ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
З.И. Цыбуленко
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы осуществления прав и исполнения обязанностей родителями по воспитанию своих несовершеннолетних детей, существующих недостатках и трудностях, их причинах, о мерах по совершенствованию семейного законодательства РФ, регулирующих отношения по воспитанию детей, и практики их применения. Обосновывается нецелесообразность принятия некоторых из них.
Ключевые слова: осуществление родительских прав; исполнение родительских обязанностей; права ребенка; лишение родительских прав; отобрание ребенка; защита прав детей и родителей.
Z.I. Tsybulenko
THE EXERCISE OF RIGHTS AND PERFORMANCE OF DUTIES ON EDUCATION MINORS IN FAMILY LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article the questions of realization of the rights and duties of parents to educate their minor children, about the available with the shortcomings and difficulties, their causes, measures to improve family legislation of the Russian Federation, regulating the relations of parenting, and practice of their application, explains the inadvisability of adopting some of them.
Ключевые слова: parental rights; parenting; children's rights; termination of parental rights; the child; protection of the rights of the child and parents.
В международных актах о правах человека, в т.ч. детей, закреплены положения о недопустимости произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан; о семье как естественной и основной ячейке общества; ее праве на защиту со стороны общества и государства; на особое попечение и помощь1.
В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., говорится о предоставлении семье необходимой защиты и содействия в выполнении ею своих обязанностей; ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере его понимания; во всех действиях в отношении детей внимание в первую очередь должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов2.
© Цыбуленко Зиновий Иванович, 2017
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)
Государства — участники Конвенции обязаны: обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия; принять меры, чтобы учреждения и органы, обязанные заботиться о детях и их защите, соответствовали требованиям, предусмотренным компетентными органами, в частности, с точки зрения пригодности их сотрудников; уважать права ребенка на сохранение семейных связей, не допуская противозаконного вмешательства в семью; сделать все возможное, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, кроме случаев, указанных в законе; уважать право ребенка, разлученного с одним или обоими родителями, регулярно поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
Конвенция предусматривает оказание родителям и законным представителям надлежащей помощи в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, принятию всех необходимых законодательных и иных мер для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения либо эксплуатации со стороны родителей, опекунов или других лиц, которые заботятся о ребенке (ст. 3, 5,8, 9).
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ Россия, ратифицировав или присоединившись к названным международным актам, должна соблюдать и выполнять их положения. В связи с этим многие основные положения указанных актов нашли отражение в семейном законодательстве РФ. Наиболее важными его нормативными правовыми актами, в которых непосредственно регулируются й отношения, связанные с воспитанием детей, являются: Семейный кодекс РФ ? (далее — СК РФ), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных з гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)3; | Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах I поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 28 декабря 2015 г.)4; Федеральный | закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в ред. от ! 28 ноября 2015 г.)5; Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 § «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении | несовершеннолетних граждан» (в ред. от 10 сентября 2015 г.)6; Примерное положе-| ние о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное 'I Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 (в ред. от 18 октя-| бря 2016)7; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 | «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с
воспитанием детей» (в ред. от 6 февраля 2007 г.)8. I Так, в Семейном кодексе РФ (далее — СК РФ) закреплены следующие по-
ё ложения: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации § находятся под защитой государства; необходимость укрепления семьи; недо-| пустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечение | беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав; возможность судебной защиты этих прав, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи (ст. 1).
Специальная гл. 11 СК РФ посвящена правам несовершеннолетних детей, 126 среди которых право на проживание и воспитание в семье своими родителями,
обеспечение и защита своих прав и законных интересов, которая должна осуществляться родителями и другими уполномоченными органами; обязательный учет мнения детей по достижении ими возраста 10 лет, а в случаях, указанных в законе, на принятие решения только с их согласия (ст. 54-57).
Согласно СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обладают преимущественным правом на их воспитание и обучение перед всеми другими лицами, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны проявлять заботу об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, защищать права и интересы детей, являясь их законными представителями (ст. 63, 64).
