В ПАМЯТЬ О ТОВАРИЩЕ
ОСТАВИВ СЛЕД ПЕРОМ ЖАР-ПТИЦЫ... (О НИКОЛАЕ ПЕТРОВИЧЕ ШИЛОВЕ)
А. А. Мордасов
Н. П. Шилов (1947-2010)
Жизнь так устроена. Она всегда имеет завершение. Все радости и несуразности, горечи и наивности, слезы и достижения, промахи и увлеченности и тысячи событий, поступков, свершений и просто дел умещаются между двумя цифрами 1947-2010.
Чем измерить объем прожитых лет? В каких единицах? В километрах и часах? Килограммах и амперах? В званиях и премиях? В объемах энциклопедических статей? Можно и так. И это будет точно и достоверно.
Но этого не будет достаточно!
Может быть, и сердце останавливается в тот момент удивления и откровения, когда оно понимает, что и его работы недостаточно... чтобы удержать объем человеческой жизни. и оно передает его во владения иных стихий. Возникает эффект «сердечной недостаточности».
Николай Петрович Шилов родился в субботний день 12 апреля. Никто не мог предположить, что от-
мечая свое четырнадцатилетие, он услышит сообщение о первом полете человека в космос. Не знаю, мечтал ли Коля Шилов быть космонавтом, но что-то космическое было в нем, как впрочем, должно быть и в каждом из нас.
Солнце разлито поровну, вернее,
по-справедливости.
Вернее постольку разлито, кто
сколько способен взять.
Эти слова прозвучали в исполнении самодеятельных актеров студенческого театра «Манекен» уже в 1969 г. Наше поколение можно назвать «опаленным» СТЭМом челябинского политехнического. Это та случайность, которая родилась из закономерности. В одном городе учились, работали, творили и формировали мировоззрение поколения Арон Кербель, Лев Рах-лис, Анатолий и Борис Морозовы, Кирилл Шишов, Сергей Борисов и десятки, может быть, сотни вдохновленных.
Их пафос, их внутренняя сопротивляемость и стойкость позволили свершиться удивительному явлению, которое можно назвать поколением 60-х в Челябинске.
Николай Петрович Шилов, безусловно, представитель этого поколения. Для него характерно стремление охватить динамику политических процессов, историю России и Советского Союза, поглотить и освоить литературные пласты и быть справедливыми в оценках... Отсюда предельная активность и стремительность жизни. Процент реализации личности достигал максимума!
Посудите сами.
После окончания Ленинградского государственного института культуры в 1970 г. судьба связала Шилова с Челябинском. И сразу - преподавательская работа. Сразу круговерть практических занятий, контрольных показов, участие в мероприятиях района и города, зачеты и экзамены. Одним словом, жизнь учебная ненасытная, неуемная. Молодой преподаватель - всегда инициатор дополнительных идей и проектов. И «ночной театр» в Челябинском культпросветучилище, и постоянная работа с модными и обязательными агитбригадами. Уже в это первое десятилетие сложилась «школа»
121
А. А. Мордасов
Оставив след пером жар-птицы... (о Николае Петровиче Шилове)
Шилова по разработке удивительных методик подготовки этюдов на основе документального материала, тренинговых упражнений по режиссуре и сценарному мастерству. Известность его как режиссера и сценариста выходит за границы Челябинской области. Екатеринбург и Тюмень, Нижний Новгород и Пермь, Южно-Сахалинск и Курган и сегодня вспоминают яркие мастер-классы и участие Николая Петровича в жюри многочисленных фестивалей и конкурсов.
