УДК63.5
DOI:10.51844-2077-4990-2022-1-22-28
ОСТРОВ БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ: Леонкин Александр Дмитриевич, аспирант РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ Дальневосточного института управления -ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ филиала Российской академии народного РЕСПУБЛИКОЙ В ПОДХОДАХ К РАЗВИТИЮ хозяйства и государственной службы при
ТЕРРИТОРИИ Президенте Российской Федерации (Россия, Хабаровск)
ЦАЗИРАИКАЛОНИ Леонкин Александр Дмитриевич, аспиранти УССУРИ: ТАФОВУТБАЙНИ Донишкадаи идораи Шарци Дур - филиали
ФЕДЕРАТСИЯИРУСИЯВА ЦУМХУРИИ Академияи хоцагии халц ва идоракунии
МАРДУМИИ ЧИН ДАР МУНОСИБАТ БА давлатии назди Президенти Федератсияи Русия РУШДИ ЦАЛАМРАВ (Русия, Хабаровск) BIG USSURIAN ISLAND: Leonkin Alexander Dmitrievich, post-graduate DIFFERENCES BETWEEN THE student of the Far East Institute of Management -RUSSIAN FEDERATION AND THE branch of the Russian Presidential Academy of PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN National Economy and Public Administration APPROACHES TO THE DEVELOPMENT (Russia, Khabarovsk),
OF THE TERRITORY E-mail: [email protected]
Ключевые слова: остров Большой Уссурийский, КНР, Россия, граница, международная торговля, территориальные споры, туризм
В статье рассказывается о различных типах подходов органов государственной власти РФ и КНР к развитию территории острова Большой Уссурийский, часть которого была передана Китаю в 2008 г. на основе российско-китайского соглашения о демаркации границы. В материале подчеркивается важность размещения на подотчетной территории государственных служащих, которые непосредственно отвечают за ее развитие и реализацию туристического, транспортного и торгово-экономического потенциала. Показано, как опыт Китайской Народной Республики в ускоренном освоении территории может служить примером для органов государственной власти Российской Федерации, что приобретает особенную актуальность для Дальнего Востока России в условиях возникающего дефицита продовольственных товаров в период возникновения кризисных ситуаций, таких как пандемия и введение экономических санкций со стороны Запада.
Вожа^о калиди: цазираи Калони Уссури, Чин, Русия, саруад, тицорати байналмилали, баусуои уудуди, туризм
Дар мацола навщои гуногуни бархурдуои мацомоти давлатии Федератсияи Русия ва Чин доир ба рушди цаламрави цазираи Калони Уссури , ки як цисми он дар соли 2008 дар асоси созишномаи Русия ва Чин дар бораи аломатгузории марз ба Чин дода шудааст, барраси шудааст. Дар мавод ауамияти дар ин цаламрав цойгир кардани хизматчиёни давлати, ки барои рушди он ва татбици ицтидори сайёуи, нацлиёти, тицоратию ицтисоди бевосита масъуланд, таъкид шудааст. Нишон дода шудааст, ки тачрибаи Цумуурии мардумии Чин дар бобати азхудкунии босуръати цаламрав барои мацомоти давлатии ФР намуна буда метавонад, зеро ки ин барои Шарци Дури Русия дар шароити ба вуцуд омадани камбуди маусулоти хуроквори, дар зууури уолатуои буурони, ба монанди пандемия ва цори кардани тауримуои ицтисоди аз цониби Гарб ауамияти вижа дорад.
Key words: Big Ussurian Island, China, Russia, border, international trade, territorial disputes, tourism
The article describes the different types of approaches of the state authorities of the Russia and China to the development of the territory of Big Ussurian Island, part of which was transferred to China in 2008 on the basis of the Sino-Russian agreement on the demarcation of the border. The material emphasizes the importance of placing civil servants in the reporting territory, who are directly responsible for its development and the implementation of tourism, transport, trade and economic potential. It is shown how China's experience in advancing the development of the territory can serve as an example for the state authorities of Russia, which is especially important for the Far East in the context of the emerging shortage offood products during the onset of crisis situations, such as the pandemic and the imposition of economic sanctions by the West.