Однако анализ практики применения норм семейного законодательства свидетельствует о наличии недостатков, трудностей именно в процессе применения указанных норм, что препятствует достижению перечисленных целей.
Имеется немало случаев невыполнения, нарушения родителями своих родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, жестокого обращения с ними, применения физического и психического насилия над детьми, когда имеются основания для проверки условий жизни и воспитания детей в семье, постановки вопроса о лишении родительских прав или ограничения их, отобрания детей в связи с непосредственной угрозой их жизни и здоровью, а органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительные и другие органы, обязанные в силу закона защищать права детей, не выполняют своих обязанностей, своевременно не реагируют надлежащим образом на нарушения прав детей в семье, что приводит к тяжелым последствиям. ш К примеру, многодетная семья, в которой шестеро детей, состояла на учете в и качестве неблагополучной. Отец систематически жестоко обращался с детьми, а избивал их, угрожал убийством жены и детей во время постоянных скандалов о в семье. Мать только в течение 2014-2015 гг. неоднократно обращалась с за- к явлениями к участковому уполномоченному, в полицию с просьбой принять о
с
необходимые меры для прекращения издевательств мужа над детьми, их за- а щиты. Однако каждый раз ей отказывали в возбуждении уголовного дела за в
е
отсутствием состава преступления. Это привело к тому, что муж убил своих о
шестерых детей, беременную жену и родную мать9. Поскольку семья стояла на р'
учете как неблагополучная, о ней должны были знать орган опеки и попечи- |
тельства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы к
образования, проявлять больше внимания и интересоваться условиями жизни а
и воспитания в такой семье детей для принятия своевременных мер по защите |
их прав. Этого сделано не было, что вместе с бездействием полиции и привело к ии
столь печальному результату. №
В другом случае отец 10-летнего сына вместе со второй женой и ее 18-летней 1
дочерью, постоянно избивали, издевались над мальчиком, отец не выпускал его )
на улицу, категорически запрещал играть со сверстниками и ходить в школу, 7 запирал его в кладовой, расположенной в неотапливаемом подвале, оставлял в ней на несколько суток без еды и воды, вследствие чего ребенок умер. После этого все трое были осуждены к лишению свободы, а отец ребенка к пожизненному заключению10.
В третьем случае мать длительное время постоянно избивала своего 11-летнего
сына, 16-летнего пасынка и 4-летнюю падчерицу. Последняя после очередного 127
избиения шваброй умерла в сентябре 2016 г. В результате расследования мачехе предъявлено обвинение в убийстве падчерицы и установлено отсутствие с декабря 2014 г. по сентябрь 2016 г. контроля со стороны должностных лиц отдела образования местной администрации за условиями жизни и воспитания детей в приемной семье. Акты обследования условий жизни детей неоднократно составлялись специалистами на их рабочем месте без фактического посещения семьи11.
В четвертом случае мать, имевшая трех детей, состоявшая на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уморила голодом до смерти 5-летнего сына, который ей почему-то не нравился: она за ним не ухаживала, плохо кормила, не устроила в детский сад, хотя имела туда направление, не выпускала на улицу гулять, не впускала в квартиру работников социальных служб и сотрудников полиции. Только после смерти мальчика мать была осуждена за убийство с особой жестокостью и был поставлен вопрос о лишении ее родительских прав12.
В пятом случае мужчина вместе с матерью усыновленного им ее 7-летнего ребенка довели его до самоубийства из-за систематических истязаний и пыток. Они неоднократно предлагали мальчику выпрыгнуть с лоджии квартиры на 10-м этаже дома, где он проживал с ними, что он и сделал, когда их не было дома. После этого обоих осудили за убийство ребенка с особой жестокостью13.
