 января.
9. Как живет Летская волость // Югыд туй. 1925. 13 августа.
10. Как улучшить работу ВИК? // Югыд туй. 1928. 13 апреля.
11. Киберская волость // Югыд туй. 1924. 29 марта.
12. К перевыборам советов // Югыд туй. 1928. 20 сентября.
13. Нам пишут. Нужно благодарить граддорцев // Югыд туй. 1923. 8 июня.
14. Необходимо ВИКам полностью использовать свои права // Югыд туй. 1926. 1 апреля.
15. Несколько слов о ВИК // Югыд туй. 1922. 10 сентября.
16. Нужно наладить работу секций при ВИКах // Югыд туй. 1926. 21 сентября.
17. Права и обязанности волисполкомов и сельсоветов // Югыд туй. 1924. 7 марта.
18. Председатель волисполкома пьянствует // Югыд туй. 1925. 26 ноября.
19. Ревизионные комиссии при ВИКах // Югыд туй. 1926. 24 марта.
20. Ретивый председатель ВИК // Югыд туй. 1926. 29 июня.
21. Улучшение работы ВИК // Югыд туй. 1928. 19 февраля.
22. Упрощение делопроизводства ВИКов // Югыд туй. 1927. 7 апреля.
23. Шаньгина В. В. Деятельность местных Советов Коми автономной области по созданию основ социалистической экономики в годы первой пятилетки: дисс. ... к.и.н. Сыктывкар, 1975 // Архив Коми научного центра УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2.
COVERING THE ACTIVITY OF THE KOMI REGIONAL EXECUTIVE COMMITTEES IN THE 1920S (BY THE MATERIALS OF THE REGIONAL NEWSPAPER "YUGYD TUI" ("PATH OF LIGHT"))
Karakchiev Vladislav Nikolaevich
Institute of Language, Literature and History of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences karakchiev.vlad@yandex.ru
The article examines the activity of inferior powers of the Komi Autonomous District. The regional newspaper "Yugyd Tui" ("Path of Light") that was published in the 1920s served as the research material. This periodical covered the most relevant problems of inferior powers, discussed the state of the volost executive committees and made proposals to improve the work. The newspaper also published normative documents, which regulated the activity of the volost executive committees. The materials are presented by the National Library of the Komi Republic.
Key words and phrases: volost executive committees; Komi Autonomous District; state of authority apparatus; newspaper "Yugyd Tui" ("Path of Light"); activity of power bodies.
УДК 111.7; 116; 125 Философские науки
Статья посвящена выявлению онтологической природы творчества в контексте философии даосизма. Особое внимание уделяется анализу философских концепций Лао Цзы, Чжуан Цзы, Цзун Бина и Лю Аня. На основе проведённого исследования впервые выявляется интенция амбивалентного понимания созидания, раскрывающаяся в противопоставлении творчества и псевдотворчества. Выделяются и описываются характерные особенности творчества и псевдотворчества под углом зрения даосских мыслителей. Обосновывается необходимость сущностного разграничения этих феноменов с онтологических позиций во избежание проблем социального, личностного и мировоззренческого плана.
Ключевые слова и фразы: творчество; псевдотворчество; бытие; за-бытие; хаос; пустота; даосизм; онтология. Качай Илья Сергеевич
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск monaco-24-ilya@mail.ru
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА СООТНОШЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПСЕВДОТВОРЧЕСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ДАОССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
Исследование онтологической сущности творчества актуально в свете его априорной имманентности абсолютно всем уровням бытийной иерархии. Осмысление бытийной укоренённости творчества также приобретает особую значимость в контексте современной кризисной культуры, характеризующейся доминированием комбинаторной деятельности по преобразованию уже наличествующего бытия над процессами создания качественного нового бытия. Интенция повсеместной подмены творческих доминант внутренней свободы личности, уникальности и социокультурной ценности творческого продукта псевдотворческими