АРХИТЕКТУРА
«ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ» КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АРХИТЕКТУРЫ
«ФАБРИК БУДУЩЕГО»*
Дмитриева Алёна Олеговна
старший преподаватель кафедры «Архитектура промышленных сооружений» Московский архитектурный институт (государственная академия) г. Москва
AWARENESS AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE ARCHITECTURE OF THE FACTORIES OF THE FUTURE**
Dmitrieva Alena
senior tutor of the Department "Architecture of industrial structures" Moscow architectural Institute (state Academy) Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.1.69.459
АННОТАЦИЯ
В статье дано определение «фабрики будущего» как современной концепции организации производства и нового типа промышленной архитектуры. Раскрыто понятие «осведомленности» -важного свойства архитектурной среды новейших производственных объектов. Перечислены и описаны основные приемы ее формирования. Приведены примеры производственных предприятий, в архитектурных решениях которых реализовано это свойство. Сделан вывод о положительном влиянии «осведомленности» на функционирование высокотехнологичных предприятий и «фабрик будущего».
ABSTRACT
The article defines the Factory of the Future as a modern organizational concept of production and as a new type of industrial architecture. The concept of awareness as an important property of the architectural environment of the newest production facilities is disclosed. The main methods of its formation are listed and described. Examples of manufacturing facilities implementing awareness in its architecture are given. The conclusions about the positive impact of the awareness on the functioning of high-tech production facilities and Factories of the Future are made.
Ключевые слова: современная промышленная архитектура; «фабрика будущего»; «осведомленность» архитектурной среды; гуманизация производственной среды; коммуникативность; четвертая промышленная революция.
Key words: contemporary industrial architecture; Factory of the Future; awareness of the architectural environment; humanization of the production environment; communication; Fourth Industrial Revolution.
Уже сегодня можно наблюдать как в связи со стремительным скачком научно-технического прогресса (Четвертая промышленная революция), диджитализацией и кастомизацией всех сфер человеческой жизни происходят значительные трансформации и в области материального производства. Это касается не только изменений в производственно-технологических процессах, но и формирования нового представления о производственной отрасли как о своеобразной форме предоставления услуг. В рамках этого представления появляются «фабрики будущего» («умные фабрики», Factories of the Future, Smart Factories) - системы комплексных инновационных и технологичных решений, реализующие разработку, тестирование и производство продукции нового поколения, позволяющие в
режиме реального времени реагировать на все технологические и экономические изменения [4].
С точки зрения архитектуры промышленных зданий и сооружений «фабрики будущего» это новый тип производственных объектов. Архитектурные решения таких предприятий основаны на максимальном соответствии организационной концепции «умная фабрика», с одновременным обеспечением высокого качества и гуманизации промышленной архитектуры, экологической безопасности,
ресурсоэффективности и социальной
дружелюбности. Помимо функциональной диверсификации и объемно-планировочных решений, обеспечивающих гибкость и изменяемость архитектурно-строительной
структуры, отличительной чертой «фабрик
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-312-90011.
** The reported study was funded by RFBR, project № 19-312-90011
будущего» является формирование
производственной среды поддерживающей креативность, информированность и
коммуникативность сотрудников.
Свойство производственной среды, формирующее информированность всех сотрудников предприятия (от членов руководящего состава до рядового рабочего) обо всех новациях в отделах тестирования и разработки новой продукции и на производстве, обеспечивающее их вовлеченность в производственный процесс, а также креативность решений и свободу идей обозначается термином «осведомленность» (awareness). «Осведомленность» архитектурных решений предполагает, что при проектировании рабочих пространств и других функциональных зон, помимо решения утилитарных задач, в приоритете находится создание условий для формирования и поддержания связей и коммуникаций.
Первым это понятие для характеристики архитектурной среды ввел немецкий архитектор Гюнтер Хенн (Gunter Henn) в конце 1990-х годов [6]. «Осведомленность» была реализована в ряде объектов научно-исследовательского,
промышленного, офисного и
мультифункционального назначения,
спроектированных в мастерской
G. Henn Architekten. Повышенная
коммуникативность и информативность архитектурной среды также прослеживаются в проектах других архитектурных бюро, специализирующихся на промышленной архитектуре, например, Barkow Leibinger Architects, ATP Architekten, RMA Architekten, Bond Bryan Architects.
«Осведомленность» тесно связана с концепцией «бережливого производства» -стратегией управления промышленным предприятием, основанной на стремлении к постоянному и всестороннему устранению потерь [1 ], а также с современными тенденциями к демократизации производственной среды.
Одним из принципов «бережливого производства» является человеко-
ориентированность производственной
деятельности. Суть этого принципа заключается в создании мотивированности, стимуляции творческой активности, вовлеченности
сотрудников в управление предприятием, а также учете индивидуальных способностей всех сотрудников [7, P.115]. При реализации этого принципа улучшаются рабочие коммуникации, повышается оперативность, у работников создается ощущение причастности к общему делу и заинтересованность в успешном
функционировании предприятия.