Следует обратить внимание на то, что ни комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, в задачи которой входит обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, организация осуществления мер по защите их от всех форм физического или психического насилия, оскорбления,
й грубого обращения, ни школа, в которой учился ребенок, приходивший на зао
? нятия с синяками и ссадинами, не интересовались условиями его жизни и не з пришли своевременно ему на помощь.
| Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о проживании детей
I в неблагополучных семьях, в которых нарушаются их права. В результате про-| курорских проверок обнаружены факты, когда родителей, которые оказывают ! отрицательное влияние на детей, полиция не берет на учет, образовательные § учреждения несвоевременно реагируют на случаи семейного неблагополучия, | комиссии по делам несовершеннолетних формально относятся к контролю за | работой по профилактике и предупреждению бытового насилия в семьях14.
Нередки случаи, когда, родитель, с которым проживает ребенок, необоснован-| но препятствует другому родителю общаться с ним, участвовать в его воспитании. | При рассмотрении таких споров судами последние иногда допускают ошибки при принятии решений, не всегда руководствуются интересами ребенка, не в полной мере учитывают фактическую возможность родителя обеспечить над-ё лежащее воспитание ребенка, характер взаимоотношений между родителями § и ребенком, привязанность последнего к лицам, с которыми он проживает, не | выясняют мнение ребенка о том, с кем бы он хотел проживать, место жительства | родственников ребенка и их возможности по оказанию реальной помощи в его воспитании и другие существенные обстоятельства.
На практике возникают трудности при осуществлении права родителей на оказание им содействия в предоставлении социальной помощи, в т.ч. многодетным, малоимущим семьям, матерям-одиночкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это не способствует созданию нормальных условий для 128 надлежащего воспитания детей. Так, благополучная семья, состоящая из роди-
телей и двоих детей, проживала в своем доме, расположенном на склоне горы, который из-за оползня стал разрушаться, угрожая жизни и здоровью членов семьи, которая вынуждена была перебраться жить в нанятую квартиру и обратилась к администрации района за оказанием помощи в решении жилищного вопроса.
В связи с тем, что вопрос долго не решался, семья обратилась с жалобой в администрацию Президента России. После этого вместо оказания помощи семье орган опеки района обратился под надуманным предлогом с иском в суд об отобрании детей, обосновывая требования тем, что родители якобы создают условия, угрожающие жизни и здоровью своих детей, поскольку продолжают жить в разрушающемся доме. Только благодаря мерам, принятым уполномоченным по правам человека области и его коллегами по правам ребенка, иск был отозван15.
В другом случае многодетная мать-одиночка, имея шестерых детей, четверо которых — школьники, проживающая в одном из сел Воронежской области, оказалась в трудной жизненной ситуации. Ее дом сгорел, живет с детьми в старом, требующем серьезного ремонта доме, предоставленном ей соседями. Детям нужны школьные принадлежности, одежда, продукты питания. В связи с отсутствием в селе работы мать зарабатывает тем, что помогает жителям села по хозяйству. Она обратилась в местную социальную службу с просьбой выплатить ей единовременное пособие для подготовки детей к школе. Вместо этого работники социальной службы дважды пытались отобрать у нее детей, заявляя матери что это и есть оказание ей помощи, хотели лишить ее родительских прав при отсутствии к этому законных оснований. Мать вместе с детьми, самому младшему из которых 10 лет, оказали сопротивление и отстояли целостность семьи, не позволили ее разъединить. Ни пособия, ни школьной формы семье так ш и не выдали, но исключили из очереди на приобретение трактора. Ассоциация и родительских комитетов и сообществ, куда мать обратилась за помощью, орга- а низовала сбор средств на нужды семьи16. о
Не способствуют созданию необходимых условий для воспитания детей весь- к ма незначительные размеры материальной помощи, оказываемой государством о
с
многодетным семьям, многие из которых являются нуждающимися, а каждая а
третья из них находится за чертой бедности, по данным НИИ Высшей школы в
е
экономики. Так, многодетная мать пятерых детей работала, получала зарплату о
13 тыс. руб. и небольшие пособия на детей как многодетная мать. Не имея воз- ю
"О
можности купить детям одежду, учебники перед школой, вынуждена была взять и
в банке кредит в размере 10 тыс. руб. под 16% годовых. Когда наступил срок его к
погашения, а денег для этого не было, не найдя выхода из создавшейся трудной а
жизненной ситуации, мать покончила жизнь самоубийством. Орган социальной |
защиты местной администрации не поинтересовался у матери, не нуждается ли и
она в помощи для подготовки детей к школе и не предложил таковой17. №
Одной из причин, препятствующих надлежащему воспитанию детей в много- 1
детных семьях матерями-одиночками, являются низкие размеры пособий, )
выплачиваемых на детей, что требует их повышения с учетом прожиточного 7 минимума, роста цен, уровня инфляции.
