Научная статья на тему 'Остров сокровищ'

Остров сокровищ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Остров сокровищ»

Остров сокровищ

Во второй половине марта внимание экономистов и политиков всего мира было приковано к маленькому островному государству Кипр.

Николай Действительно, размер ВВП Кипра и совокупный объ-

ОРЛОВ, ем выпущенных долговых инструментов (около 18,5

Инна ОРЛОВА, и 17,5 млрд евро соответственно) невелик. Для примера:

бизнес-консультанты объем средств под управлением крупнейшего паевого

фонда Р1МС0 составляет более $2 трлн. Однако повышенный интерес и внимание к экономическим проблемам острова были вызваны не столько размером финансовых долгов (речь идет о сумме, по разным оценкам, в $10-17 млрд), сколько возможностью создания опасного прецедента по форме их решения.

Кратко об истории вопроса. В течение последних десятилетий, несмотря на малый размер внутренней экономики, Кипр был привлекательным местом для ведения бизнеса иностранных структур. Мягкое налоговое законодательство в отношении иностранных операций компаний, зарегистрированных на Кипре, и отсутствие налогов на доходы от капитальных операций превратили остров в место создания холдинговых структур больших иностранных корпораций. Нужно заметить, что не только российских. Страна получила значительный приток иностранного капитала и стала быстро развиваться. После вступления Кипра в Евросоюз дополнительный приток денег в экономику острова взвинтил цены на все виды активов — от стоимости земельных участков и домов до котировок акций кипрских компаний.

В результате роста финансовой привлекательности Кипра местные банки получили значительный приток вкладов и банковских операций клиентов — иностранных компаний. Начался бурный рост их размеров. Однако в связи с небольшим масштабом местной экономики деньги, собранные кипрскими банками, приходилось размещать в других государствах — странах Евросоюза, Восточной Европы и, конечно же, в Греции. Для иллюстрации размеров иностранной экспансии кипрских банков можно привести цифры соотношения ВВП страны и суммы банковских активов трех основных банков страны (18,5 и более 150 млрд соответственно).

Таким образом, активы кипрских банков представляли собой выданные кредиты частным и государственным компаниям стран Евросоюза (в первую очередь, Греции и Балканских стран Европы) и приобретенные долговые инструменты тех же стран, поскольку котировки их стоимости позволяли получать больший процентный и инвестиционный доход.

В кризисный 2008 год ситуация стала ухудшаться. Снизились процентные доходы. Началась отрицательная переоценка стоимости долговых инструментов, находящихся на балансах банков. Стала обостряться потребность в дополнительном капитале, а возможность заимствований на межбанковском рынке (ликвидность рынка) снизилась. В этот момент разразился греческий кризис — и стоимость государственных облигаций страны упала. Кипрские банки активно скупали эти облигации и до кризиса, теперь же решили увеличить свои позиции, чтобы восстановить потери капитала. Однако не получилось: в результате предложенной реструктуризации греческого долга иностранные кредиторы были вынуждены списать около половины его стоимости.

Данное решение было катастрофическим для кипрских банков. В результате списаний и создания дополнительных резервов по проблемным иностранным кредитам банкам надо было привлечь около 5-6 млрд евро нового капитала. В связи с невозможностью аккумулировать этот капитал путем новых рыночных выпусков акций игроки смотрели скептически на будущее банков Кипра — единственным источником его получения оказалось государство.

Мы помним, что США в 2008-2010 годах стали крупнейшим акционером ряда ведущих банков страны, по сути национализировав их. Стоимость их акций упала до минимальных значений — акционеры потеряли все. Но банки были спасены, финансовая система не рухнула и уже через пару лет ФРС продала эти акции на рынок со значительной прибылью.

К сожалению, Кипр не может пойти по американскому пути, поскольку является частью Евросоюза, и государство не имеет право на самостоятельную рекапитализацию (выкуп новых эмиссий акций банков), если не располагает накопленным профицитом бюджета. Государство должно обратиться за помощью к Евросоюзу и, в случае одобрения антикризисной программы, увеличить свой внешний долг, а полученными средствами поддержать рост капиталов банков.