Демократизация организации
предусматривает коллективные обсуждения и решения некоторых вопросов, связанных с управлением предприятием, а также предоставление частичной автономности отдельным рабочим коллективам. Объемно- и
функционально-планировочные решения,
направленные на демократизацию
производственной среды, в целом, соответствуют архитектурным приемам, создающим
«осведомленность».
Архитектурные решения, реализующие «осведомленность», также способствуют осуществлению концепции «обучения длиною в жизнь» (lifelong learning). Сегодня новые профессии, связанные с передовыми научно-техническими достижениями, возникают практически ежедневно. Модернизация производственного оборудования на «фабриках будущего» и других инновационных производствах происходит в среднем раз в три-пять лет [4, С.171], что ведет к необходимости для сотрудников не только переобучаться работе с новыми машинами, но и осваивать новые концепции и принципы производства будущего. При этом «фабрикам будущего» выгодно принимать участие в формировании и подготовке необходимых им рабочих кадров. Из всех форм «непрерывного образования» «осведомленность» архитектуры в первую очередь способствует активизации неформализованного обучения, ключевым фактором которого является среда с благоприятными условиями для межличностных коммуникаций [11, P.172-174].
В рамках исследования основных принципов формирования архитектуры «фабрик будущего» был собран и проанализирован материал по 80-ти современным производственным предприятиям и по 20-ти промышленным объектам ретроспективного анализа, которые по тем или иным характеристикам соответствуют
определению «фабрика будущего». Различные архитектурные приемы обеспечения
«осведомленности» были зафиксированы более чем у половины изучаемых объектов-представителей. Было выделено несколько направлений создания осведомленности.
Компактность объемно -планировочных
решений заключается в сокращении расстояний между основными функциональными зонами -непосредственном приближении друг к другу научно-исследовательских, производственных и административно-офисных подразделений. Этот прием осуществляется при помощи увеличения этажности и сплошной планировки производственных объектов - размещения «под одной крышей» всех частей предприятия, которые традиционно располагались в обособленных корпусах-зданиях [3, С.10,57].
Например, на «инновационной фабрике» мехатронных систем «Виттенштайн» (Wittenstein) (Henn Architecten, Германия, 2014) зоны производства, исследований и разработок, маркетинга и продаж, а также административно-офисные помещения сконцентрированы в одном объеме настолько компактно, что весь путь от первичных исследований до выпуска серийной продукции проходит в границах 30-метрового радиуса. Подобная «осведомленность»
архитектуры при помощи компактизации обеспечивает 30%-ное сокращение сроков выполнения всех производственных задач.
Функционально-планировочные решения, предполагающие выстраивание основных помещений и зон вокруг «объема-ядра» или вдоль циркуляционной оси, увеличивают протяженность границ между различными функциональными зонами, создавая потенциал для роста визуальных контактов и коммуникативности. Кроме того, потенциал «осведомленности» повышается с уменьшением общей площади объекта. Так, чем больше площадь объекта, тем затруднительнее осуществлять надежные коммуникации между основными функциональными зонами и их подразделениями, и наоборот, чем площадь объекта меньше, тем коммуникации плотнее и эффективнее.
На заводе по сборке автомобилей «Шкода» (Skoda) (Henn Architecten, Чехия, 1996) сборочный конвейер (зона производства) расположен вокруг административно-офисных помещений и отделов разработки. Благодаря этому, между двумя основными функциональными зонами создается максимально протяженная граница, что способствует улучшению обмена информацией и «осведомленности» [6, P.94-99].
В связи с актуальной тенденцией к гуманизации производственной среды на современных предприятиях происходит увеличение социально-рекреационных зон, которые также способствуют формированию «осведомленности» [10, P.225]. В состав большинства исследуемых объектов, помимо бытовых помещений, комнат приема пищи или столовых, вводятся различные зоны для отдыха, неформального общения и занятий спортом. В ряде исследуемых объектов присутствуют
составляющие социальной инфраструктуры, доступные как для работников предприятия, так и для его посетителей. Формирование таких зон «свободного доступа» способствует
информированности и привлечению новых партнеров, потенциальных клиентов и сотрудников [2, С.15-16].
Формирование повышенной
коммуникативности создается при помощи:
- «центров притяжения» - эргономичных и привлекательных пространств, ежедневно посещаемых большинством сотрудников компании, но не связанных с приложением труда; в качестве таких мест выступают социально-рекреационные зоны, рассмотренные выше;
- «осевых» и «ядровых» коммуникационных пространств, организуемых на границе нескольких функциональных зон [2, С.9], где может быть реализован специальный прием «пересечения потоков» - умышленное объединение / частичное соединение / пересечение путей перемещения внутри предприятия сотрудников, занятых в разных отделах.
В качестве примера можно привести фабрику сотовых телефонов «Моторола» (Motorola) (Sh.