На практике допускаются ошибки при подборе и подготовке приемных родителей, вследствие чего ежегодно отменяется около 1% решений о передаче детей в приемные семьи, а в детские дома возвращается около 6 тыс. детей. Это объясняется некомпетентностью некоторых работников социальных служб, нередко
непрофессиональным и несвоевременным оказанием помощи приемной семье в 129
воспитании приемных детей, недостаточным контролем со стороны государства за условиями жизни детей в таких семьях. Это приводит к тому, что в некоторых семьях приемных детей используют в качестве работников, вербуют в разные секты, террористические организации. В одном случае в Подмосковье родитель убил приемную дочь за то, что она без разрешения взяла кусок шашлыка18.
С другой стороны, имеют место случаи поспешного и необоснованного отобрания детей из приемных семей, осуществляемого, к тому же, в позднее время, в грубой неприемлемой форме, заставляющего детей и приемных родителей переживать стрессовое состояние, наносящего им душевные травмы, что не способствует передаче детей-сирот в приемные семьи19.
Значительные препятствия в надлежащем воспитании детей создают нарушения семейного законодательства РФ о защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, перечень которых закреплен в законодательстве20. Вследствие его нарушения, запретов, содержащихся в нем, среди детей школьного возраста получили распространение курение табака, употребление наркотических и психотропных средств, средний возраст приобщения к ним подростков сейчас составляет 11-13 лет, а иногда 9-10 лет, их число увеличивается, большое количество несовершеннолетних осуждается за участие в приготовлении и сбыте наркотиков, а также за другие преступления21.
Получили распространение пропаганда информации о самоубийствах и склонение к ним несовершеннолетних с подробным описанием способов их совершения в средствах массовой информации и сети Интернет из-за отсутствия й надлежащего контроля со стороны родителей за поведением своих детей, уго-? ловной ответственности за склонение несовершеннолетних к самоубийствам з органа, который бы отвечал за мониторинг в сети Интернет в целях выявления | запрещенной информации о способах совершения самоубийств и призывов к I их совершению, а также непринятие необходимых и достаточных мер руковод-| ством социальных сетей, с использованием которых осуществляется названная I противозаконная деятельность, по ее блокировке и пресечению. В результате § этого, по данным Следственного комитета РФ, в 2015 г. покончили жизнь са-| моубийством 500 подростков, а в 2016 г. — более 700 несовершеннолетних, не | считая попыток самоубийства. В сети Интернет созданы т.н. «группы смерти» 'I под руководством администраторов, в которые втягивают подростков для скло-| нения их к самоубийствам22.
| На практике встречаются и другие нарушения прав семьи, детей, родителей
вследствие несовершенства некоторых норм семейного законодательства о защите названных прав, случаи неправильного толкования, применения и нарушения § их, что мешает созданию надлежащих условий для воспитания детей. § Для устранения указанных недостатков государством принимаются различ-
| ные меры, которые предусматриваются в следующих документах: «Националь-| ная стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 76123; Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р24; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р25; проекте 130 Концепции совершенствования семейного законодательства с конкретными
предложениями по данному вопросу, дополнениях в СК РФ, в Федеральный закон об образовании в части регулирования отношений по воспитанию детей.
