ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ОВД
Ю.А. Петрова,
адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право; международное частное право Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России, полковник полиции Лебединец О.Н.
E-mail: Aleksandrovna-88@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена проблемам осуществления и защиты жилищных прав сотрудников ОВД, способам реализации прав на жилище, вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, как новой формы удовлетворения потребности в жилье.
Ключевые слова: жилые помещения, сотрудники ОВД, наниматель, социальная выплата.
REALIZATION AND PROTECTION OF HOUSING RIGHTS OF POLICE OFFICERS
Yu. A. Petrova,
an associate of the Department of civil law and the Ministry of Internal Affairs of Moscow University
Annotation. The article is devoted to the problems of realization and protection of the housing rights of police officers, ways of realizing the rights to housing, the provision of lump-sum payments for purchase of housing, as a new form of satisfaction of housing needs.
Keywords: accommodations, enforcement officers, employer, social allowance.
В настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит около 77 тыс. сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет до 1 марта 2005 г. В связи с чем, законодательством предусмотрено три варианта удовлетворения потребности сотрудников ОВД в жилье: а) посредством предоставления ему служебного жилого помещения; б) путем предоставления жилого помещения в собственность; в) посредством единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Прежде всего следует отметить, что право сотрудника ОВД на жилищное обеспечение регламентировано положениями ст. 44 Закона о полиции1 (в статье говорится о сотруднике полиции, но ее положения в силу прямого указания в данном Законе (ч. 2 ст. 56) распространены на сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции):
обеспечение сотрудника ОВД жилым помеще-
нием осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1);
полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый ФОИВ в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством РФ (ч. 2);
сотрудник, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (ч. 3).
Эти положения воспроизведены, детализированы и дополнены в Законе о соцгарантиях сотруд-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
никам ОВД2, в предмет регулирования которого согласно ч. 1 его ст. 1 входят отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников ОВД, граждан РФ, уволенных со службы в ОВД, и членов их семей. Так, названным Законом регламентированы: единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения (ст. 4); предоставление жилого помещения в собственность (ст. 5); предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма (ст. 6); норма предоставления площади жилого помещения (ст. 7); предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (ст. 8); предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (ст. 9); денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг (ст. 10).
Следует также отметить, что Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. № 345 (ред. от 27.07.2004) «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел»3 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, а Приказом МВД России от 18 марта 2003 г. № 169 — Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений4.
Как видно из содержания статьи 44 Закона о полиции, законодатель, закрепляя право сотрудников полиции на жилье, ввел новый самостоятельный вид жилищного обеспечения — предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. Однако указанная норма носит бланкетный характер. Механизм прописан в Законе о социальных гарантиях.
Так, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для МВД России, по решению Министра внутренних дел Российской Федерации при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи
такого нанимателя либо собственником жилого помещения или соответственно членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Данное регулирование закреплено по аналогии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»5, в п. 2.1 ст. 15 которого (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Подобная единовременная социальная выплата предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6: в соответствии с п. 4 ст. 53 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 269-ФЗ) государственным гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным законом или иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период государственной гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.
Представляется уместным упомянуть о следующем моменте. При работе над проектом Закона о соцгарантиях сотрудников ОВД в Государственной Думе предлагалось включить в него статью, предусматривающую, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 15 лет в календарном исчислении, имеет право на приобретение земельного участка для строительства жилого помещения по кадастровой стоимости земельного участка в размере и порядке, которые определяются Правительством РФ. Однако данная поправка была отклонена как не входящая в предмет регулирования законопроекта, поскольку предполагает использование сотрудником органов внутренних дел собственных средств. При этом отмечено, что такая возможность имеется в настоящее время у любого гражданина РФ в соответствии с ЗК РФ; кроме этого, такая поправка существенно ограничивает право сотрудника органов внутренних дел на возможность покупки только при наличии выслуги лет не менее 15.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту, принятому в качестве Закона о соцга-рантиях, в отношении потребности средств федерального бюджета на 2012 г. указана сумма 204,06 млрд. рублей, в т.ч.: 109,98 млрд. рублей — для принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 г. (57077 очередников) (из общего числа очередников исключены: 2210 семей, которым будут предоставлены
квартиры по договорам социального найма, 13616 семей, которым предполагается предоставление государственных жилищных сертификатов, 4897 семей, которые будут обеспечены в 2011 году, а также исключены из списка очередников по причинам, не связанным с получением жилья); 69,57 млрд. рублей — для принимаемых на жилищный учет по основаниям, предусмотренным настоящим законопроектом (38,65 тыс. семей); 24,51 млрд. рублей — предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 105 07, (136 1 6 семей).