Актуальность развития о. Большой Уссурийский обусловлена во многом тем, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют одну из самых протяженных государственных границ в мире, однако, товарооборот и туристический обмен между
Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян является незначительным. Например, в 2018 г. Приморский край посетили 770 тыс. иностранных туристов [4], а в Хабаровский край приехали из-за рубежа всего 55 тыс. иностранцев [2]. В обоих регионах основную часть составляют кит айские турис ты , прибывающие из провинции Хэйлунцзян. Такую же разницу можно наблюдать и в товарообороте. Во многом это обусловлено тем, что в Хабаровске нет круглогодичных (за исключением воздушного) пограничных пунктов пропуска.
Эта проблематика влияет на социально-экономическое развитие Хабаровского края в целом. Одним из вариантов ее решения являлось открытие грузопассажирского пункта пропуска на о. Большой Уссурийский с созданием логистического терминала в районе с. Осиновая Речка. Причем его открытие оказало бы влияние на развитие не только Хабаровска и Хабаровского района, но и на соседнюю Еврейскую автономную область, т.к. существенная часть грузового потока из Китая в Европу пошла бы и через нее далее на запад.
После подписания между РФ и КНР 14 октября 2004 г. дополнительного Соглашения о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, Президент РФ В.В. Путин сказал: «Сделан важнейший политический шаг, поставлена точка в пограничных вопросах между нашими государствами» [5]. Также в этот день были подписаны документы, связанные с этим дополнительным Соглашением: Протокол о плавании российских и китайских судов в акватории, примыкающей к островам Тарабаров и Большой Уссурийский, Протокол о совместном приграничном использовании островов, Меморандум о применимости действующих соглашений к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы.
Спустя 4 года, 14 октября 2008 г., министром иностранных дел России С.В. Лавровым и главой МИД КНР Ян Цзечи был подписан дополнительный Протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части [6]. С этого времени КНР принялась активно развивать инфраструктуру на вновь приобретенных территориях.
20 июля 2011 г. для китайских туристов был открыт о. Большой Уссурийский (кит. ЖЙ^Й, Хэйсяцзы дао). На первом этапе КНР представила своим внутренним туристам парк водно-болотистых угодий, который располагается непосредственно на острове, и площадь Солнца -комплекс, расположенный на «стрелке» протоки Казакевичева (Амурской) и р. Уссури. Китайской стороной эта «стрелка» позиционируется как «восточный полюс Китая» [12], то есть место, где раньше всего солнце встает над страной. С формальной точки зрения самая восточная точка КНР (равно как и Китайской Республики) расположена южнее на 60 км. Но это место достаточно заболочено и в непосредственной близости китайских населенных пунктов там нет, как и инфраструктуры. Оно находится в середине фарватера р. Уссури, где через государственную границу расположено российское с. Кукелево Вяземского района Хабаровского края. Однако «стрелка» Амурской протоки и Уссури выглядит более эффектно с позиции туристической привлекательности, хотя и западнее примерно на 1,5 км от настоящей восточной окраины КНР.
В период демаркации границы между РФ и КНР 2004 - 2008 гг. китайская сторона не принимала никаких активных действий по строительству объектов инфраструктуры ни на о. Большой Уссурийский, ни даже на коренном берегу, который не был предметом территориальных споров. К активному строительству Китай приступил лишь в 2010 г., первым делом это касалось строительства трех пограничных застав на островах Большой Уссурийский
и Тарабаров (кит. ШЖШ, Иньлун дао), а также обустройство площади Солнца в месте впадения Уссури в Амурскую протоку - той самой «стрелки», которую в КНР принято считать восточным полюсом.