По результатам проведенного независимого аудита и оценкам экспертов, для рекапитализации трех основных банков острова (90% всех банковских активов) потребуется до 10 млрд евро. Государство Кипр оказалось заложником операций (прямо скажем — неудачных) своих банков. При этом бюджет страны является относительно сбалансированным и не нарушает требований, принятых в странах Евросоюза. В результате, в случае одобрения «плана спасения», совокупный внешний долг Кипра составит от 140 до 160% ВВП. Это тот размер, который ни одна страна не сможет обслуживать, и формирование такого уровня долга неминуемо будет означать вторую волну кипрского кризиса — списание части накопленного внешнего долга иностранными кредиторами. Лидеры стран Евросоюза прекрасно понимают, что это означает использование средств налогоплательщиков ведущих экономик Союза — Германии и Франции. Это несет уже политические риски правительств этих стран и ставит под вопрос саму экономическую целесообразность эксперимента под названием «единая европейская валюта». Естественно, политики не готовы идти на такие риски, тем более из-за проблем третьей меньшей экономики Еврозоны.

EASI NEWS

Спасение утопающих

Кредит размером 10 млрд евро решено выдать Кипру на заседании в ночь на 25 марта. Решение было одобрено 17 министрами финансов, входящими в Еврогруппу, и «тройкой» международных кредиторов (ЕЦБ, Еврокомиссия, МВФ). Как заявил глава Еврогруппы,

министр финансов нидерландов

ЙЕРун дЕЙссЕлБлуМ, вторым важным итогом заседания стало постановление о реструктуризации второго крупнейшего банка Кипра Laiki Bank (народный банк). счета в Laiki Bank, на которых лежит до 100 тыс. евро, по законам Евросоюза застрахованы и будут переведены в Банк Кипра. на сумму свыше 100 тыс. — временно заморожены и обложены налогом, который, по неподтвержденным данным, может составить от 30 до 40%. По словам ЙЕРунА дЕЙссЕлБлуМА, эта мера позволит аккумулировать до 4,2 млрд евро. При

этом счета всех остальных банков Кипра не будут обложены налогом. напомним, что 15 марта кипрские банки приостановили все операции. для получения 10 млрд евро стабилизационного кредита Кипру необходимо было самостоятельно найти около 5,8 млрд. Первоначальный план спасения экономики Кипра предусматривал единовременное списание 6,75% средств со счетов до 100 тыс. евро и 9,9% со счетов выше 100 тыс. идея встретила резкую критику со стороны России, граждане которой являются крупнейшими иностранными вкладчиками кипрских банков, а также спровоцировала многочисленные акции протеста в самой республике. 19 марта депутаты отклонили соответствующий законопроект.

По сообщениям сМи, 22 марта депутаты приняли девять законопроектов, призванных спасти страну от дефолта. они, в част-

----------------------------------------

ности, предусматривают ограничения движения капитала и реструктуризацию банков. Кроме того, госактивы передадут в специальный фонд, от имени которого впоследствии выпустят гособлигации. Парламент также принял меры против вывода средств из страны после возобновления работы банков.

22 марта стало известно о провале переговоров Кипра с Москвой. Как сообщил

российский министр финансов

Антон силуАноВ, в обмен на финансовую помощь власти Кипра предлагали создать госкомпанию, контролирующую местные газовые месторождения, и передать ее часть России. однако российских инвесторов предложение не заинтересовало. Позже президент Владимир Путин поручил правительству и Минфину проработать с кипрскими партнерами условия реструктуризации ранее предоставленного Кипру кредита.

Третьим источником капитала для банков могли бы стать средства их вкладчиков. По сути, это и легло в основу «европейского плана спасения Кипра». По разным вариантам этого плана предлагалось «изъять» 6,75% от вкладов 20 000-100 000 евро и 9,9% от вкладов, превышающих эти суммы. Правительство предварительно согласовало объем необходимой ликвидности для предотвращения оттока средств со счетов физических и юридических лиц. Центробанк согласился предоставить необходимую кредитную линию банкам страны в размере 25-30 млрд евро. Это составляет примерно 40% всех депозитов банков Кипра.