В перечисленных актах закреплены цели, принципы, задачи, приоритетные направления государственной семейной политики. В числе указанных мер по решению этих задач необходимость совершенствования законодательства РФ о профилактике социального сиротства, порядке лишения родительских прав и ограничения в них, об установлении порядка проведения работы по восстановлению семьи в случаях ее разделения либо угрозы разделения родителей и детей, о совершенствовании порядка обследования условий жизни детей в случаях, предусмотренных законом.
Предусматривается повышение роли органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении поддержки семьи, разработка мер по развитию кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, повышение квалификации ее работников, учет названных задач при формировании бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов.
Заслуживают поддержки предложения о закреплении в качестве принципов семейного законодательства РФ преимущественного права родителей на воспитание своих детей, обязанности государства по оказанию родителям или заменяющим их лицам надлежащей помощи в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, охраны нравственного благополучия ребенка, определении в семейном законодательстве РФ оснований, критериев и порядка принятия органом опеки и попечительства решения о проведении обследования условий жизни ребенка, по результатом которого он принимает решение об отобрании ребенка, обращение в суд с заявлением об ограничении родителей в родительских правах либо об их лишении и др.
Вполне справедливо предлагается уточнить и конкретизировать содержание ст. 70, 73, 77, 78 СК РФ и принять регламенты исполнения государственных функций по участию в судебном рассмотрении дел о лишении родительских прав, ограничении в них, по принятию акта компетентного органа о немедленном отобрании ребенка у его родителей или других лиц в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка и исполнении его органом опеки и попечительства, участия этих органов при разрешении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кто предъявил иск в защиту прав ребенка.
Следует согласиться с рекомендациями об утверждении инструкции о порядке проведения обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, об установлении ответственности за незаконное или необоснованное вторжение чиновников в семью и изъятие детей, превышение должностных полномочий, повлекшее неправомерное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых они находятся.
Можно поддержать предложения о наделении органа опеки и попечительства правом выносить родителям письменное предупреждение за нарушение ими прав и законных интересов ребенка при отсутствии достаточных законных оснований для ограничения их в родительских правах, о предоставлении суду права на последующий судебный контроль за законностью решений органа опеки и попечительства об отобрании ребенка у родителей и при установлении его незаконности восстанавливать родительские права и защитить права ребенка, о закреплении в законодательстве РФ обязательного участия адвоката на стороне
родителей при рассмотрении судами споров, связанных с отобранием ребенка, ограничением родительских прав или их лишением.
Заслуживают внимания предложения об усилении борьбы с употреблением наркотических, психотропных веществ, алкоголя несовершеннолетними, со сбытом этих веществ подростками, о дополнении законодательства РФ нормой, предоставлявшей суду право своим решением по заявлению комиссии по делам несовершеннолетних или других уполномоченных органов возлагать на несовершеннолетних и их родителей, иных законных представителей обязанность по прохождению подростками принудительной диагностики и лечения от наркомании26, о введении уголовной ответственности для организаторов т.н. «групп смерти» за пропаганду самоубийств, склонение к ним несовершеннолетних, содействие в этом с помощью сети Интернет, а также о необходимости разработки и принятия совместного нормативного правового акта Минздравом РФ, Минобрнауки РФ, Роскомнадзором и Роспотребнадзором, который бы четко регламентировал их взаимодействие в сфере предупреждения самоубийств среди несовершеннолетних27 и другие предложения, направленные на укрепление семьи, создание условий для надлежащего воспитания несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
Вместе с тем имеются и другие предложения, реализация которых на практике вряд ли может способствовать совершенствованию семейного законодательства о воспитании и защите прав несовершеннолетних. Так, анализ содержания положений проекта Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» вызывает сомнение в необходимости его принятия в такой редакции й в настоящее время. В нем предлагается закрепить не совсем четкие и ясные
0 „
? определения понятий физического, психологического и экономического наси-з лия, которые сформулированы слишком расплывчато без четких критериев и | признаков. Определения названных форм семейно-бытового насилия носят субъ-
1 ективный, оценочный характер, вследствие чего могут привести к увеличению | оснований для привлечения родителей, других членов семьи к ответственности ! за применение ими обычных традиционных мер воспитания к несовершенно-§ летним и иным членам семьи, необоснованному отобранию детей у родителей. | Кроме того, широкий круг органов, организаций социального обслуживания | и лиц, осуществляющих деятельность в сфере профилактики семейно-бытового
насилия, наделен правом проводить контроль в ней, обращаться в суд с требо-| ванием о защите прав и законных интересов других лиц по их просьбе, несо-| вершеннолетнего с согласия его законного представителя, а также в органы полиции или в суд с заявлением о вынесении защитного или судебного защитного предписания по просьбе пострадавшего или его законного представителя | (ст. 10-15 законопроекта).