Для более эффективного освоения новых земель, китайской стороной на о. Хэйсяцзы дао в 2011 г. был построен офис, где разместились чиновники, отвечающие за эту территорию [13], также была выстроена матричная система подчинения. Так, первый секретарь Коммунистической партии Китая г. Фуюань (по сути - глава города) одновременно являлся начальником Комитета по строительству и управлению о. Хэйсяцзы при Народном правительстве провинции Хэйлунцзян [1]. Уезд, как и г. Фуюань, подчинен г. Цзямусы, однако, здесь, как видно, прямое подчинение провинциальным властям - Харбину.
Несмотря на то, что китайские власти открыли для туристов свою часть о. Большой Уссурийский летом 2011 г., им предстояло еще много работы: площадью Солнца и парком водно-болотистых угодий планы китайцев не ограничивались. Во-первых, еще не был сдан в
эксплуатацию стационарный вантовый мост, который должен был соединить коренной берег с китайской частью Большого Уссурийского (сдан в эксплуатацию осенью 2012 г.). Во-вторых, согласно планам, нужно было возвести 81 -метровую пагоду, самую восточную пагоду Китая, ботанический сад и небольшой гостиничный комплекс из нескольких деревянных домов в «русском стиле».
31 декабря 2010 г. правительством Хабаровского края была утверждена первая концепция комплексного развития острова на 2010 - 2016 гг. Она предполагала строительство мостового перехода с российского коренного берега на о. Большой Уссурийский через Амурскую протоку, строительство 470 таун-хаусов, парка развлечений, гостиничного комплекса, аквапарка, торгово-развлекательного центра, конноспортивного комплекса, открытие автомобильного пункта пропуска через государственную границу и т.д. Ничего этого реализовано не было кроме сданного в эксплуатацию в 2013 г. моста.
24 сентября 2020 г. в России была утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г., где вновь указано то, что, начиная с 2025 г. будет дополнительно рассмотрен вопрос о строительстве на острове автомобильного пункта пропуска через государственную границу.
С российской стороны за о. Большой Уссурийский стал отвечать созданный летом 2014 г. комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства Хабаровского края, и преобразованный в Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края в декабре того же года. И комитет, и Министерство возглавлял Ю.А. Чайка. Однако сами ведомства располагались в Хабаровске, то есть не непосредственно на территории, за которую они отвечали.
В 2013 г., во время катастрофического наводнения на Амуре, отошедшая Китаю в 2008 г. часть о. Большой Уссурийский полностью ушла под воду. Российская часть затонула частично. В 1976 - 1980 гг. на острове была возведена 38-километровая дамба польдерной системы в форме неправильного кольца. Она защищает территорию площадью 55,9 кв. км. Показатели на ее проектирование были утверждены Госпланом СССР 8 апреля 1974 г. [3,с.156]. Дамба была изначально рассчитана на уровень Амура у Хабаровска в 640 см - максимальный показатель во время наводнений в период с 1951 по 1964 гг. Дополнительно был заложен запас в 150 см на накат воды и в 30 см - на волнение. В 2013 г. пик наводнения пришелся на 4 сентября и составил 808 см у Хабаровска. С учетом заложенных запасов дамба смогла удержать воду и не пустить ее внутрь, таким образом, существенная часть российской территории о. Большой Уссурийский затоплена не была (если бы на пиковых значениях уровня Амура был шторм, дамбу могло захлестнуть).
В Указе Президента РФ от 31 августа 2013 г. было рекомендовано органам государственной власти и органам местного самоуправления Хабаровского края, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения. Поскольку предельный уровень Амура превысил расчетный для дамбы польдера на 168 см, то в затопляемые территории попал весь Большой Уссурийский.
В декабре 2013 г. в Хабаровске состоялась встреча между представителями правительства Хабаровского края и представителями комитета по строительству и управлению о. Хэйсяцзы при Народном правительстве провинции Хэйлунцзян. Одной из тем встречи было берегоукрепление о. Большой Уссурийский. Со стороны КНР уже тогда, спустя всего несколько месяцев после наводнения, был предложен проект строительства дамбы на китайской части в форме буквы «С» с присоединением к российской дамбе, имеющей форму кольца.