Всем участникам денежно-кредитных отношений придется задуматься о новых правилах игры и новых отношениях со своими банками. По крайней мере, в ЕС.-----------------------

Можно предположить, что ждет Кипр в результате этого эксперимента? Во-первых, банковская система страны станет меньше на сумму ушедших средств клиентов. Скорее всего, эти деньги не вернутся многие годы. Банкам придется принимать экстренные меры по реализации части свих активов и, вероятно, нести убытки при их продаже. В свою очередь это снова будет приводить к финансовым потерям и уменьшать капитал, добытый таким спорным путем. Результатом, скорее всего, станет последующая продажа банков «стратегическим инвесторам» из числа иностранных банков и фондов. Таким образом, на независимой банковской системе страны можно будет поставить точку. Такая ситуация отнюдь не будет уникальной. В ряде стран ЕС ликвидация национальной банковской системы де-факто уже произошла. Есть опыт Венгрии, Чехии, Польши, Словакии, Словении, Прибалтийских и Балканских стран.

Во-вторых, привлекательность страны будет поставлена под сомнение. Прежде всего, в связи с тем, что отсутствует разумная защита транзакций и капитальных операций. И во-вторых, увеличение долговой нагрузки Кипра может привести к введению новых налогов на прибыль и дивиденды холдинговых компаний.

В-третьих, привлекательность жизни на острове, ставшем «вторым домом» для большого числа российских и иностранных мигрантов, существенно упадет. Произойдет это и по причинам снижения экономической привлекательности Кипра (станет меньше бизнеса и финансовых интересов — станет проживать меньше семей бизнесменов), и по причинам налоговых изменений — что особенно важно для европейских пенсионеров. В любом случае эти изменения серьезно ударят по стоимости недвижимости и, как следствие, объемам строительства. Самый значимый сектор экономики Кипра в последнее время — строительство. В силу своей специфики строительная индустрия имеет очень высокий относительный уровень кредитной зависимости. Вероят-

но, следующая волна списаний «плохих» кредитов ждет кипрские банки уже в ближайшем будущем.

Еще один важный вопрос: что ждет Евросоюз в результате происходящего?

С момента начала европейского экономического кризиса основной акцент сместился в сторону роста долговой нагрузки на страны Евросоюза. Проблема лежит в плоскости принятого странами механизма финансирования дефицитов ВВП стран-членов. В момент кризиса, когда закрыты рынки капитала и возможности получения ликвидности для проведения экстренного фондирования на рыночных условиях ограничены, финансовые учреждения вынуждены обращаться к «кредиторам последней инстанции» — центробанку и правительству Евросоюза. Однако единственный механизм, который позволял получить финансовую помощь в таком случае, был выпуск долговых инструментов страны с последующим решением финансовой проблемы на национальном уровне. В результате финансового банковского кризиса произошел рост государственного долга стран — членов ЕС. У инвесторов — держателей этих долговых инструментов — возник вопрос: а сможет ли экономика стран позволить себе обслуживать весь этот долг? Вероятность положительного ответа не всегда однозначно положительна. Началась паника и снижение стоимости долга (или рост его стоимости). Евросоюз оказался в тяжелейшем долговом кризисе. Дальнейшее накопление внешнего долга просто грозит разрушить экономику ЕС. Нужно искать другие механизмы решения финансовых проблем.

Вероятно, предлагаемый Кипру метод решения финансовых проблем банков и есть попытка найти такой новый механизм. Суть предельно проста: если ты держишь деньги в этом банке, отвечай за его деятельность своими деньгами. Не нравится банк — меняй, пока у него не начались проблемы с капиталом, иначе станешь его акционером на принудительных условиях или просто потеряешь часть своих денег. При этом никакие инструменты гарантирования вкладов, принятые во всех странах Евросоюза, не работают. Такая логика взаимоотношений вкладчика и банка полностью меняет правила игры. Она делает существующие хозяйственные отношения нервозными, а финансовую систему — неустойчивой.

Вот почему проблема решения кипрского кризиса имеет далеко идущие последствия для всей системы финансово-экономических отношений Евросоюза. Наибольшую обеспокоенность вероятная «легализация» парламентом страны практики «частичной экспроприации средств граждан» вызывает у физических лиц — вкладчиков банков во всех (а тем более проблемных) странах Евросоюза. Компании обеспокоены возможностью внезапной заморозки расчетных операций и введением моратория на иностранные операции и движение капитала. Инвестиционные компании должны будут переоценить стоимость риска блокировки средств своих клиентов и уровня своей ответственности за неисполнение их распоряжений.

Скорее всего, чем бы ни закончилась кипрская финансовая одиссея, всем участникам денежно-финансовых отношений — от профессиональных игроков до простых граждан, владельцев счетов, — придется задуматься о новых правилах игры и новых отношениях со своими банками. По крайней мере, в Евросоюзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.