§ В случаях, указанных в законопроекте, названные предписания могут быть
| вынесены и без согласия пострадавшего (ст. 22-23). Неявка в суд заявителя, по-| страдавшего или лица, в отношении которого подано заявление, не препятствует его рассмотрению и вынесению судебного защитного предписания (п. 6 ст. 24), в котором суд может обязать нарушителя покинуть место совместного проживания с пострадавшим на время действия предписания, независимо от того, кто является собственником жилого помещения (ст. 26).
Таким образом, после произошедшей или предполагаемой ссоры между 132 родителями и детьми их могут разлучить и лишить возможности встречи, об-
суждения причин ссоры, достижения взаимопонимания, взаимного извинения и примирения, налаживания или восстановления добрых семейных отношений.
Анализ содержания законопроекта дает основания полагать, что его принятие в предложенной редакции и применение на практике может создать условия для чрезмерно широкого, поспешного и не всегда обоснованного вмешательства в семейные отношения со стороны государственных органов, организаций социального обслуживания граждан. Кроме того, это может привести к нарушению преимущественного права и обязанности родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, на самостоятельное решение ими этих вопросов традиционными способами, повлечь ослабление семейных отношений супругов, родителей и детей, рост количества детей, отобранных у родителей, подрыв авторитета последних, престижа семьи, способствовать ее разрушению и другие отрицательные последствия.
Нельзя признать приемлемыми для российских семей положения Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 годов о том, что основным источником насилия для детей является семья, ребенок — такой же субъект права, как и взрослый человек, поэтому необходимо продвижение и принятие в России закона о профилактике семейно-бытового насилия, а также распространение среди детей информации о новых формах семьи, состоящей из двух отцов или двух матерей, образовавших однополый брак, о пропаганде и защите права детей на пользование сетью Интернет.
Приведенные положения не соответствуют принципам семейного законодательства России, задаче укрепления традиционной семьи, приоритета семейного воспитания детей в духе традиционных российских семейных ценностей. i
Трудно согласиться с целесообразностью принятия в настоящее время разра- и ботанного Минюстом РФ проекта Федерального закона о внесении изменений в п ст. 446 ГПК РФ и дополнении ГПК РФ ст. 447, а Федеральный закон от 2 октября о 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» — ст. 78.7, в которых пред- К лагается закрепить право на обращение взыскания за долги на принадлежащее о
с
гражданину-должнику на праве собственности единственное пригодное для по- а стоянного проживания его и членов его семьи жилое помещение и его продажу на в основании определения суда, порядок обращения взыскания, что не допускается о действующей ст. 446 ГПК РФ (ст. 1 законопроекта). ю
~о
Согласно законопроекту после реализации такой квартиры из вырученной от |
ее продажи суммы погашаются долги и расходы по ее реализации, а оставшаяся К
сумма передается должнику для приобретения иного жилого помещения. Она а
определяется судом и должна быть не менее стоимости жилой площади, рас- |
считанной на основании нормы предоставления площади жилого помещения, ии
установленной законодательством РФ с учетом членов его семьи, а также с №
учетом среднего показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости на 1
территории субъекта РФ, действующего на момент вынесения определения суда )
об обращении взыскания на имущество, которая может быть увеличена судом, 7 но не более чем на 20%.