Китайской стороне было необходимо в сжатые сроки защитить свою часть острова, т.к. во время наводнения сильно пострадала туристическая инфраструктура, а также сам офис комитета по строительству и управлению о. Хэйсяцзы. Но каких-либо совместных действий по возведению гидротехнического сооружения не последовало. В итоге в 2019 г., по решению властей КНР, на китайской части острова было начато строительство дамбы другой конфигурации - в форме кольца с периметром 24 км без присоединения к дамбе на российской части. Однако китайские мелиораторы не успели замкнуть кольцо и наводнение 2019 г. вновь нанесло ущерб капитальным объектам на о. Хэйсяцзы. Власти КНР учли этот опыт, и в 2020 г. ускорили темпы проведения работ и полностью завершили свой проект, избежав нанесения дальнейшего ущерба как для туристической инфраструктуры, так и для нормального функционирования ведомства, которое отвечает за китайскую часть о. Большой Уссурийский.
Расположение властных структур, занимающихся развитием этой территории непосредственно в той местности, за которую они несут ответственность, способствует принятию более оперативных и обоснованных решений, о чем говорит тот факт, что уже через несколько месяцев после наводнения у китайской стороны был готов проект строительства гидротехнических сооружений, защищающих их часть острова. Чиновники отвечают за те участки, на которых они непосредственно работают. Одним из примеров другого подхода к этой проблеме столкнулся автор настоящей статьи.
В 2014 г. поступило обращение от одного из разработчиков очередной концепции развития о. Большой Уссурийский (за 12 лет таких концепций написано около десяти). Просьба состояла в том, чтобы прояснить, что именно находится в конкретной части о. Большой Уссурийский, что было необходимо для планирования и размещения там нескольких объектов туристической направленности. Разработчик предполагал, что в том месте находятся луга. Он никогда не был ни на острове, ни в Хабаровске. Каково было его удивление, когда автор настоящего материала сообщил ему, что это не луга, а заболоченный лес и что нельзя делать выводы исходя лишь из просмотра спутниковых снимков без рекогносцировки на местности.
Учитывая опыт работы КНР по развитию о. Большой Уссурийский, представляется целесообразным размещение некоторых структурных подразделений органов власти, отвечающих конкретно за эту территорию, непосредственно на ней. Оперативность и более высокий уровень принимаемых решений возможно обеспечить лишь в том случае, когда зона ответственности наблюдается не со спутниковых снимков или карт, а «из окна». В этом видится большая убедительность и прагматичность позиции китайской стороны с размещением ответственных за развитие острова лиц непосредственно на о. Хэйсяцзы. Представляется, что частично такой вариант с нашей стороны, возможно, будет реализован, когда начнется активная фаза развития Большого Уссурийского.
Несмотря на то, что остров является восточным полюсом именно КНР, и, несомненно, внутренний китайский туристический поток в это место обеспечен априори, можно предположить, что значительная часть китайских туристов проявит желание посетить и российскую часть острова и, естественно, г. Хабаровск. В этой связи целесообразно более оперативно принимать соответствующие решения и реализовывать мероприятия, способствующие передвижению туристов в Хабаровск.
В настоящее время в Российской Федерации запрещено строить на подтопляемых территориях, однако, представляется наиболее реалистичным поднять несколько площадок до безопасных отметок, с учетом уровня Амура в наводнение 2013 г., и уже на них возводить объекты капитального строительства. Кроме того, может показаться, что Хабаровскому краю повезло - он ничего не успел построить до катастрофического наводнения, не понес убытков. Как было сказано выше, внутрь 38-километровой дамбы польдерной системы вода не проникла и существующее там сельскохозяйственное предприятие «Заря» с его постройками не пострадало.