Активность молодого преподавателя замечена. И он приглашен работать в Челябинский государственный институт культуры. Круги от его деятельности становятся многочисленнее и шире. Авторские методики и уроки творчества (многие совместно с Л. Рах-лисом) и сегодня полезны и оригинальны. «Цветик-семицветик», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Вини-Пуха», «Кого аист в клюве принес?» воспитывают не одно поколение юных челябинцев. Он щедро делится опытом создания игровых и развлекательных программ с культработниками города, области. «Праздничное» творчество Шилова привлекло к себе внимание специализированных изданий и центрального журнала «Праздник», сотрудничество с которым было постоянным, как и работа с курганским проектом «Чем развлечь гостей». Любовь к творческим контактам с прессой, литературными журналами, работа в редакции детского журнала «Тропинка» - это тоже отзвуки предлагаемых обстоятельств шестидесятых.
Одна из ярких страниц биографии создание агит-театра «Софит» при Челябинском государственном университете. Театр стал лауреатом и дипломантом первой степени десятого фестиваля сатиры и юмора «Момус» в Перми (1983), неоднократно принимал участие в культурной программе ВДНХ в Москве. А успехи команды КВН «Формула-1» Челябинского педагогического института на дистанции к вершинам студенческого смеха, безусловно, связаны с именем Николая Петровича. Итог: Шилов - лауреат всесоюзных фестивалей народного творчества (1975, 1977 гг.).
Постоянное желание нагрузить себя работой -черта поколения идеалистов-шестидесятников. Отсюда не только педагогическая работа, но сценарная и режиссерская по проведению многочисленных праздников. Он любил работать с реальными людьми, документальными фактами, обрабатывать их, находить новые грани, как каменных дел уральский мастер. Стремление стать мастером во всех начинаниях отличало Шилова. Этому - ответственному, профессиональному отношению к делу - мы и учились у него, этому и он учился у других. Огромный опыт дала совместная работа с крупнейшим в то время режиссером массовых празд-
ников Тихомировым над праздником Победы во дворце спорта «Юность». Всем памятна придумка Н. П. Шилова в праздничной колонне Тракторозаводского района, которую возглавил М. Я. Макагон на первом тракторе в год 60-летия советской власти.
Возглавив в 1984 г. кафедру режиссуры театрализованных представлений и праздников в ЧГАКИ, он привлек свежие силы. Кафедра наращивала свой педагогический, творческий потенциал, становясь методическим и организационным центром праздничной культуры региона.
В последние годы Н. П. Шилов продолжает активную деятельность. К его помощи обращаются администрации городов области - Южноуральска, Пласта, Кыштыма и др. Среди его проектов: новая акция, которая была предложена и осуществлена на торжественном вечере, посвященном Дню города Челябинска; яркой страницей явился Фестиваль национальных культурных центров Челябинска; масштабные акции детского художественного творчества «Хрустальная капель» и «Президентские игры»; уникальная многолетняя работа на церемонии Областной народной премии «Светлое прошлое». Достижения значительны, но повторюсь, перечисление их недостаточно.
Еще одна преданнейшая любовь - к поэтическому творчеству для детей - осветила его жизнь. «Доктор Муха-Горло -Нос», «Праздник Пам-парам»,
«Страшный зверь», «Самсусам», «Полет над васильками», «Посвящение в лягушки», «День Ромашки» -книги, которые принесли ему известность и статус детского поэта. И это тоже судьба, вобравшая в себя открытость, свежесть детскую, наивность и творческую яркость. Итог: Шилов - дипломант литературной премии им. Л. Н. Толстого (2002), лауреат Всероссийской литературной премии имени П. П. Бажова (2009).
Когда-то известный режиссер студенческого театра Марк Розовский написал книгу под названием «Самоотдача». Именно самоотдача - то, что определило судьбу поколения. Это, на наш взгляд, характеризует деятельность и творчество Николая Петровича.
Шилов любил работать с реальными людьми и реальными событиями, когда готовил праздники и театрализованные программы, любил рыться в газетных статьях, отыскивать факты, подбирать подходящие стихи, песни. Но в какой-то момент все это вспыхивало и в сиянии вдохновения рождались удивительные идеи, к числу которых принадлежит жар-птица в гербе города Пласта.
Именно ее волшебное перо коснулось когда-то юного Шилова и определило его удивительную судьбу и талант.
122