В том случае, если должник в течение 3-х мес. с момента передачи ему названной суммы не приобретет жилое помещение, она должна перечисляться в бюджет муниципального образования по месту нахождения проданного жилого помещения. В течение 2-х мес. со дня перечисления этой суммы орган местного
самоуправления должен предоставить гражданину и членам его семьи, прожи- 133
вающих совместно с ним, иное пригодное для проживания жилое помещение. Последние должны освободить проданное жилое помещение в течение 14 дней с даты приобретения (предоставления) иного жилого помещения (ст. 2 законопроекта).
Представляется, что принятие законопроекта и применение его на практике повлечет умаление жилищных прав и ухудшение жилищных условий должника и членов его семьи, в т.ч. несовершеннолетних, в связи с изменением места их жительства, учебы детей, уменьшения размера жилой площади, по сравнению с предыдущей, трудности приобретения гражданином на переданную ему денежную сумму благоустроенного жилого помещения, предоставлением ему органом местного самоуправления просто пригодного для проживания, а не благоустроенного жилого помещения. Это противоречит положениям п. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающим издавать законы в РФ, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.
Недопустимо в нарушение требований ст. 69, 70, 73, 77, 143 СК РФ, предусматривающих основания и порядок отобрания детей у родителей в случаях лишения их родительских прав, ограничения их, непосредственной угрозы жизни ребенка или здоровью, отмены усыновления, отобрания детей у родителей, имеющих задолженность по коммунальным платежам по распоряжению главы районной администрации28. Это противоречит основным принципам семейного законодательства об обеспечении приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, их прав на проживание и воспитание в своей семье и своими родителями, о преимущественном праве родителей на воспитание своих детей, г^ а также положениям ст. 7, 38 Конституции РФ об обеспечении государственной ? поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, не будет содей-3 ствовать выполнению обязанности родителями по надлежащему воспитанию ™ своих детей.
^ Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совер-
| шенствования норм семейного законодательства России о воспитании несовер-| шеннолетних и практики их применения.
о
й 1 См.: Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
§. (ст. 12, 16, 25-26) // Российская газета. 1995. 5 апр.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод
а. от 4 ноября 1950 г. (ст. 8) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163; Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 де-° кабря 1966 г. (с. 10) // Ведомости Верховного Совета СССР 1976. № 17, ст. 291.
| 2 См.: Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45, ст. 955.
!з 3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2017. № 1, ч. 1, ст. 6.
™ 4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1, ст. 19; 2017. № 1, ч. 1, ст. 11.
о 5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755: 2015. № 48, ч. 1, ст. 6724.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.2009. № 21, ст. 2572; 2015. № 38, ст. 5289. § 7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45, ст. 5829; 2016. № 43, ст. 6039.
| 8 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7; 2007. № 5.
2. 9 См.: Яковлева Е. Пропущенная беда // Российская газета. 2015. 6 авг.; Волкова М. Начали с низов
¿5 // Российская газета. 2015. 7 авг.; Поносов И. Ответят за халатность // Российская газета. 2015. 10 авг.
| 10 См.: Шестаков А. Замуровал в подвале // Российская газета. 2016. 27 сент.
о 11 См.: Шулепова Е. Поздно очнулись // Российская газета. 2016. 24 окт.
ш 12 См.: Бахарев К. Концлагерь на дому // Российская газета. 2014. 16 янв.
13 См.: Куликов А. Ужаснулись... и забыли // Российская газета. 2016. 15 дек.
14 См.: Там же.
15 См.: Куликов А. Опеку испугал оползень // Российская газета. 2016. 28 сент.
16 См.: День горьких знаний в воронежской семье // Российская газета. 2015. 3 сент.
17 См.: Ионова Л. Ушла от долгов и нужды // Российская газета. 2012. 14 авг.