В 2018 г. заместитель мэра г. Хабаровска по связям с общественностью и СМИ И.М. Сероштанов в статье [7] анализировал состояние проекта, руководителем которого он являлся, «Международная Хабаровско-Амурская трансграничная агломерация - новый драйвер социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа РФ». Одна из ключевых ролей проекта отведена о. Большой Уссурийский, который находится на перекрестке транспортных путей - воздушных, железнодорожных, автотранспортных и речных - при этом он расположен в непосредственной близости и к Хабаровску, и к китайскому Фуюаню. И.М. Сероштанов в этом материале отводил острову особую роль обеспечения устойчивого социально-экономического развития Хабаровска, Хабаровского края и в целом Дальнего Востока. В том числе подразумевалось и открытие грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу для расширения масштабов интеграции российских и китайских транспортно-логистических, пассажирских и туристических потоков посредством реализации проектов торгового, финансово-экономического и инфраструктурного сотрудничества в модели «Один остров - две страны».
Также в качестве одного из инструментов развития И.М. Сероштанов предлагал введение на территории о. Большой Уссурийский режима Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) либо Свободного порта Владивосток (СПВ). Если говорить о предпочтительном режиме, несомненно, режим ТОСЭР представляется более рациональным. Дело в том, что, согласно законодательству, на одной и той же территории режимы ТОСЭР и
СПВ существовать не могут. Однако именно ТОСЭР предполагает размещение объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов [9]. Здесь следует обратить внимание на то, что закон о ТОСЭР не предполагает возведение гидротехнических сооружений, но указанный выше способ поднятия отдельных площадок под объекты капитального строительства средствами инвесторов и подведение инженерных коммуникаций за государственный счет уже более привлекателен для представителей бизнес-сообщества. Кроме того, большую часть объектов можно вынести за пределы острова, такое предложение делал в 2014 г. один из разработчиков концепций развития этой территории - Российская консалтинговая компания ФОК. Их идея заключалась в том, чтобы оборудовать склады или контейнерный терминал в районе с. Осиновая Речка, примерно в 1 км от моста через Амурскую протоку.
Что касается закона об СПВ, то он, напротив, не предполагает строительства инфраструктуры за государственный счет - эти затраты должны понести инвесторы [10], что сужает необходимые финансовые возможности обеспечения и перспективности преобразования этой территории.
Самая амбициозная концепция совместного российско-китайского освоения о. Большой Уссурийский была предложена в 2014 г. швейцарской компанией Generis AG, которая разработала ее по заказу китайской компании Yida International Investment Group. Было обоснованно выдвинуто следующее предложение: крупнейшие международные организации, такие как ООН, ЕС, ШОС, НАТО, ПАСЕ имеют свои штаб-квартиры, в то время как БРИКС -нет. При этом две из пяти стран этой организации имеют поделенный между собой остров, на котором вполне может располагаться штаб-квартира группы этих государств. Однако эта идея не получила дальнейшего развития.
Для Хабаровского края интенсивное развитие о. Большой Уссурийский было актуально еще с 60 - 70-х гг. ХХ в. во время территориальных претензий со стороны КНР к СССР. В тот период на западной части острова был построен мощный укрепрайон, в его середине была возведена кольцевая 38-километровая дамба, защищающая от наводнений, появились сельскохозяйственные предприятия, а восточная половина стала частью «дачного движения» Хабаровска, где возникли тысячи дачных участков. Была выявлена необходимость и полезность этой территории для страны. Ситуация осложнилась в 1991 г., когда было подписано соглашение между СССР и КНР о границе на ее Восточной части: было решено, что граница будет проходить по главным фарватерам Амура и Уссури. Также суда различного типа, включая военные, получили возможность беспрепятственно осуществлять прохождение из Уссури в Амур мимо г. Хабаровска и обратно, вокруг о. Большой Уссурийский [8]. КНР пыталась претендовать на весь остров. После заключения новых документов в 2004 и 2008 гг. [11] о прохождении границы по о. Большой Уссурийский, китайская сторона начала активно развивать свою часть и прилегающие территории на коренном берегу - стали возводиться объекты туристической и транспортной инфраструктуры: парки, зоопарк, аэропорт, глубоководный порт, была проложена железная дорога. Несмотря на то, что КНР делала ставку на развитие острова, как центра туризма и экологии, предусматривалось создание грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу. Российская сторона не определилась с типом пункта пропуска - на сегодняшний день не существует никакого пограничного перехода на о. Большой Уссурийский.