Общественной палатой РФ отмечалось, что статья о правах сотрудника полиции на жилищное обеспечение по содержанию практически аналогична ст. 30 Закона 1991 г. о милиции. Обобщая внесенные изменения, можно говорить о сокращении прав сотрудника полиции на жилищное обеспечение (Письмо от 30 ноября 2010 г. № 3ОП-1/1980). О сокращении таких прав свидетельствует также следующий момент, на который обращено внимание Комитетом Государственной Думы по безопасности (Заключение от 7 декабря 2010 г. № 161/1): в соответствии со ст. 30 Закона 1991 г. о милиции сотрудникам милиции предоставляется жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома. В ст. 44 Закона о полиции предусматривается обеспечение сотрудника полиции «жилым помещением». Исходя из ч. 1 ст. 16 ЖК РФ сотруднику полиции в качестве жилого помещения может быть предоставлена как отдельная квартира или дом, так и их часть или комната.
Комитетом Государственной Думы по безопасности также справедливо было отмечено, что не предусмотрено обеспечение жилым помещением сотрудника полиции, подлежащего увольнению по выслуге лет. Речь идет о норме ч. 14 ст. 54 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел8, предусматривающей, что сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники органов внутренних дел — участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением законной служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством РФ.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К этому следует добавить, что в Законе о полиции ничего не говорится о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел в сфере жилищного обеспечения, предусмотренных в ч. ч. 8, 9 и 15 ст. 54 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел.
Следует также упомянуть о замечаниях Правового управления Аппарата Государственной Думы (Заключение от 1 декабря 2010 г. № 2.2-1/4410), которые не были учтены при принятии Закона о полиции: в статье предлагается установить, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо выделения денежных средств на приобретение жилого помещения. Полагаем необходимым согласовать указанное положение с ЖК РФ, где определено, что жилые помещения предоставляются только гражданам, признанным нуждающимися в жилом помещении, а в отношении специализированного жилого помещения — не имеющим жилого помещения в соответствующем населенном пункте. Не установлено, исходя из каких критериев сотрудник полиции будет обеспечиваться тем или иным способом жилым помещением. Также полагаем необходимым предусмотреть возможность предоставления сотрудникам полиции, нуждающимся в жилом помещении, наряду с предлагаемыми способами обеспечения жилыми помещениями, жилыми помещениями по договору социального найма.
В заключение отметим, что для решения жилищной проблемы в системе МВД России следует законодательно закрепить механизм погашения Министерством внутренних дел Российской Федерации кредитов (ипотеки) полицейских, имеющих высокие показатели в служебной деятельности и прослуживших в органах внутренних дел более 15 лет, полученных на приобретение жилья или получение образования.
Литература
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
2. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
3. Российская газета. № 156. 07.08.2003.
4. Приказ МВД РФ от 18.03.2003 № 169 «Об утверждении Инструкции о порядке учета нуж-
дающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений» // Российская газета. № 91. 15.05.2003.
5. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. № 104. 02.06.1998.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
7. Собрание законодательства РФ. 31.01.2011. № 5. Ст. 739.
8. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 42021 (ред. от 25.11.2013) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2. Ст. 70.
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
2 Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
3 Российская газета. № 156. 07.08.2003.
4 Приказ МВД РФ от 18.03.2003 № 169 «Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений» // Российская газета. № 91. 15.05.2003.
5 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. № 104. 02.06.1998.
6 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
7 Собрание законодательства РФ. 31.01.2011. № 5. Ст. 739.
8 Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 25.11.2013) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2. Ст. 70.