18 См.: Дмитриенко О. Назад в детдом // Российская газета. 2015. 9 июля; Петров И. Обижают не по-детски // Российская газета. 2016. 30 сент.; Барабаш О. Любить нельзя вернуть в детдом // Российская
134 газета. 2016. 20 окт.; Кузьмин В. Сирота с возвратом // Российская газета. 2016. 25 нояб.
Э.Ц. Батуева • Момент возникновения объектов незавершенного строительства как недвижимого имущества
19 См.: Махина А. Несчастливы вместе // Российская газета. 2017. 2 февр.; Лебедева Н. Обещали вернуть // Российская газета. 2017. 8 февр.; Яковлева Е, Лебедева Н. Обобранное счастье // Российская газета. 2017. 14 февр.; Лебедева Н. Дело семейное // Российская газета. 2017. 16 февр.
20 См.: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016).
21 См.: Богданов В. Наркомания молодеет // Российская газета. 2015. 9 июля; Его же. Вылечатся поневоле // Российская газета. 2016. 26 февр.; Куликов В. Отрезвлять под контролем // Российская газета. 2015. 17 нояб.; Петров В. Избавиться от дури // Российская газета. 2016. 5 апр.
22 См.: КозловаН. Последний шаг — в пустоту // Российская газета. 2015. 10 нояб.; Ее же. Шаг в никуда // Российская газета. 2016. 27 окт.; Ее же. Умирать легко и модно? // Российская газета 2016. 16 нояб.; Петров И. Обижают не по-детски // Российская газета. 2016. 30 сент.; Шадрина Т. Переход на сайт иной // Российская газета. 2016. 26 дек.; Петров В. Осторожно, дети! // Российская газета. 2017. 14 февр.
23 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.
24 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 35, ст. 4811
25 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3357.
26 См.: Куликов В. Отрезвят под контролем // Российская газета. 2015. 17 нояб.; Богданов В. Вылечиться поневоле // Российская газета. 2016. 26 февр.
27 См.: ШулеповаЕ. Не пропасть в паутине // Российская газета. 2016. 2 нояб.; Кто выталкивает детей из жизни // Российская газета. 2017. 13 янв.; Куликов В. Жить надо дольше // Российская газета. 2017. 17 янв.; Махина А. Группу смерти посадят // Российская газета. 2017. 2 февр.; Петров В. Осторожно, дети! // Российская газета. 2017. 14 февр.
28 См.: Алимов Т. Не так выразились // Российская газета. 2017. 16 янв.
Э.Ц. Батуева
МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
т» „ГО
В статье на основе системного исследования теории, действующего законодательства, с
судебной и правоприменительной практики автором определяется момент возникновения и
объектов незавершенного строительства. Устанавливаются необходимые критерии для п
признания объектов незавершенного строительства объектами недвижимости. Сформу- а
лированы существенные признаки и условия ввода таких объектов в гражданский оборот. о
Ключевые слова: строительство, недвижимость, государственная регистрация, объекты о
гражданских прав, объекты незавершенного строительства. г
о
а
H.Ts. Batueva с
—I
THE TIME OF APPEARANCE THE INCOMPLETE Й
CONSTRUCTION PROJECTS AS REAL ESTATE р
и
и
On the basis of systemic research of theory, current legislation, judicial and law-application е
practice the author determines the time of appearance the incomplete construction projects. о
The author reveals the necessary criteria for recognition of incomplete construction projects КК
as objects of immovable property. The author then establishes key characteristic features and д
requirements for the introduction of objects into civil turnover. и
Keywords: construction, immovable property, state registration, objects of civil rights, • и
incomplete construction projects.
UJ
) 2
В сфере правового регулирования вопросов, связанных с оборотом объектов U незавершенного строительства, в особенности в части определения их правовой природы, произошло знаковое событие.
© Батуева Эржена Цыденжаповна, 2017
Кандидат юридических наук, начальник отдела обеспечения ведения Единого государственного реестра недвижимости Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия; e-mail: [email protected] 135