Размещение грузопассажирского пункта пропуска представляется целесообразным, это дало бы Хабаровскому краю, Хабаровску и Хабаровскому району толчок для развития экономики, туризма, транспорта и логистики совместно с ближайшим партнером. Особенно актуальным это стало после охлаждения отношений между Российской Федерацией и Западом из-за событий на Украине. Президентом РФ был объявлен «Поворот на Восток» - активная восточная политика России. А одним из ключевых факторов обеспечения глобальной и региональной стабильности стало российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое сотрудничество.
Руководство КНР неоднократно заявляло, что у него больше нет территориальных притязаний и страна открыта для сотрудничества. Хабаровскому краю целесообразно было бы использовать о. Большой Уссурийский для развития взаимных экономических, культурных, логистических интересов, их укрепления.
16 февраля 2021 г. состоялась встреча В.В. Путина с врио губернатора Хабаровского края М.В. Дегтяревым. В ходе беседы был затронут вопрос создания грузопассажирского пункта пропуска на о. Большой Уссурийский для активизации приграничной торговли и развития
туризма. Президент сказал, что рассмотрит предложение, но необходимо посмотреть проектно-сметную документацию на планируемый пропускной пункт, документы на который находятся в стадии проработки в российско-китайской комиссии.
Таким образом, мы видим, что региональные власти заинтересованы в открытии именно грузопассажирского пункта пропуска, для этих целей один из предыдущих губернаторов Хабаровского края В.И. Шпорт смог добиться федеральных ассигнований для строительства моста на Большой Уссурийский. Приграничная торговля и приграничный туризм - важные факторы для развития Хабаровского края. Это необходимо и для укрепления двухсторонних российско-китайских отношений в экономических, культурных, образовательных и политических сферах. Кроме того, важным аспектом для региона является продовольственная безопасность - в условиях закрытия границ во время пандемии распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. дальневосточные пункты пропуска периодически закрывались, а когда открывались, до Хабаровска продукты, поставляемые через Приморье и Амурскую область, шли с задержкой, на границе были заторы, возникал товарный дефицит и, как следствие, - повышение цен.
Хабаровский край, развивая приграничную торговлю и туристический обмен, может получить существенный толчок в развитии экономики. В Послании Федеральному Собранию РФ 21 апреля 2021 г. Президент подчеркнул: «Страна развивается, идет вперед, но все это происходит только тогда, когда развиваются регионы Российской Федерации. Стремление руководителей субъектов сделать свой регион успешным и самодостаточным должно и будет всемерно поощряться». Таким драйвером в развитии может стать именно пункт пропуска на Большом Уссурийском, но при этом стоит учитывать и китайский опыт развития своей приграничной территории, который они накопили за последние 10 лет.
ЛИТЕРАТУРА:
1.В Хабаровске обсудили совместное освоение острова Большой Уссурийский // https://minvr.gov.ru/press-center/news/v-khabarovske-obsudili-sovmestnoe-osvoenie-ostrova-bolshoy-ussuriyskiy-14231/ (дата обращения: 22.03.2022).
2. Информация о развитии туристских связей Хабаровского края с зарубежными странами в 2018 году и планах на 2019 год // http://www.travel.khv.ru/pages/182 (дата обращения: 22.03.2022).
3. Махинов, А.Н. [и др.] Современное состояние природной среды и хозяйственное использование островов Тарабаров и Большой Уссурийский / А.Н. Махинов. - Хабаровск, 1997. - 173 с.