Robson, Англия, 1998), где «коммуникативная улица», расположенная между тремя сборочными цехами с одной стороны и санитарно-бытовыми и офисными помещениями с другой, -организационная и композиционная ось комплекса - служит пространством для общения и укрепления корпоративного духа [8, P. 134-135].
«Осведомленность» в пределах одной функциональной зоны создается в открытых пространствах свободной планировки,
обладающих хорошими акустическими свойствами (в первую очередь, шумопоглощением). В подобных зальных помещениях для комфортного и бесконфликтного сосуществования групповой и индивидуальной форм деятельности может быть организованно чередование закрытых и открытых участков [2, С.9], например, при помощи мобильных и / или светопрозрачных перегородок, не доходящих до отметки потолка помещения. Необходимо отметить, что формирование таких пространств, которые обеспечивают возможность и командной работы и индивидуальной деятельности, является более рациональной [9, P.18].
Кроме того, определены локальные средства, при помощи которых может быть создана «осведомленность» архитектурной среды:
- мосты-галереи и смотровые площадки -архитектурные элементы, расположенные над уровнем рабочей зоны, которые обеспечивают информативный и безопасный обзор производственного пространства и происходящих в нем процессов;
- смотровые окна и витрины, создающие визуальные связи как между разными отделами или функциональными зонами внутри объекта, так и между интерьерами и внешней средой.
Примером может служить «умная фабрика ТРАМФ» (TRUMPF) (Barkow & Leibinger Architects, США, 2017) (производство лазерных станков), которая одновременно выполняет производственные и демонстрационно-выставочные функции. Один из фасадов производственно-выставочного зала представляет собой витрину, которая позволяет снаружи демонстрировать агрегаты, расположенные в цехе. В отметке нижнего пояса конструкций покрытия производственного зала (металлические фермы пролетом 45 м) спроектирован мост-галерея, проходящий через всё помещение. Двигаясь по мосту из одного конца цеха в другой, можно подробно осмотреть все высокотехнологичные станки в действии.
Высокая «осведомленность» архитектурной среды на производственном предприятии, в первую очередь, приводит к повышению
производительности труда. Кроме того, создаются благоприятная психологическая обстановка, мотивированность и сплоченность всего коллектива, которые помогают легче и быстрее адаптироваться к трансформациям, связанным с внешними факторами. Установление прочных и эффективных, часто неформальных, связей между
различными подразделениями и отдельными сотрудниками на предприятии, способствует возникновению свежих нетривиальных идей по разработке и / или модернизации выпускаемой продукции, а также помогает находить инновационные решения выхода из «тупиковых», кризисных ситуаций. В перспективе, в связи со сложнопрогнозируемым и скачкообразным развитием научно-технического прогресса, это качество архитектуры «фабрик будущего» будет становиться все более актуальным.
Список литературы
1. Бережливое производство [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое_производс тво. (дата обращения: 12.07.2021).
2. Вартапетова, А. Е. Архитектурно-планировочные принципы организации офисных объектов : автореф. дис. ... канд. арх. / А. Е. Вартапетова. - М., 2010. - 33 с.
3. Крылов, В. В. Архитектурная типология промышленных зданий : учебное пособие / В. В. Крылов, Российская Федерация М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. архитектурно-строит. ун-т, ин-т архитектуры и дизайна, Каф. архитектуры и дизайна. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та., 2014. - 159 с.
4. Проскурин А.Г. Современные принципы построения промышленных зданий / А.Г.
Проскурин // Вестник ОГУ. - 2011. - № 9 (128). -С. 170-177.
5. Фабрики будущего [Электронный ресурс]: URL: https://technet-nti.ru/article/fabriki-buducshego. (дата обращения: 12.07.2021).
6. Allen, TH. J. The Organization and Architecture of Innovation: Managing the Flow of Technology / TH. J. Allen G. W. Henn. - Oxford (UK): Butterworth-Heinemann, 2006. - 136 p.
7. Carpi, R. Performance management: Why keeping score is so important, and so hard/ R. Carpi, J. Douglas, Fr. Gascon // The great re-make: Manufacturing for modern times. - 2017. - USA: McKinsey&Company. - P.
8. Darley, G. Factory/ G. Darley. - London : Reatktion Books, 2003. - P. 134.
9. The future of work in technology : How technology leaders can reimagine technology work, the workforce, and the workplace / Kh. Kark, B. Briggs, A. Terzioglu, M. Puranik. - UK : Deloitte Press, 2019. - 32 p.
10. "We Are Not Concerned With Corporate Identity, But With Quality" - a Discussion With Frank Barkow and Regine Leibinger / F. Kaltenbach // Detail.
- 2015. - № 3. - P. 222-227.
11. Wiendahl H.-P. Handbook Factory Planning and Design / H.-P. Wiendahl, J. Reichardt, P. Nyhuis.
- Verlag, Berlin, Heidelberg: Springer, 2015. - 502 p.