4. Поток иностранных туристов в Приморье в 2018 году увеличился более чем на 20% // https://tass.ru/obschestvo/6051981 (дата обращения: 22.03.2022).
5. Россия и Китай проявили государственную мудрость, вышли на сбалансированные, отвечающие взаимным интересам решения // http://kremlin.ru/events/president/news/31931 (дата обращения: 22.03.2022).
6. Россия передала Китаю спорные острова на Амуре // https://lenta.ru/news/2008/10/14/ostrova/ (дата обращения: 22.03.2022).
7. Сероштанов, И.М. Прорывной мега-проект новой экономической политики на Дальнем Востоке России / Гражданское общество Хабаровска - за стабильность и динамичность развития Дальнего Востока России. - Хабаровск, 2018.
8. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16.05.1991 г. // https://base.garant.ru/2541346/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 21.03.2022).
9. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/39279 (дата обращения: 21.03.2022).
10. Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/39906 (дата обращения: 21.03.2022).
11. Шестаков, Е. Карт-бланш // Российская газета. 2008. 22 июля.
12. —(Изучение тайны китайского острова Хэйсяцзы: чрезвычайно торжественный «Самый восточный» // http://www.chinanews.com/gn/2011/07-20/3196256^^т! (дата обращения: 22.03.2022).
13. ШИШШ^(После прибытия нового директора Комитета по управлению островом Хэйсяцзы) // https://baijiahao.baidu.com/s?id=1674911244108754719 (дата обращения: 22.03.2022).
REFERENCES:
1. Joint development of Big Ussurian Island was discussed in Khabarovsk // https://minvr.gov.ru/press-center/news/v-khabarovske-obsudili-sovmestnoe-osvoenie-ostrova-bolshoy-ussuriyskiy-14231/ (access 22.03.2022).
2. Information on the development of tourist relations of the Khabarovsk Territory with foreign countries in 2018 and plans for 2019 // http://www.travel.khv.ru/pages/182 (access 22.03.2022).
3. Makhinov, A.N. [and others] The current state of the natural environment and the economic use of the Tarabarov and Big Ussurian Islands / A.N. Makhinov. - Khabarovsk, 1997. 173 p.
4. The flow of foreign tourists in Primorye in 2018 increased by more than 20% // https://tass.ru/obschestvo/6051981 (access 22.03.2022).
5. Russia and China have shown statesmanship, reached balanced decisions that meet mutual interests // http://kremlin.ru/events/president/news/31931 (access 22.03.2022).
6. Russia hands over disputed Amur islands to China // https://lenta.ru/news/2008/10/14/ostrova/ (access 22.03.2022).
7. Seroshtanov, I.M. A breakthrough mega-project of a new economic policy in the Russian Far East / Civil Society of Khabarovsk - for the stability and dynamism of the development of the Russian Far East. - Khabarovsk, 2018.
8. Agreement between the USSR and the People's Republic of China on the Sino - Soviet state border in its Eastern part dated May 16, 1991// https: // base .garant. ru/ 2541346/ 1cafb 24d049dcd1e 7707a22d98e9858f/ (access 21.03.2022).
9. Federal Law No. 473-FZ dated December 29, 2014 «On the Territory of Advanced Socio-Economic Development in the Russian Federation» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/39279 (access 21.03.2022).
10. Federal Law No. 212-FZ of July 13, 2015 «On the Free Port of Vladivostok» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/39906 (access).
11. Shestakov, E. Carte blanche // Rossiyskaya gazeta. 2008. 22 Jul.
12. (Exploring the Mystery of China's Heixiazi Island: Extremely Solemn «Easternmost») // http://www.chinanews.com/gn/2011/07-20/3196256.shtml (access 22.03.2022).
13. ШИШШ^(After the arrival of the new director of the Heixiazi Island Management Committee) // https://baijiahao.baidu.com/s?id=1674911244108754719 (access 22.03.2022).